Научная статья на тему 'Современные проблемы и перспективы развития АПК'

Современные проблемы и перспективы развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ АГРАРНЫЙ ПОЛИСНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Светлана Владимировна

Данная статья охватывает настоящие проблемы экономики, управления и развития агропромышленного комплекса на базе города – единого аграрного полисно-промышленного комплекса. Сделан вывод о том, что в настоящих условиях одним из основных умений современного управленца является умение управлять вверенной ему общественной собственностью (частной, государственной, муниципальной и т.д.), а также рационально распределить и воспользоваться имеющимися в распоряжении ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыдова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и перспективы развития АПК»

Современные проблемы и перспективы развития АПК

Аннотация: Данная статья охватывает настоящие проблемы экономики, управления и развития агропромышленного комплекса на базе города - единого аграрного полисно-промышленного комплекса. Сделан вывод о том, что в настоящих условиях одним из основных умений современного управленца является умение управлять вверенной ему общественной собственностью (частной, государственной, муниципальной и т.д.), а также рационально распределить и воспользоваться имеющимися в распоряжении ресурсами.

Abstract: This article covers the real problems of economics, management and development of agro-industrial complex on the basis of the city - a unified agrarian polis-industrial complex. It is concluded that in these circumstances one of the basic skills of the modern manager is the ability to manage public property entrusted to him (private, state, municipal, etc.), and rationally allocate and use available resources.

Ключевые слова, единый аграрный полисно-промышленный комплекс, менеджер, управление.

Keywords: unified agrarian polis-industrial complex, manager, management.

Давыдова Светлана Владимировна,

аспирант

Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности

nursvd.@mail.ru

В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса и пищевой и перерабатывающей промышленности в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.

С 1990 года Россия сначала в составе СССР, а затем как Российская Федерация испытывает период вхождения в мировую рыночную (капиталистическую) экономику. Период вхождения в рыночную экономику охарактеризовался:

- тяжёлым затяжным кризисом,

- подрывом экономической основы системы управления наукой и техникой,

- падением объёмов производства,

- разрывом экономических связей,

- структурными изменениями системы управления предприятиями агропромышленного комплекса и пищевой и перерабатывающей промышленности,

- ликвидацией функциональных органов управления экономикой страны,

- резким падением производства в пищевой и перерабатывающей отрасли,

- большими трудностями в сбыте готовой продукции,

- резкому сокращению оборотных средств или же к отсутствию таковых,

- ростом импорта сырья и готовой продукции.

Резкое повышение цен на энергоносители и транспорт практически уничтожали новые наработки модернизации, а повышение цен на оборудование и снижение платёжеспособности населения, как основного потребителя, не позволяет осуществить действительные антикризисные методы силами предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. В то же время с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьём и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы на предприятии.

Проводимая в стране экономическая реформа направлена как на изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий АПК, так и государственного регулирования экономики. Экономическая реформа заключается в создании новых отношений между предприятиями агропромышленного комплекса.

Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок [3]. Предприятия АПК переходного периода были ориентированы на выживание. Предприятия агропромышленного комплекса и пищевой и перерабатывающей промышленности постприватизационного периода ориентированы на конкуренцию в условиях развивающейся рыночной экономики в России.

Условия выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий, возможно, связан с периодом некоторой неопределённости на фоне мирового экономического кризиса. Кроме того, ситуация становится ещё более неопределённой в условиях банкротств. Эта неопределённость [3] усугубляется ещё и тем, что касается она значительного числа предприятий. Данная ситуация весьма усложняет процесс принятия решений на уровне предприятий.

В настоящий период развитие агропромышленного комплекса России и пищевой и перерабатывающей промышленности обусловлен тенденциями политических процессов в обществе и экономике России:

- постиндустриальноприватизационными;

- монопольно-интеграционными.

Эти процессы имеют объективные и субъективные стороны, факторы непримиримости друг к другу и точки взаимной поддержки. Обе стороны состоят из отношений и процессов советских элементов и досоветских на новом этапе развития общества. Элементы и опыт зарубежных стран трансформируется в реальности Российского агропромышленного комплекса и приобретает часто формы и особенности упадка, а не развития и уж тем более перспективы.

