Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРОФСОЮЗ / ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / НОРМЫ ОХРАНЫ ТРУДА / ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА / СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аскеров Наби Йяхия-Оглы

В статье рассмотрены особенности трудовой деятельности сотрудников правоохранительных органов в Азербайджанской Республике с точки зрения ее правового регулирования. На основе анализа действующих нормативных правовых актов и практики их применения предлагается внести ряд изменений в законодательство. Особое внимание уделено развитию профсоюзной деятельности в системе правоохранительных органов. Представлены меры по совершенствованию порядка применения мер поощрения и взыскания к сотрудникам органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND SOME ISSUES OF LABOR ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article examines the peculiarities of the labor activity of law enforcement officers in the Republic of Azerbaijan from the point of view of its legal regulation. Based on the analysis of the current regulatory legal acts and the practice of their application, the author proposes a number of amendments to the legislation. Special attention is paid to the development of trade union activity in the system of law enforcement agencies. Measures to improve the procedure for applying incentives and penalties to employees of internal affairs bodies are presented.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 353

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Научная статья

УДК* 351.74(479.24)

Doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.353-359

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Наби Йяхия-оглы Аскеров1

1 Полицейская академия Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики,

г. Баку, Азербайджан, policeacademy@pa.edu.az

Аннотация. В статье рассмотрены особенности трудовой деятельности сотрудников правоохранительных органов в Азербайджанской Республике с точки зрения ее правового регулирования. На основе анализа действующих нормативных правовых актов и практики их применения предлагается внести ряд изменений в законодательство. Особое внимание уделено развитию профсоюзной деятельности в системе правоохранительных органов. Представлены меры по совершенствованию порядка применения мер поощрения и взыскания к сотрудникам органов внутренних дел.

Ключевые слова: гражданское общество, общественное объединение, профсоюз, право на объединение, сотрудники органов внутренних дел, сотрудник полиции, нормы охраны труда, правила охраны труда, стандарты охраны труда

Для цитирования

Аскеров Н. Й. Современные проблемы и некоторые вопросы трудовой деятельности сотрудников правоохранительных органов // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30(1-4), № 3. С. 353-359. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.353-359.

ABROAD

Original article

MODERN PROBLEMS AND SOME ISSUES OF LABOR ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Nabi Yyakhiya-ogly Askerov1

1 Police Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Azerbaijan, Baku,

Azerbaijan, policeacademy@pa.edu.az

© Аскеров Н. Й., 2022

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

354 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Abstract. The article examines the peculiarities of the labor activity of law enforcement officers in the Republic of Azerbaijan from the point of view of its legal regulation. Based on the analysis of the current regulatory legal acts and the practice of their application, the author proposes a number of amendments to the legislation. Special attention is paid to the development of trade union activity in the system of law enforcement agencies. Measures to improve the procedure for applying incentives and penalties to employees of internal affairs bodies are presented.

Keywords: civil society, public association, trade union, right to association, employees of internal affairs bodies, police officer, labor protection standards, labor protection rules, labor protection standards

For citation

Askerov, N. 2022, 'Modern problems and some issues of labor activity of law enforcement officers', Man: crime and punishment, vol. 30(1-4), iss. 3, pp. 353-359, doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.353-359.

Перед правоохранительными органами стоят важные задачи в области охраны и укрепления общественного порядка. Необходимым условием успешного выполнения этих задач является неукоснительное и последовательное соблюдение сотрудниками требований законодательства, приказов и инструкций Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, а также приказов, распоряжений и инструкций непосредственных начальников (командиров) в порядке, установленном законом. При исполнении своих обязанностей сотрудники правоохранительных органов должны показывать пример неукоснительного соблюдения законности и дисциплины. Еще 20 сентября 1993 г. Гейдар Алиев в своем выступлении на совещании в Министерстве внутренних дел Азербайджанской Республики отметил, что деятельность полиции зависит от знаний, навыков и профессионализма сотрудников, от сильной, железной дисциплины в этих органах. Он добавил, что полицию следует любить и уважать.

В последнее время были намечены различные задачи в деле повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, развития профессионализма и культурного уровня сотрудников. Однако в некоторых случаях игнорируются вопросы, связанные с использованием личной инициативы и возможностей сотрудников. В первую очередь речь идет о роли и высоком потенциале профсоюзов, поскольку внесудебного органа по защите нарушенных трудовых прав сотрудников правоохранительных органов нет. Они не могут использовать забастовки или другие средства, предусмотренные законом, для защиты своих нарушенных трудовых прав, поэтому или отказываются их защищать, или вынуждены защищать их самостоятельно, без какой-либо юридической помощи со стороны полиции. С этой точки зрения мы считаем, что создание и функционирование профсоюзов в органах внутренних дел было бы одним из прогрессивных шагов, предпринятых для решения существующих проблем.

