Научная статья на тему 'Современные проблемы теории конституционного правопорядка в Российской Федерации'

Современные проблемы теории конституционного правопорядка в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / CONSTITUTIONAL LAW / КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CONSTITUTIONAL SECURITY / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК / CONSTITUTIONAL ORDER / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC AUTHORITIES / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / LEGAL STATUS OF THE PERSONALITY / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Павел Петрович

В статье анализируются основные теоретические модели феномена конституционного правопорядка в контексте рассмотрения различных подходов к пониманию сопутствующих категорий. Автор обосновывает необходимость комплексного теоретико-юридического обеспечения конституционного правопорядка в контексте выработки концепции противодействия внутренним и внешним угрозам Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF THE THEORY OF THE CONSTITUTIONAL ORDER IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the basic theoretical model of the phenomenon of constitutional law in the context of the review of the different approaches to the understanding of related categories. The author substantiates the need for a comprehensive theoretical and legal support of constitutional law in the context of the concept of counter internal and external threats of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы теории конституционного правопорядка в Российской Федерации»

альных политологических проблем. В марте этого года в Москве состоялась Международная политическая школа. Интересно обратить внимание на ряд вопросов, которые прозвучали на этом форуме из уст советских (российских) ученых, для чтобы сравнить политическое содержание проблем с тем, которое разрабатывается сегодня. Так, на заседаниях школы отмечалось: отсутствие политологии; девальвация понятия «политическое»; отсутствие категориального аппарата в политологии; борьба за власть, переход от демократизации к поляризации политических сил; внутренние противоречия демократического процесса, его механизмы; необходимость разработки теории преодоления конфликтных ситуаций; соотношение социализма и либерализма; актуальность двух сфер: политических институтов и сферы политического поведения; анализ субъектов политической деятельности; малоконструк-тивность нашей оппозиции; парламентская демократия; соотношение вертикальных и горизонтальных властных отношений; разработка гражданского общества; проблемы политической культуры; обратное распространение неравенства; количественный и качественный процесс демократизации и другие.

Из отмеченного выше вытекает ряд выводов, но главным является то, что еще в начале инсти-туционализации политологии в России отечественными учеными были высказаны как актуальные, в том числе и для сегодняшнего времени, так и общие проблемы абстрактного характера, которые не оказывают существенного влияния на дальнейшее позитивное развитие данной отрасли знания. Это состояние любой науки, особенно

общественной, гуманитарной. Для его преодоления или минимизации уже с начала 90-х годов XX века в России создаются десятки политико-консультационных агентств и фондов, среди них: фонд «Центр политических технологий», «Николо М», «Фонд "Политика"», «Фонд эффективной политики» и другие. В 1995 году была создана Академия политической науки, основной задачей которой является разработка новых концепций и тенденций развития политической науки, исследовательского потенциала, интеллектуальных ресурсов.

Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика представляет собой деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты, субъекты, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Литература

1. Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998.

2. Чичерин Б. Н. Нравственный мир // Русская философия права. Антология. СПб., 1999.

3. Стронин А. И. Политика как наука // Русская философия и социология права. Краснодар, 2004.

4. Русская философия права. Антология. СПб., 1999.

5. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999.

П. П. Баранов

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются основные теоретические модели феномена конституционного правопорядка в контексте рассмотрения различных подходов к пониманию сопутствующих категорий. Автор обосновывает необходимость комплексного теоретико-юридического обеспечения конституционного правопорядка в контексте выработки концепции противодействия внутренним и внешним угрозам Российской Федерации.

Ключевые слова: конституционная законность, конституционная безопасность, конституционный правопорядок, конституционный строй, национальные интересы, публичная власть, правовой статус личности, суверенитет, федерализм.

Сегодня мы являемся свидетелями нового этапа социального, экономического, политического и правового переустройства государствен-

ного и общественного механизма. Это объясняется тем, что современная геополитическая ситуация диктует необходимость создания новых

подходов к решению проблемы защиты государственного суверенитета в широком смысле и принципиально иной политики противодействия внешним и внутренним угрозам конституционному правопорядку Российской Федерации. Риторика большинства западных и прозападных политиков и журналистов, видящих будущее России в качестве страны «третьего мира», а также конкретные шаги, предпринимаемые нашими геополитическими противниками, предполагают серьезное переосмысление проблемы обеспечения конституционного правопорядка и защиты в большей степени от внешних угроз. Одновременно можно наблюдать и специальные мероприятия по укреплению основ российской конституционной власти путем ее дополнительной легитимизации, возвращения доверия населения к деятельности отдельных властных структур и государственного механизма в целом.

