Научная статья на тему 'Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе'

Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК / МНОГОЛЕТНЯЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / GOLF / SPORTS TRAINING / PLANNING OF TRAINING LOADS / LONG-TERM SPORTS PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корольков А. Н., Никитушкин В. Г.

В статье рассмотрены современные проблемы спортивной тренировки в гольфе. Показано, что основные проблемы подготовки связаны с определением соотношений объемов тренировочных нагрузок по каждому виду подготовки, содержания и интенсификации тренировочных воздействий, установлением степени воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм спортсмена, вопросами отбора и индивидуализации подготовки спортсменов в зависимости от их морфофункциональных характеристик, индивидуальной лабильности нервной системы и типологических свойств личности, определением норм допустимых тренировочных нагрузок и особенностей адаптации, планированием содержания тренировки при подготовке к главным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корольков А. Н., Никитушкин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of sports training in golf

Modern problems of sports training in golf are considered in the article. It is shown that the main problems of preparation are connected with definition by a ratio of volumes of training loads by each type of preparation, definition of the contents and an intensification of training influences, establishment of extent of impact of training and competitive loads on the athlete’s organism, questions of selection and an individualization of training of athletes depending on their morphofunctional characteristics, individual lability of nervous system and typological properties of the personality, definition of norms of permissible training loads and features of adaptation, planning of the content of training by preparation for the main starts of a season.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы спортивной тренировки в гольфе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГОЛЬФЕ

А.Н. КОРОЛЬКОВ, В.Г. НИКИТУШКИН, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы спортивной тренировки в гольфе. Показано, что основные проблемы подготовки связаны с определением соотношений объемов тренировочных нагрузок по каждому виду подготовки, содержания и интенсификации тренировочных воздействий, установлением степени воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм спортсмена, вопросами отбора и индивидуализации подготовки спортсменов в зависимости от их морфофункциональных характеристик, индивидуальной лабильности нервной системы и типологических свойств личности, определением норм допустимых тренировочных нагрузок и особенностей адаптации, планированием содержания тренировки при подготовке к главным

стартам сезона.

Ключевые слова: гольф, спортивная тренировка, планирование тренировочных нагрузок, многолетняя спортивная подготовка.

Abstract

Modern problems of sports training in golf are considered in the article. It is shown that the main problems of preparation are connected with definition by a ratio of volumes of training loads by each type of preparation, definition of the contents and an intensification of training influences, establishment of extent of impact of training and competitive loads on the athlete's organism, questions of selection and an individualization of training of athletes depending on their morphofunctional characteristics, individual lability of nervous system and typological properties of the personality, definition of norms of permissible training loads and features of adaptation, planning of the content of training by preparation for the main starts of a season.

Key words: golf, sports training, planning of training loads, long-term sports preparation.

Гольф - один из старейших индивидуальных игровых видов спорта, первые дошедшие до нашего времени документальные сведения о котором (в части содержания и цели игры) вместе с футболом относятся к началу XV в. Гольф также - один из популярных видов до-суговой деятельности, который во многих странах стал неотъемлемой частью культуры вообще, и физической культуры общества в частности. В отличие от многих других видов спорта, обычно воспринимаемых в общественном сознании как способы непосредственного сопоставления физических качеств и соответствующих девизу олимпийских игр: «Citius, Altius, Fortius!», в гольфе эти качества и способности сопоставляются опосредованно сравнением показателей, определяемых точностью перемещения мяча во время игры [9]. По этой причине гольф долгое время воспринимался многими как игра, близкая к спорту, но занимающая отдельное обособленное от спорта место.

Обособленность гольфа от других видов спорта, и прежде всего от олимпийского движения, определялась его профессионализмом и финансовой самодостаточностью [12]. По своей экономической сути гольф за пределами нашей Родины - доходная многомиллиардная отрасль бизнеса. В 2009 г. гольф вновь был включен в программу Игр Олимпиады и в этом смысле повторил исторический путь развития тенниса. Включение гольфа в олимпийское движение придало новый импульс для его развития как вида спорта в странах, в которых до этого момента гольф существовал как хобби.

