Научная статья на тему 'Современные проблемы развития мирового рынка алюминия'

Современные проблемы развития мирового рынка алюминия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
625
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаев О. Р. Оглы

Рассматриваются основные проблемы развития мирового рынка алюминия в современной экономике и анализируются направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития мирового рынка алюминия»

Агаев О.Р. Оглы

Современные проблемы развития мирового рынка Алюминия

Мировой рынок алюминия является одним из наиболее стабильно развивающихся рынков в настоящее время. Этому свидетельствуют данные, отражающие динамику роста производства первичного алюминия (табл. 1). По данным Международного института алюминия (1А1) в 2007 г. производство первичного алюминия достигло 24,802 млн. т, что на 3,9 % выше показателей 2006 г.1

2) рост себестоимости производства алюминия.

Ситуация в алюминиевой отрасли такова, что с увеличением спроса на металл, растет его себестоимость, которая сильно зависит от роста цен на глинозем, высоких издержек на энергию и углеграфитовые материалы (рис.2).

Причем стоимость глинозема составляет около 40-60 % от общих затрат на производство

Таблица 1

Мировое производство первичного алюминия (млн. тонн)

Год 2004 2005 2006 2007

ВСЕГО по странам мира 22,592 23,463 23,869 24,802

Изменение ( % к прошлому году) - 103,8 % 101,1 % 103,9 %

Источник: stats.world-aluminium.org/iai/stats_new // Официальный сайт Международного института алюминия - 1А1.

Тем не менее, развитию мирового алюминиевого рынка препятствует ряд проблем, выявление и анализ которых должен лежать в основе формирования как государственной политики стран, являющихся основными производителями алюминия в мире, так и стратегий предприятий, действующих на рассматриваемом рынке.

Анализ современного состояния и развития мирового алюминиевого рынка позволил выделить следующие проблемы.

1) проблема несоответствия спроса и предложения.

Рынок алюминия наиболее спокойный из всех рынков цветных металлов. В нем увеличение производства традиционно сбалансировано темпами роста спроса (табл. 2). Но в последние годы наметилась другая тенденция, спрос начинает опережать потребление, уровень запасов металла стремительно снижается. Причем он растет не только в развитых странах Европы и США, но и развивающихся, таких как Индия, Китай и Бразилия. Предполагается, что такая ситуация продержится до 2010 года, тогда темп роста спроса на алюминий будет балансировать на числовом значении 5,4 % в год.

1 stats.world-aluminium.org/iai/stats_new - официальный сайт Международного института алюминия - 1А1.

алюминия, а стоимость энергозатрат - около 25-40 %2.

За последние четыре года тарифы на электроэнергию выросли во всем мире более чем в 1,5 раза. Увеличение тарифов на электроэнергию на 1,5 цента за 1 кВт/ч добавляет к себестоимости тонны алюминия более 200 долл.3. Поэтому многие заводы в развитых странах с небольшой производственной мощностью (более 1 млн т/год по производству первичного алюминия) стоят перед дилеммой закрытия из-за высоких издержек (табл. 3).

В том числе рост себестоимости алюминия связан с действующими импортными и экспортными пошлинами на данный продукт, которые применяются в странах - продавцах и потребителях алюминия и алюминиевой продукции. В этим связаны и направления государственной политики в таких странах, как США, Германия, Китай, Россия, где уже предпринимаются меры по снижению таможенного бремени для повышения конкурентоспособности национальной алюминиевой отрасли.

2 Балиев А. Алюминий дорожает // Российская Бизнес-газета. - 01 августа 2007 г. - №565

3 Гарбузова Т. Установление тарифов на электрическую энергию для предприятий алюминиевой промышленности // Профессиональный журнал. № 4 2006.

