Научная статья на тему 'Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Свердловской области'

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1567
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / NATURAL RESOURCES / RATIONAL USE / ENVIRONMENTAL PROTECTION / SVERDLOVSK REGION / NATURE PROTECTION LEGISLATION / GREENING OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Кривоногова А. С., Исаева А. Г., Воронина Я. В.

Ключ к выживанию человечества заключается в соблюдении баланса между потребностями экономики и возможностями природной среды. Экономика и экология являются антагонистами. Экономика стремится как можно больше и за меньшую плату использовать в хозяйственной деятельности природные ресурсы, а экология (в данном случае правовая) требует рационального и бережного обращения с природными ресурсами и исходит из задачи сохранения природной среды для настоящего и будущего поколений страны. В настоящее время в Российской Федерации сформировано природоресурсное и экологическое законодательство, задачей которого является правовое регулирование общественных отношений в области рационального и бережного использования природных ресурсов, а также экологизация экономической и иной деятельности. Этим проблемам посвящено большое количество научных исследований, оформленных в диссертациях кандидатов и докторов наук по биологическим, экологическим, юридическим отраслям наук. Изданы учебники, учебные пособия и научные публикации по проблемам сохранения природных объектов и ресурсов, качества окружающей среды, экологическому праву. Однако теоретические работы и научно-практические рекомендации ученых пока еще не получили логического воплощения в хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. Анализ содержания ежегодного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области за 2014 год» показывает, что, несмотря на принятые меры, качество окружающей среды и экологическая безопасность еще не отвечают требованиям экологического законодательства. Об этом свидетельствуют имеющиеся нарушения экологических норм и требований в сфере природопользования и сохранения природных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Донник И. М., Воронин Б. А., Кривоногова А. С., Исаева А. Г., Воронина Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES AND ENVIRONMENTAL PROTECTION IN SVERDLOVSK REGION

The key to survival of mankind consists in keeping of balance between requirements of economy and opportunities of environment. The economy and ecology are antagonists. The economy aspires as much as possible and for a smaller payment to use natural resources in economic activity, and the ecology (in this case legal) demands rational and care with natural resources and proceeds from a problem of preservation of environment for the real and future generations of the country. Currently in the Russian Federation formed natural resource and environmental legislation, whose task is the legal regulation of public relations in the field of rational and careful use of natural resources, as well as the greening of economic and other activities. A large number of the scientific researches issued in theses of candidates and doctors of science on biological, ecological, legal branches of sciences is devoted to these problems. Textbooks, manuals and scientific publications on problems of preservation of natural objects and resources, qualities of a surrounding medium, to the ecological right are published. However theoretical works and scientific and practical recommendations of scientists for the present did not receive a logical embodiment in economic and other activity, bound to use of natural resources. The analysis of the contents of the annual report “About a state and about environmental protection of Sverdlovsk region for 2014” shows that, despite arranged, quality of a surrounding medium and ecological safety does not meet the requirements of the ecological legislation yet. The available violations of environmental standards and requirements in the sphere of environmental management and preservation of natural resources testify to it.

Текст научной работы на тему «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды в Свердловской области»

УДК 504.062.2

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И. М. ДОННИК,

доктор биологических наук, профессор, академик РАН, Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, А. С. КРИВОНОГОВА, кандидат биологических наук, доцент, А. Г. ИСАЕВА,

кандидат биологических наук, доцент, Я. В. ВОРОНИНА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: природные ресурсы, рациональное использование, охрана окружающей среды, Свердловская область, природоохранное законодательство, экологизация хозяйственной деятельности.

Ключ к выживанию человечества заключается в соблюдении баланса между потребностями экономики и возможностями природной среды. Экономика и экология являются антагонистами. Экономика стремится как можно больше и за меньшую плату использовать в хозяйственной деятельности природные ресурсы, а экология (в данном случае правовая) требует рационального и бережного обращения с природными ресурсами и исходит из задачи сохранения природной среды для настоящего и будущего поколений страны. В настоящее время в Российской Федерации сформировано природоресурсное и экологическое законодательство, задачей которого является правовое регулирование общественных отношений в области рационального и бережного использования природных ресурсов, а также экологизация экономической и иной деятельности. Этим проблемам посвящено большое количество научных исследований, оформленных в диссертациях кандидатов и докторов наук по биологическим, экологическим, юридическим отраслям наук. Изданы учебники, учебные пособия и научные публикации по проблемам сохранения природных объектов и ресурсов, качества окружающей среды, экологическому праву. Однако теоретические работы и научно-практические рекомендации ученых пока еще не получили логического воплощения в хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. Анализ содержания ежегодного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области за 2014 год» показывает, что, несмотря на принятые меры, качество окружающей среды и экологическая безопасность еще не отвечают требованиям экологического законодательства. Об этом свидетельствуют имеющиеся нарушения экологических норм и требований в сфере природопользования и сохранения природных ресурсов.

RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES AND ENVIRONMENTAL PROTECTION IN SVERDLOVSK REGION

I. M. DONNIK,

doctor of biological sciences, professor, academician of Russian Academy of Sciences, B. A. VORONIN,

doctor of legal sciences, professor, head of department, A. S. KRIVONOGOVA,

candidate of biological sciences, associate professor, A. G. ISAEVA,

candidate of biological sciences, associate professor, Yа. V. VORONINA,

senior lecturer, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel.: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: natural resources, rational use, environmental protection, Sverdlovsk region, nature protection legislation, greening of economic activity.

The key to survival of mankind consists in keeping of balance between requirements of economy and opportunities of environment. The economy and ecology are antagonists. The economy aspires as much as possible and for a smaller payment to use natural resources in economic activity, and the ecology (in this case legal) demands rational and care with natural resources and proceeds from a problem of preservation of environment for the real and future generations of the country. Currently in the Russian Federation formed natural resource and environmental legislation, whose task is the legal regulation of public relations in the field of rational and careful use of natural resources, as well as the greening of economic and other activities. A large number of the scientific researches issued in theses of candidates and doctors of science on biological, ecological, legalbranches of sciences is devoted to these problems. Textbooks, manuals and scientific publications on problems of preservation of natural objects and resources, qualities of a surrounding medium, to the ecological right are published. However theoretical works and scientific and practical recommendations of scientists for the present did not receive a logical embodiment in economic and other activity, bound to use of natural resources. The analysis of the contents of the annual report "About a state and about environmental protection of Sverdlovsk region for 2014" shows that, despite arranged, quality of a surrounding medium and ecological safety does not meet the requirements of the ecological legislation yet. The available violations of environmental standards and requirements in the sphere of environmental management and preservation of natural resources testify to it.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Ключ к выживанию человечества - в соблюдении баланса между потребностями экономики и возможностями природной среды. Экономика и экология по сути являются антагонистами. Экономика стремится как можно больше и за меньшую плату использовать в хозяйственной деятельности природные ресурсы, а экология (в данном случае правовая) требует рационального и бережного обращения с природными ресурсами и исходит из задачи сохранения природной среды для настоящего и будущего поколений страны.

Природные объекты - это неотделимые от биосферы экосистемы, сохраняющие свои природные свойства. Они имеют естественное происхождение, поскольку появились в результате эволюционного развития жизни на Земле, независимо от воли и сознания людей.

Законодательство относит к природным объектам, которые необходимо охранять от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйствующей и иной деятельности (ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) [1], земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В то же время природные ресурсы - отделяемая и используемая часть природного объекта - выступают как источник энергии, продукт производства, предмет потребления, т. е. являются полезными для человека.

Природный ресурс, изъятый из естественной природной среды, становится имуществом и собственностью того, кто добыл, и правовое регулирование его дальнейшего использования осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ [2] и других правовых актов гражданского законодательства.

Целям правового регулирования использования и охраны природных объектов и природных ресурсов служат законодательные акты природоресурс-ного и экологического законодательства: Земельный кодекс РФ [3]; Водный кодекс РФ [4]; Лесной кодекс РФ [5]; федеральные законы «О недрах» [6]; «О животном мире» [7]; «Об охране атмосферного воздуха» [8]; «Об особо охраняемых природных территориях» [9]; «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [10]; «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]; «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [12]; «Об отходах производства и потребления» [13]; «О континентальном шельфе Российской Федерации» [14] и ряд других законодательных и нормативных правовых актов, прямо или

опосредованно регулирующих общественные отношения в этой сфере.

