экономика
УДК 334.012.64(045)
современные проблемы развития малого бизнеса
Горбатенко Вероника Борисовна,
студентка
экономического факультета,
Краснодарский филиал Финансового университета,
Краснодар, Россия
Аннотация. Роль малого бизнеса в настоящее время трудно переоценить как для отдельных экономических субъектов, так и для России в целом. Однако собственники бизнеса сталкиваются с рядом проблем, преодоление которых позволит устоять на рынке и обеспечит максимально быстрые темпы его развития. В качестве основных автор выделил такие барьеры, как выбор надежного источника финансирования малого бизнеса; выбор коммерческого объекта для аренды помещений; критерии распределения средств из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса; отсутствие необходимых знаний и опыта построения успешного бизнеса. Целью статьи является исследование барьеров, препятствующих становлению и развитию малого бизнеса. Предложены пути их преодоления.
Ключевые слова: малый бизнес; развитие малого бизнеса; субъекты малого бизнеса; ведение малого бизнеса; плановые проверки; надзорные каникулы; получение субсидии
Contemporary Problems of Development of small Business
Gorbatenko Veronika Borisovna,
student,
Faculty of economics, Financial University (Krasnodar branch), Krasnodar, Russia [email protected]
Abstract. The role of small business is currently difficult to overestimate, both for individual economic entities and for Russia as a whole. However, business owners face some problems, overcoming of which will allow them to stand on the market and ensure the fastest pace of its development. The purpose of the article is to study the barriers to the formation and development of small business. As the main developmental barriers, the authors identified a selection of the reliable source of financing for small business; selection of a commercial facility for renting premises; criteria for the allocation of funds from the federal budget to support small businesses; lack of necessary knowledge and experience in building a successful business. Finally, the author proposes the ways to overcome them.
Keywords: small business; small business development; small business entities; running a small business; scheduled inspection; supervisory holidays; subsidisation
Научный руководитель: Углова И.А., кандидат экономических наук, доцент, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал), г. Краснодар, Россия.
Для последних лет характерно бурное развитие малого бизнеса во всем мире и увеличение его доли в экономике многих развитых стран, что положительно сказывается на их общем социально-экономическом развитии. В России малое предпринимательство имеет значительный потенциал развития, гибкое рыночное поведение создает возможность для выживания и роста.
Темпы роста количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в РФ остаются достаточно низкими 1: ежегодно их число повышается на 4%, в то время как число физических лиц, которые прекратили свою деятельность увеличивается на 11%. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на апрель 2018 г. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) зарегистрировано 6,5 млн физических лиц, а прекратили свою деятельность 9,7 млн чел. [1, с. 555].
Сокращение числа предприятий малого бизнеса свидетельствует о том, что, даже получая немалые средства из бюджета, он сталкивается с рядом существенных проблем, которые не позволяют ему эффективно использовать государственные финансовые вложения. На рис. 1 представлены проблемы, сдерживающие развитие бизнеса.
Очевидно, что основной причиной ухудшения предпринимательского климата являются проблемы разного рода - от финансового положения до предпринимательских способностей. По нашему мнению, данные сложности стали ключевыми факторами, повлиявшими на общее изменение условий для ведения предпринимательской деятельности в России.
Решение первой проблемы связано с привлечением стартового капитала для открытия малого бизнеса. На стартовый капитал от кредитных учреждений и различных инвесторов, к сожалению, малый бизнес зачастую не может надеяться, поэтому начинающему свое дело необходимо решать эту проблему самому или использовать помощь родных, знакомых и друзей. Этот способ является самым надежным [2, с. 743].
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2018).
Более сложным механизмом финансирования нового проекта является инвестирование и бизнес-партнерство, с регулярным отчислением денежных средств от прибыли партнерам. Большой удачей считается получение государственных грантов и субсидий, что не каждому предпринимателю под силу.
Если все перечисленные источники недоступны, выбор остается за кредитованием малого бизнеса. В каждом случае в отдельности кредитное финансирование малого бизнеса даже с нуля может оказаться выгодным.
Оставаясь в зоне риска, Российская Федерация, согласно исследованиям Всемирного банка, ухудшила свои показатели по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса по сравнению с 2017 г. (табл. 1).
На понижение позиций России в рейтинге «Ведение бизнеса» оказывают различное влияние ужесточенные меры со стороны государства, что способствует ухудшению условий ведения бизнеса.
