циализированных баз данных, информационно-аналитических и справочных систем, Интернет-порталов, электронных торговых площадок и т.д.). Целесообразно применение CALS-технологий как инструмента организации и информационной поддержки всех участников создания производства и использования оборудования для ТЭК, позволяющих повысить эффективность их деятельности за счёт ускорения процессов исследований и разработки изделий, сокращения издержек в процессах производства и эксплуатации оборудования, повышения уровня его технического обслуживания.
Энергетической стратегией ставится задача решения проблемы импортозамещения (производства импортозамещающей продукции и запчастей для импортной техники). Потребность отраслей ТЭК к 2020 г. в основном должна удовлетворяться за счёт российского оборудования - доля импортных машин в объёме закупаемого оборудования составит к 2010 г. около 15-20%, а к 2020 г. следует ожидать её снижения до 510%. При этом прогнозируется, что отечественной промышленностью будет освоено до 95-98% номенклатуры изделий для ТЭК.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятий топливно-энергетического машинострое-
ния, металлургической и химической промышленности приведут к росту спроса на продукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационной деятельности и модернизации производства. Потенциал инвестиционного роста российского ТЭК в период до 2020 года будет в значительной мере использован для развития смежных отраслей отечественной промышленности, выпускающих продукцию для комплекса, формирования качественно нового экономического климата в этих важнейших секторах экономики.
Для удовлетворения перспективного спроса на топливо и энергию объемы инвестиций и строительно-монтажных работ должны существенно возрасти в целом по ТЭК и по всем его отраслям. Так, объемы годовых строительно-монтажных работ могут увеличиться по ТЭК к 2020 г. в 5 раз по сравнению с уровнем 2000 г. в сопоставимом виде. Это потребует наращивания мощностей стройиндустрии и строительно-монтажных организаций. В целях сокращения объемов работ, трудозатрат и численности персонала непосредственно на строительных площадках будет необходимо резко повысить сборность и заводскую готовность изделий стройиндустрии, а также производительность средств механизации работ.
УДК 33 ББК 65.290 П 78
КВАЗИИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНТЕГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИТ-КОМПАНИИ А.Е.Недзельский1
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, г. Иркутск, пос. Молодежный.
Показано, что в связи с транснационализацией производств, расширением сфер деятельности ИТ-компаний и увеличением стоимости их активов, менеджмент именно аппаратного сектора ИТ-рынка является наиболее актуальным для квазиинтеграции. Рынок аппаратного обеспечения имеет все условия для инициализации процесса квазиинтеграции как долгосрочной интеграционной стратегии ИТ-компании. Квазиинтеграционные процессы, происходящие при слиянии или присоединении компаний на рынке, путем создания виртуальных компаний, порождают новые проявления установления контроля и ответственности над собственностью и над поведением ранее экономически независимых субъектов рынка. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: квазиинтеграция; стратегический менеджмент; интеграционный менеджмент; инновационный менеджмент; глобализация; информационные технологии.
QUASIINTEGRATION AS AN INTEGRATIONAL STRATEGY OF INFORMATIONAL TECHNOLOGIES COMPANIES A.E. Nedzelsky
Irkutsk State Agricultural Academy, Molodezhniy settlement, Irkutsk, 664038.
The author demonstrates that because of transnationalization of industries, widening of the fields of informational technologies companies (IT-companies), and with the increase of the cost of their assets it is the management of the hardware sector of the IT-market that becomes the most actual for quasiintegration. The hardware market has all conditions for the initialization of the process of quasiintegration as a long-term integration strategy of an IT-company. The quasiintegration processes occurring under the merging or joining of the companies in the market by the creation of virtual companies give rise to new manifestations of establishment of control and responsibility over the property and behavior of previously economically independent subjects of the market. 1 figure. 8 sources.
Key words: quasiintegration; strategical management; integration management; innovation management; globalization; information technologies.
1Недзельский Алексей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, (3952)360264, e-mail: mr.aen@mail.ru
Nedzelsky Alexey Evgenjevich, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)360264, e-mail:
Протекающие системные и структурные изменения сегодня актуализируют стратегический анализ для оценки возможных перспектив и рисков. В рамках прикладной методологии современный менеджмент применяет различные рычаги адаптации к системным и структурным изменениям мировой экономики. И наряду с традиционной интеграцией компаний обретает признание новая форма интеграции - квазиинтеграция.
