Вопросы общего образования
УДК 373.547 ББК Ч426.87
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
А.С. Бароненко
В данной статье рассматриваются следующие вопросы: «Философская культура как социальная и педагогическая категория», «Является ли философия наукой?», «Междисциплинарный характер философской культуры», а также опыт практической реализации задачи формирования философской культуры старшеклассников в МОУ СОШ № 1 Копейского городского округа. Рассматриваемая проблема является очень актуальной в плане формирования научного мировоззрения учащихся. Теоретическую значимость имеют уточнения понятий «философская культура», «гносеологическое обоснование межпредметных связей». Новизна исследования заключается в разработке и успешной реализации в практике работы школы № 1 г. Копейска пропедевтического курса основ философских знаний. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования нашего опыта в практике работы со старшеклассниками в средней школе, а также в средних специальных учреждениях.
Ключевые слова: культура, философия, философская культура, наука, научное мировоззрение, духовность, теоретический синтез, междисциплинарные и межпредметные связи, авторская учебная программа, старшеклассники.
1. Философская культура
как социальная и педагогическая
категория
Многие вставшие в полный рост социально-экономические и политические проблемы наше общество может решить только на основе повышения культурного уровня основной массы населения. Но начинать нужно со школы, так как она как никакой другой социальный институт работает на будущее. Семена культуры как достижений человечества в материальной и духовной сферах, посеянные в сознании и душах старшеклассников сегодня, завтра дадут всходы гражданственности [1, 2, 4].
Важнейшим компонентом культуры не только всесторонне грамотного, гармонично развитого человека, но и специалиста, компетентного в своей области деятельности, является философская культура.
Философская культура также является категорией социальной. Вместе с тем она является и категорией педагогической, поскольку мы ставим целью приобщение учащихся к основам этой культуры.
Многие явления в истории возвращаются к нам, но на новой основе, новом витке спирали. В современном обществе наблюдается ренессанс рационализма. Проверку разумом на прочность должны выдержать те понятия и социально-теоретические положения, которые ещё вчера казались нам аксиомами. В этом одна из характернейших особенностей нового мышления. Но для того, чтобы научиться разумно мыслить, человек в процессе своей интеллектуальной деятельности должен овладеть хотя бы азами философской культуры. Разумно мыслящий - это философски мыслящий человек. Разумное мышление отличается от обыденного сознания, базирующегося на здравом смысле, тем, что оно не ограничивается скольжением по поверхности вещей и явлений, а проникает вглубь, устанавливает причинно-следственные связи, рассматривает соотношения и функциональные зависимости между элементами этих систем. Только разумно мыслящий человек может выработать самостоятельную жизненную позицию [9]. Владение философской культурой предполагает преодоление, прежде всего, обыденного пред-
ставления об оторванности философских категорий от жизненных реалий. Философские категории и проблемы, несмотря на высокий уровень абстрагирования, отражают явления в их взаимосвязи, в движении, в борьбе противоречий как источнике этого движения [6, 11, 13].
Философские вопросы - это вопросы не об объектах реальной действительности, а об отношении к ним человека. Вечные интересы человеческого разума о том, познаваем ли мир, и как человек его познаёт, что человек должен делать, на что можно надеяться, в чём смысл жизни - всё это вопросы, которые волнуют людей всех поколений и всех возрастов. При этом надо отметить, что они не могут иметь окончательного решения, так как каждая эпоха возрождает эти вопросы в новых условиях и в новых формах. Философскому знанию присуща огромная эвристическая и прогностическая сила. Философские теории очень часто опережают научные открытия и предсказывают возможные векторы развития науки [8, 10-12].
Ещё античные авторы считали, что любовь к мудрости базируется на способности человека удивляться. От этой способности зависит духовный мир человека, и вместе с тем, его духовный мир оказывает влияние на эту способность. Нам нужно тщательно поддерживать в учащихся эту способность. В последние годы особенно модной стала фраза «Я уже ничему не удивляюсь» или «Меня уже невозможно ничем удивить». Произнесение этой фразы стало чем-то вроде признака хорошего тона. Но, на самом деле, человек, который перестаёт удивляться чему-либо, обречён на интеллектуальную стагнацию.
Философия в какой-то мере трагична, так как она открывает человеку не всегда утешительную истину, показывает жизнь как борьбу, в которой неизбежны жертвы. Она даёт человеку ответ на «вызов судьбы», даёт ему осознание смертности человека и необходимости понять смысл жизни.
