ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 1
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Е.А. Кузнецов1,
аспирант кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ
имени М.В. Ломоносова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ
В АСЕАН
В статье предпринята фактически первая попытка проанализировать основные тенденции формирования и развития рынка энергоносителей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)2. Материал предназначен для востоковедческих и экономических вузов, факультетов, научных учреждений, специалистов, изучающих международные аспекты топливно-энергетического комплекса.
Ключевые слова: АСЕАН, экономика, рынок, энергоносители.
The article is dedicated to the key trends in formation and development of ASEAN energy market. The scientific information contained may be found useful for those, specializing in oriental and economic studies, predominantly in the international economic relations in the energy sector.
Key words: ASEAN, economy, market, energy sources.
Топливно-энергетический комплекс играет ведущую роль в развитии глобальной экономики. Поэтому вполне естественно, что сегодня сохранение и ускорение темпов экономического роста уже невозможно без предложения достаточных объемов сырья на рынке.
Исследуя указанную проблему в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), на который приходится свыше 60% мирового ВВП, более 40% мировой торговли и 80% золотовалютных запасов, следует отметить, что исторически именно АСЕАН выступала в роли энергетического ядра региона, располагая богатой ресурсной базой и финансовыми возможностями для ее освоения, а также за счет привлечения иностранного капитала и поддержки национальных добывающих предприятий. Все это позволило сформировать топливно-энергетический комплекс, ориентированный как на внутреннего, так и внешнего потребителя.
1 Кузнецов Егор Алексеевич, тел.: +7 (909) 161-28-02; e-mail: egor.kuznetsov8@ gmail.com
2 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — интеграционное объединение, созданное в августе 1967 г., в состав которого вошли десять государств: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Бруней, Сингапур, Таиланд, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Вьетнам.
По данным компании British Petroleum, в 2009 г. на АТР приходилось 3% мировых запасов нефти, 5,9 — природного газа и 24% угля3. Большая часть последнего была сконцентрирована в КНР (свыше 90%). При этом доля АСЕАН по нефти составляла свыше 60%, по природному газу — более 70%.
Распределение общих запасов энергоносителей на территории рассматриваемой интеграционной группировки представлено на приведенных ниже диаграммах (рис. 1—3. Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy, June 2010).
Малайзия (34)
Рис. 1. Общие запасы нефти в АСЕАН (%), 2009 г.
Рис. 2. Общие запасы природного газа в АСЕАН (%), 2009 г.
3 BP Statistical Review of World Energy, June 2010 // BP Official Site. URL: http:// www.bp.com/statisticalreyiew (дата обращения: 15.02.2011).
Рис. 3. Общие запасы угля в АСЕАН (%), 2009 г.
Как видно из диаграмм, Индонезия занимает лидирующие позиции по запасам первичных энергоносителей в регионе. При этом наметилась тенденция изменения соотношения ресурсных показателей между Индонезией и другими государствами АСЕАН. Последние быстро укрепляют свои позиции, особенно Вьетнам и Малайзия.
Приведенные данные свидетельствуют о ключевой роли АСЕАН в сфере энергоносителей АТР, природный потенциал которой явился достаточным для формирования рынка. Для АСЕАН вообще характерны высокие темпы развития экономики в последнее десятилетие, что делает актуальной проблему энергетической безопасности (некоторые ее положения будут рассмотрены ниже).
Исторически участники АСЕАН развивали топливно-энергетический потенциал в целях укрепления своих внешнеэкономических позиций на рынке АТР. Анализ торговой статистики свидетельствует о том, что поставки энергоносителей АСЕАН ориентированы преимущественно на внешние рынки. В 2007 г., например, на них приходилось приблизительно 62% стоимости всего товарооборота минерального топлива или 63 и 61% соответственно от общего экспорта и импорта данной товарной группы4.
В целом в 2000-е гг. данные показатели имели тенденцию к снижению, что явилось результатом, с одной стороны, успеха региональной интеграции, а с другой — сдвигов в политике диверсификации импортеров энергоносителей в Японии и Республике Корея. В частности, сегодня до 50% потребностей в сжиженном природном газе (СПГ) Японии и Республики Корея удовлетворяются за счет Индонезии и Малайзии (по сравнению с 90% в середине 1990-х гг.)5.
