Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АРЕНДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КРИЗИС / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЛИЗИНГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самакаева М. Д., Ковалева И. Н., Конобеева А. Б.

Рассматриваются проблемы модернизации российской экономики за счет повышения эффективности механизма лизинговых отношений в условиях кризисной экономики, представлен анализ и современные тенденции их развития, даны практические рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Для этого необходимо совершенствовать государственную поддержку данных направлений, гармонизировать российское налоговое и правовое законодательство, регулирующее данные направления международного сотрудничества, развивать рынок страховых услуг, повышать эффективность социально-экономических отношений и бизнеса, что особенно актуальным является в условиях кризиса, пандемии, экономико-социальных, правовых и санкционных проблем. Лизинговые отношения продолжают формироваться, но не столь интенсивно, как это необходимо в рамках современной «зеленой» повестки развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LEASING RELATIONS IN A CRISIS ECONOMY IN RUSSIA

The problems of modernization of the Russian economy by increasing the efficiency of the mechanism of leasing relations in a crisis economy are considered, the analysis and current trends of their development are presented, practical recommendations for its further improvement are given. To do this, it is necessary to improve state support for these areas, harmonize Russian tax and legal legislation regulating these areas of international cooperation, develop the insurance market, improve the efficiency of socio-economic relations and business, which is especially relevant in the context of the crisis, pandemic, economic, social, legal and sanctions problems. Leasing relations continue to be formed, but not as intensively as it is necessary within the framework of the modern «green» development agenda.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

УДК 334.021

doi:10.52210/2224669X_2022_2_67

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

М.Д. Самакаева, И.Н. Ковалева, А.Б. Конобеева

Аннотация. Рассматриваются проблемы модернизации российской экономики за счет повышения эффективности механизма лизинговых отношений в условиях кризисной экономики, представлен анализ и современные тенденции их развития, даны практические рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию. Для этого необходимо совершенствовать государственную поддержку данных направлений, гармонизировать российское налоговое и правовое законодательство, регулирующее данные направления международного сотрудничества, развивать рынок страховых услуг, повышать эффективность социально-экономических отношений и бизнеса, что особенно актуальным является в условиях кризиса, пандемии, экономико-социальных, правовых и санкционных проблем. Лизинговые отношения продолжают формироваться, но не столь интенсивно, как это необходимо в рамках современной «зеленой» повестки развития.

Ключевые слова: лизинг, аренда, модернизация, основные средства, технологии, инвестиции, кризис, экономика, инновации, модернизация, лизинговые механизмы, оперативный лизинг, финансовый лизинг, кредит.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT

OF LEASING RELATIONS IN A CRISIS ECONOMY IN RUSSIA

M.D. Samakaeva, I.N. Kovaleva, A.B. Konobeeva

Abstract. The problems of modernization of the Russian economy by increasing the efficiency of the mechanism of leasing relations in a crisis economy are considered, the analysis and current trends of their development are presented, practical recommendations for its further improvement are given. To do this, it is necessary to improve state support for these areas, harmonize Russian tax and legal legislation regulating these areas of international cooperation, develop the insurance market, improve the efficiency of socio-economic relations and business, which is especially relevant in the context of the crisis, pandemic, economic, social, legal and sanctions problems. Leasing relations continue to be formed, but not as intensively as it is necessary within the framework of the modern «green» development agenda.

Keywords: leasing, lease, modernization, fixed assets, technologies, investments, crisis, economy, innovation, modernization, leasing mechanisms, operational leasing, financial leasing, credit.

Современная экономика России уже длительный период времени испытывает процесс сокращения инвестиций в основной капитал, снижение платежеспособности населения и потребительского спроса и нуждается в модернизации реального сектора, включая сегменты лизингового рынка. Следует отметить, что у России недостаточно таких технологий, чтобы соответствовать современным мировым трендам развития. Данные вопросы во многом могут быть решены благодаря лизингу.

Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки практических рекомендаций по повышению эффективности лизинговых операций российских компаний в условиях кризисной экономики, в частности, в условиях, связанных с ограничением глобальной экономической активности, падением спроса и цен на сырье.

Цель исследования - выявить основные проблемы и подходы к развитию лизингового бизнеса в России.

Методологической основой исследования стал системный анализ, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между основными тенденциями управления основными средствами российских предприятий и условиями функционирования лизинговых взаимоотношений в России.

В Европе доля лизинга в инвестициях в основные средства колеблется в диапазоне 15-17 %, в России этот показатель все еще не превышает и 9 % [3].