Надо сказать, что отрасль кредитования малого и среднего бизнеса сегодня переживает не лучшие времена. В выдаче стартап-кредитов предпринимателям часто отказывается, либо процедура проверки бесконечно затягивается, поэтому субъекты малого предпринимательства в настоящее время заняты поиском альтернатив. Это может быть открытие бизнеса без вложений или с минимальным капиталом, обращение за кредитом после нескольких месяцев работы, выбор других видов кредитования, а также государственное субсидирование.
Так, покупку оборудования и транспортных средств проще оформить в лизинг, что снижает заемные требования. Если же все-таки выбор сделан в пользу кредита на открытие малого бизнеса, то необходимо учесть все его особенности и нюансы. Такой вид кредита является наиболее рискованным из существующих, так как, по сути, стратегия развития открываемого бизнеса поначалу может быть не вполне ясна. Срок окупаемости кредита около десяти лет, а в случае ошибки банк потерпит значительные убытки, поэтому не все банки предоставляют такую услугу, а если она предлагается, то, как правило, речь идет о небольших суммах. В последнее время наблюдается тенденция к ужесточению условий кредитования, повышению стоимости кредита.
Н выбор надежного источника финансирования малого бизнеса
□ выбор определенного коммерческого объекта для аренды помещений
I I отсутствие необходимых знаний и опыта в построении успешного
бизнеса
□ критерий распределения средств из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса
Рис. 1. Проблемы развития малого предпринимательства
Источник: составлено автором по данным статьи С. В. Коваленко и А. Р. Шариповой «Проблемы малого бизнеса в России» [2].
Таблица 1
Показатели степени благоприятности условий ведения малого бизнеса в России за 2017-2018 гг.
Показатель Позиция 2017 г. Позиция 2018 г.
Регистрация бизнеса 28 34
Регистрация прав собственности 10 12
Уровень кредитования 55 61
Уровень налогообложения 47 49
Простота ликвидации предприятий 58 65
Источник: сайт Всемирного банка. URL: http://www5.worldbank.org.
С другой стороны, внимательным при выборе банка следует быть и заявителю, ведь не все кредитные организации имеют хорошую историю и репутацию. Лидерами кредитования малого бизнеса на сегодняшний день в России являются Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и другие финансовые организации.
Сбербанк первым в России начал выдавать предприятиям малого бизнеса кредиты онлайн. С помощью интернет-банка «Сбербанк Бизнес Онлайн» сами предприниматели на сайте банка могут выбрать варианты кредитования в соответствии с конкретными запросами. Это уменьшает время, потраченное на неоднократные просьбы в офис банка, поскольку решение о предоставлении средств принимается удаленно.
Одним из способов финансирования проектов без участия финансовых и кредитных учреждений является краудфандинг. Это добровольное финан-
сирование физических лиц - спонсоров пред-принимателя-фаундера с целью последующего получения материальных или нематериальных выгод. Например, с возможностью в будущем купить предстоящий к выпуску товар со скидкой.
Предприниматель, который обращается за помощью в мобилизации средств, должен представить бизнес-план с указанием конечной цели. Помимо этого, должны быть четко указаны бонусы для спонсоров, финансирующих проект.
На данный момент для слияния деловых ассоциаций и спонсоров создана краудфандинговая платформа. В России самыми известными сайтами краудфандинга являются Planeta.ru и Boomstarter. ги. Краудфандинговая платформа отличается по типу финансируемой деятельности, по регионам, с которыми они работают, а также по возможности или невозможности частичного финансирования проекта в случае нехватки требуемой суммы
в данный период. Кубанский опыт краудфандин-га - сбора средств «всем миром» - в последние годы только набирает обороты и касается в основном социальных проектов. Положительными моментами краудфандинга является то, что нет необходимости возвращать полученные денежные средства и не нужно платить за использование денежных средств. Недостатки: собранные средства можно потратить лишь на указанные цели, оплата комиссии платформы, сумма, которую можно собрать, невелика, бонусы для спонсоров. Согласно данным краудфандинго-вых площадок наиболее популярными сферами, куда спонсоры инвестируют средства, являются: разработка парка игр, IT-стартапы, мода и дизайн, ТВ-шоу и музыкальные проекты.
