Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гегедюш Наталья Сергеевна

Проанализирована практика применения в России основного способа реализации государственной политики - государственных программ. Актуальность исследования данного метода предопределена проведением регулярных модификаций механизмов разработки, реализации и оценки программ, очередная из которых произошла в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами РФ». Для достижения стратегических целей развития России с 2017 г. в пилотном режиме отрабатывался механизм перевода программ на принципы проектного управления, что буквально означало встраивание федеральных и ведомственных проектов в структуру программ. Экспериментальный режим завершился, с 1 января 2022 г. все государственные программы реализуются по новым правилам. Цель исследования - анализ нововведений в принципы и механизмы работы с государственными программами и определение дополнительных мер, способствующих повышению эффективности программ. В логике очередного этапа реформы госпрограмм в статье дана характеристика новых правил разработки документов по госпрограммам, формирования функциональной модели управления программами, новой структуры перечня программ. В целом положительно оценивая переформатирование программного метода, автор ставит вопрос о полноте решения проблем эффективности программ посредством указанных нововведений. На основе анализа экспертных мнений, официальных отчетов Счетной палаты России об оценке эффективности государственных программ автор выделяет дополнительные причины их низкой эффективности, в числе которых: формальный характер контроля и мониторинга; непрозрачность процессов на стадии реализации (осуществления мероприятий); формальный характер оценки эффективности программ; несогласованность действий разных уровней управления и участников этапа реализации. В заключении сформулированы авторских предложений о мерах, способствующие минимизации влияния указанных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF STATE PROGRAMS IN THE CONTEXT OF INCREASING THE EFFECTIVENESS AND EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES

The article is devoted to the analysis of the practice of applying in Russia the main method of implementing state policy - state programs. The relevance of the study of this method is predetermined by regular modifications of the mechanisms for the development, implementation and evaluation of programs, the next of which occurred in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation of May 26, 2021 No. 786 “On the management system for state programs of the Russian Federation”. In order to achieve the strategic goals of Russia’s development, since 2017, a mechanism for transferring programs to the principles of project management has been piloted, which literally meant embedding federal and departmental projects into the structure of programs. The experimental regime has ended, since January 1, 2022, all state programs are being implemented according to the new rules. The purpose of the study is to analyze innovations in the principles and mechanisms of working with government programs and to identify additional measures to improve the effectiveness of programs. In the logic of the next stage of the reform of state programs, the article describes the new rules for the development of documents on state programs, the formation of a functional model for program management, and the new structure of the list of programs. In general, positively evaluating the reformatting of the program method, the author raises the question of the completeness of solving the problems of program effectiveness through these innovations. Based on the analysis of expert opinions, official reports of the Accounts Chamber of Russia on evaluating the effectiveness of state programs, the author identifies additional reasons for their low efficiency, including: the formal nature of control and monitoring; non-transparency of processes at the stage of implementation (implementation of measures); the formal nature of program effectiveness evaluation; inconsistency of actions of different levels of management and participants in the implementation phase. In conclusion, the author formulates proposals on measures that help minimize the impact of these factors.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ»

RUDN Journal of Public Administration

ISSN 2312-8313 (print), ISSN 2411-1228 (online)__2022 Том 9 No 2 162-171

Вестник РУДН. Серия: http://journals.rudn.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ piANradmn^trattony

DOI: 10.22363/2312-8313-2022-9-2-162-171

Научная статья / Research article

Современные подходы к управлению государственными программами в контексте повышения результативности и эффективности бюджетных расходов

