ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
DOI: 10.26347/1607-2502202009-10003-008
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Цель исследования. Провести анализ законодательства о системе государственных закупок в Российской Федерации и определить направления ее совершенствования. Материалы и методы. Объект исследования — система государственных закупок в сфере здравоохранения. В качестве источников информации о системе государственных закупок по ее структуре, особенностях и проблемах использовались Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документы Счетной палаты Российской Федерации — «Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год», отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Для анализа влияющих на положение медицинских организаций факторов и последующей разработки способов совершенствования государственных закупок рассматривались исследования отечественных и зарубежных специалистов.
Результаты. В современных условиях использование государственных закупок лекарственных препаратов, специализированной техники и иных жизненно важных товаров и услуг для медицинских организаций является наиболее перспективной формой оказания поддержки. Тем не менее, несовершенство российского законодательства о государственных закупках оборачивается нарастанием финансовых и организационных проблем медицинских организаций. Обоснована целесообразность выработки новых подходов к организации государственных закупок в сфере здравоохранения.
Заключение. Анализ государственных закупок в области здравоохранения показал, что только использование комплексного подхода к совершенствованию данной системы способно оказать влияние на позитивные изменения в положении учреждений здравоохранения. Приоритетными направлениями в этой сфере является оптимизация использования бюджетных средств; повышение качества продукции и услуг, поставляемых лечебным учреждениям; стимулирование импортозамещения и развитие национальных медицинских технологий. Ключевые слова: государственные закупки, здравоохранение, конкуренция, аукционы, качество услуг
Автор заявляет об отсутствии возможного конфликта интересов.
Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.
Для цитирования: Кобяцкая Е.Е., Жилина Т.Н., Парахина А.А. Перспективы совершенствования системы государственных закупок в сфере здравоохранения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 9-10: 3-8. DOI: 10.26347/16072502202009-10003-008.
OPPORTUNITIES IN IMPROVING PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN HEALTHCARE
Е.Е. Кобяцкая, Т.Н. Жилина, А.А. Парахина
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Институт лидерства и управления здравоохранением, Москва, Россия
Objective. To analyze the legislation on public procurement in healthcare in Russia and to develop ways of improving the system.
Methods. The study focuses on the system of public procurement in the healthcare. Federal Law of the Russian Federation of April 5, 2013 No. 44-FZ «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs», documents of the Accounts Chamber of the Russian Federation — «Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the report on the execution of the federal budget for 2018», a report on the results of the expert and analytical event «Monitoring the development of the system of public and corporate procurement in the Russian Federation for 2018» were used as sources of information on the public procurement system and its structure, features and problems. To analyze the factors
Elena Kobyatskaya, Tatiana Zhilina, Ananstasia Parakhina
Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University) Moscow, Russia
affecting the position of medical organizations and the subsequent development of ways to improve public procurement, the study consulted domestic and foreign specialists. Results. Currently public procurement of medicines, specialized equipment and other vital goods and services for medical organizations is the most promising form of support. Nevertheless, the imperfection of the Russian legislation on public procurement increases financial and organizational problems of medical organizations. The study develops new approaches to the organization of public procurement in the healthcare sector.
Interpretation. An analysis of public procurement in the healthcare proved that only an integrated approach to improving this system may bring positive changes to the healthcare institutions. The priority directions in this area are to optimize the use of budget funds; improve the quality of products and services supplied to medical institutions and stimulate import substitution and development of national medical technologies.
Keywords: public procurement, healthcare, competition, auctions, quality of services Authors declare no competing interests. Funding: the study had no funding.
For citation: Kobyatskaya EE, Zhilina TN, Parakhina AA. Opportunities in improving public procurement system in healthcare. Health Care Standardization Problems. 2020; 9-10: 3-8. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10003-008.
Здравоохранение представляет собой стратегически важную отрасль социальной сферы. Степень успешного функционирования медицины оказывает действенное влияние на уровень здоровья населения, социально-демографическое положение страны и во многом предопределяет степень ее экономической устойчивости. Однако положение отечественного здравоохранения далеко от совершенного, что определяет актуальность исследования.
Согласно данным социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, более половины россиян выражают недовольство качеством медицинского обслуживания [1], что обусловлено сокращением количества врачебного и медицинского персонала, численности лечебных учреждений, а также неравномерным распределением финансовых ресурсов в медицинских организациях «в рамках существующей системы государственных закупок в области здравоохранения» [2]. В одном только столичном регионе, по официальным статистическим данным, за 2011—2016 гг. количество больниц сократилось с 228 до 150, больничных коек — с 107,6 тыс. до 80,7 тыс. [2].
