Научная статья на тему 'Современные методы реализации продукции на предприятии металлургии'

Современные методы реализации продукции на предприятии металлургии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЗАТРАТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ КОНТРАГЕНТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутрин А. Г., Туманов К. В.

В условиях нарастающих негативных воздействий внешней среды объективно возникает необходимость пересмотра приемов и методов управления реализацией продукции на предприятии металлургии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методы реализации продукции на предприятии металлургии»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ МЕТАЛЛУРГИИ

БУТРИНА.Г.

доктор экономических наук, профессор ТУМАНОВ К.В.

к. э. н, ст. преподаватель кафедры «Градостроительство» ФГБОУВПО Южно-Уральского государственного университета, начальник управления персонала ОАО «Мечел-Кокс», г. Челябинск

Аннотация: В условиях нарастающих негативных воздействий внешней среды объективно возникает необходимость пересмотра приемов и методов управления реализацией продукции на предприятии металлургии.

Ключевые слова: Методы управления, затраты, оптимизация

В течение последних лет вопросы интеграции в промышленности и роли реализации готовой продукции в этом процессе достаточно активно обсуждаются в научной среде. Интерес к данной проблематике обусловлен значительными резервами повышения конкурентоспособности взаимодействующих производителей и потребителей готовой продукции. Высокие риски, недоверие к контрагентам повышают трансакционные издержки, что снижает конкурентоспособность. В условиях нарастающих процессов интеграции объективно возникает задача эффективного межфирменного управления хозяйственными образованиями в промышленности.

Ключевым узлом здесь является высокое качество управления реализацией готовой продукции. Методология управления реализацией продукции промышленного предприятия прошла путь от разработки методов управления отдельных операций до уровня бизнес-процессов на отдельном предприятии, а затем и до уровня межсистемного взаимодействия. Одной из проблем на современных промышленных предприятиях в условиях интеграции является сложность в выработке и внедрении методического подхода к управлению реализацией готовой продукции, направленного на обеспечение

баланса интересов контрагентов. Таким образом, изменение характера взаимодействий между участниками рынка объективно диктует необходимость совершенствования механизма управления реализацией продукции [1].

Раскрыты особенности реализации продукции в условиях интеграции с покупателями [2]. Традиционный системный подход удовлетворяет потребности текущего этапа развития экономических отношений. Вместе с тем, сегодня в условиях развития интеграционных процессов актуальными становятся вопросы экономической целесообразности и взаимной обусловленности во всей цепи взаимодействия участников, т.е. развития и расширения границ системного подхода, включения в объект его изучения контрагентов. В условиях нарастания интеграционных процессов доказана необходимость расширения границ традиционного системного подхода к оценке и управлению реализацией продукцией интегрированных производителя и покупателя.

С этих позиций базовой категорией системного подхода становится системный комплекс [5]. В нем происходит изменение типов взаимодействий между системами в сторону снижения иррациональности, от конкуренции к сотрудничеству. Положительным итогом такой трансформации является образование

Таблица 2 Характеристика вариантов реализации готовой продукции

Признак Отсрочка оплаты Ожидание продукции

Динамичная поставка Бережливая поставка

Характер воздействия на готовую продукцию Выталкивание продукции Вытягивание продукции Вытягивание продукции

Вид задолженности у производителя Дебиторская Кредиторская Кредиторская

Скорость реакции на спрос Динамичная реализация Динамичная реализация Отложенная реализация

Наличие запасов Есть запасы готовой продукции Есть запасы незавершенной продукции Нет

Режим ценообразования Наценка Скидка Скидка

Вид риска Неоплата дебиторской задолженности в срок Непоставка в срок Неоплата готовой продукции Непоставка в срок Неоплата готовой продукции

Узкое звено Ненадежный потребитель Производство Производство

Рис. 1. Состав затрат на реализацию продукции с отсрочкой оплаты

цепи реализации «производитель-покупатель», основанной на взаимовыгодном долгосрочном сотрудничестве без взаимного участия в собственности.

