УДК 316.3 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-264-267
КОРРУПЦИЯ КАК ЛАТЕНТНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Мусабеков соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной Мурат службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, г. Москва,
Дамбаевич пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]
Аннотация
В современных условиях коррупция представляет собой один из опасных в институциональном плане феноменов, который негативно влияет на развитие всех общественных отношений, а также является одним из наиболее деструктивных факторов системного характера, существенно усложняющим экономическое и социально-политическое развитие общества, обеспечивающим приоритет частных интересов в управлении сложными социальными процессами и подрывающим доверие населения к власти. Социологический подход к пониманию сути коррупции позволяет расширить горизонты ее научного изучения и перейти от анализа отдельных криминальных аспектов к исследованию коррупции как социально опасного и масштабного феномена.
Ключевые слова: безопасность, коррупция, общество, социологические опросы, общественные отношения, доверие населения, социальные процессы, методологический подход, коррупционное поведение.
Большинство исследователей связывают проблемы российской экономики с воздействием трех основных деструктивных факторов. В их числе: «обостряющиеся проблемы топливно-сырьевой зависимости, меняющаяся структура и конъюнктура на мировых рынках энергоносителей, превращение экономических санкций в затяжные репрессии. Вместе с тем, препятствием в привлечении иностранных инвестиций и обеспечении роста национальной предпринимательской инициативы, без которых является немыслимым ускорение темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности и устойчивости российской экономики, является высокий уровень теневой экономики и коррупции во всех отраслях хозяйствования» [6, электронный ресурс].
Проблема коррупции и особенно коррумпированность государственного сектора экономики в современных условиях - одна из наиболее серьезных угроз экономической безопасности Российской Федерации, сдерживающей поступательное инновационное развитие, формирование реально высококонкурентного рынка и диверсификацию структуры экономики.
Социологический подход к анализу коррупции является продуктивным и востребованным в современных условиях, поскольку включает в себя многообразие социальных факторов, позволяет показать дифференцированность оценок данного феномена различными субъектами. При этом, подчеркнем, что коррупция как латентное социальное явление всегда с трудом поддается социологическому измерению, в силу своей скрытой природы.
С точки зрения социологической науки, методологической проблемой борьбы с коррупцией является отсутствие системного междисциплинарного подхода к изучению проблемы, выработке рекомендаций по борьбе с данным антисоциальным явлением. Ряд исследователей считает, что «с методологических позиций целесообразно акцентировать внимание на междисциплинарной специфике исследования коррупции, необходимости разработки специфических методологических подходов к исследованию различных уровней коррупции, сложности разграничения коррупционных правонарушений и других видов экономических преступлений» [3, с. 20].
Как отмечает М.В. Шедий, «социологический подход к изучению коррупции в России начал складываться в 60-х годах XX века в рамках социологии социального контроля и девиантного поведения и окончательно сформировался лишь в 1990-2000 гг.». В научных работах современных российских исследователей (С.В. Алексеев, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров, Я.И. Гилинский и др.) коррупция рассматривается не только как совокупность противоправных деяний, совершаемых должностными лицами, но и как системное социальное явление.
Основная трудность социологического исследования феномена коррупции заключается в отсутствии в социологической науке какой-либо конкретной модели данного явления. Подобная ситуация объясняется, главным образом, латентным характером исследуемого явления, порождающим методологические трудности, с которыми сталкивается исследователь социальных аспектов коррупции. Существует целый ряд научных работ, объективно раскрывающих правовые, политические и экономические аспекты коррупционного поведения. При этом исследования, посвященные социальной природе коррупции, не имеют общей теоретико-методологической базы.
Явными угрозами экономической безопасности выступают противоправные действия физических лиц, которые, пользуясь служебным положением с целью получения взятки или подкупа, наносят ущерб экономике страны. В результате этого государственный бюджет недополучает необходимые
финансовые поступления. В то же время неправомерное пользование служебным положением препятствует поступлению финансовых средств в валовой внутренний продукт страны.
