Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ СПОСОБОВ ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ СПОСОБОВ ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦИКЛ / СПОСОБЫ ЦИКЛИЗАЦИИ / ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЕ СВЯЗИ / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-АЛЬБОМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беляева Н. П.

В последние годы в филологических исследованиях по «рокологии» наметилось противостояние нескольких подходов к пониманию и специфике литературного цикла. Системный обзор и сравнительный анализ литературоведческих концепций, раскрывающих специфику и сущность циклизации в лирике русского рока, и предлагаемых в их рамках различных способов формирования циклообразующих связей позволили автору разработать авторский вариант их систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE TYPOLOGY OF CYCLIZATION METHODS IN ROCK POETRY

Recently, in philological research at “rockology” there has been a confrontation between several approaches to understanding and specifics of the literary cycle. The study and comparative analysis of literary concepts that reveal the specifics and essence of cyclization in the lyrics of Russian rock, and the various ways of forming cycle-forming links proposed within their framework, allowed the author to develop an author’s version of its systematization.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ СПОСОБОВ ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ»

Научная статья УДК 821.161.21.1-192:784.66 DO110.52070/2542-2197_2023_1_869_126

Современные подходы к типологии способов циклизации в рок-поэзии

Н. П.Беляева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия belyaeva@social-tech.ru

Аннотация. В последние годы в филологических исследованиях по «рокологии» наметилось противостоя-

ние нескольких подходов к пониманию и специфике литературного цикла. Системный обзор и сравнительный анализ литературоведческих концепций, раскрывающих специфику и сущность циклизации в лирике русского рока, и предлагаемых в их рамках различных способов формирования циклообразующих связей позволили автору разработать авторский вариант их систематизации.

Ключевые слова: литературный цикл, способы циклизации, циклообразующие связи, рок-поэзия, рок-альбом

Для цитирования: Беляева Н. П. Современные подходы к типологии способов циклизации в рок-поэзии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 1 (869). С. 126-133. DOI 10.52070/2542-2197_2023_1_869_126

Original article

Modern Approaches to the Typology of Cyclization Methods in Rock Poetry

Natalya P. Belyaeva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia belyaeva@social-tech.ru

Abstract.

Keywords: For citation:

Recently, in philological research at "rockology" there has been a confrontation between several approaches to understanding and specifics of the literary cycle. The study and comparative analysis of literary concepts that reveal the specifics and essence of cyclization in the lyrics of Russian rock, and the various ways of forming cycle-forming links proposed within their framework, allowed the author to develop an author's version of its systematization.

literary cycle, the methods of cyclization, cyclic connections, rock poetry, rock album

Belyaeva, N. P. (2023). Modern approaches to the typology of cyclization methods in rock poetry. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 1(869), 126-133. 10.52070/25422197 2023 1 869 126

введение

Научное осмысление циклизации как литературного явления рассматривается в контексте различных литературных жанров, периодов развития литературы, родовой принадлежности художественных текстов. Последние несколько десятилетий исследовательское внимание при изучении лирических циклов щедро направляется в сторону рок-поэзии.

Ключевой вектор дискуссий о сути и проявлениях феномена циклизации проходит между основоположником теоретического осмысления проблем «рокологии» Ю. В. Доманским и его оппонентом В. А. Гавриковым. По нашему мнению, основой его является различное понимание ими предмета исследования лирического цикла в рок-поэзии. Так, В. А. Гавриков не соглашается с Ю. В. Доманским в том, что при исследовании явления циклизации следует акцентировать внимание исключительно на альбоме как способе «бытования рока» [Гавриков, 2014, с. 8]. Он необоснованно расширяет предмет исследования, по сути, отождествляя явление «рок-культуры» и «рок-поэзии» и игнорируя объективно существующие между ними родовидовые отношения. Представляется, что между литературным циклом рок-поэзии и циклом песенного творчества нельзя ставить знак тождества.

