ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В
УСЛОВИЯХ ВУЗА
И.Н. Гущина, аспирант
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие саморазвития и профессионального саморазвития, определяется его цель. Автором прдствалено одно из условий профессионального саморазвития в рамках вуза.
Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, будущий педагог, условие.
Современная система образования ставит перед собой цель, подготовить конкурентоспособного профессионала своего дела. Широкое распространение данной тенденции наблюдается в изменении ФГОС ВПО, который в данный момент ориентирован на формирование и развитие компетенций, одной из которых выступает саморазвитие.
Идея саморазвития в образовании Российской Федерации отмечается в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, в Законе РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции федеральной целевой программы развития образования на 20112015 года, и в других концептуальных документах.
Одними из первых в отечественной психологии дали определение понятия «саморазвития» В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев они считают, что саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Пути совершенствования профессионального саморазвития в системе существующей профессиональной подготовки учителя раскрывают в исследованиях: Н. В. Александрова, О. А. Аб-дулиной, Д. Ф. Николенко, А.В. Петровского, А.И. Пискунова, В.К. Розова, Л.Ф. Спирина, Т.Н. Сапожникова и других авторов.
Кротов Я. считает, что в целом профессиональное саморазвитие будущего
педагога, как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: укрепляются профессиональная направленность и развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента; на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут притязания личности студента в области своей будущей профессии, общая зрелость и устойчивость личности студента; повышается удельный вес саморазвития студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту; крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе [2].
Интересной является концепция Э. Ф. Зеера [1], позволяющая говорить о «жизненном пути» профессионала, поскольку она включает основные этапы от ее начала и до вершины. Этот жизненный путь состоит из пяти стадий профессионализации:
- оптация (от лат. optatio - желание, выбор) - выбор профессии
- с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей;
- профессиональная подготовка -приобретение профессиональных знаний, навыков и умений;
- профессиональная адаптация -
вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта;
- профессионализация - формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей;
- профессиональное мастерство -реализация личности в профессиональной деятельности [3].
По мнению Т. Н. Сапожникова профессионально - педагогическое самраз-витие студентов представляется в виде тесной взаимосвязи самовоспитания и самообразования, которые взаимно дополняют друг друга и оказывают взаимное влияние на характер работы над собой будущего педагога [5].
Анализ проведённых исследований позволяет сформулировать цель саморазвития будущих педагогов. Целью профессионального саморазвития будущих педагогов можно считать освоение качественно нового уровня профессиональной компетентности, педагогического мастерства, которое обеспечивает возможность совершенствовать свою педагогическую реальность, рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. Главным же выступает активное качественное преобразование будущим педагогом своего внутреннего мира, который приведет его обязательно к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности.
Важным условием для профессионального саморазвития в вузе является образовательная среда. Образовательная среда вуза складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового
качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования.
Образовательная среда вуза эффективно влияет на подготовку к профессиональному саморазвитию будущих педагогов по средствам реализации ряда условий:
- образовательным потенциалом, т. е. ценностными ориентациями в профессиональной сфере, представлением о профессии и социальных установках на овладение ею, профессиональной компетентностью, интеллектуальностью, способностью к самообразованию, психологической грамотностью;
- творческим потенциалом, т. е. инициативностью, креативностью, социальной активностью, настойчивостью, организаторскими качествами;
- коммуникативным потенциалом, т. е. открытостью, эмпатийностью, деликатностью, добротой, толерантностью, чувством такта, сочувствием, интуицией, способностью к сопереживанию, порядочностью, готовностью к сотрудничеству;
- нравственным потенциалом, т. е. честностью, ответственностью, регулированием своего поведения, пониманием своих возможностей, духовной и общей культурой, гражданственностью, патриотизмом;
- психофизиологическим потенциалом, т. е. самостоятельностью, мобильностью, гибкостью, дисциплиной, настойчивостью, самоуважением;
- квалификационным потенциалом, т. е. уверенностью в себе, предприимчивостью, конкурентоспособностью, интеллектуальной зрелостью (развитые познавательные интересы, умение найти конструктивное решение проблемы, критичность мышления и т. д.).
В заключении можно сделать вывод, что каждое из условий, позволяет будущему педагогу постоянно саморазвиваться, самореализовываться, а также профессионально самосовершенствоваться [4].
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Учебное пособие - М.: Изд-во Московского психолого - социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
2. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики / Л.И. Куликова // Педагогика развития. - Хабаровск, 2001. - С. 3-10.
3. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2010. -42 с.
4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Академия, 2005.
5. Сапожникова Т.Н. Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации познавательной деятельности. Ярослав. пед. вестн. 2003. №1 (34)
PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS UNDER CONDITIONS OF THE HIGHER EDUCATION
I.N. Gushchina, postgraduate
Saratov national research university named after N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)
Abstract. In this article, the concept of self-development and professional self-development is considered, its purpose is determined. The author of one of the conditions for professional self-development within the framework of the university.
Keywords: self-development, professional self-development, future teacher, condition.