Наличие у человека философской культуры и знание философских законов и категорий - далеко не тождественные явления. Человек должен превратить философские знания в методологию познания и исследования. Предметом именно философии являются так называемые «вечные» вопросы, которые каждое поколение и каждый человек решают для себя заново (особенно это характерно для старшего школьного возраста). Это проблемы
смысла жизни, духовности, добра и зла, любви и ненависти, прекрасного и безобразного, жизни и смерти и т. д. В решении этих философских вопросов люди опираются на такие феномены культуры, как наука, литература, искусство, религия, мораль, право. Однако интегрирует знания об этих вопросах и подвергает их суду разума философия [5, 7, 13].
Важнейшим компонентом философской культуры является наличие знаний по истории развития философской мысли. Наша наука долго рассматривала достижения философской мысли домарксова периода только в аспекте того, в какой мере взгляды того или иного мыслителя являлись источниками марксизма. Это обедняло философию и исключало из сознания людей огромные пласты знаний, целые философские миры. Нечто подобное наблюдается сейчас уже по отношению к марксизму. Часть учёных стала нигилистически к нему относиться, либо даже отвергать полностью. На наш взгляд, необходим серьёзный критический анализ исторических судеб марксизма и его доктрины с высоты уже имеющегося исторического опыта. Отметая в сторону утопические элементы этой теории, необходимо сохранить все те положения и выводы, правильность которых подтвердилась историей. Онтологизация диалектики -бесспорная заслуга Маркса. В той части, где положения марксизма соприкасаются с общечеловеческими ценностями, он навсегда войдёт в качестве традиции в историю мировой общественной мысли.
Необходимо также знакомить старшеклассников со взглядами философов древнего мира, мыслителей эпохи Просвещения, представителей классической немецкой философии, с идеями отечественных философов, творивших в русле немарксистских направлений: В.С. Соловьёва, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, Л. Шестова (Шварцмана), А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, а также с экзистенциализмом, фрейдизмом, позитивизмом и другими течениями.
Говоря о проблемах религиозной философии старшеклассникам, педагог, по нашему глубокому убеждению, не должен быть безразличен к проблеме формирования у своих воспитанников научного мировоззрения. И здесь возникает вопрос об отношении к религиозной философии, о её месте и роли в интеллектуальном развитии личности. Религия в мировоззренческих вопросах ставит фидеизм (т. е. слепую веру) на место знания,
Вопросы общего образования
поэтому она не может выполнять методологическую функцию в научной и познавательной деятельности. Религия и наука - это антиподы, которые могут сочетаться в сознании людей только механически, приводя тем самым это сознание к раздвоению. Однако, по нашему глубокому убеждению, знакомить учащихся с религиозной философией надо, но лишь для того, чтобы лучше понимать искусство, литературу, нравы, идеологию, быт тех исторических эпох, в которых религия как форма общественного сознания была доминирующей и во многом определяла происходящие цивилизационные сдвиги.
Кроме того, актуальнейшей задачей в наш технократический век является возрождение духовности. О содержании и сущности этой категории идут споры, но ясно одно: в теоретическом плане проблема духовности может быть решена только с помощью снятия в синтезе соприкасающихся между собой нравственных аспектов научного и религиозного сознания. Духовность человека является важнейшим составным компонентом философской культуры. Без теоретического решения проблемы духовности невозможна выработка ориентиров воспитательного процесса и преодоления того кризисного состояния, в котором находится воспитательная работа в школе. Таким образом, философская культура - это освоение специфической философской формы общественного сознания, это развитие философского способа ориентации в мире и философского типа мышления, воспринимающего и отражающего мир в самых общих категориях.
Задача обеспечения необходимого для формирования философской культуры философского образования в средней школе должным образом отечественной педагогической наукой не ставилась. Но именно в этой плоскости находится один из магистральных путей гуманизации школы. Наряду с сохранением элементов философских знаний в разных учебных предметах (философские аспекты изучаемых проблем), желательно введение в учебный план старших классов специального школьного курса философии. Такие курсы, подводящие идейно-теоретический итог среднего образования, имеются в ряде западных стран.
2. Является ли философия наукой?
За последнюю четверть века в преподавании курса обществознания произошли значительные изменения негативного характера.
В связи с изменившимся социальным строем резко изменилось отношение к философии
[7, 8].