конкретизация предмета исследовании лирического цикла в рок-поэзии

В словаре литературоведческих терминов Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева цикл представляется как несколько произведений, объединенных общим замыслом, жанром, темой, действующими героями, иногда рассказчиком, историческим периодом (свойственно для драматургии и прозы), единым местом действия, лирическим настроением (в поэзии)1. Согласно еще одному определению, литературный цикл - это совокупность литературных произведений, объединенных общей или схожей тематикой, созданный одним автором или единой группой авторов2. М. Н. Дарвин отмечает, что значение цикла превосходит сумму значений формирующих его компонентов, которые в своем множестве приобретают значение «не складыва-

1 Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. М.: Просвещение, 1984. С. 456.

2Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред.

А. Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. Интелвак, 2001. С. 1189-1190.

ния, а объединения» [Дарвин, 1996, с. 13]. Важным для понимания термина представляется замечание Л. Е. Ляпиной о том, что цикл является типом эстетического целого и представляет собой совокупность принадлежащих одному виду искусства, созданных и определенным образом скомпонованных произведений [Ляпина, 1977, с. 165].

В. А. Гавриков, игнорируя классическое литературоведческое понимание лирического цикла, в качестве неоспоримого аргумента в пользу преимущественного рассмотрения рок-концертов как предмета исследования при изучении литературной циклизации в роке использует статистику: объективно рок-исполнители проводят больше концертов, чем выпускают альбомов. Предлагаемое В. А. Гавриковым смещение фокуса внимания исследователя с альбома как одного из способов бытования рок-культуры на концерт [Гавриков, 2014, с. 8] представляется неприемлемым в рамках понимания цикла как ряда произведений, принадлежащих одному виду искусства (в данном случае - литературе). Рок в широком понимании, как правило, сочетает в себе элементы поэзии, музыки и театра, в то время как рок-поэзия - это вид лирического литературного творчества.

Лирический цикл отличает самостоятельность входящих в него поэтических произведений, авторская композиция, характеризующаяся «цен-тростремительностью» компонентов, лирический способ изображения и характер сцепления стихотворений. Сет-листы не всегда формируются исключительно автором, что не позволяет говорить об авторском характере композиции рок-концерта. В одной из фанатских групп «ДДТ» сделано замечание, которое как нельзя более четко отражает подвижность структуры концерта, ее зависимость от настроения исполнителей, ожиданий публики и пожеланий организаторов: «Сет-лист не железобетонный, и в каждом городе могут быть свои сюрпризы»3. Сопоставление перечней и последовательности песен, исполненных группой «ДДТ» в сентябре 2009 г. в г. Красноярске и г. Москве с разницей в три дня, позволяет сделать вывод о том, что при определенной основе концертной программы списки произведений отличаются по составу (из 25 песен не повторяются на другом концерте три песни) и последовательности исполнения (при неизменном завершении концерта композицией «Это все»). Сравнение данных в разные даты и в разных локациях рок-концертов, основанных на общей концертной программе, обнаруживает отсутствие в них «концептуальной авторской композиции» как обязательной характеристики лирического цикла,

3ДДТ. История звука»: московский сет-лист. URL: https://vk.com/ wall-367_233624

отмечаемой В. А. Гавриковым [Гавриков, 2016, с. 20]. Последовательность исполнения песен и даже их состав часто так или иначе «перекраивается» исполнителем, не позволяя говорить о полноценно воплощенном и однозначно выраженном авторском замысле, как это имеет место в альбоме.

Сами рок-музыканты нередко высказываются о том, что концерт - это, в первую очередь, подборка песен для публики. Типичным является такой комментарий рок-музыкантов: «Мы стараемся составить трек-лист так, чтобы каждый пришедший смог услышать что-то, что ему бы хотелось. Конечно, сыграть все песни - нереально, но, тем не менее, мы стараемся охватить все релизы группы. Те люди, кто приходят на концерт впервые (а такие зрители есть абсолютно на каждом выступлении) хотят услышать наиболее известные песни группы. Для тех же, кто старается наши концерты не пропускать, мы стараемся каждый раз подготовить какой-нибудь сюрприз - что-то чего они не могли слышать на предыдущем концерте в этом же городе. Концерт - это как театральное представление, в котором есть пролог, драматическая часть, кульминация и хеппи-энд... Трек-лист составляется таким образом, чтобы слушатели могли ощутить различный спектр эмоций, но в финале в любом случае ощутить прилив бодрости и хорошего настроения. Сет-лист всегда составляется заранее и с запасом. Если позволяет время, отведенное для выступления, а зрители хотят услышать что-то еще, мы всегда можем сыграть на бис»1.

