МЕДИАПОЛИТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА
■ ■ ■ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Автор: ГОРШКОВА О.Ф.
ГОРШКОВА Оксана Федоровна - аспирантка 3 курса Института международного сервиса, туризма и иностранных языков Пятигорского государственного лингвистического университета. Адрес: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, просп. Калинина, д. 9. Тел.: 8 (916) 889-13-25. E-mail: [email protected],
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы теории политической коммуникации в эпоху формирования глобального информационно-коммуникативного пространства. Автором затрагивается вопрос об эффективности защиты национальных интересов государства в условиях формирования и развития единого глобализирующегося информационно-коммуникативного пространства, которое становится все более зависимой от Интернет ресурсов и ресурсов СМИ. Рассматривается характер и содержание информационных взаимоотношений между ее субъектами политической коммуникации и объектами политической коммуникации. Проблемы политической коммуникации на межгосударственном уровне связаны с формированием глобального информационно-коммуникативного пространства. Автором рассмотрены как имплицитные проявления содержания коммуникативных процессов, влияющих на обеспечение информационной и национальной безопасности стран, так и эксплицитные проявления, используемые для нанесения ущерба информационной, национальной и, зачастую, военной безопасности других государств, которые можно квалифицировать как «угрозы развязывания глобальной информационной войны». Использование современных информационных технологий сделали наиболее востребованным, прибыльным, эффективным бизнесом моделирование человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного. Эти технологии стали активно применяться как внутри стран-разработчиков, так и против других государств (пример тому многочисленные "оранжевые, бархатные, цветные революции"). Автором фокусируется внимание на современных проблемах политической коммуникации, связанные с опасностями и рисками формирующегося информационно-коммуникативного пространства. Определены угрозы, представляющие, на наш взгляд, актуальные проблемы политической коммуникации, среди них -опасность манипулирования результатами достоверности информации о данных голосований и выборов; угроза разделения общества на "обладателей" информацией, и тех, кто является потребителем "информационного продукта"; угроза пропаганды террористических, преступных и экстремистских группировок и их влияние на сознание молодого поколения; угроза навязывания лже-демократических ценностей и идеологий со стороны экономически, политически сильных государств, претендующих на мировое господство, а также угроза развязывания межнациональных и межрелигиозных конфликтов, путем подачи искаженной информации в широкую аудиторию.
Ключевые слова: политическая коммуникация, глобализация, информация, национальная безопасность, информационная безопасность, объект политической коммуникации, субъект политической коммуникации.
В конце XX и начале XXI века практически во всех сферах общественной жизни -экономике, культуре, в медийной сфере и в сфере массовой коммуникации, а также в политике - происходят изменения, связанные с интенсивным развитием информационных технологий, распространением "глобальной паутины" сети Интернет, обес-
печивающих неограниченный доступ к информации, что способствует формированию единого глобализирующегося информационно-коммуникативного пространства. Происходящие изменения увеличивают роль информации, что обуславливает интерес со стороны специалистов к методам коммуникации, а с учетом политизированности современного общества - к проблемам политической коммуникации. Эффективность защиты национальных интересов государства в условиях формирования и развития единого глобализующегося информационно-коммуникативного пространства становится все более зависимой от ресурсов СМИ и Интернет ресурсов, характера и содержания информационных взаимоотношений между ее субъектами и объектами политической коммуникации, а также от уровня развития и применения информационно-коммуникативных технологий. Во многом обеспечение безопасности национальных интересов государства сегодня становится невозможным вне политической коммуникации.
Все более возрастающая значимость информационно-коммуникативных процессов в обществе обуславливает их влияние на все сферы деятельности современного социума, в том числе и на сферу национальной безопасности, что провоцирует борьбу за информационное доминирование на мировой политической арене, и, соответственно, порождает информационную войну. Соответственно, каналы СМИ и Интернет ресурсы выступают в роли идеологических и информационных проводников, а также являются "полем информационного боя". При этом основные силы противоборствующих сил фокусируются на формировании нужных форм сознания и восприятия действительности общественностью.
Наличие политических технологий требует поиска эффективных путей, механизмов и способов обеспечения информационной безопасности.