Если в советское время диалектический и исторический материализм считался не только наукой, но и ядром идеологии правящей партии, то сейчас идеологический компонент отброшен в сторону, а философия низведена с пьедестала науки. Она объявлена всего лишь особой формой рефлексирующего сознания, которая и по форме, и по содержательносмысловому наполнению находится где-то внутри треугольника, вершинами которого являются наука, искусство и религия. Действительно, к тому, чтобы не считать философию наукой, некоторые основания есть. Любую научную теорию надо проверять экспериментами. Её можно верифицировать (т. е. доказать её правильность) или фальсифицировать (т. е. опровергнуть её). Если теория экспериментально не подтверждается, она отбрасывается в сторону и заменяется другой теорией. О философских теориях этого сказать нельзя. Философские категории носят настолько абстрактный характер, что они с действительностью непосредственно не соприкасаются. Связь философской теории с жизнью опосредована целым рядом звеньев и, прежде всего, через частнонаучные и общенаучные теории. Поэтому в философии ни одну теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть, все они имеют право на существование.
В отличие от интернациональной по характеру науки философия носит национальный и даже персонифицированный характер. В философии, как и в искусстве, может быть некоторая образность. Философия, как и религия, рефлектирует над смысложизненными вопросами. Но вместе с тем философия, как и наука, оперирует понятиями, в том числе имеющими категориальный статус. И если даже не считать философию наукой, то всё равно нельзя отрицать того факта, что философия может быть научной, а может быть и ненаучной. Мы стоим за то, чтобы философские проблемы излагались в тесном соприкосновении с научной проблематикой.
Мы считаем неправильным, что в курсе обществознания сейчас нет ни одного параграфа, который бы освещал философские вопросы. Выпускники школы не знают, что такое материализм, что такое диалектика, не имеют представления о крупнейших мыслителях в истории человечества. Никто не освобождает школу от обязанностей формирова-
ния научного мировоззрения. Но ядром мировоззрения являются философские знания и убеждения.
3. Междисциплинарный характер
философской культуры
Формирование философской культуры не может быть успешным, если им будут заниматься только учителя обществознания. Необходимо подключение к этому процессу учителей всех дисциплин - и естественнонаучных, и гуманитарных [3, 4].
При изложении проблем той или иной науки у каждого учителя появляется возможность соприкосновения частнонаучной проблематики с общенаучной (например - теорией систем) и с метафизической (философской) проблематикой. Мировоззрение человека может быть сформировано только на основе синтеза мировоззренческих элементов каждой из наук, основы которых изучаются в школе. Процесс интеграции этих компонентов будет идти на основе теоретического синтеза и выражаться в возникновении новой качественной определённости, обладающей эмерд-жентными свойствами, т. е. такими свойствами, которыми не обладали входящие в его структуру компоненты.
Важную роль в процессе формирования философской культуры учащихся играет планирование и реализация междисциплинарных и межпредметных связей (учебный предмет -дидактический эквивалент учебной дисциплины). Очень часто учителя произносят слова «межпредметные связи», не вдумываясь в их огромную значимость (произносят механически, как «отче наш» перед обедом), а между тем эти связи играют колоссальную роль. Всё дело в том, что процесс познания имеет некоторые особенности, связанные с развитием предметов и явлений объективной реальности, а именно: развитие предметов идёт за счёт целой серии отрицаний, причём на ступени первого отрицания усиливается односторонность, неравномерность развития, которое идёт в рамках суженной структуры за счёт ведущих элементов. Явление переходит в свою противоположность. На ступени же второго отрицания происходит выравнивание всех элементов до уровня ведущих и восстанавливается всесторонность, равномерность в развитии, имеет место восстановление некоторых черт первой ступени, но на новом витке спирали. Вот эта односторонность развития на ступени первого отрицания является неиз-
бежным онтологическим фактором. Однако она может закрепиться в сознании ученика и стать фактором гносеологическим. Уберечь от этого могут только межпредметные связи, которые способствуют всесторонности рассмотрения явлений объективного мира.
Говоря о формировании мировоззрения, мы ещё раз хотим подчеркнуть, что оно должно носить не религиозный, а научный характер, должно являть собой синтез научного и философского знания.
