Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Валерий Анатольевич

В статье анализируются нормативные базы двух стран: Российской Федерации и Украины - по организации пожарной безопасности в Республике Крым: порядок учета пожаров и их последствий и нормативы для организации противопожарной службы в городах. Представлены статистические данные новых субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малько Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF FIRE SAFETY SYSTEM REORGANIZATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL

PURPOSE. The article analyzes normative bases of the Russian Federation and Ukraine on fire safety organization during accession of the territory of the Crimean Peninsula to the Russian Federation: procedure for registration of fires and their consequences and standards for firefighting service organization in cities. Statistic data of new territorial constituent components of the Russian Federation are given. METHODS. Based on the normative bases analysis on fire safety organization of the Russian Federation and Ukraine main differences in procedure for registration of fires and their consequences and also standards for fire-fighting service organization in cities before and after accession of the territory of the Crimean Peninsula and the city of Sevastopol to the Russian Federation have been revealed. FINDINGS. The article presents the results of the normative bases analysis on fire safety organization before and after accession of the territory of the Crimean Peninsula and the city of Sevastopol to the Russian Federation, as well as it presents the results of statistical data processing. RESEARCH APPLICATION FIELD. Normative bases analysis on fire safety organization for the Republic of Crimea and the city of Sevastopol makes it possible to adopt new territorial constituent components of the Russian Federation more efficiently. CONCLUSIONS. Normative bases of both countries - Ukraine and Russia - have considerable differences, therefore present standards in Republic of the Crimea and the city of Sevastopol need to be revised on the base of current living conditions of the region.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ»

УДК 614.849 DOI 10.25257/FE.2018.2.115-120

МАЛЬКО Валерий Анатольевич

Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: malko.valeriy@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЬ

В статье анализируются нормативные базы двух стран: Российской Федерации и Украины - по организации пожарной безопасности в Республике Крым: порядок учёта пожаров и их последствий и нормативы для организации противопожарной службы в городах. Представлены статистические данные новых субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Республика Крым, Севастополь, пожарная безопасность, учет пожаров, нормативы для организации противопожарной службы.

Весной 2014 года на основании документа «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» в составе России образовались два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь [1, 2].

Это историческое событие имеет особое значение для развития Государственной противопожарной службы МЧС России в Республике Крым. Территориальные органы МЧС Республики Крым и города Севастополь, находясь в составе Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, подчинялись украинским нормативно-правовым актам. При переходе Крымского полуострова под юрисдикцию Российской Федерации возникла задача государственной важности - адаптировать действующую систему гражданской защиты к нормам Российской Федерации. Для решения этой задачи необходимо проанализировать действовавшие в Российской Федерации (РФ) и Украине нормативные базы по организации пожарной безопасности: порядок учёта пожаров и их последствий и нормативы для организации противопожарной службы в городах.

СРАВНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЁТУ ПОЖАРОВ

Статистика пожаров ведётся для того, чтобы была возможность правильно оценивать пожарную безопасность в стране, исходя из существующей обстановки с пожарами. Поэтому для обеспечения пожарной безопасности в стране ведётся учёт пожаров и их последствий в целях дальнейшего прогнозирования чрезвычайных ситуаций, своевременного реагирования на складывающуюся обста-

новку с пожарами, спасения человеческих жизней, сохранения материальных и культурных ценностей и т. д. [3].

Правовыми основами для деятельности в области пожарной безопасности в Республике Крым и городе Севастополь до 2014 года являлся Кодекс гражданской защиты Украины от 2 октября 2012 года № 5403-У1, регулировавший отношения, связанные с защитой населения, территорий, окружающей среды и имущества от чрезвычайных ситуаций. Этот же документ обязывал вести единый учёт по территориальному признаку чрезвычайных ситуаций (в том числе пожары) в порядке, который был определён постановлением Кабинета министров Украины от 26 декабря 2003 года № 2030 «Об утверждении порядка учёта пожаров и их последствий».

В Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» учёт пожаров и их последствий - одна из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности (ст. 3). На основании этого же закона был разработан и утверждён приказом МЧС России от 21 ноября 2008 года № 714 порядок учёта пожаров и их последствий [4].

Статистические данные, позволяющие увидеть сложившуюся картину пожарной безопасности субъектов (2010-2016 гг.), представлены на рисунке 1.

Количество пожаров до 2012 года включительно росло, с 2013 года стремительно падало, в 2016 году их число уменьшилось (по сравнению с 2012 г.) более чем в 2 раза (рис. 1, а). При такой динамике пожаров количество погибших на них людей остается почти на одном уровне (рис. 1, б), число людей, получивших травмы на пожарах, растёт (рис. 1, в) [5].

Основные различия, представленные в нормативных документах, касающиеся области учёта пожаров и их последствий, показаны в таблице 1.

© Малько В. А., 2018

115

3500 3000 3 2500

са

^ 2000

го *

° 1500

о

5 1000 3"

500 0

2 998

Ч„Л891

2 064 ... 4^1891

1 707 „,,1375

2010 2011 2012

2013 Год

2014 2015

2016

140 120 100 80 60 40 20 0

121

109,^ 105 03 99 103 _ ♦ _ 97

-♦

2010 2011 2012

2013 Год

2014 2015

2016

120 I 100 80

го со

о

^ 60 со

2. 40 о

| 20 !Т

0

103 96

73 _66 58

2013 Год

2014 2015

Рисунок 1. Статистика по пожарной безопасности на территории Крымского полуострова:

а - количество пожаров; б - количество погибших людей на пожарах; в - количество травмированных людей на пожарах;

■ данные, полученные до перехода под юрисдикцию Российской Федерации (до 2014 г.); ♦ данные, полученные после перехода под юрисдикцию Российской Федерации (после 2014 г.)

б

а

в

Различия при учёте пожаров:

1. Следуя опыту советской пожарной охраны, в статистике РФ присутствует понятие «загорание», что позволяет понять причину резкого уменьшения количества пожаров в Республике Крым и г. Севастополь после 2014 года (рис. 2) [6].

На рисунке 2 видно, что при ежегодном сокращении числа пожаров число загораний стремительно растёт, что влияет на увеличение занятости подразделений пожарной охраны в Республике Крым.

2. До 2014 года погибшим на пожаре в Республике Крым и г. Севастополь считалось лицо, смерть которого наступила на протяжении одного месяца. По законодательству РФ такие лица подлежат учёту как травмированные. Более того, в России травмированные при пожаре люди, переданные работникам медицинских учреждений для оказания им медицинской помощи, регистрируются в карточке учёта пожара как травмированные даже в случае смерти, что указано в приказе МЧС России от 26 декабря 2014 года № 727 «О совершенствовании деятельности по формированию электронных баз данных учёта пожаров (загораний) и их последствий». Также не будут подлежать официальному учёту люди, которые погибли или были травмированные на объектах, пользующихся правом экстерриториальности, в то время как до 2014 года не только учитывались травмированные или погибшие, но и пожары, ко-

торые нанесли ущерб юридическим и/или физическим лицам, или не привели к другим последствия для юридических и/или физических лиц Украины. Такими значительными изменениями можно объяснить увеличение количества травмированных даже при ежегодном сокращении количества пожаров.

3. В России материальный ущерб не разделён на прямой и косвенный: фактически любой выезд пожарной техники на вызов наносит материальны ущерб (косвенный), так как при этом затрачиваются денежные средства.