В современной России первые гольф-клубы возникли в связи с окончанием периода холодной войны и переходом от политики конфронтации к политике международного сотрудничества и кооперации в 90-х годах прошлого века. Поэтому первые российские гольф-клубы возникли в столичном регионе - центре дипломатической и экономической деятельности государства и задумывались как места сближения и знакомства иностранного бизнеса с российским. Разумная политика руководства первых гольф-клубов заключалась не только в создании благоприятной атмосферы для деловой активности, но и в части организации детских бесплатных секций, что привлекло к занятиям гольфом несколько десятков юных спортсменов. Это позволило вырастить первую волну профессиональных спортсменов, тренеров и организаторов гольфа. Представители этой волны и стали своего рода миссионерами гольфа в России. В ДЮСШ стали организовываться отделения гольфа. Гольф был включен во Всероссийский реестр видов спорта, были утверждены нормы и требования Единой всероссийской классификации по гольфу, разработан Федеральный стандарт спортивной подготовки, программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе гольфа и программа спортивной подготовки по гольфу для ДЮСШ.

Вместе с изменением отношения к гольфу как к виду спорта, а не только к игровой профессиональной деятельности происходили определенные изменения и в содержании спортивной подготовки. Если в прош-

лом веке спортивная подготовка в гольфе в основном заключалась в игровой и соревновательной практике, в совершенствовании технических приемов игры, то с начала этого века в спортивную тренировку стали всё больше и больше включаться упражнения общей и специальной физической подготовки, упражнения психологического тренинга. Появились зарубежные публикации о периодизации спортивной тренировки в годичном цикле. Развитие теории гольфа за рубежом в основном повторяет путь развития отечественной теории спорта 70-80-х годов прошлого века.

По этой причине теория спортивной тренировки в гольфе разработана еще не в полной мере. Практически не рассмотрены вопросы построения спортивной тренировки на этапах многолетней подготовки юных игроков в гольф. Вопросы обучения игровым действиям, теоретической, психологической и соревновательной подготовки также изучены недостаточно. Как и во многих других видах спорта, основными проблемами спортивной тренировки в гольфе являются: соотношения объемов тренировочных нагрузок по каждому виду подготовки, вопросы содержания и интенсификации тренировочных воздействий, определение степени воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм спортсмена, проблемы отбора и индивидуализации подготовки спортсменов в зависимости от их морфофункциональных характеристик, индивидуальной лабильности нервной системы и типологических свойств личности, определение норм допустимых тренировочных нагрузок и особенностей адаптации, планирование содержания тренировки при подготовке к главным стартам сезона [9, 13, 16, 17, 18].

Определить влияние (весомость, валидность) каждого вида подготовки на спортивный результат можно различными способами: анализируя объемы нагрузок по разным видам подготовки ведущих игроков, сопоставляя объемы тренировочных воздействий в видах спорта с подобной двигательной активностью, методами экспертных оценок и т.п. Все эти способы имеют свои недостатки в части полноты исходных данных, методов интерпретации результатов и субъективности экспертных оценок. Тем не менее в первом приближении представить себе качественную картину соотношения объемов по каждому виду подготовки можно, осуществив статистический анализ оценок экспертов. В частности, при разработке требований Федерального стандарта спортивной подготовки по гольфу нами был осуществлен однофакторный дисперсионный анализ степени влияния различных физических и координационных качеств на спортивный результат в гольфе [1]. Было установлено, что наибольшее влияние на спортивные достижения в гольфе (по мере убывания) оказывают координационные способности, гибкость, выносливость, быстрота и сила. При этом эти факторы определяют 46% результативности. Соответственно оставшиеся 54% результативности определяются действием других факторов (в том числе и случайных), к которым можно отнести качества и способности, развиваемые другими видами подготовки: теоретической, технико-тактической, психологической и соревновательной.