Цель исследования — провести анализ законодательства о системе государственных закупок в Российской Федерации и определить направления ее совершенствования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объект исследования — система государственных закупок в сфере здравоохранения. В качестве
источников информации о системе государственных закупок по ее структуре, особенностях и проблемах использовались Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контракт -ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], документы Счетной палаты Российской Федерации — «Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год» [4], отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год» [5]. Для анализа факторов, влияющих на положение медицинских организаций, и последующей разработки способов совершенствования государственных закупок рассматривались исследования отечественных и зарубежных специалистов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В условиях усугубления экономического положения России возрастает актуальность эффективного использования бюджетных ресурсов. Использование механизма государственных закупок, по мнению исследователей, представляет собой действенный способ решения поставленной задачи. В целом, мировой опыт доказывает эффективность такой формы государственного регулирования социально-экономических процессов как осуществление государственных и муниципальных закупок продукции и услуг для обеспечения общественных нужд. Соответствующий метод способствует одновременно: и сглаживанию остроты социальных проблем, и ра-
ционализации использования государственных финансовых средств, и содействию развития реального сектора экономики [6]. Реализация данной формы регулирования обусловлена не только стремлением ликвидировать социальное расслоение, оказать поддержку социально-незащищенным слоям населения, но и необходимостью стимулирующего воздействия на функционирующие в данной системе государственных закупок предприятия [7]. Выступая в качестве «крупнейшего потребителя продукции целого ряда отраслей», государство фактически превращает собственный спрос в ключевой фактор «формирования и развития рыночной экономики, оказывающий влияние на ее структуру и динамику» [8].
В Российской Федерации порядок проведения основной части государственных закупок регламентируется положениями Федерального закона 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. Базовыми принципами действующей закупочной системы являются обеспечение равенства возможностей ее участников, прозрачность, контроль над соблюдением установленных процедур, эффективность, а также формирование добросовестной ценовой и неценовой конкуренции субъектов закупок с целью определения наилучших условий предоставления услуг, выполнения работ и поставок продукции.
В Российской Федерации фактически сформировалась система государственных закупок, охватывающая сферу здравоохранения и другие социально-значимые отрасли. Однако действующее законодательство не в полной мере исключает риск участия в закупочной деятельности недобросовестных поставщиков товаров и услуг. Достаточно часто осуществляется выбор поставщика, «формально подходящего по критериальным требованиям, но возможно недееспособного по факту» [9]. Одновременно высока вероятность развития негативных явлений, связанных и с возможным нанесением «ущерба пациентам в результате поставки некачественного товара или фальсификата лекарств, изделий медицинского назначения, некачественного медицинского оборудования», и с задержками «сроков поставок по заключенным контрактам», и с их неисполнением поставщиками [9]. Все перечисленные контрпродуктивные процессы развиваются на фоне усиления роста цен на продукцию и ус-
луги, оказываемые для государственных нужд. Материалы доклада Счетной палаты Российской Федерации свидетельствуют о необоснованном увеличении в 2018 г. «бюджетных ассигнований на исполнение заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг...» [4].
Выделим в качестве причин развития вышеописанных деструктивных явлений следующие. Прежде всего наличие высокого уровня коррупционной составляющей при осуществлении государственных закупок приводит к прекращению борьбы за заключение государственных контрактов, к уменьшению количества участников торгов. Так, общая сумма нарушений законодательства в сфере государственных закупок, выявленная Счетной палатой Российской Федерации за 2018 г., составила 293,7 млрд руб. Согласно заключению органа финансового контроля, соответствующие показатели возросли по сравнению с 2017 г. в 2,8 раза [4]. Данные явления оборачиваются удорожанием медикаментов, чрезмерным возрастанием расходования средств бюджета. Сговоры перед проведением торгов, получение «откатов» в области государственных закупок приводит «к переплатам за получаемые товары или услуги, или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг» [4]. Несомненно, периодически это влечет за собой увеличение затрат медицинских учреждений на приобретение дорогостоящего оборудования и медикаментов. Соответствующее явление приводит к серьезным финансовым проблемам в организациях здравоохранения.
