ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ
DOI: Ю.2Ю45/18И-0185-2024-5-49-62 УДК 338.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А.В. Бойчук И
ФГБУ НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова Минздрава РФ; слушатель программы (DPA) ИГСУ РАНХиГС, г. Москва, Россия.
https://orcid.org/0009-0006-4132-7044.
И Автор для корреспонденции: Бойчук А.В.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу ключевых проблем и вызовов в области государственных закупок для нужд учреждений здравоохранения.
Актуальность работы обусловлена критической важностью обеспечения качества и безопасности медицинских товаров, а также необходимостью оптимизации закупочных процессов в условиях ограниченных бюджетов.
Предмет исследования — проблематика государственной закупочной деятельности в учреждениях здравоохранения с акцентом на оптимизацию процессов, правовые и экономические аспекты, а также применение современных технологий в рамках междисциплинарного подхода.
Целью исследования является выявление и анализ наиболее острых проблем в сфере закупок здравоохранения и разработка предложений по их решению.
Материалы и методы. Исследование включает всесторонний анализ литературных источников, обобщения практического опыта и экспертные оценки. Применяются методы сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных данных для выявления ключевых проблем и вызовов.
Результаты исследования указывают на ряд проблем в сфере закупок, среди которых: риск приобретения поддельных или некачественных медицинских товаров, необходимость улучшения квалификации специалистов, занимающихся закупками, и сложности в разработке детальных технических заданий. Предложены меры по улучшению ситуации, включая разработку детального технического задания совместно с медицинскими экспертами, обучение специалистов и усиление контроля качества продукции.
Выводы работы акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к решению проблем закупочной деятельности в здравоохранении, включая повышение квалификации специалистов, укрепление межведомственного сотрудничества и внедрение инновационных технологий.
Область применения результатов. Результаты работы могут найти применение для совершенствования практики проведения государственных закупок в системе здравоохранения на уровне государственных медицинских учреждений, а также предоставляют основу для дальнейших научных работ в данной области.
Ключевые слова: закупочная деятельность, государственные учреждения здравоохранения, критическая медицинская помощь, инвестиции в инфраструктуру, обучение персонала, цифровизация государственных закупок, прозрачность, конкуренция, коррупция, выбор облачных поставщиков, адаптация бизнес-процессов, бюрократия.
Для цитирования: Бойчук А.В. Современные проблемы организации и управления закупочной деятельностью в системе здравоохранения и пути их решения. Менеджер здравоохранения. 2024; 5:49-62. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-49-62.
Введение
современном мире качество и доступность медицинских услуг являются ключевыми индикаторами эффективности здравоохранительной системы страны. Одним из фундаментальных аспектов, определяющих эти показатели, является система государственных закупок для нужд учреждений здравоохранения. Актуальность данной темы обусловлена рядом © Бойчук А.В, 2024 г.
критических вызовов, среди которых стоят вопросы качества и безопасности медицинских товаров, оптимизация закупочных процессов в условиях ограниченных бюджетов, а также проблемы правового и экономического характера. Вследствие этих вызовов возникает необходимость глубокого анализа текущего состояния системы государственных закупок в здравоохранении и разработки предложений по её улучшению.
№5 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
Целью данного исследования является выявление и анализ наиболее острых и актуальных проблем, связанных с государственными закупками в сфере здравоохранения, а также разработка эффективных предложений по их решению. Для достижения поставленной цели будут использованы методы аналитического обзора литературных источников, обобщение практического опыта и экспертные оценки. Исследование опирается на междисциплинарный подход, включая анализ правовых, экономических аспектов и применение современных технологий в процессе закупок.
Таким образом, данная работа стремится не только выявить ключевые проблемы в области государственных закупок для нужд учреждений здравоохранения, но и предложить пути их решения, что в конечном итоге способствует повышению качества и доступности медицинских услуг для населения.
Методы
Для проведения данного исследования был выбран комплексный подход, включающий анализ литературных источников, обобщение практического опыта и экспертные оценки. Исходной популяцией для анализа стали государственные учреждения здравоохранения, занимающиеся закупочной деятельностью, в Российской Федерации.
Отбор литературных источников осуществлялся на основе актуальности и значимости темы для исследования проблематики государственных закупок в сфере здравоохранения. Критерии включения для литературных источников содержали: публикации за последние 5 лет, наличие рецензирования, исследования, посвященные закупочной деятельности, проблемам качества и безопасности медицинских товаров, а также оптимизации процессов закупок. Критерии исключения: работы, не касающиеся государственного сектора здравоохранения, устаревшие источники, статьи без научного анализа и обзоры без указания источников.
Для обобщения практического опыта были проведены интервью с экспертами в области закупок здравоохранения, включая представителей государственных органов и специалистов контрактных служб. Критерии отбора экспертов включали опыт работы в области государственных закупок здравоохранения не менее 5 лет и прямое участие в разработке или реализации закупочных процедур.
Использование экспертных оценок позволило получить качественные данные о текущих проблемах и вызовах в сфере закупок, а также предложения
по их решению. Для обеспечения объективности результатов был применен метод триангуляции, сочетающий анализ литературных источников, обобщение практического опыта и экспертные оценки.
Результаты
Рассматриваемая в данном исследовании проблематика государственной закупочной деятельности учреждений здравоохранения затрагивалась в трудах многих современных авторов. Но поскольку все множество работ в рамках данного исследования не может быть проанализировано, то были выбраны лишь некоторые из них, содержащие наиболее интересные идеи и посвященные наиболее актуальным и острым проблемам.
Сфера государственных закупок, осуществляемых для нужд учреждений здравоохранения, является крайне проблемной. Но ввиду наличия широкого спектра проблем, присущих ей, авторами решено обратить внимание лишь на наиболее острые и актуальные, требующие скорейшего решения.
Анализ разных источников литературы позволил выделить ряд ключевых проблем, которые свойственны закупочной деятельности в области здравоохранения.
Современные научные исследования в области закупочной деятельности в системе здравоохранения обращают внимание на несколько ключевых проблем и аспектов (рис. 1).
Итак, рассмотрим по отдельности данные проблемы.
I. Качество продукции и безопасность
Проблемы, связанные с поддельными или некачественными медицинскими товарами, а также нарушениями в обеспечении безопасности пациентов, привлекают внимание исследователей. Развитие методов для обеспечения высокого стандарта качества и безопасности в закупках играет ключевую роль.
