Научная статья на тему 'Современные проблемы реализации правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия'

Современные проблемы реализации правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3097
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовой статус / арбитражные заседатели / суд / арбитражный судья / пра-восудие / специальные знания / правовий статус / арбітражні засідателі / суд / арбітражний суддя / правосуддя / спеціальні знання / legal status / arbitration assessors / court / arbitration judge / justice / special knowledge

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Ксения Александровна

Исходя из цели создания института арбитражных заседателей, автором статьи сделаны выводы о том, что полноценная реализация правового статуса арбитражных засе* Орлова Ксения Александровна – аспирант Балтийского федерального университета им. И. Канта, ведущий юрисконсульт Калининградской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги». 134 Юридические записки № 1•2013 дателей при отправлении правосудия требует совершенствования работы со списками и кандидатурами арбитражных заседателей, осознанного выбора кандидатуры арбитражного заседателя с учетом необходимости использования специальных знаний. В качестве решающей для процесса выделена роль суда в оценке наличия или отсутствия особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также наличия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of realization of arbitration assessors legal status in administration of justice

Taking into account the purpose of creation of arbitration assessors institute, the author of the article drew conclusions that total realization of arbitration assessors legal status in dispensation of justice demands the improvement of the work with lists and candidates of arbitration assessors, a conscious choice of the arbitration assessor candidate considering the need to use special knowledge. Court role is distinguished as a decisive in an assessment of special complexity of a case, need to use special knowledge in the field of economy, finance, management, and also the presence of experts with special knowledge in a particular field among the persons approved by arbitration assessors of the relevant arbitration court.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы реализации правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия»

Список использованных источников

1. Подробнее см.: Еременко В. И.

Странные метаморфозы Высшей патентной палаты / В. И . Еременко // Патенты и лицензии. - 1998. - № 9. - С . 2-7 .

2. О реорганизации ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знака» и ФГУ «Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Распоряжение Правительства РФ от 01. 12. 2008 № 1791-р // Собрание законодательства РФ. - 15. 12.2008. - № 50 . -Ст. 5984.

3. О патентных поверенных : Федеральный закон от 30. 12. 2008 № 316-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. -

2009. - № 1. - Ст. 24.

4. Российская Бизнес-газета. 2008, 6 мая

5 О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судеб-

ной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам : Федеральный конституционный закон от 06. 12. 2011 № 4-ФКЗ || Собрание законодательства РФ. - 12.12. 2011. - № S0. -Ст. 7334.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам : Федеральный закон от 08.12. 2011 № 422-ФЗ || Собрание законодательства РФ. - 12. 12. 2011. -№ Б0. - Ст. 7364.

7. Вышкевич В. Разрешение споров в судах Республики Беларусь: промышленная собственность | В. Вышкевич. || URL: || http:||ictt by|Library| SV_Vyshkevich doc

8 Мещеряков В А Патентный суд, о котором так долго говорили | В А Мещеряков || Патентный поверенный -

2010. - № 6 (ноябрь-декабрь). - С. 1Б.

УДК 347. 964.963

Орлова К.А.*

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Орлова К.А. Современные проблемы реализации правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия. - Статья .

Исходя из цели создания института арбитражных заседателей, автором статьи сделаны выводы о том, что полноценная реализация правового статуса арбитражных засе-

* Орлова Ксения Александровна - аспирант Балтийского федерального университета им. И . Канта, ведущий юрисконсульт Калининградской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

дателей при отправлении правосудия требует совершенствования работы со списками и кандидатурами арбитражных заседателей, осознанного выбора кандидатуры арбитражного заседателя с учетом необходимости использования специальных знаний . В качестве решающей для процесса выделена роль суда в оценке наличия или отсутствия особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также наличия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания

Ключевые слова: правовой статус, арбитражные заседатели, суд, арбитражный судья, пра-восудие, специальные знания

Orlova K.A. Current problems of realization of arbitration assessors legal status in administration of justice. - Article .

Taking into account the purpose of creation of arbitration assessors institute, the author of the article drew conclusions that total realization of arbitration assessors legal status in dispensation of justice demands the improvement of the work with lists and candidates of arbitration assessors, a conscious choice of the arbitration assessor candidate considering the need to use special knowledge Court role is distinguished as a decisive in an assessment of special complexity of a case, need to use special knowledge in the field of economy, finance, management, and also the presence of experts with special knowledge in a particular field among the persons approved by arbitration assessors of the relevant arbitration court.