Н.С. Гегедюш О

Государственный университет управления,

109542, Россия, Москва, ул. Рязанский проспект, д. 99 О gegedush@rambler.ru

Аннотация: Проанализирована практика применения в России основного способа реализации государственной политики — государственных программ. Актуальность исследования данного метода предопределена проведением регулярных модификаций механизмов разработки, реализации и оценки программ, очередная из которых произошла в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г. N° 786 «О системе управления государственными программами РФ». Для достижения стратегических целей развития России с 2017 г. в пилотном режиме отрабатывался механизм перевода программ на принципы проектного управления, что буквально означало встраивание федеральных и ведомственных проектов в структуру программ. Экспериментальный режим завершился, с 1 января 2022 г. все государственные программы реализуются по новым правилам. Цель исследования — анализ нововведений в принципы и механизмы работы с государственными программами и определение дополнительных мер, способствующих повышению эффективности программ. В логике очередного этапа реформы госпрограмм в статье дана характеристика новых правил разработки документов по госпрограммам, формирования функциональной модели управления программами, новой структуры перечня программ. В целом положительно оценивая переформатирование программного метода, автор ставит вопрос о полноте решения проблем эффективности программ посредством указанных нововведений. На основе анализа экспертных мнений, официальных отчетов Счетной палаты России об оценке эффективности государственных программ автор выделяет дополнительные причины их низкой эффективности, в числе которых: формальный характер контроля и мониторинга; непрозрачность процессов на стадии реализации (осуществления мероприятий); формальный характер оценки эффективности программ; несогласованность действий разных уровней управления и участников этапа реализации. В заключении сформулированы авторских предложений о мерах, способствующие минимизации влияния указанных факторов.

Ключевые слова: государственные программы, программный бюджет, управление программами, национальные проекты, федеральные проекты, эффективность бюджетных расходов

Заявление о конфликте интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

История статьи:

Поступила в редакцию: 20.01.2022. Принята к публикации: 30.03.2022. Для цитирования:

#

© rereflrom H.C., 2022

—7r\— This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Гегедюш Н.С. Современные подходы к управлению государственными программами в контексте повышения результативности и эффективности бюджетных расходов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 2. C. 162-171. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-2-162-171

Modern Approaches to the Management of State Programs in the Context of Increasing the Effectiveness and Efficiency of Budget Expenditures

Natalia S. Gegedyush В И

State University of Management,

99, str. Ryazanskiyi prospect., Moscow, Russian Federation, 109542 И gegedush@rambler.ru

Annotation: The article is devoted to the analysis of the practice of applying in Russia the main method of implementing state policy — state programs. The relevance of the study of this method is predetermined by regular modifications of the mechanisms for the development, implementation and evaluation of programs, the next of which occurred in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation of May 26, 2021 No. 786 "On the management system for state programs of the Russian Federation". In order to achieve the strategic goals of Russia's development, since 2017, a mechanism for transferring programs to the principles of project management has been piloted, which literally meant embedding federal and departmental projects into the structure of programs. The experimental regime has ended, since January 1, 2022, all state programs are being implemented according to the new rules. The purpose of the study is to analyze innovations in the principles and mechanisms of working with government programs and to identify additional measures to improve the effectiveness of programs. In the logic of the next stage of the reform of state programs, the article describes the new rules for the development of documents on state programs, the formation of a functional model for program management, and the new structure of the list of programs. In general, positively evaluating the reformatting of the program method, the author raises the question of the completeness of solving the problems of program effectiveness through these innovations. Based on the analysis of expert opinions, official reports of the Accounts Chamber of Russia on evaluating the effectiveness of state programs, the author identifies additional reasons for their low efficiency, including: the formal nature of control and monitoring; non-transparency of processes at the stage of implementation (implementation of measures); the formal nature of program effectiveness evaluation; inconsistency of actions of different levels of management and participants in the implementation phase. In conclusion, the author formulates proposals on measures that help minimize the impact of these factors.

Keywords: state programs, program budget, program management, national projects, federal projects, efficiency of budget expenditures

Conflicts of interest: The author declared no conflicts of interest. Article history:

The article was submitted on 20.01.2022. The article was accepted on 30.03.2022 For citation:

Gegedyush N.S. Modern Approaches to the Management of State Programs in the Context of Increasing the Effectiveness and Efficiency of Budget Expenditures. RUDN Journal of Public Administration. 2022;9(2):162-171. https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-2-162-171

Введение

Практика решения задач государственной политики посредством разработки и последующего осуществления целевых программ в современной российской системе публичного управления имеет тридцатилетнюю историю. Ее введение при переходе с плановой на рыночную экономику предопределило упразднение системы государственного снабжения материально-техническими ресурсами на основе централизованного распределения. Обеспечение федеральных государственных нужд программным методом регламентировалось законом РФ от 28.05.1992 № 2859-1 [1] и постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27.08.1992 № 638 [2]. Именно период использования государственного программирования становится для исследователей методологии публичного управления основанием включения его в традиционные, а не в инновационные методы. В то же время ни один другой метод управления не имеет такой внутренней динамики: методологические подходы и технологии его реализации меняются с периодичностью раз в четыре-пять лет.