Степень влияния игрового опыта на спортивные достижения в гольфе нами была установлена в результате факторного анализа социально-экономических переменных пятнадцати государств - лидеров мирового гольфа. Оказалось, что общее количество разнообразных гольф-полей на территории одного государства определяют 14% общей дисперсии высших достижений в гольфе и 14% общей дисперсии определяется наличием системы многолетней подготовки спортсменов. Кроме того, в статье [20] нами было показано, что средний возраст высших достижений в гольфе у игроков-мужчин составляет около 33 лет, а продолжительность тренировочной деятельности обычно не меньше 20 лет; у женщин -27 лет и 14 лет тренировок. Это также свидетельствует о значительной степени влияния на спортивные результаты игрового опыта, который, в свою очередь, также определяет теоретическую, технико-тактическую и психологическую готовность.

На основании экспертных оценок нами также были оценены приоритеты в развитии физических качеств игроков в гольф с учетом их половых различий [9, 13]. Оказалось, что содержание физической подготовки в гольфе у мужчин и женщин различное. Женщины в тренировках в первую очередь должны уделять внимание развитию кинестезии, силы, гибкости и координации, а мужчины - гибкости, кинестезии, равновесию и координации. Кроме того, развитие этих качеств должно происходить с учетом сенситивного биологического возраста методами, соответствующими ведущим видам деятельности спортсменов с учетом асимметрии совершения игровых действий [9].

В ряде работ [4, 5, 6] нами было установлено, что около 70% ударов в гольфе производится с дозированием движений по амплитуде и усилию, что требует развития соответствующих координационных способностей. Также многими учеными установлен факт, что совершение движений с дозированием кинематических параметров происходит наиболее точно при их количественной интериоризации в ЦНС с использованием множества различных систем рецепторов. В гольфе развитие координационных способностей с использованием таких методик практически не применяется. Нами был установлен эффект повышения результативности различных игровых действий в гольфе путем количественной оценки усилий при совершении удара, скорости перемещения мяча и громкости звука при ударе по мячу [3, 7, 9]. Также нами был установлен факт улучшения спортивных достижений в гольфе методами сенсорной изоляции и визуального стимулирования моторной зоны коры головного мозга [19, 21]. Эти результаты открывают новое направление в совершенствовании координационных способностей и технической подготовки в гольфе и видах спорта, связанных с проявлением целевой меткости.

Технико-тактическая подготовка в гольфе условно может быть разделена на два этапа: этап обучения техническим действиям и этап их совершенствования, соответствующих в дидактике этапу формирования двигательных умений и этапу формирования навыка и вариативного навыка. Игровое действие в гольфе (свинг), приводящее

к перемещению мяча вследствие перемещения различных звеньев тела в определенной последовательности, состоит из 16-20 элементарных анатомических движений. Задача тренера при обучении свингу в гольфе состоит в объединении этих движений в единую кинематическую цепь, позволяющую совершить удар по мячу с заданной точностью. Каждый тренер обычно использует свою собственную методику обучения этим движениям. Принципиальных различий в методах обучения игровым действиям не установлено. Однако среди всего их многообразия наиболее эффективным и быстрым представляется расчлененно-конструктивный метод обучения [7]. Также можно отметить, что представление о совершаемом движении возникает после 10-12 повторений, а образование навыка - после 60-80 раундов игры, проведенных в соревновательной обстановке [4, 5]. Зависимость скорости формирования двигательного навыка описывается двухпараметрической степенной или экспоненциальной функцией. Один параметр характеризует начальный двигательный опыт спортсмена, а второй - его обучаемость [4].

Принципиальным моментом обучения двигательным действиям в гольфе является индивидуальный темп совершения движений, который определяется массо-инерционными характеристиками звеньев тела и упругими свойствами опорно-двигательного аппарата спортсмена [8].

Объем осваиваемых технических действий за тренировку - общее количество ударов - определяется продолжительностью тренировочного занятия. Обычно на подготовку к удару: установку мяча, прицеливание, имитацию и собственно удар затрачивается до 1 мин времени. Поэтому общее количество ударов за тренировку не превышает 100-150. Интенсивность технических действий, совершаемых с максимальной амплитудой, при этом будет определяться дальностью совершенного удара относительно максимально возможного и может выражаться в процентах. Интенсивность технических действий с дозированием усилий будет определяться точностью их совершения, интенсивностью информационно-аналитических процессов по оценке точности их совершения [6, 9].