Коммуникативная доступность политических властных структур обеспечивает успешную реализацию поставленных целей и задач. Активный информационный взаимообмен важен и для политиков, и для простых обывателей. Практика последнего времени показывает, что недостаточные усилия по разъяснению значимых общественно-политических мероприятий в государстве и за его пределами приводит к росту социальной напряженности в обществе, что способствует дестабилизации политической, экономической и социальной ситуации.
Теория коммуникации формировалась как междисциплинарное направление. Коммуникация является объектом изучения таких наук, как политология, философия, социология, психология и, конечно, лингвистика. Как самостоятельная научная дисциплина теория коммуникации сформировалась в середине ХХ века. Интерес ученых к проблемам коммуникации и социально значимой информации стал проявляться во второй половине ХХ века, что обусловлено стремительным развитием современных электронных систем связи.
Коммуникативные процессы являются необходимым условием социальной составляющей жизнедеятельности человека в отдельности и общества в целом, так как именно общество способствует установлению связей и взаимоотношений между всеми его членами.
Коммуникация и информационный взаимообмен характеризуют глобализующееся современное социальное пространство, способствуя формированию единого информационно-коммуникативного пространства. Именно коммуникация предопределяет инфраструктуру информационного общества и изменения, происходящие в экономике,
политике, науке, образовании [1]. Коммуникация, по К. Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия [2].
Лингвистический подход к теории коммуникации позволяет изучить характер и сущность современных социальных процессов.
Конец XX и начало XXI века ознаменовались стремительным ростом средств связи и коммуникации, что обеспечило увеличение потока самой различной информации. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технических средств и технологий привело к беспрепятственному распространению политической и иной, социально значимой информации, способствовало формированию единого глобального информационного пространства. Рассматривая перспективы развития современного общества, необходимо отметить, что оно находится на стадии образования единого глобального информационного общества, что способствует быстроте доступа к политической и иной общественно-значимой информации.
Интенсивное распространение информации, в том числе и политической, создает предпосылки для беспрепятственного общения на массовом, групповом и индивидуальном уровнях. Каналы СМИ и Интернет ресурсов выполняют функции проводников поступающей в неограниченном потоке информации, что формирует новое глобальное информационно-коммуникативное пространство. Рассматривая проблемы политической коммуникации в эпоху глобализации, следует учитывать не только фактор беспрепятственного доступа к информации, но и особую роль информации, поступающей в современное общество. Свободный доступ к актуальной и значимой информации создает возможности для взаимообмена точками зрения, идеями и мнениями между сообществами в целом и индивидами в частности на международном уровне. Значительной частью мирового сообщества приветствуется свободный доступ к информации и процесс всеобщей глобализации, но имеются опасения по поводу того, что глобализация приносит обеднение национальным культурам, приводит к усилению влияния политически и экономически сильных национальных структур, прежде всего крупных транснациональных корпораций и мировых монополий, на общество. Стремительные изменения, происходящие в современном обществе в последние десятилетия, расширяющееся экономическое пространство и как следствие развитие международных экономических взаимоотношений существенным образом отразились и на методах политической коммуникации.
Для процесса коммуникации в глобализующемся информационном пространстве характерно взаимодействие средств создания и средств распространения информации как по классическим каналам СМИ (печатные издания, радио, телевидение), так и через Интернет, в которое вовлечены целые сообщества, политические, экономические, религиозные и культурные институты. Именно современные СМИ и Интернет являются важнейшими источниками политической коммуникации. Современными исследователями прогнозируется формирование и развитие эпохи «медиократии» -"власти СМИ, которые будут не столько отражать, и интерпретировать действительность, сколько контролировать ее по своим правилам и усмотрению" [3].
Неограниченный информационный поток и обмен информацией облегчает привлечение общественных масс к активному участию в значимых общественно-политических процессах, значительно упрощают и ускоряют организацию и проведение митингов, дебатов, дискуссий и других политических мероприятий. Возможность неограниченного доступа к политической информации служит динамичному развитию
политических процессов. При этом затраты временные и финансовые на организацию коллективных действий через сеть Интернет не столь значительны.
