Е.А. Энбом
РЕШЕНИЕ КРАЕВОЙ ЗАДАЧИ ..._
SOLUTION OF BOUNDARY VALUE PROBLEM FOR A HYPERBOLIC EQUATION OF THE THIRD ORDER IN THREE-DIMENSIONAL APPLICATION FIELD
© 2014
E.A. Enbom, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate professor of Department
of Higher Mathematics
Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara (Russia)
Abstract. The article deals with solution of boundary value problems with local and integral conditions for hyperbolic equation of the third order in three-dimensional field of a particular type. It proves the unique solvability of these problems, gives the solutions.
Keywords: partial differential equation; hyperbolic equation; boundary value problem; integral conditions.
УДК 159.923.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»
© 2014
А.Е. Эстерле, начальник лаборатории социальной психологии ГБОУДПО Региональный социопсихологический центр, Самара (Россия)
Аннотация. В статье приводится обзор подходов к содержанию понятия «профессиональное саморазвитие личности», по результатам анализа выделяются основные признаки, дается интегральное определение понятия «профессиональное саморазвитие личности».
Ключевые слова: Развитие личности; саморазвитие; профессиональное саморазвитие.
Профессиональному саморазвитию личности в последние годы уделяется большое внимание. Эта проблема представлена широким спектром разновекторных исследований (Даудова Д.М., 2005; Кряхтунов М.И., 2002; Ахмедова А.М., 2007; Квашко Л.П., 2000; Гуч О.Э., 2006; Воронова Е.Н., 2005, и др.) и имеет большое значение, так как практическая деятельность в современных условиях предъявляет специфические требования к профессионалу. От него требуется не только воспроизведение полученных знаний, но и творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Необходимым качеством профессионала, а, по мнению Н.С. Пряжни-кова [1, с. 77-78], еще и отличающим его от любителя, становится способность к саморазвитию.
В словарях и энциклопедиях можно встретить ряд определений понятия «саморазвитие». В частности, в толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова, саморазвитие понимается как развитие собственными силами, без влияния каких либо внешних сил [2]. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой трактует саморазвитие как умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений [3]. В большой энциклопедии по психиатрии [4] саморазвитие понимается как развитие, обусловленное внутренней активностью личности, как характеристика внутренней способности личности к работе над собой, росту, развитию.
Саморазвитие личности изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: А. Маслоу, И.А. Ильиным, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Сло-бодчиковым, Д.Б. Элькониным, Б.Г. Ананьевым, Т.Н. Березиной, Р. Бернсом, Е.Д. Божович, Е.И. Исаевым, Н.А. Логиновой, В.Г. Мараловым, Е.П. Никитиным, Н.Е. Харла-менковой, Ю.М. Орловым, Г.К. Селевко, А.О. Сурожским, Г.А. Цукерманом, Б.М. Мастеровым, И.И. Чесноковой и др.
Понятие профессионального саморазвития в современной науке основывается на идее детерминации развития личности деятельностью, в связи с чем появляется возможность изучения личности с точки зрения соответствия человека профессии и успешной деятель-
ности в ней.
В литературе выделяется ряд методологических подходов к проблеме профессионального саморазвития, основанных на исследованиях отечественных психологов.
Так, субъектный подход, разрабатываемый Л.И. Анциферовой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, рассматривает человека как субъекта профессиональной деятельности, способного творчески самосовершенствоваться, стремиться к саморазвитию, самоактуализации в своей профессиональной сфере. Л.М. Митина определяет взаимосвязь профессионального и личностного развития через принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации [5, с.123]. Важнейшим условием развития интегральных характеристик личности профессионала, по мнению Л.М. Ми-тиной, является осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, а также запуск механизмов саморазвития - саморегуляции и самообразования. Л.И. Анциферова под личностно-профессиональным развитием понимает процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессиональных достижений [6, а431].
С точки зрения синергетического подхода, профессиональное развитие рассматривается как открытая, нелинейная и неравновесная система. Этот подход получил свое отражение в работах Э.Ф. Зеера, И.А. Шар-шова и др. Под профессиональным развитием Э.Ф. Зеер понимает процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление [7, с.20]. Профессиональное становление, по его мнению, обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
В рамках акмеологического подхода личностно-про-фессиональное саморазвитие рассматривается как достижение высших стандартов в профессиональном развитии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.). Под про-
А.Е. Эстерле
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ ...
фессионально-личностным саморазвитием А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин понимают процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [8, с.66].
Можно привести еще целый ряд точек зрения на профессиональное саморазвитие личности. Так, Т.А. Макаренко видит профессиональное саморазвитие как процесс усвоения различных аспектов труда (профессиональных ролей, мотивации, знаний, умений, опыта). Р.С. Немов под профессиональным саморазвитием понимает источник делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Е.Е. Чудина рассматривает профессиональное саморазвитие как внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества. Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина определяют профессиональное саморазвитие как сознательную деятельность, направленную на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Н.В. Самоукина под саморазвитием понимает «целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности» [9, с. 53].
У М.Р. Битяновой под профессиональным саморазвитием понимается многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования [10, с.18].
В.А. Сластениным профессиональное саморазвитие рассматривается как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. В этом процессе внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития [11, с.365].
Проведенный теоретический анализ описанных подходов к определению понятия саморазвития в целом и профессионального саморазвития в частности позволил выделить ряд дополняющих друг друга признаков, характерных для профессионального саморазвития личности.
Процессуальность. Профессиональное саморазвитие - это, в первую очередь, процесс, протяженный во времени, в котором можно выделить этапы (стадии) профессионального саморазвития личности.
Активность личности. Самостоятельность субъекта в организации и управлении процессом саморазвития
является принципиальным условием и одной из движущих сил для осуществления профессионального саморазвития.
Осознанность. Понимание необходимости профессионального саморазвития, осознание противоречия между «Я-реальное» в профессии и требованиями внешней среды в связке с условиями профессиональной деятельности является запускающим механизмом процесса профессионального саморазвития.
Целенаправленность. Целью профессионального саморазвития как раз является преодоление указанного выше осознанного противоречия, путем ориентации на высокий уровень профессиональных достижений. На поставленной цели формируется план и программа профессионального саморазвития личности.
Взаимосвязь личностного и профессионального аспектов. Данная взаимосвязь, прослеживающаяся у большинства авторов, позволяет сделать вывод о направленности профессионального саморазвития как на развитие личностной сферы, так и сферы компетенций профессиональной деятельности.
На основе выделенных признаков можно определить профессиональное саморазвитие личности как активный, сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально-значимых личностных качеств в соответствии с внешними социальными требованиями и условиями профессиональной деятельности.
Также, выделенные признаки позволят в дальнейшем использовать их при построении модели профессионального саморазвития специалистов, а также для создания методики диагностики процесса профессионального саморазвития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. - М.: МГППИ, 1999. 108 с.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1233 с.
4. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 с.
5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: «Академия», 2004. 320 с.
6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
8. Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». ЭКМОС. 1999. 352 с.
10. Битянова М. Р. Психология личностного роста. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 64 с.
11. Сластенин В.А. Педагогика. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 452 с.
MODERN INTERPRETATION OF THE CONCEPT "PERSONAL PROFESSIONAL
SELF-DEVELOPMENT"
© 2014
A.E. Esterle, head of the laboratory of social psychology
Regional Centre for Social Work and School Psychology, Samara (Russia)
Abstract. The article overviews approaches to the concept of personal professional self-development. The analysis results in highlighting the main features and giving the integral definition of the concept "personal professional self-development".
Keywords. personal development, self-development, professional self-development.