DOI 10.47643/1815-1329_2022_5_75 УДК 349.6
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИИ MODERN LEGAL REQUIREMENTS FOR THE CREATION OF A WASTE MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA
МУХЛЫНИНА Мария Михайловна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и уголовного права и процесса,
АНОВО «Московский международный университет».
125040, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 17.
E-mail: muhlyninamm975@mail.ru;
ТВЕРДОВА Татьяна Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин АНОВО «Московский международный университет»,
руководитель правового комитета Российского Союза аудиторов, член Российского Союза юристов,
эксперт комиссии по общественной безопасности и народной дипломатии
Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
125040, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 17.
Е-mail: tverdovatv@mail.ru;
MUKHLYNINA Maria Mikhailovna,
candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil and criminal law and procedure,
ANOVO «Moscow International University».
17 Leningradsky Ave., Moscow, 125040, Russia.
E-mail: muhlyninamm975@mail.ru;
TVERDOVA Tatiana Viktorovna,
candidate of legal sciences, associate professor, associate professor
of the department of civil law disciplines ANOVO «Moscow International University»,
head of the legal committee of the Russian Union of Auditors, member of the Russian Union of Lawyers,
expert of the Commission on Public Security and Public Diplomacy
the Council for Ethnic Affairs under the Government of Moscow.
17 Leningradsky Ave., Moscow, 125040, Russia.
E-mail: tverdovatv@mail.ru
Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию новелл законодательства, регулирующего процесс создания системы обращения с отходами, что вызвано не только вновь образующихся, но накопленных ранее в течении многолетней хозяйственной деятельности, большими объемами отходов. Авторы делают ряд выводов на основе анализа стратегических и иных документов, в частности, о том, что в для решения проблем обращения с отходами ключевую роль начинает играть цифровизация, весь потенциал, которой еще не используется. Государство в настоящее время формирует правовую основу для переориентации потоков капитала на финансирование устойчивого экологического, социального и экономического развития страны, что требует отдельного научного осмысления.
Abstract: The article is devoted to the study of novelties of legislation regulating the process of creating a waste management system, which is caused not only by newly formed, but accumulated earlier during many years of economic activity, large volumes of waste. The authors draw a number of conclusions based on the analysis of strategic and other documents, in particular, that digitalization, the full potential of which has not yet been used, is beginning to play a key role in solving waste management problems. The State is currently forming a legal basis for reorienting capital flows to finance sustainable environmental, social and economic development of the country, which requires a separate scientific understanding.
Ключевые слова: национальный проект, отходы производства и потребления, негативное воздействие на окружающую среду, информация об отходах, правовое регулирование, новеллы законодательства.
Keywords: national project, production and consumption waste, negative impact on the environment, waste information, legal regulation, new legislation.
Для цитирования: Мухлынина М.М., Твердова Т.В. Современные правовые требования к созданию системы обращения с отходами в России // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 75-79. http://doi. org/10.4 7643/1815-1329_2022_5_ 75.
For citation: Mukhlynina M. M., Tverdova T. V. Modern legal requirements for the creation of a waste management system in Russia // Agrarian and Land Law. 2022. No. 5(209). pp. 75-79. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_75.
Статья поступила в редакцию: 15.04.2022
Ликвидация объектов накопленного вреда, оздоровление водных объектов, сокращение выбросов в атмосферу и другие вопросы входят в настоящее время в актуальнейшую повестку национальной государственной политики, которая легла в основу многих нормативных правовых актов, стратегических документов и программ развития, в частности, в нацпроект «Экология». В структуру национального проекта «Экология» сегодня включено десять федеральных проектов по пяти направлениям: вода, воздух, биоразнообразие и отходы, а также не осталось без внимания и еще одно очень важное на сегодняшний день направление - это информационные технологии - новый блок федерального проекта «Экология»[1].
Один из видов негативного воздействия на окружающую среду - это отходы производства и потребления. Размещение отходов производства и потребления (далее - отходы), проблемы, связанные с их утилизацией или включением во вторичный оборот, являются на сегодняшний день одни из самых сложных. По мнению Майорова Е.И и Олимпиева А.Ю. системное правовое регулирование обращения с отходами началось с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[2], документ предполагающий поэтапный переход к новой системе обращения с отходами, возможность оценивать результативность принятых мер и вносить необходимые коррективы[3]. Раимова Э.Ф. еще в конце 1990-х гг. писала, что «развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тон твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков»[4]. Законодательство за этот более чем двадцатилетний период неоднократно менялось, пытаясь совершенствовать созданную систему обращения с отходами, которых со временем становилось все больше и больше. Увеличение объема образования отходов при низком уровне их утилизации в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176, [5] обозначено в качестве одного из внутренних вызовов экологической безопасности (п. 20).
