университета водных коммуникаций
Список литературы
1. Транспорт и устойчивое развитие региона — во имя благосостояния каждого (Белая книга Департамента транспорта и связи администрации Архангельской области) — М.: Эпифания,
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http/www.mintrans.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО СУДОХОДСТВА, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
RESENT PROBLEMS OF TNE ORGANISATION OF TNE RUSSIAN SHIPPING, ECOLOGICAL SAFETY AND QUALITY OF LIFE
Приведены фактические данные об интенсивности судового потока на Балтике, в том числе в Финском заливе, его влияние на экологию воздушной и водной среды бассейна. Показаны организационные проблемы интенсификации обслуживания судов в российских портах, их влияние на различные аспекты общественной жизни и возможные пути решения.
Real data given about vessels navigation intensity in Baltic Sea and Gulf of Finland, its influence on air and water environments ecology of the basin. Organizational problems on intensification of vessels harbor services in the russian ports, its influence on various aspects ofpublic life and possible ways for solutions are shown.
Ключевые слова: интенсивность судоходства, выбросы, экология, обслуживание судов, производительность и потребность во флоте, качество жизни.
Key words: navigation intensity, emission, ecology, harbor service of vessels, productivity and demand for fleet, quality of life.
2000.
УДК 656.62.073:658.382.3:656.62
В. А. Бабурин,
канд. техн. наук, профессор,
СПГУВК
Т
РАНСПОРТ — необходимое и всеобщее условие общественного производства, тем более в эпоху глобализа-
По данным Хельсинской Комиссии (HELKOM), постоянно в Балтике находится более 1000 судов различного назначения и размеров, а в отдельные моменты их количество достигает 2000. Количество и размеры судов, работающих на Балтике, существенно растут за последние годы и особенно по группе нефтеналивных танкеров, дедвейт которых уже достигает 150 тыс. т.
ж
I
ции экономики. Вместе с тем это серьезнейший фактор негативного влияния на окружающую среду. Несмотря на то что водный транспорт считается одним из самых «чистых» в экологическом отношении, к сожалению, и он не является исключением. Мировой океан в целом ощущает его отрицательное воздействие, а в некоторых бассейнах оно чрезмерно, если не критично. В частности, Балтийское море является одним из наиболее напряженных в транспортном отношении бассейнов Мирового океана с соответствующим отрицательным влиянием водного транспорта на его экологию.
На рис. 1 и в табл. 1 и 2 приведены фактические данные [4, 5] о количестве судов по видам, осадке и районам их преимущественной дислокации (работы). Общее количество судов, зафиксированных на Балтике AIS (Automatic Identification System) по итогам 2006 г., более 370 тыс., что составило около 15 % ми-
рового тоннажа и за два года увеличилось еще на 77 тыс. При этом около 10 % общего судо-потока Балтийского бассейна приходится на район Финского залива. На рис. 2 представлен снимок (HELKOM AIS) дислокации флота в Балтийском море 27.12.2007, иллюстрирующий главные судоходные направления и напряженность трафика — распределение судового потока в бассейне.
Известно, что в экологическом отношении «абсолютно чистых» судов нет, в обозримой перспективе и быть не может. Поэтому для окружающей среды как экосистемы судно любого назначения является инородным телом, нежелательным элементом, так или иначе травмирующим ее.
Отрицательное влияние судов на окружающую среду при этом не зависит от того, в каком состоянии находится судно: движется, обслуживается или простаивает в ожидании. Потому что вредные выбросы в атмосферу от использования транспортных средств имеют место не только во время их движения. Известно, что расход топлива и смазки грузовыми теплоходами, например, на стоянке составляет около 5 % от общего
университета водных коммуникаций
расхода ГСМ на ходу. Как результат, общие выбросы серы судами в атмосферу бассейна Балтийского моря составили: 147 и 137 тыс. т в 2006 и 2007 г. соответственно, а окислов азота — 370 и 400 тыс. т [4].
Рис. 1. Распределение судов по районам бассейна Балтийского моря
Таблица 1
Динамика судового потока в бассейне Балтийского моря
Годы Пассажирские Грузовые Танкеры Другие Не определены Всего
2006 42731 226855 67458 39627 — 376671
% 11,3 60,2 17,9 10,5 — 100,0
2007 43215 237342 69335 56981 6901 413774
% 10,4 57,4 16,8 13,8 1,7 100,0
2008 49355 210021 61996 122029 10297 453698
% 10,9 46,3 13,7 26,9 2,3 100,0
Таблица 2
Распределение судов в Балтийском море по районам и осадке, 2006 г.
Район Осадка, м
< 7 7-9 9-11 11-13 13-15 > 15 Неизвестна Всего
Skaw 34424 9823 4089 1024 989 487 792 51628
The Great Belt East Bridge 8862 3824 3105 764 899 190 77 17721
Drogden 350096 3703 82 6 0 152 365 39404
о ж Jb
университета ^ИИИ водных коммуникации
живания судов в портах определяется степенью согласованности выполнения операций КОФ и грузовой обработки, обеспечивающей их максимально возможное совмещение, т. е. параллельное выполнение во время грузовой обработки.
Качество организации обслуживания судов в портах может быть оценено с помощью коэффициента совмещения операций [3]
к = г / Ъ с ■ (6)
сов вал оослг 4 '
или относительного совмещения
к =————=1-к , (7)
ос V"1* сое' у '
¿-•Iобет
где — валовое время обслуживания судна в порту (с учетом совмещения операций),
^¿обелг — суммарная продолжительность операций обслуживания судна (без совмещения).
На рис. 3 приведен пример типового технологического процесса полной обработки танкеров дедвейтом 120 тыс. т в порту При-морск.
Операции обслуживания судна Норма времени, ч. Текущее время суток
18 20 22 24 2 4 8 10 12 14 16
Проводка судна к причалу / от причала 5,0 / 5,0
Швартовка / отшвартовка 1,0 / 0,5
Работа комиссии КПП по оформлению прибытия / убытия 2,5 / 2,5
Согласование грузового плана 0,5
Подготовка судовых магистралей до и после погрузки 0,5 / 0,5
Осмотр и прием грузовых танков 1,0 / 0,5
Анализ проб балластной воды 1,0
Установка / снятие боновых заграждений вокруг танкера 1,0
Шланговка / отшланговка и опрессовка стендеров 0,75 /0,75
Грузовые операции 10,0
Замеры груза, оформление грузовых документов 3,0
Бункеровка 2,0
Сдача льяльных / хозфекальных вод 2,0
Сдача сухого мусора 0,5
Шипчандлерское обслуживание 3,0
Водолазные работы 1,0
Рис.3. Типовой технологический процесс (технологическая карта) полной обработки танкера
дедвейтом 120 тыс. т в порту Приморск