Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская авиация / лизингодатели / воздушное судно / Российские авиакомпании / санкции / авиатехнологии / экономика / civil aviation / lessors / aircraft / Russian airlines / sanctions / aviation technologies / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Г. Корепанова, К.Е. Полукчу, Л.Е. Корепанов

В статье рассматриваются серьезные проблемы Российской авиации, сложившиеся в настоящее время связанные с событиями на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF CIVIL AVIATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the serious problems of Russian aviation that have developed at the present time related to events on the world stage.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ»

УДК 338.012

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ

Е. Г. Корепанова1, К. Е. Полукчу1, Л. Е. Корепанов2

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Российская Федерация, 190005 г. Санкт-Петербург, ул. Красноармейская 1-я, 3-5

Е-mail: korepanova.eg@gmail.com

В статье рассматриваются серьезные проблемы Российской авиации, сложившиеся в настоящее время связанные с событиями на мировой арене.

Ключевые слова: гражданская авиация, лизингодатели, воздушное судно, Российские авиакомпании, санкции, авиатехнологии, экономика.

MODERN PROBLEMS OF CIVIL AVIATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

E. G. Korepanova1, K. E. Polukchu1, L.E. Korepanov2

:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

2Baltic State Technical University "Voenmeh" D.F. Ustinov 1, 1-Ya Krasnoarmeyskaya Ulitsa, St Petersburg, 190005, Russian Federation E-mail: korepanova.eg@gmail.com

The article discusses the serious problems of Russian aviation that have developed at the present time related to events on the world stage

Keywords: civil aviation, lessors, aircraft, Russian airlines, sanctions, aviation technologies, economy

Гражданская авиация страны столкнулась с беспрецедентными санкциями. Для полетов воздушных судов закрыта практически половина мира. Иностранные лизингодатели, которым принадлежит большая часть самолетов, отзывают воздушные суда. Производители иностранных самолетов останавливают их обслуживание на территории страны. В начале 2022 года правительство приняло решение пересадить жителей России на российские самолеты. По подсчетам, уже спустя пять лет, промышленность будет выпускать более 100 самолетов в год. В бюджете, который выделен на ближайшие три года поддержка оказывается в более, чем 45 млрд. рублей. Но в марте 2022 года Российская Федерация стала мировым лидером по объему введённых против неё санкций [1]. С февраля было введено 2778 новых ограничительных мер, а это почти половина от тех, что действовали уже. Общее количество на данный момент достигло более 5530 санкций и, к сожалению, это еще не предел, ведь санкционное давление усиливается с каждым днем.

По данным статистики наибольшее количество мер против России ввели Соединенные Штаты Америки - 1194 санкции, на втором месте Канада - 908 санкций, Швейцария - 824, Евросоюз - 766 и Франция - 760. Некоторые из них, меньшее число, направлены локально -против президента Российской Федерации, главы МИД и отдельных граждан России.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

К ограничительным мерам относятся: эмбарго на поставку продовольственных продуктов, запрет въезда на территории стран и другие виды сотрудничества с Российской Федерацией.

Одним из ограничений, которые понесут для России значительный ущерб - это ограничение сотрудничества с крупнейшими лизинговыми компаниями. Евросоюз обязал разорвать контракты лизинговым компаниям с российскими перевозчиками и вернуть все самолеты обратно. Airbus и Boeing так же заявили о прекращении поддержки и обслуживания своих самолетов в России. Кроме этого, есть и ограничения в поставке самолетов и авиационных компонентов для использования в Россию. Конечно, и Российская Федерация, ввела ответные санкции, которые повлияют на экономику и логистику других стран. Закрытие российского неба для иностранной авиации на многократно увеличивает продолжительность пути, что влечет за собой более длительные маршруты в Азию, которые обязаны облетать Россию. Это, в свою очередь, приведет к увеличению затрат на персонал, на техническое обслуживание, оценка оплаты проводится на основании летных часов.

В распоряжении российских авиакомпания наибольшее число самолетов это - Boeing (от 189 до 531 вместимости кресел), Airbus более 100 единиц, SuperJet и ATR. По статистике более 80% самолетов, которые эксплуатируют пассажирские авиакомпании России -импортные рис.1.

Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров говорит о том, что: «Для многих европейских лизингодателей - это путь к банкротству. Во-первых, это неустойка компания России за досрочное расторжение договора. Во-вторых, вся техника, в которую они вкладывали миллиарды долларов - теперь просто остается ржаветь на перроне» [2].