4. Реализация задачи
формирования философской культуры
старшеклассников в школе № 1
Копейского городского округа
В МОУ СОШ № 1 Копейского городского округа Челябинской области вопросам формирования философской культуры учащихся старших классов уделялось и уделяется внимание на протяжении всех тридцати семи лет существования школы. Нами составлена авторская учебная программа по курсу общест-вознания, которая реализуется учителями об-ществознания в тесной связи с учителями других школьных предметов. За счёт ликвидации дублирования и интеграции отдельных тем из курсов обществознания, всеобщей истории, отечественной истории, а также за счёт использования школьного компонента в 1011 классах, мы включили в курс обществоз-нания следующие большие блоки тем: «Античная философия», «Философия средневековья, эпохи Возрождения», «Рационализм, эмпиризм, эпоха Просвещения», «Немецкая
классическая философия, марксизм», «Проблемы онтологии», «Диалектика - наиболее глубокое учение о развитии, её законы и категории», «Проблемы гносеологии», «Аксиология и философская антропология», «Современные философские течения», «Основные проблемы социальной философии», «Основные этапы развития научного знания и философия».
Учебный материал каждого из этих блоков разбивается на несколько тем, в которых философские проблемы конкретизируются. Показывается их связь с проблемами конкретных наук. Занятия проходят в лекционносеминарской форме. Учителем специально выделяются дискуссионные проблемы, по которым идёт обсуждение на семинарских занятиях. При характеристике современной западной философии вскрываются и социальные, и гносеологические корни софистики,
Вопросы общего образования
вскрываются причины роста количества субъективно-идеалистических теорий, демонстрируются основные тенденции развития философии. Эти тенденции можно свести к психологизации философских знаний и к концентрации их вокруг языковедческой проблематики.
В связи с введением Федеральных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе и подготовке к введению стандартов в старшей школе, вопросы философской культуры приобретают особую важность. Всё дело в том, что стандарты пронизаны компетентностным подходом, заимствованным нами из педагогической системы США. К сожалению, компетентностная парадигма несколько потеснила в педагогическом сознании парадигму знаниевую. Их стали даже противопоставлять друг другу, вместо того, чтобы оптимально сочетать (так как нет и не может быть никаких компетенций без соответствующих знаний). Но компетенции «заражены» вирусом утилитарности. По признанию крупного политика и государственного деятеля США Збигнева Бжезинского, американцы невежественны, так как их интересует только прикладная сторона знаний.
Ещё раз подчеркнём, что человечество в целом может решить возникающие перед ним проблемы (особенно проблемы гуманитарного характера) только на базе роста культурного уровня масс. И важнейшим компонентом общей культуры является философская культура.
Литература
1. Бароненко, А.С. Изучение основ обще-
ствознания в средней школе: учеб.-метод. пособие / А. С. Бароненко. - Челябинск:
ОблИУУ, 1992. - 78 с.
2. Бароненко, А.С. Об изучении философских проблем в курсе основ обществознания в средней школе / А.С. Бароненко // Преподавание истории в школе. - 1993. - № 6. -С. 72-74.
3. Бережнова, Е.В. Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы / Е.В. Бережнова, В.М. Кондратьев. -Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 71-79.
4. Боголюбов, Л.Н. Актуальные вопросы совершенствования преподавания обществоведения /Л.Н. Боголюбов //Преподавание истории в школе. - 1983. - № 3. - С. 26-35.
5. Букин, В.Р. Школьникам о философии: Книга для учащихся старших классов / В.Р. Букин, А. Ф. Малышевский. - М. : Просвещение, 1992. -159 с.
6. Воинкова, З.Г. Формирование научного мировоззрения учащихся / З.Г. Воинкова. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. -304 с.
7. Выгорбина, А.Е. Культура обсуждения дискуссионных проблем / А.Е. Выгорбина // Совет. педагогика. - 1990. - № 7. - С. 62-67.
8. Горшкова, В. В. Философско-теоретические ориентации современного педагога /
B.В. Горшкова // Педагогика. - 2012. - № 8. -
C. 71-79.
9. Клепиков, В.Н. Формирование культуры мышления современного школьника /
B.Н. Клепиков, М.М. Мартынова // Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 36-43.
10. Романов, К.В. Культурно-антропологический подход к философскому осмыслению методологических основ новой школы / К.В. Романов // Педагогика. - 2009. - № 5. -
C. 27-32.
11. Сагатовский, В.Н. Социальная философия: поиски целостности / В.Н. Сагатовский // Соц.-полит. журнал. - 1994. - № 36. -С. 55-70.
12. Формирование философской культуры в процессе обучения: учеб. пособие к экс-перим. курсу «Человек и общество» / Авт.-сост. А.Ф. Малышевский. - Л., 1991. - 101 с.
13. Щербаков, Р.Н. Взаимосвязь логического и исторического в учебно-познавательной деятельности /Р.Н. Щербаков //Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 44-50.
Бароненко Анатолий Сергеевич, доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной Академии общественных наук, директор бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № І Копейского городского округа, [email protected].