По мнению исследователей, «потеря даже 2-3% ВВП в условиях усиления западных санкций сдерживает экономический рост, тормозит не только развитие отраслей, но и воплощение новых перспективных проектов» [5, с. 25]. Международная организация Transparency International (TI) каждый год публикует рейтинг наименее и наиболее коррумпированных стран мира: в 2017 году Россия заняла 135 место из 180.
Не только оценка экономической выгоды и издержек является определяющим фактором принятия решений об участии/неучастии в коррупционных действиях. Изучая причины, по котором граждане не пользуются возможностями получения взяток даже в случае полной уверенности в собственной безнаказанности, А.Н. Татарко и А.А. Миронова констатируют, что «индивиды зачастую избегают корыстных поступков не из-за страха строгих санкций, а исходя из собственного представления о правильном и неправильном, при этом поведение людей скорее регулируется общественным одобрением в случае соответствия правилам, и неодобрением, порицанием в случае отступления от норм» [7, с. 98].
В целом каждый индивид стремится к соответствию модальному поведению, которое сложилось в обществе. Поэтому, чем выше уровень воспринимаемой коррупции, тем легче индивид соглашается на участие в коррупционных действиях.
Другой подход к исследованию взаимосвязи между социальной культурой и коррупцией основан на восприятии коррупции как временного нарушения, возникающего вследствие нарушения баланса между важностью достижения цели и важностью соблюдения институционных норм. Если в основе культуры лежит поощрение в достижении целей, то они будут реализовываться вопреки существующим «правилам». В результате возникают нарушения, частным случаем которых являются коррупционные действия.
В современных условиях актуальность проблемы коррупции как латентного проявления антиобщественного поведения заключается в том, что многочисленные примеры коррупционных действий в последние годы свидетельствуют о ее активном проникновении в современное общество. Вряд ли осталась хоть какая-нибудь сфера общества, которой не коснулась эта «болезнь».
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что росту коррупции в России способствуют: «низкий уровень развития экономики страны; отсутствие политической конкуренции; несовершенное законодательство и судебная система; большой разрыв уровня доходов разных групп населения; слабость или отсутствие общественных институтов; безнаказанность чиновников высокого уровня». Анализ результатов многочисленных социологических опросов свидетельствует, что почти половина населения страны достаточно терпимо относится к коррупционным проявлениям. При этом для более чем 12% опрошенных респондентов взятки и другие деяния коррупционной направленности полезны тем, что способствуют в решении имеющихся проблем. Каждый пятый россиянин был в ситуации, как отмечают респонденты, когда для решения того или иного вопроса нужно было платить (неофициально) или оказывать какую-либо услугу чиновнику, должностному лицу и т.п.
Как свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение» в феврале 2018 года, 42% россиян считают уровень коррупции в Российской Федерации выше, чем в большинстве европейских стран. Отвечая на вопрос о том, что является основной причиной высокого уровня коррупции в Российской Федерации по сравнению с Европой, 10% сказали, что это «результат безнаказанности, слабой борьбы с коррупцией, попустительства властей». Еще 7% считают, что «это сложилось исторически, это следствие менталитета россиян», а 5% придерживаются мнения, что в России «коррупция и взяточничество стали повсеместными»1.
Мужчины проявляют более сдержанное отношения к коррупции, и, как следствие, среди мужчин этот вид преступного поведения распространен куда сильнее, чем у женщин. Здесь необходимо учесть тот факт, что среди более экономически активного поведения преобладает мужской пол. По экспертным оценкам, поведение коррупционной направленности особенно глубоко распространилось на низших уровнях власти во всех сферах жизнедеятельности.
Результаты проведенных социологических исследований показывают, что есть отчетливая зависимость между отношением к коррупционной деятельности со стороны определенных социальных слоев населения, отличающихся по возрастным характеристикам, материальному положению, а также виду осуществляемой человеком деятельности. Установлено, что возраст напрямую влияет на отношение к коррупции. Молодые граждане более категорично относятся к данному социальному явлению, занимая крайние позиции в одобрении или отрицании его.