Эта тема хорошо раскрывается в работе «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества» [4], выполненной коллективом авторов под редакцией авторов Конова А.В., Бегтина И.В, Горбачевой Н.Г., Москалевой О.С., Камина М.О., при Центре перспективных управленческих решений и Антикоррупционном центре НИУ ВШЭ; отражает состояние отечественной системы государственных закупок в России, а также возможные подходы к ее реформированию.
—1 50
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
I. Качество продукции и безопасность.
II. Централизация и децентрализация закупок , в здравоохранении.
С III. Стоимость и доступность.
IV. Цифровизация в государственных закупках.
V. Эффективность управления запасами.
VI. Инновации и технологии.
VII. Уровень труда и квалификация специалистов.
VNШедостаточная информированность.
Рис. 1. Ключевые проблемы в области закупочной деятельности в системе здравоохранения
Источник: составлено автором работы
В рамках данной работы учтены результаты анализа типичных практик (приемов) организации недобросовестного взаимодействия между заказчиком и участником закупки.
В работе приводятся характеристики, присущие отечественной системе государственных закупок, отражаются типовые неправомерные приёмы, используемые заказчиками, источники их выявления; даётся анализ основных недолжных приёмов, вместе с причинами использования таких приёмов. Кроме того, отражены типовые сценарии реализации закупки, специфика регулирования закупок. Также представлены рекомендации по реформированию имеющейся системы. Особенно важно подчеркнуть, что в работе поднимается проблема конфликта между конкуренцией и качеством в области государственных закупок, что особенно актуально для сферы здравоохранения, где вопрос качества медицинской помощи и внедрения новейших медицинских технологий является определяющим фактором развития отечественной медицины.
Одним из сложных вопросов в закупках в здравоохранении является вопрос экономии бюджетных
средств. Зачастую эта экономия приводит к закупкам товаров, работ, услуг низкого качества.
А.В. Зуев в своей работе утверждает, что качество лекарств, которые используются в государственных учреждениях здравоохранения, напрямую зависит от процесса закупок этих лекарств. Как правило, государственные учреждения здравоохранения закупают лекарства через тендерные процедуры, предоставляемые государственными или коммерческими поставщиками [5].
В большинстве случаев цена закупки является ключевым критерием для выбора поставщика, что может приводить к тому, что медицинские организации закупают лекарства низкого качества. Кроме того, процедуры закупок могут быть сложными и непрозрачными, что может повлечь за собой коррупцию и мошенничество.
В своей работе Н.В. Кержацкая, Е.С. Василевская, М.А. Ячникова считают, что, в целом, качество лекарств, закупаемых для использования в государственных учреждениях здравоохранения, может быть обеспечено только при правильно организованном процессе закупок, а также при наличии контроля
№ 5
2024
Zdrвvoochranenia
и сертификации качества. Кроме того, необходимо установить систему раздельного учета лекарств и других материалов, чтобы обеспечить контроль и прозрачность в их использовании и предотвратить возможное злоупотребление [6].
При закупках важно учитывать не только стоимость, но и качество, и безопасность продукции.
Обеспечение качества и безопасности медицинских товаров требует координированных усилий на всех уровнях: от производителей до поставщиков и медицинских работников. Это важно не только для здоровья пациентов, но и для доверия к системе здравоохранения в целом.
По моему мнению, проблема неудовлетворительного качества закупаемых медицинских товаров и услуг в системе здравоохранения является критически важной и потенциально опасной для здоровья пациентов. Низкое качество медицинских товаров может увеличить риски для здоровья, вызвать осложнения и потребовать дополнительных медицинских вмешательств. Эта проблема может иметь несколько коренных причин:
1. Некоторые закупочные процессы могут не устанавливать строгие критерии качества для медицинских товаров, что позволяет поставщикам предлагать продукцию с недостаточным уровнем качества.
2. Несоответствие закупаемых товаров и услуг требованиям качества может привести к неправильному использованию медицинских препаратов, некачественной диагностике и лечению, что повышает риски для здоровья пациентов. Проблема может быть связана с различными факторами, такими как недостаточная проверка качества товаров, сокращение расходов на закупки.
II. Централизация и децентрализация закупок в здравоохранении
Анализируются очевидные плюсы централизованных закупок здравоохранения, а также целый ряд связанных с этим сложностей.
Идея централизованных закупок в сфере здравоохранения впервые возникла в Советском Союзе в 60-70 годах XX века.
Опыт исследования, проведенный Коноваловым, Ушаковым и Зыковым, показал, что основными аспектами централизации закупочных процессов являются стандартизация номенклатуры продукции, более строгий контроль над расходами и профессиональный подход к выбору поставщиков. Несмотря на плюсы такого подхода, управление
централизованными закупками здравоохранения сопряжено с рядом сложностей. Критики этой модели указывают на повышенную бюрократию и необходимость создания отдельного управляющего органа. Другим аргументом против централизации является необходимость тщательного планирования и согласования сроков с разными заказчиками. Важным аспектом, выделяемым противниками масштабной централизации закупок, является снижение конкурентности процедур и, как следствие, экономическая эффективность такого подхода [7].
В своем исследовании Н.С. Ермашкевич подчеркивает, что исследования привели к выделению трех основных типов закупочной деятельности в сфере здравоохранения: децентрализованной, централизованной и гибридной моделей [8].
Автор привлекает внимание к проблемам, связанным с гибридной закупочной системой здравоохранения. Среди этих проблем: гибридная система закупок может привести к неравенству в области доступа к информации и обеспечению прозрачности, что может оставить малые и средние компании в неизвестности относительно доступных контрактов и услуг; в гибридной системе есть опасность, что участники закупок, оказывающие услуги в системе, могут находиться в ситуации конфликта интересов, если они берут участие в процессе закупки; гибридные системы закупок могут быть более затратными, потому что они зачастую требуют больше времени и ресурсов на координацию и управление процессом.
Централизованные закупки для здравоохранения имеют ряд преимуществ:
1) снижаются издержки за счет проведения объединённых торгов;
2) повышается прозрачность закупочной деятельности и показатели экономии бюджетных средств;
3) увеличивается эффективность трат бюджетных средств;
4) повышается конкурентность;
5) снижаются коррупционные риски;
6) упрощается процесс стандартизации закупаемых товаров;
7) снижается уровень нарушений в сфере закупок здравоохранения.
Рисками централизованной модели закупочной деятельности можно считать:
1) увеличенные сроки осуществления закупок;
2) ограничение участия субъектов малого предпринимательства в процессе закупок.