В связи c этим заслуживает внимания точка зрения, в соответствии с которой конституционный порядок выступает важнейшим условием безопасного существования личности в государстве, а также их долгосрочного и перспективного развития. Нестабильность конституционного правопорядка увеличивает случайные социально-политические риски, снижая авторитет государства, уменьшая уровень реальной защищенности граждан и крайне отрицательно влияя на их политическую лояльность существующему режиму [1, с. 222].

В этих условиях конституционный правопорядок как результат реализации конституционной законности следует рассматривать в качестве необходимой предпосылки стабильности современной России. Кроме того, конституционный правопорядок необходимо понимать как основной элемент механизма противодействия попыткам наших геополитических оппонентов придать России статус «международного изгоя» и максимально дестабилизировать политическую и экономическую ситуации ввиду ее несогласия с идеями униформного и однополярного мира.

Актуальность рассмотрения конституционного правопорядка в литературе, как правило, объясняется двумя важными обстоятельствами. Во-первых, мировая история развития государств наглядно показывает, что наибольших успехов добились те государства и политические системы, которые опирались, прежде всего, на ценность конституционного порядка, на устойчивость всех государственных институтов. Во-вторых, конституционная стабильность функционирования государства, как показывает мировой

опыт, всегда вела к его прогрессивному развитию и международному признанию.

В этих непростых условиях конституционный правопорядок является важнейшей юридической основой функционирования государственной власти. На наш взгляд, не отрицая важности и значимости исследования отдельных вопросов обеспечения конституционного правопорядка, на сегодняшний день сформировалась сущностная необходимость проведения глубокого системного исследования и осмысления механизма обеспечения, поддержания и упрочения конституционного правопорядка в Российской Федерации.

Как мы уже отмечали, рассмотрение феномена конституционного правопорядка приобретает особую актуальность в связи с быстро и опасно меняющимися мировыми геополитическими реалиями. При этом такие категории, как «конституционный правопорядок», «конституционная безопасность» и «конституционная законность», на наш взгляд, приобретают статус ключевых в современной конституционной науке и конституционной практике. Несмотря на то что фактически стереотипными стали методологические подходы к рассмотрению данных понятий, ни одна из наличествующих концепций и идей не носит полного и исчерпывающего характера, оставаясь дискуссионной как концептуально, так и в отдельных деталях.

С сожалением приходится констатировать, что в современной отечественной юридической науке достаточно четко не определены дефиниции даже базовых понятий «правопорядок» и «общественный порядок». В целом правопорядок характеризуется состоянием законности и уровнем реализации прав и свобод, а также исполнения обязанностей. В общем, под правопорядком понимают такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, то есть состояние «фактической урегулированности» социально-правовых связей как качественное выражение принципа законности. Также существует мнение, что правовой порядок следует рассматривать как определенным образом обусловленное состояние человеческого общежития. Центральным элементом такого состояния будет внутренне согласованная система правовых отношений, базирующихся не только на специальных нормативных требованиях, но и на демократических, гуманистических, нравственных, а также правах и обязанностях, свободе, законности и ответственности всех субъектов права [2, с. 563]. Кроме норм права, в обеспечении правопоряд-

ка участвуют традиции, обычаи, нормы морали, а также внутренние правила организаций.

Что же касается соотношения правопорядка с общественным порядком, то и тут единого мнения не существует. Зачастую правопорядок определяют как элемент общественного порядка, однако только в том случае, если речь не идет о сугубо узком и специальном понимании общественного порядка как порядка в общественных местах. В целом проблема правопорядка является специфическим компонентом, или, по точному замечанию Л. С. Мамута, «фирменным знаком», именно российской юридической науки советского и постсоветского периодов [3, с. 385].

Таким образом, правовой порядок - это обладающая множественным содержанием социально-правовая категория, в рамках которой взаимодействуют интересы и права различных групп, слоев, граждан общества. Существует точка зрения, в соответствии с которой правопорядок является синонимом понятия «конституционный порядок». В случае, если происходит синонимизизация данных терминов, с таким утверждением можно согласиться. При этом правопорядок представляет собой государственно-правовое явление в широком смысле слова и затрагивает максимальное количество общественных сфер и отношений. В таком аспекте проблемы речь пойдет о понимании конституционного правопорядка в широком смысле. Аналогичная ситуация наблюдается при попытках определить сферы действия конституционных отношений и характерна для любой дискуссии, так или иначе затрагивающей конституционно-правовую сферу.

