Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ / CONSEQUENCES OF CORRUPTION / ИЗЪЯТИЯ ИЗ ЭКОНОМИКИ / WITHDRAWAL FROM ECONOMY / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ANTI-CORRUPTION REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREAT OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунцман М. В., Султыгова А. А.

Статья посвящена исследованию влияния коррупционных преступлений на различные сферы экономики. В частности, изложены особенности и последствия коррупции, обоснованы необходимость антикоррупционного регулирования, государственно-частное партнёрство как направление современного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Кунцман М.В.1, Султыгова А. А.2 @

1Старший преподаватель, кафедра экономических теорий;

2кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономических теорий.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния коррупционных преступлений на различные сферы экономики. В частности, изложены особенности и последствия коррупции, обоснованы необходимость антикоррупционного регулирования, государственно-частное партнёрство как направление современного развития экономики.

Ключевые слова: последствия коррупции, изъятия из экономики, антикоррупционное регулирование, государственно-частное партнёрство, угроза экономической безопасности.

Keywords: consequences of corruption, withdrawal from economy, anti-corruption regulation, public-private partnership, threat of economic security.

Коррумпированность в государственном секторе экономике в настоящее время является одной из наиболее серьезных угроз экономической безопасности России. Противоправные действия физических лиц, использующих свое служебное положение для получения взятки или коммерческого подкупа, являются угрозами безопасности, поскольку экономика страны не только недополучает поступления в государственный бюджет, но неправомерное использование служебного положения является также препятствием поступлений финансовых средств в валовой внутренний продукт страны. Потеря даже 2-3% ВВП в условиях депрессии в экономике задерживает экономический рост, тормозит развитие отраслей, воплощение новых перспективных проектов.

Ведущая международная неправительственная организация Transparency International ежегодно публикует рейтинг наименее и наиболее коррумпированных стран мира, составляемый на основе данных за год. Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) рассчитывается на основе результатов опросов 14 экспертов, оценивающих степень коррумпированности в государственном секторе 180 стран. Оценка может быть от 0 до 10, причём 0 - максимальный коэффициент коррупции государственного сектора, а 10 -минимальный.

В настоящее время в РФ высокий уровень коррумпированности, индекс CPI равен 2,3. Одним из факторов коррупционной составляющей, препятствующим достижению экономической безопасности, является рисковая экономическая среда, в которой не совершенствуется финансовый рынок и становится практически невозможным привлечение внутренних и иностранных инвестиций. Таким образом, не происходит диверсификации различных отраслей реальной экономики.

Для внутриполитической безопасности важно, чтобы не было острых противоречий между федеральными и региональными органами исполнительной власти по поводу распределения доходов и расходов государственного бюджета, поскольку возникает конкуренция интересов, которая является внутренней угрозой национальной безопасности страны. Это, к сожалению, не единственное противоречие, так как между государственными органами и некоторыми коммерческими структурами, производственными объединениями также могут быть разногласия, поэтому важны те виды экономической деятельности государства, которые предотвращали бы эти противоречия, помогали создать оптимальный баланс.

® Кунцман М.В., Султыгова А.А., 2017 г.

Государственно-частное партнёрство - направление современного развития экономики. Необходимость применения механизмов государственно-частного партнёрства связано с государственными бюджетными кризисами, нехваткой финансовых средств в современных условиях.

Минимизация количества государственных корпораций, вмешательства государства в экономику сверх установленных видов государственной экономической политики может способствовать уменьшению коррупции в государственном секторе экономики. Для сокращения личных контактов чиновников с гражданами в настоящее время используются различные варианты общения, например, МФЦ, службы «Одно окно» и т.д. Такие методы помогают контролировать выполнение обращений граждан. В Южной Корее подобная программа позволила сократить коррупцию в 6 раз.

Необходимо также упростить налогообложение, точно определить все условия налогообложения, порядок выплаты налогов. Все расчеты должны быть доступны для граждан [2].

Что касается государственных закупок товаров и услуг, информация о них должна быть открытой. Немаловажно создать в обществе неприятие коррупции, независимые СМИ и расследования.

Коррумпированные чиновники, выставляя ограничения на ведение деятельности, нечетко сформулированные правила, делают это для взимания взяток с предпринимательских структур, трактуя их деятельность по своему усмотрению. Поэтому необходимо создать атмосферу прозрачности, понятных и единых для всех правил и механизмов деятельности, это будет способствовать сокращению взимания взяток и стимулировать открытие малых и средних предприятий, необходимых для развития экономики страны.

Снижение уровня коррупции в стране будет способствовать доверию общества государству, более справедливому распределению доходов населения.