Целевые смыслы метода, зафиксированные в законе РФ № 2859-1 как обеспечение связи целей и результатов государственной политики с финансовыми, трудовыми и иными ресурсами на их достижение, согласованность решения федеральных и территориальных задач развития, остаются без изменений. Предпосылкой частных нововведений, на наш взгляд, является систематическое невыполнение лишь одного из них, а именно не достижение конкретных результатов программ в установленные сроки. Следовательно, ключевая причина совершенствования методологии программного метода — низкая результативность и эффективность бюджетных расходов. К такому выводу мы пришли на основании исследования векторов и результатов реформы программного подхода, анализа структуры и содержания программ, мнения экспертного сообщества, отчетов об оценке эффективности государственных программ, подготовленных Минэкономразвития России и Счетной палатой России. Накопленный опыт, применение методов сравнительного анализа, наблюдения, обобщения позволят нам обосновать влияние вступивших в силу с 1.01.2022 новых правил управления программами на эффективность последних.

Предпосылки реализации нового этапа реформирования государственных программ

Цикличность оптимизации программ синхронизирована с этапами реформы бюджетного процесса и административной реформы [3]. Так, в 2000-2005 гг. система перестраивалась под принципы бюджетирования по результатам, в 2010-2014 гг. — под принципы программного бюджета, связи стратегического и бюджетного планирования, внедрением проектного

подхода [4. С. 39]. Предпринимаемые на каждом из этапов действия способствовали адаптации программно-целевого метода к изменениям системы публичного управления, но ключевые проблемы его функционирования решены не были.

Неэффективность госпрограмм является постоянным вопросом политической повестки дня органов федеральной власти. В июне 2017 г. в выступлениях на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Т. А. Голикова как Председатель Счетной палаты России указала на неэффективность трети программ, охарактеризовав программы в целом как громоздкий, негибкий инструмент с непредсказуемым для ответственных исполнителей фактическим финансированием из средств федерального бюджета. Кроме методологических недоработок модели программного бюджета, к причинам неудачи этого этапа она отнесла размытую ответственность главных распорядителей бюджетных средств и руководителей отраслевых органов власти как следствие регулярного секвестирования программных бюджетов [5]. Рассуждая об эффективности инвестиционных программ госкорпораций, выделила следующий парадокс: «как только туда замешиваются бюджетные средства, эффективность программ снижается» [6].

Стратегический аудит, проведенный Счетной палатой РФ в отношении формирования и выполнения показателей работы исполнительных федеральных органов в 2017 и 2018 гг., показал, что в планы их деятельности входит лишь 26 % показателей программ и 55 % показателей проектов (национальных, федеральных). Общие выводы проведенного аудита, сформулированные в 2019 г., включали такие концептуальные рекомендации, как:

1. Необходимо создать методику оценки влияния исполнительных органов на достижение показателей проектов и программ;

2. Необходимо переработать методологию планирования показателей деятельности исполнительных органов для обеспечения взаимосвязи из деятельности с результатами программ и проектов;

3. Необходимо встроить в систему стратегического планирования система управления рисками [7].

Устранение накопленных за годы применения недочетов практики реализации программного бюджета федеральное правительство связывало с возможностями проектного подхода. Эксперимент по встраиванию проектов в структуру программ проводился на основании постановления Правительства РФ от 17.11.2017 № 1242 [8]. Указанный документ и постановление от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» [9] утрачивают силу с 1.01.2023 в связи с полномасштабным инкорпорированием проектов в структуру госпрограмм согласно постановлению Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 «О системе управления государственными программами РФ» [10].

