Научная статья на тему 'Современные проблемы реализации стратегического управления российскими предприятиями'

Современные проблемы реализации стратегического управления российскими предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1155
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ИТпортал
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ / CONTEMPORARY ISSUES / STRATEGIC MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL GOALS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL RESISTANCE TO CHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рождественский В.Г., Рождественская В.В.

Глобальные изменения, которые произошли в России в конце ХХ века, привели к необходимости решения новых задач в управлении организациями. В условиях высокоцентрализованной экономики вопросы стратегического управления, управления развитием и изменениями лишь частично решались менеджерами российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of realization of strategic management of Russian enterprises

Global changes that have occurred in Russia in the late twentieth century, has led to the need to meet new challenges in the management of organizations. In conditions of a highly centralized economy, the strategic management, development management and changes only partially solved by managers of Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реализации стратегического управления российскими предприятиями»

f^portal

О технологиях. Просто

:

Главная Научный журнал Новости IT-help Контакты

О Компании О

662 руб & ozon.ru

Главная страница журнала IT и технические науки

Экономические науки

О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

Современные проблемы реализации стратегического управления российскими предприятиями

Modern problems of realization of strategic management of Russian enterprises

УДК 338

14.09.2015

Выходные сведения:

Рождественский В.Г., Рождественская В.В. Современные проблемы реализации стратегического управления российскими предприятиями //ИТпортал, 2015. №3 (7). URL: http://itportal.ru/science/economy/sovremennye-problemy-realizatsii-st/

Авторы:

В.Г. Рождественский (доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева), В.В. Рождественская (НГТУ им. Р.Е. Алексеева) Authors:

V.G. Rozhdestvensky (associate Professor of NSTU n. a. R. E. Alekseev), V.V. Rozhdestvenskaya (NSTU n. a. R. E. Alekseev)

Ключевые слова:

современные проблемы, стратегическое управление, цели организации, инновационное развитие, внутриорганизационное сопротивление изменениям

Keyword:

contemporary issues, strategic management, organizational goals, innovative development, organizational resístance to change

Аннотация:

Гпобальные изменения, которые произошли в России в конце ХХ века, привели к необходимости решения новых задач в управлении организациями. В условиях высокоцентрализованной экономики вопросы стратегического управления, управления развитием и изменениями лишь частично решались менеджерами российских предприятий.

Annotation:

Global changes that have occurred in Russia in the late twentieth century, has led to the need to meet new challenges in the management of organizations. In conditions of a highly centralized economy, the strategic management, development management and changes only partially solved by managers of Russian enterprises.

Глобальные изменения, которые произошли в России в конце ХХ века, привели к необходимости решения новых задач в управлении организациями. В условиях высокоцентрализованной экономики вопросы стратегического управления, управления развитием и изменениями лишь частично решались менеджерами российских предприятий [1]. Сегодня менеджмент фирмы должен самостоятельно планировать текущую деятельность, выбирать направление развития, формировать цели и разрабатывать способы их достижения и обеспечивать реализацию выбранных решений [2]. Менеджерам приходится пересматривать существовавшие долгое время взгляды на структуру организации, корпоративную культуру, систему управления организацией и инновациями.

Важнейшие задачи менеджмента сегодня - выбор предназначения организации, обеспечение ее конкурентоспособности и мобильности, проведение организационных изменений [3].

Большинство проблем, с которыми столкнулись менеджеры российских компаний, обусловлены отсутствием опыта работы в условиях рынка, попытками решать новые задачи старыми методами, пробелами в сфере подготовки и переподготовки руководителей.

Важнейшей задачей, которую необходимо решать руководителям российских предприятий, является задача формирования стратегии развития организации [4].

Для ее решения необходимо научиться анализировать стратегическую ситуацию, в которой находится предприятие, выявлять возможные варианты развития, анализировать их достоинства и недостатки, формировать цели организации, выбирать пути их достижения. Менеджеры должны уметь делать правильный выбор стратегии и разрабатывать планы по ее реализации и реализовывать на практике принятые решения [5]. Существует непонимание того, что для достижения положительного результата необходима реализация всех перечисленных операций и что все этапы формирования и реализации стратегии одинаково важны [6]. Вопрос, как правильно выбрать цели, как формировать систему целей в организации, как увязать между собой долгосрочные и текущие цели, как формировать видение и философию организации, не всегда решается правильно и в полном объеме.