"Глобальная паутина" - сеть Интернет сегодня является мощным средством манипулирования общественным сознанием и оказывает серьезное влияние на политическую жизнь современного общества, так как есть непосредственная связь между изменениями в сфере информационно-коммуникационных технологий и политическим мировоззрением населения. Ресурсы сети Интернет необходимо использовать для того, чтобы сделать поток политической информации понятным и прозрачным, а процессы политической коммуникации эффективными, обеспечить устойчивую связь между представителями правящих политических элит и простыми обывателями, что поспособствует более активному участию граждан в значимых политических процессах.
Основной вопрос при оценке значимости современных средств информации для общества состоит в том, насколько властные структуры и общество смогут рационально и прозрачно использовать коммуникативные возможности, предоставляемые новыми каналами информационно-коммуникативного пространства для эффективного взаимодействия и конструктивного диалога между властью и обществом. Коммуникационные каналы СМИ и Интернета способны генерировать информацию, обеспечивая прозрачность, достоверность и ответственность за подаваемую информацию органов власти международного и межнационального уровней, формировать и развивать каналы интерактивного общения в глобальном информционно-коммуникативном пространстве.
По каналам СМИ и через "глобальную паутину" - сеть Интернет политическим лидерам и представителям властных структур удобно подавать в широкую аудиторию нужную им информацию, навязывать, так называемые, демократические и идеологические ценности. Основной задачей навязываемых ценностей является выполнение ими различных социальных функций, направленных на установление информационного обмена между властью и социумом. При этом происходит не только взаимообмен информацией, но и оказывается определенное влияние на формирование общественного мнения. Современные технические средства коммуникации, передавая неведомые ранее объемы информации миллионам людей, оказывают существенное воздействие на сферы их труда, быта, досуга, политической жизни, диктуют им образцы поведения, отражают и формируют общественное мнение.
Как и любая область человеческой деятельности, политика содержит в себе коммуникационное начало, которое проявляется во взаимодействии, как отдельных индивидов, так и социальных общностей и выражающих их интересы институтов по поводу функционирования власти в обществе.
Для достижения политических целей необходимы особые, наиболее эффективные средства информационного-коммуникационного обмена для установления и поддержания устойчивых связей между субъектами общественно-политической коммуникации. К эффективным средствам информационного-коммуникационного обмена мы относим, в первую очередь, языковую коммуникацию, средства которой на сегодня выступают в роли наиболее доступного, современного и вместе с тем веками апробированного, дешевого, экологически безопасного эффективного оружия с широким «радиусом поражения». В связи с этим объектом нашего внимания и изучения является политическая коммуникация. «Человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации» [4].
По мнению одного из ведущих теоретиков в области изучения массовой коммуникации Эрика Барноу, «центральное положение коммуникаций в истории человечества убедительно объясняет, почему такие различные отрасли познания, как антропология, искусство, этнология, история, журналистика, лингвистика, философия, политология, психология и социология, - все тяготеют к изучению коммуникационных процессов и сотрудничают в разработке теории коммуникации» [5].
По определению В.П. Конецкой «коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств» [6].
Чарльз Кули, один из основоположников американской социологии, определял понятие «коммуникация» как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы и средства передачи их в пространстве и сохранения во времени» [7].
Процесс коммуникации является речевым произведением индивида, поставленного в определенные социальные условия, соответственно формируется и осуществляется всегда в определенных условиях. При широком истолковании коммуникации как единой и глобальной функции языка проблема отношения человека к языку практически поглощается коммуникативной функцией и становится одним из аспектов собственно теории языковой коммуникации [8].
С начала XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития и становления политической науки. Одним из наиболее перспективных научных направлений последних десятилетий стала политическая лингвистика, возникшая на пересечении лингвистики и политологии. Необходимость возникновения и развития нового научного направления определяется возрастающим интересом общества к условиям и механизмам политической коммуникации. Задача политической лингвистики состоит в том, чтобы детально изучить стратегии и тактики, применяемые при взаимоотношениях между властью, речью и поведением. Предмет исследования политической лингвистики - политическая коммуникация, т.е. речевая деятельность, ориентированная на освещение и оценку политических событий, пропаганду тех или иных идей, интеллектуальное воздействие на сознание социумов и формирование общественного мнения. Многообразие политических технологий, интенсивно возрастающая роль средств массовой информации, современных коммуникационных систем, активная политизация человеческой деятельности мотивируют изучение актуальных проблем теории и практики политической коммуникации. Роль современных политических коммуникаций существенно возрастает и в силу политизированности общества.