Многообразие вариантов реализации продукции промышленного предприятия с учетом разновременности поставки продукции и ее оплаты можно свести к трем основным видам: во-первых, поставка продукции со склада потребителю с предоставлением ему отсрочки оплаты; во-вторых, производство и поставка продукции после получения предоплаты от покупателя (ожидание продукции, или так называемая отложенная поставка). В свою очередь, отложенная поставка может быть динамичной при условии наличия запасов и бережливой при их отсутствии и необходимости приобретения и поставщиков); в-третьих, синтезированный вариант как сочетание первого и второго (табл. 2).

Разработан метод планирования реализации продукции промыш ленного предприятия. Он, во-пер-вых, базируется на идентификации источников затрат и потерь в

У =

интегрированнои цепи реализации готовой продукции «производитель-потребитель»; во-вторых, учитывает корреляцию между затратами и потерями; в-третьих, отражает разные схемы реализации продукции с учетом требований внешней среды и взаимодействия с покупателями, каждые из которых по своему влияют на причину и величину затрат и потерь. Метод позволяет спланировать оптимальные параметры реализации продукции с учетом разновременности поставки продукции и ее оплаты. Критерием является минимум интегральных затрат (рис. 1) [7,8].

Имеем оптимизационную задачу: найти время оплаты реализованной готовой продукции, обеспечивающее оптимум целевой функции в стадии реализации.

о.

I (Дг * а+Дг)+ш а-чл+х +а-/2)*/)+

¿=1

¿=1

N.

1=1

%

+-

рент

¿=1

■ +

+

• • кпроизв + г ~ гщ>) | '

зп,

365

365

ОКЛ | А х ^инв х УС |

365 365 365

ЗП% +

Вл -I

365

векселя

365

■УС

+ Вг

% -V

/ирент

—» Ш1П (2)

г

ЭКОНОМИКА

Интегральные затраты на реализацию продукции у при ожидании покупателем продукции

Затраты на запасы

Потери У2

На

приобретение материальных ресурсов уп

На

иммобилизацию средств в

запасах >'

12

От скидок у

21

Рис. 2. Состав интегральных затрат при ожидании покупателем продукции

От ухода покупателя >'

У = (У1+У2)^™Я 0)

или:

гдеЦ- цена приобретаемого /'-го ресурса, руб.; Oí

- количество приобретаемого /'-го ресурса (размер заказа), единиц; Д. - стоимость доставки приобретаемого /'-го ресурса до склада предприятия, руб.; Sí

- объем потребности в определенном запасе, единиц; Оор- совокупные годовые затраты на содержание отдела, выполняющего заказы на восполнение запасы, руб.; Ые- число выданных за год заказов по всем позициям запаса, - размер страхового запаса единиц определенного вида ресурса, единиц; / - затраты на содержание единицы определенного вида запаса, руб.; %реит - норма прибыли предприятия как показатель альтернативного вложения капитала; В1 - стоимость реализованной продукции в кредит, руб./год; t - время оплаты реализованной продукции, дни; % Б- процентная ставка по кредиту в год, безразмерная; 4роте - производственный цикл (включающий время транспортировки материальных ресурсов, время складирования, переработки в готовый продукт, дни; - время оплаты счетов поставщиков материальных ресурсов, дни; % „ -процент неоплаченной задолженности потребителями продукции, %; ЗПокл - окладная часть оплаты труда службы взыскания задолженности, руб.; 3/7%-премиальная часть, %; УС - учетная ставка факторинговой компании, %; ^,шв - период инвестиро-

вания фактор-компанией средств в покупку долга, дни; 1вексеш - время обращения векселя в денежный эквивалент при неденежной форме оплаты товара, -процент скидки, безразмерная величина.

Рассмотрим второй вариант реализации. С одной стороны, снижается выручка за счет требования предварительной оплаты и необходимости по этой причине предоставлять покупателю скидку, снижается количество покупателей в условиях конкурентной среды; с другой стороны, снижаются затраты на запасы, так как нет необходимости предварительно формировать запасы. При определении затрат на запасы в работе модифицирована теория Дж. Форрестера за счет включения дополнительных элементов (рис. 2). Это позволило выявить и исследовать два режима реализации в рамках данного варианта: динамичная поставка за счет уже имеющихся запасов незавершенной продукции и бережливая за счет экономии на запасах и приобретении их у поставщика материальных ресурсов после получения предварительной оплаты [7,8].