В мировой экономике начала XXI века в сфере информационных технологий наблюдается рост количества совершаемых реорганизаций и интеграций, слияний и поглощений. Все многообразие организационно-правовых форм предприятий адаптируется к новым системным и структурным экономическим условиям. Для мировой экономики, в том числе и российской, испытывающей системный и структурный шок, весомой опасностью является затягивание процесса адаптации. Это может привести к тому, что стратегическая доля материального и трудового капитала окажется безвозвратно утерянной.
Протекающие системные и структурные изменения сегодня актуализируют стратегический анализ для оценки возможных перспектив и рисков. Стратегический анализ, в свою очередь, требователен и к методической обеспеченности экономической литературой и к апостериорной методологии. Отмеченные факты требуют эмпирического анализа статистической и методической информации в эпистемологическом контексте и дают основу для прогнозирования стратегического поведения компании в перспективе. По мнению многих авторов, экономическая категория «интеграция» как понятие гражданского права по настоящее время не имеет четкого определения. В системе классификации организационно-правовых форм предприятий это отражается во множестве определений данной экономической категории.
Так, Е.Ф. Герштейн отмечает в интеграции две основные тенденции:
- повышение интегрированности основного звена, сопровождаемое увеличением его размеров, концентрацией, часто диверсификацией и налаживанием новых более разнообразных, менее жестких связей в крупных производственно-хозяйственных комплексах, где связи из внешних становятся внутренними, во всяком случае более активно регулируемыми;
- установление новых связей между производственно-хозяйственными единицами, между ними и мелкими, средними предприятиями, последних между собой [3].
В свою очередь, И.Ф. Суханова среди классифицирующих признаков интеграции выделяет более высокую степень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственных процессов отдельных сторон [5].
Обобщая, можно определить, что интенцией компаний является объединение факторов производства для интенсификации и рационализации предпринимательской деятельности всех участников интеграционных объединений.
Данное определение наиболее полно раскрывает экзистенцию интеграции, но ограничивает качественные признаки, оценивающие изменения в организационно-правовой форме предприятия.
Российским законодательством, в частности гражданским кодексом, предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование - с отчетливой дефиницией изменения статуса юридического лица. По мнению автора, лишь две формы - слияние и присоединение - могут быть соотнесены с интеграционным объединением.
Анализируя вышесказанное, отметим, что в некоторых формах реорганизация как понятие гражданского права является гомогенным понятием интеграции в экономическом контексте. Резюмируя, предложим наше определение категории «экономическая интеграция». Экономическая интеграция - это форма реорганизации юридического лица путем слияния или присоединения с целью объединения факторов производства хозяйствующих субъектов для адаптации к рискообразующим факторам внешней среды.
В мировой экономической практике с помощью организованного менеджмента потенциально возможно осуществлять полный контроль и при отсутствии юридического оформления собственности компании, вошедшей в интегрированное объединение.
Отметим, что кроме рассматриваемых в литературе форм и видов интеграции существует еще одна форма интеграции хозяйствующих субъектов, названная квазиинтеграцией. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает производному составному слову данной категории следующее определение: Квази - от лат. quasi - как будто, мнимый [2].
Рассматриваемая форма интеграции нашла отражение во множестве исследовательских работ, где данной категории даются следующие определения.
Так, Шерешева М.Ю. в своей монографии [8] вкладывает в данную категорию следующее значение: квазиинтеграция - это объединение экономических субъектов, предполагающее развитие устойчивых долгосрочных связей между ними и делегирование контроля над управлением совместной деятельности при отсутствии юридически оформленного трансферта прав собственности.
По мнению Третьяк В.П., под квазинтеграцией понимается следующее: когда одна компания устанавливает контроль над поведением другой юридически независимой компанией, то рыночная власть активной компании в значительной мере вытесняет механизм рыночного распределения ресурсов на этом участке отраслевого рынка. Юридически независимые компании, в уставном капитале которых может и вообще не быть доли акций, принадлежащей активной компании, добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке. Когда имеет место наличие контроля над поведением формально самостоятельной компании при отсутствии контроля над её собственностью, то это явление именуется - квазиинтеграцией [6].
