Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление развитием территории / градостроительная политика / комплексное развитие территорий / устойчивое развитие / общественное участие / territory development management / urban planning policy / integrated development of territories / sustainable development / public participation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — В.А. Оглоблин

Данная статья рассматривает принципы градостроительства, внедрение которых происходит в настоящее время. С одной стороны, уход от развития застроенных территорий дает надежду на следование парадигме устойчивого развития в современных городах, с другой стороны, вызывает опасения, что переходный период окажется очень трудным и комплексное развитие территорий так и не состоится на должном уровне. Поэтому глубокое осмысление принципов комплексного развития территорий, причем с участием всех заинтересованных сторон позволит найти прогрессивный вектор развития городов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PRINCIPLES OF URBAN PLANNING POLICY

This article examines the principles of urban planning, the implementation of which is currently taking place. On the one hand, avoiding the development of built-up areas gives hope for following the paradigm of sustainable development in modern cities, on the other hand, it raises fears that the transition period will be very difficult and the integrated development of territories will not take place at the proper level. Therefore, a deep understanding of the principles of integrated development of territories, and with the participation of all interested parties, will allow us to find a progressive vector for the development of cities in our country.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

- Экономические науки -

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В.А. Оглоблин, старший преподаватель

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-227-229

Аннотация. Данная статья рассматривает принципы градостроительства, внедрение которых происходит в настоящее время. С одной стороны, уход от развития застроенных территорий дает надежду на следование парадигме устойчивого развития в современных городах, с другой стороны, вызывает опасения, что переходный период окажется очень трудным и комплексное развитие территорий так и не состоится на должном уровне. Поэтому глубокое осмысление принципов комплексного развития территорий, причем с участием всех заинтересованных сторон позволит найти прогрессивный вектор развития городов нашей страны.

Ключевые слова: управление развитием территории, градостроительная политика, комплексное развитие территорий, устойчивое развитие, общественное участие.

В условиях градостроительных ограничений, с которыми сталкиваются застройщики и инвесторы в ходе реализации проектов, возникает необходимость совершенствования одного из основных предметов исследования - практического опыта внедрения принципов и методов систем градоустройства. Рассматривая вопросы активизации и исполнения механизмов ре-девелопмента, можно говорить о существовании экономических, градостроительных, социальных и политических барьеров. Инициация принципов должна быть аргументирована с позиции трех ключевых точек, в частности, определения основных факторов успеха реализации проекта, проектного пути погружения и сравнения с зарубежными аналогами на уровне эффективности и воплощения в жизнь.

Подчинение принципов пространству целого города необходимо и достаточно, что позволяет комплексно рассматривать вопросы взаимодействия градостроительной политики, финансовых ресурсов и организаций, контролирующих работу двух предыдущих составляющих.

Консалтинговое бюро "Стрелка" разработало свод принципов комплексного развития территорий, одобренный Министерством строительства РФ [2]:

1. Принцип здоровой городской среды (healthy urban environment). Городская форма (urban form) в исторической прак-

тике означала проектирование городского пространства, не влияющего негативно на сферы жизнедеятельности человека, так как термин «здоровый» имел значение «безопасный». Ряд научных данных свидетельствует о том, что городская форма (urbanform) оказывает существенное влияние на здоровье.

2. Принцип прогрессивной инженерной инфраструктуры (progressive engineering infrastructure). Инженерная инфраструктура - искусственный интеллект городского пространства, формирующий связи между архитектурой и городом, пространствами и людьми. В городском планировании и развитии муниципальных территорий принцип является важным аспектом в определении центральных узлов города. Узлы представляют собой концентрацию благоприятных и неблагоприятных образований, на основании которых принимается решение о реконструкции, модернизации или новом строительстве последних. Принцип выступает в качестве артерий для организации показателя устойчивого развития.

3. Принцип городской мобильности (urban mobility). В мире, в том числе и в России, 2015год стал пиком использования интернет-технологий (internet technology). Японские планировщики анонсировали развитие такого транспортного средства, как интеллектуальные автобусы, в частности характеризуемые автономным меха-

- Экономические науки -

низмом управления. На сегодняшний день практически каждый горожанин имеет мобильное приложение со «своим городом» в кармане.

4. Принцип качества управления (quality of management). Современное градостроительное планирование, как показывает передовой опыт, обретает функцию инновационной практики. В связи с этим планирование рассматривается не только как процесс консолидации информации относительно градостроительных ресурсов и территориальных потребностей (текущих, перспективных), но и как система уровня городской среды.

5. Принцип финансового локомотива (financial locomotive). Принцип позиционирует создание регионального агентства (далее - РА), которое играет роль координатора во взаимодействии местных органов власти с населением. Здесь речь идет как о привлечении средств частных инвесторов, так и денежных ресурсов бюджетов всех уровней.