Тактика игры в гольф отличается алгоритмичностью и вероятностностью: по мере приближения к лунке каждый удар совершается всё более короткой клюшкой; также по мере приближения к лунке возрастает и условная вероятность ее поражения [9]. В игре возможно определить две тактические манеры игры: агрессивную и рациональную. При агрессивной игре спортсмен с каждым ударом стремится приблизиться как можно ближе к лунке, а при рациональной - избежать ошибок, уменьшить вероятность игры из нестандартных положений. По мере роста мастерства спортсменов различия между этими двумя тактическими способами ведения игры постепенно исчезают.

Теоретическая подготовка в гольфе имеет особенно важное значение при решении задач всех видов подготовки. Любые тренировочные и соревновательные

задания должны предваряться сообщением ученикам теоретических сведений и завершаться подведением итогов и обсуждением достигнутых результатов. Первая и главная задача теоретической подготовки - обеспечение безопасности в тренировочной и соревновательной деятельности, знание этикета и правил игры. В дидактике гольфа теоретические сведения составляют первый этап обучения в алгоритме: знания - умения - навык, позволяют составить представление об осваиваемом действии, определить его основные опорные точки, описать его в виде словесной формулы [5, 17]. На разных этапах подготовки формы и методы сообщения теоретических сведений должны соответствовать ведущему виду деятельности учеников [15, 16].

Теоретическая подготовка имеет непосредственное отношение к психологической подготовке, задачами которой являются формирование умений и навыков по оценке и регулированию своего психического состояния во время игры. На практике эти умения формируются в результате постоянной целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности как бы непроизвольно, сами по себе. Поэтому тренеры и спортсмены уделяют этому виду подготовки незначительное внимание или не занимаются ею вовсе. Однако владение способами психомышечной, идеомоторной и аутогенной тренировки, их планомерное и целенаправленное освоение позволяет существенным образом повысить результативность игры [2, 9]. Особенно действенными методами оперативной саморегуляции своего психического состояния являются упражнения идеомоторной и аутогенной тренировки с использованием количественных оценок величины сердечных сокращений, температуры поверхности кожи и кожно-гальванической реакции [2].

Успешное выступление на различных соревнованиях является конечной целью подготовки в гольфе. Соревновательный сезон в гольфе, особенно на этапах высшего спортивного мастерства, длится почти целый год. Тем не менее и в гольфе среди множества различных соревнований выбираются 2-3 главных старта, к которым ведется целенаправленная подготовка. По этой причине в течение сезона необходимо достижение 2-3 пиков спортивной формы и соответствующее планирование тренировочных нагрузок.

Результаты соревновательной деятельности в гольфе можно рассматривать как своего рода тесты специфических координационных способностей спортсменов [9, 13]. Исследуя их изменения на некоторых промежутках времени, можно установить некоторые закономерности, которые, в свою очередь, необходимо учитывать при планировании пика спортивной формы. Для изучения изменений результативности в течение нескольких лет спортивной деятельности можно использовать статистические методы анализа результатов, а для изменений результативности в ходе соревнований используются методы анализа временных рядов результатов. В ряде работ [10, 11] нами определены эргодические фрагменты структуры соревновательных результатов, квазистационарные спектры результативности и некоторые индивидуальные

стохастические особенности в изменениях спортивных достижений от раунда к раунду.

Таким образом, современные проблемы спортивной тренировки в гольфе во многом совпадают с проблемами

подготовки и в других видах спорта, но имеют свои специфические особенности. Многие положения спортивной подготовки в гольфе нами изложены в монографиях [9, 13, 18], но требуют дальнейшей детальной разработки.

Литература

1. Жеребко Д.С. Экспертная оценка направленности спортивной подготовки Федерального стандарта по гольфу / Д.С. Жеребко, А.Н. Корольков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. -№ 6. - С. 68.

