Т.В. ЦЕЛЮТИНА1 кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Ж.Н. АВИЛОВА2 кандидат социологических наук, доцент кафедры
социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Современные подходы к управлению персоналом в условиях реализации коучинг-технологий
Темпы роста новой сложной экономики России, тенденции изменения рынка труда определяются природно-ресурсным и человеческим потенциалом, и, прежде всего, компетентностным профилем управленцев, руководителей, топ-менеджеров. Социальные процессы (изменение моделей управления в бизнесе, изменение потребительских предпочтений), технологические нововведения (внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизация, возникновение новых технологий), динамика организационных изменений, ориентированных на преобразование трудовой деятельности, кардинальные изменения в практике разработки, производства, управления и обслуживания, рабочего места, отраслевых структур - все это влечет за собой структурно-функциональные изменения в содержании и формате подготовки компетентностью специалистов. Поэтому современному руководителю, HR-менеджеру нового поколения, необходимо добавить в свой «портфель» управленческих технологий и методов, помимо профессиональных навыков и умений,
1 Целютина Татьяна Владимировна, e-mail: tselyutina@bsu.edu.ru
2 Авилова Жанна Николаевна, e-mail: janna-avilova@mail.ru
еще и дополнительные компетенции. Сегодня, на пороге нового ИР-менеджмента, коучинг способен проектировать и развивать надпрофессиональные навыки и умения. В «Атласе новых профессий» - альманахе перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15 лет, продемонстрированы тенденции к изменениям компетенций у будущих менеджеров1. «Атлас» актуализирует компетенции, которые обладают междисциплинарными свойствами и определенной уникальностью. Некоторые из них, правомерно формировать и развивать с помощью коучинга:
1) Системное мышление;
2) Работа с людьми;
3) Клиентоориентированность;
4) Межотраслевая коммуникация;
5) Мультиязычность, мультикультурность;
6) Управление проектами;
7) Бережливое производство.
Российский проект «Образование 2030», с некоторой долей условности, описывает компетенции XXI века, которые представлены в документе «Глобальное образование - 2015» и подробно структурированы и описаны в интеллект-карте будущего образования2. Карта «Будущее глобального образования 2015 - 2035» показывает путь развития образования и собрана на основе результатов глобального форсайта образования и отражает ключевые процессы, оказывающие влияние на систему образования в следующие 20 лет, подсвечивает новые возможности, зоны роста, а также описывает вероятные зоны напряжения. В системе базовых компетенций XXI в., которые так же можно формировать с помощью коучинг-технологий, отметим:
1) Системное проблемно-ориентированное мышление;
2) Управление концентрацией и вниманием;
3) Способность учиться и переучиваться на протяжении всей жизни, самомотивация и самоконтроль;
1Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. - Режим доступа: http://asi.ru/reports/16344/
2Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта. Компетенции - 2030 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // profitcon.ru/matetials/280320l3/
4) создавать команды профессионалов и эффективно работать в командах, отстаивать свою позицию, убеждать, находить компромиссные и альтернативные решения;
5) Умение разрабатывать и внедрять игровые симуляторы для реальной работы в корпорациях;
6) Умение определять и формулировать задачи и принципы построения системы внутренних коммуникаций;
7) Владение навыками наставничества, управления талантами, способностью вдохновлять других на развитие персонала и организации, способностью раскрывать собственные внутренние ресурсы и таланты.
Профессиональный коучинг, как показывают теоретические исследования и практический опыт, - это процесс оказания профессиональных услуг, помогающих клиентам достигать качественно новых результатов в своей профессиональной и личной жизни. В более широком смысле, коучинг - это стиль взаимодействия с другими людьми (и с собой), ориентированный на содействие человеку в раскрытии собственных ресурсов, а также постановке наилучших для себя целей и достижении их наиболее эффективными способами.
Коучинг (карьерный), в данной парадигме модернизации, должен выступить как совокупность методик и методов, оценочных процедур, способствующих решению вопроса о выборе оптимальных направлений профессионального роста и развития; как личностный (индивидуальный) подход к обучению, мотивации, планированию целей, жизненных стратегий; как модель партнерства по планированию карьеры; как концепция самомаркетинга; как комплексная услуга. Управленцы новой формации, обладающие стратегическим мышлением, лидерскими качествами, инструментами проектного управления, антикризисного менеджмента, бережливого производства должны хотеть работать «в» своем организации и «для» своей организации. Карьерный коучинг, выделен, как особый вид профессиональной деятельности, в классификаторе консалтинговых услуг «Национальной гильдии профессиональ-1
ных консультантов .
