Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор формирования интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на ФГОС'

Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор формирования интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. INTELLECTUAL CULTURE / CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION / STANDARDIZATION OF EDUCATION / UNIVERSAL STUDY SKILLS / SYSTEM THINKING / DIALECTICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трапезникова Елена Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос о значении междисциплинарной интеграции в формировании интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, определяются важнейшие свойства интеллектуальной культуры как интегративной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary Integration as the Most Important Factor of Pupils’ Intellectual Culture Development within the Framework of FSES

The article considers the problems of the role of cross-disciplinary integration in forming the intellectual culture of students in the frames of the transition to The Federal State Educational Standard of the Second Generation, determines the most important characteristic features of the intellectual culture as the integrative category.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция как важнейший фактор формирования интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на ФГОС»

^Трапезникова 'ЕЖ

Мелфисциплинарная интеграция г^аг^важцейший фактор...

УДК 37.032

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Трапезникова Е.В.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении междисциплинарной интеграции в формировании интеллектуальной культуры учащихся в рамках перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, определяются важнейшие свойства интеллектуальной культуры как инте-гративной категории.

The article considers the problems of the role of cross-disciplinary integration in forming the intellectual culture of students in the frames of the transition to The Federal State Educational Standard of the Second Generation, determines the most important characteristic features of the intellectual culture as the integrative category.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, междисциплинарная интеграция, стандартизация образования, универсальные учебные действия, системное мышление, диалектическое мышление.

Intellectual culture, cross-disciplinary integration, the standardization of education, universal study skills, the system thinking, the dialectical thinking

Наша страна вступила в период модернизации, но эта модернизация может быть успешной в том случае, если наша экономика будет иметь кадры, способные к инновационной деятельности и внедрению высоких технологий во все отрасли народного хозяйства. В свете этого особое значение приобретает задача формирования интеллектуальной культуры учащихся. Мы рассматриваем интеллектуальную культуру как особый феномен, включающий в себя знания, умения, навыки (компетенции), соответствующие им убеждения, нравственные принципы и практические действия. Таким образом, интеллектуальная культура имеет гностический, аксиолого-этический и праксиологический компоненты.

Стандартизация образования и особенно будущие Стандарты второго поколения для

школы, обсуждение которых идет сейчас, предусматривает повышение уровня и знаний, и убеждений, и нравственности учащихся. Но особый упор предлагается сделать на праксиологический аспект, на реализацию системно-деятельностного подхода, составляющего одну из идей ФГОС общего образования. Преподавание предметов с позиций системно-деятельностного подхода предполагает формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

В процессе преподавания учитель должен ориентироваться, помимо предметных, на метапредметные результаты обучения, включающие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Достижение метапредметных результатов возможно при опоре на компетентностный подход. Внедрение компетенций усилит практическую направленность обучения. А успешная реализация праксиологического аспекта в свою очередь будет способствовать лучшему пониманию и укреплению фундаментальных теоретических знаний учащихся.

Важнейшим фактором успешного решения данных задач является междисплинарная интеграция. Междисциплинарные связи, их планирование, их реализация - одна из важнейших и сложнейших проблем как содержательно-смыслового, так и методического плана в обра-

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

99

Лсгирлого-педагогическде сопровождение фТОС

зовательном процессе. Об этих связях учителя часто говорят, но не всегда правильно понимают их сущность. И в результате в образовательных программах и в рабочих планах учителей упоминание об этих связях на практике часто носит декларативный характер. А между тем без реализации междисциплинарных связей и взаимодействий сформировать научное мировоззрение и гностический компонент интеллектуальной культуры невозможно. Поэтому педагогическим работникам необходимо понимать теоретико-методологическую основу междисциплинарной интеграции, что в определенной степени обеспечит готовность учителя к работе по новым стандартам и к достижению метапредметных результатов.