Keywords: legal status, arbitration assessors, court, arbitration judge, justice, special knowledge

Орлова К.О. Сучасні проблеми реалізації правового статусу арбітражних засідателів під час відправлення правосуддя. - Стаття

Керуючись метою створення інституту арбітражних засідателів, автором статті зроблено висновки про те, що повноцінна реалізація правового статусу арбітражних засідателів при відправленні правосуддя вимагає вдосконалювання роботи зі списками й кандидатурами арбітражних засідателів, усвідомленого вибору кандидатури арбітражного засідателя з урахуванням необхідності використання спеціальних знань. У якості вирішальної для процесу виділена роль суду в оцінці наявності або відсутності особливої складності справи, необхідності використання спеціальних знань у сфері економіки, фінансів, управління, а також наявності в числі осіб, затверджених арбітражними засідателями відповідного арбітражного суду, фахівців у тій сфері, у якій при розгляді справи потрібні спеціальні знання .

Ключові слова: правовий статус, арбітражні засідателі, суд, арбітражний суддя, правосуддя, спеціальні знання .

Внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [1] (далее - АПК РФ) Федеральным законом № 228-ФЗ от 27. 07. 2010 г., а также принятие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 70

от 10. 11. 2011 г. «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия» [2] (далее - Постановление № 70) поставило ряд новых теоретических и практических вопросов в реализации правового статуса арбитражных

заседателей при отправлении правосудия Учитывая то, что он характеризовался достаточно высокой степенью дискуссионности и ранее, возрастание научно-практического интереса в данной сфере явилось закономерным Проведенный краткий анализ мнений ученых, юристов и судей по проблемам арбитражных заседателей, изложенных на страницах периодической печати за последние десять лет, выявил наличие двух полярных и одной компромиссной точек зрения Общественное мнение в настоящее время как полностью поддерживает целесообразность существования института арбитражных заседателей, так и отказывает ему в праве на существование. Высказывается и компромиссное решение о необходимости его дальнейшего совершенствования и применения в обновленном виде

Важной проблемой, присущей институту арбитражных заседателей в современном виде, является его роль и место в реализации конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия. Достаточно лаконичная формулировка ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации [3] (далее - Конституция) декларирует, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия . Реалии развития отечественной судебной системы показали, что такое право может быть реализовано в различных формах. Непосредственными формами его реализации (по аналогии с реализацией права участвовать в управлении делами государства) являлось отправление правосудия присяжными, народными и арбитражными заседателями

Действующее законодательство о судоустройстве и процессуальное законодательство сохранило институт присяжных и арбитражных заседателей, упразднив народных заседателей . Опосредованными формами реализации указанного права можно считать участие представителей общественности в работе квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, научно-консультативных советов

Определенные теоретические и практические проблемы реализации данного принципа в судопроизводстве заключаются в том, что нормами статей 118 и 119 Конституции прямо установлено правило о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом С учетом ч 3 ст 1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [4] (далее - Закон о статусе судей) данные нормы приводят к выводу, что под судом, в данном случае, следует понимать исключительно профессиональных судей, наделенных в установленном порядке полномочиями осуществлять правосудие

Однако в соответствии с ч 1 ст 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [5] (далее - Закон о судебной системе) судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку не установлено, в каком именно составе - коллегиально или единолично - суды могут рассматривать подсудные им дела, не

исключается возможность создания для рассмотрения тех или иных категорий дел судебных коллегий, в состав которых - наряду с профессиональными судьями - входили бы присяжные, народные или арбитражные заседатели (Определение от 23 06 2005 г № 292-О) Конституционным судом было обращено внимание и на то, что конкретные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и их особый правовой статус в период исполнения обязанностей заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в статье 32 Конституции и Законе о судебной системе (статья 8) Сами по себе нормы закона об участии в отправлении правосудия народных заседателей и их правовом статусе, равно как и утратившие к настоящему времени силу нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР об участии народных заседателей в уголовном судопроизводстве не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан и затрагивающие установленные статьями 119, 121, 122 и 128 Конституции гарантии правового статуса профессиональных судей [6] В целом, участие арбитражных заседателей в отправлении правосудия, кроме соответствующего конституционного права, признается их гражданским долгом, гарантией конституционного права на судебную защиту, а также одной из форм общественного контроля за деятельностью судебной власти [7, с 125]

Однако общепризнанным является мнение о том, что полномочия ар-

битражных заседателей значительно шире полномочий присяжных заседателей и максимально приближены к полномочиям профессиональных арбитражных судей. Основы правового статуса арбитражных заседателей определены в законе «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» [8] (далее - Закона об арбитражных заседателях) При этом при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы и подчиняются только Конституции и закону (ст 1 Закона об арбитражных заседателях)