1 Зимин В. Система консультационных услуг, понятная клиентам / В. Зимин // Промышленный маркетинг. - 2012. - №1. - С. 30.
Для популяризации направлений карьерного коучинга, карьерного планирования, программ развития кадрового резерва создана профессиональная Ассоциация карьерных профессионалов России. Она объединяет как независимых специалистов, занимающихся индивидуальным карьерным консультированием или помогающих компаниям разработать стратегию управления талантами, так и представителей корпораций, государственные структур, вузов,
ректрутинговые агентства, которые осознают значимость
~ 1
карьерного планирования и управления карьерой .
Отличие коучинга от всех видов консультирования -ставка на реализацию потенциала самого клиента. Ко-учинг - это система приемов и принципов, которые способствуют развитию личности и группы, а также обеспечивают раскрытие и эффективную реализацию собственных
2
возможностей и талантов .
Карьерный коучинг - современный тренд, проникающий на все уровни управления человеческими ресурсами. Коучинг результативен и расширяет границы своего присутствия, по данным консалтинговой компании Hay Group, от 25 до 40 % компаний, входящих в рейтинг Global 500 используют коучинг в управлении. Согласно исследованиям Metrix Global, в компаниях, входящих в рейтинг Global 500 возврат от инвестиций в коучинг составляет 529 %. Согласно данным Международной Федерации Коучинга, являющейся сегодня ведущей мировой организацией, занимающейся продвижением профессии Коуч, установив высокие стандарты, обеспечив независимую сертификацию, и построив всемирную сеть сертифицированных ко-учей, при работе коучей с персоналом достигаются следующие результаты: повышение осознанности - на 67 %, снижение уровня стресса - на 57 %, постановка более масштабных целей - на 62 %, открытие в себе большего потенциала - на 53 %, более сбалансированная жизнь -на 60 %, большая уверенность в себе - на 52 %. Исследо-
1 Дорошенко Ю.А., Лебедев О.В. Живые вложения. Человеческий капитал как приоритетный объект инвестиций. Креативная экономика. 2007. №5. С. 11-18.
2 Гулей И.А., Целютина Т.В. Командный коучинг как инструмент повышения мотивации и эффективности принятия решений / И.А. Гулей, Т.В. Целютина // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2015. - № 5. С. - 242.
вания Международной Ассоциации персонала показывают, что производительность труда увеличивается на 86 % в случае комбинирования тренингов с коучингом, и только на 22 % в случаях, когда проводятся только тренинги.
По результатам исследований ICF, клиенты коучинга говорят о следующих эффектах работы с коучем: возрастание самоосознания 67,6%, формирование более существенных целей 62,4%, более сбалансированная жизнь 60,5%, уменьшение уровня стресса 57,1%.
Достижения руководителей благодаря корпоративному коучингу отмечены следующие: значительное улучшение рабочих отношений с подчиненными (77 %), значительное улучшение рабочих отношений с непосредственными руководителями (71 %), улучшение мотивации на карьеру (67 %), значительное улучшение командообразования (63 %), повышение удовлетворения от работы (61 %)1.
Карьерный коучинг, по мнению авторов, это действенный процесс профессиональной консультационной помощи руководителям и служащим, направленный на самореализацию и самомотивацию, создание карьерного планирования, которое выступает составной частью карьерной стратегии, то есть целенаправленного, стратегически ориентированного планирования и организации карьерных процессов, в которые включается персонал в муниципальном социуме. Коучинг раскрывает потенциал руководителя для максимизации собственной производительности и эффективности. Коуч помогает обучаться руководителю, а в дальнейшем обучать свой персонал. Важно - коучинг высвобождает руководителей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия (которые в итоге могут оказаться значительно более социально-экономически значимыми, доходными).
