Научная статья на тему 'Современные проблемы обеспечения энергетической безопасности России в сфере электроэнергетики и пути их решения'

Современные проблемы обеспечения энергетической безопасности России в сфере электроэнергетики и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3214
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец Н. Н.

В статье рассматриваются основные проблемы в области обеспечения энергетической безопасности, стоящие перед Российской Федерации в современных условиях. Анализируются возможные пути их решения. Показывается, что необходимым условием успешного развития и сохранения конкурентоспособности России на мировой арене является активное формирование повестки дня мирового энергетического развития путем разработки инновационных прогнозов и обеспечения интеллектуального лидерства в решении проблем мировой энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы обеспечения энергетической безопасности России в сфере электроэнергетики и пути их решения»

УДК 327.57: 620.9

современные проблемы обеспечения

энергетической безопасности россии в сфере электроэнергетики и пути их решения

Н. Н. ШВЕЦ,

доктор экономических наук, заместитель председателя Правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», заведующий кафедрой экономики и управления в электроэнергетике E-mail: info@fsk-ees. ru

Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИд России

В статье рассматриваются основные проблемы в области обеспечения энергетической безопасности, стоящие перед Российской Федерации в современных условиях. Анализируются возможные пути их решения. Показывается, что необходимым условием успешного развития и сохранения конкурентоспособности России на мировой арене является активное формирование повестки дня мирового энергетического развития путем разработки инновационных прогнозов и обеспечения интеллектуального лидерства в решении проблем мировой энергетики.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, устойчивое развитие, стабильность, глобальная энергетика, инновации, инфраструктура.

На современном этапе развития человеческого общества использование и преобразование топливно-энергетических ресурсов составляет основу функционирования экономических систем всех промышленно развитых стран мира. Топливно-энергетическая сфера и ее электроэнергетический сектор представляют собой базовые элементы промышленной инфраструктуры страны, обеспечивающие цивилизованные условия жизни всех ее граждан. Доступность и надежность энергетичес-

ких услуг оказывает определяющее воздействие на производительность труда, развитие здравоохранения, образования, транспорта и связи, обеспечение продовольствием, использование водных ресурсов, решение проблем безопасности.

В связи с этим энергетическая безопасность страны составляет неотъемлемую и существенную часть ее национальной безопасности. В выступлениях высших руководителей Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что энергетическая безопасность является одной из ключевых гарантий суверенного развития страны, непосредственно влияющей на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост ее международного авторитета [2, 7].

Интенсивное развитие технологий на протяжении всего XX в. сопровождалось стремительным ростом энергопотребления в быту и промышленности (см. рисунок), что привело к формированию на рубеже третьего тысячелетия новых глобальных вызовов перед человечеством.

Нет сомнения, что на первом плане стоит проблема дисбаланса энергообеспеченности различных стран и регионов планеты. Предшествующий столетний период развития мировой энергетики харак-

- 9

х 1015 кВт-ч

Млрд чел.

1900

1925

1950

1975

2000 2010

Источник: данные Е1А, ООН.

Динамика мирового потребления энергии и рост численности населения Земли в 1900-2010 гг: I - мировое потребление энергии (все источники), х 1015 кВт-ч; II - численность населения Земли, млрд чел.

провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом устойчивой энергетики для всех [5].

Еще одна глобальная проблема, стоящая перед человечеством, - экологическая, которая обусловлена необходимостью обеспечения долгосрочного баланса между удовлетворением растущего спроса на энергию и негативным воздействием энергетики на природ-

теризовался чередой непрекращающихся конфликтов и цепью географических очагов напряженности, обусловленных борьбой за доступ к энергоресурсам. С этой борьбой так или иначе было связано и большинство военно-политических событий последних лет: военные операции НАТО в Ираке и Ливии, продолжающаяся эскалация напряженности вокруг атомных проектов Ирана и Северной Кореи, острые международные дискуссии о разделе месторождений углеводородов на Арктическом и Антарктическом шельфах. Агрессивная военная экспансия США и НАТО в страны Ближнего Востока однозначно продемонстрировала их стремление установить единоличный контроль за крупными источниками и маршрутами поставок энергоресурсов, не считаясь ни с чьими интересами.