Проблемам правового регулирования рационального использования и охраны природных ресурсов и особенно экологическим правоотношениям посвящено огромное количество научных публикаций в нашей стране и за рубежом. Отметим отдельные учебники, по которым проводится обучение студентов в вузах Российской Федерации, их авторами являются: С. А. Боголюбов [15]; М. М. Бринчук [16]; Н. Н. Веденин [17]; Р. К. Гусев [18]; О. Л. Дубовик [19]; Н. А. Духно, Г. В. Чубуков [20]; Б. В. Ерофеев [21]; О. С. Колбасов [22]; О. И. Крассов [23]; В. В. Петров [24].

Мы привели далеко не полный список учебников и учебных пособий по экологическому праву, подготовленных известными учеными-юристами. Вместе с тем имеются учебники, учебные пособия, монографии и научные публикации ученых других направлений экологии (биологической, медицинской, градостроительной, инженерной и т. д.).

Однако, несмотря на объемы научной литературы, исследования по проблемам прежде всего правовой охраны окружающей природной среды активно продолжаются, а мотивом к этой деятельности являются нерешенные задачи по рациональному и бережному использованию природных ресурсов и экологизации экономики.

Цель настоящей статьи - на основе данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2014 году» [25] провести анализ выполнения экологических требований, изложенных в законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», касающихся природных объектов и природных ресурсов на территории Свердловской области.

Атмосферный воздух. В 2014 г., по данным государственной наблюдательной сети, в городах Свердловской области были отмечены следующие уровни загрязнения атмосферного воздуха: в городах Екатеринбург, Нижний Тагил и Краснотурьинск - высокий, в городах Первоуральск и Каменск-Уральский - повышенный.

В Екатеринбурге за последние пять лет наметилась тенденция к росту среднегодовых концентраций диоксида азота, взвешенных веществ, бензола и меди. В то же время отмечается снижение среднегодовых концентраций диоксида серы, оксида углерода, сажи, фенола, аммиака, формальдегида, бенз(а) пирена, ксинола, этилбензола, железа, марганца, никеля, свинца, хрома и цинка.

Резкое снижение среднегодовых концентраций формальдегида в долях ПДКсс связано с изменением санитарно-гигиенических нормативов формальдегида, а не с реальным изменением его концентраций в атмосферном воздухе.

Поверхностные и подземные воды. Территория Свердловской области принадлежит бассейнам семи основных рек: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. Гидрографическая сеть на территории области представлена 18 414 реками общей протяженностью более 68 тыс. км, в том числе: 17 370 рек длиной до 10 км с общей протяженностью 34 тыс. км; 1027 рек длиной от 10 до 200 км с общей протяженностью 8,15 тыс. км.

Естественные водные ресурсы поверхностного стока рек области в год 50%-й обеспеченности составляют 30,07 км3, в том числе на территории области формируется 29,1 км3.

В маловодный год 95%-й обеспеченности расчетный для водоснабжения объем годового стока рек снижается до 14,9 км3. Естественные эксплуатационные ресурсы поверхностных вод области составляют 16,5 км3/год.

Водные ресурсы области отличаются значительной неравномерностью распределения не только во времени, но и по территории. Так, на бассейны р. Исеть и Пышма с наибольшей концентрацией населения и промышленности (33 % населения Свердловской области) приходится всего лишь 5 % стока рек, а на бассейн р. Тавды, где проживает 3 % населения области, - 53 % стока рек.

В целом по области водохозяйственный баланс рек положительный. Однако низкие величины минимального стока на большинстве рек и повышенное загрязнение отдельных участков рек обусловили дефицит водных ресурсов необходимого качества (до 30-80 % объема) в городах области: Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Кировград.

Для покрытия дефицита построены ряд водохранилищ и прудов, а также производятся внутрибас-сейновые и межбассейновые переброски стока.

В Свердловской области эксплуатируется 129 водохранилищ объемом более 1 млн м3 с суммарным объемом 2,26 км3, в том числе 39 водохранилищ объемом более 10 млн м3, из них 7 водохранилищ объемом более 100 млн м3. 19 водохранилищ, расположенных на разных реках области, осуществляют многолетнее регулирование стока.

По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Свердловской области учтено 541 гидротехническое сооружение (далее - ГТС), в том числе 450 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов, 69 накопителей сточных вод и промышленных отходов, 21 противопаводковая дамба и 1 канал. Из них 403 ГТС находятся в муниципальной собственности, 8 ГТС - в федеральной собственности, 1 ГТС - в областной собственности, 2 ГТС - в собствнности физических лиц, 123 ГТС принадлежат предприятиям различных форм собственности и назначения и 4 ГТС - бесхозяйные.