4 ASEAN Statistical Yearbook 2008. Jakarta, 2009. P. 90—100.
5 International Energy Agency Official Website. URL: http://www.iea.org (дата обращения: 18.12.2010).
При этом двухсторонние торгово-инвестиционные связи в сфере энергоносителей КНР и АСЕАН развиваются достаточно динамично. Так, товарооборот между странами растет лавинообразно, а китайские компании даже в период финансово-экономической турбулентности являлись наиболее активными игроками на инвестиционном рынке АСЕАН.
В 2000-е гг. свои капиталы в добычу и производство энергоносителей, которыми занималась АСЕАН, инвестировал целый ряд компаний КНР6. Например, заметно активизировали свое участие в нефтегазовых проектах региона PetroChina, Sinopec и CNOOC. Следует отметить, что китайский капитал активно расширяет свое участие в нефтегазовой отрасли региона, прежде всего за счет геологоразведки и сотрудничества с национальными компаниями АСЕАН. При этом в последние годы КНР отказалась от стратегии скупки активов местных компаний, так как подобные сделки редко получают одобрение властей.
На государственном уровне в АСЕАН с особым вниманием следят за расширением инвестиционной и торговой экспансии Китая7. Растущий потенциал нового рынка сбыта может повлечь за собой чрезмерную торговую и инвестиционную зависимость. Если Индокитай является традиционным партнером КНР8, то Малайзия и Индонезия крайне осторожно относятся к сотрудничеству с активно развивающимся соседом, в результате чего процесс утверждения на государственном уровне совместных проектов с Китаем здесь особенно продолжителен во времени.
По прогнозам, в ближайшее время АСЕАН предполагает строительство нескольких трубопроводов, один из которых протяженностью 4,875 км, будет проложен от нефтегазоносных месторождений в море Натуна в Индонезии через территорию Малайзии, Таиланда и Вьетнама в Шанхай9.
В целом по торговой статистике АСЕАН, 2000-е гг. для государств региона можно охарактеризовать как период потерь позиций по внутрирегиональным поставкам нефти и, наоборот, роста их значения в производстве природного газа. Наблюдается также и всплеск инвестиционного интереса к месторождениям энергоносителей в государствах — участниках АСЕАН, что объясняется перспективностью проектов в этом регионе и их значимостью для обеспечения энергетической безопасности всего АТР.
К началу XXI в. топливно-энергетический комплекс АСЕАН приобрел определенные контуры, позволяющие рассматривать его в качестве своеобразной модели развития. Ее отличительной осо-
6 Юго-Восточная Азия в 2004 году. М., 2005. С. 57—59.
7 Тихоокеанское обозрение 2004—2005. М., 2006. С. 85—86, 89.
8 Владивосток — 2012: АТЭС и новые возможности России. М., 2011. С. 112—113.
9 Oil & Gas J. 2006. 13 February. P. 65.
бенностью является наличие сильного интеграционного элемента в торгово-инвестиционных взаимоотношениях между государствами в рассматриваемой сфере.
Следует, однако, отметить, что на момент создания АСЕАН в 1967 г. все рассматриваемые участники сильно зависели от внутрирегиональных инвесторов, а конъюнктура рынка отличалась слишком большим дисбалансом (экспортеры выигрывали от роста цен, в то время как импортеры страдали от инфляции). Кроме того, развитие сферы энергоносителей АСЕАН в значительной степени зависело от политики квот ОПЕК и поставок из Ближнего Востока. Минимизировать влияние таких экстерналий АСЕАН должна была за счет создания соответствующих органов и выработки правовой базы для переориентации поставок государств-экспортеров региона на внутренний рынок.
Идея либерализации взаимной торговли энергоносителями начала реализовываться в 1970-х гг. В 1976 г. на Балийском саммите было принято решение о придании топливу так называемого «особого статуса преференциального доступа» на региональный рынок. Тем не менее, интенсификация взаимного сотрудничества в сфере энергоносителей шла медленно прежде всего из-за различий в уровне экономического развития государств — членов АСЕАН. Совету АСЕАН по нефти, призванному координировать усилия в освоении месторождений рассматриваемого сырья в регионе, крайне трудно было перепрофилировать сложившиеся торговые связи Индонезии, Малайзии, Таиланда и Сингапура на новых внутрирегиональных партнеров.