В своей деятельности многие руководители ориентируются в основном на краткосрочные и среднесрочные оперативные цели [7]. Вопросом, зачем создана и какой должна стать организация, в долгосрочной перспективе задаются немногие.

Лишь некоторые менеджеры формируют стратегию развития, предвосхищающую будущие возможности и проблемы, и опирающуюся на сильные и слабые стороны организации. Стратегические планы предприятий либо отсутствуют, либо похожи на годовые оперативные планы. В результате стратегические решения, связанные с дальнейшим развитием организации, принимаются в спешке, когда организация сталкивается с необходимостью решать возникшие перед ней проблемы.

Другая не менее важная задача - реализация выбранной стратегии.

Решение этой задачи предполагает проведение изменений, которые обеспечат развитие организации и реализацию стратегического плана. Главным препятствием на пути решения этой задачи является внутриорганизационное сопротивление изменениям [8].

Поэтому менеджеры должны уметь не только формировать стратегию организации, но и претворять ее в жизнь. Для этого они должны знать и понимать, что такое новация и инновация, уметь управлять внутриорганизационными изменениями и преодолевать сопротивление новациям со стороны отдельных сотрудников и организации в целом.

Практика успешных предприятий показывает, что только те добиваются успеха, кто нацелен на инновации, умеет управлять изменениями, и делает инновацию одним из основных инструментов по достижению конкурентных преимуществ.

Причин негативного отношения к любым организационным изменениям и, в первую очередь, инновационным несколько.

Одна из них обусловлена узкой трактовкой понятия инновационного развития. Под инновацией многие менеджеры понимают совершенствование существующего бизнеса, либо создание чего-то принципиально нового.

В первом случае задача сводится только к улучшению того, что делала организация длительное время, а во втором менеджеры считают, что инновациями должны заниматься научные и проектные организации или крупные фирмы с мощной и высокоразвитой исследовательской и конструкторской базой. И в том и в другом случае сужается сфера развития предприятия, сковывается инициатива сотрудников. У работников организации появляется страх перед принципиальными изменениями сферы деятельности и перед необходимостью пересмотра взглядов на существующий бизнес.

Другая причина объясняется стремлением людей к стабильности, к экстенсивному развитию предприятия, страхом перед новым и неизвестным положением вещей. Следствием этого является нежелание всех членов организации, включая и менеджеров, пересматривать состояние дел и менять что-либо в организации без крайней необходимости.

Третья причина негативного отношения к новациям связана с ограничением инициативы сотрудников руководителями организации. Предопределенность бизнеса, ограничение сферы деятельности функциональными обязанностями, отсутствие конкуренции и возможности начать собственное дело привели к тому, что люди не видели необходимости менять что-либо в деятельности своего предприятия.

Четвертая причина обусловлена тем, что многие новации, проводимые в организациях, потерпели неудачу. Причина этого во многом объясняется неумением менеджеров встроить инновационную деятельность в текущую деятельность организации. Попытки включить новаторство в должностные инструкции и вменить его в обязанности сотрудников привели к отрицательному результату [8, 15]. Люди предпочитают выполнять ту работу, которую можно контролировать, за которую можно отчитаться, которая приносит результат каждый день.

Пятая причина неприятия новаций связана с отсутствием развитой инфраструктуры, поддерживающей инновационную деятельность. Высокие кредитные ставки, нежелание банков и инвестиционных компаний кредитовать рискованные проекты [9, 10], слаборазвитый лизинг не способствуют развитию инновационного предпринимательства.

К шестой причине относится отсутствие опыта и специального образования у менеджеров в сфере психологии. Сопротивление изменениям в большинстве случаев имеет психологическую основу.

Итог - отсутствие у менеджеров опыта и знаний в управлении развитием и желания проводить какие-либо изменения, а также отсутствие системного подхода к вопросу развития организации и управления изменениями [11, 12, 13].