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” __________________________________________________________________2014, vol. 6, no. 1, pp. 40-45
SOME PROBLEMS OF FORMATION OF STUDENTS’ PHILOSOPHICAL CULTURE DURING TEACHING PROCESS
A.S. Baronenko, Municipal budgetary educational institution, secondary school № 1,
Kopeysk, Russian Federation, [email protected]
The article focuses on the problems of philosophical culture as a social and pedagogical category. It answers the question whether philosophy can be called science and analyzes the cross-cultural character of philosophy as well as the experience of student philosophical culture formation at Kopeysk school № 1. The problem investigated in the article is very important due to the significance of the formation of scientific outlook of the students. Such conceptions as “philosophical culture”, “gnosiological justification of interdisciplinary links” have theoretical importance. New aspects of the research are presented in the preparatory course of philosophical knowledge. Practical importance of the research is connected with the dissemination of our teaching experience among secondary schools and secondary specialized schools.
Keywords: culture, philosophy, philosophical culture, science, scientific outlook, spirituality, theoretical synthesis, interdisciplinary links, curriculum, high-school students.
References
1. Baronenko A.S. Izuchenie osnov obshchestvoznaniya v sredney shkole [Studying of Basics of Social Sciences at Secondary School: Academic and Teaching Handout]. Chelyabisk, Institut Usover-shenstvovaniya Uchitelei Publ., 1992. 78 p.
2. Baronenko A.S. About Studying of Philosophical Problems as a Part of Basic Course of Social Sciences at Secondary School [Ob izuchenii filosofskikh problem v kurse osnov obshchestvoznaniya v sred-nei shkole]. The Teaching of History in Schools [Prepodavanie Istorii v Shkole], 1993, no. 6, pp. 72-74.
3. Berezhnova E.V., Kondrat'ev V.M. Pedagogical Science Today: Philosophical and Methodological Problems [Pedagogicheskaya nauka segodnya: filosofsko-metodologicheskie problemy]. Pedagogy [Pedagogika], 2012, no. 8, pp. 71-79.
4. Bogolyubov L.N. Topical Issues of Improving of Social Sciences Teaching [Aktualnye voprosy sovershenstvovaniya prepodavaniya obshchestvoznaniya]. The Teaching of History in Schools [Prepodavanie Istorii v Shkole], 1983, no 3, pp. 26-35.
5. Bukin V.R. Shkolnikam o filosofii [Philosophy for Students]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1992. 159 p.
6. Voinkova Z.G. Formirovaniye nauchnogo mirovozzreniya uchashchikhsya [Formation of Students’ Scientific World-Outlook]. Irkutsk, IU Publ., 1985. 304 p.
7. Vigorbina A.E. The Culture of Problem Discussion [Kultura obsuzhdeniya diskussionnykh problem]. Soviet Pedagogy [Sovetskaya Pedagogika], 1990, no. 7, pp. 62-67.
8. Gorshkova V.V. Philosophical and Theoretical Orientations of Modern Teacher [Filosofsko-teoreticheskie orientatsii sovremennogo pedagoga]. Pedagogy [Pedagogika], 2012, no. 8, pp. 71-79.
9. Klepikov V.N. Formation of Thinking Culture of Modern Student [Formirovaniye kultury mish-leniya sovremennogo shkolnika]. Pedagogy [Pedagogika], 2013, no. 3, pp. 36-43.
10. Romanov K.V. Cultural and anthropological approach to the Philosophical Comprehension of methodological basis of New School [Kulturno-antropologicheskiy podkhod k filosofskomu osmysleniyu metodologicheskikh osnov novoi shkoly]. Pedagogy [Pedagogika], 2009, no. 5, pp. 27-32.
11. Sagatovsky V.N. Social Philosophy: Search of Integrity [Sotsialnaya filosofiya: poiski tselost-nosti]. Social and Political Journal [Sotsialno-politichesky zhurnal], 1994, no. 36, pp. 55-70.
12. Formirovaniye filosofskoy kultury v protsesse obucheniya [Formation of Philosophical Culture during Teaching Process]. Leningrad, LOIUU Publ., 1991. 101 p.
13. Shcherbakov R.N. Interconnection of Logical and Historical in Academic and Educational Activity [Vzaimosvyaz logicheskogo I istoricheskogo v uchebno-poznavatelnoi deyatelnosty]. Pedagogy [Pedagogika], 2013, no. 3, pp. 44-50.
Поступила в редакцию 30 ноября 2013 г.