Научная статья на тему 'Современные проблемы организации концертно-просветительской деятельности в Краснодаре'

Современные проблемы организации концертно-просветительской деятельности в Краснодаре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лащева Елена Владимировна, Кливзоник Анна Вячеславовна

В статье рассматриваются проблемы концертно-просветительской деятельности учреждений культурно-досуговой сферы города Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы организации концертно-просветительской деятельности в Краснодаре»

№ 4 (67), 2017

и общество"

6 5

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО УДК 78

Е.В. ЛАЩЕВА, А.В. КЛИВЗОНИК

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРАСНОДАРЕ

Лащева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), lacheva1977@mail.ru

Кливзоник Анна Вячеславовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), avseeva.nyura@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы концертно-просветительской деятельности учреждений культурно-досуговой сферы города Краснодара.

Ключевые слова: концертно-просветительская деятельность, музыкальное просвещение, формы музыкального просвещения.

UDC 78

E.V. LASHCHEVA, A.V. KLIVZONIK

CONTEMPORARY PROBLEMS OF THE ORGANIZATION CONCERT-EDUCATIONAL ACTIVITY IN KRASNODAR

Lashcheva Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), lacheva1977@mail.ru

Klivzonik Anna Vyacheslavovna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), avseeva.nyura@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problems of concert and educational activity of cultural and leisure organizations of the city of Krasnodar.

Keywords: concert-educational activity, musical enlightenment, forms of musical enlightenment.

Гуманизация процесса музыкального просвещения в наше время, как часть государственной системы, обращена к личности человека, которая настроена на воспитание достойных граждан страны. Музыка, как один из самых воздействующих, способных видоизменять структуру мышления видов деятельности, является способом воспитания в человеке самых лучших личностных качеств. В этом смысле концертно-про-светительская деятельность является одной из определяющих тенденций современной российской музыкальной культуры и может выступать как важнейший компонент распространения, связанный с возрождением духовных ценностей. Тем не менее современная система просвещения переживает период глобальных перемен и требует инновационных решений.

Отметим, что успешность концертных организаций и учреждений культурно-до-суговой сферы сегодня становится затрудненной без внедрения новых форм работы. С целью определения проблем организации концертно-просветительской деятельности в г. Краснодаре нами было проведено социологическое исследование, которое основывалось на анализе, различных формах опроса, наблюдении.

В качестве экспертов были выбраны специалисты, административные работники, артисты, работающие в организациях, осуществляющих концертно-просветительскую

деятельность в г. Краснодаре, 80% из которых составили специалисты с высшим образованием, 20% - со средне-специальным образованием; стаж работы от 2 до 30 лет; возраст специалистов от 23 до 60 лет. В качестве основных вопросов использовались прямые личные вопросы, связанные с трудностями и проблемами в осуществлении концертно-просветительской деятельности.

На основе полученных ответов была выстроена измерительная шкала, представляющая собой набор суждений с вариантами оценочных ответов. В соответствии с оценочной шкалой можно установить, насколько те или иные обстоятельства при разработке концертно-просветительских программ требуют определенных мер по совершенствованию, и на основании этого сделать выводы о том, чему в процессе организации концертно-просветительской деятельности необходимо уделить особое внимание.

На вопрос «Как вы понимаете понятие «концертно-просветительская деятельность» ответы распределились следующим образом (рисунок 1).

Организация

концертов и Музыкально-лекций о музыке, просветительская деятельность, 5%

Концертная деятельность организаций культуры, 20%

5%

Музыкальное просвещение населения, 70%

Рис. 1. Определение понятия «концертно-просветительская деятельность».

70% респондентов считают, что концертно-просветительская деятельность - это музыкальное просвещение населения; 20% указывают, что это концертная деятельность организаций культуры; 5% опрошенных считают, что это музыкально-просветительская деятельность, 5% - организация концертов и лекций о музыке. Таким образом, можно наблюдать, что у специалистов не сформировано общепринятого понятия «концертно-просветительская деятельность», что может осложнять профессиональную компетентность специалистов.

Далее респондентам было предложено обозначить, какие формы организации концертно-просветительской деятельности они знают. На данный вопрос ответили следующим образом (рисунок 2).

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

концерт, 80%

лекция-

концерт, 65%

концерт-беседа,

10%

музыкальные абонементы, 15%

литературно- музыкальный

муз

культурный проект, 20%

'ная лекторий 1ная; 10% ю%

ф

Рис. 2. Формы организации концертно-просветительской деятельности.

№ 4 (67), 2017

и общество" g 7

Полученные ответы показывают, что нет единой сформированности комплексного представления о формах концертно-просветительской деятельности. Большинство респондентов называют только наиболее распространенные формы музыкального просвещения - концерт, лекция-концерт. Другие формы называются относительно небольшим количеством опрошенных. Новые формы концертно-просветительской деятельности не были названы вовсе, что свидетельствует о недостаточном знании инновационных форм работы в этом направлении.

Следующий блок вопросов направлен на выявление информированности респондентов о распространенности различных форм концертно-просветительской деятельности в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью (рисунок 3).