Для решения этих проблем необходим системный подход к стратегическому управлению компанией [14, 16, 17], основанный на практическом опыте существующих предприятий.

Библиографический список

1. Фурсов С.В. Стратегическое управление промышленным предприятием // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 94-97.

2. Зайцев Д.А. Инновационные методы прогнозирования/ Д.А. Зайцев, Ф.Ф. Юрлов, С.А. Борисов // Экономика, финансы и управление в современных условиях. Межвузовский сборник научных статей. Вып. 3(5)- Самара, 2011. С. 30-39.

3. Коняева С.А. Стратегическое управление предприятием: теоретический аспект //В сборнике: Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор В.В. Пленкина. 2012. С. 116-119.

4. Безкровний А.М., Ястребов А.П. Анализ стабильности, как фактор стратегического управления предприятием в условиях кризиса // Казанская наука. 2012. № 11. С. 63-66.

5. Тойменцева И.А. Стратегическое управление предприятием в условиях неопределенности с применением экономико-математических методов моделирования //Проблемы современной науки. 2012. № 5-2. С. 210-218.

6. Азизова Е.А., Мантаева Э.И., Калюжный А.Н. Роль гармонизации промышленной и торговой политики в системе стратегического управления предприятием//Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2013. № 2. С. 85-91.

7. Крюкова Т.М. Роль Нижегородского инновационного бизнес-инкубатора в создании благоприятных условий развития экономики региона // ИТпортал, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-nizhegorodskogo-innovatsionnogo/

8. Аверкин М.Г. Инновационный характер построения организационного воздействия//ИТпортал, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/innovatsionnyy-kharakter-postroeniya/

9. Бондин Д.В. Проблемы статистического наблюдения за инновационной деятельностью // Иннов: электронный научный журнал, 2011. №1 (6). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy-statisticheskogo-nablyuden/

10. Удалов О.Ф., Голякова О.В. Инновационные и инвестиционные объекты Нижегородской области// Иннов: электронный научный журнал, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnye-i-investitsionnye-ob/

7. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цели организации, конечные результаты и показатели деятельности // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 11 (15). С. 3-12.

11. Корнилов Д.А. Стратегическое планирование и экономическое прогнозирование /монография. Нижний Новгород, 2006.

12. Тугускина Г. Управление развитием региона: инвестиции в человеческий капитал // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 3. С. 84-89.

13. Зайцев Д.А., Курицын А.М. Исследование популярности топ-20 крупнейших компаний Нижегородской области //Иннов: электронный научный журнал, 2014. №1 (18).

URL:http://www.innov.ru/science/e/islledovanie-populyarnosti-top-20-krupneyshikh-kompaniy-nizhegoro/

14. Чернова А.В., Чернов А.Г. Управление методами обработки экспериментальных данных на инновации в аграрном производстве //Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 1 (19). С. 127-129.

15. Марамохина Е.В. Основные проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/osnovnye-problemy-kadrovogo-obespech/

16. Приказчикова Ю.В. О необходимости инноваций на современном этапе развития государства // СтройМного, 2015. №1 (1). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/o-neobkhodimosti-innovatsiy-na-sovr/

17. Вазьянский А.М., Обыденнова С.Ю. Локализация производства как способ инновационного развития предприятия //Иннов: электронный научный журнал, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

References

1. Fursov S.V. Strategicheskoe upravlenie promyshlennym predprijatiem // Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava. 2012. № 6 (6). P. 94-97.

2. ZajcevD.A. Innovacionnye metody prognozirovanija /D.A. Zajcev, F.F. Jurlov, S.A. Borisov// Jekonomika, finansy i upravlenie v sovremennyh uslovijah. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh statej. Vyp. 3(5)- Samara, 2011. P. 30-39.

3. Konjaeva S.A. Strategicheskoe upravlenie predprijatiem: teoreticheskij aspekt// V sbornike: Innovacii v upravlenii regional'nym i otraslevym razvitiem. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. otvetstvennyjredaktor V.V. Plenkina. 2012. P. 116-119.

4. Bezkrovnij A.M., Jastrebov A.P. Analiz stabil'nosti, kak faktor strategicheskogo upravlenija predprijatiem v uslovijah krizisa //Kazanskaja nauka. 2012. № 11. P. 63-66.