При традиционной интеграции создается ситуация, когда после реорганизации в интеграционное объединение делегирование отношений к собственности предприятия линейно, т.е. создается нуклеарная (традиционная) компания. А при замене традиционной интеграции квазиинтеграцией делегирование отношений к собственности виртуально, т.е. создается виртуальная компания (рисунок).
М. Уорнер и М. Витцель [7] не стали формулировать единое определение данной формы организации, предложив основные черты, которые характеризуются следующими признаками:
Материальная структура. Материальные активы виртуальной компании не так велики, а те, что имеются в распоряжении, как правило, распределены географически. Бэрнетт, логически рассуждая, предпола-
Нуклеарная (традиционная) компания
Традиционн
Современный экономический словарь дает свое определение понятию «виртуальная компания»: это созданное временно, на срок выполнения крупного проекта, часто организационно не оформленное предприятие, аккумулирующее производственные, финансовые и интеллектуальные усилия многих компаний [7]. Эмпирические исследования об экзистенции системы и структуры виртуальных компаний насчитывают более 12 лет. Концепция, положенная в основу системных и структурных изменений, логически завершающая существующие тенденции в стратегии и новациях, получила широкое распространение в экономической литературе.
В онтологическом контексте исследуемая концепция рассматривала информационное общество как причину экстенсивного роста виртуальных компаний, основывающихся на технологиях связи. Так, в 1995 году Бэрнетт (Barnatt), а в последующем и Данбар (Dunbar) в 2001 году в своих работах рассматривали структуру и функционирование виртуальных организаций. Их вклад в основу изучения данной формы организации неоценим. Давая определение данной форме организации, авторы приходят к выводу, что сама концепция виртуальной компании намеренно не структурируется и остается мобильной, является основой делегирования и иерархии отношений прав собственности, что отличает её от нуклеарной (традиционной) компании, имеющей свою систему и структуру управления.
Сегодня не существует единого определения виртуальной организованной компании. В известных случаях под виртуальной компанией понимают такую, которая существует исключительно в виртуальной реальности, в умозрительном представлении о действительности. В иных мнениях под этим понятием обнаруживается принципиально новая совершенная компания с эластичной и мобильной структурой.
Виртуальная компания и квазиинтеграция
гал, что в будущем компании могут быть полностью интегрированы в виртуальный формат, связь между компьютерами заменит физическую инфраструктуру и компании будут существовать исключительно в кибер-пространстве.
Информационные телекоммуникационные технологии. Голдмен С. [9] и др. авторы дают свое определение виртуальной организации и рассматривают ее как «новую модель организации, в которой технологии используются для динамической связи людей, активов и идей». При этом современные информационые и телекоммуникационные технологии играют первостепенную роль, и многие авторы считают их аксиомой концепции виртуальных компаний.
Мобильность. Распространение коммуникационных сетей актуализировало использование производственных и производительных активов без физического контакта.
Смешанная организационно-правовая форма. Гренье и Метес (Grenter и Metes, 1995) относятся к виртуальным компаниям как к гибридам, основу которых составляет сосуществование компаний, не связанных с какими-либо структурными ограничениями и функционирующих совместно для достижения возмездных стратегических целей. Такие объединения могут образовываться на краткосрочный или долгосрочный период, например, для осуществления дорогостоящих и рискованных проектов, связанных с исследованиями и развитием научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР). Как следствие, возможно снижение затрат в расчете на одного сотрудника и на проект.
Эластичность и обратная связь. Организованная виртуальная компания из различных экономических субъектов для реализации обусловленной цели может «демонтироваться» после её достижения. Благодаря эластичности удается быстро реструктурировать и заново развертывать активы, если этого требует из-
менившаяся стратегия. Обеспечение обратной связи и возможности воздействовать на окружающие факторы дает потенциал для принципиальных изменений в механизме ценообразования.
