УДК 658.7
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК РОССИИ НА ОСНОВЕ
ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ К.С. Кривякин, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] В.А. Иванов, магистрант e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье определены причины, препятствующие развитию промышленного производства в России. Обоснована актуальность совершенствования промышленных предприятий на основе применения принципов логистики. Рассмотрены принципы построения и функционирования логистических систем, использование которых позволит повысить эффективность деятельности промышленных предприятий в долгосрочной перспективе за счет сокращения затрат и удовлетворения потребностей клиентов. Приведены основные ограничения для развития промышленных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса России, являющиеся результатами введения экономических санкций западными странами. Определены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса, отличающие их от промышленных предприятий, выпускающих гражданскую продукцию. Сформулированы основными требованиями и задачи организации эффективной логистической деятельности на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Проанализированы проблемы, вызванные реализаций основных положений Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе», затрудняющие использование принципов логистики на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России
Ключевые слова: логистическая деятельность, логистическая система, логистические принципы, особенности логистической деятельности предприятий ОПК
MODERN PROBLEMS OF PERFECTION ACTIVITY OF ENTERPRISES OPK OF RUSSIA ON THE BASIS PRINCIPLES OF LOGISTICS K.S. Krivyakin, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor
e-mail: [email protected] V.A. Ivanov, Undergraduate
e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The article identifies the reasons hindering the development of industrial production in Russia. Relevance of improvement of the industrial enterprises on the basis of application of the principles of a log-stick is discussed. The principles of construction and operation of logistics systems, the use of which will improve the efficiency of industrial enterprises in the long term, by reducing costs and meet customer needs. The main restrictions for the development of industrial enterprises, including the military-industrial complex of Russia, which are the results of the introduction of economic sanctions by Western countries, are given. The features of the enterprises of the military-industrial complex, which distinguish them from the industrial enterprises, producing civil products. The main requirements and objectives of the organization of effective logistics activities at the enterprises of the military-industrial complex are formulated. The problems caused by the implementation of the main provisions of the Federal law №275 "on the state defense law", complicating the use of logistics principles at the enterprises of the military-industrial complex of Russia, are analyzed
Key words: logistics activities, logistics system, logistics principles, features of logistics activities of the defense industry
Развитие промышленного производства в жизни населения. Промышленность принято любом государстве является основой для постро- считать важнейшей сферой экономики, оказыва-ения эффективной и независимой экономической ющей влияние на все ключевые показатели дея-системы страны с высоким уровнем и качеством тельности государства. Процесс развития промышленного производства в России, в настоящее время затруднен по нескольким причинам:
- во-первых, увеличился уровень конкурен-© Кривя1шн КС https://orad.org/0000-0002-8564- ци и для перехода на новую ступень развития
8441, [email protected], Иванов В.А., 2019 F J J F
промышленности необходимо обновлять материально-техническую базу;
- во-вторых, произошла масса технологических изменений, которые усиливают влияние инноваций на производственный процесс и снижают влияние традиционных факторов роста;
- в-третьих, отток квалифицированных кадров и ухудшение социальной обстановки на предприятиях, негативно сказывается на показателях производственной мощности и производительности труда.
- в-четвертых, недостаточность развития научно-исследовательских работ в данной отрасли и слабое понимание сути современных методов управления при внедрении на предприятии, приводят к негативным последствиям, связанным, прежде всего с потерей клиентов и неэффективным управлением ресурсами [7].
Одним из направлений совершенствования деятельности промышленных предприятий в мире является логистический подход. Значительную роль в развитие промышленного производства в странах ЕС и США сыграло построение эффективной логистической системы промышленности, ориентированной прежде всего на сокращение затрат и удовлетворение потребностей клиентов. Логистику принято считать философией современного успешного предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики. К сожалению, далеко не все отечественные предприятия используют в своей деятельности принципы логистики, что в свою очередь является определенным ресурсом для совершенствования их работы.
Согласно терминологическому словарю А.Н. Родникова, логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [6].
Категория «логистическая система» не имеет четкого толкования, как в зарубежной, так и в российской литературе. Однако, в последнее
время наиболее популярным определением логистической системы является следующее - это адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой». Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим) и открытым (адаптирующимся) системам.
Эффективная логистическая система позволяет не только оптимизировать производственный процесс, тем самым снижая себестоимость продукции, но и быстро адаптироваться к изменениям внешней среды.