Планирование карьеры - это процесс постановки целей служебного и профессионального развития и определение средств и методов их достижения. В нашем контексте актуальна модель партнерства по планированию и развитию карьеры, которая предполагает сотрудничество: сотрудника (ответственного за планирование и раз-
1 Мировая статистика. Коучинговый центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ekcouch.com; http://www.coaching.biz.ua
витие собственной карьеры), его руководителя (кочу сотрудника - поддержка для успешного развития карьеры: ресурсы, распределение рабочего времени, аттестация сотрудника) и отдела по управлению человеческими ресурсами (роль профессионального консультанта, общее управление процессом развития внутриорганизационной карьеры). Кроме того, одним из результативных инструментов планирования карьеры может выступать - концепция маркетинга (маркетинговая оценка потенциала сотрудника, карьерный SWOT-анализ, мотивационное целе-полагание) и самомаркенига (формирование профессионального имиджа, создание узнаваемого профессионального имени, получение повсеместного признания у коллег и многочисленных региональных групп интересов, общественности, что очень важно для муниципальных руководителей).
Самомаркетинг - систематическое повышение рыночной стоимости самого себя, что помогает ускорить продвижение по служебной лестнице и быть успешным. Маркетинг намного облегчает жизнь всем, потому что его предназначение - выявить, чего хотят люди, а затем предложить им это - будь то товар, услуга, специалист.
Само-PR на рынке труда должен строиться на принципах адекватности конъюнктурным условиям, транспарентности, содержательной наполненности, конгруэнтности составляющих, демонстрации достижений, позитивной подачи информации, уверенности в себе и культуры речи.
Таким образом, коучинг эффективно работает с (само) мотивацией и целеполаганием. Стимулирует самообучение. Ускоряет процесс самосовершенствования персонала, открывая перед ними более широкие, привлекательные перспективы. Следовательно, актуализируется идентичность работника, формируется понятная стратегия становления и развития личного мастерства в профессии. Важно, чтобы персонал научился самостоятельно, в дальнейшем, проводить самооценку своих профессиональных
интересов, способностей и возможностей их оптимиза-
1
ции .
1 Авилова Ж.Н. Кадровый консалтинг и аудит. Учебно-методический комплекс для студентов заочного отделения с применением дистанционных технологий / Белгород, 2015.
Коучинг предоставляет эффективные структуры для муниципальных образований менеджериальных процессов. Высвобождает гибкость и креативность, свойственную эмоциональной сфере руководителей и направляет ее в «мирное русло». Коучинг формирует ответственное отношение к своему выбору.
Коучинг способствует совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения. Построению открытых, доверительных коммуникационно-
информационных каналов, что особенно важно, для решения проблемы «турбулентного руководства».
«Главное - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах - это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России...» . «... Государство предоставит всё необходимое содействие тем, кто готов идти вперёд и быть лидером.. Такую систему мы выстраиваем в диалоге с бизнесом, обществом, исходя из его запросов и задач, стоящих перед нашей страной»2 - ёмкие цитаты Президента России В. Путина из Послания Федеральному Собранию в 2014 и 2015 гг.
1 Путин В.В. Послание Президента Федеральному собранию // Вестник Российской нации. - 2015. - Т.1. № 1-1 (39). - С. 13.
2 Путин В.В. Послание Президента Федеральному собранию // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. -2016. - № 1-2 (144-145). - С. 9.
Целютина Т.В., Авилова Ж.Н. Современные подходы к управлению персоналом в условиях реализации коучинг-технологий. В статье представлен критический анализ функционального представительства коучинг-технологий в современной практике оптимизации профессиональной деятельности персонала, с учетом мотивационного, карьерного, структурно-поведенческого и дифференциально-типологического подходов.
Определены роль, место и назначение коучинга как новой технологии обучения и достижения мотивационных целей.
Ключевые слова: коучинг-технология, карьерный коучинг, планирование карьеры, кадровый потенциал, лидерство, стратегическое развитие.
Tselyutina T.V., Avilova Zh.N., Modern approaches to managing staff in the conditions of realization coaching techniques. The article presents a critical analysis of the functional coaching techniques of representation in contemporary practice, optimization of professional work of staff, taking into account the motivation, career, structural and behavioral and differential-typological approaches. It defines the role, place and purpose of coaching as a new training and technology achievements motivational purposes.
Keywords: coaching technology, career coaching, career planning, human resources, leadership, strategic development.