Ключевые принципы разработки и управления государственными программами, обеспечивающие достижение стратегических целей развития России

Правила разработки, осуществления и оценки программ приближены к ранее действующим алгоритмам, существенно меняется модель управления. Следовательно, можно сказать, что наименование постановления задает цели очередного этапа реформирования программ. С 01.01.2022 по каждой программе назначен куратор (заместитель Председателя Правительства РФ), наделенный правом на формирование управляющего совета, который, в свою очередь, обеспечивает функции по управлению разработкой и реализацией госпрограммы (одобрение стратегических приоритетов, целей, показателей и пр., осуществление контроля реализации). В состав совета включаются заместители Председателя Правительства РФ, руководитель федерального органа — ответственного исполнителя программы, сотрудники Минэкономразвития РФ и Минфина РФ (не ниже ранга заместителей министра), представители иных федеральных исполнительных органов и организаций (по решению куратора). Куратор вправе возложить функции совета на проектный комитет по национальному или федеральному проекту. Фиксация органов управления по каждой госпрограмме позволяет оперативно принимать управленческие решения.

По каждой программе кураторы, управляющие советы одобряют предложения по распределению базовых и выделению дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию программ, которые готовят ответственные исполнители совместно с соисполнителями и участниками. Предложения по планированию бюджетных расходов учитываются при разработке проекта федерального бюджета и бюджетной отчетности. Одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляется сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности программ за отчетный год.

С учетом достигнутого уровня развития системы электронного правительства в России работа с программами на всех этапах их жизненного цикла частично осуществляется в электронном виде в подсистеме управления государственными программами ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» (по мере ввода модулей в эксплуатацию). Электронные документы, сформированные в ходе этапов формирования, представления, согласования и утверждения, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц. Часть документов формируется в системе автоматически на основании имеющихся в ней данных.

Посредством указанного информационного ресурса ответственный исполнитель направляет в Минэкономразвития РФ и в Минфин РФ согласованный проект паспорта. При наличии разногласий между исполнителями, соисполнителями и участниками проводятся согласительные совещания, протоколы которых предоставляются в составе документов по проекту паспорта. После получения заключений со стороны указанных министерств ответствен-

ный исполнитель направляет документы в управляющий совет программы. Одобрение проекта паспорта в совете влечет за собой подготовку ответственным исполнителем проекта нормативного правового акта Правительства РФ об утверждении программы, его согласование с соисполнителями, участниками, двумя указанными министерствами. В Правительство РФ этот документ вносит ответственный исполнитель или куратор. По мере реализации программы в установленном порядке в нее могут вноситься изменения.

Изменился не только порядок, но и уровни утверждения госпрограмм. Паспорт программы одобряется на заседании Правительства РФ при рассмотрении проекта закона о бюджете. Правовым актом об утверждении программы также утверждаются: стратегические приоритеты программы; правила предоставления субсидий; перечень объектов прикладных исследований и экспериментальных разработок, объектов капитального строительства, объектов недвижимости; предельные объемы средств федерального бюджета, предусмотренных на исполнение государственных контрактов. Внесение изменений осуществляется управляющими советами. Федеральные проекты утверждаются на уровне Правительства РФ. Ведомственные проекты и комплексы процессных мероприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти или иными организациями, участвующими в реализации госпрограммы. Детализированный алгоритм разработки и реализации программ, формы документов, сопровождающих эти процессы, определены приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2021 № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ РФ» [10]. Сбор и обработка информации и данных, анализ реализации и оценки эффективности программ происходит в ГАС «Управление».

Проектная и процессная части стали обязательными элементами в структуре программы. Проектная часть программы включает федеральные проекты и (или) мероприятия (результаты) федеральных проектов, ведомственные проекты и ориентирована на получение конкретного, измеримого результата в определенный срок. Процессная часть включает мероприятия «рутинного» (повторяющегося или текущего) характера, отражает непосредственные нормативно закрепленные функции органов исполнительной власти: выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг; оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения; обслуживание государственного долга; предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; осуществление текущей деятельности казенных учреждений и пр. [10]. В структуре программы появилась стратегическая часть, где цели и показатели программ отражают связь с национальными целями и их показателями.

Эффективность государственных программ, по замыслу разработчиков, обеспечивается посредством их синхронизации с национальными целями, содержанием Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 г. и плановый период до 2030 г. Как следствие, существен-

но изменилась структура перечня государственных программ. Согласно распоряжению Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р [12] с изменениями от 28.12.2021 перечень включает 8 разделов и 49 программ (см. табл.). Отметим, что не все изменения отражены на специализированном портале https:// programs.gov.ru.