На наш взгляд, требует юридического оформления и вопрос об ответственности государственных структур, определяющих таких победителей конкурсов, которые предлагают низкую стоимость поставляемой государственным учреждениям продукции либо оказываемых услуг, но не способных гарантировать высокую степень их качества. Специалисты связывают решение обозначенной проблемы с наличием «политической воли, организованности и личной мотивации лиц, отвечающих за данную сферу», а также с усилением контроля за развитием конкурентной среды в России [2].
В то же время аналитики видят причину изложенной проблемы не только в наличии коммерческого интереса у лиц, отвечающих за проведе-
ние государственных закупок, но и в чрезмерной забюрократизированности законодательства [10]. Следует согласиться с мнением специалистов в данной сфере, что чрезмерное регулирование и регламентация в системе государственного заказа способны породить множество проблем [11]. Так, в подготовленном в 2019 г. докладе Счетной палаты Российской Федерации подчеркивалось деструктивное влияние факторов, связанных с установлением «к участникам закупки требований, не связанных с объектом закупки», равно как и «избыточных требований к поставляемой продукции» [5]. Данное явление обусловлено, с одной стороны, ужесточением регламентации государственных закупок с целью воспрепятствования участия недобросовестных поставщиков в конкурсах на поставку товаров и услуг бюджетным учреждениям. С другой стороны, расширяется количество формальных оснований, позволяющих в произвольном порядке отклонять заявки компаний на участие в аукционах. Так, законодательство предоставляет заказчикам возможность предъявления любого количества технических требований поставляемого по государственному контракту товара либо оказываемой услуги при осуществлении закупочных процедур. С помощью эскалации технических требований заказчик получает возможность манипулировать числом участников закупочной сессии. В связи с этим целесообразно было бы рассмотреть вопрос об обязательном ограничении технических требований по поставляемым для государственных учреждений товарам и услугам. Например, сокращения их количества до 7—10 существенных параметров. Это кардинально сократило бы документооборот и способствовало бы не только дебюрократизации системы регистрации участников торгов, но и развитию основ подлинной конкуренции в рассматриваемой нами сфере.
Также целесообразно обратить внимание на еще одну проблему в данной сфере — наличие неоправданно большой доли импорта в величине государственного заказа [15]. Например, в середине 2000 гг. около 60% общей суммы контрактов в Российской Федерации было направлено на приобретение зарубежного медицинского оборудования [15]. Данные показатели в развитых странах резко контрастируют с количеством объемов приобретения медицинского оборудования у иностранных государств. Например, в Великобритании доля импортных поставок составляет
0,4%, в Германии — 3,8% [15]. Соответственно разрыв в масштабах занятыми зарубежными компаниями долей рынка медицинской техники для России и Великобритании достигает 150-кратной величины [15]. В КНР проводится активная политика по сокращению импортозависимости в здравоохранении [12].
Содействуя рационализации использования бюджетных ресурсов при осуществлении государственных закупок в здравоохранении, не следует отодвигать на задний план задачу повышения качества поставляемых лекарственных препаратов, оборудования в медицинские организации. В этой связи возрастают потребности в принятии мер, направленных на упорядочивание данного процесса. Представители научных кругов рекомендуют частично взять на вооружение опыт зарубежных стран при формировании современной контрактной системы. Речь идет и о создании специализированного государственного органа с целью централизации проведения аудита процедуры закупок и контроле за выполнением заключенных контрактов. В этом отношении представляет интерес практика США, где функционирует «специальная государственная структура для управления публичными закупками» [13].
Действенной мерой по решению поставленной задачи могло бы стать формирование репу-тационного рейтинга представителей бизнес-сообщества, составляемого в автоматическом режиме в Единой информационной системе, на основе анализа полученных данных о степени качества поставляемых по государственным закупкам товаров или оказанных услуг, их объема и стоимости. Одновременно желательно обладание участником закупочных процедур опытом реализации государственного контракта минимум в 30% размере от начальной (максимальной) цены контракта. В перспективе соответствующие показатели следует учитывать во время предконкурсной процедуры по допуску к участию в государственных закупках. Целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о предоставлении соответствующим поставщикам экономических преференций. Они могут выражаться, например в существенном сокращении величины обеспечения исполнения государственного контракта.