Такая «гибкость» структуры концертной программы, исполняемой в разных городах в разное время автором (авторами), ее адаптивность к возможным требованиям и ожиданиям организаторов и слушателей не только существенно затрудняют изучение концерта в качестве предмета филологического исследования, но и не позволяют признать его именно «литературным циклом», в том числе и по причине отсутствия целостности в ее традиционном, статичном понимании и уменьшения субъективного вклада автора (авторов) в выстраивание состава и последовательности вошедших в рок-концерт произведений.

В зарубежной науке разделены понятия «песенный цикл» и «литературный цикл», представляющие собой самостоятельный предмет для изучения. В филологической традиции литературный цикл понимается как группа прозаических или поэтических произведений, как правило, одного автора, сосредоточенные вокруг одних действующих лиц, объединенные пространственно-временными

1 Четвертая часть интервью Михаила Бугаева (ГРАН-КУРАЖЪ): Концерт - это как театральное представление. 18.08.2018. URL: https:// mastersland.org/index.php?content=16047

характеристиками описываемых событий или переживаний или общей тематикой2. Хрестоматийными примерами являются «циклические поэмы» Гомера, трагедии Софокла о жизни Эдипа и его потомков, средневековые романы и истории, посвященные одному герою (например, истории о короле Артуре), пьесы Честера, посвященные христианским праздникам.

Отдельным предметом научного интереса зарубежных исследователей являются так называемые «песенные циклы», которые изучаются методами филологии и музыковедения. В качестве разграничительной черты, отличающей песенный цикл от сборника песен, используется их согласованность, на уровне текста поддерживаемая единым авторством (как индивидуальным, так и коллективным), наличием сюжетной линии, центральной темы, лирическим настроением, поэтической формой или жанром, общими мотивами и образами, повторами и т. п., которые могут проявляться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом [Tunbridge, 2010, с. 246].

Таким образом, представляется обоснованным взаимное разграничение песенного цикла и цикла литературного как различных предметов исследования. В данном контексте анализ исполнительских нюансов, влияния визуальной, театральной, музыкальной компонент рок-поэзии представляется затруднительным и вряд ли целесообразным в филологической науке как науке о культуре, выраженной в литературе и языке. Основными признаками, необходимыми и достаточными для идентификации литературного цикла как жанра в рок-поэзии, по нашему мнению, являются самостоятельность входящих в цикл произведений и четко организованная авторская композиция, наличие объединяющего начала (время написания, место написания, принадлежность одному автору, тема, действующие персонажи и т. п. Совокупность указанных признаков обеспечивает эстетически и семантически целостное восприятие литературного цикла как самостоятельного творческого объекта.

Возвращаясь к альбому как основному (хотя и не единственному) предмету филологического исследования явления циклизации в рок-поэзии, отметим, что в российской «рокологии» понятие альбом, как правило, отождествляется с понятием «концептуальный альбом». В зарубежных исследованиях концептуальный альбом отличается от прочих рок-альбомов, например, представленных в виде сборника песен или каверов, и определяется как альбом, все треки которого в совокупности

2 Cycle // Encyclopedia Britannica. 1998, July 20. URL: https://www. britannica.com/art/cycle-literature

имеют большее значение, чем треки, взятые по отдельности. Целостность концептуального албо-ма достигается с помощью композиционного, лирического, инструментального единства [ELicker, 2001, с. 229-231].

Очертив предмет исследования циклизации в рок-поэзии, рассмотрим наиболее распространенные критерии типологии способов формирования лирических циклов (циклообразующих связей) в рамках исследуемого предмета.