Менеджер
здравоохранения /
Мапедег № 5
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
Децентрализованная модель управления государственными закупками тоже имеет преимущества:
1) оперативность в подготовке и проведении закупок;
2) внимание к рынку товаров, работ и услуг местных поставщиков;
3) независимость заказчика при принятии решений;
4) вовлечение в закупочный процесс субъектов малого предпринимательства.
Недостатками децентрализованной модели являются:
1) отсутствие эффекта экономии при закупках одноименной продукции;
2) низкий уровень стандартизации закупаемой продукции;
3) дублирование функций различных заказчиков при подготовке и осуществлении закупок;
4) увеличение количества нарушений законодательства в сфере закупок.
По моему мнению, проблема выбора подхода к закупочной системе в государственном здравоохранении представляет собой важный аспект организации и управления этой сферой. Возможные варианты закупочных систем включают децентрализованную, централизованную и гибридную системы. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Децентрализованная закупочная система:
Преимущества: большая гибкость и адаптивность к местным потребностям; снижение бюрократии и ускорение процесса закупок на местном уровне; улучшенный контроль над расходами на местном уровне; уменьшение вероятности коррупции на центральном уровне.
Проблемы: неравномерность и нерациональность закупок между различными регионами; отсутствие экономии масштаба при закупках в большом объеме; сложности в управлении качеством товаров и услуг на местном уровне; риски коррупции на местном уровне.
Централизованная закупочная система:
Преимущества: экономия масштаба и снижение стоимости медицинских товаров и услуг; более эффективный контроль над качеством товаров и услуг; упрощенная бюрократия и учет расходов.
Проблемы: ограниченная гибкость и меньшая адаптивность к различным потребностям регионов; возможность возникновения коррупции на центральном уровне; долгие сроки принятия решений и возможные затруднения в учете местных особенностей.
Гибридная закупочная система:
Преимущества: комбинирует преимущества и снижает недостатки как децентрализованной, так и централизованной системы; позволяет адаптировать подход к закупкам в зависимости от конкретных ситуаций и потребностей.
Проблемы: требует более сложной системы управления и координации между центральными и региональными уровнями; может потребовать дополнительных усилий для обеспечения согласованности и прозрачности.
Таким образом, выбор между децентрализованной, централизованной и гибридной закупочными системами в государственном здравоохранении зависит от конкретных условий, потребностей и задач системы здравоохранения. Важно балансировать гибкость, экономию масштаба, контроль качества и борьбу с коррупцией при разработке и внедрении соответствующей системы, чтобы обеспечить качественное и эффективное предоставление медицинских услуг для населения.
III. Стоимость и доступность
Исследования оценивают, как стоимость медицинских товаров и услуг влияет на доступность здравоохранения для населения. Анализируются методы снижения издержек при закупках без ущерба для качества медицинской помощи.
Система формирования цен может быть важным фактором в эффективности государственных закупок. Ю.М. Валуев считает, что одной из причин этой проблемы стала методика формирования цены в государственных закупках [9]. Если цены формируются неэффективно, считает Улумбеко-ва Г.Э., то это может привести к проблемам с качеством и количеством приобретаемых товаров и услуг, а также к повышению стоимости [10].
Закупочная деятельность в здравоохранении является важнейшим критерием оценки эффективности государства в этой сфере и напрямую влияет на качество и доступность медицинских услуг и продуктов.
Ключевые проблемы в области формирования стоимости и доступности сформированы Ивановым И.В., Берсеневой Е.А., Агамовым З.Х., Зиновьевой Е.В. [11].
Стоимость медицинских товаров и услуг.
Стоимость медицинских услуг и товаров может существенно варьироваться в разных регионах, что может оказать серьезное воздействие на доступность здравоохранения.
С
«КС
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
Примером можно привести Северные регионы, где они имеют большую территорию и низкую плотность населения. И для исполнения обязанностей по государственным контрактам поставщикам требуются большие логистические вложения (транспортные расходы и расходы на соблюдение температурного режима). Все это приводит поставщиков к убыткам и как следствие, участие поставщиков в торгах становится малоцелесообразным.
Влияние на доступность:
Высокая стоимость медицинских услуг может привести к тому, что люди будут отказываться от необходимой медицинской помощи из-за финансовых ограничений, что может увеличить заболеваемость и смертность.
Недоступность медицинской помощи может быть особенно проблематичной для хронических больных, которые нуждаются в постоянном лечении.
Методы снижения издержек:
Один из способов снижения издержек при закупках медицинских товаров и услуг - это масштабирование закупок, что может снизить стоимость за счет больших объемов.
Другими методами могут быть пересмотр тарифов, сокращение бюрократических издержек и улучшение эффективности в системе здравоохранения.
По моему мнению, проблема стоимости и доступности закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения является актуальной на сегодняшний день. С одной стороны, закупка необходимого оборудования, лекарственных средств и расходных материалов по высоким ценам может стать финансовой нагрузкой для государственных учреждений здравоохранения. С другой стороны, недостаток финансирования может привести к недостаточной закупке необходимых средств для обеспечения качественного медицинского обслуживания пациентов.
Для решения этой проблемы необходимо принимать меры, направленные на снижение стоимости закупки и увеличение доступности необходимых ресурсов. Один из способов - усовершенствование системы государственного закупочного обеспечения, который позволит оптимизировать выбор поставщиков и снизить цены на закупаемые товары и услуги. Кроме того, государство может предоставлять дополнительные субсидии и финансовую поддержку государственным учреждениям здравоохранения, чтобы обеспечить им необходимые ресурсы для предоставления качественных медицинских услуг.
IV. Цифровизация в государственных закупках
Исследования уделяют внимание проблеме внедрения цифровых технологий.
Д.А. Антонов, Е.С. Силова, Ю.С. Тарынин пишут: «В рамках национального проекта «Здравоохранение» были установлены амбициозные цели в сфере здравоохранения, включая повышение эффективности функционирования всей системы здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений до 2024 года, формирующих единый цифровой контур» [12].
В начале 2016 года была создана информационная система (ЕИС). Данная информационная система в рамках Закона № 44-ФЗ [3] упрощает работу между заказчиками по заключению и исполнению контрактов. Согласно требованиям статьи, все госзакупки размещаются заказчиками на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Кроме ЕИС, также существуют еще региональные, муниципальные информационные системы. Все эти системы позволяют вести мониторинг размещения и реализации закупок, а также позволяют вести контроль за использованием бюджетных средств.
В.С. Николаева считает, что цифровизация в государственных закупках в здравоохранении может существенно улучшить процесс управления закупками, повысить прозрачность и контроль, расширить конкуренцию и повысить уровень образования и понимания практик успешной закупочной деятельности.