В организации научно-методической работы средней общеобразовательной школы № 1 Копейского городского округа этой проблеме мы уделяем особое внимание как в рамках научно-педагогических семинаров, так и в процессе каждодневной работы по контролю за качеством учебно-воспитательной деятельности учителя. Мы стремимся добиться понимания учителями того, что основной интенцией междисциплинарного подхода является интеграция. Для современной эпистемологии характерны не только дифференциация наук, но и их сближение и интеграция. При этом интеграция доминирует в этом процессе. Интегративным движениям современной науки должны адекватно соответствовать интегративные процессы в системе образования. Не случайно и наиболее выдающиеся научные открытия, и наиболее интересные методические находки делаются на стыках наук и на уровне междисциплинарного взаимодействия.

Интеграция, как и систематизация, является формой теоретического синтеза, но в отличие от систематизации, являющейся экстенсивной формой теоретического синтеза, при которой не создается новая качественная определенность, а происходит лишь упорядочивание элементов по вертикальным и горизонтальным структурам, интеграция является формой интенсивного теоретического синтеза. В результате интеграции создается новая качественная определенность, обладающая такими свойствами, которыми не обладали интегрируемые компоненты. В пирамиде наших знаний интеграция - это процесс движения мысли от эмпириче-

ских знаний через частнонаучные, затем общенаучные к философско-мировоззренческим знаниям, т. е. идет движение мысли от основания пирамиды к ее вершине (для сравнения, систематизация - это обратный процесс: от вершины пирамиды к ее основанию). Таким образом, междисциплинарная интеграция может в учебном процессе осуществляться на различных уровнях. В качестве примера ее осуществления на частнонаучном уровне мы можем привести овладение учащимися понятиями курса общей биологии, который обобщает знания, полученные учащимися ранее при изучении ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

Примером интеграции на общенаучном уровне является вооружение учащихся понятием системности. Любое научное мышление может быть только системным. Системное мышление - это важный элемент общего мировоззрения, но это еще не философско-мировоззренческий уровень. Философско-мировоззренческий уровень мышления учащихся и неотъемлемый признак их интеллектуальной культуры - это формирование онтологического и диалектического подходов к анализу изучаемых явлений. Междисциплинарные связи, таким образом, могут быть реализованы, в основном, на общенаучном и философско-мировоззренческом уровнях. А это требует от учителя понимания общенаучных и философских проблем и выходов в обучении на этот уровень.

В процессе нашей работы мы обнаружили, что наибольшую сложность для учащихся, да и для некоторых учителей, представляет анализ развития мира и отдельных явлений с позиций формальной и диалектической логики. Если формальная логика опирается на закон непротиворечия и оперирует понятиями «или... или», то диалектика, как наиболее глубокое всестороннее учение о развитии, утверждающая одновременно и абсолютность, и относительность истины, оперирует союзами «и... и». Она дает возможность соединять противоположности и высказывать об изучаемых явлениях диаметрально противоположные суждения. Очень важно отметить, что диалектика, делая акцент на релятивность, относительность истины, препятствует абсолютизации каких-либо явлений, ставит барьер абстрактности и метафизичности

, ™ (Выпуск 3(8) * 2011

Лаучно-теоретическии журнал 100 „г - „г „ ^

г ' Швои Школе-Швые Стандарты

^Трапезникова 'ЕЖ

Мелфисциплинарная интеграция г^аг^важцейший фактор...

мышления. Человек, обладающий интеллектуальной культурой, отличается всесторонностью рассмотрения явлений и пониманием конкретности истины.

С методических позиций междисциплинарная интеграция очень важна тем, что она препятствует софистическому, то есть одностороннему пониманию изучаемых явлений. С описанным выше движением мыслительных процессов от менее обобщенных понятий к более обобщенным понятиям связаны и такие процессы, как конвергентность и дивергент-ность мышления. Для диалектического мышления характерно сочетание того и другого, но при доминирующей роли дивергентного (альтернативного) мышления.