Первые результаты совместных усилий в этой области проявились в середине 1980-х гг. Соглашение об энергетическом сотрудничестве государств, Соглашение о нефтяной безопасности, Соглашение о создании Центра по вопросам энергетики, Среднесрочная программа действий в области энергетического сотрудничества (обновляемая каждые пять лет) — все эти документы явились основообразующими для скоординированных мероприятий АСЕАН в нефтегазовой и угольной отраслях региона.
Причину, по которой интерес к сфере энергоносителей резко возрос на региональном уровне, следует искать в нестабильности поставок из Ближнего Востока и открытии новых месторождений в государствах — участниках АСЕАН. Финансовые кризисы конца 1980-х и 1990-х гг. также внесли определенные коррективы в деятельность АСЕАН. Колебания учетной ставки в США оказывали значительное влияние на инвестиции в сферу энергоносителей Ассоциации. Минимизация этого влияния была возможна лишь за счет развития собственных, внутрирегиональных институтов, соответствующая база для развития которых имелась у Сингапура,
уже тогда претендовавшего на роль финансового центра не только АСЕАН, но и всего АТР.
Однако на пути к такой «регионализации» сферы энергоносителей АСЕАН возник ряд структурных проблем, вызванных изменениями в самих государствах Ассоциации.
В частности, стремительный рост внутреннего спроса одного из главных энергоэкспортеров — Индонезии, мог повлечь за собой увеличивающуюся нестабильность в поставках. Ситуация усугублялась также отсутствием притока инвестиций в освоение новых месторождений этой страны. Сегодня в качестве одной из причин рассматриваемой проблемы признана неэффективность государственной политики в области нефтегазового комплекса10. Данная проблема все еще остается актуальной для Индонезии.
В то же время рост емкости внутренних рынков в других государствах АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины) происходит в условиях их готовности инвестировать свои национальные капиталы в добычу и производство энергоносителей в регионе. Шельфовые месторождения, например, во Вьетнаме и Мьянме являются наиболее инвестиционно привлекательными для АСЕАН.
Сложившаяся ситуация обусловила необходимость более тесной региональной кооперации в целях устойчивого развития. С 1989 г. в рамках АСЕАН была начата разработка проектов по созданию треугольников экономического роста, в которых важное значение придавалось в том числе и сотрудничеству в сфере энергоносителей. К участию привлекались как азиатские, так и европейские и американские партнеры, что позволяло гармонично использовать инвестиционный и технологический опыт всех заинтересованных сторон. Сегодня в рамках рассматриваемых проектов осуществляются наиболее крупные капиталовложения в перспективные проекты сферы энергоносителей АСЕАН.
Так, согласно проекту «Южный треугольник» экономического роста11, куда входят Сингапур, провинция Риау в Индонезии, штат Джохор в Малайзии, предусмотрено строительство ряда нефтехимических комплексов, трубопроводов и железных дорог. Часть произведенной продукции будет экспортироваться. Индонезии и Малайзии сотрудничество открывает дальнейшие возможности для интенсификации добычи первичных энергоносителей при финансовой поддержке Сингапура и расширения внутрирегиональных экспортных рынков12.
10 Oil & Gas J. 2006. 13 February. P. 35—36.
11 Концепция южного треугольника экономического роста была сформулирована в 1989 г.
12 См.: Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002. С. 74—76.
Исключительно важным для государств АСЕАН является также сотрудничество в рамках проекта «Восточный треугольник»13 (Бруней, Филиппины (о-ва Минданао и Палаван), Малайзия (штат Сабах, Саравак, федеральная территория Лабуан) и Индонезия (провинции Западный и Восточный Калимантан, северная часть острова Сула-веси)). Здесь предусмотрены разработка богатых и малоосвоенных месторождений первичных энергоносителей, строительство газопровода из Брунея в Филиппины, инвестиции в добычу нефти и газа на о. Минданао (Филиппины) и ряд других инфраструктурных проектов14.
От процессов в сфере энергоносителей в «Восточном треугольнике» зависят дальнейшие перспективы развития нефтегазового и угольного комплексов всего АСЕАН.
Важное значение приобретает и Северная зона экономического роста15 (Индонезия, Малайзия и Таиланд), где предусмотрено строительство нефте- и газопроводов в районе о. Пинанг (Малайзия) и Сонгхла (Таиланд).
Наряду с указанными программами строительства, важнейшим масштабным проектом в регионе является Трансасеановский газопровод, некоторые участки которого уже построены и соединяют Индонезию и Сингапур, Индонезию и Малайзию, Малайзию и Таиланд, Мьянму и Таиланд. Данный проект планируется завершить к 2020 г.