4. В терминологии РФ отсутствует понятие вторичные проявления ОФП. Стоит отметить, что с 1994 по 2008 годы в приказе МВД от 30 июня 1994 года № 332 «Об утверждении документов по государственному учёту пожаров и последствий от них в Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией о порядке государственного статистического учёта пожаров и последствий от них в Российской Федерации») данная терминология существовала и использовалась. В украинском законодательстве в 1999 году постановлением Кабинета министров Украины от 21 октября 1999 года № 1943 «О состоянии обеспечения пожарной безопасности и мерах по её улучшению» данные были позаимствованы, а спустя ещё 4 года действующим постановлением Кабинета министров Украины от 26 декабря 2003 года № 2030 их перечень сократили до существующего.

Таблица 1

Краткий сравнительный анализ нормативных документов по учёту пожаров и их последствий

на территории полуострова Крым до и после перехода под юрисдикцию Российской Федерации

Нормативные документы, действующие на территории

Российской Федерации Украины

Приказ МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 «Об утверждении порядка учёта пожаров и их последствий» Постановление Кабинета министров Украины от 26 декабря 2003 г. № 2030 «Об утверждении порядка учёта пожаров и их последствий»

Основные понятия, используемые в документах

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства Пожар - неконтролируемый процесс уничтожения или повреждения огнем имущества, во время которого возникают факторы, опасные для существ и окружающей природной среды

Загорание - случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства -

Погибшие на пожаре - лица, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники. Кроме погибших и травмированных при пожарах людей, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности Погибшие на пожаре - люди, смерть которых имеет прямую причинную связь с пожаром; лица, смерть которых наступила непосредственно во время пожара или в течение одного месяца со дня получения травм на пожаре, что установлено на основании заключения судебно-медицинской экспертизы или результатов врачебного обследования

Травмированные на пожаре - лица, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники Травмированные на пожаре - лица, понесшие телесные или другие повреждения вследствие воздействия опасных факторов пожара (её вторичных проявлений), а также механических нарушений анатомической целостности организма, полученных во время эвакуации с места пожара и его тушения, что подтверждено справкой из лечебного учреждения

- Прямой ущерб - оценённые в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и/или поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара

- Косвенный ущерб - оценённые в денежном выражении затраты на тушение пожара (стоимость огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов), ликвидацию её последствий (учитывая социально-экономические и экологические потери), в том числе на восстановление объекта; потери, обусловленные простоем производства, перерывом в работе, изменением графика движения транспортных средств и тому подобное

Опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») Опасные факторы пожара - проявления, которые приводят или могут привести к ожогу, отравлению летучими продуктами сгорания или травмированию или гибели людей, причинению материального и других ущербов. К опасным факторам пожара относятся повышенная температура, задымление, ухудшение состава газовой среды

- Вторичные проявления опасных факторов пожара - наличие обломков разрушенных аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; выделение радиоактивных и токсичных веществ и материалов из разрушенных аппаратов, установок; возникновение электрического тока в результате выноса напряжения на токопрово-дящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; других опасных факторов взрыва, происшедшего вследствие пожара

Не подлежат официальному статистическому учёту

Случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов Случаи горения, обусловленного спецификой технологического процесса производства или условиями работы промышленных аппаратов, агрегатов, установок и конструкций

Случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнём, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.) -

Случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения -

Случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения Взрывы, вспышки и статические электрические разряды без последующего горения

Случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения Случаи коротких замыканий в электросети, электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения

Пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности Пожары, происшедшие на объектах права собственности международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, а также на объектах, которые не находятся в юрисдикции Украины, если это не привело к гибели или травмирования граждан Украины и не нанесло ущерба юридическим и/или физическим лицам, или не привело к другим последствиям для юридических и/или физических лиц Украины

Случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие -

Пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.) -

Покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей Случаи самоубийства (попытки самоубийства) путём самосожжения, если это не привело к гибели или травмированию других граждан и не причинило им ущерба и не привело к другим последствиям