Ограничительные меры, введенные в России в третьем квартале 2020 г., вызвали ряд негативных тенденций в разных сферах лизинга (автолизинг, сфера услуг, образование, спорт, культура и др.): снижение спроса, рост объема проблемных активов на балансах лизинговых компаний. В результатеь ограничения привели к увеличению уровня резервирования и снижению показателей рентабельности. Стабильно рос спрос на такие предметы лизинга, как сельскохозяйственная техника, грузовой и легковой автотранспорт, строительная техника, развивался и развивается лизинг в сегменте телекоммуникаций (доля сегмента на рынке лизинга составила по итогам 2020 г. 1,5 % против 0,9 % в 2019 г., при этом в абсолютном выражении сегмент увеличился на 57 %). Стабильно высоким спросом пользуются системы хранения данных и серверное оборудование, что вызвано массовым переводом сотрудников на удаленную работу, а также необходимостью хранить большие объемы данных.

Одним из перспективных направлений в настоящее время является развитие операционного лизинга в розничных сегментах для физических лиц, в том числе в автолизинге. Более 30 % новых автомобилей продается частным лицам в лизинг, при этом в России доля операционного лизинга в лизинге автомобилей пока еще ничтожно мала и составляет до 5 % (по итогам 2020 г., по оценкам агентства «Эксперт РА»), а доля лизинга физических лиц в общем объеме нового бизнеса составляет 1 % против 0,7 % годом ранее, однако за 2020 г. в абсолютном выражении объем увеличился в 1,5 раза. Стоит также отметить, что данный показатель не учитывает сегмента физических лиц, которые берут в аренду авто у специализированных компаний-лизингополучателей, занятых, например, в сфере карше-ринга, что предполагает еще большую долю лизинга физлиц. Одним из основных стоп-факторов для развития оперлизинга, в частности, в автосегменте является наличие НДС для физических лиц, включенного в состав лизингового платежа, - решение этой проблемы возможно только на законодательном уровне [6].

Кроме того, следует подчеркнуть, что российский потребитель позитивно настроен в отношении аренды автомобиля, поддерживая каршерингов.

Говоря об операционном лизинге для физических лиц, стоит выделить такую услугу, как подписка, позволяющая взять в аренду, например, автомобиль на срок от нескольких недель до нескольких лет. Помимо автосегмента значительным потенциалом обладает подписка на предметы электронной (смартфоны, компьютеры) и бытовой техники (стиральные и посудомоечные машины).

По мнению агентства «Эксперт РА», услуги подписки имеют большой потенциал в силу растущего желания современных потребителей оперативно обновлять предметы электронной и бытовой техники без трудозатрат на избавление от морально устаревших активов. Возможно, в дальнейшем подобные продукты также будут внедряться в экосистемы банков, активно расширяющих спектр своих услуг для розничных клиентов [8].

Сокращение ключевой ставки Банка России с конца 2019 г., сниженной с 6,25 % до минимального исторического уровня в 4,25 % годовых, повлияло на процентную маржу банков, снизив показатели за 2 года на 0,4 п.п., до 4,0 % по итогам 2020 г.), что вызвало активность кредитных организаций по отношению к лизинговому рынку.

Активизация банков на лизинговом рынке приведет к еще большему укреплению тенденции на цифровизацию бизнеса и развитие уровня дистанционных услуг лизинговых компаний, в чем они пока сильно уступают кредитным организациям. По данным проведенного анкетирования, по итогам 2020 г. доля компаний, заключающих через электронный документооборот (ЭДО) более половины всех сделок, составила 23 % против 4 % в 2019 г. При этом пандемия в 2020 г. только ускорила наметившийся ранее тренд на цифровизацию бизнеса не только в лизинге, но и в целом в финансовой сфере.

Развитие тенденции на диджитализацию и автоматизацию бизнеса, в том числе внедрение системы электронного документооборота, позволяющей снизить сроки рассмотрения сделок, становится серьезным конкурентным преимуществом на лизинговом рынке. Онлайн-одобрение становится важным инструментом развития лизинговых отношений.

Среди трендов, наметившихся в 2020 г., стоит выделить выход лизинговых компаний на долговой рынок: за 2019-2020 гг. впервые разместили облигации шесть лизинговых компаний [7].

Основными проблемами развития лизинговых отношений на российском рынке можно назвать нестабильность ставки ЦБ, что связано с невозможностью привлечения дешёвых кредитов в РФ в данные лизинговые схемы, высокие риски в невозврате оборудования, низкий уровень организации сервисных услуг, отсутствие государственного интереса в решении данных вопросов и поддержки, высокий уровень коррупционных схем в функционировании данных процессов [7].