До недавнего времени главным вопросом реализации реформы обращения с отходами в России было не столько слабая организация этого процесса, сколько недостаточное финансирование запланированных мероприятий. О ходе реализации национального проекта «Экология», подводя промежуточные итоги в Совете Федерации в феврале 2022 года, министр природных ресурсов и экологии России А.А. Козлов сказал: «... до 2024 года запланирована ликвидация трех очень сложных объектов, справиться с которыми до настоящего времени не удавалось. Один из них полигон «Красный Бор» в Ленинградской области, на который вся страна свозила химические отходы десятилетиями». В подготовительной стадии ликвидации полигона задействованы Росприроднад-зор и Главгосэкспертиза, с которыми прорабатывается проект и уже в 2022 году будет готова проектно-сметная документация, после чего вместе со структурами Росатом начнется следующая стадия - ликвидация полигона.
О роли Госкорпорации «Росатом» необходимо сказать отдельно, именно она в настоящее время призвана создать эффективную систему учета и контроля за отходами I-II классов, исключающую негативное воздействие на окружающую среду и нацеленную на получение максимального количества полезных компонентов для дальнейшего использования в промышленном производстве. «Росатом» также является исполнителем федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» национального проекта «Экология».
Уточним, что к отходам I и II классов относятся:
- отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы);
- отходы, содержащие свинец (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля);
- водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы);
- ртутьсодержащие отходы (различные виды люминесцентных ламп, приборы, шламы, шлаки, катализаторы, содержащие ртуть);
- органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства)[6].
Согласно законодательству все предприятия-отходообразователи должны подключиться и размещать в
федеральной государственной информационной системе в сфере обращения с отходами I и II классов (далее -ФГИС ОПВК) информацию об образовании у них отходов I и II классов и обращении с ними. Новая система ФГИС ОПВК была разработана по запросу Федерального экологического оператора и должна была работать в режиме службы «единого окна» для всех участников отрасли. Такой формат призван аккумулировать всю информацию об отходах I и II классов, выстроить договорную работу, оптимизировать логистику, загрузить производственные мощности переработчиков отходов. Цифровизация любых процессов в настоящее время приобретает все большую актуальность, а в сфере решения проблем обращения с отходами и вовсе играет ключевую роль. Именно цифровой механизм управления ФГИС ОПВК способствует достижению нужных преимуществ для всех участников рынка, так как система аккумулирует фактическую информацию, которая позволяет добросовестным операторам работать в правовом поле.
Что же касается надзорной деятельности, то руководитель Управления государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами Росприроднадзора Т. Кузнецова отметила: «Как контролирующий орган, регулирующий сферу обращения с отходами, мы информируем каждого образователя о том, что с 1 марта 2022 года организуется новая система, новый порядок работы, который позволит соблюсти Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Для отходообразователей данные новеллы законодательства призваны повлечь упрощение операционной деятельности вследствие исключения «человеческого» фактора, удобство планирования, минимизацию проверок контрольно-надзорных органов, отсутствие репутационных рисков, получение статуса экологически ориентированного предприятия и т.д.
С 1 марта 2022 года вступают в силу новые требования законодательства, регламентирующие в случае отсутствия у предприятия-отходообразователя собственных мощностей на переработку отходов, передавать их по договору федеральному оператору, который на основании конкурсных процедур будет заключать договоры на переработку и транспортирование отходов с организациями, имеющими действующие лицензии для осуществления данных видов деятельности. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. №211 утверждены «Основы о ценообразования в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности»^], согласно которому формируется предложение об установлении предельных тарифов на услуги федерального оператора.
Катализатором ряда законодательных новелл в сфере опасных отходов можно считать и экологическую катастрофу, случившуюся на «Химпроме» в городе Усолье-Сибирском Иркутской области (с ноября 2018 г. введен режим ЧС), потребовавшая незамедлительных управленческих решений и изменений законодательства, которые держал на контроле сам Президент России. Так в октябре 2021 г. был разработан Минприроды Российской Федерации и поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности проект закона о мерах по реализации ответственности промышленных предприятий за ликвидацию накопленного экологического
вреда, который уже с 1 сентября 2022 г. обяжет собственников предприятий опасных производственных объектов и объектов размещения отходов I и II классов опасности восстанавливать окружающую среду и рекультивировать территорию после завершения хозяйственной деятельности. Что же касается «Усольехимпрома» и «БЦБК» в Иркутской области, то по утвержденному плану работы по рекультивации территории и промплощадки, влияющих не только на жизнь человека, но и на экологию Байкала, должны быть завершены к 2024 году. Данный план является совместным проектом Госкорпорации «Росатом», Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, Центра Стратегических разработок «Северо-Запад» при поддержке региональных и муниципальных властей, его главная цель - развитие «зеленого кластера» - взаимосвязанных производств, основанных на принципе рециклинга и отвечающих принципам «зеленой химии».