Учитываются как загорания следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты: - бесхозных зданий; - мусора на свалках, пустырях, - бесхозных транспортных средств; на территории домовладений, на обочинах сухой травы* дорог, на контейнерных площадках для его - тополиного пуха; сбора, в контейнерах (урнах) для его сб°ра, - торфа на газонах 'и приусадебных в лифтовых шахтах (лифтах) жилых Д°мов, г > ^ в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых увдсгаа^ домов, на лестничных клетках жилых домов, - пожнивных остатков; в подвальных и чердачных помещениях - стерни; жилых домов Случаи горения отходов и мусора на открытой территории, если такие случаи не нанесли прямых и/или косвенных убытков

5. Различие в нормативных документах также затрагивает случаи, не подлежащие официальному статистическому учёту: с 2014 года в Республике Крым их практически вдвое больше, чем было до перехода под юрисдикцию РФ. Особое внимание вызывают случаи неконтролируемого горения, не причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан (загорания). Например, к загораниям теперь относятся случаи горения бесхозных зданий и транспортных средств, сухой травы и тополиного пуха, мусора на свалках, на территории домовладений, на обочинах дорог, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов и пр. Многие из этих случаев горения до 2014 года в Автономной Республике Крым и г. Севастополь учитывались как пожар -из этого как раз и следуют значительные расхождения в статистических данных (рис. 2).

НОРМИРОВАНИЕ ЧИСЛА ПОЖАРНЫХ ДЕПО В ГОРОДАХ

Республика Крым и г. Севастополь - это активно развивающиеся субъекты в сфере туризма, поэтому обеспечение пожарной безопасности жителей этого региона особенно в разгар туристического сезона является важной задачей. Отсюда возникает ещё один вопрос: соответствует ли оснащённость Республики Крым и г. Севастополь необходимыми силами и средствами согласно законодательству РФ? Частично решению этого вопроса посвящена работа [8], в которой представлена орга-

Таблица 2

Сравнение нормативных документов по нормированию числа пожарных автомобилей и пожарных депо на территории полуострова Крым до и после перехода под юрисдикцию Российской Федерации

Нормативные документы, действующие на территории

Российской Федерации Украины

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Постановление Кабинетов министров Украины от 27 ноября 2013 г. № 874 «Об утверждении критериев образования государственных пожарно-спасательных подразделений (частей)...»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размещение пожарных депо

Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин, в сельских поселениях - 20 мин Критерии образования государственных пожарно-спасательные подразделения (части) являются: - радиус обслуживания одним государственным пожарно-спасательным подразделением (по дорогам общего пользования радиус обслуживания не должен превышать 3 км. Если в зоне выезда подразделения (части) размещаются промышленные предприятия, радиус обслуживания в зависимости от категории производства составляет до 2 или 4 км); - нормативы прибытия государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) до места вызова (применяются для определения мест расположения пожарных депо. Нормативы прибытия государственных пожарно-спасательных подразделений к месту вызова не должны превышать: на территории городов -10 мин; в населённых пунктах за пределами города - 20 мин. С учётом метеорологических условий, сезонных особенностей и состояния дорог нормативы прибытия могут быть превышены, но не более чем на 5 мин)

- Место расположения пожарного депо следует выбирать из расчёта радиуса обслуживания: предприятий с преобладающими в них производствами категорий А, Б и В - 2 км; Г, Д - 4 км, а для сельской зоны поселения - 3 км (ГСН Б.2.4-3-95 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»).

Количество и тип пожарных автомобилей

Определено нормами проектирования объектов пожарной охраны НПБ 101-95 от 30 декабря 1994 г. «Нормы проектирования объектов пожарной охраны» С учётом количества жителей в населенном пункте определяются в соответствии с требованиями государственных строительных норм (ГСН 360-92**«Градо-строение. Планирование и застройка городских и сельских поселений») количество и тип пожарных автомобилей

8000 7000

4000 3000 2000 1000

7 733

7 333

6 135 5 626 6 358

4 244

2 998

2 064 2 340,,,,,,,...