На этом основании особый интерес представляет практика ряда стран, в которых недобросовестные поставщики по государственным конт -рактам не просто заносятся в «черные списки»,
но и утрачивают репутацию через механизм общественного осуждения [14]. Вопрос стоит о предотвращении возможного появления в числе поставщиков учреждениям здравоохранения компаний, выполняющих низкокачественные работы, либо фиктивных фирм-однодневок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, только использование комплексного подхода к совершенствованию системы государственных закупок в области здравоохранения способно оказать влияние на позитивные изменения в положении учреждений здравоохранения. Приоритетными направлениями в этой сфере является оптимизация использования бюджетных средств и повышение качества продукции и услуг, поставляемых лечебным учреждениям. Позитивные изменения в системе закупок должны быть связаны со стимулированием им-портозамещения и развития национальных медицинских технологий.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCE
1. Ушли глубоко в тыл. Российская газета. 2018; Спецвыпуск 51 (7514); С. 1 (Полоса 1). Доступно https://web.ar-chive.org/save/https://rg.ru/2018/03/12/nedovolstvo-med-pomoshchiu-vyzvano-nevernymi-upravlencheskimi-reshe-niiami.html. Ссылка активна на 25.06.2020. [They went deep into the rear]. Russian Newspaper. 2018; Special Issue 51(7514): 1. Accessed 25.06.2020. https://web.ar-chive.org/save/https://rg.ru/2018/03/12/nedovolstvo-med-pomoshchiu-vyzvano-nevernymi-upravlencheskimi-reshe-niiami.html. Russian.
2. Валуев Ю.М. Проблемы управления государственными закупками в сфере здравоохранения города Москвы. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019; 2. 33—37. Доступно по https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problemy-upravleniya-gosudarstvennymi-za-kupkami-v-sfere-zdravoohraneniya-goroda-moskvy/viewer. Ссылка активна на 25.06.2020. Valuev YuM. [Problems of public procurement management in the healthcare sector of the city of Moscow]. Scientific Works of the Moscow University for the Humanities. 2019; 2: 33—37. Accessed 25.06.2020. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-up-ravleniya-gosudarstvennymi-zakupkami-v-sfere-zdra-voohraneniya-goroda-moskvy/viewer. Russian.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Российская газета. 2013; 80 (6056); Полоса 19. Доступно по https://rg.ru/ 2013/04/12/goszakupki-dok.html Ссылка активна на 25.06.2020. [Federal Law of the Russian Federation No. 44-FZ of April 5, 2013 «On the contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal
needs»]. Russian Newspaper. 2013; 80(6056): 19. Accessed 25.06.2020. https://rg.ru/2013/04/12/goszakupki-dok.html. Russian.
4. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2018 год. Утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 29 августа 2019 г. № 46К (1342). Москва. Счетная палата Российской Федерации. 2019. 351 с. Доступно по http://audit.gov.ru/promo/ implementation-federal-budget-2018/doc/zaklyuchenie.pdf. Ссылка активна на 25.06.2020. [Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the 2018 Federal Budget Execution Report. Approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation (Minutes No. 46 K (1342) dated August 29, 2019)]. Moscow: Accounting Chamber of the Russian Federation. 2019. 351 p. Accessed 25.06.2020. http://audit.gov.ru/promo/ implementation-federal-budget-2018/doc/zaklyuchenie.pdf. Russian.
5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 апреля 2019 года. Москва. Счетная палата Российской Федерации. 2019. 38 с. Доступно по http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/report.pdf Ссылка активна на 25.06.2020. [Report on the results of the expert-analytical event «Monitoring the development of the public and corporate procurement system in the Russian Federation for 2018». Approved by the Board of the Accounting Chamber of the Russian Federation on April 2, 2019. Moscow. Accounting Chamber of the Russian Federation]. 2019. 38 p. Accessed 25.06.2020. http://www.ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/report.pdf. Russian.
6. Lin J-S, Ou Jerry JR. A study on supply chain value-added logistics based. International Journal of Electronic Business Management. 2011; 9(1): 58—69. Accessed 25.06.2020. https://pdfs.semanticscholar.org/e699/ e91e078e094cdf9c4f9b034b11f4698d2d23.pdf.