Однако, необходимо учитывать, что внедрение цифровых технологий и платформенных решений требует соответствующих ресурсов и управления изменениями, чтобы обеспечить их эффективную работу и принять наибольшую выгоду для всех заинтересованных сторон [13].
По моему мнению, как и в любой области, связанной с внедрением новых технологий, в цифро-визации государственных закупок имеет положительные стороны:
- Увеличение прозрачности торгов и исключение коррупционных схем.
- Уменьшение времени и стоимости на проведение закупочных процедур.
- Увеличение доступности для участия в торгах для различных поставщиков в любой точке мира.
- Уменьшение бумажных документов и, как следствие, снижение экологического воздействия.
- Возможность быстрой обработки и анализа больших объемов данных.
Менеджер
здравоохранения /
Мапедег № 5
гсЛ^адлэос/и-алегна 2024
В целом, считаю, что цифровизация государственных закупок имеет большой потенциал, но требует внимания и дополнительных мер, таких как:
1. Усиление контроля и мониторинга правильности работы программных систем.
2. Обучение всех участников закупок новым цифровым технологиям.
3. Проведение независимых испытаний на работоспособность электронных площадок.
4. Развитие механизмов защиты персональных данных и конфиденциальной информации.
V. Эффективность управления запасами
Проблема эффективности управления запасами в закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения имеет серьезное значение, поскольку неправильное управление запасами может привести к ряду негативных последствий, включая перерасход средств, нехватку необходимых медицинских товаров и услуг, а также ухудшению качества обслуживания пациентов.
Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. отмечают, что отсутствие четкой системы и прозрачности в управлении закупок может привести к неконтролируемому расходованию ресурсов и недостоверной информации о наличии товаров [14].
Т.В. Чубарова утверждает, что неконтролируемое увеличение запасов может привести к избыточным запасам, что увеличивает затраты на хранение и может привести к устареванию товаров, особенно в случае медицинских препаратов[15].
Н.Г. Петров пишет, что недостаточное управление запасами может вызвать нехватку критически важных медицинских товаров и услуг, что может негативно сказаться на пациентах и даже угрожать их жизням [16]. Х.А. Расаева обращает внимание на то, что неэффективное управление запасами может способствовать коррупции и мошенничеству при закупках и распределении ресурсов[17].
По мнению Е.А. Сидорова, неспособность предсказать будущие потребности может привести к неправильным решениям о закупках и распределении ресурсов[18].
Для решения этих проблем важно внедрить более эффективные системы управления запасами, включая автоматизированные системы учета и мониторинга, улучшение процессов прогнозирования спроса, обучение персонала и внедрение антикоррупционных мероприятий. Кроме того,
важно уделить внимание стандартам и нормативам управления запасами в здравоохранении, чтобы обеспечить согласованность и качество управления в этой критической области.
По моему мнению, проблема эффективности управления запасами в закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения является значимой для обеспечения надлежащего функционирования медицинской организации.
И поэтому недостаточная автоматизация процессов закупки и учета запасов может привести к ошибкам и задержкам в поставках, что, в свою очередь, может вызвать нехватку критически важных медицинских препаратов и расходных материалов, необходимых для лечения пациентов.
Для решения проблемы эффективности управления запасами в закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения может быть применен ряд мер, включая:
1) централизацию управления запасами;
2) автоматизацию процессов, улучшение учета запасов и др.;
3) увеличение прозрачности и открытости процессов закупки.
VI. Инновации и технологии
Рассматривается, какие инновации и технологические решения могут улучшить процессы закупок и управления ими, включая использование цифровых платформ и анализ данных.
1. Использование ИИ и анализа данных помогает оптимизировать стратегии закупок, прогнозировать спрос и определять оптимальные моменты для закупок, что позволяет сэкономить ресурсы.
2. Хранение данных и приложений в облаке обеспечивает доступность и совместную работу над документами, что полезно для команд, участвующих в закупках.
Как отмечается в специальной литературе, закупочная деятельность государственных учреждений здравоохранения может столкнуться с различными проблемами, включая неэффективное использование ресурсов, недостаточную прозрачность и несоответствие спроса и предложения [19].
Однако применение искусственного интеллекта и анализа данных позволяет оптимизировать стратегии закупок, прогнозировать спрос и определять оптимальные моменты для совершения закупок, что способствует экономии ресурсов[20]. Использование облачных решений для хранения данных и приложений обеспечивает доступность и совместную
с
«КС
№ 5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
работу над документами, что полезно для команд, участвующих в закупках. При этом необходимо учитывать специфические проблемы, связанные с обработкой чувствительных медицинских данных, требованиями к безопасности, конфиденциальности и непрерывной доступности, а также с соблюдением законодательных норм. Для решения этих проблем государственные учреждения здравоохранения должны обеспечить высокий уровень безопасности и шифрования данных, разработать стратегии резервного копирования и восстановления, внедрить системы аудита и мониторинга, подготовить персонал к работе с облачными решениями и тщательно выбирать облачных поставщиков, соответствующих требованиям по конфиденциальности и безопасности данных.
Мое мнение заключается в следующем: проблема применения инноваций и технологий в управлении запасами в государственных учреждениях здравоохранения является актуальной и набирающей все большую важность.
Применение инновационных технологий в управлении запасами позволит государственным учреждениям здравоохранения значительно повысить эффективность и оптимизировать процессы управления закупками.
Однако, внедрение инноваций и технологий в государственных учреждениях здравоохранения требует значительных усилий в области организации процессов, подготовки специалистов, финансирования и технической инфраструктуры. Кроме того, необходимо проводить анализ стоимости и эффективности каждой инновационной технологии, чтобы выбрать наиболее подходящую для конкретного учреждения.
В целом, применение инноваций и технологий в управлении запасами в деятельности государственных учреждений здравоохранения имеет большой потенциал для повышения эффективности и снижения затрат, однако, необходимо проводить всеобъемлющее исследование и налаживать диалог между государственными учреждениями и компаниями, разрабатывающими новые технологии, чтобы государственные учреждения здравоохранения имели возможность принимать эффективные решения о внедрении инноваций и технологий в свою деятельность.
VII. Уровень труда и квалификация специалистов
Исследования уделяют особое внимание проблеме привлечения высококвалифицированных специалистов к работе по обеспечению закупочной
деятельности, в том числе данная проблема усугубляется невысоким уровнем оплаты труда и постоянным наличием потенциальных рисков наложения штрафов не только на самого специалиста, но и на учреждение здравоохранения.
