Научная статья на тему 'Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования'

Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КВАЗИИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И БИЗНЕСА / KNOWLEDGE ECONOMY / INTEGRATION PROCESSES / ECONOMIC INTEGRATION / QUASI INTEGRATION / EDUCATION-SCIENCE-BUSINESS INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковеева Виктория Владимировна

На этапе перехода к экономике знаний учреждения высшего профессионального образования рассматриваются в качестве базовых элементов экономической системы, которые обладают потенциалом для обеспечения мультипликативного приращения знаний и ориентированы на индивидуализацию, непрерывность образования и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Автор уделяет внимание вопросам организации современных форм интеграционного взаимодействия субъектов научно-образовательно-производственной системы. Рассматривается возможность применения различных вариантов интеграционных преобразований в сфере профессионального образования, определены их основные формы и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to integration process management in higher education

Reforms in the system of higher professional education relate to moving to a new level of socio-economic development. Innovative economy considers higher professional education institutions as basic elements of the National economic system. They have the potential of providing multiplicative knowledge increment and are oriented towards individualization and continuity of knowledge, and commercialisation of intellectual property. A modern form of integration interaction between subjects of education-science-business activities needs to be developed for creating the intersection area where interests of the national innovation system cross to ultimately satisfy current needs and provide the synergetic effect. The authors approach to systematisation of the main characteristics of modern economy proves the necessity to establish a new paradigm of its development, and to define its features. The paradigm would be based on intensification of integration in the education-science-business system. Integration of science, education and business causes formation of mutually complementary resources and competences base, activities, solutions, and resource and information flows synchronization, eventually leading to creating a system with higher stability and efficiency of functioning and development. Two main integration options were revealed from defining the nature and content of integration processes in consideration of professional education development and current transformation processes in the economy: classic integration and quasi integration. Classic integration means total property and united asset management control. Quasi integration implies behaviour control over formally independent organizations without any control over their property. Analysis of various approaches to researching the integration processes in economy allowed to reveal the main forms and features of classic and quasi integration, and peculiarities in their application, and to argue the possibility of their development. Each option implies that relations between business entities change over time with the integration process, and mutually complementary resources and key competences are being coordinated and used in the sequel. It is defined that quasi integration must become the most distributed in higher professional education system subject to the requirements of innovative economy. This means that organized collaboration of all the subjects united with common objectives for their activities becomes the backbone factor. Along with that, co-operator organizations acting as partners stay legally independent while striving for assigned objectives in joint projects that require consolidation of resources and key competences of each player.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к управлению процессами интеграции в сфере высшего профессионального образования»

____________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________

№ 355 Февраль 2012

ЭКОНОМИКА

УДК 370

В. В. Маковеева

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССАМИ ИНТЕГРАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На этапе перехода к экономике знаний учреждения высшего профессионального образования рассматриваются в качестве базовых элементов экономической системы, которые обладают потенциалом для обеспечения мультипликативного приращения знаний и ориентированы на индивидуализацию, непрерывность образования и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Автор уделяет внимание вопросам организации современных форм интеграционного взаимодействия субъектов научно-образовательно-производственной системы. Рассматривается возможность применения различных вариантов интеграционных преобразований в сфере профессионального образования, определены их основные формы и характеристики.

Ключевые слова: экономика знаний; интеграционные процессы; экономическая интеграция; квазиинтеграция; интеграция образования, науки и бизнеса.

Происходящие преобразования в системе высшего профессионального образования связаны с переходом России на новый этап социально-экономического развития общества. В связи с этим изменяются характер и структура современной экономики, а также факторы ее роста и развития. Происходит структурный сдвиг, представляющий собой переход от экономики, базирующейся на природных ресурсах к инновационной экономике, экономике знаний, в которой знания, интеллектуальная собственность и интеллектуальная активность человека рассматриваются в качестве ключевых факторов развития производства. При этом развитие инновационных систем, способность создавать новые знания и применять их на практике являются важнейшими базовыми условиями, позволяющими обеспечить конкурентоспособность страны, регионов, отдельных организаций и общества в целом.

В настоящее время выделяются различные подходы, определяющие основу концепции современного этапа социально-экономического развития общества: теория «постиндустриального общества» Э. Тоффлера, Д. Белла; «информационного общества» Ф. Махлупа, Т. Умесао; теории «глобальных сетей и потоков» М. Кастельса и экономического развития Й. Шумпетера. Все они рассматривают знания, информацию, инновации, интеллектуальный и социальный капитал в качестве ключевых факторов формирования и развития нового типа экономики.

Анализ различных подходов позволил выделить следующие основные черты, характеризующие новый этап социально-экономического развития:

1. Отмечается повышение роли тех видов деятельно -сти, которые связаны с производством интеллектуальных услуг и, соответственно, переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг, развитию отраслей «новой» экономики. К ним относятся высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, как правило, возникающие на основе использования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, создания инновационной инфраструктуры как важнейшего элемента национальной инновационной системы.

2. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности развития

производства, что означает переход от чисто технических навыков к интеллектуальным.

3. Наука перестает быть автономно функционирующей отраслью и становится частью комплексной системы, способной содействовать производству знаний, а также преобразовывать его в новые технологии, продукты и услуги, востребованные на национальном и глобальном рынках. В этих условиях большая значимость отводится интеграционным процессам в системе «наука - образование - производство», а инновации в результате ее эффективного функционирования становятся основным источником экономического роста и конкурентоспособности предприятия, региона и национальной экономики.

4. Происходят развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий, так как только объективная, полная и оперативная информация может обеспечить точный анализ и последующую выработку необходимых рекомендаций и решений. Это связано с тем, что в инновационной экономике конкурентным преимуществом становятся скорость получения новых знаний и их воплощение в товарах и технологиях. Следовательно, интеграция, создание новых гибких организационных форм, способных быстро реагировать на происходящие изменения, становятся важными условиями развития экономики.

В связи с этим одной из приоритетных задач является построение инновационной экономики, где основным ресурсом выступают знания, генерацию, обновление, распространение и применение которых большинство исследователей связывают с университетами как главными институтами их производства и сосредоточения.

Развитие национальных инновационных систем во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетического эффекта за счет объединения целей и комплементарных ресурсов учреждений высшего профессионального образования, научных организаций и бизнес-структур. Однако объединение целей и ресурсов только любых двух элементов целостной системы «наука - образование - производство» приводит к возникновению существенных недостатков их функционирования и неэф-

фективности работы всей системы. Так, недостатком интеграционного процесса при объединении только науки и производства является отсутствие системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных внедрять инновационную разработку и осуществлять ее дальнейшее производство.

При интеграции образования и производства недостатком может стать несоответствие инновационной активности и структуры подготовки кадров требованиям современной экономики. Подготовка кадров осуществляется под существующие устаревающие техно ло-гии. Также при интеграции только науки и образования существенным недостатком является несоответствие научно-исследовательской деятельности, содержательных и структурных компонентов подготовки кадров требованиям современной экономики. Следует отметить, что обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики. В процессе интеграции науки, образования и производства происходит формирование базы взаимодополняющих ресурсов и компетенций, обеспечивается синхронизация действий, решений, ресурсных и информационных потоков.

Все это определяет необходимость выстраивания такой системы, которая позволит максимально сократить время разработки и внедрения новых инновационных продуктов и технологий. Поэтому считаем, что развитие комплексной системы реализации интеграционного процесса, объединяющей все три основных элемента, обеспечит синергетический эффект, достигаемый в результате согласованности целей и стратегий развития субъектов, комплементарности ресурсов, что в результате будет способствовать повышению темпов создания и внедрения инноваций.

Для определения современных моделей организации интеграционных процессов и адекватных им финансово-экономических механизмов необходимо рассмотреть сущность и содержание интеграционных процессов. В настоящее время многие ученые занимаются исследованиями как интеграции в целом, так и отдельных ее элементов, форм реализации. В связи с тем что этот термин приобрел широкое применение в разных областях науки и знаний, отмечается отсутствие единого теоретического подхода к толкованию его природы и содержания.

Термин «интеграция» впервые был применен в 30-х гг. XX в. немецкими и шведскими учеными. В переводе с латинского (integration - восстановление, восполнение, от integer - целый) интеграция означает объединение в целое каких-либо частей, элементов [1. С. 560].

Многие исследователи придерживаются точки зрения классика теории интеграции Б. Балашшей и при определении содержания экономической интеграции различают следующие ее характеристики. Во-первых, интеграция - это есть состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое целое; во-вторых, интеграция представляет собой процесс, ведущий к такому состоянию [Там же. С. 561].

Современный экономический словарь Б.А. Райзбер-га, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой дает следую-

щее определение интеграции: «...объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров» [2. С. 479].

На основании проведенного анализа российской практики организации экономической интеграции можно сделать вывод, что классическим проявлением интеграции является объединение организаций в процессе слияния и присоединения, что характеризуется установлением контроля как над собственностью активов, так и над их управлением и приводит к формированию иерархических систем взаимодействия через укрупнение организаций.

Во многих европейских странах, в частности в Финляндии, Нидерландах и Швеции, государство поощряет процесс слияния отдельных высших учебных заведений в целях повышения их конкурентоспособности, сокращения дублирования программ или дисциплин, повышения эффективности использования имеющегося у вузов потенциала или финансовых средств, выделяемых государством. В странах Латинской Америки слияние в значительной степени связано с развитием приватизации высшего образования, начатого под давлением Всемирного банка. Примером данного типа интеграции в системе высшего профессионального образования в России является создание федеральных университетов.

