Научная статья на тему 'Современные принципы введения прикорма детям первого года жизни'

Современные принципы введения прикорма детям первого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
523
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ / СРОКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМОВ / CHILD'S FEEDING ON THE FIRST YEAR / TERMS AND SEQUENCE OF INTRODUCTION OF ADDITIONAL FEEDING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабаева Л. А., Гафуржанова Х. А.

Проведённые исследования позволили оценить практику кормления детей первого года жизни в зависимости от вида вскармливания в г. Душанбе. Проведён целенаправленный ретроспективный расспрос матерей детей, живущих в г. Душанбе, которые впервые приступали к введению прикорма своему ребёнку, по специально составленной нами анкете. В исследование было включено 107 детей в возрасте до 1 года. Выявлены нарушения последовательности, сроков и принципов введения прикормов у детей на первом году жизни, что, в свою очередь, отрицательно влияет на последующий рост и развитие детей. На основании проведённых исследований рекомендованы сроки и порядок введения прикорма детям первого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern principles of introduction of the additional feeding to children of the first year of life

Conducted research allowed estimating practice of feeding of children of the first year of life depending on a feeding kind in Dushanbe. Conducted purposeful retrospective inquiry of mothers of children living in Dushanbe who started for the first time introduced additional feeding to a baby on specially questionnaire made by us. One hundred and seven children of the first year of life were included in research. Revealed infringements of sequence, terms and principles of introduction of additional feeding at children on the first year of life that, in turn, negatively influenced the subsequent growth and development of children. On the basis of the conducted research was recommended terms and order of introduction of additional feeding at children of the first year of life.

Текст научной работы на тему «Современные принципы введения прикорма детям первого года жизни»

ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН _2015, том 58, №7_

ПЕДИАТРИЯ

УДК 616-053.2; 613.221

Л.А.Бабаева, Х.А.Гафуржанова СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Таджикский государственный медицинский университет им.Абуали ибн Сино

(Представлено академиком АН Республики Таджикистан Г.К.Мироджовым 30.03.2015 г.)

Проведённые исследования позволили оценить практику кормления детей первого года жизни в зависимости от вида вскармливания в г. Душанбе. Проведён целенаправленный ретроспективный расспрос матерей детей, живущих в г. Душанбе, которые впервые приступали к введению прикорма своему ребёнку, по специально составленной нами анкете. В исследование было включено 107 детей в возрасте до 1 года. Выявлены нарушения последовательности, сроков и принципов введения прикормов у детей на первом году жизни, что, в свою очередь, отрицательно влияет на последующий рост и развитие детей. На основании проведённых исследований рекомендованы сроки и порядок введения прикорма детям первого года жизни.

Ключевые слова: вскармливание детей 1-го года жизни - сроки и последовательность введения прикормов.

Практика кормления детей грудного возраста самая важная составляющая в жизни детей, так как она формирует будущее здоровье человека с самых первых лет. Однако в настоящее время сложившаяся практика питания детей 1-го года жизни в Республике Таджикистан во многих случаях является неадекватной и, несмотря на достаточную распространённость грудного вскармливания, отмечаются низкие показатели исключительного грудного вскармливания, раннее введение в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальные сроки назначения и неширокий ассортимент продуктов прикорма [1,2]. Расширение спектра продуктов питания у детей решает следующие задачи: 1) восполнение дефицита нутриентов и энергии, развивающихся в организме растущего ребёнка; 2) расширение набора продуктов и переход на «взрослый» тип питания; 3) стимуляция моторной активности кишечника и функций других систем организма; 4) формирование вкусовых предпочтений, определяющих здоровое питание в течение всей последующей жизни [3-6]. Традиционные многолетние дискуссии, касающиеся сроков и последовательности введения продуктов и блюд прикорма, к настоящему времени в Республике Таджикистан стихли, и в педиатрическом сообществе преобладает единая точка зрения [4,5]. Но, к сожалению, не все родители придерживаются разработанных стандартов по срокам введения прикорма, а также используемым блюдам прикорма, что, в конечном счёте, приводит к развитию анемии, гипотрофии, отставанию в физическом и нервно-психическом развитии. Неадекватный первый прикорм является фактором риска развития недостаточности ряда мик-ронутриентов у детей. Целью настоящего исследования явилась оценка практики кормления детей первого года жизни в зависимости от вида вскармливания.

