Научная статья на тему 'Современные проблемы воспитывающего обучения в парадигме стандартизации общего среднего образования'

Современные проблемы воспитывающего обучения в парадигме стандартизации общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / STANDARDIZATION OF EDUCATION / INTERDISCIPLINARY APPROACH / THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS / PHILOSOPHICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская Ольга Владимировна

Рассматриваются ключевые проблемы модернизации общего среднего образования в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Предлагаются современные подходы к повышению качества обучения, воспитания и развития обучающихся, оптимизации содержания и методов образовательного процесса в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF RAISING TRAINING IN THE PARADIGM OF STANDARDIZATION OF GENERAL SECONDARY EDUCATION EDUCATION

The article examines the key problems of modernization of secondary education in the context of the Federal state educational standards of the second generation. The author offers modern approaches to quality improvement, training and development of students, optimization of the content and methods of educational process in modern school.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы воспитывающего обучения в парадигме стандартизации общего среднего образования»

УДК 378.09:5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПАРАДИГМЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Заславская

Рассматриваются ключевые проблемы модернизации общего среднего образования в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Предлагаются современные подходы к повышению качества обучения, воспитания и развития обучающихся, оптимизации содержания и методов образовательного процесса в современной школе.

Ключевые слова: образование, стандартизация образования, метапредметный подход, результат освоения образовательных программ, мировоззренческие аспекты содержания образования.

Государственные образовательные стандарты общего среднего образования второго поколения можно рассматривать как педагогический ответ на вызовы времени: они, безусловно, - дитя демократизации общества и Школы как её составляющей - с одной стороны (в эпоху «единой общеобразовательной политехнической» вопрос о Стандартах не возникал за ненадобностью), и отражение принципов рыночной экономики - с другой (слово «стандарт» органично встраивается в ряд таких слов, как «образовательная услуга», «государственный заказ», «подушевое финансирование», «качество образования» и пр.).

Пожалуй, впервые именно в Стандартах внятно сформулированы требования к образовательному результату как объекту стандартизации, определяются его компоненты - предметный, метапредметный и личностный.

Личностный компонент результата освоения образовательных программ - это логическое завершение много лет декларируемого личностно-ориентированного подхода в образовании, его, условно говоря, опредмеченная сущность. Метапредметный компонент результата - это итог широко используемого в школе межпредметного подхода, осуществления межпредметных связей, которые, по логике педагогического процесса, ценны тем, что способны формировать у учащихся особые - межпредметные, надпредметные - знания, умения и навыки.

В новых Стандартах, к сожалению, здравая мысль о месте и роли метапредметного компонента результата освоения образовательных программ сведена в конечном итоге к требованию формировать у школьника универсальные (метапредметные) учебные действия. При этом не учитывается то, что формирование «действий» (умений, навыков)

метапредметного характера происходит исключительно в процессе освоения учащимися метапредметных понятий, в работе с метапредметным (надпредметным, культурологическим) содержанием учебного материала.

Каким образом в школьном образовании мы можем осуществить теоретическое усвоение мировоззренческих категорий? Прежде всего - в процессе обучения. Каковы педагогические требования к деятельности учителя, которая должна быть направлена на формирование мировоззренческих убеждений учащихся? Она должна быть источником ценных моральных, политических, эстетических отношений, положительного успешного личного опыта учащихся, «опыта борьбы и преодоления» (Макаренко).

Другими словами, учебный процесс должен субъективно восприниматься учащимися как путь к себе через науку и образование. Иначе говоря, речь идет о том, что одним из главных путей реализации идеи личностно-ориентированного обучения является мировоззренческое осмысление (интерпретация) содержания образования. Сразу подчеркнем, что интерпретирование содержания образования в мировоззренческом плане не предполагает подведение учащихся к единственно истинной мировоззренческой модели, доктрине, а направлена на обсуждение стохастических истолкований научных данных в духе плюрализма концепций, толерантности, осознания явлений аттракции, бифуркации, нелинейности развития, атипизма в любом процессе и т.д. Кстати, такие постулаты синергетики, как вариативность, альтернативность, интерпретативность познания, становятся аксиомами педагогического подхода к формированию креативного мышления как неотъемлемой составляющей метапредметного компонента результата освоения образовательных программ.

Однако мировоззренческое содержание представлено в учебном материале в неявном, латентном состоянии, оно как бы растворено в нём и в реальном учебном процессе выступает не как данность, а как возможность. Имеется в виду, что нет никакого автоматизма, спонтанности в опредмечивании указанных идей для учащихся, т.к. учебный материал каждой темы всегда имеет объем частного, конкретного, единичного знания, опознать в котором существующие мировоззренческие связи и зависимости самим учащимся сложно или невозможно. Следовательно, по определению, выявление мировоззренческого содержания и осмысление его объективно относится к категории творческой учебной деятельности, требующей для исполнения известного уровня культуры мировоззренческого мышления.

Как показали исследования и опыт, формирование такой культуры -сложный процесс, включающий два этапа.

Первый - вычленение, извлечение мировоззренческих идей из конкретного учебного материала. В процессе этой познавательной деятельности происходит усложнение, раздвоение предмета усвоения, его «расщепление».