Однако традиционным выводом в такой дискуссии является утверждение о том, что не все явления и проблемы общества, которые порождают общественные отношения, не все правовые вопросы жизни отражены непосредственно в Конституции РФ или конституционных законах. Не все положения, закрепленные в Основном законе, могут быть адекватно реализованы. Поэтому не следует ставить знак тождества между государственным, конституционным и правовым порядком. В качестве альтернативы предлагается рассматривать конституционный правопорядок в широком и, например, специальном узком смыслах.

На наш взгляд, под конституционным правопорядком в широком смысле следует понимать всю совокупность общественных отношений в российском обществе, установленных и функционирующих на основе норм Конституции Российской Федерации. Этот правопорядок включа-

ет в себя основанную на конституционном законодательстве деятельность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организацию широкого спектра отношений между властью и населением страны.

Кроме того, конституционный правопорядок включает специальный набор конституционных процедур, которые предусмотрены конституционным законодательством. Например, порядок вступления в должность Президента Российской Федерации, порядок принятия и одобрения федеральных законов, порядок проведения выборов и референдумов и другие. Парламентские, избирательные и иные специальные процедуры в литературе зачастую обозначаются как конституционный порядок в узком специальном смысле.

Российский демократический конституционный правопорядок основан на широкой реализации основ конституционного строя России. Он предполагает повсеместное участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, включает весь спектр личных, социально-экономических и политических прав и свобод граждан, режим конституционной законности, четкое функционирование механизма охраны прав и законных интересов граждан.

В Основном законе Российской Федерации закреплено следующее: Россия - демократическое государство; граждане России обладают правом на реальное участие в делах государства и формирование государственных органов, на реализацию свободы слова, шествий, митингов и демонстраций, других политических прав. Российское государство стремится, чтобы каждому гражданину была обеспечена возможность самостоятельного и полного осуществления своих прав и свобод. Обеспечение конституционного правопорядка в стране предполагает создание реального механизма и надлежащих условий для строгого и неуклонного соблюдения всеми Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Причем обязанность соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, закрепленная в ст. 15 Основного закона, является одной из важнейших основ конституционного строя.

Вся палитра общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права и составляющих сущность конституционного правопорядка российского общества, чрезвычайно разнообразна. Обеспечение реализации широкого круга специальных конституционных право-

отношений требует постоянных усилий и согласования деятельности различных ветвей власти на соответствующих уровнях организации государственной власти в обществе. Это и есть главная функция всех органов правоохранительного назначения - судов, прокуратуры, полиции и других.

Обеспечение конституционного правопорядка тесно связано с точным соблюдением конституционной законности. Соотношение между законностью и правопорядком в современной литературе обычно определяют как соотношение причины и следствия. Сам конституционный правопорядок объективно отражает реальный уровень состояния конституционной законности в Российской Федерации. В своей основе конституционный правопорядок представляет собой воплощение конституционной законности в конкретных конституционно-правовых отношениях и предопределяет незыблемость и стабильность всех конституционно-правовых связей в обществе. Причем, учитывая федеративное устройство нашего государства, обеспечение конституционного правопорядка требует единства действий Федерации и ее субъектов как в плане согласованной нормативно-правовой базы, так и в деле проведения общей стратегии борьбы с различного рода правонарушениями.

Хотелось бы отметить, что конституционный порядок в настоящее время должен толковаться не только как результат требования неукоснительного соблюдения конституционных норм права всеми субъектами соответствующих отношений, но и как итог должной реализации предоставленных гражданам конституционных прав и свобод.

Изучая и исследуя конституционный правопорядок, следует обращать внимание на его глубокую сущность как системного образования, обладающего сложной структурой. В эту структуру входят специальные субъекты конституционного правопорядка, к которым относятся граждане, органы государственной власти, а также государственные органы и организации, органы местного самоуправления, общественные объединения и так далее. Вторым важным элементом структуры конституционного правопорядка является весь массив разнообразных актов реализации норм конституционного права. Третьим выступает вся совокупность существующих конституционно-правовых отношений, участники которых связаны между собой конституционными правами, обязанностями и конституционной ответственностью. Четвертым элементом, выступающим фундаментом данного правового явления и придающим ему устойчивость, ценность

и монолитность, является, на наш взгляд, конституционное правосознание и конституционно-правовое мышление.