Адрес для корреспонденции: Бабаева Лола Абдунаимовна. 734003, Республика Таджикистан, г.Душанбе, пр.Рудаки, 139, Таджикский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]

Методы исследования

Проведён целенаправленный ретроспективный расспрос матерей детей, живущих в г. Душанбе, которые впервые приступали к введению прикорма своему ребёнку по специально составленной анкете. В исследование включено 107 детей в возрасте до 1года, из них 55 мальчиков и 52 девочек. На грудном вскармливании (ГВ) находились (или находившиеся с рождения на естественном вскармливании не менее 6 мес.) - 36, на смешанном (СВ) - 35 и на исскуственном (ИВ) - 36 детей. Для оценки состояния питания детей были применены рекомендуемые ВОЗ индикаторы по оценке практики кормления младенцев и детей раннего возраста: своевременное введение твёрдой, полутвёрдой или мягкой пищи, минимальное пищевое разнообразие, минимальная частота кормлений, минимальная приемлемая диета.

Минимальное пищевое разнообразие определяется как получение, как минимум, 4 из 7 групп продуктов: 1) злаки, корнеплоды и клубнеплоды; 2) бобовые и орехи; 3) молочные продукты (молоко, йогурт, сыр); 4) мясопродукты (мясо, рыба, птица и печень/субпродукты); 5) яйца; 6) фрукты и овощи, богатые витамином А; 7) другие фрукты и овощи.

Минимальная частота кормлений среди детей, находящихся на ГВ, определяется как число детей, которые получали твёрдую, полутвёрдую или мягкую пищу 2 и более раз ежедневно для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3 и более раз ежедневно для детей в возрасте 9 - 23 месяца. Для детей в возрасте 6-8 месяцев, не находящихся на ГВ, определяется как получение твёрдой, полутвёрдой или мягкой пищи или молока, как минимум, 4 раза.

Минимальная приемлемая диета для детей, находящихся на ГВ, определяется как получение минимального пищевого разнообразия и минимальной частоты кормлений, а для детей, не находящихся на ГВ, требуется ещё, как минимум, 2 кормления молоком, и такое минимальное пищевое разнообразие достигается без учёта кормлений молоком.

Среднюю частоту кормлений определяли на основе воспоминаний о прошедших сутках. Если ребёнок ел дважды в течение 45 мин., это засчитывалось как одно кормление. Вода, чай, соки, другие напитки, употреблявшиеся без другой пищи, не считались кормлением, так же как и «перекусывание» (например, маленькое печенье или чайная ложка размятого фрукта). Общее количество кормлений включало приём твёрдой и полутвёрдой пищи или чисто молочных продуктов (включая грудное молоко). К чисто молочным продуктам относилось ГВ и использование детских молочных смесей, молока и йогурта. Полученные данные обработаны методами параметрической статистики. Обработка результатов проводилась с использованием статистической программы 81ай8йса 6.0.

Результаты и их обсуждение

Стандартным показателем своевременного начала прикорма является процент детей в возрасте 6-8 месяцев, которым дают твёрдую, полутвёрдую или мягкую пищу. По результатам нашего исследования, в среднем 55.1% детей в возрастной группе 6-8 месяцев получали твёрдую, полутвёрдую или мягкую пищу. Удельный вес таких детей среди тех, кто находился на ГВ, составил 77.8%, а среди тех, кто не получал грудное молоко - 33.3%.

Прикорм вводился в возрасте 2-3 месяцев только одному ребёнку, который находился на ИВ; в возрасте 4-5 месяцев 5 детям, находившимся на ГВ, 14 детям, находившимся на СВ и 19 детям, на-

ходившимся на ИВ . В возрасте 6-7 месяцев, прикорм вводился в 28 случаях из 36 при ГВ, в 19 случаях из 35 при СВ в 12 случаях из 36 при ИВ. Позже 8 месяцев введены продукты прикорма при ГВ трём детям, при СВ двум, при ИВ четырём детям. При анализе своевременности введения в рацион детей продуктов и блюд прикорма установлено, что доля детей, рано получающих прикорм, выше в группе находившиеся на ИВ 55.6% против 13.9% при ГВ (Р<0.05). Медиана срока введения первого прикорма при ГВ составила 5.8 месяцев, что соответствует рекомендациям ВОЗ. Медиана срока введения прикорма при ИВ составила 5 месяцев, что раньше рекомендованных сроков. По данным 8.Бошоп [7], в США за последние 30 лет изменились сроки введения прикорма.

Если в начале 70-х годов детям часто вводили прикорм в первые 1.5-2 месяца жизни, то к концу 90-х годов - ближе к 4-му месяцу жизни. По мнению 8.Бошоп, раннее (до 4-х месяцев) введение прикорма способствует формированию неблагоприятной установки избыточного питания, которая в дальнейшем приводит к развитию ожирения [7]. Результаты многочисленных наблюдений и исследований показывают, что практически во всех странах нарушаются рекомендации педиатров по срокам введения прикорма. Нами проанализирован вид первого прикорма, который особенно не отличался при различных видах вскармливания.