Второй - повышение уровня обобщенности обозначенных мировоззренчесих идей с помощью опоры на явление повторяемости одних и тех же идей в различных учебных темах, предметах, разделах, и выход на категорию мировоззренческого знания. Методически это может быть выражено в усилении роли и обеспечении единства ретроспективного и перспективного анализа, анализа факторов - от единичного, особенного к общему, всеобщему.

Структура и функции мировоззрения требуют, чтобы в процессе его формирования были представлены, с одной стороны, усвоение школьниками теоретических положений научной идеологии, с другой -обогащение личного, индивидуального социально-нравственного опыта учащегося - познавательного, гражданского, морального, эстетического.

В деле воспитания мировоззрения школьников, для которых ведущим типом деятельности является учение, важное значение имеет вопрос о роли мышления, теоретического познания в выработке мировоззрения. Личный познавательный опыт человека - это составная часть теоретического познания, оказывающая влияние на процесс перехода знаний о мире в субъективные взгляды, убеждения. При определенных условиях теоретическое познание, понятийное мышление (например, учение) приводит к подлинным убеждениям, к формированию мировоззрения.

Когда ставится задача воспитать мировоззренческие взгляды и убеждения, приобретает особое значение успешность, результативность деятельности. Не просто трудности, борьба, работа - но преодолённые трудности, победоносная борьба, успешная работа - таково условие эффективного воздействия деятельности на формирование убеждений. Так складывается подлинное убеждение, возникающее в процессе индивидуального опыта, с присущими опыту переживаниями удач и ошибок, преодолением противоречий в самих фактах и собственной мысли, проверкой своих сил в самостоятельной познавательной деятельности, иначе - с появлением личностного отношения к рассматриваемой общей проблеме.

Но одновременно к моменту, когда сформировано мировоззренческое знание и возникло убеждение в необходимости его применения, происходит как бы скачок: ранее усвоенное, просто понятое исходное теоретическое положение осознается как обобщение личного, «моего» опыта, т.е. и само положение превращается в личностное приращение мировоззрения - в убеждение.

Таким образом, можно сделать вывод, что при правильно поставленном обучении последнее может явиться источником и основой подлинных убеждений мировоззренческого характера. Сказанное не означает умаления роли практического опыта в формировании мировоззрения школьника. Мысль о значении практического опыта для выработки мировоззрения обладает прочностью аксиомы и не нуждается в дополнительном анализе. Важно только подчеркнуть, что не следует сводить роль обучения в формировании мировоззрения учащихся к одному лишь просветительству, к теоретическому освещению приобретенных ими в жизненной практике взглядов. Вместе с тем нельзя не отметить, что познавательный и реально практический опыт взаимосвязаны, но не могут быть полностью заменены один другим.

Основными «универсальными» умениями при таком подходе к отбору содержания и технологий обучения являются следующие:

• умение осуществлять связь изучаемого материала с современностью, чем обеспечивается перспективность в подходе к явлениям;

• умение учитывать все реальные причинно-следственные зависимости, определяющие особенности тех или иных проявлений в конкретных условиях, чем обеспечивается объективность анализа;

• умение правильно строить обобщение на основе сопоставления (по аналогии или контрасту) мировоззренческого содержания изучаемого в данный момент учебного материала и соответствующего содержания ранее изученного материала.

Особая роль данных умений и приобретенного на их базе личного опыта состоит также в том, что владение ими укрепляет уверенность учащихся в своих умственных силах, в истинности своих взглядов, чувство нравственной устойчивости и другие интеллектуальные и моральные чувства, способствующие формированию самостоятельной, активной и цельной личности.

«Кирпичики» мировоззренческой культуры - это знания и умения не только в их информативной функции, но и в качестве знания-культуры, знания-ценности, знания-переживания, знания-отношения, т.е. в их модальных аспектах, с учетом валентности знаний. Можно предположить, что учебный процесс таким образом превращается в процесс подлинно воспитательный, т.е. способствующий средствами науки образованию внутреннего идейного пространства личности ребенка, опосредующего все внешние влияния и обеспечивающего ориентацию личности в мире людей и явлений.

Заславская Ольга Владимировна, д-р пед.наук, проф., Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»

MODERN PROBLEMS OF RAISING TRAINING IN THE PARADIGM OF STANDARDIZATION OF GENERAL SECONDARY EDUCATION EDUCATION

O.V. Zaslavskaya

The article examines the key problems of modernization of secondary education in the context of the Federal state educational standards of the second generation. The author offers modern approaches to quality improvement, training and development of students, optimization of the content and methods of educational process in modern school.

Key words: education, standardization of education, interdisciplinary approach, the development of educational programs, philosophical aspects of educational content.

Zaslavskaya Olga Vladimirovna, PhD.Sciences, Professor, honored teacher of the Russian Federation, GOU DPO "FDI and PPRO"

УДК 378.147.34

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

О.Ю. Иванова, П.И. Образцов

Рассматриваются вопросы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку студентов неязыковых направлений бакалавриата. Представлены этапы проектирования технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих бакалавров.

Ключевые слова: компетентностно-ориентированный подход, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, технология профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

В контексте решений Болонской Декларации политика модернизации системы российского высшего профессионального образования предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, который дает возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства [1].

Одним из важнейших преобразований в системе высшего профессионального образования является введение федеральных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.