Научная статья на тему 'Электроэнергетика и ее роль в энергетической политике России'

Электроэнергетика и ее роль в энергетической политике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3698
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 / ENERGY POLICY / POWER INDUSTRY / ENERGY STRATEGY OF RUSSIA FOR THE PERIOD UP TO 2030

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Игорь Викторович

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации энергетической политики России. Автор делает акцент на роли электроэнергетики как базовой отрасли энергетики и российской экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the actual problems of implementation of energy strategy of Russia. The author focuses on the role of power industry as a basic branch of energetics as well as of Russian economy in general.

Текст научной работы на тему «Электроэнергетика и ее роль в энергетической политике России»

Игорь ЕФРЕМОВ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации энергетической политики России. Автор делает акцент на роли электроэнергетики как базовой отрасли энергетики и российской экономики в целом.

The article deals with the actual problems of implementation of energy strategy of Russia. The author focuses on the role of power industry as a basic branch of energetics as well as of Russian economy in general.

Ключевые слова:

энергетическая политика, электроэнергетика, Энергетическая стратегия России на период до 2030; energy policy, power industry, Energy Strategy of Russia for the period up to 2030.

ЕФРЕМОВ

Игорь

Викторович — д.воен.н., старший научный сотрудник; старший преподаватель кафедры

государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба iqorm1967_2007@ mail.ru

Как показывает опыт, энергетика в современном мире играет ключевую роль в ресурсном обеспечении экономического развития и повышении конкурентоспособности экономики любого государства, а мировые политические процессы существенно обусловлены взаимоотношениями в мировом энергетическом сообществе. Таким образом, Россия, на долю которой приходится, по разным оценкам, от 6 до 12 % запасов нефти, более четверти мировых разведанных запасов газа, а также значительный потенциал угольной отрасли, владеет мощным инструментом политического влияния в современном мире и отстаивания своих национальных интересов. Вместе с тем обладание уникальными ресурсными возможностями предполагает постоянный анализ приоритетов государственной экономической политики, поиск путей оптимизации развития энергетического сектора экономики.

Указанные факторы во многом определяют содержание политики государства в области энергетики, что нашло отражение в Энергетической стратегии России на период до 2030 года1. В соответствии с данным документом целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Практические шаги по реализации энергетической политики страны, необходимость адекватного ответа на важнейшие внутренние и внешние вызовы долгосрочного развития в сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере предопределили цели и задачи Энергетической стратегии.

Главной ее целью определено создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России.

Достижение указанной цели предполагает последовательное решение следующих основных задач:

— повышение эффективности воспроизводства, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на них;

— модернизация и создание новой энергетической инфраструк-

1 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // http://www.minenergo.gov.ru

туры на основе масштабного технологического обновления энергетического сектора экономики страны;

— формирование устойчиво благоприятной институциональной среды в энергетической сфере;

— повышение энергетической и экологической эффективности российской экономики и энергетики, в т.ч. за счет структурных изменений и активизации технологического энергосбережения;

— дальнейшая интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему.

Как отмечается в Стратегии, реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществить в три этапа.

Первый этап связан с выходом из кризиса и формированием основ новой экономики. Его главной задачей является скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, а также использования открывающихся в период кризиса возможностей для качественного обновления и модернизации российского топливно-энергетического комплекса. Временные рамки окончания первого этапа (ориентировочно 20132015 гг.) будут определяться масштабами последствий кризиса и скоростью их преодоления экономикой и энергетическим сектором страны.

Второй этап предполагает переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики. Его доминантой будет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса и экономике в целом как результат проведенных на первом этапе мероприятий, а также реализация инновационных и новых капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал.

Третий этап - это этап развития инновационной экономики. Основным его содержанием станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и техноло-

гий ее получения. При этом инновационное развитие российской энергетики будет обеспечено заложенным на предыдущих этапах инвестиционным и инновационным фундаментом в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей.

Стоит отметить, что за последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась система государственного регулирования отрасли, сформировался конкурентный рынок электроэнергии, созданы новые компании. Изменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Еще более существенные подвижки в отрасли произойдут в результате реализации Энергетической стратегии.

Так, исходя из данного документа, стратегическими целями развития электроэнергетики определены: обеспечение энергетической безопасности страны и регионов; удовлетворение потребностей экономики и населения страны в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, гарантирующим окупаемость инвестиций в электроэнергетику; обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях; инвестиционноинновационное обновление отрасли. Для этого предусмотрено решение следующих основных задач:

— сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и отдельных ее регионов;

— дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в т.ч. за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем;

— расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети);

— развитие конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии, обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;

— опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики (включая гидроэнергетику), направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

— расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;

— обеспечение безопасности и управляемости электроэнергетических систем, а также необходимого качества электроэнергии;

— развитие малой энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения;

— разработка и реализация механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат, развития конкуренции в электроэнергетике и смежных отраслях, а также за счет создания государственной системы управления развитием электроэнергетики;

— снижение негативного воздействия электроэнергетики на окружающую среду на основе применения наилучших технологий.