классификация способов циклизации по включенности в состав лирического цикла в рок-поэзии

К универсальным способам циклообразования в лирике рока исследователи относят заглавие литературного цикла, композицию, пространственно-временную организацию, изотопию и полиметрию. Эта точка зрения, развитая из идей И. В. Фоменко [Фоменко, 1998] и предложенная Ю. В. Доманским [Доманский, 2000а, с. 101], преобладает в современной «рокологии» и подтверждается многочисленными примерами. В. А. Гавриков в составе универсальных циклообразующих связей в песенной лирике рассматривает авторскую или авторизированную композицию, исторический пространственно-временной континуум, полиметрию, самостоятельность входящих в лирический цикл произведений [Гавриков, 2014, с. 8]. Исключенное из списка, предложенного Ю. В. До-манским, заглавие как способ циклизации наряду с авторской (авторизированной) композицией и пространственно-временным историческим континуумом относится В. А. Гавриковым к «факторам, твердо свидетельствующим о возникновении цикла» [Гавриков, 2014, с. 13].

В истории русского рока некоторые альбомы, особенно в период популярности концертных, а не студийных записей альбомов, не имеют заглавия. Так, записанный в июне 1992 года группой «Сектор Газа» концертный альбом в честь пятилетия группы так и называется - «Альбом без названия». Однако его выпуск не был массовым и официальным, поэтому вряд ли стоит рассматривать его в качестве предмета для изучения авторски заданного концептуального литературного цикла. Еще один альбом «Без названия» был выпущен в 2002 году Н. Носковым. Сам исполнитель так прокомментировал свой выбор: «Мой новый альбом, "Без названия", носит такое имя неслучайно. Честно скажу: я не мог найти слова или выражения, чтобы охарактеризовать мое понимание того, что сейчас

происходит у меня внутри и в окружающем мире. В период, когда я готовил альбом, я не путешествовал, занимался профессией, читал, наблюдал... И какого-то одного конкретного названия я просто не смог найти... Пусть каждый подумает, как говорят в народе, «прикинет», что является истинной ценностью, а что - наносное, чужое»1.

Таким образом, авторское заглавие в рок-поэзии отсутствует либо у квазициклов (по сути, сборников песен), которые сформированы не только автором (например, у рок-концертов или у неофициальных концертных альбомов), либо по причине специфики авторской концепции лирического цикла. Отсутствие заглавия может отражать мнение автора об ограниченной возможности средств языка для выражения внутреннего состояния, стремление заранее сместить акцент на музыкальность, звучание цикла, вступить в диалог со слушателем, предоставить ему стимул для размышления об актуальном лично для него заглавии как квинтэссенции выражения ощущений, чувств и мыслей от прослушивания альбома. В рамках поддерживаемого в настоящем исследовании понимания предмета лирической циклизации литературные циклы в рок-поэзии традиционно наделяются заглавием и располагаются в определенной заданной исключительно автором композиционной рамке, что позволяет отнести заглавие к числу обязательных (универсальных) способов формирования цикла.

Отдельное внимание при типологическом разделении способов циклизации на основные и обязательные следует уделить полиметрии. Анализ специальной литературы по теме исследования подтверждает точку зрения В. А. Гаврикова о том, что данный аспект циклообразования редко попадает в поле зрения ученых [Гавриков, 2014; Гавриков, 2016]. Объяснение такого игнорирования очевидного факта, имеющего в рок-поэзии множество подтверждений, может быть основано на аксиоматичности полиметрии как характеристики циклизации в песенном творчестве вообще. Вряд ли среднестатистический поклонник рока при прослушивании альбома будет способен выдержать один-два часа звучания монометрических текстов, даже если он положены на различную по ритмике, настроению и интенсивности музыку. Исследование особенностей проявлений полиметрии в циклах рок-поэзии представляется перспективным и интересным в аспекте наиболее часто используемых авторами вариаций стихотворного метра.