Международная напряженность, нагнетаемая вокруг этого региона, обладающего одними из крупнейших запасов углеводородного сырья, увеличивает и без того высокую волатильность рынков энергоресурсов, оказывая негативное влияние на всю мировую экономику.

Проблема дисбаланса энергообеспеченности неразрывно связана с проблемой бедности населения. Согласно статистике ООН, в настоящее время почти 1,5 млрд чел. в беднейших странах мира вообще не имеют доступа к электрической энергии. Даже в тех случаях, когда услуги по энергоснабжению предоставляются, миллионы малоимущих не в состоянии их оплачивать. Недаром 2012 г. был

ную ресурсную базу. Человечество достигло такого этапа своего развития, на котором его деятельность стала заметным фактором, оказывающим решающее влияние на глобальное экологическое равновесие. Поэтому дальнейшее непродуманное наращивание потребления энергоресурсов чревато необратимой деградацией и разрушением привычной для нас среды обитания. Нужны адекватные меры, завтра может быть поздно.

Сегодня просматривается явная тенденция смещения энергетической политики мирового сообщества в сторону создания экологически чистых производств в целях противодействия изменению климата и содействия разрешению различных кризисных ситуаций в сфере экологии. Случившаяся в Японии в начале 2011 г. катастрофа на АЭС «Фу-кусима» вызвала во многих странах кардинальный пересмотр подходов к ядерной энергетике, которую многие считали низкоуглеродной и, следовательно, чистой и экологически оправданной.

Согласно долгосрочным прогнозам развития мировой экономической системы, к 2030 г. она пройдет пик индустриализации, после чего ожидается снижение уровня энергопотребления и энергоемкости национальных экономик. Доля нефти в структуре мирового энергетического баланса, по некоторым оценкам, должна снизиться, а потребление природного газа, напротив, возрастет [6].

Грядут изменения и в структуре генерирующих мощностей. В энергетическом развитии централь-

ное место по праву займет электроэнергетика. Произойдет смещение центра тяжести в национальных энергобалансах на местные энергетические ресурсы, увеличение в их структуре доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Существенно возрастет роль систем с элементами искусственного интеллекта в обеспечении баланса энергии. Последнее обстоятельство иллюстрируется тем, что в мире четко наметились контуры внедрения в энергетических системах принципов, методов и структур адаптивного управления распределением и потреблением электроэнергии, децентрализация ее источников.

Сегодня мир успешно осваивает новую экономическую парадигму, основанную на инновациях [1]. Энергетическое научное сообщество в своих исследованиях также активно моделирует инновационный сценарий развития мировой энергетики, сопоставляя его с инерционным и стагнационным.

Что характерно для инновационного сценария? Прежде всего то, что по мере снижения значения нефти в мировом топливно-энергетическом балансе в энергетике снизится вес военно-политических факторов, а значимость научно-технических факторов, напротив, возрастет.

В результате этого конфликты в ходе борьбы за источники энергетических ресурсов сменятся конфликтами иного рода - противоборством государств за доступ к энергетическим технологиям.

При реализации инновационного сценария развития мировой экономики Китай, Европейский Союз и Россия столкнутся с мощным исследовательским потенциалом США, которые серьезно продвинулись по всем направлениям энергетических технологий - в областях возобновляемой энергетики, разработки электромобилей, «интеллектуальных сетей», ядерных реакторов четвертого поколения, в том числе на быстрых нейтронах. Высоки шансы того, что именно США займут лидирующие позиции в создании электроэнергетических систем нового поколения, а также в создании новой системы регулирования энергетических рынков.

Страны Европейского Союза имеют традиционно сильные позиции в сфере развития систем энергосбережения. Однако в областях разработки электротранспорта и создания технологий магистрального транспорта электроэнергии Европа значительно отстает от США. Расстановку сил на энергетической карте мира во многом определит Китай, интенсивно реализующий собственную

инновационную стратегию в атомной и возобновляемой энергетике и превратившийся за последние два десятилетия в ключевого игрока на мировой энергетической арене.

Что касается России, то в настоящее время наша страна находится скорее в положении догоняющего, нежели лидера в мировой энергетике.