Таблица 1 / Table 1

Сопоставление национальных целей и реестров государственных программ до 1 января 2022 г. и после 1 января 2022 г.

Comparison of national goals and registers of state programs before January 1, 2022 and after January 1, 2022

Ранее действовавшим Действующим реестр

Национальные цели

реестр программ программ

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

Раздел 1. Новое качество жизни»

Раздел 2. Инновационное развитие и модернизация экономики

Раздел 3. Обеспечение национальной безопасности Раздел 4. Сбалансированное региональное развитие Раздел 5. Эффективное государство»

Раздел 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей

Раздел 2. Возможности для самореализации и развития талантов

Раздел 3. Комфортная и безопасная среда для жизни Раздел 4. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство Раздел 5. Развитие науки, промышленности и технологий Раздел 6. Цифровая трансформация

Раздел 7. Сбалансированное региональное развитие Раздел 8. Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества

В числе нововведений выделение двух видов программ — комплексных и отраслевых. Программы первого вида нацелены на выполнение приоритетов и задач межотраслевой государственной политики и (или) политики территориального развития. Программы второго типа направлены на выполнение приоритетов и целей политики в конкретных отраслях, сферах социально-экономического развития.

Заключение

Изменения, которые введены систему управления государственными программами постановлением Правительства РФ № 786, должны обеспечить достижение запланированного состояния всех сфер народного хозяйства сообразно показателям национальных целей. По мнению отраслевого органа управления — Минэкономразвития РФ, в настоящее время программы полностью встроены в систему стратегического планирования. Предполагая, что практика правоприменения действительно обеспечит указанные результаты, открытым считаем вопрос влияния изменений на эффективность программ.

Скажем, повышению качества содержания программ способствует переход на автоматизированное заполнение документов в ГИИС (проекта паспорта, отчетов), обеспечению направления бюджетных средств на приоритетные направления развития — стратегическая часть программы, определению лимитов бюджетных средств на реализацию программ — механизм программного бюджета. Как представляется, не достижение конкретных результатов в установленный срок в пределах бюджетных ассигнований как наиболее существенная причина низкой эффективности программ остается вне зоны воздействия проанализированных в статье нововведений.

В свою очередь, причинами недостижения результатов программ стали: формальный характер контроля и мониторинга; непрозрачность процессов на стадии реализации (осуществления мероприятий); формальный характер оценки эффективности программ; несогласованность действий разных уровней управления и участников этапа реализации. В части системы контроля целесообразно вводить контроль исполнительской и бюджетной дисциплины, контроль влияния ответственного исполнителя на промежуточные и конечные результаты программ и проектов, обеспечивать эффективную коммуникацию всех сторон. Применяемая в настоящее время система мониторинга программ формальна и представляет собой внесение в информационную систему значений показателей, большая часть из которых в течение календарного не проверяется. Следовательно, эти значения не отражают реального состояния процессов реализации мероприятий и не оказывают влияние на их ход. В 2017 г. в отношении программ администрировались 2440 показателей, в 2022 г. их стало уже 490. Этот шаг обеспечивает экономию бюджетных средств, но работу по формированию «живого» перечня показателей следует продолжать. Показатели программ и проектов следует полностью включить в планы деятельности федеральных исполнительных органов. В целях повышения ответственности всех сторон, реализующих программы, представляется целесообразным разработать матрицу комплайенс-рисков и способов их минимизации. Предлагаемые позиции нацелены на обеспечение управляемости программ, что положительно повлияет на повышение эффективности бюджетных расходов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон Российской Федерации от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. № 27. Ст. 1558, 1559.

2. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 № 638 «Об организации работ по реализации закона РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» // Российская газета. 1992. 12 сентября.

3. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 48 — 64.

4. Гегедюш Н.С., Мокеев М.М., Константинов И.Б Проектное управление в органах власти: учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2020. 186 с.