Этой проблеме посвящена статья Е.А. Сидоровой «Особенности осуществления закупок в сфере здравоохранения» [18]. В ней особое внимание автор обращает на специфику, обусловленную именно принадлежностью закупающих организаций к сфере здравоохранения. Особо обращается внимание на проблему привлечения высококвалифицированных специалистов к работе по обеспечению закупочной деятельности. Данная проблема обосновывается высокими штрафами за нарушения, допускаемые при расчёте начальной (максимальной) цены контракта, что означает недопустимость формирования технических заданий для торгов специалистами, не имеющими должной квалификации и опыта. Усугубляется данная проблема невысоким уровнем оплаты труда и постоянным наличием потенциальных рисков наложения штрафов не только на самого специалиста, но и на учреждение здравоохранения. На данную тему обращает внимание и А.Ш. Гасаналиева [21]. По ее мнению, закупочная деятельность сопряжена со значительными трудовыми и временными затратами. Медицинскому учреждению необходимы квалифицированные специалисты, которые знают специфику данной отрасли и прошедшие подготовку в области закупочной деятельности.
Мое видение ситуации: необходимо использовать региональный опыт (Ставропольского края), где создано Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Ставропольского края «Центр поддержки осуществления закупок» (сокращенное наименование ГКУ ДПО СК «Центр поддержки осуществления закупок» и находится в ведомственном подчинении комитета Ставропольского края по государственным закупкам, которое осуществляет функции и полномочия учредителя. На базе этого Центра осуществляется обучение сотрудников системы здравоохранения и закупочных служб практикам эффективного управления закупками и борьбе с коррупцией.
Кроме того, обучение может помочь сотрудникам лучше понимать роль прозрачности, конкуренции и соблюдения этических принципов в закупочных процессах, что может уменьшить вероятность коррупционных действий. Обучение учитывает региональные особенности и различия
—1 5Б
Менеджер
здравоохранения /
Мапедег № 5
гсЛ^адлэос/и-алел/а 2024
в законодательстве и практиках закупок, так что сотрудники могут применять лучшие практики в соответствии с местными потребностями.
VIII. Недостаточная информированность
Проблема закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения при недостаточной информированности специалистов контрактной службы действительно является серьезным вызовом.
Отсутствие полной и точной информации об объекте закупки может привести к неправильному выбору медицинских изделий и, следовательно, к ухудшению качества медицинской помощи [18].
Для решения этой проблемы можно предложить следующие шаги:
- Подготовка полного технического задания (ТЗ): заказчики и контрактные службы должны совместно работать над разработкой детального ТЗ, который должен включать в себя полную информацию о требованиях к медицинским изделиям. Это включает в себя характеристики, параметры, назначение и другие ключевые аспекты.
- Специалисты, ответственные за закупки в здравоохранении, должны проходить обучение и получать достаточное образование в сфере медицинских технологий и продуктов. Это поможет им лучше понимать технические требования и спецификации.
- Важно устанавливать близкую связь между контрактными службами и медицинскими экспертами. Экспертное мнение врачей и других специалистов в здравоохранении может быть бесценным при разработке технического задания и выборе правильных медицинских изделий.
- Решение проблемы недостаточной информированности специалистов контрактной службы является ключевым элементом обеспечения эффективных и качественных закупок в здравоохранении. Он способствует минимизации рисков, связанных с неправильным выбором медицинских изделий, и, таким образом, улучшению здравоохранения в целом.
Еще одним важным аспектом недостаточности информирования является низкая коммуникация между сотрудниками лечебно-профилактических учреждений и поставщиками медицинских изделий. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] и Федеральный Закон «О рекламе» [2] ограничил общение медицинских работников и представителей медицинских компаний.
Мое мнение заключается в следующем: проблема закупочной деятельности государственных учреждений здравоохранения при недостаточной информированности имеет серьезные последствия для эффективности здравоохранения. Недостаточное знание и информированность в процессе закупок могут привести к следующим проблемам:
- отсутствие информации о рынке и альтернативных поставщиках может привести к выбору неоптимальных поставщиков или товаров;
- недостаточное знание процедур и стандартов закупок может сделать процесс уязвимым для коррупции и злоупотреблений;
- недостаточное понимание потребностей и приоритетов в здравоохранении может привести к нерациональному распределению бюджетных средств.
Современные научные исследования в области закупочной деятельности в системе здравоохранения акцентируют внимание на нескольких ключевых аспектах:
- Исследования стремятся определить оптимальные модели закупочных процессов, которые позволят снизить издержки и максимизировать эффективность использования средств в здравоохранении.
- Закупочная деятельность в здравоохранении связана с обеспечением высокого качества и безопасности медицинских товаров и услуг. Исследования направлены на разработку методов обеспечения соответствия стандартам качества и безопасности.
- Закупочные процессы также подвергаются влиянию инноваций и технологических изменений. Исследования оценивают, как новые технологии могут улучшить эффективность закупок и управления запасами в здравоохранении.
- Законодательные изменения и регулирование влияют на закупочную деятельность. Исследования анализируют воздействие законодательства на процессы закупок и предлагают рекомендации по улучшению правовых рамок.
Современные исследования акцентируют внимание на разработке систем управления и аналитики, которые помогают оптимизировать процессы закупок, прогнозировать потребности и управлять ресурсами более эффективно.
Эти направления исследований помогают улучшить качество и эффективность закупочной деятельности в системе здравоохранения, что в свою очередь способствует повышению доступности и качества медицинской помощи.
с
#хс
№ 5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
' Неэффективное расходование бюджетных средств:
в системе здравоохранения часто наблюдается неэффективное использование бюджетных средств при закупке медицинских товаров и услуг. Это может быть вызвано недостаточной конкуренцией на рынке, непрозрачностью процессов закупок и коррупцией.__у
' Неудовлетворительное качество закупаемых товаров и услуг:
иногда закупаемые медицинские товары не соответствуют высоким стандартам качества, что может привести к негативным последствиям для пациентов и дополнительным затратам на лечение.
Бюрократические препятствия: процессы закупок в системе здравоохранения могут быть чрезмерно бюрократичными и медленными, что замедляет поставки необходимых медицинских товаров и услуг.
Отсутствие прозрачности: недостаток прозрачности в процессе закупок может способствовать коррупции и неэффективности.
Рис. 2. Проблемы закупочной деятельности в системе здравоохранения
Источник: составлено автором работы
Авторская позиция на проблемы закупочной деятельности в системе здравоохранения заключается в следующем (рис. 2).