5. Tojmenceva I.A. Strategicheskoe upravlenie predprijatiem v uslovijah neopredelennosti s primeneniem jekonomiko-matematicheskih metodovmodelirovanija //Problemy sovremennojnauki. 2012. № 5-2. P. 210-218.

6. Azizova E.A., Mantaeva Je.I., Kaljuzhnyj A.N. Rol' garmonizacii promyshlennoj i torgovojpolitiki v sisteme strategicheskogo upravlenija predprijatiem //Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika. 2013. № 2. P. 85-91.

7. Krjukova T.M. Rol' Nizhegorodskogo innovacionnogo biznes-inkubatora vsozdaniiblagoprijatnyh uslovij razvitija jekonomikiregiona //ITportal, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-nizhegorodskogo-innovatsionnogo/

8. Averkin M.G. Innovacionnyjharakterpostroenija organizacionnogo vozdejstvija //ITportal, 2014. №2 (2). URL: http://itportal.ru/science/economy/innovatsionnyy-kharakter-postroeniya/

9. Bondin D. V. Problemy statisticheskogo nabljudenija za innovacionnoj dejatel'nost'ju//Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2011. №1 (6). URL: http://www.innov.ru/science/economy/problemy-statisticheskogo-nablyuden/

10. Udalov O.F., Goljakova O.V. Innovacionnye iinvesticionnye ob#ekty Nizhegorodskoj oblasti//Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012. №1 (10). URL: http://www.innov.ru/science/economy/innovatsionnye-i-investitsionnye-ob/

7. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. Celi organizacii, konechnye rezul'taty ipokazateli dejatel'nosti//Problemy jekonomiki i menedzhmenta. 2012. № 11 (15). P. 3-12.

11. KornilovD.A. Strategicheskoe planirovanie i jekonomicheskoe prognozirovanie /monografija. Nizhnij Novgorod, 2006.

12. Tuguskina G. Upravlenie razvitiem regiona: investicii vchelovecheskijkapital//Problemy teoriiipraktiki upravlenija. 2013. № 3. P. 84-89.

13. Zajcev D.A., Kuricyn A.M. Issledovanie populjarnosti top-20 krupnejshih kompanij Nizhegorodskoj oblasti// http://itportal.ru/science/economy/sovremennye-problemy-reaNzatsii-st/ 4/5

Innov: jelektronnyj nauchnyjzhurnal, 2014. №1 (18). URL:http://www.innov.ru/science/e/islledovanie-populyarnosti-top-20-krupneyshikh-kompaniy-nizhegoro/

14. Chernova A. V., Chernov A. G. Upravlenie metodami obrabotki jeksperimental'nyh dannyh na innovacii v agrarnom proizvodstve //Vestnik OrelGIJeT. 2012. № 1 (19). P. 127-129.

15. Maramohina E. V. Osnovnye problemy kadrovogo obespechenija sel'skogo hozjajstva //Ajekonomika: jekonomika isel'skoe hozjajstvo, 2015. №2 (6) URL: http://aeconomy.ru/science/economy/osnovnye-problemy-kadrovogo-obespech/

16. Ppikazchikova Ju. V. O neobhodimosti innovacij na sovremennom jetape razvitija gosudarstva //StrojMnogo, 2015. №1 (1). URL: http://stroymnogo.com/science/economy/o-neobkhodimosti-innovatsiy-na-sovr/

17. VazjanskijA.M., Obydennova S.Ju. Lokalizacija proizvodstva kak sposob innovacionnogo razvitija predprijatija // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2014. № 4 (21). URL: http://www.innov.ru/science/economy/localizacia_proizvodstva/

1С БухОбслуживание

X CD

Подключайтесь к 1С:БухОбслуживанию, и получайте качественные бухгалтерские услуги Перейти в 1cbo.ru

О компании

Реклама на сайте

Услуги

Карта сайта

© 2002-2016 электронный научный журнал «ИТпортал», быстрая публикация хороших научных статей, 16+

ISSN 2414-5688

INNOV - разработка и продвижение сайта, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.