Редуцируя рассмотренную форму интеграции, генерируемую менеджерами в реальном поле экономики, можно предположить, что приведенные характерные признаки способствуют рациональному и эффективному управлению «трехмерным» пространством функционирования компании на рынке: технологии (инновационного менеджмента), стратегии (стратегический менеджмент) и организации (организационный менеджмент). Рациональность и эффективность виртуальных компаний в большей степени зависят от потенциала сконструированного пространства, который в значительной степени безграничен. В рыночной экономике хозяйствующие субъекты самостоятельно дифференцируют и учреждают дефиницию форм интеграции и экономическую конструкцию интеграционного взаимодействия, при этом потребность в интеграции всецело определяется спецификами отраслевого рынка.
Поиск эффективной формы интеграции и организации взаимоотношений компаний, который бы оптимально сочетал преимущества виртуальной компании и ответственности с консолидацией материальных и нематериальных активов, предопределяет добровольное объединение предприятий с делегированием некоторых управленческих, координационных функций создаваемому хозяйственному субъекту.
На рынке информационных технологий исследуемая форма интеграции нашла отражение в создаваемых добровольных квазиинтеграционных объединениях, таких как долгосрочные контракты, совместные предприятия, стратегические альянсы, ИТ-консорциумы, коллаборационистские объединения, лицензионные и патентные соглашения на право использования, срочное возмездное владение активами, франчайзинг.
В связи с транснационализацией производств, расширением сфер деятельности ИТ-компаний и увеличением стоимости их активов, менеджмент именно сектора аппаратного обеспечения ИТ-рынка является наиболее привлекательным для квазиинтеграции. Рынок аппаратного обеспечения имеет все условия для инициализации процесса квазиинтеграции как долгосрочной интеграционной стратегии ИТ-компании.
Жизненный цикл для современного ИТ-продукта на сегодняшний день составляет менее 18 месяцев, что предрешает долгосрочность квазиинтеграционных объединений. С каждым новым поколением развития полупроводникового производства отмечается сокращение количества ИТ-компаний, которые имеют собственные производства. Через четыре года с переходом на кремниевые подложки диаметром 450 мм лишь ограниченное число ИТ-компаний, владеющих собственными производствами по изготовлению полупроводниковой продукции, смогут создавать транзисторы величиной 10 и менее нанометров.
По мнению многих аналитиков, в связи с дорогостоящим переходом с 300-мм подложек текущего по-
коления на новые 450-мм подложки в течение следующих нескольких лет производители ИТ-рынка будут объединяться, при этом небольшие производители не смогут выдержать конкуренции и прекратят свое существование [8].
Рассматривая оставшиеся сектора ИТ-рынка, такие как программное обеспечение (ПО) и ИТ-услуги, заметим, что их развитие имеет прямую зависимость от развития сферы аппаратного обеспечения, что обусловливает лишь вертикальную квазиинтеграцию. Например, крупнейший производитель процессоров -корпорация Intel - инвестировал 218,5 млн. долларов в компанию VMware, разрабатывающую ПО для виртуализации. При этом Intel получит около 2,5% акций VMware и место должностного лица в совете директоров VMware.
Анализируя приведенные подходы к понятию «квазиинтеграция» и особенности подобной формы интеграции, можем заключить следующее.
В рамках прикладной методологии современный менеджмент применяет различные рычаги адаптации к системным и структурным изменениям мировой экономики. И наряду с традиционной интеграцией компаний обретает признание новая форма интеграции -квазиинтеграция. Интерес к данной форме интеграции со стороны крупных транснациональных корпораций обусловлен стремлением выхода из олигополии как вида несовершенной конкуренции в категорию естественной монополии. Квазиинтеграционные процессы, происходящие при слиянии или присоединении компаний на рынке путем создания виртуальных компаний, порождают новые проявления установления контроля и ответственности над собственностью и над поведением ранее экономически независимых субъектов рынка.
Долгосрочные контракты, совместные предприятия, стратегические альянсы, ИТ-консорциумы, коллаборационистские объединения, лицензионные и патентные соглашения на право использования, срочное возмездное владение активами, франчайзинг позволяют компаниям взаимовыгодно обмениваться (пользоваться) определенными видами товаров, финансовыми и управленческими ресурсами, патентами, лицензиями, услугами, ценной корпоративной или статистической информацией, опытом, дистрибьюторскими стандартами, при этом поддерживая формальные деловые отношения по всем прочим позициям, сохраняя свою независимость и дополнительно не подвергаясь преследованию со стороны антимонопольных служб.