На 1 января 2015 г. на территории Свердловской области поставлено на баланс и находится на государственном учете 651 месторождение подземных вод, в том числе 534 месторождения питьевых подземных вод, 117 месторождений технических подземных вод. Суммарные эксплуатационные запасы по всем месторождениям подземных вод составляют 1 343,359 тыс. м3/сут., в том числе 757,026 тыс. м3 сут. -по категориям «А + В». Общее количество разведанных эксплуатационных запасов подземных вод, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, составляет 1 231,585 тыс. м3/сут., в том числе по категориям «А + В» - 679,717 тыс. м3/сут.

Помимо пресных подземных вод питьевого и технического назначения на территории Свердловской области достаточно широко распространены минеральные воды для бальнеотерапии, а также для питьевого лечебного и лечебно-столового использования. Выделяются следующие основные группы:

- сероводородные бромные хлоридные натриевые, а также хлоридно-сульфатные кальциевые воды Восточно-Европейского сложного артезианского бассейна (западная часть области);

- радоновые и кислые рудничные воды Уральской сложной гидрогеологической складчатой области (центральная часть Свердловской области);

- хлоридные натриевые воды с локальным развитием щелочных хлоридно-гидрокарбонатных и слаботермальных йодо-бромных вод ЗападноСибирского сложного артезианского бассейна.

Качество поверхностных вод суши в значительной степени формируется под влиянием хозяйственной деятельности, прежде всего сбросов промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод. На качество поверхностных вод влияют также дождевые стоки с отвалов, свалок и шламохранилищ, расположенных в непосредственной близости от водных объектов. Кроме того, мощным источником загрязнения природных водных объектов является неорганизованный сток с территорий городов, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Остается неблагополучным состояние малых рек, преобладающих на территории Свердловской области, особенно в зонах крупных промышленных центров, из-за поступления в них с поверхностным стоком и сточными водами больших количеств загрязняющих веществ при низкой разбавляющей способности. В отдельных случаях расход сточных вод превышает расход природной воды, что значительно влияет на самоочищающую функцию водотоков и наносит ущерб экосистеме.

На формирование химического состава воды значительное влияние оказывает зарегулированность прудами и водохранилищами. Пруды и водохранилища выполняют функцию «отстойников» некоторых веществ, например железа.

Экономика

Большую роль в процессе формирования химического состава водных объектов играют и различные природные факторы: горные породы, почвы, живые организмы, климат, водный режим, рельеф, растительность, гидрогеологические и гидродинамические условия. Повышенное содержание некоторых загрязняющих веществ, таких как медь, цинк, марганец (одни из наиболее подвижных микроэлементов), железо, органические вещества, взвеси, может быть обусловлено и природными факторами. Так, в верховьях некоторых рек Свердловской области, в действующих фоновых створах государственной сети, не подверженных прямой антропогенной нагрузке, как правило, превышены ПДК водорастворимых форм железа общего, меди, цинка, марганца. Однако оценка качества воды проводится при сравнении полученных данных с установленными значениями ПДК водорастворимых форм металлов для водных объектов рыбохозяйственно-го значения в связи с отсутствием региональных нормативов качества воды по данным веществам.

Качество воды большинства водных объектов на территории Свердловской области по-прежнему не отвечает нормативным требованиям. Характерными загрязняющими веществами в водных объектах Свердловской области в 2014 г. являлись соединения железа общего, меди, марганца, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества (по показателям БПК5 и ХПК), азот аммония, устойчивыми загрязняющими веществами были цинк и никель. В ряде случаев наблюдался дефицит растворенного в воде кислорода, в 16-21 % случаев отмечалось

повышенное содержание сульфатов, азота нитритов, фосфатов (по фосфору), фенолов, нефтепродуктов, в единичных случаях - нитратов и фторидов.

Около 75 % всех объектов подземного водопользования составляют водозаборы питьевого назначения, 20 % - производственно-технического назначения и 5 % - водоотливы.

В целом около 60 % извлекаемой на питьевые нужды воды на территории Свердловской области не соответствует по тем или иным показателям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и нуждается в водоподготовке. Несоответствие качества подземных вод на водозаборах санитарно-эпидемиологическим нормативам обусловлено как природными особенностями формирования химического состава, так и техногенным загрязнением.