Логистика представляет собой род деятельности направленный на управление материальными, информационными и человеческими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат). Современная логистика ставит перед собой задачу построения эффективных систем с оптимальными параметрами продукта на выходе [4]. Построение и функционирование логистических систем базируется на определенных принципах, представленных в таблице.
В современных условиях существует ряд ограничений, которые не позволяют отечественным предприятием в полной мере использовать логистические принципы в собственной деятельности, к ним можно отнести следующие:
- нехватка квалифицированных кадров в этой области;
- отсутствия у руководителей опыта построения деятельности предприятия как логистической системы;
- физическая и моральная изношенность имущественного комплекса предприятий;
- использование устаревших технологий производства продукции;
- недоверие сотрудников предприятий к внедрению нововведениям;
- низкий уровень коммуникаций между отдельными элементами предприятия как логистической системы;
- использование несовременных систем складирования и хранения продукции и комплектующих.
Принципы построения и функционирования логистических систем [8]
Принцип Краткая характеристика
1. Принцип рациональности В процессе функционирования логистической системы, необходимо выбирать наиболее подходящее решение проблемы, причем не лучше существующего, а лучшее из возможных.
2. Принцип системности Логистическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных звеньев, в то же время любая система является частью другой, более крупной, системы.
3. Принцип иерархии В любой системе низшие звенья должны подчиняться высшим, только в этом случае можно добиться упорядоченности и организованности.
4. Принцип эмерджентности Чем крупнее логистическая система, тем больше различий между ней и отдельно взятыми элементами, эмерджентность (целостность) - свойство выполнять поставленную цель всей системой, а не отдельно взятыми звеньями.
5. Принцип интеграции Логистическая система имеет больше свойств, чем простая сумма свойств отдельных ее звеньев.
6. Принцип формализации Предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы.
Начало 2010-х годов российская промышленность встретила на этапе своего активного роста. Поддержка государством, крупные бюджетные ассигнования, большое количество экспортных заказов, достаточное количество внутреннего оборонного заказа - этим и был обусловлен подъем промышленного производства. В то же время на предприятиях оборонно-промышленного комплекса оставались те же проблемы, что и во всей промышленности РФ в целом, а именно:
- необходимость закупки импортных комплектующих, полуфабрикатов и оборудования;
- необходимость привлечения финансовых средств из-за рубежа.
После событий 2013-2014 гг. на Украине, присоединения республики Крым к РФ, по отношению к крупнейшим российским производителям западными странами были применены экономические санкции, что в свою очередь, потребовало пересмотра стратегии их развития, для адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Основные ограничения для российских предприятий, являющиеся результатами введения экономических санкций западных стран, представлены на рис. 1.
Основные ограничения для российских предприятий
Ограничения по расчетам в зарубежной валюте
Ограничения по привлечению кредитов зарубежных стран
Ограничения на закупку комплектующих зарубежных стран
Рис. 1. Основные ограничения для российских предприятий, являющиеся результатами введения
экономических санкций западных стран
Кроме представленных выше ограничений, необходимо учитывать кооперационные связи промышленных предприятий РФ с бывшими союзными республиками. После развала СССР, в соседних республиках осталось примерно 50%
советских оборонных предприятий, без участия которых, отечественная промышленность неспособна выпускать большую часть номенклатуры собственной продукции.
С.Г. Морозов и И.Г. Шепелев и в своей работе «Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом» отмечают, что сейчас около 400 отечественных оборонных предприятий зависят от поставок комплектующих с украинских предприятий, поставки с которых, могут в любой момент прекратиться окончательно. При этом без помощи предприятий ОПК Украины, РФ сейчас в состоянии выпускать только 17% номенклатуры военной техники. По мнению О С. Белокрыловой для достижения максимального эффекта от стратегии импорто-замещения, необходимо ориентироваться на компенсацию замещения критических импортных технологий (электронно-компонентная база, наукоемкое станкостроение, инструментальная промышленность, оборудование для нефтегазового комплекса, промышленность катализаторов для химии и нефтехимии), в частности, чтобы заменить 71 высокотехнологичную западную технологию в рамках реализации военной программы перевооружения, требуется 700 млрд. долл. [5].