5. Нетреба П. Федеральные целевые программы должны умереть. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова о нецелевом использовании бюджета // Газета.ру. 01.06.2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/01/10703201.shtml. Дата обращения: 08.01.2022

6. Голикова: Россия направила в институты развития около 5 трлн рублей за последние 5-6 лет // TACC. 03.06.2017. URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4310278?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_ referrer=google.com. Дата обращения: 08.01.2022

7. Бюллетень Счетной палаты РФ. Госуправление. 2020. № 1 (266) // Счетная палата РФ URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-1-266-2020-g. Дата обращения: 08.01.2022

8. Постановления Правительства РФ от 17.11.2017 № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ». 2017. № 43 (Часть II). Ст. 6323.

9. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 32. Ст. 4329.

10. Постановление Правительства РФ от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами РФ» // Собрании законодательства РФ. 2021. № 23. Ст. 4042.

11. Приказ Минэкономразвития РФ от 17.08.2021 № 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ РФ»// Информационно-справочная система «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=394807#D6w3p2TqEe1W1qPs2. Дата обращения: 08.01.2022

12. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 47. Ст. 6166.

REFERENCES

1. Law of the Russian Federation dated May 28, 1992 No. 2859-1 "On the supply of products and goods for state needs". Gazette of the Congress of the RF ND and the RF Armed Forces. 1992; 27. Art. 1558, 1559 (In Russ.).

2. Decree of the Council of Ministers — Government of the Russian Federation dated 08.27.1992 No. 638 "On the organization of work on the implementation of the law of the Russian Federation" On the supply of products and goods for state needs". Rossijskaja gazeta. 1992; September 12 (In Russ.).

3. Afanasiev M.P., Shash N.N. Rossijskie bjudzhetnye reformy: ot programm social'no-jekonomicheskogo razvitija do gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii [Russian Budgetary Reforms: From Socio-economic Development Programs to State Programs of the Russian Federation]. Issues of State and Municipal Management. 2014;2:48-64 (In Russ.).

4. Gegedyush N.S., Mokeev M.M., Konstantinov I.B. Proektnoe upravlenie v organah vlasti: uchebnik ipraktikum [Project Management in Authorities]. Moscow: Jurajt Publishing House; 2020. 186 p. (In Russ.).

5. Netreba P. «Federal'nye celevye programmy dolzhny umeret'». Glava Schetnoj palaty Tat'jana Golikova o necelevom ispol'zovanii bjudzheta ["Federal Targeted Programs Must Die". Head of the Accounts Chamber Tatyana Golikova on the Misuse of the Budget]. Gazeta.ru. 01.06.2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/06/01/10703201.shtml. Accessed: 08.01.2022 (In Russ.).

6. Golikova: Russia has sent about 5 trillion rubles to development institutions over the past 5-6 years. TASS. 03.06.2017. URL: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4310278?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_ referrer=google.com. Accessed: 08.01.2022 (In Russ.).

7. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. State Administration. 2020; 1(266). URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-1-266-2020-g. Accessed: 01.01.2022 (In Russ.).

8. Decrees of the Government of the Russian Federation of November 17, 2017 No. 1242 "On the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of Certain State Programs of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2017; 43(Part II): Art. 6323 (In Russ.).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.08.2010 No. 588 "On Approval of the Procedure for the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of State Programs of the Russian Federation". Collected Legislation of the Russian Federation. 2010; 32: Art. 4329 (In Russ.).

10. Decree of the Government of the Russian Federation of May 26, 2021 No. 786 "On the System for Managing State Programs of the Russian Federation". Collected Legislation of the Russian Federation. 2021; 23: Art. 4042 (In Russ.).

11. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated August 17, 2021 No. 500 "On Approval of the Guidelines for the Development and Implementation of State Programs of the Russian Federation". ConsultantPlus information and reference system. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc&base=LAW&n=3948 07#D6w3p2TqEe1W1qPs2. Accessed: 08.02.2022 (In Russ.).

12. Decree of the Government of the Russian Federation of November 11, 2010 N 1950-r (as amended on December 28, 2021) "On approval of the list of state programs of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2010; 47: Art. 6166 (In Russ.).

Информация об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гегедюш Наталья Сергеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, ORCID: 0000-0003-2659-4743, e-mail: gegedush@rambler.ru

Information about the author:

Natalia S. Gegedyush — PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of State and Municipal Governance, State University of Management, Russian Federation, ORCID: 0000-0003-2659-4743, e-mail: gegedush@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.