Профсоюзы действуют в полиции многих стран - России, Германии, Австрии, Австралии, Бельгии, Дании, Люксембурга, Малавии, Нигерии, Норвегии, Новой Зеландии, Нидерландов, Португалии, Великобритании, Сенегала, Швейцарии, Туниса, США, Финляндии, Франции, Ирландии, Кот-д'Ивуара. В этих государствах различная политическая структура, разный уровень социально-экономического и культурного развития. В Западной Европе, США и Канаде профсоюзы полицейских начали возникать

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 355

в середине 1940-х годов под влиянием процессов демократизации. Необходимость повышения имиджа полиции, социальной и правовой защиты ее сотрудников стала основанием для создания таких учреждений. В настоящее время существует 51 полицейский союз в Германии, по шесть в Испании и Финляндии, шесть на федеральном уровне в США и десятки в каждом штате и около 30 во Франции [1]. Из стран бывшего СССР профсоюзы сотрудников правоохранительных органов действуют только в России. Первые из них были образованы в 1993 г., когда вступил в силу Закон РСФСР «О милиции» (1991 г.), принятый в последние дни существования СССР [1].

Мы считаем, что, хотя законодательство Азербайджанской Республики, регулирующее деятельность полиции, прямо не предусматривает права сотрудников правоохранительных органов объединяться в профессиональные союзы, международные правовые акты, включенные в законодательство Азербайджанской Республики, допускают создание таких организаций. Так, ст. 5 Закона Азербайджанской Республики «О ратификации Европейской социальной хартии» закрепляет право на организацию, то есть создание местных, национальных или международных организаций для защиты экономических и социальных интересов работников и работодателей. На наш взгляд, для полного обеспечения трудовых, социальных и экономических прав сотрудников правоохранительных органов целесообразно дополнить Закон Азербайджанской Республики «О полиции» следующей нормой:

«Статья 38-1. Право сотрудников полиции объединяться в профессиональные союзы (ассоциации)

I. Сотрудники полиции имеют право защищать свои социально-экономические права и интересы и объединяться в целях представительства или вступать в про -фессиональные союзы (ассоциации).

II. Полномочия и порядок создания профессиональных союзов (объединений) сотрудников полиции определяются законом».

В целях обеспечения и защиты трудовых, социальных и экономических прав и интересов других сотрудников правоохранительных органов, не имеющих статуса «сотрудник полиции», целесообразно включить в Закон Азербайджанской Республики «Об утверждении Положения о службе в правоохранительных органах» такую норму:

«Сотрудники полиции имеют право защищать свои социально-экономические права и интересы, а также объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации) с целью представительства. Полномочия и порядок создания профессиональных союзов (объединений) сотрудников органов внутренних дел определяются законодательством».

Обеспечение безопасных условий труда - фактор особой важности, главная задача каждого цивилизованного государства. В большинстве развитых стран охрана труда стала конституционным правом и обеспечивается законом, имеющим высшую юридическую силу. Как указано в ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики, каждый имеет право работать в безопасных и здоровых условиях [3].

Безопасность труда означает соблюдение мер технической безопасности, санитарии, гигиены, лечения и профилактики, норм и стандартов, предусмотренных Трудовым кодексом и другими нормативными правовыми актами Азербайджанской Республики, а также коллективными и трудовыми договорами, контрактами. Нормы и правила охраны труда применяются на всех предприятиях, в ведомствах и организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Часть 3 ст. 207 Трудового

356 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

кодекса Азербайджанской Республики гласит, что требования нормативных правовых актов по охране труда, норм, стандартов, правил охраны труда обязательны для сторон трудовых отношений и иных физических и юридических лиц. Эти положения, безусловно, распространяются и на органы внутренних дел.

