№ 4 (67), 2017
и общество"
6 5
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО УДК 78
Е.В. ЛАЩЕВА, А.В. КЛИВЗОНИК
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРЕ
Лащева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Кливзоник Анна Вячеславовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы концертно-просветительской деятельности учреждений культурно-досуговой сферы города Краснодара.
Ключевые слова: концертно-просветительская деятельность, музыкальное просвещение, формы музыкального просвещения.
UDC 78
E.V. LASHCHEVA, A.V. KLIVZONIK
CONTEMPORARY PROBLEMS OF THE ORGANIZATION CONCERT-EDUCATIONAL ACTIVITY IN KRASNODAR
Lashcheva Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Klivzonik Anna Vyacheslavovna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article deals with the problems of concert and educational activity of cultural and leisure organizations of the city of Krasnodar.
Keywords: concert-educational activity, musical enlightenment, forms of musical enlightenment.
Гуманизация процесса музыкального просвещения в наше время, как часть государственной системы, обращена к личности человека, которая настроена на воспитание достойных граждан страны. Музыка, как один из самых воздействующих, способных видоизменять структуру мышления видов деятельности, является способом воспитания в человеке самых лучших личностных качеств. В этом смысле концертно-про-светительская деятельность является одной из определяющих тенденций современной российской музыкальной культуры и может выступать как важнейший компонент распространения, связанный с возрождением духовных ценностей. Тем не менее современная система просвещения переживает период глобальных перемен и требует инновационных решений.
Отметим, что успешность концертных организаций и учреждений культурно-до-суговой сферы сегодня становится затрудненной без внедрения новых форм работы. С целью определения проблем организации концертно-просветительской деятельности в г. Краснодаре нами было проведено социологическое исследование, которое основывалось на анализе, различных формах опроса, наблюдении.
В качестве экспертов были выбраны специалисты, административные работники, артисты, работающие в организациях, осуществляющих концертно-просветительскую
деятельность в г. Краснодаре, 80% из которых составили специалисты с высшим образованием, 20% - со средне-специальным образованием; стаж работы от 2 до 30 лет; возраст специалистов от 23 до 60 лет. В качестве основных вопросов использовались прямые личные вопросы, связанные с трудностями и проблемами в осуществлении концертно-просветительской деятельности.
На основе полученных ответов была выстроена измерительная шкала, представляющая собой набор суждений с вариантами оценочных ответов. В соответствии с оценочной шкалой можно установить, насколько те или иные обстоятельства при разработке концертно-просветительских программ требуют определенных мер по совершенствованию, и на основании этого сделать выводы о том, чему в процессе организации концертно-просветительской деятельности необходимо уделить особое внимание.
На вопрос «Как вы понимаете понятие «концертно-просветительская деятельность» ответы распределились следующим образом (рисунок 1).
Организация
концертов и Музыкально-лекций о музыке, просветительская деятельность, 5%
Концертная деятельность организаций культуры, 20%
5%
Музыкальное просвещение населения, 70%
Рис. 1. Определение понятия «концертно-просветительская деятельность».
70% респондентов считают, что концертно-просветительская деятельность - это музыкальное просвещение населения; 20% указывают, что это концертная деятельность организаций культуры; 5% опрошенных считают, что это музыкально-просветительская деятельность, 5% - организация концертов и лекций о музыке. Таким образом, можно наблюдать, что у специалистов не сформировано общепринятого понятия «концертно-просветительская деятельность», что может осложнять профессиональную компетентность специалистов.
Далее респондентам было предложено обозначить, какие формы организации концертно-просветительской деятельности они знают. На данный вопрос ответили следующим образом (рисунок 2).
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
концерт, 80%
лекция-
концерт, 65%
концерт-беседа,
10%
музыкальные абонементы, 15%
литературно- музыкальный
муз
культурный проект, 20%
'ная лекторий 1ная; 10% ю%
ф
Рис. 2. Формы организации концертно-просветительской деятельности.
№ 4 (67), 2017
и общество" g 7
Полученные ответы показывают, что нет единой сформированности комплексного представления о формах концертно-просветительской деятельности. Большинство респондентов называют только наиболее распространенные формы музыкального просвещения - концерт, лекция-концерт. Другие формы называются относительно небольшим количеством опрошенных. Новые формы концертно-просветительской деятельности не были названы вовсе, что свидетельствует о недостаточном знании инновационных форм работы в этом направлении.
Следующий блок вопросов направлен на выявление информированности респондентов о распространенности различных форм концертно-просветительской деятельности в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью (рисунок 3).