2. Залиханова А., Корольков А. Оперативные количественные критерии психических состояний студентов спортивных специальностей / X Международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения -2014», РГУФКСМиТ, Москва, 27-29 мая 2014 г. -С. 155-157, 224-226.

3. Корольков А.Н. Анализ чувства усилия при игре в мини-гольф / А.Н. Корольков // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 54-56.

4. Корольков А.Н. Закономерности формирования двигательного навыка у юных игроков в мини-гольф /

A.Н. Корольков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 6. - С. 36-37.

5. Корольков А.Н. Некоторые дидактические особенности усвоения игровых действий в гольфе / А.Н. Корольков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 6. - С. 40-43.

6. Корольков А.Н, Никитушкин В.Г. Объем, интенсивность и направленность тренировочных нагрузок в гольфе / II Всероссийская конференция с междунар. участ. «Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития», РГУФКСМиТ, Москва, 27-29 мая 2014 г. - С. 69-71.

7. Корольков А.Н. Об эффективности расчлененно-конструктивного метода обучения игровым действиям в гольфе / А.Н. Корольков, Д.С. Титенин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 8.

8. Корольков А.Н. Определение частоты свободных колебаний при совершении свинга в гольфе / А.Н. Корольков // Всероссийская научно-практическая конференция «Биомеханика спортивных двигательных действий и современные инструментальные методы их контроля», 21-23 окт. 2013 г.: материалы / Минспорт РФ; РГУФКСМиТ; МГАФК. - М., 2013. - С. 119-124.

9. Корольков А.Н. Содержание многолетней подготовки юных игроков в гольф: монография / А.Н. Корольков,

B.В. Верченов. - Воронеж: Науч. кн., 2014. - 403 с.

10. Корольков А.Н. Стохастическое прогнозирование результатов в мини-гольфе / Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11(117). -

C. 78-82.

11. Корольков А.Н. Ультрадианные ритмы результативности в гольфе / А.Н. Корольков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 34-37.

12. Корольков А.Н. Факторы, определяющие положение игроков в гольф в мировом рейтинге / А.Н. Корольков, Д.С. Жеребко // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 53-55.

13. Корольков А. Физическая подготовка в гольфе: монография / Алексей Корольков. - [Б. м.]: LAP LAMBERT Аеааеш1е Publishing, [2013]. - 167 с.

14. Корольков А.Н. Эффективность тренировки в гольфе в виде передаточной функции квазистационарных спектров результативности / А.Н. Корольков // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. -С. 62-64.

15. Корольков А.Н., Фесенко В.А. Педагогические принципы обучения гольфу и мини-гольфу в школьном возрасте / Научно-практический форум «Оздоровление нации средствами физической культуры и спорта», 8 ноября 2012 г., Самара. - С. 119-126.

16. Никитушкин В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа. - М.: [ИКА], 1998. - 284 с.

17. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. - М.: Физ. культура, 2010. - 230 с.

18. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 032101 / В.Г. Никитушкин. - М.: Физ. культура, 2010. - 203 с.

19. Никитушкин В.Г. Повышение результативности в гольфе методом сенсорной изоляции / В.Г. Никитушкин, А.Н. Корольков, И.В. Кулькова // Спортивный психолог. - 2013. - № 3 (30). - С. 42-45.

20. Результаты антропологического мониторинга игроков в гольф высокой квалификации / Ю.И. Бурлаков и [и др.] // Вестник Челябинского государственного университета: образование и здравоохранение. - 2014. -№ 1. - С. 57-62.

21. Эффект повышения результативности спортивных выступлений при стимулировании динамических церебральных систем «Эмоциокорректором Ондиз» / Н.Д. Овчинников [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. -С. 56-59.

References

1. Zherebko D.S. An expert assessment of an orientation of sports preparation of the Federal standard on golf / D.S. Zherebko, A.N. Korol'kov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. - N 6. - P. 68.