Направление интеграции на основе присоединения осуществляется в системе российского образования согласно приказам Министерства образования и науки РФ о реорганизации образовательных учреждений и присоединении к базовому вузу иных учреждений в качестве структурных подразделений или в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов). В 2011 г. было опубликовано около 30 приказов по организации интеграции учреждений высшего профессионального образования. Следует отметить, что данные интеграционные процессы прежде всего направлены на организацию системы непрерывного обучения, так как целью деятельности вузов становится осуществление образовательной деятельности по программам разного уровня подготовки: начального, среднего,

высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Построение таких форм интеграционного взаимодействия в системе высшего профессионального образования ограничивается тем, что традиционные акционерные способы слияния и поглощения в данной сфере не применимы в связи с невозможностью проведения имущественной интеграции, интеграции ресурсного потенциала за исключением ряда рассмотренных случаев, имеющих нормативно-правовую базу. При этом нельзя не согласиться с точкой зрения Х. Дуранда, что «попытка рассматривать слияние университетов как

простую форму интеграции, используемую в различных отраслях экономики, является заблуждением. Различия в традициях и организационных культурах объединяемых вузов могут привести к столкновениям и породить внутренние конфликты. Подобные операции требуют проведения предварительной работы по созданию механизмов объединения и согласования различных позиций» [3. С. 115-116]. В то же время обостряющаяся глобальная конкуренция делает такие сложно управляемые структуры неэффективными и в современной экономике возникает потребность в том, чтобы отказаться от комплексной внутренней иерархической структуры и перейти на иные формы интеграции, обеспечивающие гибкость в управлении.

Следует отметить, что интегрирование не всегда предполагает увеличение активов за счет слияния или поглощения. В случае, когда структура состоит не из подразделений, находящихся в составе одного юридического лица, а из формально независимых экономических субъектов могут быть также созданы условия для реализации интеграционных процессов. Так, наряду с традиционными интегрированными структурами, играющими высокую роль на современных отраслевых рынках, в информационном обществе появляются интегрированные структуры нового типа, которые состоят из формально автономных экономических субъектов и обладают при этом взаимодополняющими свойствами, не сводимыми к сумме свойств каждого из них.

В этом случае наряду с понятием «классическая интеграция» используется термин «квазиинтеграция» («квази» от лат. quasi - как будто) - приставка, означающая «почти», «близко». Основная их отличительная особенность состоит в том, что классическая интеграция предполагает установление полного контроля как над собственностью, так и над управлением объединенными активами, в то время как в квазиинтеграции имеет место наличие контроля над поведением формально самостоятельных организаций при отсутствии юридического контроля над их собственностью [4. С. 3].

Квазиинтеграция является достаточно новым понятием в экономической литературе и в связи с этим не получило большого распространения. Этому аспекту организации интеграционных процессов в России уделяется внимание в работах В. Деменьтьева, КН. Румянцева, В.П. Третьяка, М.Ю. Шерешевой.

По мнению М.Ю. Шерешевой, под квазиинтеграцией следует понимать «объединение экономических субъектов, предполагающее развитие устойчивых долгосрочных связей между ними и делегирование контроля над управлением совместной деятельностью при отсутствии юридически оформленного трансфера прав собственности» [5. С. 67]. Результатом квазиинтеграции является создание структуры, в рамках которой устанавливаются более длительные контрактные отношения, сохраняющие автономность сторон, но предполагающие создание специфических мер предосторожности, препятствующих оппортунистическому поведению участников и обеспечивающих адаптацию к изменяющимся обстоятельствам в условиях неопределенности.

Таким образом, при квазиинтеграции большое значение имеет социальный капитал, который представляет собой капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия, формируемого в пространстве межличностных и межорганизационных экономических отношений. При этом укреплению социального капитала способствует ряд факторов: одинаковое понимание разрабатываемой темы; единство целей, общее видение стоящих задач; конфиденциальность при передаче знаний; доступность необходимых сведений и др. Для активизации и развития социального капитала необходимо создавать условия для вовлечения дополнительных участников в интеграционный процесс, совершенствовать формальные и неформальные институты социального взаимодействия.

Анализ различных подходов к исследованию интеграционных процессов в экономике позволил выявить основные формы и характеристики «классической интеграции» и «квазиинтеграции» (см. таблицу). При этом в квазиинтеграции, так же как и классической интеграции, выделяются вертикальная, горизонтальная и диагональная интеграции. Рассмотрим данную типологию с учетом применения в сфере образования.