7. Smith Peter C, Yip Winnie. The economics of health system design. Oxford Review of Economic Policy. 2016; 32(1): 21—40. DOI: https://doi.org/10.1093/oxrep/grv018
8. The Oxford Handbook of Health Economics. Oxford, Oxford University Press, 2011. 967 p.
9. Антонов Д.А., Силова Е.С., Тарынин Ю.С. Особенности института закупок в здравоохранении. Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2019; 9(431): 92—99. Доступно по https:// doi.org/10.24411/1994-2796-2019-10910 Ссылка активна на 25.06.2020. Antonov DA, Silova ES, Та^т YS. [Features of the procurement institution in healthcare]. Bulletin of Chelyabinsk State University. Economic Sciences. 2019; 9(431): 92—99. Accessed 25.06.2020. https://doi.org/ 10.24411/1994-2796-2019-10910 Russian.
10. Hart O, Moore J. Incomplete contracts and renegotiation. Econometrica. 1988; 56(4): 755—785. https://doi.org/ 10.2307/1912698
11. Kelman St. Procurement and Public Management: The Fear of Discretion and the Quality of Government Performance. Washington (DC). AEI Press, 1990; 213: 4.
12. Мубаракшина Э.Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок. Вестник науки и образования.
2018; 16(52): 69—73. Часть 1. Mubarakshina ER. [Foreign experience in organization of public procurement]. Bulletin of Science and Education. 2018; 16(52): 69—73. Part 1. Russian.
15. Шаховская Л.С., Пескова О.С. Специфические проблемы организации госзакупок в здравоохранении (на примере фармацевтической отрасли и рынка медицинского оборудования). Вестник РУДН, серия Экономика. 2011; 4: 75—81. Доступно по https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/spetsificheskie-problemy-organizatsii-goszakupok-v-zdravoohranenii-na-primere-farmatsevticheskoy-otrasli-i-rynka-meditsinskogo/viewer Ссылка активна на 25.06.2020. Shakhovskaya LS, Peskova OS. [Specific problems of public procurement in health care (for example, the pharmaceutical industry and the market medical equipment)]. RUDN Bulletin, Economics Series. 2011; 4: 75—81. Accessed 25.06.2020. https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/spetsificheskie-problemy-organizatsii-goszakupok-v-zdravoohranenii-na-primere-farmatsevticheskoy-otrasli-i-rynka-meditsinskogo/viewer. Russian.
76(302): 264—28i. DOI: https://doi.org/i0. i i i i/j. i468-0335.2008.00740.x
i3. Савченко В.В. Анализ зарубежного опыта управления государственными и корпоративными закупкам. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 20i6; 7(2): i66—i7i. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-zarubezhnogo-opyta-upravleniya-gosudarstvennymi-i-korporativnymi-zakupkami/viewer. Ссылка активна на 25.06.2020. Savchenko VV. [Analysis of the foreign government and corporate procurement management experience]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 20i6; 2: i66—i7i. Accessed 25.06.2020. https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-zarubezhnogo-opyta-upravleniya-gosudarst-vennymi-i-korporativnymi-zakupkami/viewer. Russian.
14. Link AN, Scott JT. Private Investor Participation and Commercialization Rates for Government sponsored Research and Development Would a Prediction Market Improve the Performance of the SBIR Programme? Economica. 2009.
Принята к опубликованию / Accepted: i0.08.2020
Поступила / Received: 29.06.2020
Сведения об авторе:
Кобяцкая Елена Евгеньевна — канд. экон. наук, доцент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Универси -тет), 109004, Россия, Москва, ул. Александра Солженицына, 28, стр. 1. Тел. +7 (499) 763-68-05. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-2415-87-48.
Жилина Татьяна Николаевна — доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 119021, Москва, ул. Россолимо, д. 11, стр. 2. Тел.: +7 (916) 310-82-13. E-mail: [email protected]. SPIN-код 8396-0420. ID orcid.org/0000-0002-2355-1775.
Парахина Анастасия Александровна — магистр экономики по профилю «Экономика здравоохранения», ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 119021, Москва, ул. Россолимо, д. 11, стр. 2. Тел.: +7 (916) 497-77-84. E-mail: [email protected].
About the authors:
Elena E. Kobyatskaya — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Institute for Leadership and Health Care Management, Sechen-ov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2415-87-48.
Tatiana N. Zhilina — Associate Professor, Department of Sociology of Medicine, Health Care Economics and Health insurance, Institute of Social Sciences, Sechenov First Moscow State Medical University. E-mail: [email protected]. SPIN-code 8396-0420. ID orcid.org/0000-0002-2355-1775.
Anastasia A. Parakhina — Magister of Economics in Health Care Economics, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: [email protected].