6. Принцип ответственности (responsibility). Важным качеством принципа является его адресность: выбираемые и определяемые положения должны иметь четкий информационный адресат, то есть выбираемые элементы должны способствовать достижению стратегических целей развития и обеспечению оптимальной возможности вовлечения населения.

7. Принцип проектного погружения (design immersion). В градостроительном планировании проектное погружение определяется в качестве механизма решения локальных задач проекта. Детальный анализ на стадии эскиза позволяет контролировать качество проекта и вносить корректировки до утверждения последнего.

Можно сказать, что на территории города Иркутска успешно реализовывался механизм развития застроенных территорий. Ярким примером тому служит важный результат - на фестивале «Зодчество -2010» в Москве проект регенерации 130 квартала был высоко оценен международным жюри архитекторов, а проектировщикам была вручена профессиональная премия "Хрустальный Дедал".Подобную награду иркутским специалистам удалось получить впервые. Данный проект дал

толчок развитию не только городского устройства, но и развитию предпринимательской деятельности, привлечению инвесторов. Проект «130 квартал» полностью соответствует идее модернизации городской среды. Подобные проекты уникальны способностью изменить облик не единичного объекта или комплекса зданий - они направлены на преобразование среды города, в целом это и есть базовая идея новой градостроительной политики [1, с. 243].

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий исключена глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления» и внесена глава 10. «Комплексное развитие территории», в связи с чем, реализация механизма развития застроенных территорий, в отношении новых территорий невозможна.

Сегодня вопрос об участии общественности в процессе планирования и принятия управленческих решений переместилось на передний план повестки дня обновление власти. Рост требований общества к большей прозрачности и подотчетности власти, большей роли общественности в процессе принятия решений-это ответ на вопрос как сделать власть эффективной? Демократия начинается с дома каждого гражданина и не сводиться лишь к периодическому посещению избирательных участков.

Способы привлечения граждан к планированию и принятию решений на всех уровнях могут быть предметом дискуссии и активно изучаются учеными, политиками и общественными деятелями. Однако можно с уверенностью утверждать, что безусловной долгосрочной современной тенденцией становится повышение роли общественности в процессах принятия решений.

Классика менеджмента утверждает, что ключевой успех стратегии зависит от отождествления целей участников и целей организации (общины). Для того, чтобы

Экономические науки

разработать действенную стратегию местного развития, необходимо привлечь к этим процессам как можно больше заинтересованных сторон.

Кто конкретно из круга заинтересованных сторон должен быть вовлечен в планирование и создание стратегии местного экономического развития, как их привлечь и как обеспечить участие этих лиц на весь период реализации стратегии?

Привлечение заинтересованных лиц к разработке стратегии местного развития должно быть широким, справедливым, равноправным и хорошо организованным заранее. Различные по интересам и целям группы, находящиеся в одном городе, способны к координации и кооперации. Чтобы вместо этого заботиться, например, о принятии политических решений, должна быть обеспечена коммуникация между этими группами [3, с. 127]. Заинтересованные стороны должны быть представлены тремя группами: местной властью (госу-

дарственный сектор), бизнесом (частный сектор) и неправительственными неприбыльными организациями (гражданское общество) Конечно, бизнес является ключевым субъектом с круга заинтересованных сторон, основным двигателем экономического развития территорий, но для стран с переходной экономикой (к которым относится и Россия) основную роль относительно перспектив местного экономического развития играют, как правило, подразделения местной власти и созданные ею агентства. Это обусловлено их существенным влиянием (как прямым, так и косвенным) на местное экономическое развитие.

В условиях недостаточного развития гражданского общества и низкой социальной активности бизнеса в странах с переходной экономикой основной груз проблем местного развития объективно ложится на органы местной власти и созданные ею структуры.

Библиографический список:

1. Мухаметгалиева Л.А. Брендинг муниципального образования город Иркутск / Л.А. Мухаметгалиева, М.В. Вихорева // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни: Материалы Межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием 14 ноября 2017 г. г. Иркутск, Россия. - Иркутск: ИРНИТУ, 2017. - 371 с.

2. Свод принципов комплексного развития территорий. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/docs/18283/

3. Вихорева М.В. Традиционные и инновационные социальные технологии территориального маркетинга // Публичное управление и территориальное развитие: новые тенденции и перспективы. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Издательство: Байкальский государственный университет. 2016. - 325 с.

MODERN PRINCIPLES OF URBAN PLANNING POLICY

V.A. Ogloblin, Senior Lecturer Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)

Abstract. This article examines the principles of urban planning, the implementation of which is currently taking place. On the one hand, avoiding the development of built-up areas gives hope for following the paradigm of sustainable development in modern cities, on the other hand, it raises fears that the transition period will be very difficult and the integrated development of territories will not take place at the proper level. Therefore, a deep understanding of the principles of integrated development of territories, and with the participation of all interested parties, will allow us to find a progressive vector for the development of cities in our country.

Keywords: territory development management, urban planning policy, integrated development of territories, sustainable development, public participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.