Научная статья на тему 'Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России'

Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
787
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АРКТИКА / БРЕНД / АRCTIC TOURISM / ARCTIC / BRAND

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Загуменная У.А.

В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в Российской Федерации. Автор приводит виды арктического туризма и регионы Севера, в которых они развиты или развиваются. Приводятся примеры наиболее популярных брендов северных дестинаций России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в России»

Загуменная У.А. ©

Студент, кафедра геологии и географии,

Кемеровский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОГО

ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы развития арктического туризма в Российской Федерации. Автор приводит виды арктического туризма и регионы Севера, в которых они развиты или развиваются. Приводятся примеры наиболее популярных брендов северных дестинаций России.

Ключевые слова: арктический туризм, Арктика, бренд.

Keywords: агсйс tourism, Arctic, brand.

В современном мире каждый человек старается найти свое место в жизни, свое занятие или увлечение, временное или же на всю жизнь, и часто хобби становится делом всей жизни. Некоторые люди занимаются танцами, другие замечательные художники, а кто-то готов все отдать за путешествия по нашей Величайшей планете. Если говорить о России, то, безусловно, наша страна является одной из немногих, что простирается на несколько тысяч километров с севера на юг, имеет все разнообразие природных зон и предоставляет возможность наслаждаться уникальными природными ландшафтами.

Россия полна территорий, которые притягивают к себе путешественников, одной из таких является Арктика - пожалуй, самый суровый, неизведанный и манящий регион России. Немногие предпочитают активный отдых в арктических широтах, но, тем не менее, во всем мире с каждым годом находится все больше желающих пройти испытания холодом и посмотреть на обитателей Арктики. Арктический туризм становится все популярнее. Целью нашего исследования является анализ современного состояния, основных проблем и перспектив развития арктического туризма в России.

Ежегодно число туристов в арктических широтах увеличивается в среднем на 11%. К примеру, многие туристы с разных стран мира предпочитают посетить Гренландию в свой очередной отпуск, поэтому в 2010 году их насчитывалось уже более 35000, а в национальный парк «Русская Арктика» годовой поток туристов составляет около 900 человек, что не слишком много для развития парка [4, 183]. Но, тем не менее, по разным статистическим данным можно судить, что рост числа туристов наблюдается с каждым годом, это говорит о том, что самое время развивать российскую Арктику. Ведь, на данный момент, это достаточно перспективный туристский регион нашей страны.

Существует множество проблем, препятствующих развитию рекреационного потенциала Арктики. Это, в первую очередь, суровые климатические условия. Арктика может позволить путешествие только 3 или 4 месяца в летний период, когда температура воздуха составляет от -10О до 0ОС, а в редких случаях поднимается выше нуля. Зимой для любого туриста посетить Арктику будет не самым ярким желанием. Температура зимой здесь составляет в среднем -43ОС, иногда ниже, при этом сильные ветра ни на минуту не дают покоя. В связи с суровым климатом за полярным кругом практически не развита инфраструктура. В данное время, в связи с освоением арктического шельфа, богатого природными ресурсами, государство уже готово реанимировать аэродромную сеть в Арктике. В советское время аэродромы в Арктике активно использовались, но потом были просто заброшены.

© Загуменная У. А., 2015 г.

Впрочем, в этом и заключается главное отличие российской Арктики от Аляски или Шпицбергена. На Шпицбергене есть аэропорт, живет местное население, то же самое и на Аляске. Если говорить об отдаленных российских арктических территориях, то там нет местного населения и, фактически, отсутствует инфраструктура, есть полосы для посадки самолетов, но они не предназначены для постоянного использования и для крупных самолетов [3, 24]. В этом главный плюс российской Арктики - в отсутствии местного населения, инфраструктуры и труднодоступности островов, что способствует сохранению ее природного потенциала, одновременно делая привлекательной для экстремального и экологического туризма.

Следующая проблема развития арктического туризма в России - это высокая стоимость туров для среднестатистических туристов. Так как, в основном, путешествие в Арктике производится на ледоколе, и туристы максимум времени проводят на судне, а не на суше, то стоимость путешествия становится многим не по карману. Чаще всего она колеблется от 500 тысяч до 1 миллиона рублей и выше.

Еще одна серьезная проблема - недостаток профессиональных кадров, имеющих специальную подготовку для обслуживания арктических туров. Профессиональные кадры играют важную роль в любом сегменте туриндустрии, но в арктическом туризме не должно быть случайных людей. Чаще всего гидами и инструкторами в подобных путешествиях являются энтузиасты, путешественники и молодые люди, решившие попробовать себя в экстремальных условиях. Но этого не достаточно, для сопровождения туристов в Арктике нужна серьезная подготовка не только в плане туристского образования, но и в плане физической и психологической готовности, специальное разрешение на проведение подобных туров и т.д. Большую роль в этом играют и личностные качества специалиста, и наличие у него профессионально важных качеств [1, 18].