Всего, по материалам недропользователей, за 2014 г. подземные воды 62 % водозаборов питьевого назначения (261) от общего количества опробованных (424) имеют природно-некондиционные показатели, среди которых преобладает железо - в 37,5 %, повышенная жесткость - в 34,5 %, кремний - в 28 %, марганец - в 24 %. Следствием повышенного содержания железа и марганца выступает ухудшение органолептических свойств подземных вод по цветности (17 %) и мутности (13,7 %). Природная некондиционность проявляется как по отдельным показателям, так и комплексно.

Неблагополучными в санитарном отношении по содержанию железа (1,0-49 ПДК), кремния (1,12,2 ПДК), марганца (1,1-14,8 ПДК), общей жесткости (1,1-5,2 ПДК) являются подземные воды, используе-

Земли ой) оо охраняемы % территорий 116,6 тыс. га (0,6%)

Земли промышленности и

иного специального назначения 431,6 тыс. га (2,2 %)

Зем.п ) лесного фонда 13650,9 тыс. га (70,3 %)

Земли населенн

пунктов 738,3 1ыс . га (3,8 %)

Земли водного фонда 92,5 тыс. га (0,5 %)

Земли -запаса 316,9 тыс. га (1,6%)

Земли

нного наз

4083.9 ты).|-а (21,0%)

Рис. 1. Структура земельного фонда на территории Свердловской области по категориям земель

Экономика

Рис. 2. Структура сельскохозяйственных угодий на территории Свердловской области в 2014 г.

мые для питьевых целей на территории 50 из 72 муниципальных образований Свердловской области.

По данным государственного статистического учета земель, площадь Свердловской области по состоянию на 1 января 2015 г. составила 19 430,7 тыс. га, или 194,3 тыс. км2. Земельный фонд Свердловской области представлен всеми категориями земель.

В структуре сельскохозяйственных угодий главное место занимает пашня - 1 460,4 тыс. га, или 56,6 % общей площади сельскохозяйственных угодий земельного фонда области, далее кормовые угодья (сенокосы, пастбища) - 977,1 тыс. га, или 37,9 %.

Одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату их плодородия, приводящих к загрязнению водоемов, заилению малых и больших рек, является водная эрозия. За счет смыва почвы пашни теряют в среднем до 0,5 т/га гумуса в год, до 20-25 кг/га азота, большое количество фосфора и калия. Основной причиной возникновения эрозии выступает нерациональное и неправильное использование земельных ресурсов, дополненное влиянием природных факторов.

В последние годы на территории Свердловской области из-за отсутствия финансирования работы по почвенному и геоботаническому обследованию не проводятся, что не позволяет получить достаточную и достоверную информацию о состоянии земель, оценить развитие негативных почвенных процессов, сделать прогноз и выработать рекомендации по их предупреждению и устранению.

Лесные ресурсы. Общая площадь лесов на территории Свердловской области по государственному лесному реестру по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 16 035,5 тыс. га, или 83 % от общей площади Свердловской области.

Общая площадь лесного фонда Свердловской области - 15 217 тыс. га. Из нее 12 696,3 тыс. га, или 83,4 %, покрыто лесом, в том числе 7 261,7 тыс. га - насаждения хвойных пород. Лесистость Свердловской области составляет 69 %, что позволяет отнести ее к многолесным районам.

Размер ежегодного пользования лесным фондом (по всем видам рубок) составляет 24,8 млн м3, в том числе 10,9 млн м3 по хвойному хозяйству.

Заготовка древесины в лесном фонде на территории Свердловской области в 2014 г. осуществлялась в основном за счет рубок спелых и перестойных насаждений, на долю которых приходится 67 % общего объема заготовки леса. Рубки ухода составили 9 % от общего объема заготовки леса, рубки поврежденных и погибших лесных насаждений - 13 % от общего объема заготовки леса.

Фактическая рубка в 2014 г. составила 6,6 млн м3, или 27 % от расчетной лесосеки и 107 % к уровню фактической заготовки в 2013 г. Из общего объема 3,8 млн м3 вырублено по хвойному хозяйству, что составляет 35 % от расчетной лесосеки по хвойному хозяйству и 100 % к уровню 2013 г.

При этом на арендованных лесных участках в 2014 г. заготовлено 5,0 млн м3, или 60 % от установленного объема по договорам аренды и 109 % к уровню 2013 г.