Одна из основных функций политической коммуникации - борьба за политическую власть в период избирательных кампаний и удержание власти и рейтинга избранными политиками на основе использования коммуникативной деятельности. Язык при этом является основным средством создания политических смыслов. Языковая политика -это еще и часть политики как сферы общественной жизни, это деятельность государства и общества по согласованию интересов различных общностей в сфере языковых отношений. Языковые отношения как комплекс явлений обладают не только лингвистической, но и политической окрашенностью и представляют собой сложное взаимодействие уровней и способов соединения языка и политики, становящихся в силу этого предметом политической науки. Это обусловлено формированием и расширением единого глобального информационно-коммуникативного пространства, а
также существенным изменением методов и приемов современных политических коммуникаций. Количественные и качественные изменения форм и средств современных политических коммуникаций актуализируют потребность в изучении особенностей современной политической коммуникации, для которой характерны публичность, неоднородная аудитория, а также особый - политический язык.
Так как политика - коллективная, сложно организованная, целенаправленная деятельность, нуждающаяся в процессе массовой коммуникации между властью и обществом, то в ней изначально содержится коммуникационное начало.
Существует несколько точек зрения на понятие «политическая коммуникация». Так, Кретов Б.Е. считает, что политическая коммуникация это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между социальной и политической системой [9]. Пай Л. также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» [10].
В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:
- коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);
- коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;
- коммуникация через неформальные каналы [11].
По мнению Чудинова А.П., политическая коммуникация - это процесс общения между участниками политической деятельности [12]. Преобразования в информационно-коммуникативной сфере затронули все сферы социальной и политической составляющей жизни современного общества, что создало предпосылки для получения аудиторией значительного информационного потока, который контролируется политическими элитами. Имея возможность контролировать и дозировать поступающую в аудиторию информацию, можно заранее подготовить сознание общественных масс к «правильному» восприятию нужной политическим силам информации, что позволяет спрогнозировать поведение адресата. Следовательно, для современной политической коммуникации характерно усиление манипуляционного начала, что, на наш взгляд, также является одной из актуальных проблем. Значение коммуникативного влияния и информации в политической коммуникации подробно раскрыл в своих работах О. Шультце [13]. Выдающийся представитель герменевтики Х.Р. Гадамер проанализировал политическую деятельность как несущую лингвистический характер, осуществляемую в рамках определенных языков и понятийных аппаратов, где формой политической власти является возможность сформулировать концепции и использовать политический язык, как в информационных, так и в манипуляционных целях [14].
Мы под понятием «политическая коммуникация» понимаем информационно-коммуникационное взаимодействие политической власти с массовым адресантом, реализуемое в форме целенаправленного информационного обмена, вектор которого направлен на достижение политическими элитами определенных коммуникационных целей путем пропаганды идей методом жесткого отбора, дозирования, фильтрации подаваемой информации.
На наш взгляд, это определение характеризует ту деятельность, в ходе которой происходит участие представителей властных структур и представителей общественности
в политико-властных взаимоотношениях, которые невозможны вне политико-коммуникационного поля. Другими словами, организация устойчивых связей между отдельными индивидами' и субъектами политической деятельности, представляющими различные властные структуры, возможна при стабильном информационно-коммуникационном взаимодействии. Политико-коммуникационное взаимодействие реализуется в различных сферах - от медийных до отделов по связям с общественностью, образованных при многих структурах власти. Таким образом, возможно рассматривать политическую коммуникацию и как форму социально-политического взаимодействия в условиях глобализующегося информационно-коммуникативного пространства.
Новое информационно-коммуникативное пространство создается все возрастающим количеством участников-субъектов политической коммуникации. В условиях этой новой ситуации политическая коммуникация требует детального исследования, поскольку от степени изученности коммуникативных процессов зависит, насколько общество может противостоять речевым манипуляциям со стороны заинтересованных политических элит. Современное политическое сознание и идеологические воззрения массового адресата являются во многом следствием стратегий и тактик речевого воздействия государственных политических коммуникаций. С целью решения указанной проблемы необходимо формировать новые или видоизменять существующие методы взаимодействий в настоящем глобальном социально-политическом пространстве, что, в свою очередь, обуславливает необходимость создания новых идеологических и организационно-институциональных структур, поддерживающих информационные взаимосвязи между субъектами политической коммуникации. Обозначенные выше взаимодействия, в силу своей разнонаправленности, могут развиваться по различным сценариям, этим и объясняется необходимость фильтрации, дозирования, технологического сопровождения информационных потоков с целью обеспечения прозрачности взаимоотношений между властью и обществом, а также достоверности подаваемой информации. В данной ситуации требует дальнейшего рассмотрения упорядочивание и систематизация новых научных подходов к проблеме, как современных политических коммуникаций, так и к проблеме формирования современного политического информационно-коммуникативного пространства.