IT-стартап корпоративный мессенджер Slack в настоящее время известен как самое быстрорастущее предприятие и приложение для рабочего чата. Его финансирование до апреля 2018 г. составляет 790 млн долл. в 10 раундах, в то время как также объявлено о годовом исчислении в 200 млн долл. С предыдущими слухами о том, что Amazon заинтересован в покупке компании за 9 млрд долл., Slack - голиаф, успех которого заставляет компании пересматривать свои подходы к собственным приложениям для рабочего чата (Microsoft со своими проектами «Команды и атлассиан» раскрывает приложение Stride). Ключом к успеху Slack является оптимизация и переосмысление рабочей среды чата для людей, что позволяет им свободно работать в чате более творчески, чем любое другое приложение-сообщение. Генеральный директор Slack Стюарт Баттерфилд сказал следующее: «Мы можем предсказать только то, что мы будем все больше полагаться на человеческий интеллект и творчество, а не на способность человека выполнять повторяющиеся задачи».
Рынок краудфандинга требует государственного регулирования, разработчиками проектов законов стали Банк России и Министерство экономического развития. Эти две организации имеют различные точки зрения, в частности по вопросам ограничения объемов средств, которые смогут инвестировать через эти площадки физические лица.
Разработчиков законопроектов от Банка России волнуют риски, которые могут возникнуть у инвесторов, поэтому они предлагают ограничить
сумму вложений на все проекты каждого инвестора до 500 тыс. руб. в год, а на один проект - до 50 тыс. руб.
Совсем другие проблемы решает Министерство экономического развития: его волнует стабильность развития рынка, поэтому оно предлагает вложения инвестиций индивидуальных предпринимателей ограничить 1,4 млн руб. в год.
С нашей точки зрения, ограничение суммы вложений индивидуального предпринимателя до 50 тыс. руб., с одной стороны, снижает степень риска, с другой стороны, делает возможным его участие в создании краудфандинговой площадки.
Если говорить об инвестициях в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности по Краснодарскому краю, то по данным выборочного обследования в январе - сентябре 2018 г. видно, что преобладающими отраслями являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство и торговля оптовая и розничная, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (табл. 2).
Данное исследование позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса обратить внимание на преимущественные виды экономической деятельности в целях привлечения выгодных инвестиций от заинтересованных лиц.
Вторая проблема: чтобы открыть и вести малый бизнес, необходимы помещения (офисы, цеха по производству, складские площади, выставочные залы). Самостоятельное возведение здания для ведения малого бизнеса нерентабельно и требует затрат не только финансовых, но и временных. Однако в современных рыночных условиях арендная плата высока. Мы рекомендуем руководителям малого бизнеса на первоначальном этапе либо арендовать помещения с небольшой площадью, либо те места, где арендная плата невысока.
Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, необходимо прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22.07.08 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности за январь - сентябрь 2018 г.
Вид экономической деятельности Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. В % к итогу
Всего 4812,5 100
из них:
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 1305,9 27,1
обрабатывающие производства 571,4 11,9
строительство 488,0 10,1
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 910,5 18,9
транспортировка и хранение 836,6 17,4
деятельность профессиональная, научная и техническая 424,5 8,8
прочее 275,6 5,8
Источник: сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: http://krsdstat.gks.ru.
• арендуемое имущество находится в течение двух и более лет во временном владении (пользовании) у арендатора;
• арендуемое имущество не включено в перечни государственного (муниципального) имущества, которое может быть использовано на долгосрочной основе субъектом малого и среднего предпринимательства;
• отсутствует задолженность по арендной плате за приобретаемое имущество;
• площадь арендуемых помещений не превышает установленных предельных норм площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности).
Как отмечает SmaLL Business Trends в своем исследовании стартапов, чуть более 50% малого бизнеса терпят неудачи в первые четыре года2.
По данным статистики, фактически из всех малых предприятий, образовавшихся в 2015 г., достигают цели в бизнесе (рис. 2):
• 12% на второй год;
2 Информационное агентство Small Business Trends. URL: https://smallbiztrends.com/ (дата обращения: 25.11.2018).
• 9% на третий год;
• 20% на четвертый год;
• 9% на пятый год;
• 50% не достигнут вообще.
Основными причинами неудач за этот период, по версии данного издания, являются некомпетентность (46%), несбалансированный опыт или отсутствие управленческого опыта (30%), а также пренебрежение бизнес-планом (13%) и отсутствие опыта в линейке товаров или услуг (11%).
Эта проблема актуальна для каждого предприятия, решить ее можно путем проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций, самообразованием (см. книгу «Клиенты на всю жизнь», написанную успешным бизнесменом Карлом Сьюэллом, которая является руководством по маркетингу и развитию бизнеса [3]).