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Год

Рисунок 2. Статистика пожаров и загораний на территории Крымского полуострова с 2010 по 2016 гг.:

А сумма пожаров и загораний; ♦ загорания; ■ пожары

низация противопожарной службы крупных городов на территории Республики Крым.

Нормы размещения пожарных депо на территории Крымского полуострова до 2014 года регламентировались двумя документами: Государственными строительными нормами (ГСН) Б.2.4-1-94 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и постановлением Кабинетов министров Украины от 27 ноября 2013 года № 874 «Об утверждении критериев образования государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах и перечня субъектов хозяйствования, где

9000

6000

5000

образовываются такие подразделения (части)». Первый документ определял место размещения депо в сельской зоне по радиусу обслуживания одного депо. Второй документ определял критерии создания государственных пожарно-спасательных подразделений (частей). Нормы определения количества пожарных автомобилей существовали только для специальной пожарной техники (ГСН 360-92** «Градостроение. Планирование и застройка городских и сельских поселений»).

В Российской Федерации до мая 2009 года была похожая ситуация с нормированием числа пожарных автомобилей и пожарных депо, пока не вступил в силу федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [9]. В таблице 2 сравниваются законодательные нормы Российской Федерации и Украины.

Из таблицы 2 видно, что до конца 2013 года в Автономной Республике Крым действовал один единственный норматив - радиус обслуживания пожарного депо (3 км). Утверждённый еще в советское время этот норматив никогда на практике не применялся и научного обоснования не имел. В действи-

тельности районы обслуживания пожарных частей имеют сложную конфигурацию, и расстояния до их границ может превышать 5-7 км и более. Установленный в 2013 году норматив времени прибытия был скорее всего позаимствован по аналогии из нормативов зарубежных стран. Однако необходимо понимать, что такие нормативы для европейских стран предполагают наличие отличного дорожного покрытия, высокую культуру вождения, новейшую технику и небольшие расстояния между сельскими и городскими населёнными пунктами [10].

Нормативы в РФ содержат проблемные вопросы, например, до 2009 года действовал норматив по радиусу обслуживания пожарных депо, а разработанные ещё в 1980-х годах нормативы по пожарным автомобилям и пожарным депо были частично утеряны [10]. И, если нормы СССР, созданные с большим запасом, неоправданно высоки и экономически не выгодны, то нормы зарубежных стран не применимы для территорий РФ. Исходя из этого, существующие в Республике Крым и г. Севастополь нормативы требуют переработки с учётом современных условий жизни региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабышев В. Т., Заметина Т. В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя - восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 58-74.

2. Пряхина Т. М. Признание факта принятия в Российскую Федерацию Республики Крым // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5 (106). С. 16-22.

3. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. О статистике пожаров и о пожарных рисках // Пожаровзрывобезопасность. 2011. Т. 20, № 4. С. 40-48.

4. Малько В. А. Анализ порядка учёта пожаров в Крыму // Материалы XXV Ежегодной международной научно-технической конференции «Системы безопасности - 2016». М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. С. 469-472.

5. Малько В. А. Анализ порядка учёта погибших и травмированных при пожарах в Крыму // Материалы XXV Ежегодной международной научно-технической конференции «Системы

безопасности - 2016». М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. С. 466-469.

6. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1. С. 112-124.

7. Салкин М. Б., Майоров М. М. Учёт пожаров и их последствий в Российской Федерации // Пожарная безопасность. 2006. № 4. С. 101-105.

8. Малько В. А. Организация противопожарной службы крупных городов Крыма // Науковедение. 2017. Т. 9, № 6. Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/34TVN617.pdf (дата обращения 14.02.2018).

9. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В. Математические методы и модели управления в Государственной противопожарной службе. Учебник. М.: Академия МЧС России, 2011. 173 с.