Обладая уникальными месторождениями энергоресурсов и уникальным географическим положением, дающим широкие возможности по их транспортировке и транзиту за рубеж, Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в торговле и международном сотрудничестве в этой сфере. Сегодня Россия обеспечивает свыше 12 % мировой торговли нефтью и углем, 25 % рынка поставок газа. Свыше 80 % объема российской нефти экспортируется в страны Европы. Россия занимает 4-е место в мире по производству электроэнергии, уступая только США, Китаю и Японии, причем является нетто-экспортером последней страны, ежегодно поставляя за рубеж около 20 млрд кВтч на сумму свыше 1 млрд долл. [10].

В то же время распад Советского Союза и последовавший за ним период экономического хаоса отбросили развитие технологической и научно-исследовательской базы электроэнергетики России буквально на несколько десятилетий назад. Сокращение бюджетного финансирования в совокупности с низкой платежной дисциплиной потребителей в 1990-е гг. привело к резкому снижению объема инвестиционных возможностей энергетических компаний, в результате чего практически остановился процесс развития и обновления основных фондов, начался резкий рост их износа. Последствия этого недофинансирования ощущаются предприятиями электроэнергетики до настоящего времени. Так, общий износ распределительных электрических сетей достиг 70 %, при этом доля распределительных сетей, выработавших свой нормативный срок, составляет 50 %, причем 7 % сетей выработало уже два нормативных срока. Износ магистральных сетей ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» лишь немногим меньше, составляя 50 % [11]. Аналогичная ситуация наблюдается и в генерирующих компаниях. По оценкам Минэнерго России, свыше 60 % установленных мощностей основного генерирующего оборудования энергетических компаний эксплуатируются более 30 лет [3].

Наряду с физическим износом оборудования происходило его неизбежное моральное старение. Например, средний технический уровень установленного подстанционного оборудования в распределительных сетях по многим позициям соответствовал оборудованию, которое эксплуатировалось в ведущих странах мира 30 лет назад (!).

Отставание темпов развития электроэнергетики от нужд потребителей в условиях возобновления в России экономического роста привело к возникновению и нарастанию дефицита мощности, к неспособности обеспечить требуемый уровень присоединения новых потребителей. Недостаточная развитость инфраструктуры сектора ограничивала возможности организации бесперебойного и надежного электроснабжения, тормозила экономическое развитие регионов.

Начиная с 2000 г. Правительством РФ была проведена большая системная работа по реформированию электроэнергетической сферы в целях создания более гибкой ее структуры, отвечающей современным вызовам и условиям функционирования.

Одной из важнейших задач реформирования являлось построение структуры управления сектором, которая обеспечивала бы соблюдение баланса интересов государства и частных инвесторов, экономическую эффективность деятельности предприятий электроэнергетики и отвечала бы современным потребностям общества.

В рамках реформы созданы новая нормативно-правовая база и система регулирования, коренным образом изменена структура сектора. Произошло разделение вертикально интегрированных электроэнергетических компаний, выделены конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности. Были созданы инфраструктурные организации в естественно-монопольных секторах, а также сформированы оптовый и розничные рынки электроэнергии. Функции управления распределительными сетями в новой структуре сектора возложены на региональные и межрегиональные распределительные сетевые компании - операционные компании с максимальной ответственностью за надежность и эффективность электроснабжения потребителей на соответствующих территориях.

Несмотря на существенные изменения, которые претерпела структура электроэнергетики в ходе реформ, в настоящее время она еще далека от оптимальной. Так, одним из побочных эффек-

тов реформирования явилось разделение некогда единого электросетевого комплекса между большим количеством самостоятельных юридических лиц. В результате разделения РАО ЕЭС в России сформировалось более 3 000 территориальных сетевых организаций (ТСО), эксплуатирующих преимущественно линии низкого напряжения [10]. Такая раздробленность сетей не только существенно снижает общую надежность электроснабжения потребителей, но и препятствует оптимизации структуры активов, внедрению единых технологических подходов к транспорту электроэнергии и технологическому присоединению новых потребителей.

В результате высокой неоднородности качества финансово-хозяйственной деятельности, несогласованности интересов и возможностей собственников сетевые активы в ряде ТСО имеют значительный износ, а хозяйственная деятельность ведется неэффективно. Это обусловливает опережающий рост тарифов на услуги ТСО, а также способствует неплатежам в секторе экономики. Так, согласно оценке ОАО «Холдинг МРСК», в период с 2008 по 2012 г. рост тарифной выручки межрегиональных распределительных сетевых компаний составил 57 %, тогда как аналогичный показатель у ТСО - 240 %.