России в эпоху санкций со стороны США и ЕС необходимо экономическое развитие и импортозамещение, вовлечение инноваций в производство. Коррупция не позволяет в должном объеме осуществить все возможное, поскольку предприниматели, внедряющие инновации, несут непредусмотренные расходы на разного рода разрешения чиновников. Рисковая экономическая среда, характерная для такой коррумпированной системы препятствует не только инновационной деятельности, но и инвестициям в прогрессивные проекты. Риски и неопределенность порождают неэффективность экономической деятельности в стране, значительно сокращая возможные иностранные инвестиции. Каждый коррумпированный чиновник вносит «свой вклад» в экономическую среду, не позволяя инвестициям в инновационные проекты способствовать экономическому росту страны. Сокращение уровня коррупции на 1% увеличивает рост ВВП на 1% - 1,3%.

Неопределенность, риски, неустойчивость финансовой системы из-за высокого уровня коррупции в стране, высокая волатильность валютных курсов может стать основой для будущих экономических кризисов.

Чем дороже инвестиционный проект, тем большую взятку требует чиновник, тем больше непоступление налогов в государственный бюджет. Еще одна опасность коррупционных схем - повторные случаи взаимной «работы» коррупционеров и фирм-исполнителей, когда чиновник, не выбирая наилучший проект, отдает предпочтение предпринимателям, с которыми он уже «сотрудничал», а предприниматели, снижая издержки, вынуждены экономить на качестве продукции, чтобы заплатить необходимую сумму чиновнику. В таком случае наилучшие инновационные проекты остаются нереализованными.

Одним из самых опасных проявлений коррупции является использование бюджетных средств, выделенных на здравоохранение, с целью максимизировать прибыль чиновников. В результате качество предоставляемых медицинских услуг населению, а вместе с ним показатели развития человеческого капитала ухудшаются, а уровень заболеваемости растет.

По информации аналитика инвестиционной компании «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олега Душина, ежегодно из-за коррупции российская экономика теряет до 40% потенциальных инвестиций. Для создания нормального инвестиционного климата в стране необходимо отказаться от краткосрочного инвестирования, нужно сосредоточить усилия на долгосрочных инвестициях с нормальной, незавышенной нормой рентабельности. Увеличив сроки окупаемости проектов, можно создать условия для борьбы с коррупцией.

В стране есть хороший пример некоррупционной экономической деятельности. Калужская область - инвестиционно-привлекательный регион (первое место среди российских регионов по инвестиционной привлекательности). Губернатор Анатолий Артамонов в интервью Pasmi.ru поделился своим опытом работы с иностранными инвесторами: «Если приходит инвестор, то наше обязательство (мы его на себя принимаем) -построить дорогу, провести сетевой природный газ, с водой все проблемы решить, и все учреждения социальной сферы привести в порядок. Это золотое правило, и оно у нас железно работает... Я также могу сказать с полной уверенностью, что ни один инвестор, который у нас работает, никогда не сможет сказать, что он встретился с фактом коррупции. И это правда»[1].

Литература

1. Ежегодно из-за коррупции Россия теряет 40% инвестиций - [Электронный ресурс] - Прямой доступ: Pasmi.ru.

2. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова - Недооцененные инвестиционные проблемы с точки зрения экономической безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2016. - № 2-3. - С. 42-44.

3. М.В. Кунцман, А. А. Султыгова - Социальная безопасность государства в условиях кризиса. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №2-1. - С. 181-183.

4. Г.И. Арутюнова, А.А. Султыгова - Неравномерность экономического и политического развития капитализма - правило или исключение из него? (региональный аспект) // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2014. -№1(12). - С. 106 - 110.

5. А.А. Султыгова, Д.М. Тайсумова - Современный кризис и его отраслевые особенности (на примере российского автопрома) // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 30 сентября 2013.: в 34 частях. Часть 2. М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». - 2013. - С. 128-141.

6. А.А. Султыгова, Д.М. Тайсумова - Анализ проблем России после вступления в ВТО. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 30 сентября 2013.: в 34 частях. Часть 2. М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». - 2013. - 141-144.

7. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова - «Абэномика» или новая модель экономического развития Японии // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. - № 1 (12). - С. 163-168.

8. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова, Д.М. Тайсумова - Экономический взгляд на современную оценку инвестиционной привлекательности регионов РФ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 4-1. - С. 222-227.

9. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова - Гарантии занятости как элемент экономической безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 47-50.

10. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова, А.С. Швырева - Инвестиционная поддержка транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортной безопасности в РФ // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. -№ 4 (10). - С. 14.

11. Кунцман М.В. Экономическая безопасность Москва, 2016

12. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова - Деструктивное влияние экономической преступности на экономику страны / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4-1. - С. 234-237.

13. М.В. Кунцман, А.А. Султыгова - Угрозы экономической безопасности на рынке труда / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2015. - № 10-2. - С. 45-47.

14. М.В. Кунцман - Офшорные зоны и экономическая безопасность государства / Наука в центральной России. - 2013. - № 108. - С. 55-58.

15. М.В. Кунцман - Проблемы модернизации моногородов / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-1. - С. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.