Вместе с тем, под давлением обстоятельств самыми терпимыми по отношению к коррупции являются предприниматели. В большей степени это связано с их профессиональной деятельностью,
1 Опрос проводился среди граждан Российской Федерации от 18 лет и старше 25 февраля 2018 года в 104 населенных пунктах 53 субъектов РФ. В опросе приняли участие 1500 респондентов (интервью по месту жительства). Статистическая погрешность не превышает 3,6% // РИА Новости https://ria.ru/society/20180313/1516262711.html
стремлением работать на результат, преодолевая бюрократические препятствия. Среди многих предпринимателей принято решать определенные проблемы с помощью действий коррупционного характера.
Свои детерминанты, мотивы участия в коррупционных схемах выявлены у чиновников. На основе исследования многочисленных примеров коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, О.В. Ванновская считает, что «основным источником коррупционных действий в государственных органах является деформация морально-волевого аспекта личности, падение нравственности и отрицание общественно значимых норм и ценностей. На фоне этого регресса личности у значительного числа служащих происходит выбор в пользу личных материальных выгод в ущерб интересам общества».
По утверждению А.Л. Карабанова и С.К. Мелькина, «по вине коррумпированных государственных служащих, российский бюджет ежегодно недосчитывает от 20 до 30% его официального размера (ежегодные потери представляют собой сумму незаконных материальных выгод чиновников и упущенную выгоду государства)» [2, с. 9]. Подобного рода явления зачастую ведут к разбалансированно-сти экономической деятельности и к резкому снижению управляемости социальными процессами.
Общие историко-экономические причины коррупции, не привязанные к конкретному государству, говорят о том, что данный феномен порожден обществом в целом и его отдельными институтами (субъектами) на фоне отсутствия однозначной негативной оценки большинством граждан фактов коррупционного проявления. С позиций социальных норм, нарушение которых свидетельствует об антиобщественном поведении, коррупцию можно отнести к одному из форм девиантного поведения, характеризующегося пренебрежением профессиональными нормами и социальными ожиданиями.
Как отмечают исследователи, «девиантное поведение в экономике многокритериально, многообразно, но при этом не всегда является очевидным; оно может маскироваться под допустимое пограничное поведение, адаптироваться к предъявляемым обществом и государством требованиям, изменять присущие ему особые признаки, в результате чего его идентификация обуславливает многокритериальный анализ» [1, с. 31]. В случае с коррупцией такое антиобщественное поведение во всех случаях является и противоправным. Однако, если критерии отнесения коррупционных проявлений к противоправному поведению вполне понятны - достаточно подвести конкретную форму поведения под объективную сторону одного из составов коррупционных преступлений по действующему уголовному законодательству, то определить критерии антиобщественного поведения с точки зрения нарушения действующих в обществе социальных норм весьма сложно. Причиной этому является тот факт, что граница между нормой и отклонением от нее зачастую бывает размытой и в большинстве своем зависит от позиции того, кто производит оценку той или иной форме поведения, а также еще и от того, в контексте каких социальных норм происходит данная оценка.
Еще одной причиной сложности исследования коррупционных явлений в обществе является расхождение между устоявшимися моральными нормами и принципами, с одной стороны, и реальной мотивацией поведения - с другой. В этом случае однозначное определение коррупционного поведения как антиобщественного не всегда представляется возможным. По мнению исследователей, если «коррупция стала в определенном смысле «нормой» социальных отношений, то коррупционное поведение тоже является «нормой», пусть и искаженной с точки зрения нравственности и права» [4, с. 24].
Для устранения доминирования коррупционных явлений в общественных процессах необходимо проведение эффективной антикоррупционной политики, которая должна быть направлена не только на борьбу с последствиями коррупционных действий, но и, в первую очередь, на предупреждение коррупционных явлений. Необходима актуализация роли общественного мнения в формировании антикоррупционной культуры в российском обществе.