Отмечая чрезвычайную важность создания инфраструктуры для регионального развития сферы энергоносителей, необходимо особо обозначить и План действий государств — членов АСЕАН по сотрудничеству в области энергетического сектора на 2010—2015 гг. (Asean Plan of Action for Energy Cooperation), согласно которому предусматривается строительство дополнительных участков Транс-асеановского газопровода, развитие технологий использования альтернативной энергии, в частности биотоплива, освоение перспективных месторождений региона16.
Все это обусловило серьезный интерес к АСЕАН со стороны ближайших соседей, что в свою очередь привело к поискам и развитию новых форм сотрудничества уже в масштабах всего АТР.
В настоящее время участие других государств Азии в развитии внутрирегионального партнерства расширено до формата АСЕАН+3 (Япония, Республика Корея и Китай). Среди совместных проектов можно выделить: создание общей базы данных по имеющимся запасам энергоносителей, геологоразведку, принятие обязательств по обеспечению бесперебойности взаимных поставок.
13 Восточный треугольник экономического роста создан в 1994 г.
14 См.: Костюнина Г.М. Указ. соч. С. 77.
15 Северная зона экономического роста создана в 1993 г.
16 ASEAN Center for Energy Official Website. URL: http://www.aseanenergy.org (дата обращения: 15.12.2011).
При этом следует отметить, что в общей суммарной стоимости товарооборота АСЕАН внутрирегиональная торговля в 2008 г. составила только 25%17. В том же году, согласно статистике АСЕАН, доля топлива в указанном сегменте равнялась приблизительно 20%18, что было связано как с ростом мировых цен на энергоносители, так и с расширением физических объемов торговли.
По мере дальнейшего экономического развития АСЕАН и реализации значительных совместных проектов, торговля энергоносителями внутри региона, по прогнозам, будет приобретать все более сложные и неадекватные формы, а это в свою очередь негативно повлияет на внутрирегиональную торгово-инвестиционную статистику при усилении роли какого-либо одного партнера в указанном процессе.
Несмотря на это, АСЕАН стремится поддерживать сравнительно высокие темпы экономического роста за счет налаживания мирохозяйственных связей между государствами — членами Ассоциации. Реализация внутрирегиональных проектов, несомненно, будет зависеть от конъюнктуры мирового рынка. В целом, принимая во внимание уже достигнутые сдвиги (треугольники экономического роста, Трансасеановский газопровод, другие региональные организации), можно предположить, что торговое и инвестиционное сотрудничество в сфере энергоносителей АСЕАН будет и впредь развиваться, а новые проекты (Танггух, газовое поле Натуна) будут способствовать дальнейшей интеграции во взаимоотношениях между национальными корпорациями АСЕАН.
Усиление внутрирегиональной кооперации в сфере энергоносителей приведет к активизации внерегиональной ориентации в торговых поставках.
Однако, несмотря на указанные сдвиги, по данным Международного энергетического агентства, АСЕАН продолжает оставаться нетто-импортером энергоносителей (77,71 млн т в 2008 г.)19.
В то время как Индонезия, Малайзия и Бруней образуют тройку ведущих региональных поставщиков природного газа на внешний рынок (они же входят в пятерку ведущих мировых экспортеров сжиженного природного газа), нефтеперерабатывающая промышленность региона не располагает крупными мощностями, ориентированными именно на экспорт данной продукции. Исключением является Сингапур20.
17 ASEAN Statistical Yearbook 2008. P. 82.
18 Ibid. P. 82, 90—100.
19 International Energy Agency Official Website. URL: http://www.iea.org (дата обращения: 18.12.2010).
20 Главные региональные нефтеперерабатывающие мощности находятся в Таиланде (876 тыс. барр./день), Индонезии (1056 тыс. барр./день) и Сингапуре (1255 тыс. барр./день). Последний является третьим в мире центром по объему нефтепереработки после Хьюстона (США) и Роттердама (Нидерланды).
Что касается угольной промышленности, то на протяжении последних двадцати лет она находится на подъеме. Государства Ассоциации поставляют этот вид энергоносителя в соседние страны (Японию и Китай). В долгосрочной перспективе динамичное развитие угольной промышленности АСЕАН не предвидится.
