УДК 321
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Духовницкий магистрант факультета управления, Южно-Российский институт Валерий управления - филиал Российской академии народного хозяйства и
Викторович государственного управления при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). Е-таИ: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы управления природопользованием на примере организации учета лесного фонда Ростовской области, предложены меры по совершенствованию экологической политики региона.
Ключевые слова: региональное управление, природопользование, организация лесопользования, экологическая политика.
В современных условиях межотраслевой характер и сложная структура природоохранных норм, постоянные изменения и введение новых требований, введение нелогичных поправок и дополнений, сигнализируют о необходимости осмысления происходящих в законодательстве изменений и актуализации информации о состоянии правового поля окружающей среды. При этом, управление процессами воспроизводства среды основано на процессно-целевом методе (определенном нормативными документами), который включает процессы планирования, организации и организационного обеспечения, мотивации и контроля изменений качественного состояния средового продукта [6, с. 79].
Достаточно очень острой для страны в целом является проблема охраны окружающей среды и рационального природопользования. Государство реализует активную политику в сфере экологического надзора, нормирования, лицензирования, формирования экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания, разработки программ природоохранной деятельности в регионах. Однако многие вопросы еще не решены [1, с. 22].
Актуальным для субъектов РФ на сегодняшний день является вопрос использования лесных насаждений и земель лесного фонда, а также перевод таких земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Леса относятся к важнейшему виду природных ресурсов, играя одну из ведущих ролей в улучшении и защите окружающей среды.
Согласно действующему на территории РФ законодательству, земли лесного фонда субъектов РФ находятся в собственности Российской Федерации. Вместе с тем, осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений Российская Федерация передала органам государственной власти ее субъектов [3]. К ним относятся:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, включая лесо-хозяйственные регламенты, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также с учетом заключения договора купли-продажи лесных насаждений (включая организацию и механизм проведения соответствующего аукциона), принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключения соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятия решения предварительного согласования предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений, связанных с выполнением работ, направленных на по геологическое изучение недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охрана (включающая осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита (исключение составляют лесозащитное районирование и государственный лесопатологический мониторинг), воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (связанных с созданием и эксплуатацией лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) использование государственного лесного реестра в отношении лесов, которые расположены в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением некоторых случаев, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, также некоторых исключением случаев;
7) составление перечня должностных лиц, которые должны осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, которые должны осуществлять федеральный государственный пожарный надзор непосредственно в лесах;
8) необходимость учета древесины, заготовляемой гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Решению экологических проблем обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства в настоящее время способствуют:
- сохранение экологического разнообразия и экологических функций лесов путем выделения лесов природоохранного назначения и обеспечение режима их сохранности;
- разработка системы сохранения биоразнообразия в лесах;
- недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов.
Донской край является одним из самых малолесных регионов страны (лесистость территории области составляет 2,4%, при том, что лесистость Южного федерального округа - 6,2%, Российской Федерации - 46,5 %, меньше только в Астраханской области (1,8%) и Республики Калмыкия (0,2%). Львиную долю этих площадей (70%) занимают не природные, а искусственные леса. Леса располагаются на землях [3]:
- лесного фонда, их площадь составляет 360,6 тыс. га или 96,3% от общей площади лесов области;
- населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 13,7 тыс. га или 3,7% от всех лесов.
Леса области несут большую рекреационную нагрузку — на тысячу жителей приходится всего лишь 55 га леса. С учётом низкого показателя лесистости Ростовской области, высокого уровня загрязнений природы, высокоразвитой промышленностью и сельскохозяйственной деятельностью, лес донского края имеет большое значение: природоохранное, средосберегающее и водорегулирующее. Ко всему прочему леса Ростовской области выполняют ряд функций: социальную, санитарную, защитную, гигиеническую. Таким образом, весь лесной фонд Ростовской области относится к целевому виду «защитные леса».
В Ростовской области ряд полномочий по охране окружающей среды, объектов животного мира, водных ресурсов, экологическому надзору реализует региональное Министерство природных ресурсов [4], которое выполняет функции, включающие реализацию переданных отдельных государственных полномочий РФ в сфере лесных отношений органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе: разработка лесного плана Ростовской области, разработка и утверждение лесохозяй-ственных регламентов лесничеств; организация охраны лесов, а также осуществление мер противопожарной безопасности; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ростовской области; осуществление на землях лесного фон-
да федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), а также пожарного надзора; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере лесных отношений.
Согласно ст.1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным и на территории Ростовской области осуществляется на условиях аренды лесных участков, праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и безвозмездного срочного пользования (см. табл. 1).
Таблица 1
Действующие договора лесопользования на территории земель лесного фонда Ростовской области (по состоянию на 01.01.2016 г.)
п/п Вид использования лесов Всего договоров Общая площадь лесных участков, переданных в аренду, га
1 Ведение охотничьего хозяйства и осуществления охоты 28 7228,6
2 Ведение сельского хозяйства 38 1977,5153
3 Осуществление рекреационной деятельности 165 289,5263
4 Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений 7 42,28
5 Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых 10 13,53
6 Выращивание посадочных материалов лесных растений (саженцев, сеянцев) 16 119,4886
7 Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорого, трубопроводов и других линейных объектов 15 136,3487
8 Осуществление религиозной деятельности 1 1,0
9 Иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 ЛК РФ 1 280,0
ВСЕГО 281 10088,2889
Источник: Официальный портал Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
Несмотря на право субъектов предоставлять земли лесных фондов в пользование, деятельность на этих территориях строго регламентирована федеральным законодательством и находится под надзором правоохранительных органов.