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки

Таблица 2

Баланс спроса и предложения на мировом рынке алюминия

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008* 2009* 2010*

Мировое потребление, тыс. т 24 909 23 951 25 572 27 786 30 246 31 788 33 758 35 160 37 603 39 419 41 295

Изменение к предыдущему году, % 5,2 -3,8 6,8 9,0 8,5 5,1 6,2 4,2 6,9 4,8 4,8

Мировое производство, тыс. т 24 435 24 402 26 009 28 040 30 013 31 865 33 368 35 066 37 676 39 623 41 224

Изменение к предыдущему году, % 3,3 -0,1 6,6 7,8 7,0 6,2 4,7 5,1 7,4 5,2 4,0

Нетто-баланс, тыс.т -474 451 437 164 -233 77 -390 -94 73 204 -71

Источник: stats.world-aluminium.org/iai/stats_new - официальный сайт Международного института алюминия - 1А1

Таблица 3

Европейские предприятия, испытывающие производственные трудности

Завод Страна Владелец Мощность, тонн/год

Lannemezan Франция Alca 50 000

Hamburg Германия Алкоа (Alcoa)/Hydro/Austria 130 0000

Norf Германия Hydro 225 000

Stade Германия Norsk Hydro 71 000

Voerd Германия Corus 80 000

Delfzijl Нидерланды Corus 100 000

Vlissingen Нидерланды Алкан (Алкан (Alcan)) 250 000

Steg Швейцария Алкан (Алкан (Alcan)) 45 000

Итого 951 000

Источник: Прокопов И.В. Стратегия развития алюминиевой промышленности // Опрос Рейтингового агентства Эксперт РА. http://www.raexpert.ru/researches

Рис. 2. Цена и себестоимость 1 тонны алюминия за последние 30 лет Источник: Балиев А. Алюминий дорожает // Российская Бизнес-газета. 01 августа 2007 г № 565.

3) перемещение производств в третьи страны.

Вырастает еще одна глобальная тенденция по реструктуризации и перемещению производства алюминия и сплавов из него в развивающиеся страны (табл. 4.).

Таблица 4

Перемещение мощностей по производству алюминия4

Место расположения 1980 2006

Западная Европа 22 % 14 %

США 29 % 10 %

Другие 49 % 76 %

Источник: Прокопов И.В. Стратегия развития алюминиевой промышленности // Опрос Рейтингового агентства Эксперт РА. http://www.raexpert. ru/researches.

В результате определились два крупнейших производителя алюминия: Россия и Китай. По существу, доминирование этих стран стало возможным из-за низких энерготарифов. Но каждая шла своей дорогой, отличной от конкурентной стороны.

4) реконструкция имеющихся мощностей и развитие продленных технологий.

Традиционный метод получения алюминия из бокситов в современной промышленности осталось использовать от силы лет десять, т. к. по научным расчетам мировые запасы бокситовых руд будут исчерпаны к 2010-2015 гг. Об этом еще 5 0 лет назад говорил гениальный химик, академик Манвел Манвелян. Учитывая это обстоятельство, многие страны уже давно перешли или переходят на производство алюминия из сиенитов по технологии армянского академика.

Действующие российские алюминиевые предприятия используют две технологии получения металла. Технология с использованием самообжигающихся анодов, по которой работает около 80 % действующих мощностей (старые заводы, построенные 30-50 лет назад) и технология с обожженными анодами - 20 % мощностей (мощности, созданные 20 и менее лет назад). Последний метод отличается меньшим расходом электроэнергии (на 8-10 %), меньшими выбросами загрязняющих веществ, но большой капиталоемкостью.

4 Мировой рынок металлов //Металлургия. Журнал инвестиционного холдинга «Финнам (йпАМ)». 12 мая 2004 г.

В мировой практике все вновь строящиеся заводы оборудуются по этой технологии.

Что касается технологии с самообжигающимися анодами, то практически на всех российских заводах ведется ее модернизация, которая осуществляется на основе применения новых технических решений и комплексной автоматизации технологических процессов. Это позволяет вести процесс электролиза в рамках оптимальных параметров, минимизируя выбросы вредных веществ и сокращая расход энергетических и материальных ресурсов. Как показывает практика, можно за счет такой модернизации (не прибегая к крайне капиталоемкому и требующему длительных сроков реализации переходу на обожженные аноды) достигнуть довольно приемлемых показателей по экономии электроэнергии и экологической безопасности. Но и такая модернизация требует значительных средств. Например, модернизация КрАЗа обойдется компании «РУСАЛ» около 500 млн долларов5.

5) биржевые настроения на мировых рынках.