При формировании диалектического мышления и интеллектуальной культуры в целом очень важно, чтобы и учителя, и учащиеся поняли, что без овладения методологическими принципами невозможно научное познание. Методология - это наиболее обобщенное учение о методах, то есть о принципах и способах познания и преобразования действительности. Не случайно классики европейской философии нового времени сравнивали метод с фонарем, освещающим дорогу путнику. Методологических подходов много: и системный, и деятель-ностный, и аксиологический, и культурологический, и диалектический, и исторический, и синергетический, и др. Все они могут быть распределены по различным уровням, в зависимости от степени обобщенности. Чем выше уровень обобщенности того или иного метода, тем больший круг явлений можно изучать или исследовать с помощью этого метода. Вообще, надо отметить, что любое родовое понятие (т.е. понятие, отличающееся высокой степенью обобщенности) по отношению к видовому (т.е. отличающемуся меньшей степенью обобщенности) выполняет методологическую функцию.

Говоря о диалектическом понятии «мышление» и раскрыв понятие интеграции и систематизации, необходимо отметить, что с этими понятиями тесно связаны такие процессы мыслительной деятельности, как индукция (восхождение мысли от частного к общему) и дедукция (восхождение мысли от общего к частному, конкретному второго порядка). Старшеклассник уже должен не только оперировать этими процессами, но и стремиться осознать их, хотя

одновременно и осуществлять процесс познания, и осознавать его механизм - задача очень трудная. Но учитель должен это понимать и рационально пользоваться этими мыслительными процессами сам и добиваться этого от учащегося. При этом очень важно отметить, что в процессе научного познания активно задействованы и индуктивное, и дедуктивное мышление. Но есть некоторые особенности. Индукция как мыслительная деятельность, тесно связанная с интеграцией, доминирует в процессе познания на эмпирической стадии. При теоретическом же познании при участии того и другого процесса доминирует дедуктивное мышление. Это необходимо отметить в связи с тем, что процесс стандартизации образования, ориентируя на выработку компетенций, тем не менее, предусматривает необходимость сохранения принципа фундаментализации знаний.

Рассмотрим теперь, как в образовательном процессе реализуется междисциплинарная интеграция. Самым важным, на наш взгляд, предметом при решении задач планирования и реализации межпредметности является курс обще-ствознания. Этот курс был введен в учебный план школы в 1962 году. За это время он претерпел значительные изменения и далеко не в лучшую сторону. За последние 20 лет в преподавание этого курса были внесены такие изменения, которые сделали доминирующим экономический и правовой материал. Если в первые десятилетия хотя бы в элементарной форме учебная программа предусматривала ознакомление учащихся с метафизической (философской) проблематикой, то теперь ученики не понимают значение слова «философия», а именно философия предусматривает установление глубинных междисциплинарных связей, интеграцию (преодоление коридорного характера учебных дисциплин и синтез знаний в цельное мировоззрение). Если наука расчленяет реальную действительность на конкретные направления, то философия в целом через философскую проблематику конкретных наук объединяет мир. Мировоззрение человека должно характеризоваться целостностью. Мы ориентируем учителей на то, что плюрализм в познавательной деятельности ученика необходим. Но плюрализм должен характеризовать процессуальную сторону познания. Мировоззрение же человека на результативной его стадии должно

Лаучно-теоретичесщй журнал 101

Лсгирлого-педагогическде сопровождение фТОС

характеризоваться монизмом. Через связь об-ществознания со всеми предметами школьного учебного плана идет процесс формирования интеллектуальной культуры. Кроме гуманитарных предметов (истории, литературы, экономической и политической географии, МХК), преподавание обществознания в нашей школе тесно связано с преподаванием физики, математики, химии, биологии. За счет интеграции многих тем в курсах отечественной и всеобщей истории, обществознания и других гуманитарных предметов в нашей школе выкраиваются часы для ознакомления учащихся с историей философии, с основными философскими направлениями и их содержательно-смысловым наполнением. Изучаются также проблемы макроэкономики. При изучении онтологических проблем и диалектики учитель обществознания подчеркивает их тесную связь с такими научными проблемами, как теория относительности А. Эйнштейна, теория диссипативных структур И. Пригожина, периодическая система химических элементов Д. Менделеева, теория эволюции Ч. Дарвина, теория катаклизмов, а также ряд положений квантовой механики и особенности познания ее явлений.