Таким образом, можно считать, что современная политическая коммуникация - это комплекс стратегий и тактик, применяемых с целью формирования политического и идеологического сознания общества, система информационно-коммуникативных взаимодействий субъектов и объектов политической власти - общественных масс, реализуемых в форме целенаправленного инфообмена. Вместе с тем, очевидно, что современные правящие политические элиты являются фактически монополистами каналов СМИ и ресурсов Интернет, с помощью которых формируется социополитиче-ская информация, создаются основные политически маркированные информационные потоки, формируется информационный рынок и контролируется глобальное информационно-коммуникационное пространство.
Это обстоятельство в еще большей степени актуализирует исследование заявленного проблемного поля, в связи, с чем многочисленные вопросы, которые направлены на изучение языковых методов речевого воздействия, речевых стратегий и тактик идеологического и интеллектуального воздействия на сознание общественных масс, становятся ключевыми вопросами современной теории политической коммуникации. Анализ сущности политической коммуникации в обеспечении информационной без-
опасности позволяет сделать вывод, что политическая коммуникация в обеспечении информационной безопасности государства представляет собой комплекс информационного обмена и взаимодействия между субъектами и объектами политики.
Мы рассматриваем актуальные проблемы политической коммуникации с целью обеспечения информационной безопасности государства на национальном и межгосударственном уровнях.
Проблемы политической коммуникации на межгосударственном уровне связаны с формированием глобального информационно-коммуникативного пространства. Нами рассмотрены как имплицитные проявления содержания коммуникативных процессов, влияющих на обеспечение информационной и национальной безопасности стран, так и эксплицитные проявления, используемые для нанесения ущерба информационной, национальной и, зачастую, военной безопасности других государств, которые можно квалифицировать как «угрозы развязывания глобальной информационной войны». Использование современных информационных технологий сделало наиболее востребованным, прибыльным, эффективным бизнесом моделирование живого человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного. Эти технологии стали активно применяться как внутри стран-разработчиков, так и против других государств (пример тому многочисленные "оранжевые, бархатные, цветные революции"). В настоящее время СМИ и Интернет-ресурсы выступают средством мощного манипулирования общественным мнением и политическим поведением акторов. Поэтому очень важно правильно подать через каналы СМИ тщательно продуманную и детально проработанную информацию, сопровождаемую отрежессированным сюжетом, что сегодня является неотъемлемой чертой всех современных политических и вооруженных конфликтов. Развитие информационно-коммуникативных технологий кардинально изменило сам способ ведения вооруженного и информационного противоборства в международных политических отношениях.
Нельзя оставлять без внимания современные проблемы политической коммуникации, связанные с опасностями и рисками формирующегося информационно-коммуникативного пространства.
Государствами, претендующими на роль глобальных мировых лидеров, разработаны и на практике опробованы технологии «цветных и бархатных революций», направленные, прежде всего на дестабилизацию ситуации в странах, представляющих стратегический интерес, на нарушение функционирования политических коммуникаций между властью и обществом, изменение политического и идеологического сознания населения; блокирование эффективной деятельности структур, ответственных за национальную и информационную безопасность государства.
Следует выделить следующие угрозы, представляющие, на наш взгляд, актуальные проблемы политической коммуникации:
- опасность манипулирования результатами достоверности информации о данных голосований и выборов;
- угроза разделения общества на "обладателей" информацией, и тех, кто является потребителем "информационного продукта";
- угроза пропаганды террористических, преступных и экстремистских группировок и их влияние на сознание молодого поколения;
- угроза навязывания лжедемократических ценностей и идеологий со стороны экономически, политически сильных государств, претендующих на мировое господство;
- угроза развязывания межнациональных и межрелигиозных конфликтов, путем подачи искаженной информации в широкую аудиторию.