45% 4ЮХ 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Цикл

Рассказ лекции

музыкан та об исполни емом произае по определ еннам музыкал ьной Лекция концерт Концерт-беседа Концерт с ком мент ариями Просвет и те л ьски й концерт Концерт-jiioHorpa фил Елаготво рительн ые концерт ы Литерату PHQ- музыкал ьные гостиные Другое

дении тематик

■ с 20% 25% 0% 25% 40% 35% 15% 15% 40% 10%

■ 1 25% 20% 0% 20% 20% 35% 15% 25% 25% 15%

■ 2 35% 25% 25% 15% 15% 20% 25% 25% 25% 25%

■ 3 10% 15% 25% 20% 15% 10% 25% 15% 10% 25%

■ 4 10% 15% 25% 20% 10% 0% 15% 10% 0% 15%

□ 5 10% 0% 25% 0% 0% 0% 5% 10% 0% 10%

Рис. 3. Распространенность форм концертно-просветительской деятельности в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью.

На вопрос о том, насколько эти формы распространены в работе организаций, занимающихся концертной деятельностью, мнения респондентов разделились. Полученные данные от респондентов выражены в рисунке 3. Таким образом, отметим, что мнения респондентов по поводу использования той или иной формы концертно-просве-тительской деятельности значительно различаются. Это объясняется тем, что частота проведения мероприятия субъективно различается у опрошенных, тем не менее на основании ответов можно сделать выводы о степени распространенности различных форм музыкального просвещения в деятельности организаций. По нашему мнению, в работе таких организаций распространены наиболее типичные формы.

Ответы респондентов на вопрос «Назовите формы концертно-просветительской деятельности, которые вы бы хотели видеть в вашей организации» состоят в следующем: 40% опрошенных отмечают, что инновационные формы работы были бы предпочтительными; 45% считают, что основными формами должны стать музыкальный абонемент, 60% - музыкальные лектории; 15% - концерт с комментариями.

Таким образом, представления о желаемых формах концертно-просветительской деятельности у сотрудников организаций данного типа довольно ограниченные. Обобщенным словом новые формы музыкального просвещения большинством опрошенных были названы инновационные формы. Остальные формы, знакомые респондентам, достаточно традиционны и типичны для деятельности концертных организаций.

На следующий вопрос: «Выберите 2-3 различные причины недостаточного развития форм концертно-просветительской деятельности» - мы получили ответы респондентов: 15% опрошенных считают, что неразвитость концертно-просветительской деятельности обусловлена отсутствием заинтересованности населения; на недостаточность финансирования учреждений культуры указывают 25% опрошенных, на отсутствие специалистов по концертно-просветительской деятельности указывают 45% респондентов, невысокая квалификация специалистов учреждений культуры беспокоит 35% опрошенных, на отсутствие опыта в проведении подобных мероприятий указывают 40%, незаинтересованность руководства учреждений культуры в проведении подобных мероприятий отмечается у 35% респондентов.

Таким образом, основными причинами неразвитости концертно-просветительской деятельности респонденты считают недостаточную квалификацию, отсутствие специалистов и незаинтересованность руководства в развитии новых форм концертно-просве-тительской деятельности.

На вопрос, какие необходимо принять меры для улучшения организации концерт-но-просветительской деятельности в учреждениях культуры, респонденты ответили следующим образом: 45% опрошенных считают, что разработка перспективных планов работы по концертно-просветительской работе в учреждении поможет изменить ситуацию; подготовка или повышение квалификации специалистов по концертно-просвети-тельской работе в учреждении является эффективной мерой у 55% опрошенных; учреждение новой должности по проведению концертно-просветительской деятельности в учреждении повысит эффективность указанного вида деятельности, по мнению 25% респондентов; 65% опрошенных считают, что проведение различных концертно-просве-тительских мероприятий в учреждениях культуры значительно усилит позицию концер-тно-просветительской деятельности; 45% считают, что ситуацию с концертно-просвети-тельской деятельностью улучшит заимствование зарубежного опыта, другие меры, по мнению 5% респондентов, также будут способствовать развитию музыкального просвещения [1, 2].

Анализ результатов опроса позволил нам сформулировать следующий вывод. Современные проблемы организации концертно-просветительской деятельности краснодарских учреждений культурно-досуговой сферы невозможно решить без внедрения новых форм работы. Небольшой диапазон форм концертно-просветительской деятельности связан в большой степени с недофинансированием и материальной незаинтересованностью организаций. Дополнительными факторами неразвитости концертно-просве-тительских форм в деятельности таких организаций является дефицит квалифицированных кадров в сфере музыкального просвещения, слабая заинтересованность руководства в развитии новых форм.

Литература

1. Официальные документы ТО «Премьера». URL: http://www.to-premiera.com/ officially/docs/

2. Официальные и учредительные документы Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. URL: http://www.kubanfilarmoniya.ru/oficial/all_ofdocs/

References

1. Documentele oficiale ale «Premierei». URL: http://www.to-premiera.com/

2. Documente oficiale 'i constitutive ale Societii Filarmonice Krasnodar. GF Ponoma-renko. URL: http://www.kubanfilarmoniya.ru/oficial/all_ofdocs/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.