На идентичность элементов правового статуса судей и арбитражных заседателей указывают и положения Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей

19.12. 2012 г. [9] (далее - Кодекс), в соответствии с которыми правила профессионального поведения, установленные Кодексом, применяются также к лицам, привлекаемым в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функции по отправлению правосудия (п 2 ст 2 Кодекса)

Вышеизложенное приводит к постановке закономерного вопроса о том, является ли само существование института арбитражных заседателей обязательным и необходимым условием реализации рассматриваемого конституционного принципа? Либо же его существование является лишь одной из возможных форм его реализации, что позволяет упразднить соответствующий институт без ущерба для основ конституционного строя и конституционно-правового статуса личности? При обсуждении вопроса о

возможности упразднения института арбитражных заседателей, обращается внимание на то, что он нуждается в отдельной тщательной проработке и обсуждении, прежде всего, с точки зрения конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия [10, с . 12].

В печати высказано мнение о том, что институт арбитражных заседателей демократизирует судопроизводство, которое нередко упрекают в определенной закрытости от общества [11, с. 212]. Одной из причин конструирования соответствующего института называют вступление Российской Федерации в феврале 1996 г в Совет Европы, ратификация 30 марта 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [12] и распространение на Россию юрисдикции Европейского суда по правам человека, вызвавшие необходимость реформировать действующее арбитражное процессуальное законодательство [11, с. 212].

Применительно к упраздненному институту народных заседателей в литературе приводятся доводы в пользу того, что отстранение граждан от деятельности по отправлению правосудия означает их исключение из процесса реализации государственной власти и ограничение их в политических правах, что противоречит Конституции России и может привести к снижению уровня демократии в стране [13, с. 16]. При этом сделан вывод и о том, что федеральные законы, в том числе Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации [14] и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [15], отстранившие народных за-

седателей от деятельности по отправлению правосудия, вошли в противоречие с Законом о судебной системе, поскольку его нормы, предусматривающие участие народных заседателей в отправлении правосудия, не отменены Таким образом, данные кодексы (федеральные законы) не соответствуют Закону о судебной системе [13, с.16].

По мнению А Ф Воронова, решение отказаться от участия народных заседателей в гражданском судопроизводстве, какими бы причинами (экономическими, политическими, иными) оно ни было продиктовано, представляется спорным [16, с. 21]. В дополнение изложенных выше доводов им обращено внимание на то, что данный институт имеет долгую историю, заседатели всегда олицетворяли справедливость суда, их мнение имело большое значение в тех случаях, когда закон оставлял те или иные вопросы на усмотрение суда, их присутствие повышало эффективность борьбы с коррупцией в судебной сфере

М. И. Клеандров пишет о том, что через институт судебных заседателей (всех трех групп - народных (в прошлом), присяжных и арбитражных) реализуется положение ч. 5 ст. 32 Конституции, где говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия По его мнению, только через институт заседателей люди могут реализовать данное конституционное право, это важный институт гражданского общества правового государства, следовательно, такое государство без него не может существовать [17, с . 11].

Все высказанные в периодической печати мнения и аргументы привели нас к выводу о том, что институт арби-

тражных заседателей является одной из важнейших форм непосредственной реализации гражданами России конституционного права участвовать в отправлении правосудия. Более того, одной из двух оставшихся таких форм, наряду с институтом присяжных заседателей . Однако систематическое толкование норм Конституции не позволило нам сделать вывод о том, что существование института арбитражных заседателей следует рассматривать в качестве обязательного и необходимого условия реализации данного конституционного принципа

Одной из определяющих задач, поставленных перед институтом арбитражных заседателей, является использование специальных знаний в арбитражном процессе Так, распоряжение Президента России от 21 12 1993 г № 775-рп [18] исходило из того, что в условиях углубления экономической реформы, становления рыночных отношений особое значение приобретают гарантированность и защита прав всех субъектов предпринимательства При этом Высшему арбитражному суду Российской Федерации (далее - ВАС РФ) было предложено подготовить предложения для Федерального Собрания Российской Федерации о совершенствовании организации и деятельности арбитражных судов, имея в виду, в том числе, реформирование судебного процесса с учетом зарубежной и отечественной практики, включая привлечение к рассмотрению отдельных категорий дел в суде первой инстанции представителей предпринимательских кругов