Библиографический список
1. Экономический словарь / под ред. А.И. Архипова. Проспект, 2006. 624 с.
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. и 4 доп. т. М.: Терра, 2001. 40 726 с.
3. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития: дисс. докт. эконом. наук. Минск, 1993. С. 86 - 94.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / 2-е изд. испр. М.: 1999. С. 138.
5. Суханова И.Ф. Закономерности развития интеграционных отношений России в условиях становления рыночной экономики: дисс. докт. эконом. наук. М.: 2001. С. 29.
6. Третьяк В.П. Квазиинтеграция: природа, формы проявления.// Современные проблемы экономической теории. М.: МГУ. 2004. 84 с.
7. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке. М.: Добрая книга, 2005. 296 с.
8. Шерешева М.Ю. Межорганизационные сети в системе форм функционирования современных отраслевых рынков: дисс. докт. эконом. наук. - М.: 2006. С. 86.
9. Goldman S.L., Nagel R.N., Preiss, K. (1994) Agile Competitors and Virtual Organizations. New York: Van Nostrand Reinhold Pub. Wiley. 414 p.
10. http://www.3dnews.ru
УДК 631
ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН И ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
О.В.Парфентьева1
Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Рассмотрены: методика проведения и анализ результатов Интернет - экзамена в образовательном учреждении на примере тестирования студентов НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». По результатам тестирования студентов предложены возможные варианты управленческих решений, направленных на повышение качества образовательных услуг. Библиогр.3 назв.
Ключевые слова: совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка; методология развития бизнес-процессов и бизнес - планирования в сфере услуг; управление производственной программой в различных условиях хозяйствования подразделения организации; теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий; отраслей и комплексов народного хозяйства.
AN INTERNET-EXAM AND TESTING AS ELEMENTS OF MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL
SERVICES
O.V. Parfentjeva
Siberian Academy of Law, Economics and Management 21 Surikov St., Irkutsk, 664025
The author considers the procedure and the analysis of the Internet-exam results in an educational institution on example of testing of students in the Private Educational Institution of Higher Professional Education "Siberian Academy of Law, Economics and Management". Based on the results of students' testing the author suggests possible variants of management solutions directed at the enhancement of the quality of educational services. 3 sources.
Key words: perfection of the management organization in the sphere of services under market conditions; methodology of development of business-processes and business-planning in the sphere of services; production program control under different conditions of management of an organization subdivision; theoretical and methodological bases of the efficiency of enterprise development; branches and complexes of national economy.
В свете решений Болонского процесса на первое место среди приоритетов в сфере высшего профессионального образования выдвинуто обеспечение качества образования и системы управления им. Качество образовательных услуг находит свое отражение в реализации требований государственного образовательного стандарта в процессе обучения. Существуют различные методики оценки качества образовательных услуг: в процессе Интернет - экзамена; на основе аттестационных педагогических измерительных материалов; на основе аттестационных тестов, применяемых в процессе комплексной оценки деятельности образовательного учреждения.
Одним из эффективных методов определения качества образования является Интернет - экзамен в сфере высшего профессионального образования. Ос-
новная задача проведения экзамена заключается в выявлении степени освоения основной образовательной программы и соответствия полученных студентами знаний требованиям государственных образовательных стандартов. При этом определяющую роль играют знания, полученные не отдельным студентом, а всей группой, которая представлена в выборке. При проведении экзамена используется методика, близкая к методике проведения аттестационных педагогических измерений.
Рассмотрим педагогический анализ результатов тестирования студентов на основе дисциплинарного подхода на примере НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления». Федеральный Интернет-экзамен проводился в январе 2008 года, на тот момент вуз имел статус института. В режиме off-line
1Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: (3952)201952, e-mail: ovp.sipeu@mail.ru Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economical sciences, an associate professor, tel.: (3952)201952, e-mail: ovp.sipeu@mail.ru