Почти каждое предприятие сегодня имеет набор достаточно типичных проблем [3]:

• падение объёмов и рентабельности продаж;

• потеря традиционных рынков сбыта продукции и затруднения в поиске

новых;

• недостаточная согласованность в действиях высшего звена управления;

• отсутствие чётко выраженных направлений развития;

• недостаточность заделов новой продукции, новых технологий.

Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения [4]. Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий агропромышленного комплекса также стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению.

Одним из путей преодоления кризиса является улучшение отношений на равных условиях на основе кооперативного движения, сетевого торгового обмена и потребительских сетей. В настоящих условиях кооперация и её движения могли бы стать для пищевой и перерабатывающей промышленности площадкой мобилизации ресурсов для развития отрасли и укрепления продовольственной безопасности страны.

Современный менеджмент - это особая сфера экономических отношений, имеющая собственную логику развития. Не случайно выдающийся экономист Альфред Маршалл [3] выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом и землёй.

В современной России в период мирового кризиса, когда собственники фирм проводили увольнение среди управленцев, они подсознательно посредством средств массовой информации пытались принизить в обществе значение тех, кого они увольняли. Ведь наряду с увольнением управленцев сокращению подвергались рабочие, служащие, значительная масса трудящихся. В тот момент появилось даже общее понятие уволенных менеджеров высшего и среднего звена такое как «планктон».

Собственники в России сегодня несут на себе клеймо приватизации и передела собственности 90-х годов прошлого века. Для большинства в обществе они являются нуворишами, «новыми русскими» полукриминального, а то и криминального значения.

Управлять собственностью без управленцев - «специалистов в области управления», не реально никакому крупному и даже среднему собственнику.

При этом для трудящихся масс управленец, работающий фактически по найму, умеющий, понимающий в деле, в большинстве случаев - «свой». Поэтому при массовом увольнении управленцев, рабочих и служащих масса собственников - нуворишей и распространяла слух о «планктоне», тем самым, признавая значение за менеджментом, его возможным политическим влиянием в трудящихся массах, выдавало свой страх перед возможностью потери приватизированной общенародной собственности. Всё это говорит о высоком значении менеджмента для экономики и политического строя.

Настоящий период развития экономики в России затянулся воспроизведением «эффективных» собственников разного калибра. Между тем эффективность управления собственностью в экономике определяется не собственником, а умением управлять собственностью. Давно назрели перемены те, что называются революция менеджеров. Возрастание значения фактора управления в современных условиях, повышение в связи с этим роли и социального статуса лиц, выполняющих управленческие функции, послужили основанием для появления концепции «менеджериальской революции», согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Сегодня всё чаще говорят о наступлении «эпохи менеджмента» [3]. Как показала практика, от роста количества миллиардеров - собственников благосостояние народа не увеличивается. Необходимо эффективное управление экономикой, в том числе и агропромышленным комплексом.

Механизм управления включает следующие компоненты [1]:

• основные принципы и правила управления (общие и функциональные), нацеленные на решение задач, стоящих перед управляемым объектом;

• функциональную структуру органов управления;

• экономические и юридические законы и ограничения;

• информацию;

• методы, правила и технические средства обработки информации.

Система управления агропромышленным комплексом и пищевой и перерабатывающей промышленности представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев. Управление можно представить как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организацию и контроль их исполнения.

Все предприятия АПК являются не только группами, имеющими определённый набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех предприятий характеристики. Эти общие черты помогают понять, почему предприятием нужно управлять, чтобы добиться успеха.

Цели любого предприятия агропромышленного комплекса и пищевой и перерабатывающей промышленности включают преобразование основных ресурсов (человеческие ресурсы, капитал, информация, технология, материалы) для достижения, как правило, необходимых результатов.

Закупка аграрной продукции из-за рубежа - есть единственный результат деятельности агропромышленного комплекса в условиях настоящей аграрной политики в России. Между тем есть элементы развития, которые в случае их стимулирования могут изменить условия и открыть перспективы для будущего пищевой и перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса как основной базы.