Неэффективное расходование бюджетных средств в системе здравоохранения действительно является серьезной проблемой, которая может сказываться на качестве медицинской помощи и доступности медицинских услуг для населения. Эта проблема может иметь несколько источников:
Когда на рынке медицинских товаров и услуг отсутствует достаточное количество конкурентных поставщиков, это может привести к завышенным ценам и несправедливым контрактам. Ограниченный выбор поставщиков может уменьшить стимулы к предоставлению качественных услуг по приемлемым ценам.
Недостаточная прозрачность и отсутствие контроля при закупках могут способствовать злоупотреблениям и коррупции. В таких условиях решения
Повышение конкуренции: поощрение большей конкуренции среди поставщиков медицинских товаров и услуг может помочь снизить цены и повысить качество. Это может быть достигнуто через проведение открытых торгов и аукционов.
Улучшение системы мониторинга и контроля: внедрение более эффективных механизмов мониторинга и контроля за процессами закупок поможет предотвратить коррупцию и обеспечить соответствие закупаемых товаров и услуг стандартам качества.
^ Прозрачность процессов: повышение прозрачности в закупочных ^
процессах, включая публикацию информации о процедурах и результатах закупок, позволит обществу следить за действиями властей , и контролировать их действия.
Упрощение процедур: сокращение бюрократии и упрощение процедур закупок может ускорить поставки и сэкономить ресурсы.
Образование и обучение: обучение сотрудников системы здравоохранения и закупочных служб в части эффективного управления закупками и борьбы с коррупцией может улучшить результаты закупочной деятельности.
Рис. 3. Пути решения проблем закупочной деятельности в системе здравоохранения
Источник: составлено автором
Менеджер / Manager
здравоохранения
Zdravoochranenia
№5
2024
могут приниматься не на основе объективных критериев, а на основе личных интересов и взяток.
Пути решения этих проблем представлены на рис. 3.
Обсуждение
В данном исследовании был проведен комплексный анализ актуальных проблем государственных закупок в сфере здравоохранения с применением междисциплинарного подхода. Полученные результаты подчеркивают необходимость совершенствования действующих практик и законодательной базы закупочной деятельности в здравоохранении.
Одним из ключевых выводов является важность повышения квалификации специалистов, задействованных в процессах закупок медицинских товаров и услуг. Это позволит обеспечить более высокий уровень знаний в правовых, экономических и технологических аспектах данной сферы. Укрепление межведомственного взаимодействия и координации также было выделено в качестве приоритетного направления для повышения эффективности закупок.
Результаты исследования совпадают с выводами ряда других работ, освещающих проблематику государственных закупок в здравоохранении. Однако особый акцент был сделан на внедрении инновационных технологических решений, таких как системы искусственного интеллекта и анализа больших данных для оптимизации стратегий закупок. Это открывает новые перспективы для повышения прозрачности и эффективности процессов.
Ограничением данного исследования является его теоретический характер. Для подтверждения эффективности предложенных мер требуется практическое внедрение и мониторинг результатов. Тем не менее, полученные выводы могут служить
основой для дальнейших научных работ и совершенствования закупочной деятельности в сфере здравоохранения.
Выводы
1. Исследование выявило ключевые проблемы в сфере государственных закупок для учреждений здравоохранения, включая риск приобретения поддельных или некачественных медицинских товаров, необходимость повышения квалификации специалистов в области закупок и сложности в разработке детальных технических заданий.
2. Предложены меры по улучшению ситуации в сфере закупок здравоохранения, среди которых разработка детального технического задания с участием медицинских экспертов, обучение специалистов и усиление контроля качества медицинских товаров.
3. Особое внимание уделено проблеме конфликта между конкуренцией и качеством в области государственных закупок, подчеркивая важность обеспечения качества медицинской помощи и внедрения новейших медицинских технологий.
4. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода к решению проблем в сфере закупок, включая повышение квалификации специалистов, укрепление межведомственного сотрудничества и внедрение инновационных технологий, таких как ИИ и анализ данных для оптимизации стратегий закупок.
5. Особое внимание следует уделить разработке междисциплинарных и межведомственных подходов к решению проблем закупок в здравоохранении, что потребует совместных усилий правоведов, экономистов, медицинских и технологических специалистов.
с
#мс
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «КонсультантПлюсПроф» (Дата обращения: 21.03.2024).
2. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3// Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «КонсультантПлюсПроф» (Дата обращения: 21.03.2024).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант ПлюсПроф» (Дата обращения: 21.03.2024).
4. Конов А.В., Бегтин И.В, Горбачева Н.Г., Маскалева О.С., Комин М.О. Система государственных закупок в России: конкуренция против качества? // Исследования по вопросам государственного управления. 2019. № 1. URL: https://cyberlenmka.nj/artide/n/sistema-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii-konkurentsiya-protiv-kachestva (Дата обращения: 10.03.2024).
№ 5 Manager /Менеджер
2024 Zdravoochranenia / здравоохранения
5. Зуев А.В. Анализ системы государственных закупок на рынке медицинской техники / А.В. Зуев // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2022. - № 2(134). - С. 144148. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok-na-rynke-meditsinskoy-tehniki (Дата обращения: 19.03.2024).
6. Кармацкая Н.В., Василевская Е.С., Ячникова М.А. Государственные закупки в области здравоохранения: законодательные сложности в деятельности заказчиков медицинских изделий // Медико-фармацевтический журнал Пульс. - 2019. - Т. 21, № 8. - С. 5-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-v-oblasti-zdravoohraneniya-zakonodatelnye-slozhnosti-v-deyatelnosti-zakazchikov-meditsinskih-izdeliy (Дата обращения: 04.03.2024).
7. Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В. Оценка эффективности системы обеспечения медицинскими изделиями государственных учреждений здравоохранения // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. -№ 9. - С. 3647-3660. URL: https://creativeconomy.ru/lib/113513 (Дата обращения: 02.03.2024).
8. Ермашкевич Н.С. Осуществление муниципальных закупок в сфере образования: специфика, аудит, анализ проблем и оценка эффективности // Креативная экономика. - 2020. - № 7. - С. 22-99. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-munitsipalnyh-zakupok-v-sfere-obrazovaniya-spetsifika-audit-analiz-problem-i-otsenka-effektivnosti (Дата обращения: 19.03.2024).
9. Валуев Ю.М. Проблемы управления государственными закупками в сфере здравоохранения города Москвы. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 2. С. 33-37. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-gosudarstvennymi-zakupkami-v-sfere-zdravoohraneniya-goroda-moskvy (Дата обращения: 18.03.2024).
10. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России 2022-2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. № 2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-rossii-2022-2023-gg-neotlozhnye-mery-v-usloviyah-osobogo-polozheniya-v-ekonomike-i-sotsialnoy-sfere-problemy-i (Дата обращения: 19.03.2024).
11. Иванов И.В., Берсенева Е.А., Агамов З.Х., Зиновьева Е.В. Сравнительный анализ моделей регулирования обращения медицинских изделий: национальные нормативные положения и международные руководящие принципы. Профилактическая медицина. 2022;25(5):14-20. URL: https://doi.org/10.17116/profmed20222505114 (Дата обращения: 18.03.2024).
12. Антонов Д.А., Силова Е.С., Тарынин Ю.С. Особенности института закупок в здравоохранении // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - № 9 (431). - С. 92-99. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-instituta-zakupok-v-zdravoohranenii (Дата обращения: 22.04.2024).
13. Николаева B.C. Изменения в процедуре регистрации изделий медицинского назначения в 2021 году. Онлайн-журнал Attek experts. URL: https://www.centrattek.ru/info/izmeneniya-v-procedure-registracii-izdelij-medicinskogo-naznacheniya/ (Дата обращения: 19.03.2024).
14. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Базарова И.Н., Ендовицкая Ю.В., Несветайло Н.Я. Влияние короновируса СOVID-19 на ситуацию в Российском здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-koronavirusa-sovid-19-na-situatsiyu-v-rossiyskom-zdravoohranenii (Дата обращения: 10.02.2024).
15. Чубарова Т.В. Эффективное здравоохранение как условие воспроизводства человеческого потенциала: современные вызовы для социальной политики // Экономическая безопасность. - 2021. - Том 4. - № 3. -С. 607-628. URL: https://1economic.ru/lib/112706 (Дата обращения: 18.03.2024).
16. Петров Н.Г. Алгоритмы выполнения простых медицинских услуг: учебное пособие // Санкт-Петербург: СпецЛит., 2018. 95 c. URL: https://speclit.su/image/catalog/978-5-299-00965-1/978-5-299-00965-1.pdf (Дата обращения: 19.02.2024).
17. Расаева Х.А. Современное состояние законодательства в сфере обращения медицинских изделий // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. - 2020. - № 5(69). - С. 83-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-zakonodatelstva-v-sfere-obrascheniya-meditsinskih-izdeliy (Дата обращения: 19.02.2024).
18. Сидорова Е.А. Особенности осуществления закупок в сфере здравоохранения / Е.А. Сидорова // Региональная экономика: опыт и проблемы: Материалы XI международной научно-практической конференции (Гутманские чтения), Владимир, 15 мая 2018 года / Под общ. ред. А.И. Новикова и А.Е. Илларионова. - Владимир: Владимирский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2018. - С. 212-220. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?edn=ozppvj (Дата обращения: 09.03.2024).
19. Димитри Н. Руководство по закупкам: учебное пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М.М. Форже, Е.В. Хилинской под ред. И.В. Кузнецовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. -2020. - С. 58. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46263618 (Дата обращения: 19.02.2024).
20. Конычева А.В. Матрица Кралича как метод принятия решений в закупочной логистике / А.В. Коны-чева // Скиф. -2020. - № 5-1 (45) - С. 22-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matritsa-kralicha-kak-metod-prinyatiya-resheniy-v-zakupochnoy-logistike (Дата обращения: 09.03.2024).
21. Гасаналиева А.Ш. Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. № 2, 2018. С. 671-673. (Дата обращения: 18.03.2024).
—1 ВО
Менеджер
здравоохранения /
Maneger № 5
ZdrevoochreneniB 2024
ORIGINAL PAPER
MODERN PROBLEMS OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF PROCUREMENT ACTIVITIES IN THE HEALTHCARE SYSTEM AND WAYS TO ADDRESS THEM
A.V. Boychuk H
FSBI National Medical Research Center AGP V.I. Kulakov of the Ministry of Health of the Russian Federation; Student of the program (DPA) ISSU RANEPA.
https://orcid.org/0009-0006-4132-7044.
H Corresponding author: Boychuk A.V.
ABSTRACT
The article is dedicated to the analysis of key problems and challenges in the field of public procurement for healthcare institutions. The relevance of the work is determined by the critical importance of ensuring the quality and safety of medical products, as well as the need to optimize procurement processes in the face of limited budgets.
The research subject is the issues of public procurement activities in healthcare institutions with a focus on process optimization, legal and economic aspects, and the application of modern technologies within an interdisciplinary approach. The aim of the study is to identify and analyze the most acute problems in the field of healthcare procurement and develop proposals for their solutions.
Materials and methods. The research includes a comprehensive analysis of literary sources, generalizations of practical experience and expert assessments. Methods of comparative analysis, systematization and generalization of the obtained data are used to identify key problems and challenges.
The research results indicate a number of problems in the procurement sphere, including: the risk of acquiring counterfeit or substandard medical products, the need to improve the qualifications of procurement specialists, and difficulties in developing detailed technical specifications. Measures to improve the situation are proposed, including the development of detailed technical specifications in collaboration with medical experts, training of specialists, and strengthening quality control of products.
The conclusions of the study highlight the need for a comprehensive approach to solving procurement issues in healthcare, including improving the qualifications of specialists, strengthening interdepartmental cooperation, and implementing innovative technologies. The research results can be applied to improve the legislative framework and practice of conducting public procurement in the healthcare sector. The scope of the results. The results of the work can be used to improve the practice of public procurement in the healthcare system at the level of public medical institutions, and also provide a basis for further scientific work in this field.
Keywords: procurement activities, public healthcare institutions, critical medical care, infrastructure investments, staff training, digitization of public procurement, transparency, competition, corruption, selection of cloud providers, adaptation of business processes, bureaucracy.
For citation: Boychuk A.V. modern problems of organization and management of procurement activities in the healthcare system and ways to address them. Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:49-62. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-49-62.
REFERENCES
1. Federal Law of November 21, 2011 № 323-FZ «On the Basics of Health Protection of Citizens in the Russian Federation» // Access from the «ConsultantPlus» legal reference system.) [Electronic resource] // Access: Consultant Plus Pro (Accessed: 21.03.2024).
2. Federal Law «On Advertising» of 13.03.2006 № 38-FZ // Access from the «ConsultantPlus» legal reference system.) [Electronic resource] // Access: Consultant Plus Pro (Accessed: 21.03.2024).
3. Federal Law of 05.04.2013 № 44-FZ (as amended on 25.12.2023) «On the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs» (as amended and supplemented, effective from 01.01.2024) [Electronic resource] // Access: Consultant Plus Pro (Accessed: 21.03.2024).
