Научная статья на тему 'Современные проблемы экономической безопасности авиапредприятий в России'

Современные проблемы экономической безопасности авиапредприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Е.С., Молодан И.В.

Рассказывается о сложившихся проблемах экономической безопасности в современных условиях рынка. Анализируется система экономической безопасности и прогнозируется дальнейшее развитие мер по обеспечению безопасности на авиапредприятиях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы экономической безопасности авиапредприятий в России»

Секция «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»

шилась с 27,1 до 22,9 % годовых, на срок свыше 1 года -с 17,9 до 17,1 % годовых соответственно. Темп прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) составил за январь-август 2011 года 13,0 % (5,6 % за январь-август 2010 года). Задолженность по ним на 1.09.2011 увеличилась по сравнению с аналогичной датой 2010 года на 20,0 %, чему в значительной степени способствовало снижение процентных ставок по кредитам. Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-август 2011 года увеличилась на 19,6 % (за январь-август 2010 года - на 6,5 %). В годовом выражении эта задолженность на 1.09.2011 возросла на 28,5 % (на соответствующую дату 2010 года - на 4,0 %). Ускорению роста кредитов физическим лицам способствовали повышение потребительской активности населения и смягчение условий кредитования. Улучшение платежной дисциплины заемщиков, а также использование банками различных инструментов по сокращению проблемной задолженности способствовали повышению качества портфеля кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитов нефинансовым организациям снизился с 5,3 % на 1.01.2011 до 5,1 % на 1.09.2011, а в общем объеме кредитов физическим лицам - с 6,9 до 6,1 % соответственно [1].

Основным направлением денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013-2014 годов является последовательное снижение инфляции, а в более отдаленной перспективе - поддержание стабильно низких темпов роста цен. В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5 % в годовом выражении в 2014 году.

В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном сокращении прямого вмешательства регулятора в курсообразование и создании условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванного внешними шоками.

В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, Банк России планирует применение инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования его свободной ликвидности, а также использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов [1].

Главная задача Центрального банка РФ заключается не только в поддержании стабильности кредитно-денежной системы и удержании экономических показателей на приемлемом уровне, но и разработке принципиально новых решений для улучшения ситуации в стране. Жесткая зависимость денежно-кредитной политики от колебания мировых цен на природные ресурсы, в частности нефти, не приводит к кардинальным изменениям и улучшениям экономической ситуации, а лишь поддерживает её на условно нормальном уровне. Поскольку ресурсы не безграничны, а цены на них, как показывает опыт, невозможно предугадать на сто процентов, необходимо уже сегодня разрабатывать дополнительные, к уже существующим, сценарии макроэкономического развития, оказывающие влияние на динамику денежно-кредитных показателей. Внутренний рынок всегда имел огромный потенциал, поэтому именно от того как он будет использоваться и развиваться зависит успешное процветание нашей страны. Важно создавать такие предприятия, которые получили бы огромное доверие со стороны российских и иностранных инвесторов, производящие качественную, принципиально новую и востребованную продукцию, необходимую как в нашей стране, так и за рубежом. Внутренний рынок вполне способен стать основным источником доходов государства, а целенаправленный подход к его развитию приостановит отток капитала из-за недоверия к нашей экономике, позволит снизить безработицу и повысить ВВП.

Библиографическая ссылка

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. URL: http://www.cbr.ru/dkp/

© Сиротин П. Е., Филимонова А. В., 2012

УДК 0675

Е. С. Соловьева Научный руководитель - И. В. Молодан Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Рассказывается о сложившихся проблемах экономической безопасности в современных условиях рынка. Анализируется система экономической безопасности и прогнозируется дальнейшее развитие мер по обеспечению безопасности на авиапредприятиях в России.

Важной проблемой в современной, динамично банкротства, его своевременное обнаружение и уст-развивающейся экономике является профилактика ранение. В условиях трансформации экономических

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

отношений в РФ особенно характерна высокая степень неопределенности, что существенно повышает риск банкротства авиапредприятий в результате воздействия как внешних, так и внутренних экономических факторов.