В целях дальнейшей оптимизации структуры электросетевого комплекса, в соответствии с Указом Президента РФ от 22.11.2012 № 1567 [8], на базе ОАО «Холдинг МРСК» было сформировано акционерное общество «Российские сети», как единый центр компетенций и ответственности в данном сегменте электроэнергетики.

Сформированная в результате реформ организационная структура сектора позволила в значительной степени обеспечить энергетическую безопасность России в последние годы. Вместе с тем не удалось избежать серьезных локальных нарушений энергетической безопасности отдельных регионов и населенных пунктов. Наиболее известными и получившими широкий общественный резонанс явились авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., террористический акт на Баксанской ГЭС, произошедший в июле 2010 г., а также массовые технологические нарушения в электрических сетях в результате климатических аномалий в 2011-2012 гг.

Все эти вышеперечисленные случаи являются ярким отражением острых проблем, накопившихся в современной российской энергетике, среди которых следует выделить следующие:

• недоинвестированность развития электроэнергетики и, как следствие, высокая степень износа основных фондов (в среднем более 60 %), дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны;

• несоответствие производственного потенциала электроэнергетики мировому научно-техническому уровню, в том числе длительное технологическое отставание в создании и освоении современных электросетевых технологий;

• недостаток квалифицированных кадров и снижение ответственности компаний за состояние оборудования и системную надежность энергообеспечения;

• недостаточный учет системных связей между различными типами систем энергообеспечения, а также электроэнергетики с другими секторами экономики;

• слабая защищенность объектов инфраструктуры страны, включая объекты электроэнергетики, от террористических актов. Первые две проблемы связаны с уже упомянутым более чем десятилетним недофинансированием нужд электроэнергетики. Одним из возможных путей решения указанных проблем является привлечение в сектор частных инвестиций. Долгосрочные вложения институциональных инвесторов хорошо согласуются с условиями финансирования инфраструктурных проектов и могут помочь преодолеть недофинансирование.

Однако привлечение этих средств требует формирования регуляторных институтов, которые обеспечили бы приемлемые уровни дохода и риска для инвесторов, позволили бы повысить прозрачность принятия управленческих решений и ответственность менеджеров компаний, дали возможность реализации долгосрочных инвестиционных программ.

В целях формирования таких институтов в настоящее время в естественно-монопольных секторах электроэнергетики вводятся механизмы долгосрочного тарифного регулирования, направленные на привлечение инвестиций для строительства и модернизации инфраструктуры, стимулирование повышения эффективности расходов сетевых организаций. Благодаря их введению значительно расширяются возможности для привлечения заемных средств в сектор.

Однако этот процесс существенно сдерживается непрозрачностью существующей системы регулиро-

вания, а также частым пересмотром правил регулирования, что существенно осложняет долгосрочное прогнозирование доходов компаний и снижает их инвестиционную привлекательность [12].

Наряду с нестабильной средой, основными препятствиями к повышению эффективности деятельности электросетевых компаний в области тарифного регулирования в настоящее время остаются: наличие перекрестного субсидирования между различными группами потребителей и различными сегментами электроэнергетики, а также сохраняющиеся на достаточно высоком уровне неплатежи потребителей за электроэнергию.

Кроме того, тариф на электроэнергию в России в настоящее время находится на высоком уровне, сопоставимом со странами Западной Европы, такими как Франция или Испания. Учитывая более высокий уровень жизни в этих странах, можно сделать вывод об отсутствии сколь-нибудь значимого потенциала для его дальнейшего роста [11].

В связи с этим дальнейшее повышение эффективности деятельности сектора возможно только в результате кардинального снижения операционных издержек компаний и повышения эффективности их деятельности за счет глобальной реновации основных фондов и оптимизации организационной структуры.

В целях снижения потерь электроэнергии, уменьшения интенсивности отказов и времени простоя (восстановления) оборудования компаниями разрабатываются программы реновации объектов электроэнергетики. Их реализация позволит осуществить замену устаревшего морально и физически оборудования, сбалансировать перспективные нагрузки и ожидаемое потребление электроэнергии.

Также ведется разработка и ввод в действие системы технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших ориентиров развития энергетики, в первую очередь повышение уровня безопасности и надежности электроснабжения.