Современные условия жизни отличаются турбулентностью и нестабильностью, осложненные структурными проблемами российской экономической модели и необоснованными санкционными ограничениями, объективно повышают необходимость минимизации непродуктивного бюрократизма и коррупции как одного из системообразующих элементов теневой экономики. В случае конфликта между общим благом и личным благосостоянием только развитая личность может принять правильное решение.
Создание оптимальных условий для бизнеса, ясная позиция государства и руководства по этике и культуре чиновников, открытость доходов и риски потери «теплого места», неотвратимость наказания за создание административных преград и вымогательство, правовая четкость, исключающая сложности и толкования закона; системная работа с ценностными ориентирами государственных служащих и населения в целом должны способствовать минимизацию коррупции и поддержанию в социуме здоровой атмосферы отрицания теневого сектора.
Литература
1. Антонян Т.А. Теневая экономика как отражение искаженных законов свободного рынка // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 4. С. 29-33.
2. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции. М., 2010. 200 с.
3. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 3 (7). С. 6-38.
4. Кобзарь Е.В. Коррупция как социальное явление и одна из системных угроз безопасности Россий-
ской Федерации. Ногинск, 2013. 100 с.
5. Кунцман М.В., Султыгова А.А. Современные проблемы и последствия коррупции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-2. С. 24-27.
6. Поречнева С.Е., Морозова А.Д., Теплов А.Ю. Теневая экономика: сущность, типологизация, причины и
последствия // Иннов: электронный научный журнал, 2018. № 6. URL: http://www.innov.ru/ science/economy/tenevaya-ekonomika-sushchnost-tipol
7. Татарко А.Н., Миронова А.А. Ценности и доверие как факторы отношения к коррупции // Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7. № 2. С. 96-110.
Musabekov Murat Dambayevich, The competitor of a scientific degree of candidate of political sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadsky Ave., Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]
CORRUPTION AS A LATENT SOCIAL PHENOMENON WITHIN THE SOCIOLOGICAL APPROACH
Abstract
In modern conditions, corruption is one of the most dangerous phenomena in institutional terms, which negatively affects the development of all social relations, and is one of the most destructive factors of a systemic nature, significantly complicating the economic and socio-political development of society, ensuring the priority of private interests in the management of complex social processes and undermining public confidence in the government. The sociological approach to understanding the essence of corruption allows expanding the horizons of its scientific study and moving from the analysis of certain criminal aspects to the study of corruption as a socially dangerous and large-scale phenomenon.
Keywords: safety, corruption, society, sociological polls, public relations, trust of the population, social processes, methodological approach, corruption behavior.
УДК 32 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-267-273
ДЕТЕРМИНАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И БЮРОКРАТИИ
Фомин соискатель кафедры политологии и этнополитики,
Глеб Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Александрович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена вопросам теоретической разработки концепции государственно-политического управления. Государственное управление рассматривается как иерархическая система, в которую входит две основные составляющие: государственно-политическое управление и государственно-административное управление. Государственно-политическое управление является уровнем принятия общезначимых государственных политических решений, а государственно-административное управление это уровень реализации таких решений через принятие административных актов во исполнение политических. Эти сферы тесно связаны во взаимодействии и взаимовлиянии.
Ключевые слова: государственное управление, государственно-политическое управление, государственно-административное управление, теория бюрократии, субъекты управления, делегирование прав, государственная служба, операциональный инструментарий, эффективность государственного регулирования, теория Общественного выбора.
Продолжающиеся процессы строительства российской государственности требуют научного обоснования цели совершенствования государственного и политического управления, повышения эффективности и результативности управленческой деятельности.
Основанием верификации принимаемых политико-управленческих решений в целях развития страны является их научная проработка, рассмотрение с точки зрения наработанного теоретического багажа, его концептуальной базы.