Имеем оптимизационную задачу: найти время ожидания готовой продукции, обеспечивающее оптимум целевой функции

У = (У1 +_У2)^тН1 (3)

или:

ЭГС81П| /I / \

у = 1-В2 + иА-Х-В2-а-%рент + В2 •%рент-81ш1 •[е2<2 -1)-и +

71 • 7

и тах

+ в2 • % рент *

ж

2 тах

У-^тах-Ы + 1 (1-гтт)

0, при х<с

(г -1 тт)2, при ¿2 > с;

м?.

+ ^зтах-/1 'тах. у(Мтт) (1 -1 тт)

—» тт

t

(4)

где ? - удельный вес предварительной оплаты, %; В2- объем продаж по предоплате, руб.; / - часть требований, удовлетворяемая за счет запасов, безразмерная; /тах - предел заказов, удовлетворяемых за счет запасов готовой продукции, безразмерная; Х - коэффициент относительного запаса на заводе, безразмерная; а - параметр зависимости, определяющий форму и масштаб кривой, безразмерная; %Рент~ рентабельность предприятия как показатель альтернативного вложения капитала; *1тах - максимальный размер скидки, %; - среднегодовая выручка на одного покупателя в режиме ожидания готовой продукции, руб./покупатель; У - параметр, определяющий форму зависимости числа ушедших покупателей первой группы, безразмерная; м'1тах- максимальное число ушедших покупателей первой группы, ед.; м'2тах - максимальное число ушедших покупателей второй группы, ед.; м'3тах -максимальное число ушедших покупателей третьей группы, ед.;и - параметры зависимости величины скидки, отражающие конкурентную среду, характеризующие форму кривой, безразмерная.

Разработана экономико-математическая модель определения параметров реализации продукции промышленного предприятия [6]. Модель позволяет, во-первых, определить оптимальные параметры реализации продукции в режиме отсрочки оплаты, во-вторых, определить оптимальные параметры реализации продукции в режиме ожидания покупателем готовой продукции; в-третьих, спланировать наилучшее соотношение режимов реализации продукции в условиях динамичной конкурентной среды. Моделирование было реализовано в рамках набора подпрограмм на языке Ма11_АВ. Основным достоинством Ма11_АВ является относительная простота манипуляций с матричными и другими видами данных, а также удобными средствами вывода всевозможных графиков. Главное преимущество данной системы в том, что в ней реализованы многочисленные эффективные математические алгоритмы практически для всех областей деятельности, в т.ч. для решения систем уравнений и задач оптимизации.

Моделирование первого варианта реализации продукции показало, что минимальное значение интегральных затрат достигается при значении времени оплаты реализованной продукции дней и составляет у(г = 5) = 28,346 -106 руб. Моделирование второго варианта реализации продукции показало,

что минимальное значение интегральных затрат достигается при величине предоплаты 7 = 40% и времени ожидания готовой продукции 34 дня. Оптимальное время реализации не зависит от величины предоплаты; величина предоплаты изменяет абсолютное значение величины суммарных затрат и потерь.

Модель позволяет также спланировать наилучшее соотношение режимов реализации продукции: с точки зрения минимизации суммарных затрат и потерь при синхронизации вариантов минимум достигается при времени оплаты реализованной продукции 5 дней и времени ожидания готовой продукции от 17 до 34 дней в зависимости от величины предоплаты и объема продаж по предоплате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Бутрин, А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография /А.Г.Бутрин. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ,

2008,- 132 с.

2. Бутрин, А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов Интегрированных предприятий: монография / А.Г. Бутрин. - Челябинск: изд -во ЮУрГУ, 2011,-313 с.

3. Бутрин, А.Г. О преподавании финансовой логистики/ А.Г.Бутрин// Логистика. - 2008 - № 1. -С. 39-40.

4. Бутрин, А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин,- Челябинск,

2009. - 180 с.

5. Бутрин А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие,- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 184 с.

6. Бутрин, А.Г. Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие/А.Г. Бутрин. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - С. 105.

7. Туманов, К.В. Экономико-математическое моделирование реализации продукции промышленного предприятия/ К.В.Туманов, А.Г.Бутрин// Фундаментальные исследования. - 2013 - № 10 (часть 5). -С. 1117-1121.

8. Цаплин, В.И. Формирование эффективной цепи издержек промышленного предприятия/ В.И. Цаплин, А.Г.Бутрин// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. -№ 28(45). - С. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.