Система финансового менеджмента на предприятии должна оперативно реагировать на любые изменения в финансово-хозяйственной деятельности авиапредприятия, что особенно актуально в условиях неопределенности и рыночной нестабильности. Модели диагностики риска банкротства позволит менеджменту сформировать стратегию и выработать оперативные решения по оценке и улучшению финансово-экономического состояния предприятия.

Круг факторов определяющих риск банкротства довольно большой, это обуславливает необходимость совершенствования моделей его оценки за счет расширения его дополнительными параметрами. Все это обуславливает необходимость в разработке современной, более усовершенствованной модели для диагностики риска банкротства российских авиапредприятий, которой смогут воспользоваться не только федеральные и региональные государственные органы в целях предупреждения банкротства авиапредприятий, но и федеральные регистрационные, финансовые службы российских авиакомпаний с целью своевременной диагностики риска банкротства в нестабильных условиях рыночной экономики [1].

Требует совершенствования система управления развитием и функционированием воздушного транспорта. В связи с отсутствием перспективной технической политики воздушный транспорт каждый раз несет неоправданные потери при решении проблем, обусловленных вступлением в действие ранее принятых и давно ожидавшихся ограничений и условий выполнения международных перевозок. Около 50 % провозной мощности магистрального пассажирского парка воздушного транспорта России обеспечивают воздушные суда, не соответствующие современным международным нормативам по уровню шума на местности, проблема авиационного шума присуща 20 аэропортам и затрагивает интересы около 3 млн. жителей России. Также невысок уровень оснащенности предприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, особенно аэропортов аппаратурой обнаружения взрывчатых веществ [2].

Чтобы обеспечить безопасность полетов, необходимо предусмотреть и практически выполнить все необходимые меры, касающиеся специальной подготовки и точного исполнения обязанностей лётным и диспетчерским составом, надёжности, авиационной техники и подготовки к полёту летательного аппарата, а также правильного прогнозирования и оценки

обстановки и метеоусловий, в которых будет осуществляться полёт. Эти меры, определяемые на основе исследований, практического опыта лётной работы и всестороннего анализа авиационных происшествий, входят в документацию, регламентирующую лётную работу. Для решения проблемы безопасности на воздушном транспорте проводятся работы и мероприятия, направленные на совершенствование организации, технического оснащения и повышение квалификации персонала всех служб воздушного транспорта, на создание потенциально безопасного летательного аппарата, соответствующего уровню и условиям эксплуатирующих организаций, на обеспечение выживаемости пассажиров и экипажа при попадании летательного аппарата в аварийную ситуацию [3].

Нерентабельность местных авиалиний - проблема мирового масштаба, которая не обошла стороной российские авиакомпании. В стране, где более 60 % территории недоступно иным видам транспорта, кроме воздушного, в ряде регионов происходит постоянное и системное сворачивание региональных (местных) перевозок, являющихся менее рентабельными по сравнению с магистральными линиями. Уже сегодня в большинстве удаленных регионов многие связи разрушены. Создание в России сети узловых аэропортов станет серьезным стимулом к росту вокруг них местных авиаперевозок. Более того, изменится экономика таких перевозок.

В целях совершенствования государственного регулирования деятельности аэропортов, правового регулирования гражданского оборота имущества аэропортов, создания условий для построения национальной аэропортовой сети, узловых аэропортов - хабов, соответствующих мировой практике построения авиационных маршрутных сетей («звездообразная сеть»), Минтрансом России разработаны и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами - Концепция управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) и План первоочередных мероприятий по ее реализации [2].

Библиографические ссылки

1. Разработка модели диагностики риска для авиапредприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/uecs-32-322011/item/581-2011-08-29-06-27-28.

2. Гражданская авиация - состояние, проблемы, решения [Электронный ресурс]. URL: http://www. connect.ru/article.asp?id= 7595.

3. Безопасность полетов [Электронный ресурс]. URL: http://binolet. ru/aviastory/776-bezopasnost--poljo-tov-binolet.html.

© Соловьёва Е. С., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.