Вместе с тем, земельные участки, занятые под защитные лесные насаждения (лесополосы), зачастую не отнесены к лесному фонду, т.е. не являются федеральной собственностью. Такие земли не внесены ни в реестр федерального имущества, ни в реестр муниципального имущества. Работа по оформлению таких земель в государственную собственность субъектов, ведется крайне медленно или не ведется совсем. Это приводит к тому, что определить степень ответственности за лесные насаждения на фактически бесхозных землях, не представляется возможным.
Состояние леса в Ростовской области определяют: особенности почвенно-климатических условий степей, искусственное происхождение весомой части насаждений области, а также наличие благоприятных условий для частых вспышек массовых размножений вредителей леса, наличие хронической болезни в искусственно созданных ослабленных древостоях, высокая пожароо-пасность в лесах из-за жаркого и сухого климата степей.
В таких условиях, ценность каждого дерева очевидна и ситуация, когда использование защитных лесных насаждений и земель занятых под ними практически не регламентирована, создает опасную тенденцию для экологической обстановки в регионе.
Ошибки и пробелы, существующие в кадастре или реестрах различного уровня, должны быть исправлены. Необходимо четко определить к какой категории земель относится тот или иной участок, и какие права и обязанности имеются у конкретного собственника. Если это земли лесного фонда, тогда действия собственника земли должны быть строго ограничены. Если участки давно вовлечены в хозяйственный оборот, не заняты лесными насаждениями, то сохранять охранный режим на такой территории нет необходимости.
В контексте изложенной проблемы, необходимо определить механизм определения статуса неучтенных земель, с целью скорейшего внесения всех спорных участков в реестры. Важную роль в реализации этого вопроса должны играть не только региональные власти, но и представители органов местного самоуправления [2]. Эффективное взаимодействие муниципалитетов с региональными структурами, позволит конкретизировать информацию о порядке использования каждого земельного участка, занятого под защитные насаждения. Обязательным является и участие в этом процессе представителей правоохранительных органов и органов надзора. В связи с этим, повышение эффективности государственного экологического надзора на региональном уровне должно осуществляться посредством:
1) законодательного определения новых подходов к разграничению объектов надзора;
2) рассмотрения возможности законодательного разграничения государственного экологического надзора как государственного природоохранного надзора и государственного природоресурс-ного надзора, что позволило бы конкретизировать предмет, виды и объекты каждого отдельного вида надзора;
3) нормативного обеспечения системы организации государственного надзора, правовой природы всех его составных элементов и порядок их функционирования.
Таким образом, создание, реформирование и систематизация современной нормативно-правовой базы, которая отражала бы в себе все аспекты регулирования проблем, связанных с организацией природоресурсного регулирования и природоохранной деятельности, в части лесопользования, осуществлением контрольно-надзорных мероприятий является важнейшим направлением экологической политики региона.
Литература
1. Игнатов В. Г., Микрюкова М. В. Управление экологизацией экономического развития территорий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. № 1. С. 21-31.
2. Игнатов В. Г. Кокин А. В. Организационно-экономический механизм экологизации менеджмента в России // Экономика и экология территориальных образований. 2016. № 2. С. 91-96.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006. №200-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Парламентская газета. 14 декабря 2006 года. №209.
4. Постановление Правительства Ростовской области от 30.04.2014 №320 (в ред. от 01.06.2016) «Об утверждении положения министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области» [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области/ http://www.donland.ru/
5. Уварова Г. Г. Механизмы парирования рисков в современной экологической политике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 77-83.
6. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2015 году» // Официальный портал Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области [Электронный ресурс] /http://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/upload/iblock/5fa/vestnik-ekologicheskiy-2016_5_ interaktivnyy2.pdf
Dukhovnitskiy Valery Viktorovich, undergraduate of faculty of management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MODERN PROBLEMS OF ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT: A REGIONAL ASPECT
Abstract
The article is devoted to topical problems of environmental management on the example of organization of accounting of the forest Fund of the Rostov region, the proposed measures for improving environmental policy in the region.
Keywords: regional management, environmental management, organization of forest management, environmental policy.
УДК 65.01
ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В РАМКАХ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА СТАРТАП-ОРГАНИЗАЦИИ
Зопунян аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства,
Юрий Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Сергеевич народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается формирование устойчивых конкурентных преимуществ в рамках системы стратегического менеджмента стартап-организации. Всесторонне изучены этапы формирования устойчивых конкурентных преимуществ стартап-организации: определение областей, образование и верификация устойчивости.
Ключевые слова: устойчивое конкурентное преимущество, стратегический менеджмент, стартап-организация, конкурентоспособность.
На сегодняшний день, в условиях современной рыночной экономики, одной из фундаментальных детерминант конкурентоспособности стартап-организации представляется формирование системы стратегического менеджмента. Эффективность и конкурентоспособность стартап-организации в ходе процесса эволюционного развития, в значительной степени обуславливается системой стратегического менеджмента, детерминирующей прогрессивный характер совершенствования и оптимизации текущих бизнес-процессов и укрепления ее позиций в качестве полноценного участника рынка в условиях актуальной модели социально-экономического развития хозяйственных отношений.
И. В. Пашанин считает, что сформированная и соответствующим образом оформленная стратегия является серьезным конкурентным преимуществом за счет общего повышения эффективности деятельности компании. [1] Формирование системы стратегического менеджмента в рамках стартап-организации выступает системообразующим базисом, на основе которого предполагается осуществление перспективной разработки конкурентных преимуществ организации.