1 Николай Носков: «Мы с Гумилевым во многом похожи» // Кто главный. № 92. URL: https://kg-rostov.ru/person/face_tv/nikolay-noskov-my-s-gumilevym-vo-mnogom-pokhozhi-/?ysclid=lct8xpz1w5207733494

Все многообразие прочих приемов, используемых авторами рок-произведений, в том числе и изотопию, можно отнести к факультативным способам циклообразования. Ю. В Доманский относит изотопию к основным для русского рока способам циклообразования, развивая идеи И. В. Фоменко о поэтике лирического цикла в приложении к литературному материалу русского рока [Доманский, 2000а; Фоменко, 1984]. Однако, следует согласиться с В. А. Гавриковым в том, что попытки обнаружить в альбомах примеры изотопии часто выглядят искусственными [Гавриков, 2016]. В рок-альбомах нередки случаи помещения в композицию произведения, которое семантически «выбивается» из контекста всего цикла. Сам альбом может представлять собой цикл, доминантой формирования которого является пространственно-временной континуум в понимании реального исторического времени его создания. Указанные аргументы позволяют отнести изотопию к факультативным способам циклообразования в рок-поэзии.

масштаб цикла и литературная традиция в исследовании циклизации в рок-поэзии

Еще одним напрашивающимся критерием, который можно положить в основу типологии способов циклизации в рок-поэзии, является масштаб лирического цикла. В. А. Гавриков обосновывает существование четырех типов циклов в песенной поэзии:

- макроциклы: объединение двух и более циклов или структурированный на подразделы цикл, включающий несколько десятков песен;

- цикл: альбом, концерт и имплицитный (несобранный) цикл, представленный, например, сборником саундтреков к фильму, спектаклю, полным сборником песен, ранее «урезанном» из-за цензуры, и т. п.;

- микроцикл: концертный микроцикл (блок песен концертной программы, строго исполняемых друг за другом), попурри и имплицитный микроцикл (например, несколько песен, не исполнявшихся вместе, но объединенных сюжетной линией, названием, пространственно-временными характеристиками, действующими лицами и т. п.) [Гавриков, 2014, с. 13-14].

Представляется, что в русской рок-поэзии можно говорить о еще более глобальном типе цикла - метацикла, объединяющего лирические циклы рок-музыкантов определенного жанра, поколения. Его существование предопределяется диалогичностью рок-творчества: в песенных

композициях рок-исполнителей часто угадываются явные и скрытые цитаты из песен коллег, композиции одних авторов вдохновляют других на создание циклов и произведений. Кроме специфических, задаваемых реальным временем характеристик пространственно-временного континуума лирических циклов различных авторов, общих культурных, политических, социальных и прочих тем для отражения в творчестве, мета-циклы формируются общностью используемой символики, мотивационно-образными связями.

Классификация многообразия способов циклизации по критерию масштаба формируемого литературного цикла может осуществляться с некоторой долей условности на основании частоты использования того или иного приема. Предпринятая в настоящем исследовании попытка типологии приемов циклообразования по данному признаку основана на наработках автора по творчеству группы «ДДТ» и анализе специальной литературы по теме исследования.

Способы циклизации могут быть сгруппированы по универсальности их применения в рок-поэзии на традиционные и нетрадиционные. Актуальность такого деления ввиду разнообразия используемых авторами циклообразующих приемов в русском роке обосновывается, в частности, в работе Ю. В. Доманского [Доманский, 2000б]. Традиционные способы являются «унаследованными» от приемов, используемых в литературе на более ранних этапах ее развития. В «рокологии» к ним относят ранее рассмотренные подробно заглавие, композицию, пространственно-временной континуум, изотопию и полиметрию.

В современном литературоведении существуют и другие подходы к определению приемов циклизации. Так, в работе П. В. Панченко в составе циклообразующих связей рассмотрены заглавие цикла, композиция, мотиво-тематическое единство, сюжетность, концептуальность, общность системных компонентов цикла (стилистических, жанровых, ритмических, метафорических, образ-ных,лексических, фонетических) [Панченко, 2009, с. 11]. Е. В. Верхоломова, исследуя творчество поэтов-акмеистов, в числе способов циклизации указывает использование макросюжета, наличие одного лирического героя и структурную четкость «геометрически выверенной» композиции и особенности стихотворного ритма [Верхоломова, 2009, с. 5]. Циклообразующие связи обобщены в основанном на представительной литературной базе исследовании О. А. Чехуновой и представлены единством мотивно-образного комплекса, целостностью лексической символики, ключевыми метафорами, сравнением, фонетическими

способами организации, поэтикой заглавия, хро-нотипами (пространственно-временными аспектами), архетипами и топосами, полиритмией, автобиографизмом, композиционной организацией [Чехунова, 2012, с. 55-56].