Современный этап развития общества третьего тысячелетия характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, оказывает влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других сфер интересов любого государства. Национальная безопасность государства напрямую зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Для социальных институтов и индивидов стало возможным участие в политических событиях в режиме «on-line», независимо от географического местонахождения. Неограниченный поток информации нивелирует значение межгосударственных границ, создает континуум единого информационного глобального сообщества и представляется нам, как одна из актуальных проблем теории современной политической коммуникации, требующих детального изучения. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо:
- совершенствование системы формирования и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала мирового сообщества;
- оптимизация использования информационной инфраструктуры в интересах повышения уровня образования современного мирового общества;
- сохранение и укрепление нравственных, культурных, идеологических ценностей общества;
- необходим контроль за ресурсами, сайтами, допускающими пропаганду и агитацию разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды;
- необходимо доведение до международной общественности достоверной информации о проводимой внешней и внутренней политике государств, особенно тех, которые обладают высоким научно-техническим и военным потенциалом, их официальной позиции по социально значимым событиям международной жизни, с обеспечением доступа общественности к открытым и достоверным информационным ресурсам;
- проводить систематическую работу, направленную на расширение международного сотрудничества в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, а также противодействие угрозе развязывания информационной войны.
Теория политической коммуникации является важным направлением в общей теории коммуникации. Политическая коммуникация играет ключевую роль в становлении информационного общества и соответствующих структур властного регулирования в публичной сфере, а применяемый в актах политической коммуникации комплекс стратегий и тактик способствует выработке, получению и потреблению информации, обеспечивающий возможность достижения политическими субъектами поставленных целей и задач. Проведение эффективной политики невозможно представить без использования технических средств, что маркирует политические процессы как социо-технологические, задачами которых является целенаправленная передача, обмен и защита информации. В этих условиях массовая политическая коммуникация, основан-
КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY
ная на информационных технологиях, начинает существенно влиять на общественные стандарты поведения, нормы и правила, тем самым проявляя свои институциональные черты. Рассматривая актуальные проблемы современных политических коммуникаций, мы выделяем еще одну важную их функцию - конструирование политически маркированной информационной среды. При этом, сама информация нами рассматривается как эффективный ресурс идеологического воздействия, используемый с целью достижения поставленных политических целей и задач. Другими словами, формирующееся глобальное информационно-коммуникативное пространство - это поле информационных отношений с общественностью, направленных на создание благоприятных условий для решения тех или иных политических задач.
Список литературы
1. Бердникова Л.П., Гурова Н.В. Актуальные проблемы теории коммуникации и политической лингвистики. М., 2013. 375 с.
2. ЯсперсК. Смысл и назначение истории: Пер. с немецкого. М., 1991.
3. МальцевВ.А. Основы политологии. М., 1997.
4. ЛуманН. Невероятные коммуникации. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2000.
5. БарноуЭ. Как писать для радио: пер. с англ. М., 1960.
6. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок Пер. с англ. Толстов А.Б. (Общ. науч. ред.). М., 2000.
8. КолшанскийГ.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 2005.
9. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. N 1. C. 101.
10. Цит. по: Малаканова О.А. Политическая коммуникация
11. ШварценбергР.Ж. Политическая социология. M., 1992. С. 175.
12. ЧудиновА.П. Политическая лингвистика. Москва, 2008. С. 31.
13. Schultze R.O. Wechse^hler. Staadt und Politik. Bern, 1991.
14. Gadamer H.R. 'The Structure and Function of Communication in Society' // The Process and Effect of Mass Communication. Chicago, 1971.
■ ■ ■ MODERN PROBLEMS OF THE THEORY OF POLITICAL COMMUNICATION IN THE ERA OF GLOBAL INFORMATION AND COMMUNICATION SPACE
Author: GORSHKOVA O.F.