45% 4ЮХ 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
Цикл
Рассказ лекции
музыкан та об исполни емом произае по определ еннам музыкал ьной Лекция концерт Концерт-беседа Концерт с ком мент ариями Просвет и те л ьски й концерт Концерт-jiioHorpa фил Елаготво рительн ые концерт ы Литерату PHQ- музыкал ьные гостиные Другое
дении тематик
■ с 20% 25% 0% 25% 40% 35% 15% 15% 40% 10%
■ 1 25% 20% 0% 20% 20% 35% 15% 25% 25% 15%
■ 2 35% 25% 25% 15% 15% 20% 25% 25% 25% 25%
■ 3 10% 15% 25% 20% 15% 10% 25% 15% 10% 25%
■ 4 10% 15% 25% 20% 10% 0% 15% 10% 0% 15%
□ 5 10% 0% 25% 0% 0% 0% 5% 10% 0% 10%
Рис. 3. Распространенность форм концертно-просветительской деятельности в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью.
На вопрос о том, насколько эти формы распространены в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью, мнения респондентов разделились. Полученные данные от респондентов выражены в рисунке 3. Таким образом, отметим, что мнения респондентов по поводу использования той или иной формы концертно-просве-тительской деятельности значительно различаются. Это объясняется тем, что частота проведения мероприятия субъективно различается у опрошенных, тем не менее на основании ответов можно сделать выводы о степени распространенности различных форм музыкального просвещения в деятельности организаций. По нашему мнению, в работе таких организаций распространены наиболее типичные формы.
Ответы респондентов на вопрос «Назовите формы концертно-просветительской деятельности, которые вы бы хотели видеть в вашей организации» состоят в следующем: 40% опрошенных отмечают, что инновационные формы работы были бы предпочтительными; 45% считают, что основными формами должны стать музыкальный абонемент, 60% - музыкальные лектории; 15% - концерт с комментариями.
Таким образом, представления о желаемых формах концертно-просветительской деятельности у сотрудников организаций данного типа довольно ограниченные. Обобщенным словом новые формы музыкального просвещения большинством опрошенных были названы инновационные формы. Остальные формы, знакомые респондентам, достаточно традиционны и типичны для деятельности концертных организаций.
На следующий вопрос: «Выберите 2-3 различные причины недостаточного развития форм концертно-просветительской деятельности» - мы получили ответы респондентов: 15% опрошенных считают, что неразвитость концертно-просветительской деятельности обусловлена отсутствием заинтересованности населения; на недостаточность финансирования учреждений культуры указывают 25% опрошенных, на отсутствие специалистов по концертно-просветительской деятельности указывают 45% респондентов, невысокая квалификация специалистов учреждений культуры беспокоит 35% опрошенных, на отсутствие опыта в проведении подобных мероприятий указывают 40%, незаинтересованность руководства учреждений культуры в проведении подобных мероприятий отмечается у 35% респондентов.
Таким образом, основными причинами неразвитости концертно-просветительской деятельности респонденты считают недостаточную квалификацию, отсутствие специалистов и незаинтересованность руководства в развитии новых форм концертно-просве-тительской деятельности.
На вопрос, какие необходимо принять меры для улучшения организации концерт-но-просветительской деятельности в учреждениях культуры, респонденты ответили следующим образом: 45% опрошенных считают, что разработка перспективных планов работы по концертно-просветительской работе в учреждении поможет изменить ситуацию; подготовка или повышение квалификации специалистов по концертно-просвети-тельской работе в учреждении является эффективной мерой у 55% опрошенных; учреждение новой должности по проведению концертно-просветительской деятельности в учреждении повысит эффективность указанного вида деятельности, по мнению 25% респондентов; 65% опрошенных считают, что проведение различных концертно-просве-тительских мероприятий в учреждениях культуры значительно усилит позицию концер-тно-просветительской деятельности; 45% считают, что ситуацию с концертно-просвети-тельской деятельностью улучшит заимствование зарубежного опыта, другие меры, по мнению 5% респондентов, также будут способствовать развитию музыкального просвещения [1, 2].
Анализ результатов опроса позволил нам сформулировать следующий вывод. Современные проблемы организации концертно-просветительской деятельности краснодарских учреждений культурно-досуговой сферы невозможно решить без внедрения новых форм работы. Небольшой диапазон форм концертно-просветительской деятельности связан в большой степени с недофинансированием и материальной незаинтересованностью организаций. Дополнительными факторами неразвитости концертно-просве-тительских форм в деятельности таких организаций является дефицит квалифицированных кадров в сфере музыкального просвещения, слабая заинтересованность руководства в развитии новых форм.
Литература
1. Официальные документы ТО «Премьера». URL: http://www.to-premiera.com/ officially/docs/
2. Официальные и учредительные документы Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. URL: http://www.kubanfilarmoniya.ru/oficial/all_ofdocs/
References
1. Documentele oficiale ale «Premierei». URL: http://www.to-premiera.com/
2. Documente oficiale 'i constitutive ale Societii Filarmonice Krasnodar. GF Ponoma-renko. URL: http://www.kubanfilarmoniya.ru/oficial/all_ofdocs/