В целях выявления сущности конституционного правопорядка представляется важным и актуальным определение принципов, на которых он базируется. Подходы к систематизации принципов конституционного правопорядка могут отличаться, однако мы полагаем, что наиболее оптимальным является их разделение на общесоциальные, юридические и специальные.

Общесоциальные принципы характеризуются основными закономерностями и тенденциями общественного развития. Экономическая жизнь общества и государства, политическая, социальная, культурная и иные сферы определяются демократизмом конституционного правопорядка, его подчиненностью интересам личности, гуманистическим отношением к правам и свободам человека, принципом справедливости в распределении основных жизненных благ.

К общеюридическим принципам конституционного правопорядка относятся равенство всех перед законом и судом, верховенство конституции, принцип правовой нормативности, принцип правовой определенности, принцип системности, равенство правовых возможностей, неотвратимость наказания, государственная гарантиро-ванность и другие. Поскольку данные принципы свойственны большинству правовых явлений, они непосредственно реализуются и в конституционном правопорядке.

Однако анализ категории конституционного правопорядка как самостоятельной и целостной структуры позволяет говорить и о наличии собственных специфических принципов, к которым следует отнести: конституционность, законность, упорядоченность и взаимозависимость уровней, устойчивость и единство, субординацию, иерархичность и соподчинение правовых связей, оптимальность и универсальность, целостность и структурность.

Угрозы конституционному правопорядку могут быть различными. Классифицировать их, на наш взгляд, следует прежде всего на внешние и внутренние. К внешним относятся военные конфликты с другими государствами, способные влиять на состояние конституционного правопорядка. Представляется, что к таким угрозам могут быть отнесены угрозы государственной целостности, единству государственной власти в Российской Федерации и ее экономическому пространству, угрозы конституционным основам правового статуса личности и единству правовой системы России. В настоящее время наиболее

используемые способы внешнего воздействия на состояние конституционного правопорядка сводятся к гласной или негласной поддержке социальных и политических групп экстремистской и иной реакционной направленности внутри государства. Такая ситуация в современном политическом лексиконе получила название «экспорт цветных революций». Безусловно, к проблеме экспорта революции в современную Россию нужно относиться с особым вниманием.

Внутренние угрозы конституционному правопорядку страны в современных условиях могут возникнуть вследствие различных деструктивных процессов и негативных тенденций во внутригосударственных отношениях. Кроме того, речь идет и о мощном дезорганизующем воздействии преступности на всех уровнях ее проявления, в том числе в процессе обеспечения реализации прав и свобод личности.

Таким образом, основными угрозами конституционного правопорядка необходимо признать следующие:

1. Угрозы государственной целостности Российской Федерации как следствие воздействия внутренних и внешних дестабилизирующих факторов, характеризующихся как угрозой внешнеполитического вмешательства, так и угрозой государственному суверенитету.

2. Угрозы единству и целостности правовой системы Российской Федерации и принципу верховенства Конституции. Данная проблема также предстает в двух основных аспектах - внешнем и внутреннем. С одной стороны, речь идет о недопустимости в вопросах государственного строительства «слепого» заимствования чужеродных идей и принципов, лишенных национальной идентичности, а также внешнеполитических попыток «подчинить» действующую российскую Конституцию решениям различных международных «инстанций». С другой - о необходимости строго следовать принципу верховенства федерального законодательства над законодательством субъектов Федерации и принципу разделения предметов ведения между центром и субъектами.

3. Угрозы соблюдению демократических и правовых принципов организации публичной власти на основе исключительно правовых способов взаимоотношений государства, его органов и граждан в целях недопущения эскалации политических конфликтов, выливающихся в антиконституционные варианты «смены власти» и «оранжевые революции», провоцируемые извне. Наглядным примером служит, например, трагедия на Украине.

4. Угрозы конституционным основам правового статуса личности, сочетающего конституционные идеи неразрывной взаимосвязи интересов личности и государства, а также прав, свобод и обязанностей человека как фундаментальной предпосылки достижения баланса публичных и частных интересов.