Всего по состоянию на 1 января 2015 г. в лесном фонде на территории Свердловской области по всем видам использования лесов заключено 1219 договоров аренды лесных участков на общей площади 4,5 млн га, что составляет 30 % от площади земель лесного фонда области. По сравнению с данными 2013 г. площадь арендуемых лесных участков увеличилась на 0,1 млн га. В том числе для заготовки древесины заключено 446 договоров аренды на площади 4,5 млн га с ежегодным размером пользования 7,7 млн м3, что выше уровня 2013 г. по площади на 0,2 млн га, по размеру ежегодного пользования - на 0,5 млн м3.

В 2014 г. заключен 191 договор аренды, 14 договоров безвозмездного пользования, 7 договоров безвозмездного пользования лесными участками для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, гидротехнических сооружений, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

другие негативные

заболоченные ■ — 27,6 %

эродированные ■ 4,3 %

каменистые

3,3 %

неподверженные негативным

признакам -42,6 %

засоленные ■ 0,8 %

переувлажненные -5,2 %

солонцеватые

0,4 %

Рис. 3. Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения

Выдано 19 разрешений для геологического изучения недр без вырубки лесных насаждений.

Увеличилось в два раза количество лесных участков, переданных в аренду для добычи и геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, и их площадь.

В 2014 г. лесничествами на территории Свердловской области выявлен 561 случай незаконной рубки лесных насаждений, что на 17 случаев меньше, чем в 2013 г.; объем незаконно вырубленной древесины в 2014 г. составил 97 550 м3, что в 1,9 раза больше, чем в 2013 г.

По фактам лесонарушений предъявлено 136 исков о возмещении ущерба на сумму 18 398 тыс. руб.; направлено 36 исков в судебные органы для возмещения ущерба на сумму 15 758 тыс. руб. В следственные органы передано 596 дел о лесонарушении (в 2013 г. - 599 дел), из которых принято к расследованию 458 дел (в 2013 г. -343), 42 лица привлечено к уголовной ответственности. Сумма добровольно уплаченного ущерба составила 3727 тыс. руб. Общая сумма возмещенного ущерба -11 424 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью повышения эффективности охраны лесов, своевременного выявления, пресечения и предотвращения нарушений требований лесного законодательства Департаментом лесного хозяйства Свердловской области с 1 апреля 2014 г. расширен штат государственных лесных инспекторов, ряд должностных лиц лесничеств наделены полномочиями по осуществлению федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах (332 государственных лесных инспектора).

Ресурсы животного мира, в том числе рыбные ресурсы. На территории Свердловской области обитают 66 видов млекопитающих (в 2013 г. - 55 видов), 254 вида птиц (в 2013 г. - 228 видов), а также 6 видов рептилий и 9 видов амфибий. www.avu.usaca.ru

В Красной книге Российской Федерации находится один вид млекопитающих и 20 видов птиц, обитающих в Свердловской области. В Красную книгу Свердловской области занесено 12 видов млекопитающих, 22 вида птиц, 4 вида амфибий, 2 вида рептилий. К охотничьим ресурсам отнесены 79 видов животных, из них млекопитающих - 30, птиц - 49.

Наиболее значимыми в хозяйственном отношении являются следующие виды охотничьих ресурсов:

- млекопитающие: лось, косуля, кабан, медведь, волк, рысь, росомаха, заяц-беляк, лисица, куница, соболь, горностай, белка;

- птицы: глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка, серая куропатка.

Акклиматизированы ондатра, норка американская, кабан, реакклиматизирован бобр.

В Красную книгу Свердловской области занесены такие виды млекопитающих, как речная выдра, европейская норка, европейский северный олень, летяга, еж обыкновенный, 7 видов отряда рукокрылых, 22 вида птиц.

Общая площадь охотничьих угодий в Свердловской области составляет 17 496,9 тыс. га. Данная территория включает охотничьи угодья, закрепленные за охотпользователями - 10 642,5 тыс. га, что составляет 60,82 % от общей площади охотничьих угодий, и участки общедоступных охотничьих угодий общей площадью 6 854,4 тыс. га (39,18 %).

В Свердловской области осуществляют охотхо-зяйственную деятельность 173 организации (в том числе 148 юридических лиц и 25 индивидуальных предпринимателей), за которыми закреплен 241 участок охотничьих угодий (охотхозяйств), при этом 152 охотхозяйства закреплены долгосрочными лицензиями на пользование животным миром и договорами о предоставлении в пользование территорий, 89 - на основании охотхозяйственных соглашений.