Федеральным законом от 05.05. 1995г. № 71-ФЗ «О введении в действие Ар-

битражного процессуального кодекса Российской Федерации» [19] на ВАС РФ было возложено проведение эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей (ст 8) В Постановлении Пленума ВАС РФ от 05 09 1996 г № 10 [20] в качестве основной задачи эксперимента было установлено создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (преамбула Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, далее - Положение) При этом в п 3 Положения было прямо установлено, что арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел в случаях необходимости применения при рассмотрении конкретных дел специальных знаний в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В развитие этого в перечень дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, было рекомендовано включать экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений и связанные с применением банковского законодательства, законодательства о ценных бумагах, международного частного права, законодательства о перевозках (п 5 Положения)

Дальнейшее развитие законодательства, практики его применения и процессуальной доктрины показали, что наличие специальных знаний явилось одним из основных элементов в реализации правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия.

Так, например, А. И. Грибова высказывает мысль о том, что судья, обладающий профессионализмом в области права, не может быть одновременно высоким специалистом по строительству, животноводству, бухгалтерии, агрономии и т д , да и крайне трудно судье постичь особенности различных отраслей экономического оборота при том объеме работы, который ему приходится выполнять сегодня В то же время, в ходе судебного разбирательства конкретных дел, часто возникает необходимость выяснения узко специализированных вопросов, которые относятся к различным отраслям науки, техники, искусства, ремесла [21, с . 29].

В печати высказывается мнение и о том, что участие в рассмотрении отдельных категорий дел профессионалов позволило бы обеспечить наиболее полное и всестороннее изучение обстоятельств дела при разрешении возникшего между сторонами спора. При этом существенную помощь в рассмотрении конкретного дела может оказать только тот арбитражный заседатель, который обладает специфическими профессиональными познаниями в соответствующей области, связанной с предметом спора [22, с 7]

Как пишет Е И Злобина, участие арбитражных заседателей в разрешении экономических споров позволяет арбитражным судам без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел Также это позволяет компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, способствует повышению качества правосудия по эко-

номическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета [11, с . 158].

В целом, идея целесообразности использования специальных знаний арбитражных заседателей судьей в судебном процессе разделяется целым рядом ученых-юристов [11, 24, 25, 26, 27].

Развитие законодательства об арбитражных заседателях и процессуального законодательства показало, что идея привлечения к осуществлению правосудия лиц, обладающих специальными знаниями, в нем до недавнего времени последовательно реализована не была

В связи с этим совершенно логичными представляются новые положения арбитражно-процессуального законодательства о том, что ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела (п 2 ст 19 АПК РФ в ред Федерального закона № 228-ФЗ от 27. 07. 2010 г. ).

Важными являются и разъяснения ВАС РФ о том, что такое ходатайство рассматривается по правилам статьи 159 Кодекса и суд вправе отказать в его удовлетворении, если придет к выводу в том числе об отсутствии особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также по причине отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующе-

го арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания (п 1 Постановления № 70)

В качестве вывода отметим, что достижение цели привлечения в процесс специалиста, который сможет оказать реальную помощь в рассмотрении дела, требует привлечение к рассмотрению дела такого арбитражного заседателя, который обладает знаниями и опытом, требующимся для рассмотрения конкретного дела . При этом следует учитывать и то, что список арбитражных заседателей содержит ограниченное число кандидатур. В связи с этим возможность выбора наиболее авторитетного специалиста в определенной области, используемая при выборе эксперта по гражданскому делу, не может быть применена. В результате мы приходим к тому, что, с одной стороны, в списке арбитражных заседателей должны быть представлены все наиболее актуальные направления экономической деятельности . Но с другой стороны, невозможно предусмотреть наличие в этом списке всех возможных специалистов Так, например, в практике арбитражного суда Калининградской области, при рассмотрении спора, возникшего из нарушения условий государственного контракта, в качестве свидетеля были вызваны и допрошены специалисты в области добычи и обработки янтаря, подготовившие ряд документов - заключений специалистов во внесудебном порядке (дело А21-5796/2008).

Полноценная реализация правового статуса арбитражных заседателей при отправлении правосудия, по нашему мнению, требует совершенствования работы со списками и кандида-

турами арбитражных заседателей во всех арбитражных судах Необходимо и повышение правовой культуры, правовых знаний представителей граждан и юридических лиц, которым следует делать осознанный выбор кандидатуры арбитражного заседателя с учетом необходимости использования специальных знаний И, наконец, решающей для процесса остается роль суда в оценке наличия или отсутствия особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также наличия или отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания Все это, несомненно, требует проведения дальнейших исследований на основе формирующейся арбитражной практики .