Россия крепнет деревней, селом, помещичьей усадьбой, крепким крестьянином - эти лозунги аграрной политики должны быть отброшены и встречаться разве что в музее.

В России есть всё для ведения агропромышленного комплекса на базе города

- единого аграрного полисно-промышленного комплекса (ЕАППК), который, опираясь на современную науку, должен стать заботой государства с перспективами современной страны.

Фактором для развития АПК и пищевой и перерабатывающей промышленности экономики страны должно стать:

• использование стимулирования развития пищевых и перерабатывающих предприятий малых городов, поскольку малые города тесно связаны с сельскими районами;

• объединение пищевого и перерабатывающего сегмента экономики посредством групп и компаний на принципе межотраслевого взаимодействия с предприятиями машиностроительного комплекса и т.д.;

• как стратегическая задача - строительство предприятий пищевой

и перерабатывающей промышленности на селе;

• развитие села в современные городские поселения, производительность которых отвечала бы потребностям современной страны.

Менеджмент - это передовой отряд в экономике, он должен отвечать современным требованиям и вызовам времени. В настоящий момент аграрный полисно-промышленный комплекс может состоять из:

- аграрных предприятий, хозяйств;

- иных различных промышленных предприятий, компаний (группы компаний, межотраслевая комбинация);

- потребительских организаций, обществ, объединений и т.п. (сеть реализации различных форм);

- банко-ссудной системы.

Социально-политические механизмы должны обеспечивать жизнеспособность, гарантии и перспективы всех элементов единого аграрного полисно-промышленного комплекса.

Г осударственная система регулирования в области аграрных отношений, аграрная политика должны быть основаны на многолетнем опыте как внутри страны, так и опыте зарубежных стран. Поддержка продовольственного комплекса и единого аграрного полиснопромышленного комплекса должна рассматриваться как элемент государственных приоритетов:

• защита собственного товаропроизводителя;

• содействие экспорту отечественного товара;

• финансирование развития социальных программ, стимулирующих и способствующих росту производительных сил.

В связи с предстоящим вступлением России в ВТО, первостепенной задачей является подтягивание пищевой и перерабатывающей промышленности до мирового уровня. Проблема отечественного продовольствия должна быть приоритетной, требуется коренная реконструкция предприятий пищевых отраслей, оснащение их современной техникой, создание принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья и

производство пищевых продуктов высокого качества [2]. Между тем вступление в ВТО не может быть самоцелью. Необходимо чётко понимать последствия вступления и оценивать реальные возможности и преимущества вступления в ВТО.

При формировании стратегии и тактики ЕАППК должны учитываться не только ресурсы в обычном понимании, но и в общественном смысле, т.е. и материалы, и технологии, и люди, и информация, а также имеющиеся деловые связи, положение на рынке и т.д. Часто ресурсы бывают ограничены. При этом в зависимости от конкретной ситуации, различные виды ресурсов могут быть узким местом. Так, если цели влекут большие материальные затраты, то приходится ограничиваться теми целями и средствами их достижения, которые крайне необходимы в первую очередь.

Одним из основных умений современного управленца является умение рационально распределить и воспользоваться имеющимися в распоряжении ресурсами. Проблема рационального распределения ресурсов является одной из основных проблем планирования деятельности единого аграрного полисно-промышленного комплекса. Однако основной смысл постановки любой цели - в её достижении. А достигнута цель может быть только при условии эффективной аграрной политики государства, в соответствии с которой должен действовать единый аграрный полисно-промышленный комплекс.

Библиографический список:

1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред.проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 245-248.

2. Сафиуллин Н.З. Методология исследования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов (на примере животноводческого комплекса Республики Татарстан)/ Н.З. Сафиуллин// Достижения науки и техники АПК.- 2003.- №2- с. 24-27.

3. Масютин С., Леонтьев С. Совершенствование системы управления предприятием [электронный ресурс].

ЦКЬ: http://www.cfin.ru/management/masleo.shtml (дата обращения: 09.12.2009.).

4. Д. Б. Мельничук. Семь граней стратегического управления предприятием [электронный ресурс].

URL:http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_860/ (дата обращения: 18.01.2010.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.