Риск неуплаты лизинговых платежей - самый серьезный риск, с которым сталкивается лизинговая компания в процессе своей деятельности. Наиболее эффективным способом уменьшения данного вида риска является его страхование. Необходимо изначально уделять должное внимание комплексному анализу кредитоспособности лизингополучателя.

Одним из самых эффективных способов снижения рисков, связанных с лизинговой деятельностью, является дополнительное обеспечение лизинговых сделок. Объект лизинга является основным обеспечением лизинговой сделки, но не единственным. В качестве дополнительных способов обеспечения сделки можно рассматривать

аванс лизингополучателя, поручительства юридических и физических лиц, гарантию обратного выкупа со стороны поставщика, залог имущества. Часть страховых рисков частично может брать на себя государство при реализации крупных стратегических проектов. При этом может быть застрахован как объект лизинга, так и договор, ответственность за выполнение обязательств. Страхование финансовых рисков является особенно актуальным в условиях кризисной экономики.

Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

Плохое развитие российского рынка страхования также является сдерживающим фактором развития лизинга и лизинговых отношений [2].

С учетом сложившейся ситуации и опыта предыдущих кризисов, можно спрогнозировать следующее. Дальнейшее повышение ключевой ставки ЦБ в РФ и резкое падение курса рубля незамедлительно скажутся на рынке лизинга. С одной стороны, вырастут ставки на финансовую аренду импортной техники и оборудования, а с другой, компаниям, столкнувшимся с трудностями в привлечении средств в результате санкций и пандемии, будет сложнее обслуживать лизинговые платежи и планировать использование такого инструмента в целом [8]. Это, на наш взгляд, требует поддержки данных компаний со стороны государства, так как их банкротство может привести к переделу собственности и их переходу в руки зарубежных компаний.

К основным достоинствам лизинга обычно относят возможность:

- быстро обновить основные фонды предприятия, используя дорогостоящее имущество, наукоемкие технологии без крупномасштабных единовременных вложений, а в случае возвратного лизинга получить на эти цели необходимые финансовые ресурсы;

- использовать гибкие формы и схемы выплаты лизинговых платежей, выбрать наиболее выгодную стратегию по их уплате, в том числе отсрочку первого платежа;

- поддержать соотношение собственного и заемного капитала в балансе предприятия: имущество - предмет лизинга обычно числится на балансе у лизингодателя, не увеличивая активов

лизингополучателя от оплаты и позволяет обращаться в финансирующую организацию за кредитом;

- использовать отработанный механизм исполнения сложных таможенных формальностей при ввозе имущества из-за рубежа, так как эти обязанности исполняет лизинговая компания, действующая по неоднократно используемым схемам;

- относить лизинговые платежи на себестоимость продукции, уменьшая налогооблагаемую базу;

- в ряде случаев снизить стоимость и увеличить сроки привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта;

- реализовать преимущества льготного налогообложения и начисления ускорений амортизации.

Важным преимуществом лизинга является сохранение права собственности лизингодателя на передаваемое имущество до срока действия договора.

Наряду с явными преимуществами лизинговым схемам присущи и недостатки:

- сумма затрат при реализации схемы лизинга для лизингополучателя выше, чем цена приобретения имущества за счет собственных средств или банковского кредита (в зависимости от маржи лизингодателя и его финансовых возможностей);

- необходимость увеличения цены продукции и, следовательно, снижение ее конкурентоспособности из-за значительности суммы лизинговых платежей;

- зависимость цены лизинга от риска при реализации проекта и ликвидности имущества - предмета лизинга;

- риск морального старения имущества, снижение его ликвидности и получения лизинговых платежей ложится на лизингодателя, который закладывает компенсацию этих рисков в сумму лизинговых платежей;

- относительно высокая стоимость оформления документации и консультаций для осуществления лизинговых схем [5; 10].

В заключение отметим, что остается не решенным ряд правовых проблем лизинга в РФ хотя все ключевые правовые основы закреплены в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ [1]. Документ закрепляет все положения на законодательном уровне, но не дает общего понимания. Например, описываются операции финансового лизинга, а вот

про операционный лизинг информации практически нет, что также затрудняет, на наш взгляд, развитие данных механизмов лизинговых отношений в РФ [9].

