ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В
РОССИИ: ОПЫТ ГЕРМАНИИ И КИТАЯ
А.В. Савинова, студент
Научный руководитель: В.В. Тихонов, канд. юрид. наук старший преподаватель Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Ростов-на-Дону)
Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11650
Аннотация. Статья посвящена правовому анализу несовершенства арбитражного процессуального законодательства относительно функционирования механизма института арбитражных заседателей в России. На основании исторического и зарубежного опыта выявлены целесообразность и эффективность участия арбитражных заседателей в судебном процессе, определены факторы, препятствующие здоровой работоспособности арбитражной нормативной системы, а также предложена дополнительная правовая регламентация.
Ключевые слова: арбитражные заседатели, институт народного представительства, торговые суды, коммерческие трибуналы, коммерсанты.
Право на участие граждан в отправлении правосудия закреплено в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации», что непременно сказывается на благоприятном формировании правосознания граждан, существенном укреплении позиций гражданского общества и его доверии к судебной ветви власти. Однако в арбитражном процессе на пути реализации данных правовых норм предстаёт ряд проблем, что, в свою очередь, только усугубляет невозможность обеспечения качественного и справедливого разрешения правового спора, требующего специальные познания в экономической деятельности, коими судьи, в силу своих профессиональных качеств, не обладают.
Институт народного представительства получил признание ещё в Древней Руси будучи осложнённым иностранным элементом. Так, в начале XII века в Новгороде был учреждён торговый суд, при формировании состава которого допускалось привлечение выходцев из коммерческой среды. Объединённое в общества и корпорации купечество, деятельность которых регламентировалась Уставом купеческой корпорации, получило право самоуправления и самосуда по торговым делам в соответствии с дарованной грамотой Всево-
лода Мстиславовича. Особый суд состоял из трёх старост от именитых горожан, двух старост - от купцов и тысяцкого - от черных людей, ведающих всеми торговыми и гостиными делами. Возрастание торговых связей Новгорода с германцами привело к созданию немецкого двора с купцами из Германии, которые сформировали гильдию, имеющую свой собственный суд из альдерманов (старшин корпорации). Во времена царствования Алексея Михайловича по Новоторговому уставу 1667 года была построена единая специальная система судов по всем делам и обстоятельствам, отнесённым к внутренней и внешней торговле [1, с. 96-97].
В начале XIX века были учреждены коммерческие суды, первостепенной задачей которых было также формирование высококвалифицированного и опытного состава судебных заседателей, могущего вынести справедливое и законное решение. Экономические дела рассматривал профессиональный судья и два представителя купечества. Часть судей назначалась правительством, а остальная выбиралась непосредственно купеческими обществами из местных и иногородних купцов первых гильдий [2, с. 59-60]. При этом, Председателю и членам от правительства назначалось жалование по окладу, а членам от ку-
печества дозволено было давать жалование из городского бюджета [1, с. 96-97].
В современных реалиях правовое положение арбитражных заседателей утверждено ФЗ от 30 мая 2001 года № 70-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», где в ст. 1 закреплено, что «арбитражные заседатели - это граждане РФ, наделённые в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений» [3].
После принятия ФЗ от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ» (далее - ФЗ № 228) количество дел с участием арбитражных заседателей с каждым годом стремительно сокращалось. Так, в 2010 году было рассмотрено - 4119 дел, 2011 год - 1 248, 2012 - 159, 2013 -45, 2014 -14, 2015 - 4, 2016 и 2017 - 2 дела [4].
Это связано, прежде всего, с тем, что ФЗ № 228 был призван исправить недостатки, выявленные судебной практикой, однако лишь породил новые.
Так, чтобы не допустить затягивания процесса, было принято решение о расширении перечня случаев в ч. 4 ст. 19 АПК, когда единоличное рассмотрение дела стало, наконец, возможным при неявке хотя бы одного из арбитражных заседателей (присутствие в заседании сторон и отсутствие их возражений либо ходатайство одной из сторон) [5].