Мировой рынок алюминия в апреле резко

пошел вниз. Среднемесячная цена наличного алюминия на Лондонской бирже металлов (ЬМЕ) в 2007 составляла $23450, за лето цена упала на 7 %, а 25 сентября официальная цена наличного алюминия опустилась до отметки $2310 за тонну. На складах всех товарных бирж мира, торгующих алюминием, запасы металла составляют около 1,4 млн. тонн, в том числе, на LMЕ - 720, на Комекс (СОМЕХ) - 56, на Шанхайской бирже - 420 тыс. тонн. А на всех складах мира запасы алюминия сейчас оцениваются в 2,9 млн. тонн6.

6) отсутствие вторичного использования алюминия.

Для развития промышленности рециркуляции отходов, необходимо развивать и сферу управления отходами, что положительно влияет на развитие данного направления. Рециркуляция отходов алюминиевой промышленности возвращает 95 % начальных вкладов, которые инвестируют в создание основного металла7. Спрос на алюминий, частично из-за экологически полезных свойств, небольшого веса, повышается. Любой процесс

5 www.rusal.ru - официальный сайт ОАО «Объединенная компания «Русский алюминий»

6 WBMS: спрос на алюминий в мире за 2007 года вырос на 9,3%. - отраслевой портал Metallserver. т - http://www.metalserver.ru/press/relis.pl?id=3062.

7 Родионова И.А. Мировая экономика. Индустриальный сектор. СПб.: Питер, 2005.

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2008. Экономические науки

плавления алюминия: первичный, восстановление или литье приводит к образованию отходов. Проблемы, обсужденные и изученные в этой работе, ставят под угрозу всю алюминиевую промышленность. Длительный успех и жизнеспособность британской алюминиевой промышленности, обрабатывающий и рециркулирующий сектор, остаются критическими для экологической обстановки и эти проблемы должны быть осознаны.

Второе ведущее направление имеет чрезвычайно успешный опыт в рециркуляции больше чем 90 % ненужных автомобильных аккумуляторов в Великобритании, и большого процента переработки покрышек. Успех сектора зависит от затрат на сбор и обработку, являющихся меньше, чем остаточная ценность потока отходов.

Объемы обработки отходов черной и цветной металлургии являются основой к получению длительной прибыли средств обслуживания сбора и переработки, таким образом, преодолевая интенсивное финансовое давление.

7) экологическая проблема.

Товарооборот промышленности цветных металлов составляет приблизительно 4.5 миллиарда фунтов стерлингов, где задействовано около 36 000 человек в приблизительно 330 фирмах. Несколько из них - большие национальные и международные компании, но в большинстве своем - это небольшие предприятия.

Данная проблема рассматривается на примере алюминиевой промышленности, таким образом иллюстрируя реальные проблемы цветной металлургии. Цветная металлургия вносит свой вклад как в сокращение, так и в образование опасных отходов.

Промышленность цветных металлов стоит перед кризисом в сфере управления отходами в связи с выполнением Инструкции удаления отходов 2002 года. Министерство охраны окружающей среды сообщает, что приблизительно 10 сторон примут опасные отходы на коммерческом основании, и возможны 30 участков с внутренним расположеним отходов индустрии. Промышленность признает, что альтернативные решения должны рассматриваться для существующих отходов и посвящает себя продолжению искать новые

альтернативы. На разработку альтернативных проектов ведущими отраслями промышленности, продолжающиеся в течение нескольких лет в Великобритании, было потрачено 2 миллиона фунтов стерлингов, однако конкретного технического результата это так и не дало.

В некоторых случаях само основание промышленности рециркуляции находится под угрозой времени в связи с введением Инструкций удаления отходов. Действительность ситуации состоит в том, что рециркуляция металлов будет выполнена только тогда, когда это будет более экономично чем затраты на основной продукт. Технические решения разыскиваются; однако, несмотря на деятельность промышленности и инвестиции, еще до 1990, необходимо дополнительное время для выполнения и коммерческой реализация этих решений. Если не существует маршрута для потока опасных отходов, и никакой технической альтернативы удаления отходов, это будет иметь серьезные последствия для процессов, производящие эти отходы.

Географическое распространение участков удаления опасных отходов не должно быть однородно по всей стране. Создавая условия конкуренции для предприятий, расположенных далеко от мест удаления отходов, это вызовет экологически неблагоприятные последствия, связанные с высокой стоимостью дорожных перевозок.