Доли угодий

39,2%

60,3%

| Охотничьи угодья, закрепленные зэ

ОхОТЛОльзователями 10642,; тыс га

I Общедоступные охотничьи угодья 6854,4 тыс- га

Рис. 4. Охотничьи угодья Свердловской области

В 2014 г. всеми рыбодобывающими организациями и частными предпринимателями выловлено 63,62 т рыбы, в том числе: в водохранилищах и прудах - 31,32 т, в озерах - 24,54 т, в реках - 7,76 т.

Вылов мелкого частика составил 32,62 т, крупного частика - 31,0 т.

В 2014 г. первостепенное значение в общей добыче рыбы принадлежит водохранилищам, тогда как в предыдущие годы больший улов приходился на озера. В 2014 г. вылов рыбы в водохранилищах составил 49,3 %, а в озерах - 38,6 %.

Анализируя статистику уловов за последние 10 лет, можно сделать вывод, что с 2010 г. объем вылова водных биоресурсов в Свердловской области уменьшается. Если в 2010 г. вылов составил 491,78 т, то в 2012 г. - 425,83 т, в 2013 г. - 299,61 т, а в 2014 г. -63,62 т.

В 2014 г. наблюдались неблагоприятные нерестовые условия (высокие температуры в начале мая с последующим резким похолоданием), что привело к гибели икры и развивающейся личинки и отрицательно сказалось на рыбных запасах. Также следует учесть браконьерство в водоемах Свердловской области. Кроме того, пользователями не были освоены взятые объемы квот.

В 2014 г. вылов рыбы на рыбопромысловых участках, отведенных под любительское и спортивное рыболовство, а также под культурные рыбные хозяйства спортивного и любительского рыболовства, составил в целом 51,8 т. Из них в культурных рыбных хозяйствах выловлено 30,9 т, а на участках с любительским и спортивным рыболовством - 20,9 т.

Недропользование. На территории Свердловской области осуществляется добыча полезных ископаемых, используемых в металлургическом производстве и производстве цветных металлов (Режникель, Уралэлектромедь, Богословский алюминиевый завод и др.). Ведется добыча и переработка общераспространенных нерудных материалов. Добывается золото, серебро и другие драгоценные металлы.

Следует отметить, что в Свердловской области уделяется серьезное внимание правовому регулированию рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. За 2014 г. были

приняты законодательные акты, указы губернатора, постановления областного Правительства в сфере охраны окружающей среды - 13; в сфере особо охраняемых природных территорий - 5; в сфере лесных отношений - 39; в сфере водных отношений - 5; в сфере охраны животного мира и рыбных ресурсов - 9.

Государственный надзор в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Свердловской области осуществляли Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу, Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Только Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области по итогам проведенных проверок в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства и законодательства о недрах выявлено 2169 нарушений законодательства, что на 18 % больше, чем в 2013 г. Из них 1166 - в области обращения с отходами, 378 - в области охраны атмосферного воздуха, 50 - в области ООПТ, 58 - в области водного законодательства, 39 - в области законодательства о недрах. Выдано 1705 предписаний, выполнено -1054 (62 %).

Выводы. Представленный в настоящей статье анализ состояния природопользования и охраны окружающей среды в Свердловской области свидетельствует о системной работе органов государственной власти, местного самоуправления и общественности по сохранению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению норм экологического законодательства.

_Экономика

Таблица 1

Статистика уловов рыбы в водоемах Свердловской области за 2005-2014 гг., т

Водоемы 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Озера 177,31 212,24 154,65 265,2 310,25 405,8 377,7 337,9 220,90 24,54

Реки 15,64 1,91 2,84 16,459 29,91 29,78 37,4 35,0 33,99 7,76

Водохранилища 9,17 12,31 21,417 30,6766 48,15 59,16 49,8 53,1 44,72 31,32

Итого 202,12 226,46 178,91 312,25 388,32 491,78 464,8 425,83 299,61 63,62

Вместе с тем организационно-правовой и экономические механизмы в этой сфере пока еще не обеспечивают экологизации хозяйственной деятельности, что проявляется в достаточно большом количестве нарушений природноохранных норм и экологических требований, определенных законом

«Об охране окружающей среды» и другими правовыми актами экологического законодательства.

Очевидно, что необходимо активизировать деятельность по экологическому образованию, просвещению и воспитанию населения. На наш взгляд, требуется ужесточить и наказания за совершаемые экологические правонарушения.