В рацион питания в большинстве случаев вводилась каша, 17 детям - овощное пюре, в 14% -фруктовое пюре и соки. У каждого второго ребёнка отмечалось позднее введение (после 7 месяцев) мясного пюре (49.5%), у каждого третьего позднее введение (после 9 месяцев) желтка (28.0%) и кефира (после 8 месяцев - 30.8%). Согласно существующим в настоящее время рекомендациям, в качестве первого прикорма в зависимости от нутритивного статуса и функционального состояния пищеварительной системы рекомендуется овощное пюре или каша.

В нашем исследовании 5 детям как первый прикорм назначался фруктовый сок. Следует отметить, что в ряде стран в качестве первого прикорма используют фруктовые пюре, хотя эти продукты содержат недостаточное количество белка, железа, цинка и многих витаминов и, по некоторым данным, соки и фруктовые пюре - это еще не прикорм, а добавка к молочному питанию с целью коррекции витаминного и минерального составов рациона грудного ребёнка. При введении сока и других продуктов прикорма должен соблюдаться принцип индивидуальности, зависящий от состояния здоровья ребёнка. Нами исследована последовательность и сроки введения отдельных видов прикорма (табл. ).

Таблица

Средние сроки введения продуктов и блюд прикорма детям первого года жизни в зависимости от вида вскармливания

Продукты и блюда прикор- ГВ СВ ИВ Всего

ма п= 36 п= 35 п= 36 п= 107

Овощное пюре 5.8±0.4 5.0±0.2 5.0±0.3 5.3±0.2

Каша 6.5±0.2 5.9±0.6 5.5±0.5 6.7±0.4

Фруктовое пюре 5.3±0,.6 5.3±0.5 5.3±0.5 5.3±0.5

Фруктовый сок 5.5±0.6 5.0±0.5 5.5±0.5 5.3±0.5

Творог 8.1±0.5 7.8±0.4 8.6±0.4 8.2±0.4

Мясо 8.9±0.7 7.6±0.4 7.7±0.5 8.1±0.5

Яичный желток 8.8±0.4 8.1±0.5 7.3±0.4 8.1±0.4

Кефир 9.3±4.5 8.6±0.5 8.00.4 8.5±0.4

Каши, овощное пюре, фруктовое пюре вводились, в среднем, в сроке 5.9 месяцев. Цельное коровье молоко на первом году жизни получали 45.8% (п=49) детей. В питании 5.6% детей использовались продукты, не входящие в список рекомендуемых. Такими продуктами явились колбаса, сыр, молочный суп. Часто давались печенье и хлеб. При анализе характера прикорма выявлено, что 73.8% (п=79) детей получали прикорм домашнего приготовления, 26.2% промышленного производства. При этом следует подчеркнуть, что в процессе приготовления прикорма 63.6% матерей солят продукты. Прикорм дают перед кормлением грудью 75.7%, после кормления 24.3% матерей. Широко распространено вскармливание из бутылочки с соской (47.5%), в основном среди детей, находящихся на ИВ. Как известно, когда кормят из бутылочек, дети не получают твёрдую или полутвёрдую пищу, так как также во многих случаях матери разбавляют кашу, чтобы она проходила через маленькую дырочку соски, часто добавляется сахар. В итоге ребёнок получает воду, сахар и незначительное количество других нутриентов. Кроме того, бутылочки и соски становятся источниками инфекции.

Нами проведена оценка статуса питания детей до 1 года с использованием индикаторов ВОЗ «Оценка практики кормления младенцев и детей раннего возраста» путем 24-часового воспроизведения питания. При этом следует подчеркнуть, что оценка адекватности вскармливания детей грудного возраста в качественном плане (разнообразие питания) является сложной, необходимо одновременно учитывать число приёмов пищи. Оба эти понятия включают в себя индикатор "минимальная приемлемая диета", что означает получение минимального пищевого разнообразия при минимальной частоте кормлений.

В ходе проведенных исследований было выявлено, что 75.7% детей в возрасте 6-12 месяцев получали твёрдые, полутвёрдые и мягкие продукты минимально допустимое количество раз, 14.0% обследованных детей получают минимально приемлемую диету. Минимальное разнообразие пищи было соблюдено больше при СВ - 20.0%, тогда как при ИВ этот показатель составил 16.7%, а при ГВ 13.9%. Минимальная частота кормлений при всех видах вскармливания практически совпадает. Наибольшие показатели минимальной приемлемой диеты отмечены при СВ (рис.).