Таким образом, большинство вышеизложенных проблем носит глобальный, межгосударственный характер, и их решение должно осуществляться на уровне мировых сообществ и договоренностей между странами - основными производителями алюминия и и производной от него продукции.

Тем не менее, несмотря на сложность решения данных проблем, должны быть разработаны меры по их разрешению, поскольку это обеспечит устойчивость развития предприятий алюминиевой отрасли, которые в большинстве стран обеспечивают достаточно большие налоговые поступления в государственный бюджет, а также имеют значительную социальную значимость для государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балиев А. Алюминий дорожает // Российская Бизнес-газета. 01 августа 2007 г. № 565.

2. Гарбузова Т. Установление тарифов на электрическую энергию для предприятий алюминиевой

промышленности // Профессиональный журнал. № 4. 2006.

3. Прокопов И.В. Стратегия развития алюминиевой промышленности // Опрос Рейтингового агентства

Эксперт РА. http://www.raexpert.ru/researches.

4. Родионова И.А. Мировая экономика. Индустриальный сектор. - СПб.: Питер, 2005.

5. http://www.metalserver.ru/- WBMS: спрос на алюминий в мире за 2007 года вырос на 9,3 % // Отраслевой

портал Metallserver.ru

6. stats.world-aluminium. org/iai/stats_new - официальный сайт Международного института алюминия - 1А1.

7. www.rusal.ru - официальный сайт ОАО «Объединенная компания «Русский алюминий».

Шлафман А. И.

основные теории возникновения отношений поглощения

Проблема развития и регулирования процессов слияния и поглощения на различных уровнях управления экономическими системами имеет продолжительный опыт попыток ее решения. Американские и западные компании столкнулись с проблемами в организации регулирования в начале прошлого столетия. Недостаток теоретических разработок прикладного характера предопределил множество кризисных ситуаций, в которых были разрушены звенья глобальных производственных отношений. В ходе реализации тотальных поглощений были упущены и не нашли в дальнейшем своей реализации множество инновационных идей.

Другой стороной процессов слияния и поглощения является всеобщая унификация качества и цены, основанных на долгосрочном опыте взаимодействия производителей и потребителей в различных регионах и на различных рынках. Приведение норм и требований к качеству работ и услуг к единому высокому уровню является решением множества социальных и экономических проблем общества в целом.

Таким образом, процессы слияния и поглощения имеют как негативные, так и позитивные последствия. Однако право на самостоятельность, закрепленная в конституциях большинства государств, предопределяет необходимость разработки механизмов защиты собственности и процессов самостоятельного ведения бизнеса.

Процесс концентрации капитала всегда представлял интерес для ученых-экономистов. Характерное для ХХ века явление, как концентрация капитала рассматривалась во многих научных исследованиях и прикладной литературе. Особый интерес, как для теоретиков, так и для практиков вызывает такой способ укрупнения и концентрации капитала, как слияния и поглощения.

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выделяет целый ряд причин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

слияний и поглощений предприятий. Рассмотрим эти причины более подробно.

Стремление получить в результате слияния и поглощения синергетический эффект, то есть взаимодополняющее действие активов двух или нескольких организаций, совокупный результат которого превышает суммарный результат отдельно работающих на рынке структур.

К числу мотивов слияний и поглощений относят также стремление повысить качество и эффективность управления. Как правило, поглощаются менее эффективные и хуже управляемые компании.

Очень существенными могут оказаться и налоговые мотивы. Поглощаемая компания может обладать существенными налоговыми льготами, которые полностью не используются по тем или иным причинам.

Диверсификация производства в разрезе стабилизации издержек и снижения рисков также относится к числу мотивов слияний и поглощений.

Возможность использования избыточных ресурсов - также важный мотив. Например, региональная добывающая компания, имеющая лицензии на разработку крупных месторождений, но с ограниченными по тем или иным причинам возможностями для их разработки, может быть интересна как объект поглощения для крупной компании, осуществляющей добычу в национальном масштабе.

Специалисты указывают на такой мотив слияний и поглощений, как разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения1. В большом числе случаев оказывается дешевле купить региональную компанию, чем создавать филиал или дочернюю структуру "с нуля".

Такой мотив поглощений, как asset-stripping (покупка компании для последующей распрода-

1 Владимирова И.Г. "Слияния и поглощения компаний". Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.