Проанализировав ряд источников по исследуемой проблеме, мы полагаем, что в России многие территории, расположенные на материке за полярным кругом, вызывают не меньший интерес, чем острова Северного Ледовитого океана, и вполне могут быть, а некоторые уже являются, дестинациями для развития арктического туризма. Проводя анализ данных территорий, мы выделили несколько видов туризма, которые могут развиваться в регионах Российской Федерации, таких как Мурманская область, республика Карелия, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.

1. Арктический этнотуризм имеет значительное влияние на развитие туризма в целом. Туристам предоставляется возможность познакомиться с различными народами следующих районов: Кольский п-ов (саами), Ямало-Ненецкий автономный округ (ненцы, ханты), Якутия (якуты, эвены, эвенки), Чукотка (чукчи, эскимосы), Архангельская область (ненцы, поморы), Красноярский край (эвены, эвенки и др.).

2. Арктический астрономический туризм имеет не малую популярность и привлекает множество туристов со всего мира, которые любят наблюдать за северными сияниями или солнечными затмениями. Одно из ярких событий 2015 года - солнечное затмение 20 марта, которое привлекло в Мурманск профессиональных астрономов и любителей.

3. Арктические туры-посещения оленеводов распространены в следующих районах: Кольский п-ов, Якутия, Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ, и становятся все более доступными широкому кругу туристов, которые могут себе позволить добраться до северных территорий нашей страны.

4. Арктический событийный туризм известен такими событиями, как День Оленевода (Ямало-Ненецкий автономный округ), праздник лета «Ысыхак» (Якутия), саамские игры в Ловозере (Мурманская область) и др.

5. Арктический рыболовно-охотничий туризм на Ямале является перспективным направлением, так как испокон веков этот регион считается рыбацким краем. Здесь насчитывается 60 тысяч рек и озер, в которых обитает около 70% ценных пород сиговых рыб. Популярен охотой и Чукотский автономный округ, где обитают такие животные, как

соболь, горностай, песец, норка, лось, дикий северный олень, бурый медведь, рысь, волк и

др.

Конечно, в некоторой степени, экологическая ситуация этих районов, при быстром развитии туризма и стремлении получить хороший результат, может быть надломлена, но грамотно организованный туризм способствует сохранению местной самобытной культуры. Потребность в ознакомлении туристов с культурой северных народов, способствует укреплению взаимоотношений, национального самосознания, уважения к традициям и быту коренных жителей Севера.

В некоторых регионах сложились свои туристские бренды, ставшие их визитными карточками. Успешно сформированный бренд может стать важным фактором формирования привлекательного образа северных территорий [2, 26]. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе созданы такие бренды как Дедушка Севера - Ямал Ири и Мамонтенок Люба. Мамонтенок найден здесь в 2007 г. в верхнем течении реки Юрибей, он уникален тем, что по сохранности превосходит все ранее обнаруженные ископаемые останки мамонтов. В свою очередь, бренд «Ямал Ири» - зарегистрированный товарный знак, который разработан на основе мифотворчества коренных малочисленных народов Ямала. В Якутии своеобразным Дедом Морозом является Чыхсхаан, а в Карелии - Паккайне, который по своему возрасту совсем не подходит на роль дедушки.

В нашей работе мы отмечаем следующие перспективы развития туризма в российской Арктике. Прежде всего, это создание новых особо охраняемых природных территорий и повышение эффективности функционирования уже существующих, а также повышение качества работы специалистов и создание рабочей структуры по туризму в Администрациях регионов. Далее хочется отметить, что необходима популяризация арктического туризма во всех регионах России посредством рекламы и брендов и как следствие увеличение туристского потока.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что Арктика - это территория открытий, экспедиций, научных семинаров и конференций, создания новых ООПТ. Арктика - это территория традиций. У северных народов традиции ценятся больше, чем у каких-либо других. Арктика - это территория приключений и активного отдыха. Арктика - это территория диалога и межрегионального сотрудничества.

Литература

1. Брель О.А., Губанова М.И. Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущих специалистов сферы туризма// Известия Алтайского государственного университета. - 2012. -№2-2 (74). - С.18-21.

2. Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Роль брендинга региона в практике внутреннего и въездного туризма в России// Туризм в современном мире: направления и тенденции развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 10-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм». - Хабаровск, 2013. - С. 26-30.

3. Мадюскин П.Н. Территориальная дифференциация уровня и качества жизни населения России: Дисс. канд. геогр. наук: 25.00.24: М., 2005. - С. 24-25.

4. Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма - Ростов-на-Дону: Март, 2006. - С. 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.