Однако, как справедливо отмечают Ис-хакова Д.Р. и Потапкин В.А., подавляющее число кандидатур в списках арбитражных заседателей составляют юристы, что способствует умалению значимости специальных познаний в сфере экономики, предпринимательстве и финансах, другая же часть состоит из экономистов предприятий малого и среднего бизнеса, не обладающих научной квалификацией и достаточным опытом. Дополнительно формальность и сомнительность специализации и компетентности кандидата находит своё
отражение в наличии одних и тех же фамилий едва ли не в каждой сфере, что только усугубилось введением характера конфиденциальности в части необходимых сведений об арбитражных заседателях, включая информацию о месте работы, профессии, образовании [6, с. 373-374].
Первостепенно данная проблема обусловлена нехваткой кандидатур, так как в соответствии со ст. 3 ФЗ от 30.05.2001 № 70-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» предложения о кандидатах на должность арбитражного заседателя направляют ассоциации и объединения предпринимателей и иные общественные и профессиональные объединения на основе принципа дис-позитивности. К тому же, не указаны ни сроки их предоставления, ни сроки проверки их допустимости арбитражным судом [3].
Следующая проблема, определившая непопулярность данного института после введения ФЗ № 228, состоит в упразднении самостоятельного выбора сторонами соответствующего кандидата из списка, заменив его случайной выборкой с использованием автоматизированной информационной системы. Если ранее сторонам достаточно было подать ходатайство без его мотивированности, и суды были обязаны его удовлетворить лишь в отсутствие формальных оснований, то теперь, в соответствии с ч. 1 ст. 19 АПК РФ, сторонам вверяется в обязанность обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов и управления, а его удовлетворение стало зависеть от личного усмотрения судьи. При этом законодательство РФ не содержит ни определения понятия дела «особой сложности», ни критериев отнесения дела к данной категории [6, с. 373-374].
Последней законодательной ошибкой явился запрет арбитражным заседателям выступать в качестве представителей в арбитражном суде в соответствии со ст.60 АПК, за исключением случаев, когда они выступают как законные представители физических лиц. Исполняя гражданский
долг, арбитражные заседатели, будучи в большинстве своём юристами (а с 1 октября 2019 г., согласно ч. 3 ст. 59 АПК РФ, для осуществления представительства требуется высшее юридическое образование или ученая степень по юридической специальности) [5], лишаются полноценного заработка на поприще представительства в течение срока исполнения должностных полномочий - 2-х лет с последующим неоднократным включением в списки, при этом имея скромное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи [3].
Практика привлечения судебных заседателей, обладающих специальными знаниями при разрешении коммерческих споров, активно применяется в ряде зарубежных стран.
По общему правилу, на одного профессионального судью приходится два заседателя из деловых кругов (предприниматели, торговцы, коммерсанты и др.) за исключением, например, Франции, где споры в торговых трибуналах рассматриваются исключительно коммерсантами без участия профессиональных судей и Англии, где имеет место быть привлечение нескольких арбитражных заседателей, когда дело осложнено несколькими компетентными отраслями. Стандартная система существует в коммерческих трибуналах Бельгии, в торговых судах Швейцарии в порядке первой инстанции, торговых палатах земельных судов Германии как в первой, так и во второй инстанции, в Дании на основании списков экспертов по морским и торговым делам, утверждаемых председателем конкретного суда в координации с заинтересованными ведомствами и т.д. [7, с. 30-49].