Согласимся в данной связи с мнением Mukhlynina M. и Vedysheva которые говорят о необходимости изменений в сфере экологической безопасности, как на уровне нормативной правовой базы, так и на организационно-управленческом уровне во всех сферах жизнедеятельности страны[8]. Бесспорно и утверждение Вершило Н.Д., что «цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить разрушающие механизмы биосферы»[9].
Подводя итоги, хочется отметить, что вопросы обращения с отходами производства и потребления, проблемы, связанные с их утилизацией или включением во вторичный оборот, являются на сегодняшний день одними из самых актуальных и сложных для решения с правовой и организационной точек зрения. Органы государственной власти, в частности, Минприроды, проводят большую работу в этом направлении, например, разработан законопроект, которым предусматривается, что Росприроднадзор и Роспотребнадзор будут проводить обследования и оценивать влияние объектов накопленного вреда на здоровье граждан и экологию по специальным методикам, которых до настоящего времени не было. Еще один острый вопрос - организация обращения с твердыми коммунальными отходами, по данным Минприроды, за последние три года в регионах уже построено 15,5 млн тонн мощностей по обработке ТКО и 4,6 млн тонн мощностей по утилизации. Например, в качестве меры поддержки инвесторов РЭО принимает участие в финансировании проектов инфраструктуры, тем самым помогая субъектам Российской Федерации.
В целом не мало факторов препятствует реализации национального проекта «Экология»: санкционное давление, оказываемое «недружественными странами» на экономику России, финансовые и организационные сложности, однако Правительство России не считает это поводом для не выполнения мероприятий, связанных с достижением национальных целей развития или целей нацпроектов, поэтому заложенные параметры реформы обращения с отходами, в частности с ТКО, должны быть выполнены в полном объёме, напомним, что речь идёт о 100-процентной сортировке мусора и снижении его захоронения в два раза к 2030 году.
Библиография:
1. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Экология» (утв. Минприроды России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.mnr.gov.ru/ по состоянию на 21.12.2021.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета, № 121, 30.06.1998.
3. Майоров Е.И., Олимпиев А.Ю. Правовые требования к решению проблемы отходов в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1, С. 46.
4. Раимова Э.Ф. Правовое регулирование обращения с отходами: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук : 12.00.06. - Оренбург, 1997. С. 3.
5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.04.2017, № 17, ст. 2546.
6. С сайта Минприроды РФ http://www.mnr.gov.ru/press/news/biznes_(дата обращения 12.04.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 г. № 211 «О ценообразовании в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности» // Собрание законодательства РФ, 28.02.2022, № 9 (ч. I), ст. 1327.
8. Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // в сборнике: E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. p. 05003.
9. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития : дисс. ... докт. юрид. наук : 12.00.06. - М., 2008. С. 3.
References:
1. Passport of the national project "National Project "Ecology" (approved by the Ministry of Natural Resources of Russia) // The text of the document is given in accordance with the publication on the website https://www.mnr.gov.ru / as of 12/21/2021.
2. Federal Law No. 89-FZ of 06/24/1998 (as amended on 07/22/2021) "On Production and Consumption Waste" (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2022) // Rossiyskaya Gazeta, No. 121, 30.06.1998.
3. Mayorov E.I., Olympiev A.Yu. Legal requirements for solving the problem of waste in the Russian Federation // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 1, p. 46.
4. Raimova E.F. Legal regulation of waste management: abstract of the dissertation... Candidate of Legal Sciences : 12.00.06. - Orenburg, 1997. p. 3.
5. Decree of the President of the Russian Federation dated 19.04.2017 No. 176 "On the Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 24.04.2017, No. 17, art. 2546.
6. From the website of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation http://www.mnr.gov.ru/press/news/biznes_ (date of application 12.04.2022).
7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 211 dated 02/18/2022 "On pricing in the field of waste management of production and consumption of hazard classes I and II" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 02/28/2022, No. 9 (Part I), Article 1327.8.
Mukhlynina M., Vedysheva N. Legal aspect of the implementation of the UN sustainable development goals in the field of environmental management in Russia // in the collection: E3S Web of Conferences. Actual Problems of Ecology and Environmental Management: Cooperation for Sustainable Development and Environmental Safety, APEEM 2020. 2020. p. 05003.
9. Vershilo N.D. Ecological and legal foundations of sustainable development : diss. ... doct. jurid. Sciences : 12.00.06. - M., 2008. p.
3.