Для решения данной третьей проблемы можно использовать накопленный опыт собственной системы управления через интернет-ресурсы, используя возможности бенчмаркинга. Интеллектуальный бенчмаркинг может заложить основу для будущего успеха малого предприятия. Известному американскому ученому Питеру Друкеру [4] приписывают известную фразу: «Вы не можете
экономика
□ 2-й год
□ 3-й год ■ 4-й год
□ 5-й год
□ не достигают вообще
Рис. 2. статистика успешности стартапов
Источник: сайт информационного агентства Small Business Trends. URL: https://smallbiztrends.com.
управлять тем, что вы не можете измерить». С помощью целого ряда мер бенчмаркинг позволяет увидеть, в чем достигли прогресса другие организации. Все больше и больше компаний хотят понять, как их бизнес работает по сравнению со сверстниками, и обеспечить его постоянное совершенствование.
Стратегический бенчмаркинг используется, когда предприятиям необходимо улучшить общую производительность. Он рассматривает долгосрочные стратегии и общие подходы, которые позволили успешным компаниям добиться успеха, и включает рассмотрение аспектов высокого уровня, таких как основные компетенции, разработка новых продуктов и услуг и улучшение возможностей для работы с изменениями во внешней среде.
Технологический бенчмаркинг фокусируется на улучшении конкретных критических процессов и операций. Партнеров по бенчмаркингу ищут у лучших организаций, которые выполняют аналогичную работу или предоставляют аналогичные услуги. Технологический бенчмаркинг привлекает создание карт процессов для облегчения сравнения и анализа. Внутренний бенчмаркинг привлекает бенчмаркингпредприятий или операций из одной организации, например бизнес-единиц в разных странах.
Четвертая проблема (критерий распределения средств из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса) является актуальной для городов федерального значения, так как большое количество предприятий малого
и среднего бизнеса сосредоточено здесь. Вывод: развитие предпринимательской деятельности в большой степени зависит от региональных факторов (основную деятельность Астраханской области составляет рыбное хозяйство; Краснодарский край представлен туризмом, фермерским хозяйством, развивающимся агробизнесом). По нашему мнению, совокупность природных, социально-экономических комплексов и их элементов необходимо полнее использовать для привлечения малого бизнеса в туризм (например, Ростов, Суздаль, Иваново и другие города, которые входят в Золотое кольцо России).
Малым предприятиям в России необходима поддержка государственного уровня. В связи с этим были разработаны специальные государственные программы. Для всех малых предприятий с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 г. установлены надзорные каникулы. Это означает, что субъект малого бизнеса может быть освобожден на законном основании от любых плановых проверок со стороны, например, Трудовой инспекции, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и прочих, если малое предприятие:
• не включено в перечень исключений, которые предусмотрены Правительством РФ в форме особого порядка проведения контрольных мероприятий;
• в рамках своего бизнеса не использует в деятельности объекты с повышенной опасно-
стью и не представляет угрозы для окружающей среды;
• не было привлечено к административной ответственности и не было подвергнуто аннулированию или приостановке лицензии в течение трех последних лет.
Вместе с тем Федеральный закон № 246-ФЗ3 не сможет избавить субъекты малого бизнеса от всех существующих на сегодня видов государственного контроля. Кроме этого, в указанный выше трехлетний период органы налогового контроля, органы ФСС, ФФОМС, ПФ, прокуратура и другие имеют право назначить на любую дату плановую проверку субъекта малого бизнеса [5, с. 77]4.
Вводимые в качестве стимулирования развития малого предпринимательства (Федеральным законом № 246-ФЗ) смягчающие меры касаются только паритета на освобождение от плановых проверок. Для инспирирования внеплановой проверки необходимо лишь обратиться в надзорный орган любого резидента, юридического лица или индивидуального предпринимателя в случаях:
• возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животному миру или растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия народов России, государственной безопасности, а также риска чрезвычайных ситуаций особого техногенного и природного характера; нанесения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба животному миру или растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, государственной безопасности, а также риска чрезвычайных ситуаций особого техногенного и природного характера;
• обращения граждан по несоблюдению прав потребителей (нарушения).
По нашему мнению, внеплановые проверки представляют серьезную нагрузку для бизнеса, так как они часто являются инструментом
3 Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».
4 Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».
недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес, соотношение внеплановых в объеме плановых проверок (70%) должно быть не более 30% [6, с. 143].