В Германии отсутствует специализированный торговый суд. Разрешение предпринимательских споров относится к компетенции судов общей юрисдикции - судов Земель, в которых функционируют палаты по торговым делам, созданные правительством Земли. Если их образование не наличествует, то торговые дела рассматривает палата по гражданским делам. В соответствии с Законом Германии «О судьях» от 8 сентября 1961 г. судебную власть осуществляют профессиональные
судьи и «судьи по торговым делам», имеющие право голоса при вынесении судебного решения, что сближает данную систему с российской, однако, например, в Англии задача заседателей носит лишь рекомендательный, консультативный характер. Кандидатуры выдвигают торгово-промышленные палаты, которые впоследствии назначаются на должность Министерством юстиции определённой земли без возможности отказа или замены. В отличие от России, законодательство Германии не ограничивает заседателей в компетентных делах, в которых участие судей на общественных началах было бы запрещено. Согласно Закону о судоустройстве Германии к коммерческим спорам, например, отнесены: гражданские иски к коммерсанту; дела, обусловленные векселями или иными ордерными бумагами; дела, возникающие из правоотношений между членами торгового товарищества или кооператива и т.д. Если в России регламентированными требованиями выступают: гражданство РФ; возраст от 25 до 70 лет; безупречная деловая репутация; высшее образование, а также стаж работы от 5 лет в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности, то согласно § 109 Закона Германии «О судоустройстве» для назначения судьей на общественных началах необходимо соответствовать следующим требованиям:
1) гражданство Германии;
2) возраст не менее 30 лет;
3) регистрация в реестре юридических лиц или предприятий в качестве коммерсанта, члена совета директоров или управляющего директора юридического лица, либо должностного лица в силу закона, за исключением членства в совете директоров юридического лица, созданного согласно международному праву [8, с. 211].
Заметим, что законодательство Германии хоть и не содержит образовательного ценза для торговых судей, однако предъявляет высокий порог практической деятельности в экономической сфере - не менее 8 лет. Но и срок полномочий в сравнении с российскими коллегами, занимающими должность арбитражного заседателя
в течение 2-х лет, в Германии составляет 5 лет [9, с. 53].
Интересен опыт Китая. Так, в соответствии с §2 Закона КНР «Об арбитраже» каждая из сторон обязана выбрать себе арбитра, а третьего избрать совместно, который и становится председателем процесса. Также стороны могут поручить процедуру назначения председателю арбитражной комиссии, он же осуществляет выбор и в том случае, если стороны не избрали арбитров в установленный регламентом срок (20 суток). Согласно ст. 13 арбитражная комиссия формирует список арбитров, исходя из их специализации из числа членов комиссии, в состав которой входит от 7 до 11 заседателей (включая участие иностранных лиц). В КНР арбитр обязан отвечать одному из определённых требований:
1) сдача единого государственного юридического экзамена с получением юридической квалификации и опыт работы в арбитраже не менее 8 лет;
2) опыт работы в качестве адвоката не менее 8 лет;
3) опыт работы в качестве судьи не менее 8 лет;
4) опыт научно-исследовательской или преподавательской работы в сфере права и наличие ученого звания высокой ступени;
5) наличие правовых знаний, опыта работы в сфере торгово-экономической деятельности, а также наличие звания высокой ступени или аналогичного профессионального уровня. Определён и срок рассмотрения судебного дела, который не может превышать 9 месяцев [10].
Китайская модель универсальна, в отличие от российской и немецкой, где на одного профессионального судью приходится 2 народных представителя-коммерсанта, имеющих право голоса при вынесении судебного решения, арбитражная комиссия Китая органично и всецело комбинирует специалистов в области права, торгово-экономической деятельности и лиц, имеющих богатый практический опыт работы, позволяя сторонам избирать председательствующего судью, что, на наш взгляд, не может не влиять на объективность и качество отправления правосудия.