обобщение подходов к типологии способов циклизации в рок-поэзии

В контексте достижений «рокологии» и современной филологии по проблеме реализации в лирике в целом и рок-поэзии в частности систематизируем основные подходы к типологии способов ци-клообразования в рок-поэзии (см. табл. 1).

заключение

На основании критического анализа основополагающих теоретических работ, посвященных циклизации в рок-поэзии, в первую очередь, работ В. А. Гаврикова и Ю. В. Доманского, нами был очерчен предмет исследования лирического цикла в русском роке. При рассмотрении вопроса о составе цикла произведений рок-поэзии было обосновано суждение о включении авторского заглавия в состав основных, а не факультативных способов циклизации. К данному типу отнесена и полиметрия, являющаяся аксиомой для лирических циклов в отечественной рок-поэзии и песенной поэзии вообще. По критерию масштаба цикла способы циклизации предложено

Таблица 1

ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ СПОСОБОВ ЦИКЛИЗАЦИИ В РОК-ПОЭЗИИ

Основание типологии Типы способов циклизации Виды способов циклизации

1. По включенности в состав цикла Основные (обязательные) заглавие, композиция, пространственно-временная организация, полиметрия

Факультативные изотопия, концептуальность, сюжетность, субъектная структура, использование чужого материала и т. п.

2. По масштабу формируемого литературного цикла Способы микроцикла (песенные диптихи и триптихи) целостность мотиво-образного комплекса (единый герой, тема, пространственно-временной контекст), общность метафор и символики, ролевые приемы

Способы мезоцикла (песенные альбомы, концертные программы) заглавие, композиция, пространственно-временная организация, полиметрия, изотопия, ролевые композиции и приемы

Способы макроцикла (альбом, структурированный на несколько частей, несколько альбомов, выпущенных на определенном этапе творчества автора) тематическая композиционная организация (например, альбом, состоящий из частей, посвященных любовной и социальной лирике), пространственно-временная организация, использование «чужого» материала

Способы метацикла (концептуальное объединение нескольких альбомов одного или разных рок-исполнителей) изотопия, цитирование, автоцитирование, использование чужого текста, драматизация, перенесение песен, использование стихотворных скреп, автобиографизм

3. По универсальности применения Традиционные заглавие, композиция, пространственно-временная организация, полиметрия, изотопия, субъектная или ролевая организация

Нетрадиционные цитирование и автоцитирование, сюжетная организация, формы использования «чужого» материала, перенос песен, использование стихотворных и иных циклообразующих скреп, драматизация и т. п.

классифицировать на способы микроцикла (песенные диптихи и триптихи), способы мезоцик-ла (песенные альбомы, концертные программы), способы макроцикла (альбом, структурированный на несколько частей, несколько альбомов, выпущенных на определенном этапе творчества

автора) и способы метацикла (концептуальное объединение нескольких альбомов одного или разных рок-исполнителей). Деление по универсальности применения предполагает рассмотрение традиционных и нетрадиционных способов циклизации.

список источников

1. Гавриков В. А. Переосмысляя аксиомы «рокологии»: циклизация // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2014. Вып. 15. С. 6-17.

2. Дарвин М. Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. Екатеринбург, 1996.

3. Ляпина Л. Е. Проблема целостности лирического цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

4. Гавриков В. А. Циклизация и контекстность в поэзии Владимира Высоцкого: Монография. Брянск: Брянский центр научно-технической информации, 2016.

5. Tunbridge L. Cambridge Introductions of Music: The Song Cycle. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

6. Elicker M. Concept Albums: Song Cycles in Popular Music // Word and Music Studies: Essays on the Song Cycle and on Defining the Field / Ed. by W. Bernhart, W. Wolf. Amsterdam-Atlanta: Rodopi, 2001.