Однако в законодательстве мало внимания уделяется вопросам охраны труда сотрудников правоохранительных органов. Хотя Трудовой кодекс Азербайджанской Республики предусматривает определенные правила и инструкции в области охраны труда, мы полагаем, что это положение не полностью реализуется при исполнении различных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. Например, в соответствии с постановлением № 7 Правительства Азербайджанской Республики преподавание связано с высокой вероятностью появления профессионального заболевания (например, хронический ларингит, контактные язвы голосовых связок). Это положение распространяется и на преподавателей, работающих в образовательных учреждениях органов внутренних дел. Однако в законодательстве не закреплены меры, которые должны быть приняты по профилактике таких профессиональных заболеваний. Кроме того, страховые органы, как правило, отказывают в страховых выплатах сотрудникам, получившим случайные травмы во время спортивных тренировок (в настоящее время они обязательны в полиции и проводятся в определенные дни недели). На основании ч. I ст. 5 Закона Азербайджанской Республики от 5 октября 1999 г. «Об обязательном государственном личном страховании должностных лиц судебных и правоохранительных органов» страховой орган рассматривает возможность страховых выплат работникам только при исполнении служебных обязанностей. Участие в спортивных играх или тренировках не признается исполнением служебных обязанностей. Аналогичный подход существует в отношении ограничения страховых выплат курсантам, окончившим среднюю школу и обучающимся в Полицейской академии Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, в случае травм, полученных при исполнении служебных обязанностей. Мы считаем, что решение обозначенных проблем было бы одним из важных шагов, предпринятых для защиты конституционных прав сотрудников правоохранительных органов в области охраны труда.

Наиболее эффективным средством повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, своевременного выполнения поставленных задач, мобилизации сил, а также укрепления законности и дисциплины в их деятельности является применение стимулов. Их роль в укреплении служебной дисциплины в правоохранительных органах постоянно возрастает. По мнению профессора А. Гасымова, стимулы в трудовом праве означают систему мер, применяемых работодателем к работникам, на высоком профессиональном уровне отличившимся при выполнении трудовых функций и соблюдении внутренних дисциплинарных правил [2].

Из содержания п. 110 Положения о службе в органах внутренних дел Азербайджанской Республики видно, что фактической основой поощрения сотрудников правоохранительных органов является образцовое исполнение служебных обязанностей и высокие результаты, достигнутые на службе. Применение руководителями органов внутренних дел к подчиненным сотрудникам поощрений является не только их правом, но и одной из основных обязанностей, вытекающих из Дисциплинарного устава. Согласно ст. 26 Дисциплинарного устава начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины в команде, которую он возглавляет. Руководители всех уровней должны оценивать каждое полезное действие своих подчиненных. Важно отметить, что мо-

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 357

тивация сотрудников должна быть реалистичной. В противном случае стимулы могут потерять свой воспитательный эффект, превратившись в чрезмерную похвалу, и тем самым привести к нарушению дисциплины.

Согласно п. 110 Положения о службе в органах внутренних дел и п. 10 Дисциплинарного устава к работникам могут применяться следующие меры стимулирования: благодарность; денежный приз; награждение ценным подарком; награждение почетным дипломом; награждение почетным знаком; досрочное присвоение следующего специального звания; повышение в специальном звании на ступень выше, чем предусмотрено в штате; вручение наградного оружия.

В качестве стимула может быть использовано досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Данная мера поощрения распространяется только на сотрудников, которые были дисциплинированны и продемонстрировали примерное поведение, высокопрофессионально выполняя свои обязанности (функции) в период действия дисциплинарного взыскания. В связи с этим возникает вопрос: могут ли применяться к работнику льготы в период действия дисциплинарного взыскания? Ни Дисциплинарный устав, ни Положение о службе в органах внутренних дел Азербайджанской Республики не содержат норм, связанных с этой проблемой. Однако в ч. IV ст. 190 Трудового кодекса Азербайджанской Республики указано, что в случае поощрения работника каким-либо способом, предусмотренным ст. 185 настоящего Кодекса, за высокопрофессиональное выполнение трудовых функций и соблюдение внутренних дисциплинарных правил в течение срока действия дисциплинарного взыскания с даты награждения наложенное на него дисциплинарное взыскание считается недействительным. При этом ч. II ст. 5 Трудового кодекса Азербайджанской Республики гласит, что данный Кодекс распространяется на государственных служащих, а также сотрудников прокуратуры, полиции и других правоохранительных органов с учетом особенностей, определенных иными правовыми актами. Если данные нормативные правовые акты не охватывают в полной мере трудовые, социальные и экономические права этих работников, к ним применяются соответствующие нормы, предусмотренные этим Кодексом.

В соответствии с указанными положениями мы полагаем, что в течение срока действия дисциплинарного взыскания могут применяться в качестве стимула меры поощрения за образцовую службу даже без досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. На наш взгляд, было бы целесообразно, чтобы законодатель внес в Положение о службе в органах внутренних дел Азербайджанской Республики п. 111-1 следующего содержания: «Если работник вознагражден каким-либо способом поощрения, предусмотренным в пункте 110 настоящего Положения, за высокий профессионализм и соблюдение требований Дисциплинарного кодекса в течение срока действия дисциплинарного взыскания со дня награждения, данное дисциплинарное взыскание считается недействительным».