GORSHKOVA Oxana Fedorovna - 3rd year PhD student of the Institute of International Service, Tourism and Foreign Languages at Pyatigorsk State Linguistic University. Address: 9, Kalinin Ave. Pyatigorsk, Stavropol Krai, 9357532. Tel.: +7 (916) 889-13-25. E-mail: [email protected],
Abstract: the article deals with contemporary problems of the theory of political communication in the era of a global information and communication space. The author addresses the question of the effectiveness of the protection of national interests in terms of formation and development of a single globalized information and communication space, which is becoming increasingly dependent on Internet resources and media resources. Examines the nature and content of information relationships between subjects and objects of political communication. Problems of political communication at the international level are associated with the formation of a global information and communication space. The author examined the implicit manifestations content communicative processes affecting the provision of information and national security, as well as the explicit manifestation used to damage information, national, and often the military security of other states, which could be described as a "threat of a global information war." The use of modern information technologies have made the most popular, profitable, efficient business, modeling human consciousness - both individual and collective. These technologies have been actively used by both internal developers, as well as against other states (examples of which are many "orange, velvet, colored revolution"). The author focuses on the contemporary issues of political communication-related hazards and risks of the emerging information and communication space. These threats are, in our view, important problems of political communication, among them - the danger of manipulating the results of voting and elections; threat of division of society into "owners" of information, and those who are the consumers of "information product"; threat of terrorist propaganda, criminal and extremist groups and their influence on the minds of the younger generation; threat of imposing false democratic values and ideologies from the economically and politically powerful states competing for world domination, and the threat of unleashing ethnic and religious conflicts, by feeding misinformation to a wide audience.
Keywords: professional competence, civil communication, managerial activity, communication technologies, communication competence, management, innovation competence, professional development, social activity, professional education, communicative situations, cognitive activity.
References
1. Berdnikova L.P., Gurova N.V. Aktualnye problemy teorii kommunikatsii i politicheskoy lingvistiki. Monografiya. M., 2013. 375 s. [Berdnikova L.P., Gurova N.V. (2013) Actual problems of communication theory and political linguistics. Moscow].
2. YaspersK. Smysl i naznacheniye istorii: Per. s nem. M., 1991. [Jaspers K. (1991) The meaning and purpose of history: Trans. with nem. Moscow].
3. Maltsev V.A. Osnovy politologii. M.1997. [Maltsev VA (1997) Foundations of Political Science. Moscow].
4. LumanN. Neveroyatnye kommunikatsii. Problemy teoreticheskoy sotsiologii. Vyp. 3. SPb., 2000. [Luhmann N. (2000) Great communication. Problems of theoretical sociology. Vol. 3].
KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY
5. Barnou E. Kak pisat dlya radio: per. s angl. M.:1960. [Barnou E. (1960) How to write for radio. Trans. from English. Moscow].
6. Konetskaya V.P. Sotsiologiya kommunikatsii. M., 1997. [Konetskaya V.P. (1997) Sociology of communication. Moscow].
7. Kuli Ch.Kh. Chelovecheskaya priroda i sotsialny poryadok. [Cooley Ch. (2000] Human Nature and the Social Order. Tr. fr. Engl. Tolstov A.B. Moscow.]
8. KolshanskyG.V. Kommunikativnaya funktsiya i struktura yazyka. M.: KomKniga, 2005. [Kolshansky G.V. (2005) Communicative function and structure of language. Moscow].
9. KretovB.E. Sredstva massovoy kommunikatsii element politicheskoy sistemy obshchestva. Sotsialno-guman-itarnye znaniya. 2000. N 1. C. 101. [Kretov B.E. (2000) 'Mass media the element of the political system of society'. Sotsialno-gumanitarnyeznaniya. N 1. P. 101].
10. Malakanova O.A. Politicheskaya kommunikatsiya. [Malakanova O.A. (2012) political Communication].
11. Shvartsenberg R.Zh. Politicheskaya sotsiologiya. M., 1992. S. 175. [Schwarzenberg R.Zh. (1992) Political sociology. Moscow, 175 pp].
12. ChudinovA.P. Politicheskaya lingvistika. Moskva, 2008 S. 31. [Chudinov A.P. (2008) Political Linguistics. Moscow. P. 31].
13. SchultzeR.O. Wechselwähler. Staat und Politik. Bern, 1991. [Schultze R.O. (1991) Swing voters. Government and politics. Bern].
14. Gadamer H.R. (1971) 'The Structure and Function of Communication in Society'. The Process and Effect of Mass Communication. Chicago.