10. Брушлинский Н. Н. О некоторых проблемах, связанных с нормированием пожарных автомобилей и пожарных депо // По-жаровзрывобезопасность. 2004. Т. 13, № 4. С. 76-81.

Материал поступил в редакцию 14 февраля 2018 года.

Valeri MALKO

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: malko.valeriy@gmail.com

MODERN PROBLEMS OF FIRE SAFETY SYSTEM REORGANIZATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL

ABSTRACT

Purpose. The article analyzes normative bases of the Russian Federation and Ukraine on fire safety organization during accession of the territory of the Crimean Peninsula to the Russian Federation: procedure for registration of fires and their consequences and standards for firefighting service organization in cities. Statistic data of new territorial constituent components of the Russian Federation are given.

Methods. Based on the normative bases analysis on fire safety organization of the Russian Federation and Ukraine main differences in procedure for registration of fires and their consequences and also standards for fire-fighting service organization in cities before and after accession of the territory of the Crimean Peninsula and the city of Sevastopol to the Russian Federation have been revealed.

Findings. The article presents the results of the normative bases analysis on fire safety organization

before and after accession of the territory of the Crimean Peninsula and the city of Sevastopol to the Russian Federation, as well as it presents the results of statistical data processing.

Research application field. Normative bases analysis on fire safety organization for the Republic of Crimea and the city of Sevastopol makes it possible to adopt new territorial constituent components of the Russian Federation more efficiently.

Conclusions. Normative bases of both countries -Ukraine and Russia - have considerable differences, therefore present standards in Republic of the Crimea and the city of Sevastopol need to be revised on the base of current living conditions of the region.

Key words: the Republic of Crimea, the city of Sevastopol, fire safety, fire registration, standards for fire-fighting service organization.

REFERENCES

1. Kabishev V.T., Zametina T.V. The adoption of the Russian federation republic of the Crimea and city of Sevastopol - the restoration of historical justice: the constitutional-legal analysis. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2014, no. 2 (97), pp. 58-74. (in Russ.).

2. Pryakhina T.M. Recognition of annexation of the republic of Crimea to the Russian Federation. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2015, no. 5 (106), pp. 16-22. (in Russ.).

3. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. About fire statistics and fire risks. Pozharovzryvobezopasnost, 2011, vol. 20, no. 4, pp. 40-48. (in Russ.).

4. Malko V.A. Analysis of the order of accounting for fires in the Crimea. Mat-Iy XXV Ezhegod. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Sistemy bezopasnosti - 2016" [Proceedings of the 25th Annual inter. sci. and pract. conf. "Security Systems - 2016"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016, pp. 469-472. (in Russ.).

5. Malko V.A. Analysis of the order of accounting for those killed and injured in fires in the Crimea. Mat-Iy XXV Ezhegod. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Sistemy bezopasnosti - 2016" [Proceedings of the 25th Annual inter. sci. and pract. conf. "Security Systems -

2016"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2016, pp. 466-469. (in Russ.).

6. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. Importance of fire statistics for determination of fire risks. Problemy bezopasnosti I chrezvychajnyh situacij, 2012, no. 1, pp. 112-124. (in Russ.).

7. Salkin M.B., Mayorov M.M. Registration of fires and fire consequences in the Russian Federation. Pozharnaya bezopasnost, 2006, no. 4, pp. 101-105. (in Russ.).

8. Malko V.A. Organization of fire service in major cities of Crimea. Naukovedenie, 2017, vol. 9, no. 6, available at: https:// naukovedenie.ru/PDF/34TVN617.pdf (accessed February 14, 2018). (in Russ.).

9. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V. Matematicheskie metody i modeli upravleniya v Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhbe [Mathematical methods and models of management in the State Fire Service]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2011. 173 p.

10. Brushlinsky N.N. On the problems concerning norms and rules for fire motor vehicles and fire depots. Pozharovzryvobezopasnost, 2004, vol. 13, no. 4, pp. 76-81. (in Russ.).

120

© Malko V., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.