Рациональность поощрений, то есть их применение к работнику за достойную, образцовую службу, положительно влияет на укрепление служебной дисциплины других сотрудников. Иногда на практике случается, что сотрудники не получают вознаграждения в течение года. Однако в праздничные дни подготавливаются объемные приказы их награждения без учета их отношения к службе, а точнее, без изучения их служебной деятельности. В связи с этим считаем справедливым мнение М. В. Молодцова, который выступает против массового награждения сотрудников в знаменательные дни [3].

358 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Награждать сотрудников правоохранительных органов следует не за праздник, а за примерное поведение на службе.

Педагогическая эффективность поощрений зависит от принципа открытости в их применении. Все должны знать об успехах сотрудника, о его награде за безупречное выполнение служебных обязанностей. Как правило, решение о поощре-ни сотрудников объявляется приказом лично или на собрании. Это увеличивает педагогический эффект поощрительного мероприятия, побуждает сотрудников служить более усердно.

В случае грубого нарушения служебных обязанностей наступает дисциплинарная ответственность. Это вид юридической ответственности. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительных органов является дисциплинарное правонарушение. Анализ особенностей дисциплинарного производства в отношении сотрудников правоохранительных органов показывает, что в законе следует отразить характер дисциплинарных проступков, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов. Например, занятие предпринимательской деятельностью вне службы сотрудника полиции может считаться грубым дисциплинарным нарушением.

К сотрудникам могут быть применены следующие дисциплинарные меры за нарушение правил службы и исполнительской дисциплины, а также за действия, наносящие ущерб репутации сотрудника полиции: выговор; строгий выговор; предупреждение о некомпетентности; перевод из одной позиции в другую; понижение специального звания на одну ступень; увольнение со службы. Все эти виды дисциплинарных взысканий (кроме увольнения) действуют в течение одного года. Мы считаем, что годичный срок для всех видов дисциплинарных взысканий ослабляет их социальное воздействие. В силу этого на законодательном уровне целесообразно разграничить продолжительность дисциплинарного взыскания по видам. Например, выговор - 3 месяца, строгий выговор - 6 месяцев и т. д.

Еще одна проблема - правильное применение дисциплинарных мер. В литературе отмечается, что предупреждение о некомпетентности в основном применяется к должностным лицам [4, с. 35]. Характерной особенностью данного вида наказания является то, что оно применяется к работнику не за отдельные дисциплинарные проступки и проступки, а за ненадлежащее выполнение какой-либо служебной функции. Этот вид наказания действует как сигнал - если работник не добьется положительных результатов на службе, то он может быть уволен из органов внутренних дел. По этой причине мы считаем целесообразным установить условия наложения дисциплинарного взыскания в индивидуальном порядке либо в законодательстве, либо в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Азербайджанской Республики.

Список источников

1. Бурдин К. И. Вопросы становления милицейских профсоюзов // Социология права. 1999. № 6. С. 51-55.

2. Гасымов А. М. Трудовое право : учебник. Баку : Адилоглу, 2007. 609 с.

3. Молодцов М. В., Головина С. Ю. Трудовое право России : учеб. для вузов. М. : Норма, 2003. 626 с.

4. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Азербайджанской Республики / под ред. А. М. Гасымова. Баку : Юрид. изд-во, 2018. 817 с.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 359

References

1. Burdin, K. I. 1999, 'Questions of formation of police trade unions', Sociology of Law, iss. 6, pp. 51-55.

2. Gasymov, A. M. 2007, Labor Law: textbook, Adiloglu, Baku.

3. Molodtsov, M. B. & Golovina, S. Yu. 2003, Labor Law of Russia: textbook for universities, Norma, Moscow.

4. Gasymov, A. M. (ed.) 2018, Scientific and practical commentary on the Labor Code of the Republic of Azerbaijan, Legal Publishing House, Baku.

Информация об авторе

Наби Йяхия-оглы Аскеров - доктор философии по праву, доцент, начальник кафедры гражданского права.

Information about the author

Nabi Yyakhiya-ogly Askerov - Sc.D (Philosophy), Associate Professor, head of the department of civil law..

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.3. Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 25.05.2022; принята к публикации 13.07.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 25.05.2022; accepted for publication 13.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.