Где зарегистрирован производитель самолетов

т eg

ri? США

Ml Россия (СССР) |*| Канада О Бразилия

число самолетов к парке российских авиакомпаний

Доля, %

39

36

18

4

3

Рис. 1. Количество самолетов в авиапарке России

По словам экспертов, потери лизинговых компаний от введённых санкций оцениваются более, чем в 10 млрд долларов. И, к сожалению, России придется столкнуться с уменьшением количества рейсов и перелетов как внутри страны, так и за рубеж. Чтобы хоть как-то минимизировать ущерб данной отрасли, генеральный директор компании «Альянс «Авинтел» посоветовал в срочном порядке пересаживаться на качественный заменить российского производства МС-21.

МС-21 - российский среднемагистральный узкофлюзеляжный пассажирский самолет. Максимальная взлетная масса - 79,25 т. Строительство данной технике ведется в городе Иркутск. Максимальная коммерческая нагрузка - 22,6 т. Объем грузовых отсеков - 49 куб.м. Максимальное количество пассажиров - 211 человек. Дальность полета - 6000 км. По всем своим характеристикам МС-21 в разы выигрывает у своих конкурентов. Говоря о вложениях в данный проект, то по словам вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира - государственная поддержка составит 75 млрд. рублей без учета расходов на

создание двигателя. Испытания будут проводиться в 2022-2023 годах, а серийная поставка полностью с российского производства планируется на 2024 год [3].

Как считают эксперты в области авиатехнологий, данный самолет способен полностью перекрыть потребности граждан страны, при этом нисколько не уступив по качеству и характеристикам. Для начала нужно сертифицировать самолет и сразу же приступать к наращиванию производства МС-21. Сейчас, говоря о количестве, подразумевается всего 4-5 штук в год, так как процесс разработки затратный не только в экономическом плане, но и касательно комплектующих. При большей поддержке, количество выпускаемого производства можно увеличить до 10-15 в год, что в свою очередь полностью покроет потребность в самолетах у российских авиакомпании в течении пары лет. При этом, чтобы снизить затраты, предприятие не будет снижать качество обслуживания. В связи с этим основной задачей предприятия является определение закономерности соотношения экономических факторов обслуживания и спроса на перевозки. То есть: соответствие стандартам, возможностям и требованиям рынка, летным потребностям [4].

Серийное производство МС-21 планировалось начаться с российским крылом и двигателем только в 2024 году, но в связи со сложившейся ситуацией в мире и наложенными ограничениями - Россия начнет принимать меры по производству намного раньше. Авиакомпания «Россия» начнет первую эксплуатацию МС-21 летом 2022 года. Если не будет технических замечаний, то самолеты уже встанут на некоторые воздушные маршруты. Директор авиакомпании говорит о том, что программа МС-21 является приоритетным национальным проектом и планируется к запуску. Самолеты МС-21 будут представлены в нескольких модификациях, посадочных мест насчитывается от 150 до 211.

Изменения в экономике сейчас ведут к сокращению рабочих мест из-за нехватки финансов на обеспечение заработной платы, что в свою очередь продолжает безработицу. На совещании президентом Российской Федерации было сказано, что российская экономика обязательно адаптируется к новым реалиям и выделит бюджет на поддержку бизнеса внутри страны. Кроме этого, данная ситуация поможет появиться новым рабочим местам, поскольку предприниматели будут чувствовать уверенность и устойчивость, поддержку со стороны государства.

Говоря о будущем российских перевозок, то внутри страны они продолжаются. Все грузы в города, которые зависят от авиаперевозок - удовлетворяются в полном объеме и продолжат доставляться без перебоев и задержек. Отмечается, что новое требование к современной стандартизации - это способность отвечать вызовам, быстро реагировать на потребности общества, быть гибкой и опережающей [5]. Именно с этой функцией и будет стараться справиться авиапромышленная сфера и отвечать требованиям российского рынка.

Библиографические ссылки

1. Общественно-полезная корпорация [Электронный ресурс]. URL -https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 15. 03. 2022).

2. Сетевое издание радиовещательного канала [Электронный ресурс]. URL -https://smotrim.ru/article/2684629 (дата обращения 15 03. 2022).

3. Портал объединенной авиастроительной корпорации [Электронный ресурс]. URL -https://www.uacrussia.ru/ru/aircraft/lineup/civil/ms-21/ (дата обращения: 15. 03. 2022).

4. Т.В. Галямова «Организация перевозок на воздушном транспорте»: Тексты лекций / СПбГУ ГА. СПб, 2018.

5. Печатное издание «АвиаСоюз» - выпуск 6 (83). Тема: Авиация общего назначения России: проблемы и перспективы, 82 с.

© Корепанова Е.Г., Полукчу К.Е, Корепанов Л.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.