Вместе с тем, стратегии развития дополнительных производств для обеспечения существующих производств еще не определены до конца. Производство продукции на предприятиях ОПК является сложным наукоемким процессом. Составляющими компонентами такого процесса являются обеспечивающие процессы (научно-исследовательские, информационные, транспортные и др.), процессы производства продукции (технологические, механические и др.), обслуживающие (ремонтные и др.) процессы [3]. Привлечение отечественных исполнителей нужно не только для развития российской экономики, но и для уменьшения геополитических рисков. Кроме того, существует проблема интеграции ОПК в рыночную экономику, посредством наращивания выпуска продукции гражданского назначения. Решение данной проблемы, имеющей, в частности, технико-экономический и военно-экономический аспекты, связано с разработкой и внедрением технологий двойного применения, интегрированными процессами в военной и гражданской экономике и в их взаимосвязи. Использование этих технологий позволит значительно снизить текущую военную нагрузку на экономику без ослабления
военно-экономической готовности страны. При необходимости появится возможность сократить время для конверсии гражданского производства в военное, увеличить уровень военно-экономического потенциала страны, в то же время, облегчая бремя военных расходов в условиях мира и высвобождая средства для ускорения экономического роста. О возрождении ОПК в качестве генератора высокотехнологичных, высококонцентрированных и рационально организованных производств гражданской экономики свидетельствует деятельность таких структур, как ОАО «АХК "Сухой"», РСК «МиГ», диверсифицированных холдинговых структур, сочетающих оборонные и экономические интересы.
Особенности предприятий ОПК, отличающие их от гражданских производств, представлены на рис. 2.
Основной особенностью логистической деятельности в ОПК является то, что заказанная продукция должны быть выполнены точно в соответствии с требованиями государственного заказчика.
Основными требованиями, предъявляемыми к логистической деятельности на предприятиях ОПК, можно считать следующие:
- строгое выполнение контрактных обязательств в части соблюдения объемов, сроков и качества продукции;
- соблюдение калькуляции и норм затрат;
- высокая производительность имеющихся ресурсов, задействованных в производстве;
- соблюдение сроков выполнения этапов производства продукции;
- минимизация затрат на сырье, материалы и полуфабрикаты.
Для организации эффективной логистической деятельности на предприятиях ОПК необходимо решить следующие задачи:
- диверсифицировать производство, наладить выпуск продукции двойного потребления;
- привлечь грамотных маркетологов для решения вопросов по постпродажному сервису и дизайну продукции;
- создать рабочие группы из компетентных специалистов и поручить им внедрение логистических процессов. Также необходима тесная интеграция всех подразделений, занятых в осуществлении логистических процессов с этими рабочими группами [2].
Рис. 2. Особенности предприятий
Основным препятствием для реализации вышеперечисленных задач и создания логистической системы на оборонном предприятии являются положения Федерального Закона №275 «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 [1]. В частности на основании ФЗ №275 «О государственном оборонном заказе» предприятия обязаны:
1. Внедрить и вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту;
2. Открыть по каждому госконтракту отдельный счет в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем;
3. Получить согласие от всех поставщиком сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и услуг согласие на вхождение в кооперацию с остальным исполнителями и дальнейшую работу по требованиям ФЗ № 275;
4. Перейти на новую системы оплаты поставляемых изделий, которая включает в себя ограничение авансирования или полный отказ от него;
5. Согласиться на уменьшение уровня рентабельности;
6. Принять все ограничения на использование собственных средств.
Рассмотрим требования ФЗ №275 «О государственном оборонном заказе» более подробно:
1. Внедрение раздельного учета по каждому контракту требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Если до введения ФЗ №275
оборонно-промышленного комплекса
все расчеты с заказчиками могли производиться с одного расчетного счета в одном банке и выполнялись одним сотрудником, то теперь потребуется привлекать дополнительный персонал для выполнения этих обязанностей. Кроме того, не существует программной платформы, которая позволила бы автоматизировать эти операции. Специализированные организации могут разработать методики ведения раздельного учета и изготовить программную платформу, но это займет длительное время и потребует крупных финансовых вливаний. Помимо этого, на настройку программы и обучение сотрудников уйдет еще какое-то время и дополнительные средства. Вторым вариантом решения данной проблемы - является ведение учета вручную, но для этого придется увеличивать штат бухгалтерии примерно на 50%. Таким образом, стоимость внедрения раздельного учета будет критичной для большинства предприятий ОПК.
2. Открытие отдельных счетов только в уполномоченных банках. Количество уполномоченных банков ограничено, кроме того, не все они представлены в отдельных регионах РФ.