7. Фоменко И. В. Авторский цикл в лирике. Некоторые перспективы исследования // Кормановские чтения: материалы межвузовской научной конференции, посвященные 75-летию со дня рождения проф. Б. О. Кор-мана / Удмуртский государственный университет. 1998. Вып. 3. С. 16-22.

8. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2000а. Вып. 3. С. 99-122.

9. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла: учебное пособие. Калинин: КГУ, 1984.

10. Доманский Ю. В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2000б. №4. С. 217-232.

11. Панченко П. В. Циклизация как прием создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова «Левый берег»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2009.

12. Верхоломова Е. В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009.

13. Чехунова О. А. Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира: дис. ... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2012.

references

1. Gavrikov, V. A. (2014). Reinterpreting axiom rocology: cuclization. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst, 15, 6-17. (In Russ.)

2. Darwin, M. N. (1996). Ciklizacija v lirike. Istoricheskie puti i hudozhestvennye formy = Cyclization in lyrics. Historical ways and artistic forms: abstract of Senoir Doctorate in Philology. Ekaterinburg. (In Russ.)

3. Lyapina, L. E. (1977). Problema celostnosti liricheskogo cikla = The problem of the integrity of the lyrical cycle. Celostnost' hudozhestvennogo proizvedenija i problemy ego analiza v shkol'nom i vuzovskom izuchenii literatury. Donetsk. (In Russ.)

4. Gavrikov, V. A. (2016). Ciklizacija i kontekstnost' v pojezii Vladimira Vysockogo: Monografija = Cyclization and contextuality in the poetry of Vladimir Vysotsky: Monograph. Bryansk: Brjanskij centr nauchno-tehnicheskoj informacii. (In Russ.)

5. Tunbridge, L. (2010). Cambridge Introductions of Music: The Song Cycle. Cambridge: Cambridge University Press.

6. Elicker, M. (2001). Concept Albums: Song Cycles in Popular Music. In Bernhart, W., Wolf, W. (eds.), Word and Music Studies: Essays on the Song Cycle and on Defining the Field. Amsterdam-Atlanta: Rodopi.

7. Fomenko, I. V. (1998). Avtorskiy tsikl v lirike. Nekotoryye perspektivy issledovaniya = Author's cycle in lyrics. In Some perspectives of research. Kormanovskie chtenija (vol. 3, pp. 16-22). Udmurtskij gosudarstvennyj universitet. (In Russ.)

8. Domansky, Y. V. (2000a). Tsiklizatsiya v russkom roke = Cyclization in Russian rock. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst, 3, 99-122. (In Russ.)

9. Fomenko, I. V. (1984). O poetike liricheskogo tsikLa: uchebnoe posobie = On the poetics of the lyrical cycle: a study guide. Kalinin. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Domansky, Y. V. (2000b). Netraditsionnyye sposoby tsiklizatsii v russkom roke = Non-traditional ways of cyclization in Russian rock. Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst, 4, 217-232. (In Russ.)

11. Panchenko, P. V. (2009). Tsiklizatsiya kak priyem sozdaniya khudozhestvennogo yedinstva v knige rasskazov V. Shalamova «Levyy bereg» = Cyclization as a technique for creating artistic unity in the book of stories by V. Shalamov "The Left Bank": abstract of PhD in Philology. Astrakhan. (In Russ.)

12. Verkholomova, E. V. (2009). Problema tsiklizatsii v poezii akmeistov = The problem of cyclization in the poetry of acmeists: abstract of PhD in Philology. Moscow. (In Russ.)

13. Chehunova, O. A. (2012). Tsiklicheskaya struktura poeticheskikh sbornikov Georgiya Ivanova 1930-kh godov kak otrazheniye ekzistentsial'noy kartiny mira = The cyclic structure of the poetic collections of Georgy Ivanov in the 1930s as a reflection of the existential picture of the world: PhD in Philology. Neryungri. (In Russ.)

информация об авторе

Беляева Наталья Павловна

аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, руководитель специальных проектов Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех»

information about the author Belyaeva Natalya Pavlovna

Post-graduate Student, Russian State University for the Humanities,

Head of Special Projects of The national association of assistive technologies industry NAATI

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

12.11.2022 29.11.2022 30.11.2022

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.