Одной из задач современной юридической науки является правовое обоснование многоуров-него и комплексного механизма обеспечения конституционного правопорядка. Функционирование такого механизма должно быть основано на принципах соответствия между целями и средствами их достижения, а также организационно-правовых принципах системной и комплексной оценки функционирования всего государственного аппарата. Возможно также выделение общих и организационных принципов механизма обеспечения конституционного правопорядка. Общие принципы включают в себя определение социально ориентированной иерархии ценностей, а также ответственность государства за наличие соответствующих «ограничителей» репрессивных полномочий. К числу организационных принципов относятся: юридическая дифференциация полномочий субъектов обеспечения конституционного правопорядка; ответственность должностных лиц за конкретные решения; соответствующее информационное обеспечение принимаемых решений; прогнозирование изменений среды функционирования, в том числе геополитической, и другие.

Формы обеспечения конституционного правопорядка можно подразделить на процессуальные (юрисдикционные) и материальные, реализуемые в рамках правосудия, в том числе конституционной контрольно-надзорной или исполнительно-распорядительной деятельности [3, с. 39]. В зависимости от пространственного действия формы обеспечения конституционного правопорядка можно классифицировать на внутригосударственные (локальные, региональные, межрегиональные) и международные (геополитические) . По срокам реализации - на текущие, тактические и стратегические.

Правовой механизм противодействия различным угрозам конституционному правопорядку обусловлен особенностями российской правовой системы, общественного конституционного правосознания, правовой культуры населения, состояния конституционной законности, которые предопределены различными историческими факторами и современными процессами развития конституционализма. Одним из базовых условий укрепления конституционного правопо-

рядка становится надлежащая организация деятельности всего государственного аппарата, предполагающая максимальное ограничение самой возможности государственно-правового произвола и необоснованного вмешательства в сферу частных интересов.

Хотелось бы более внимательно рассмотреть проблему угрозы антиконституционной смены власти как одну из актуальных угроз конституционному правопорядку. На сегодняшний день особое внимание ученых, в большей степени представителей политической науки, уделяется, «цветным (оранжевым) революциям». Можно сказать, что это явление, значительно более широкое, чем те революции, которые произошли на постсоветском пространстве и привели к смене власти. Кроме того, как отмечают политологи, неудавшихся «цветных революций» было значительно больше. Что же касается их механизма, то он обладает рядом отличительных признаков. Следует подчеркнуть, что радикально настроенная оппозиция в этом случае выступает не против конституции и законов как основы правовой системы государства, а, наоборот, за их соблюдение, попутно обвиняя в обратном действующую власть. «Цветная революция» преследует формальную цель - свержение антиконституционного режима, но не строя. Таким образом, для «цветных революций» необходим «подходящий» тип политической системы, например, «имитационные демократии» с откровенным авторитарным содержанием, обладающие признаками либерального его воплощения. В то же время в странах, где демократические выборы отсутствуют или абсолютно ритуальны, «цветные революции» также невозможны.

Особое внимание со стороны России к «цветным революциям» на постсоветском пространстве объясняется совершенно объективными обстоятельствами. Во-первых, именно постсоветское пространство отличается «удобными» и необходимыми для них видами политических режимов, доставшихся в наследство от советской власти. Во-вторых, территорию постсоветского пространства в большинстве случаев отличает социальная и экономическая неустроенность, что является благодатной почвой для организации «цветных революций». В-третьих, именно бывшие советские республики Россия относит к зоне своего политического и геополитического влияния.

Нельзя также не отметить, что большинство «цветных революций» является не столько внутренним делом государства, сколько последствием прямого или скрытого международного воз-

действия, преследующего свои коростные геополитические цели. Именно по этой причине так популярно в последнее время стало выражение «экспорт цветных революций». Однако следует помнить, что победа «цветной революции», как и любой другой революции, - это не всегда и необязательно победа демократии, равенства и справедливости. Возможно, что на смену одному имитационному режиму придет аналогичный, однако уже по-иному геополитически ориентированный, по причине необходимости обрабатывания предшествующих спонсорских «вливаний».

Как справедливо заметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, «сценарии подобного рода в целом абсолютно неприемлемы и контрпродуктивны, они разрушают современный миропорядок... Наши люди, граждане не допустят и никогда этого не примут. Но попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, ослабить Россию, ударить по уязвимым, проблемным местам предпринимаются и будут предприниматься. Мы должны адекватно реагировать на эти вызовы. Все это - гарантия нашей безопасности и суверенитета. Речь идет об обеспечении независимости и единства государства» [4].