3. Получение согласие поставщиков на вхождение в кооперацию. Задача эта трудновыполнима, проведенное исследование показало, что примерно 90-100% поставщиков не желают работать на условиях ФЗ №275. Многие поставщики не только отказываются вступать в кооперацию и поставлять продукцию на условиях ФЗ №275, но и под различными предлогами отказы>. 2019. Т.16. № 1
ваются от дальнейшего сотрудничества в принципе. По понятной причине, иностранные поставщики, узнав, что их сырье используется для создания военной продукции в РФ, тоже отказываются вступать в кооперацию. При выпадении из цепочки поставщиков, даже малой их части, предприятие не сможет полностью загрузить собственные производственные мощности, что повлечет за собой финансовые трудности.
4. Переход на систему оплаты заказа с ограниченным авансированием, либо полный отказ от авансов. До вступления в силу ФЗ №275, предприятия заключали договор на поставку и получали аванс в размере 70-100%. На полученные деньги предприятия закупали сырье, материалы, полуфабрикаты, выплачивали заработную плату, поддерживали технологическое оборудование в рабочем состоянии, а также оплачивали иные обязательные платежи и налоги. Без авансирования многие предприятия не смогут осуществлять указанные платежи, только за счет собственных средств. Все это повлечет за собой остановку производства, заказчики будут предъявлять пени к уплате и прочие штрафные санкции, прекратится выплата заработной платы, что в свою очередь, вызовет отток специалистов.
5. Уменьшение уровня рентабельности повлечет за собой не только невозможность увеличения производственных мощностей, но и их простои. Уровень заработной платы снизится, что повлечет за собой отток квалифицированного персонала.
6. Ограничение по использованию собственных средств. В соответствии с ФЗ №275 полученные средства нельзя использовать на покупку и ремонт оборудования, так как в законе прописано, что запрещается «использование полученных по госконтракту средств на цели, не связанные с выполнением гособоронзаказа». Кроме того, возмещать фактические затраты и прибыль по каждому контракту можно только после полного выполнения всех обязательств, то есть все материалы и комплектующие предприятие обязано покупать на собственные свободные средства. Многие предприятия не имеют достаточно средств для закупки материалов и комплектующих большими партиями, соответственно их придется закупать для каждого госконтракта по розничной цене, что повлечет за собой повышение себестоимости и цены на продукцию. Кроме
того, многократно вырастет стоимость доставки товара.
Все вышеперечисленные требования влекут за собой нарушения цепочки поставщиков, что в свою очередь, вызывает цепную реакцию, а именно, нарушение ритмичности производства, увеличение себестоимости, снижение уровня заработной платы, отток квалифицированных специалистов и в конечном итоге несостоятельность (банкротство) предприятия.
Таким образом, основные положения ФЗ №275 «О государственном оборонном заказе», напрямую противоречат принципам логистики как вида деятельности. Для того чтобы сохранить объемы выпуска продукции на прежнем уровне или увеличить его, необходимо стимулировать производителей, упростить банковское сопровождение контрактов, разрешить авансирование для закупки материалов и комплектующих, либо обеспечивать предприятия сырьем на государственном уровне. Все это возможно только на основе совершенствования законодательства, с учетом выделенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия ОПК в современных условиях.
Совершенствование деятельности предприятий на принципах логистики должно проходить не только в виде оптимизации оборонного комплекса и сектора его управления, но и с помощью реформирования в сопутствующих отраслях. Организация функционирования предприятий как логистических систем позволит не только решить внутренние проблемы оборонно-промышленного комплекса в целом, но и значительно ослабит нагрузку, вызванную западными экономическими санкциями.
Литература
1. Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (в редакции от 29.07.2018 г.) // СПС Консультант-Плюс.
2. Аксенов К.В. Инструментарий ослабления негативных влияний на потоковый процесс производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса / К.В. Аксенов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - Т.9. - №31 (220). - С. 17-24.
3. Анискин Ю.П. Механизм организации и сбалансированного планирования деятельности научно-промышленных кластеров / Ю.П. Анискин, К.С. Кривякин, М.Б. Шмырева, А.М. Тинь-гаев // Организатор производства. - 2013. - № 2 (57). - С. 38-44.
4. Гаджинский А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский - 20-е изд. - Москва: «Дашков и К», 2012. - 484 с.
5. Шепелев И.Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом / И.Г. Шепелев, С.Г. Морозов // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - № 2(4).
6. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь, Москва: Инфра-М 2000. - 340с.
7. Лавринов Г.А. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса / Г.А. Лавринов, А.А. Косенко, Е.Ю. Хрусталев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - Т.9. - № 22 (211). -С. 2-14.
8. Щеголева Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. - Т. 8. - № 8. - С. 77-80.