Энергоносителем, негативно влияющим на общие показатели торгового баланса по продукции топливно-энергетического комплекса, является нефть. Ее добыча внутри региона стремительно снижается, а в ряде государств, например в Индонезии, данная отрасль вообще находится в состоянии кризиса.
Бурный рост добычи и экспорта энергоносителей АСЕАН на волне постепенного повышения цен в 2000-е гг. сменился спадом и соответственно увеличением импорта примерно с 2005 г. Это было связано прежде всего с проблемами, возникшими в индонезийской нефтяной промышленности, испытавшей серьезные трудности с выполнением квоты на добычу нефти для государств — членов ОПЕК, которую постепенно снижали в целях поддержания высоких цен на энергоносители. Так, производство нефти в стране с 2001 по 2005 г. сократилось на 271 тыс. баррелей в день, а за 2005—2006 гг. — на 47 тыс. баррелей21. При этом с 1 ноября 2006 г. квота для Индонезии была снижена только на 39 тыс. баррелей22.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. серьезно сказался и на темпах роста производства государств — экспортеров топлива. В 2009 г. этот показатель для них составил -1,8%23. Одновременно произошел значительный отток частных финансовых средств (свыше 90 млрд долл.) из государств, для которых энергоресурсы являются основным источником экспортной выручки.
Кризис привел к падению мировой стоимости нефти на 1/3, что явилось результатом снижения цены на этот вид энергоносителя на основных товарных биржах. С учетом корреляции цен на энергоресурсы общее падение произошло и по товарным позициям природного газа и угля.
В итоге мировой финансово-экономический кризис вызвал серьезное падение спроса на важнейший энергоноситель в государствах-импортерах (Япония, Республика Корея), что повлекло за собой снижение предложения в государствах-экспортерах (Малайзия, Индонезия).
Тем не менее, несмотря на негативные тенденции на рынке энергоносителей АСЕАН, добыча природного газа и угля все же продолжает расти, что свидетельствует о значительном торговом потенциале данных отраслей. Это объясняется еще и тем, что сфера
21 OPEC Annual Report 2006. Vienna, 2007. P. 11.
22 World Economic Outlook 2010. Washington, 2010. P. 56.
23 Ibid. P. 155.
энергоносителей АТР развивалась достаточно устойчиво на протяжении 2000-х гг., чему в немалой степени способствовали меры, принятые в рамках АСЕАН+3. Создание межгосударственных моделей развития сферы энергоносителей также обеспечило более устойчивую систему энергетической безопасности для региона в целом.
В перспективе для восстановления и дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса АСЕАН главные усилия должны быть предприняты как в сфере энергоносителей некоторых государств, так и в области общего социально-экономического прогресса. Восстановление докризисных темпов роста улучшит общий инвестиционный климат региона, а привлекаемые капиталовложения повысят показатели добычи в соответствии с новым витком спроса.
Среди мер, предпринимаемых государствами АСЕАН для стимулирования общего социально-экономического развития, важнейшими являются соблюдение фискальной дисциплины, повышение уровня инвестиций в инфраструктуру, регулирование процентной ставки, инициативы по контролю за хедж-фондами и офшорными юрисдикциями, определение перечня экономически важных (системообразующих) предприятий и банков и т.д.
Таким образом, можно констатировать, что формирование рынка энергоносителей государств АСЕАН в настоящее время проходит стадию сравнительно динамичных перемен, способных позитивно повлиять и на общие мирохозяйственные позиции региона в целом.
Сегодня энергоносители уже обеспечивают до 1/4 товарооборота некоторых государств региона. Принимая во внимание конъюнктуру современного рынка, можно предположить, что этот сектор экономики будет одним из наиболее активно развивающихся в ближайшем десятилетии.
Список литературы
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2004. № 4.
Владивосток — 2012: АТЭС и новые возможности России. М., 2011.
Костюнина Г.М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.
Тихоокеанское обозрение 2004—2005. М., 2006.
Юго-Восточная Азия в 2004 году. М., 2005.
ASEAN Center for Energy Official Website. URL: http://www.aseanenergy.com
ASEAN Statistical Yearbook 2008. Jakarta, 2009.
BP Statistical Review of World Energy, June 2010 // BP Official Website. URL: http://www.bp.com/statisticalreview
International Energy Agency Official Website. URL: http://www.iea.org
Oil&Gas J. 2006. 13 February.
OPEC Annual Report 2006. Vienna, 2007.
World Economic Outlook 2010. Washington, 2010.