Одновременно с реновацией существующих основных фондов предполагается освоение и внедрение энергоэффективных инновационных технологий, разработка на их основе типовых проектных решений, что неразрывно связано с планомерным проведением инновационной и научно-технической политики в энергетике.

Стратегической целью государственной политики в этой сфере является создание устойчивой национальной инновационной системы в энергетике для обеспечения высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.

Для достижения стратегической цели инновационной и научно-технической политики в энергетике необходимо:

• воссоздание и развитие научно-технического потенциала, включая фундаментальную науку, прикладные исследования и разработки, модернизацию экспериментальной базы и систему научно-технической информации;

• создание благоприятных экономических и организационных условий для развития инновационной и научно-проектной деятельности, направленной на коренное обновление производственно-технологической базы энергетики, энергосбережение, повышение энергоэффективности, надежности, безопасности и эколо-гичности энергетических установок и систем;

• создание системы государственной поддержки и стимулирования деятельности энергетических компаний по разработке и реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих их инновационное развитие;

• использование потенциала международного сотрудничества, включая создание совместных предприятий и приобретение зарубежных активов, для применения лучших мировых достижений и вывода отечественных разработок на более высокий уровень;

• сохранение имеющегося и развитие кадрового потенциала, интеграция науки, образования и инновационной деятельности.

Решение поставленных задач и реализация приоритетных направлений развития научно-технического комплекса в энергетическом секторе должны осуществляться с использованием мер государственной поддержки развития критических технологий в энергетике с учетом их прогнозируемой эффективности и мировых тенденций, развития государственно-частного партнерства, а также интенсивного международного сотрудничества в этой сфере.

Очень остро в настоящее время стоит проблема недостатка квалифицированных кадров в электро-

энергетике. Персонал является наиболее ценным ресурсом, которым располагает современная высокотехнологичная компания. Уровень конкурентоспособности любой компании все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, в связи с чем инвестиции в человеческий капитал являются стратегическими и наиболее надежными вложениями бизнеса, представляют собой фундамент его развития.

К сожалению, в настоящее время имеет место значительный недостаток квалифицированных кадров управленческого звена и основных энергетических профессий, особенно в отдаленных структурных подразделениях в сельской местности.

Увеличивается число отказов, допущенных персоналом, не имеющим высшего и среднего технического образования. Отсутствие теоретической базы для ведения энергетических процессов негативно отражается на практических навыках работников, приводит к неумению ориентироваться в обстановке и к созданию аварийных ситуаций.

В связи с этим необходимой является сбалансированная политика управления человеческими ресурсами, направленная на обеспечение электроэнергетических компаний персоналом, соответствующим идеологии развития сектора. Это достигается развитием и поддержанием в актуальном состоянии системы подготовки кадров и повышения их квалификации, предусматривающей установление долгосрочных отношений с профильными высшими учебными заведениями.

Еще одной важной проблемой стратегического развития энергетики является недостаточный учет системных связей предприятий электроэнергетики с другими секторами экономики.

Наличие системных связей между объектами экономики приводит к тому, что одна лишь экономическая эффективность деятельности компаний, владеющих элементами инфраструктуры, оказывается недостаточной для обеспечения качественного и надежного энергоснабжения. При этом должны приниматься во внимание также интересы государства [5], учитываться состояние и перспективы развития смежных секторов экономики и территорий, на которых ведут свою деятельность энергокомпании.

Предприятия электроэнергетики одновременно являются как поставщиками одного из наиболее критичных ресурсов для производств, так и крупными потребителями продукции различных секторов экономики, прежде всего машиностроения

(энергетическое оборудование, электротехническая промышленность), черной и цветной металлургии. Согласно имеющимся оценкам, российская промышленность обеспечивает потребности энергетики в оборудовании и материалах на 80-85 % [13].

К сожалению, хотя некоторые виды отечественного оборудования по техническим характеристикам, качеству и надежности не уступают зарубежным аналогам, значительная часть оборудования, выпускаемая российскими предприятиями, проигрывает по качественным или ценовым параметрам. Вместе с тем нельзя не учитывать тот положительный момент, что техническое обслуживание и ремонт отечественного оборудования обходятся значительно дешевле и сопряжены с меньшими техническими сложностями, чем ремонт импортных аналогов. В связи с этим одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России является более активное развитие отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, указанный процесс будет базироваться на соответствующей отраслевой стратегии, при этом основной упор будет сделан на организацию на российских заводах лицензированного производства продукции, которая не может быть создана в России в ближайшие годы. Одной из важных задач по обеспечению энергетической безопасности государства является решение проблемы импортозамещения. При этом прогнозируется, что к 2030 г. российская промышленность освоит до 95-98 % номенклатуры изделий для топливно-энергетического комплекса [13].