Литература

1. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II, III, IV.

3. Земельный кодекс Российской Федерации // Рос. газ. 2001. 30 окт.

4. Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

5. Лесной кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 5278.

6. О недрах : федер. закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // СЗ РФ. 1992. № 16. Ст. 5278.

7. О животном мире : федер. закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

8. Об охране атмосферного воздуха : федер. закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // Рос. газ. 1999. 13 мая.

9. Об особо охранных природных территориях : федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст.1024.

10. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах : федер. закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

11. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 28 апреля 2009 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

12. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : федер. закон от 30 января 2004 г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 52. Ч. I. Ст. 5270.

13. Об отходах производства и потребления : федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

14. О континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

15. Боголюбов С. А. Экологическое право : учебник для вузов. М. : Норма, 2001.

16. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник. М., 2009.

17. Веденин Н. Н. Экологическое право : учебник. М., 2000.

18. Гусев Р. К. Экологическое право : учеб. пособие. М., 2000.

19. Дубовик О. Л. Экологическое право : учебник. М., 2003.

20. Духно Н. А., Чубуков Т. В. Экологическое право России: комментарий законодательства. М., 2000.

21. Ерофеев Б. В. Экологическое право России : учебник. М., 2002.

22. Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

23. Краесов О. И. Экологическое право : учебник. М., 2001.

24. Петров В. В. Экологическое право России : учебник. М., 1995.

25. Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL : http://www.midural.ru/news/list.

References

1. About environmental protection: the Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ // SZ of the Russian Federation. 2002. № 2. Art. 133.

2. The Civil Code of the Russian Federation. Parts I, II, III, IV.

3. Land Code of the Russian Federation // Ros. gas. 30 October 2001.

4. Water Code of the Russian Federation // SZ of the Russian Federation. 2006. № 23. Art. 2381.

5. Forest Code of the Russian Federation // SZ of the Russian Federation. 2006. № 5. Art. 5278.

6. On Subsoil: the Federal Law of February 21, 1992 № 2395-1 // SZ of the Russian Federation. 1992. № 16. Art. 5278.

7. On the animal world : the Federal Law of April 24, 1995 № 52-FZ // SZ of the Russian Federation. 1995. № 17. Art. 1462.

8. On air protection : the Federal law of May 4, 1999 № 96-FZ // Ros. gas. 1999. May 13.

9. On specially protected natural areas : the Federal Law of March 14, 1995 № 33-FZ // SZ of the Russian Federation. 1995. № 12. St.1024.

10. Natural healing resources, medical rehabilitation areas and resorts : the Federal Law of February 23, 1995 № 26-FZ // SZ of the Russian Federation. 1995. № 9. Art. 713.

11. On hunting and preservation of hunting resources and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation : the Federal Law of April 28, 2009 № 209-FZ // SZ of the Russian Federation. 2009. № 30. Art. 3735.

12. On Fisheries and Conservation of Aquatic Biological Resources : the Federal Law of January 30, 2004 № 166-FZ // SZ of the Russian Federation. 2004. № 52. Part I. Art. 5270.

13. On production and consumption waste : the Federal Law of June 24, 1998 № 89-FZ // SZ of the Russian Federation. 1998. № 26. Art. 3009.

14. On the continental shelf of the Russian Federation : the Federal Law of November 30, 1995 № 187-FZ // SZ of the Russian Federation. 1995. № 49. Art. 4694.

15. Bogolyubov S. A. Environmental law: the textbook for high schools. M. : Norma, 2001.

16. Brinchuk M. M. Environmental law: the textbook. M., 2009.

17. Vedenin N. N. Environmental law: the textbook. M., 2000.

18. Gusev R. K. Environmental law: a tutorial. M., 2000.

19. Dubovik O. L. Environmental law: the textbook. M., 2003.

20. Duhno N. A., Chubukov T. V. Environmental law of Russia : comment legislation. M., 2000.

21. Erofeev B. V. Environmental law of Russia: the textbook. M., 2002.

22. Kolbasov O. S. International legal protection of the environment. M., 1982.

23. Kraesov O. I. Environmental law: the textbook. M., 2001.

24. Petrov V. V. Environmental law of Russia: the textbook. M., 1995.

25. Official site of the Government of the Sverdlovsk region. URL : http://www.midural.ru/news/list.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.