2. Zalikhanova A., Korol'kov A.N. Operational quantitative criteria of mental conditions of students of sports specialties / X International scientific and practical conference "Rudikovsky readings - 2014", RGUFKSMiT, Moscow, May 27-29, 2014. - P. 155-157, 224-226.

3. Korol'kov A.N. The analysis of feeling of effort at game in minigolf / A.N. Korol'kov // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2012. - N 1. - P. 54-56.

4. Korol'kov A.N. Regularities of formation of a movement skill at young players in minigolf / A.N. Korol'kov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2011. - N 6. - P. 36-37.

5. Korol'kov A.N. Some didactic features of assimilation of game actions in golf / A.N. Korol'kov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2012. -N 6. - P. 40-43.

6. Korol'kov A.N., Nikitushkin V.G. Volume, intensity and orientation of training loads in golf / II All-Russian conference with internat. part. "Theory and technique of physical culture and sport: heritage of founders and prospect of development", RGUFKSMiT, Moscow, on May 27-29, 2014. - P. 69-71.

7. Korol'kov A.N. About efficiency of a dismembered-a constructive method of training in game actions in golf / A.N. Korol'kov, D.S. Titenin // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2012. - N 6. - P. 8.

8. Korol'kov A.N. Determination of frequency of free fluctuations at commission of a swing in golfs / A.N. Ko-rol'kov // All-Russian scientific and practical conference "Biomechanics of Sports Physical Actions and Modern Tool Methods of Their Control", 21-23 Oct. 2013: materials / Minsport RF; RGUFKSMiT; MGAFK. - M., 2013. -P. 119-124.

9. Korol'kov A.N. Content of long-term training of young golfers: monograph / A.N. Korol'kov, V.V. Verchenov. -Voronezh: Sci. book, 2014. - 403 p.

10. Korol'kov A.N. Stochastic forecasting of results in minigolf / Scientific notes of university of name P.F. Les-gaft. - 2014. - N 11(117). - P. 78-82.

11. Korol'kov A.N. Ultradiann productivity rhythms in golf / A.N. Korol'kov // Vestnik sportivnoj nauki. - 2014. -N 2. - P. 34-37.

12. Korol'kov A.N. The factors defining position of golfers in a world rating / A.N. Korol'kov, D.S. Zherebko // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2013. - N 2. -P. 53-55.

13. Korol'kov A.N. Physical preparation in golf: monograph / Alexey Korol'kov. - [B. m]: LAP LAMBERT Academic Publishing, [2013]. - 167 p.

14. Korol'kov A.N. Efficiency of training in golf in the form of transfer function of quasistationary ranges of productivity / A.N. Korol'kov // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2013. - N 10. - P. 62-64.

15. Korol'kov A.N., Fesenko V.A. The pedagogical principles of training in golf and minigolf at school age / Scientific and practical forum "Improvement of the Nation Means of Physical Culture and Sport", on November 8, 2012, Samara. - P. 119-126.

16. Nikitushkin V.G. Selection methods in game sports / V.G. Nikitushkin, V.P. Guba. - M.: [IKA], 1998. - 284 p.

17. Nikitushkin V.G. Long-term training of young athletes: monograph / V.G. Nikitushkin. - M.: Physical culture, 2010. - 230 p.

18. Nikitushkin V.G. Theory and technique of youthful sport: textbook for students of the higher education institutions which are trained in the speciality 032101 / V.G. Nikitushkin. - M.: Physical culture, 2010. - 203 p.

19. Nikitushkin V.G. Increase of productivity in golf by method of touch isolation / V.G. Nikitushkin, A.N. Ko-rol'kov, I.V. Kulkov // Sportivnyi psikholog. - 2013. -N 3 (30). - P. 42-45.

20. Results of anthropological monitoring of golfers of high qualification / Yu.I. Burlakov etc. // Bulletin of the Chelyabinsk state university: education and health care. -2014. - N 1. - P. 57-62.

21. Effect of increase of productivity of sports performances at stimulation of dynamic cerebral systems by "Emotsiokorrektor Ondiz" / N.D. Ovchinnikov etc. // Fi-zicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2012. - N 1. - P. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.