В результате локализации производства потребность электроэнергетики к 2030 г. в основном должна удовлетворяться за счет российского оборудования, доля импорта в объеме закупок составит 2-3 %.

Следующая проблема, с которой сталкиваются предприятия электроэнергетики, - это необходимость обеспечения безопасности эксплуатации и защищенности объектов электроэнергетики от террористических актов.

Реальность такова, что в результате произошедших в последние десятилетия изменений глобальной социально-политической ситуации, политического устройства страны и состояния экономики появились новые угрозы, которых никто не ждал: различные формы террористических

акций, несанкционированное проникновение на объекты энергетики, вывод из строя оборудования в результате хищений цветных металлов, угрозы техногенного характера и др.

Последний пример варварской реализации террористического акта, направленного против объектов энергетики на территории России, - взрывы 21.07.2010 на Баксанской ГЭС. В этой связи руководством страны была поставлена задача в кратчайшие сроки повысить уровень антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Организационные и правовые основы в данной сфере были установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» [9].

В соответствии с указанным законом предприятиями электроэнергетики разработаны и реализуются планы первоочередных мероприятий по повышению антитеррористической и противо-диверсионной защищенности объектов электроэнергетики, вносятся коррективы в бизнес-планы и инвестиционные программы, разрабатываются комплексные программы по укреплению безопасности объектов.

Желаемого результата - повышения уровня защищенности объектов электроэнергетики - можно добиться только при всестороннем подходе к решению этой проблемы, реализации комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий при условии достаточного их финансирования.

В заключение, резюмируя изложенное выше, хотелось бы отметить, что имеющиеся в настоящее время проблемы обеспечения энергетической безопасности планомерно решаются в результате целенаправленной деятельности органов власти и всех структурных элементов сектора экономики.

Однако помимо решения текущих проблем уже сейчас необходимо работать на перспективу. Возможности для этого есть, ибо, несмотря на тяжелый переходный период, российской энергетике все же удалось сохранить необходимый технологический и, что особенно важно, научный потенциал для перехода на качественно новый уровень развития с доминированием неуглеводородных источников энергии и интеллектуальных энергоэффективных систем управления энергопотоками.

Стратегия действий Российской Федерации на мировом энергетическом рынке должна включать не только пассивную адаптацию к сформировавшимся трендам развития мировой энергетики, но

и активное формирование повестки дня мирового энергетического развития путем разработки инновационных прогнозов и обеспечения интеллектуального лидерства России в исследовании проблем мировой энергетики.

Список литературы

1. Бендиков М. А., Хрусталёв Е. Ю. Методологические основы исследования механизма инновационного развития в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 2. С. 3-14.

2. Грачев И. Д., Некрасов C. А. Стратегический аспект энергетической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2012-2013 гг.: доклад Минэнерго России. [Электронный ресурс]. URL: http://minenergo. gov. ru/ press/doklady.

4. Колесник Г. В., Писарева А. В. Особенности управления предприятиями совместной частно-государственной формы собственности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 2 (92). С. 8-19.

5. Международный год устойчивой энергетики для всех / Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 65/151. 16.02.2011.

6. Мировая энергетика - 2050 (Белая книга) / под ред. В. В. Бушуева, В. А. Каламанова. М.: ИЦ «Энергия», 2011.

7. О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России: выступление Президента РФ Д. А. Медведева на заседании Совета Безопасности Российской Федерации от 03.12.2010. URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/statements.

8. Об открытом акционерном обществе «Российские сети»: Указ Президента РФ от 22.11.2012 № 1567.

9. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ.

10. Прытков А. Т., Игумнов П. В. Перспективы развития экспорта электроэнергии из Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 3.

11. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.

12. Швец Н. Н., Демидов А. В. Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе // Вестник МГИМО-Универси-тета. 2012. № 1 (22). С. 267-272.

13. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.