Следует отметить, что потребности в обновлении основных фондов российских предприятий остаются колоссальными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом и, возможно, даже расти. Лидерами роста лизинга в 2022 г. должны стать автоэкспорт, авиатехника, железнодорожный транспорт (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа современного парка), недвижимость, 1Т-оборудование, сельскохозяйственная техника, электроэнергетика и т.п.

Главное, чтобы были положительно решены вопросы налогообложения лизинговых компаний и сохранилась ускоренная амортизация для лизингового имущества.

Одним из наиболее развивающихся сегментов в ближайшие годы будет оставаться лизинг энергетического оборудования, лизинг недвижимости, транспортных средств, лизинг судов и тяглового состава, лизинг сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования за счет проектного финансирования [4].

Из-за ограничительных мер и кризисных явлений в мировой экономике, роста банкротств компаний, специализирующихся на промышленном оборудовании, государству необходимо дать возможность провести рефинансирование их лизинговых платежей, особенно в рамках реализации крупных проектов, усилить контроль за предоставленными субсидиями и субвенциями, развивать проектный подход к сотрудничеству между лизинговыми компаниями в реализации крупных проектов, так как они являются наиболее рискованными с точки зрения банков, но перспективными в реализации стратегии импортозамещения для государства.

Можно спрогнозировать, что развитие данного направления и лизингового рынка может создать возможность появления и распространения новых продуктов, более широко будут востребованы оперативный и венчурный лизинг.

Развитие венчурного лизинга в РФ должно стать закономерным этапом развития проектного финансирования, требующего от лизинговых компаний новых подходов к нему и, прежде всего, в работе с ценными бумагами лизингополучателей, секьюритизации лизинговых сделок.

Актуальными на сегодняшний день остаются вопросы формирования в РФ конкурентного лизингового рынка, создание развитых региональных сетей лизинговых компаний, ориентированных на решение проблем модернизации предприятий реального сектора экономики с учетом их специфики, взвешенная государственная политика в определении стратегии и решении данных вопросов [3].

Следует признать, что на качество современного лизинга и его развитие в России окажут влияние дальнейшие ограничительные меры и темпы восстановления мировой экономики [8].

Таким образом, российский рынок лизинга и лизинговых услуг имеет перспективу роста и развития, причем в долгосрочной перспективе.

На наш взгляд, развивать в первую очередь необходимо сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность, так как в период ограничительных мер проблема продовольствия и продовольственной безопасности может стать в будущем первоочередной проблемой развития страны. Активизация инвестиционной лизинговой деятельности в реальном секторе экономики и ее эффективность остаются одними из основных проблем в России, которые позволят решить вопросы с модернизацией реального сектора экономики.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» // СПС «Консультант Плюс». URL: consultant. ru/document/cons_doc_LAW_17783/ (дата обращения: 26.02.2022).

2. Адамов Н.А., Мельцас Е.О. Финансовая логистика и лизинг. Вопросы взаимодействия. М., 2017.

3. Горшков Р.К., Дикарева В.А. Лизинг. Проблемы и перспективы развития в России. М., 2018.

4. Кудашева Ю.С., Нинева Е.Н., Ковалева И.Н. Исследование внешнего банковского окружения с учетом регионального аспекта // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12-2 (53).

5. Лазарева Н.А. Лизинг: учебное пособие. Ростов н/Д., 2019.

6. Лизинг для юридических лиц // Финансовый портал ВапкЕхрогег.ги. URL: https://bank-explorer.ru/finansy/lizing/lizing-dlya-yuridicheskix-lic. html (дата обращения: 30.11.2021).

7. Медиа-рейтинги лизинговых компаний за февраль 2021 года. URL: https://fedleasing.ru/articles/analitika/media-reytingi-lizingovykh-kom-paniy-za-fevral-2021-goda/ (дата обращения: 30.11.2021).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

8. Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация // Эксперт. 2012. Март. URL: https://www.raexpert.ru/researches/leasing/2020/ (дата обращения: 30.11.2021).

9. Различия операционного и финансового лизинга. URL: https://autogpbl. ru/about-leasing/teoriya-lizinga/operaczionnyj -i-finansovyj -lizing/ (дата обращения: 30.11.2021).

10. Философова Т.Г. Лизинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2017.

М.Д. Самакаева

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры менеджмента Московский Международный университет Еmail: [email protected]

И.Н. Ковалева

доктор экономических наук, профессор профессор

Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Еmail: [email protected]

А.Б. Конобеева

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент доцент кафедры менеджмента Московский международный университет Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.