Вертикальная интеграция в сфере образования может рассматриваться в двух направлениях. С одной стороны, в рамках образовательной деятельности вертикальная интеграция объединяет все хозяйствующие субъекты, которые участвуют в подготовке кадров определенной квалификации. При этом интеграция может быть как полной, представляющей объединение последовательно учреждений разного уровня подготовки кадров и работодателей, так и частичной, включающей объединение учреждений определенного уровня и работодателей. На основе данного типа интеграции выстраивается система непрерывного образования. С другой стороны, вертикальная интеграция в научноисследовательской и инновационной деятельности представляет собой объединение всех хозяйствующих субъектов (структур, если в рамках одного хозяйствующего субъекта), задействованных в создании инновационного продукта (технологии) от стадии идеи до стадии ее коммерциализации.

Горизонтальная интеграция в системе высшего профессионального образования представляет собой: объединение вузов (структурных подразделений, кафедр) с целью подготовки (переподготовки) кадров по конкретному направлению, а также объединение вузов (структурных подразделений, научных школ, лабораторий и т.д.) с целью проведения совместных фундаментальных и прикладных исследований.

В системе высшего профессионального образования диагональная интеграция будет представлять собой объединение образовательных, научно-исследовательских учреждений и компаний с целью подготовки кадров и проведения совместных НИОКТР.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой сфере возможны различные варианты интеграционных преобразований. Во-первых, классическая интеграция, предполагающая объединение на основе слияний и поглощений. Во-вторых, квазиинтеграция, представляющая объединение ресурсов независимых юридиче-

ских лиц с целью реализации совместных проектов. зяйствующими субъектами меняется, происходит со-

При этом каждый из вариантов предполагает, что в гласование взаимодополняющих ресурсов и ключевых процессе интеграции характер отношений между хо- компетенций и в дальнейшем их использование.

Основные формы и характеристики «классической интеграции» и «квазиинтеграции»

Классическая интеграция Кв азиинтеграция

Основные формы интеграции

Финансово-промышленные группы Холдинги Концерны Иные формы слияний и поглощений Стратегические альянсы Кластеры Союзы, ассоциации Консорциумы и иные формы сетевых формирований

Основные характеристики, обеспечивающие дифференциацию

Объединение экономических субъектов в одно юридическое лицо в качестве структурных подразделений (филиалов) Объединение двух и более юридически самостоятельных экономических субъектов при сохранении их юридической самостоятельности

Наличие единой стратегии развития, закрепленной в Программе стратегического развития организации Наличие общих стратегических целей и проектов, обязательства сторон, которые закрепляются специальными договорами

Наличие полного контроля как над собственностью, так и над управлением объединенными активами Наличие контроля над поведением формально самостоятельных организаций (в рамках совместных программ и проектов) при отсутствии юридического контроля над их собственностью

Взаимодействия экономических субъектов и правила их поведения регулируются Уставом организации Организация длительных взаимоотношений, при этом формируются определенные нормы, учитывающие интересы всех участников и регулирующие правила их поведения с целью создания стабильно функционирующей структуры, отраженные в соглашениях о стратегическом сотрудничестве

Жесткая иерархическая структура управления Гибкость в управлении и способность к быстрой адаптации в условиях быстро меняющейся внешней среды, сетевая структура

Централизация в принятии решений Децентрализация в принятии решений

Высокая динамичность изменений в структуре

Общие характеристики

Диверсификация деятельности и снижение рисков Привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов Концентрация усилий каждого из участников на ключевых компетенциях и основных направлениях развития Возможность получения синергетического эффекта Организация сложных НИОКР и выход на новые рынки

Наибольшее распространение в системе высшего профессионального образования с учетом требований инновационной экономики должна получить квазиинтеграция. При этом системообразующим признаком становится организованная совместная деятельность всех субъектов, объединенных общими целями по тому или иному направлению деятельности, при которой сохраняется юридическая автономность сотрудничающих организаций, выступающих как партнеры, стремящихся достичь своих целей через участие в общих проектах, реализация которых предусматривает объе-

динение ресурсов и ключевых компетенций каждого из участников.

Квазиинтеграция позволяет получить такие дополнительные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы, которыми не обладает ни один из участников, действуя автономно. Таким образом, в общем плане под «квазиинтегрированной структурой» следует понимать группу самостоятельных предприятий, ведущих совместную деятельность на основе объединения ресурсов или договорных отношений для достижения общих целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полушкина И.Н. Содержание и объективные основы экономической интеграции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев-

ского. Сер.: Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 560-564.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М. : ИНФРА-М, 1999. 479 с.

3. ДурандХ. Слияние и поглощение: рынки и университеты // Экономика образования. 2010. N° 3. С. 114-116.

4. Румянцев К.Н. Новейшие проявления интеграционных процессов // Наука. Образование. Инновации. Вып. 7. Кластеризация предприятий:

состояние и перспективы. 2008. С. 52-71.

5. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. М. : ИД Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 339 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 22 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.