С учетом указанных целей и задач содержательное наполнение этапов реализации Энергетической стратегии применительно к электроэнергетике имеет свою специфику.

На первом этапе спрос на электроэнергию будет определяться проявлениями мирового кризиса, а также возможностями экономики по их скорейшему преодолению. Важным направлением на данном этапе должно стать создание нормативноправовой основы для привлечения частных инвестиций в развитие всех видов генерации. Будет проводиться в жизнь государственная программа строительства атомных электростанций и гидрогенерирующих электростанций, в т.ч. на условиях частно-государственного партнерства.

Единая энергетическая система России

будет развиваться как путем присоединения к ней изолированных или имеющих слабые электрические связи энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в т.ч. для экспорта электроэнергии. Планируется завершить процесс управляемой либерализации и создания внутреннего конкурентного рынка электроэнергии и мощности.

На втором этапе реализации Стратегии будут вводиться в эксплуатацию новые атомные электростанции, произойдет масштабное обновление основных производственных фондов и развитие новой электроэнергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Продолжится промышленное освоение новых парогазовых установок с высокими значениями коэффициента полезного действия и установок угольной генерации на сверхкритических параметрах пара. В атомной энергетике будет расширено серийное производство и ввод в эксплуатацию реакторов на быстрых нейтронах и создано производство для обеспечения реализации замкнутого топливного цикла. Развернется освоение возобновляемых источников энергии. За счет инвестиционно-инновационного обновления отрасли существенно улучшатся показатели ее энергетической, экономической и экологической эффективности.

На третьем этапе реализации Стратегии электроэнергетика будет характеризоваться расширенным внедрением технологических инноваций в традиционные сегменты отрасли и активным развитием нетопливной энергетики на фоне замедления темпов роста спроса на электроэнергию за счет повышения общей энергоэффективности экономики страны. Получит развитие строительство крупных гидроэлектростанций на востоке страны, возрастет использование малой атомной энергетики, включая плавучие атомные электростанции, для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов с целью производства электроэнергии, коммунального тепла и высокотемпературного тепла для технологических целей, в т.ч. для производства водорода.

Однако на пути реализации намеченного есть немало проблем. К основным из них относятся:

— дефицит генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны, отсутствие электрической связи Сибирь

— Урал — Центр с пропускной способностью, позволяющей эффективно использовать сибирские гидро- и топливные ресурсы, реализовать эффекты широтной протяженности Единой энергетической системы России и другие системные эффекты;

— неоптимальная структура генерирующих мощностей, снижение надежности электроснабжения, обусловленное высоким износом основных производственных фондов;

— длительное технологическое отставание в создании и освоении современных парогазовых, экологически чистых угольных и электросетевых технологий;

— низкая энергетическая и экономическая эффективность отрасли;

— крайне высокая зависимость электроэнергетики от природного газа;

— отсутствие полноценного конкурентного рынка электроэнергии и мощности и др.

Однако есть и другие проблемы, не названные в Стратегии. К таковым, по нашему мнению, относится человеческий фактор, воздействие которого может быть гораздо опаснее, чем риски, прописанные в Энергетической стратегии России на период до 2030 г.

Например, Стратегия однозначно декларирует «дальнейшее развитие Единой энергетической системы России, в том числе за счет присоединения и объединения изолированных энергосистем». Хороший, верный вектор движения отрасли в общегосударственном масштабе. Как свидетельствует практика, энергетический сектор необходимо рассматривать и управлять им как

одним комплексом. Понимая это, президент и премьер-министр Российской Федерации не раз и не два поднимали вопрос о реальных шагах по объединению распределительных сетей, в частности ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК) и ОАО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК) на базе МОЭСК. В то же время в средствах массовой информации появились сообщения о решении Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы, согласно которому ОЭК должна приступить к самостоятельной эксплуатации распределительных сетей. Однако от этого, в конечном счете, могут пострадать потребители.

Так, расторжение договора аренды повлечет увеличение необходимой валовой выручки региона на 4,04 млрд руб., приведет к дополнительному росту сетевого тарифа на 7% и конечного тарифа для потребителей электроэнергии — на 3%. По оценкам экспертов, к 2015 г. ожидаемый тариф ОЭК превысит тариф МОЭСК более чем в 2,5 раза: 3,9 руб. за кВтч в ОЭК против 1,5 руб. в МоЭсК1.

Подводя итог сказанному, отметим, что в обозримом будущем российскую энергетику в общем и электроэнергетику в частности ждут значительные изменения, связанные с переходом страны от экспортносырьевого к ресурсно-инновационному развитию, повышением энергоэффективности и снижением энергоемкости экономики. И от того, как поведет себя энергетическая отрасль, во многом зависит трансформация всей структуры экономики страны в пользу ее инновационной модели.

1 Цена неисполнительности // Известия, 2011, 29 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.