4. Konoval A. V, Begtin I. V, Gorbacheva N.G., Maskaleva O.S., Komin M.O. State procurement system in Russia: competition against quality? // Research on Public Administration Issues. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-gosudarstvennyh-zakupok-v-rossii-konkurentsiya-protiv-kachestva (Accessed: 10.03.2024).
5. ZuevA. V. Analysis of the state procurement system in the medical equipment market / A.V. Zuev // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. - 2022. - № 2(134). - P. 144-148. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-sistemy-gosudarstvennyh-zakupok-na-rynke-meditsinskoy-tehniki (Accessed: 19.03.2024).
6. Karmatskaya N. V, Vasilevskaya E.S., Yachnikova M.A. State procurement in healthcare: legislative challenges for buyers of medical products // Medical-Pharmaceutical Journal Pulse. - 2019. - Vol. 21, No. 8. - P. 5-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-zakupki-v-oblasti-zdravoohraneniya-zakonodatelnye-slo-zhnosti-v-deyatelnosti-zakazchikov-meditsinskih-izdeliy (Accessed: 04.03.2024).
7. Konovalova L.V., Ushakova T.N., Zykova N.V. Evaluation of the effectiveness of the system for providing medical devices to state healthcare institutions // Creative Economy. - 2021. - Vol. 15. - No. 9. - P. 3647-3660. URL: https://creativeconomy.ru/lib/113513 (Accessed: 02.03.2024).
8. Ermashkevich N.S. Implementation of municipal procurement in the field of education: specifics, audit, analysis of problems and assessment of effectiveness // Creative Economy. - 2020. - № 7. - P. 22-99. URL: https://
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-munitsipalnyh-zakupok-v-sfere-obrazovaniya-spetsifika-audit-analiz-problem-i-otsenka-effektivnosti (Accessed: 19.03.2024).
9. Valuyev Y.M. Problems of managing state procurement in the healthcare sector of Moscow. Scientific works of the Moscow Humanitarian University. 2019. № 2. P. 33-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-gosudarstvennymi-zakupkami-v-sfere-zdravoohraneniya-goroda-moskvy (Accessed: 18.03.2024).
10. Ulumbekova G.E. Healthcare in Russia in 2022-2023: urgent measures in the face of the special situation in the economy and social sphere. Issues and suggestions // ORGZDRAV: News. Opinions. Education. Bulletin of VSHOUZ. 2022. № 2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdravoohranenie-rossii-2022-2023-gg-neotlozhnye-mery-v-usloviyah-osobogo-polozheniya-v-ekonomike-i-sotsialnoy-sfere-problemy-i (Accessed: 19.03.2024).
11. Ivanov I.V., Berseneva E.A., Agamov Z.Kh, Zinovyeva E.V. Comparative analysis of models for regulating the circulation of medical devices: national regulatory provisions and international guiding principles. Preventive Medicine. 2022;25(5):14-20. URL: https://doi.org/10.17116/profmed20222505114 (Accessed: 18.03.2024).
12. Antonov D.A., Silova E.S., Tarynin Y.S. Features of the procurement institute in healthcare // Bulletin of Chelyabinsk State University. - 2019. - № 9 (431). - P. 92-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-instituta-zakupok-v-zdravoohranenii (Accessed: 22.03.2024).
13. Nikolaeva V.S. Changes in the registration procedure for medical devices in 2021. Online journal Attek experts. URL: https://www.centrattek.ru/info/izmeneniya-v-procedure-registracii-izdelij-medicinskogo-naznacheniya/ (Accessed: 19.03.2024).
14. Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V, Bazarova I.N., Endovitskaya Yu.V, Nesvetaylo N.Ya. The impact of the COVID-19 coronavirus on the situation in Russian healthcare // Healthcare Manager. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-koronavirusa-sovid-19-na-situatsiyu-v-rossiyskom-zdravoohranenii (Accessed: 10.02.2024).
15. Chubarova T.V. Efficient healthcare as a condition for reproducing human potential: modern challenges for social policy // Economic Security. - 2021. - Vol. 4. - No. 3. - P. 607-628. URL: https://1economic.ru/lib/112706 (Accessed: 18.03.2024).
16. Petrov N.G. Algorithms for simple medical services: a study guide // St. Petersburg: SpecLit., 2018. 95 p. URL: https://speclit.su/image/catalog/978-5-299-00965-1/978-5-299-00965- 1.pdf (Accessed: 19.04.2024).
17. Rasaeva K.A. Current state of legislation in the field of medical devices // Bulletin of the O.E. Kutafin University. - 2020. - No. 5(69). - P. 83-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-zakonodatelstva-v-sfere-obrascheniya-meditsinskih-izdeliy (Accessed: 19.03.2024).
18. Sidorova E.A. Features of procurement in the healthcare sector / E.A. Sidorova // Regional economy: experience and problems: Materials of the XI International Scientific and Practical Conference (Gutman Readings), Vladimir, May 15, 2018 / Ed. by A.I. Novikov and A.E. Illarionova. - Vladimir: Vladimir branch of the RANEPA, 2018. - P. 212-220. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ozppvj (Accessed: 09.03.2024).
19. Dimitri N. Procurement guide: a study guide / ed. by N. Dimitri, G. Piga, J. Spanolo; transl. from English M.M. Forzhe, E.V. Khilinskaya ed. by I.V. Kuznetsova; National Research University «Higher School of Economics». -Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics. -2020. - P. 58. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46263618 (Accessed: 19.03.2024).
20. Konycheva A.V. Kraljic Matrix as a decision-making method in procurement logistics / A.V. Konycheva // Scythian. -2020. - No. 5-1 (45) - P. 22-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matritsa-kralicha-kak-metod-prinyatiya-resheniy-v-zakupochnoy-logistike (Accessed: 09.03.2024).
21. Gasanalieva A.Sh. Problems of the contract system in procurement for the provision of state and municipal needs // Young Scientist. No. 2, 2018. P. 671-673 (Accessed: 09.03.2024).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Бойчук Анатолий Викторович - советник директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия; слушатель программы «Доктор государственного управления - Doctor of Public Administration (DPA)» ИГСУ РАНХиГС.
Anatoly V. Boychuk - Advisor to the Director of the Federal State Budgetary Institution National Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology named after. IN AND. Kulakov Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Student of the Doctor of Pubic Administration (DPA) program at IGSU RANEPA. E-mail: g270@list.ru
Менеджер
здравоохранения /
Meneger № 5
ZdrevoochreneniB 2024