Список использованных источников

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. -Ст 3012

2 Постановление Пленума Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 11 2011 г № 70 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия» // Вестник ВАС РФ. - № 1. - Январь, 2012.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ) // Собрание законодательства РФ - 2009 - № 4 - Ст 445

4. Закон РФ от 26. 06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 04. 03. 2013 г. ) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1792.

5. Федеральный конституционный закон от 31 12 1996 г № 1-ФКЗ (в ред от 25.12. 2012) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 1997 - № 1 -Ст 1

6 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Прудникова Виктора Константиновича на нарушение его конституционных прав положениями частей первой, второй и третьей статьи 15, статьи 16 и пункта 5 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, части первой статьи 1 и частей второй и четвертой статьи 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс] : Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г №292-О // Доступ из срав -правовой системы «Консультант Плюс»

7. Зорькин В . Д . Комментарий к Конституции Российской Федерации / В Д Зорькин, Л В Лазарев - М : Эксмо, 2010 - 706 с

8 . Федеральный закон от 30. 05.2001 г. №70-ФЗ (ред. от 29. 06. 2009 г. ) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 2001 - № 23 - Ст 2288

9 Кодекс судейской этики (утв VIII Всероссийским съездом судей

19.12. 2012) [Электронный ресурс] // http://www. ssrf. ги - Интернет-сайт «Совет судей Российской Федерации»

10. Шиняева Н. Революция в формате АПК (интервью с А. Г. Зайцевой, исполняющий обязанности начальни-

ка Управления законодательства ВАС РФ, кандидатом юридических наук) / Н. Шиняева, А. Фетисов // эж-ЮРИСТ 2008. - № 47 . - С. 8-12.

11. Злобина Е. И . Комментарий к Федеральному закону от 30 мая 2001 г № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» / Е. И. Злобина. -М. : Система ГАРАНТ, 2005.

12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11. 1950) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

13. Руднев В . И. Необходимость участия народных заседателей в отправлении правосудия как гарантия реализации конституционных прав граждан / В. И . Руднев // Адвокат - 2005. - № 8 . -С. 39-42.

14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от

18.12. 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №52 (ч . I) . -Ст. 4921.

15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11. 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2002 - № 46 -Ст 4532.

16. Воронов А.Ф. О понятии, значении и нормативном закреплении принципов гражданского и арбитражного процессуального права / А.Ф. Воронов // Практический журнал для руководителей и юристов Законодательство -2003,- № 12,- С. 47-58.

17 Шиняева Н Заседатели, на выход! (интервью с М . И . Клеандровым, судьей Конституционного Суда РФ, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ) / Н . Шиняева // эж-ЮРИСТ. - 2008. - № 13. - С. 9-13.

18 Распоряжение Президента РФ от 21 декабря 1993 г. №775-рп «О совершенствовании организации и деятельности арбитражных судов Российской Федерации» // Российская газета от 29 декабря 1993 г. № 239.

19 Федеральный закон от 5 мая 1995 г. №71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 1995 - № 19 -Ст 1710

20. Об утверждении Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечня арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списка арбитражных заседателей [Электронный ресурс] : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10. // Доступ из срав -правовой системы «Консультант Плюс» .

21. Грибова А. И. Арбитражные заседатели - приближение правосудия к спорящим предпринимателям / А И Грибова // Вестник Федерального

арбитражного суда Северо-Кавказского округа - 2002 - № 1 - С 27-32

22. Судоргина Н .Ф. Заседатель в процессе / Н.Ф. Судоргина // эж-ЮРИСТ -2003. - № 36,- С. 6-11.

23. Андреева Т Заседатели в арбитражном процессе / Т Андреева // Российская юстиция. - 1997. - № 5. - С . 49-50.

24. Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд Проблемы теории и практики / В .Ф. Яковлев. - М . : МАИК «Наука/Интерпериодика», 2003 - 596 с

25. Никитина А. Н. Участие в судопроизводстве арбитражных заседателей / В .Ф. Яковлев // Арбитражная практика. - 2004. - № 1. - Ст. 1381. - С . 56-58.

26. Котова Е. В . Присяжные для бизнеса (об институте арбитражных заседателей в России) / Е. В. Котова // Налоговый учет для бухгалтера - 2005 -№ 5,- С .21-25.

27 Ермошин Г Т , Адзинова Е А Развитие в законодательстве о судебной власти конституционного права на судебную защиту в экономической сфере / Г.Т. Ермошин, Е. А . Адзинова // Законодательство и экономика - 2004 -№ 11,- С . 78-90.

□ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.