Таким образом, выявлены нарушения последовательности и принципы введения прикормов у детей на первом году жизни. Выявлено, что продукты дополнительного питания вводятся в рацион ребёнка значительно раньше сроков, рекомендованных ВОЗ, что не обеспечивает исключительно ГВ в первые 6 месяцев жизни ребёнка и может повлиять на продолжительность ГВ. В рекомендуемые сроки (4-6 мес.) получают первый прикорм 55.1% детей и разнообразие прикорма соответствует рекомендуемому лишь в 16.8% случаев.

В целом недостаточное количество детей получает минимальную приемлемую диету (всего 14%), что может отрицательно повлиять на последующий рост и развитие детей первого года жизни. Все это указывает на необходимость фокусирования внимания на улучшении качества вскармливания этой уязвимой возрастной группы детей.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Минимальное Минимальная частота Минимальная пищевое разнообразие кормлений приемлемая диета

= Грудное вскармливание □ Смешанное вскармливание

^ Искусственное вскармливание

Рис. Практика кормления младенцев в зависимости от вида вскармливания.

Поступило 11.04.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медико-демографическое исследование Таджикистана 2012. - Душанбе: Агенство по статистике при президенте РТ.

2. Nutrition Situation Analysis: Improving Economic Outcomes by Expanding Nutrition Programming in Tajikistan. February 2012. United Nations Children's Fund (UNICEF). 2008. The State of Children and Women in Tajikistan. ComparativeAnalysisof MICS 2000 and MICS 2005 Results. Tajikistan: UNICEF.

3. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. - Педиатрия, 2008, т.87, № 4, с. 79-85.

4. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. - Женева: ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2003, 34 с.

5. Питание детей грудного и раннего возраста. - Доклад Секретариата. 63-я сессия ВОЗ. Женева: ВОЗ, 2010 (дата обращения 20.03.2014 г. ).

6. Конь И.Я., Фатеева Е.М., Гмошинская М.В., Шилина Н.М. Питание здорового и больного ребенка.: пособие для врачей / Под ред. Тутельяна В.А., Коня И.Я., Каганова Б.С. - М.: ЗАО «Изд. дом «Династия», 2007, 378 с.

7. Fomon S.J. Infant feeding in the 20th century: formula and belkost.- J. Nutr., 2001, v.131, рр.409-420.

Л.А.Бабаева, Х.А.Гафурчонова КОИДА^ОИ МУОСИРИ ВОРИД НАМУДАНИ ГИЗОИ ИЛОВАГЙ БАРОИ

КУДАКОНИ СОЛИ АВВАЛИ ^АЁТ

Донишго^и давлатии тиббииТоцикистон ба номи Абуали ибни Сино

Тахкикоти гузаронидашуда бо истифода аз индикаторхои байналмилалй имкон дод, ки

тачрибаи гизодихии тифлони ширхора дар давоми соли аввали хаёташон вобаста ба навъи

гизодихй дар шахри Душанбе омухта шавад. Пурсиши максадноки репроспективии

(гузаштанигарии) модарони тифлоне, ки бори аввал ба додани гизои иловагй (кумакй) огоз

намуданд, аз руйи пурсишномаи махсус тартибдодашуда бачо оварда шуд. Ба тахдикот 107 тифлони то синни 1 сола фаро гирифта шуданд. Нуксони тартиб, мухлат ва принсипх,ои воридсозии гизои иловагй ошкор карда шуданд, ки ба рушди минбаъдаи тифлон таъсири номатлуб мерасонад. Дар асоси тахдикоти гузаронидашуда, мухлат ва таъртиби воридсозии гизои иловагй барои кудакони соли аввали хаёт тавсия дода шуд.

Калима^ои калиди: гизодщии тифлони соли аввали %аёт - му^лат ва тартиби воридсозии гизои иловагй.

L.A.Babaeva, KhA.Gafurjanova MODERN PRINCIPLES OF INTRODUCTION OF THE ADDITIONAL FEEDING TO CHILDREN OF THE FIRST YEAR OF LIFE

Avicenna Tajik State Medical University

Conducted research allowed estimating practice of feeding of children of the first year of life depending on a feeding kind in Dushanbe. Conducted purposeful retrospective inquiry of mothers of children living in Dushanbe who started for the first time introduced additional feeding to a baby on specially questionnaire made by us. One hundred and seven children of the first year of life were included in research. Revealed infringements of sequence, terms and principles of introduction of additional feeding at children on the first year of life that, in turn, negatively influenced the subsequent growth and development of children. On the basis of the conducted research was recommended terms and order of introduction of additional feeding at children of the first year of life.

Key words: child's feeding on the first year - terms and sequence of introduction of additional feeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.