В заключение необходимо отметить, что процедура привлечения народных представителей из коммерческих кругов, пользующихся авторитетом и глубиной компетентного знания, находит своё отражение ещё в древнерусском праве. Изменения, которые претерпела правовая арбитражная система после принятия ФЗ № 228, «умертвили» институт народного представительства в арбитражном процессе РФ, что влечёт негативные последствия на фоне постоянного возрастания количества и сложности дел, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, в условиях динамичного развития экономической сферы общества. Отстраняя граждан от деятельности по отправлению правосудия, законодатель рискует ликвидировать их из процесса реализации государственной власти, что умаляет их конституционные политические права. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно реконструировать ряд правовых норм, первостепенно:
- наделив судью правомочием привлекать арбитражных заседателей по личному усмотрению;
- предоставив каждой стороне право самостоятельно избирать одного арбитражного заседателя без использования автоматизированной системы;
- исключив личное усмотрение судьи в отказе мотивированного ходатайства сторонами о привлечении арбитражных заседателей;
- вменив в обязанность в принудительном порядке предоставление предложений о кандидатурах торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями и установив сроки такого предоставления;
- обеспечив открытость и доступность соответствующих сведений об арбитражных заседателях;
- изменив перечень требований о высшем образовании и стаже работы в экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности, сделав его неисчерпывающим, например, в части инженерно-технической деятельности, но за исключением юридической;
- исключив из списков рядовых юристов, чьи знания в области права компен-
сируются наличием председательствующего профессионального судьи;
- расширив перечень требований наличием учёной степени и опыта в научно-исследовательской или преподавательской работы в сфере права;
- увеличив срок полномочий на 5 лет с сохранением неоднократного включения в списки;
- учредив сумму вознаграждения идентичной зарплате соответствующего судьи в полном соотношении из федерального бюджета;
Библиографический список
1. Ольшанская Л.В. История возникновения и развития коммерческих судов в России // Известия Московского государственного технического университета «МАМИ». - 2014. -№ 4 (19). - С. 96-97.
2. Прокудина Л.А. Реализация конституционного права граждан на участие в отправлении экономического правосудия. // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. -№ 4. - С. 59-60.
3. Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // Российская газета.
02.06.2001. № 105.
4. Картотека сайта Федеральные арбитражные суды Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://kad.arbitr.ru/ (Дата обращения 29.09.2019).
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Российская газета.
27.07.2002. № 137.
6. Исхакова Д.Р., Потапкин В.А. Институт арбитражных заседателей: проблемы правового регулирования и их последствия. Проблемы реформирования российской государственности / Материалы XIII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых. -Екатеринбург, 2018. - С. 373-374.
7. Ходыкин P.M. Арбитражные заседатели: признак зрелости общества или чужеродный элемент в российском арбитражном процессе? // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2012. - № 8. - С. 30-49.
8. Шкалова Н. А. Участие арбитражных заседателей в арбитражном процессе: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.15 / Шкалова Наталья Александровна. ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации]. - 2017. - 211 с.
9. Сергеева В.С., Губайдуллина Э.Х. Участие граждан в разрешении экономических споров в России и за рубежом. Государство и правовая система РФ в условиях информационного общества. МЦИИ ОМЕГА САЙНС. - Казань, 2017. - С. 53.
10. Закон КНР от 03.08.1994 «Об арбитраже» (ред. от 01.09.2017). Chinalaw. Center. Законодательство Китая на русском языке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chinalaw.center/procedure_arbitration/china_arbitration_law_revised_2017_russian/
- исключив формулировку «особая сложность дела» из п. 5 ч. 2 ст. 17 АПК РФ, являющейся основанием для ограничения участия арбитражных заседателей в судебном процессе, ведь, в соответствии с ч. 1 ст. 19 АПК РФ, данное условие является основанием для их привлечения;
- исключив из п. 6 ч. 2 ст. 17 АПК РФ основание для ограничения участия в делах, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE INSTITUTE OF ARBITRATION SESSIONS IN RUSSIA: EXPERIENCE OF GERMANY AND CHINA.
A.V. Savinova, Student
Scientific adviser: V.V. Tihonov, Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer Rostov branch of the Russian State University of Justice (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The article is devoted to the legal analysis of the imperfection of the arbitration procedural legislation regarding the functioning of the mechanism of the institution of arbitration assessors in Russia. On the basis of historical and foreign experience, the expediency and effectiveness of the participation of arbitration assessors in litigation is identified, factors that impede the healthy performance of the arbitration regulatory system are identified, and additional legal regulation is proposed.
Keywords: arbitration assessors, the institution of national representation, commercial courts, commercial tribunals, merchants.