Конституционный правопорядок является одной из важнейших, но не единственной конституционно-правовой категорией, затрагивающей наиболее важные конституционно-правовые процессы. Серьезное внимание, как правило, уделяется также категории «конституционная безопасность», которая, как и конституционный правопорядок, имеет свои предметные сферы и пространственно-объектовые уровни. Диалектическая связь этих категорий проявляется в близких предметных и объектно-субъектных сферах. Что же касается различий, то они основаны, в первую очередь, на содержательных характеристиках данных понятий. Конституционный правопорядок характеризует состояние упорядоченности, а конституционная безопасность - качество защищенности. Также конституционный правопорядок рассматривается как итог реализации конституционной законности. При этом границы между этими категориями подчас весьма и весьма условны.

В контексте обеспечения конституционного правопорядка в современных условиях необходимо обратить наиболее пристальное внимание на решение следующих общетеоретических проблем:

1. Разработку теоретико-концептуальной модели механизма обеспечения конституционного

правопорядка, а также четкое определение его специфики, сущностного, процедурного и организационного содержания в контексте осуществления основных государственно-властных полномочий и обеспечения реализации прав личности.

2. Использование основных отраслей конституционного права как средств обоснования и обеспечения баланса публичных и частных интересов.

3. Исследование функциональной структуры системы государственно-властных институтов России как гарантов обеспечения конституционного правопорядка.

4. Изучение правовых и социальных факторов детерминации эффективной организации системы обеспечения конституционного правопорядка, механизма ее функционирования и совершенствования.

В заключение хотелось бы отметить, что конституционный правопорядок необходимо рассматривать как объективно предопределенную единую устойчивую комплексную систему частей и элементов, отражающих специальные уровни организации конституционно-правовых отношений.

Конституционный правопорядок выступает не только высшей целью развития конституционализма, но и конечным результатом всего конституционно-правового регулирования правового положения личности в целом и отдельных субъектов конституционно-правовых отношений в частности. Надо иметь в виду, что конституционный правопорядок включает не только блок конституционно-правовых отношений, но и сферу отношений в рамках гражданского общества.

Механизм обеспечения конституционного правопорядка - это всеобъемлющая система, в основе которой лежат социальные, экономические, юридические и политические принципы организации деятельности государственного аппарата, основанные на соответствующих организационных процедурах, средствах и методах, при помощи которых специально установленные государством субъекты формируют, поддерживают и охраняют соответствующий конституционный режим. Институционально-функциональная структура этого механизма, на наш взгляд, складывается из трех базовых подсистем: нормативной, государственно-властной и гарантийно-охранительной.

На сегодняшний день существует вполне

ощутимая потребность в разработке специальной процессуальной отрасли конституционного права, призванной обеспечить поддержание конституционного правопорядка. Учитывая затянувшиеся процессы формирования новой российской государственности и идентичности, в контексте обеспечения конституционного правопорядка необходимо иметь в виду и перспективу формирования двух компонент обеспечения конституционного правопорядка: федерального и на уровне субъектов Федерации. При этом федеральная составляющая должна выполнять роль фундамента правового регулирования и предопределять принципиальные основы развития конституционного права всех субъектов Российской Федерации. При решении этой проблемы необходимо уделить особое внимание разработке специальных модельных законодательных актов.

Нельзя не отметить, что создание реальных механизмов реализации принципов народовластия, наряду с поддержанием относительной экономической и социальной стабильности, является одним из первоочередных условий поддержания конституционного правопорядка. Также, на наш взгляд, необходим строгий контроль за тем, чтобы деятельность специальных органов по охране конституционного правопорядка осуществлялась в рамках правового поля, при этом не переставая быть социально направленной. Для этого необходимо добиться того, чтобы юридическое закрепление процесса охраны конституционного правопорядка было подчинено более внятной, юридически зафиксированной государственной политике, учитывающей не только современные геополитические угрозы, но и сохраняющей свою общегуманистическую и общечеловеческую направленность.

Литература

1. Лазарев М. В. Политическая лояльность как фактор стабильности государства: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.

2. Борисов В. В. Правопорядок // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. М., 2000.

3. Сыдорук И. И. Государственно-правовой механизм обеспечения правопорядка в Российской Федерации: теоретическое административно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

4. Российская газета. 2014. 23 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.