Есть большая вероятность, что надзорные каникулы будут продлены, предположительно, до 2022 г. Известно, что с марта 2018 г. Министерство экономического развития России совместно с Генеральной прокуратурой работает над поправками в закон о продлении моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса и самозанятых, возможно надзорные каникулы будут распространены также и на средний бизнес5.
Для плательщиков, которые используют упрощенную систему налогообложения и реализуют свою деятельность в производственной,социальной или научно-исследовательской областях, предусмотрены льготные ставки по налогам и так называемые налоговые каникулы6:
• ставка по налогам в течение двух налоговых периодов равна 0% для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 13 мая 2015 г.;
• для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2016 г., определена налоговая ставка, составляющая 5% по объекту «доходы», равным образом с 1 января 2016 г.- 3%.
Налоговые каникулы введены для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных с 1 января 2016 г., применяющих патентную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению7.
Субъекты малого предпринимательства могут подать заявление на получение государственной субсидии. Постановлением Правительства РФ от 15.04.14 № 316 определены случаи, когда она может предоставляться. Данный акт также
5 Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 25.11.2018).
6 Закон Краснодарского края от 08.05.15 № 3169-K3 «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.11.2018).
7 Закон Краснодарского края от 30.11.15 № 3279-K3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края „О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края"». URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 25.11.2018).
регламентирует список документов, которые необходимы для получения денежной помощи. Снижена налоговая нагрузка для отдельных категорий плательщиков упрощенной и патентной систем налогообложения Краснодарского края.
Требования и порядок получения субсидиарной помощи должны быть уточнены на сайте региональных администраций, а также центров роста и помощи предпринимательству и других государственных учреждений, которые связаны с поддержкой развития бизнеса. К примеру, сайт Департамента промышленной политики Краснодарского края может предоставить информацию по грантам как для начинающих бизнесменов, так и для более опытных предпринимателей [7, с. 65].
Таким образом, начинающий бизнесмен, находящийся на территории Краснодарского края, может рассчитывать на:
• получение субсидии доли затрат на оплату первого взноса по заключенному договору финансовой аренды (лизинга);
• получение субсидии доли затрат, которые связаны с выплатой процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку оборудования для создания (совершенствования либо реконструкции) производства товаров (работ, услуг);
• получение субсидии доли затрат субъектов малого бизнеса на первоначальной стадии их деятельности8.
8 Постановление Правительства РФ от 30.01.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские)
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что на пути к успешному развитию малого бизнеса стоит немало преград, а именно: проблема выбора надежного источника финансирования, сложность выбора определенного коммерческого объекта для аренды помещений, отсутствие необходимых знаний и опыта в построении успешного бизнеса, а также препятствием к развитию успешного бизнеса является критерий распределения средств из федерального бюджета. Многие исследования, проводимые на основе как отечественных, так и зарубежных рейтингов показывают негативную тенденцию по ведению малого бизнеса по сравнению с 2017 г. Одни трудности могут решить предприниматели самостоятельно, а другие только при помощи государства. Правительством РФ были разработаны специальные государственные программы: действующие надзорные каникулы, введение паритета на освобождение от плановых проверок, предусмотрены льготные ставки по налогам и введены «налоговые каникулы», а также в региональном плане, например, в Краснодарском крае начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение разного рода субсидий. Данные мероприятия уже поспособствовали повышению ряда показателей по развитию малых предприятий страны за 2018 г. Преодоление обозначенных барьеров сможет создать эффективные условия для развития малого бизнеса в России, что позволит за короткое время стремительно поднять экономику нашей страны.
хозяйства». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2018).
список источников
1. Шавелева Л. С. Малый бизнес в современной России: проблема источников финансирования. Российское предпринимательство. 2017;18(4):551-560.
2. Коваленко С. В., Шарипова А. Р. Проблемы малого бизнеса в России. Молодой ученый. 2016;(10):743-746.
3. Сьюэлл К., Браун П. Б. Клиенты на всю жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 232 с.
4. Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс; 2009. 400 с.
5. Лактионова Н. В., Углова И.А. Малый и средний бизнес: современное состояние и перспективы развития. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2017;19(3-3):77-81.
6. Углова И. А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе. Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I международной научно-практической конференции, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. М.; 2017:143148.
7. Pleshakova M. V. The analysis of business environment of small business in Krasnodar krai through the system of integrated indicators. EBSCO. 2016;(6):65-72.