Важным элементом нашей экспериментальной деятельности является и осуществление постоянной интеграции философии и литературы. Содержание ее заключается в изучении философского контекста создания художественных произведений, философской картины мира соответствующей эпохи; в выявлении связи творчества писателя с учениями философов времени; в исследовании влияния философских учений времени на формирование ведущего творческого метода в литературе. На уроках по литературе XIX века мы говорим о философских исканиях, характерных для всех крупных писателей, особенно для Ф.М. Достоевского. Понимание свободы как нравственной чистоты личности близко у Достоевского и Канта. Мы учим школьников видеть в литературных произведениях русской классики философское начало, даже если оно органически вплетено в художественную ткань. Интеграция литературы и философии позволяет на качественно новом уровне организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся, потому что философия - особый способ познания, исследование первопричин и начал всего сущего. Лите-

ратура как искусство слова — творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие ту или иную форму действительности и воплощающие эстетическое, гносеологическое, онтологическое, моральное и другое отношение к ней человека. Литература всегда направлена на человека, на его познание - в этом непосредственная близость ее с философией.

В нашей школе осуществляется постоянная интеграция «предметов о человеке» с предметами естественнонаучного цикла, выявляется их сущностное единство, особенно единство исследовательских методов. Мы стремимся донести до учащихся мысль о том, что в естественных науках исследователь имеет дело с различными типами интерпретации, так как факты для проверки его гипотез не «даны», а всегда истолкованы, интерпретированы. Объяснения в естествознании - это попытки обнаружения причин и причинных механизмов. В науках о человеке ученый также пытается найти причины событий, обнаружить мотивы действий (особый тип причин). Содержание данной интеграции заключается также в выявлении влияния открытий в области естественных наук на изменение картины мира, концепции личности той или иной эпохи, на формирование позитивистской, антропоцентрической картины мира.

Подводя итог изложенному, отметим следующее. Школа сейчас переживает период радикальных изменений. На наш взгляд, не все изменения оправданы. Подходя с диалектических позиций, мы должны понимать, что любая инновация, любое внедрение чего-то нового есть в то же время отрицание чего-то того, что было. И надо очень внимательно посмотреть, что надо и что нее надо отрицать. Например, после вхождения нашей системы образования в Болонский процесс в нашей педагогической науке широко распространился компетентност-ный подход. Усиление праксиологической направленности даваемых учащимся знаний мы можем только приветствовать, но многими педагогами компетентностный подход стал пониматься как ослабление принципов фундаментальности знаний. Мы считаем такую позицию ошибочной. Фундаментальность знаний является неотъемлемым принципом интеллектуальной культуры человека - человека будущего, способного модернизировать страну. И важ-

, (Выпуск 3(8) * 2011

жаучно-тесюетическии журнал 102 „г - „г „ ^

г ' Швои Школе-Швые Стандарты

ЛСрапеэнщдва <£.$.

IМелфисциплинарная интеграция г^аг^важцейший фактор...

нейшим фактором формирования интеллектуальной культуры учащихся может быть, на наш взгляд, междисциплинарная интеграция изучаемого материала. Считаем необходимым высказать эти мысли, поскольку сейчас идет процесс обсуждения стандартов второго поколения для школы. Теоретические, фундаментальные знания и умение их применять для решения конкретных задач практической жизни должны синтезироваться в единое целое. Только так мы можем воспитать человека, способного к творческому преобразованию действительности.

Литература

1. Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в обучении [Текст] / П.Г. Кулагин. - М.: Просвещение. - 2003. - 256 с.

2. Максимова, В.Н. Межпредметные связи

и совершенствование процесса обучения: кн. для учителя [Текст] / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение. - 1984. - 143 с.

3. Скворцов, Л.В. Интеллектуальная культура и историческое знание [Текст] / Л.В. Скворцов // Мир библиографии. - 2001. - № 6. -С. 5-10.

4. Теремов, A.B. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения [Текст] / A.B. Теремов // Профильная школа. - 2007. - № 4. -С. 1-9.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст]. - Режим доступа: www. standart. edu.ru.

6. Проект ФГОС: Среднее (полное) общее образование [Текст]. - Режим доступа: www. standart .edu.ru

Яауч но-т сорст meaqi h журнал

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.