Научная статья на тему '"Деклассированным элементам - 1, 2" Янки Дягилевой как дилогия'

"Деклассированным элементам - 1, 2" Янки Дягилевой как дилогия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЛОГИЯ / DILOGY / ВАРИАНТООБРАЗОВАНИЕ / РОК-ПОЭЗИЯ / ROCK POETRY / РУССКИЙ РОК / RUSSIAN ROCK / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / POETRY / FORMATION OF VARIANTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трифонова Мария Александровна

В статье варианты песни Янки Дягилевой «Деклассированным элементам» рассматриваются как дилогия, для чего анализируются циклообразующие связи (как универсальные, так и характерные для микроциклов и рок-альбомов), которые в контексте данной дилогии влияют на интерпретацию, усиливая трагизм и безысходность произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YANKA DYAGILEVA''S SONG "DEKLASSIROVANNYM ELEMENTAM - 1, 2" ("TO DECLASSED ELEMENTS - 1, 2") AS DILOGY

In the article the variations of Yanka Dyagileva’s song «Deklassirovannym elementam 1, 2» («To declassed elements») are considered as dilogy, where cyclic forming links are analyzed (both multipurpose links and characteristics for microcycles and rock albums) with influence on the interpretation in the context of dilogy aggravating the tragedy and despair of the song.

Текст научной работы на тему «"Деклассированным элементам - 1, 2" Янки Дягилевой как дилогия»

УДК 785.161:821.161.1-192(Дягилева Я.) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

М. А. ТРИФОНОВА

Севастополь

«ДЕКЛАССИРОВАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ - 1, 2» ЯНКИ ДЯГИЛЕВОЙ КАК ДИЛОГИЯ

Аннотация. В статье варианты песни Янки Дягилевой «Деклассированным элементам» рассматриваются как дилогия, для чего анализируются циклообразующие связи (как универсальные, так и характерные для микроциклов и рок-альбомов), которые в контексте данной дилогии влияют на интерпретацию, усиливая трагизм и безысходность произведения.

Ключевые слова: дилогия, вариантообразование, рок-поэзия, русский рок, поэтическое творчество.

Сведения об авторе: Трифонова Мария Александровна, студентка филиала МГУ им. М. В. Ломоносова.

Контакты: 299000, г. Севастополь, ул. Героев Севастополя, 7; avonofirth@gmail.com.

M. A. TRIFONOVA

Sevastopol

YANKA DYAGILEVA'S SONG «DEKLASSIROVANNYM ELEMENTAM - 1, 2» («TO DECLASSED ELEMENTS - 1, 2») AS DILOGY

Abstract. In the article the variations of Yanka Dyagileva's song «Deklas-sirovannym elementam - 1, 2» («To declassed elements») are considered as dilogy, where cyclic forming links are analyzed (both multipurpose links and characteristics for microcycles and rock albums) with influence on the interpretation in the context of dilogy aggravating the tragedy and despair of the song. Keywords: dilogy, formation of variants, rock poetry, Russian rock, poetry. About the author: Trifonova Mariya Alexandrovna, student of the Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol.

Песня, включённая в альбом, который современная филология рассматривает как своеобразный аналог лирического цикла, получает дополнительные смыслы, возникающие, в том числе, за счёт ближайшего контекста - «соседней» песни и автометапаратекста, - а также расположения композиции (единственного доступного для лирического цикла - и альбома - композиционного приёма [2]). В этой связи особый интерес представляют две заключительные песни альбома Янки Дягилевой «Не положено» (1988) - «Деклассированным элементам» и «Деклассированным эле-

© Трифонова М. А., 2018

ментам - 2», которые вступают в диалогические и нарративные отношения. Эти варианты следует считать, используя терминологию В. А. Гаври-кова, равноправными, несмотря на (формально) незначительные отличия в звучании: «...как здесь выделить основной вариант, если они синхронны (диахрония выражается только положением в альбоме)?» [3, с. 37]. Происхождение рассматриваемых вариантов неизвестно, более нигде они не встречались [5].

В русском роке, по утверждению Ю. В. Доманского, зачастую отсутствует заглавие у микроциклов. Однако заглавие, как и другие универсальные циклообразующие связи функционирует: «Самым частотным способом объединения песен в дилогии является называние обеих частей одинаково, но с подстановкой в заглавие второй части цифры "2"» [1, с. 239]. Исходя из того, что именно таким образом озаглавлены рассматриваемые варианты, мы можем утверждать, что они объединены в дилогию: внутри макроцикла - альбома «Не положено» - существует миницикл - дилогия «Деклассированным элементам - 1, 2».

Рассмотрим функционирование других циклообразующих связей с точки зрения диалогических и нарративных отношений внутри микроцикла. В дилогиях, как утверждает Я. О. Глембоцкая, «между парой текстов всегда возникают отношения диалога, иногда возникает внутренняя "полемика" между двумя текстами. Возможен и другой вариант: один текст может продолжать другой, и тогда возникает некий элемент нарративно-сти» [4, с. 12], кроме того, что «отношения между составляющими микроцикла могут складываться как взаимоотражение и цитирование» [4, с. 16]. В микроциклах нарративные и диалогические отношения не исключают друг друга, они взаимодействуют между собой, и их корреляция зачастую может определять всю интерпретацию произведения.

Рассматривая универсальные циклообразующие связи (заглавие, композицию, изотопию, пространственно-временной континуум и полиметрию), мы уделим внимание тому, как они влияют на диалогические и нарративные отношения в рассматриваемой дилогии.

Говорить об изотопии в «Деклассированным элементам - 1, 2» представляется нам важным в отношении различия вербальной составляющей, а не её совпадения, так как текст, исключая наращение одной строки, неизменен. Эта наращённая строка («А к восьмому их посмертно примут в комсомол») представляется нам очень значимой, поскольку она расположена в финале второго варианта и, соответственно, дилогии, а также альбома, то есть в сильной позиции текста.

Учитывая отсутствие вербальных разночтений и различий в аранжировке (кроме её удлинения, вызванного наращением), при сравнении вариантов следует придать особое значение длительности звучания клаузул, поскольку они в нескольких случаях различаются за счёт того, что гласные распеваются, что представляется весьма важным. Слова, длительность клаузул которых изменяется, в таком контексте можно считать ключевыми.

Во второй композиции длительность звучания клаузул увеличена в словах «тюрьма», «поворот», «пустота» и уменьшена в слове «век» (кроме этого, в первом варианте в слове «век» и во втором варианте в словах «поворот» и «пустота» клаузулы не только длиннее, но в них также происходит понижение тона). Это актуализирует сему пространства и деактуализирует сему времени, что говорит о снижении процессуальности и, в контексте данного варианта песни, актуализирует значения слова «смерть», которое, согласно толковому словарю Ожегова, означает: «1. Прекращение жизнедеятельности организма и 2. перен. Конец, полное прекращение какой-нибудь деятельности» [6]. Нам подходят оба определения, так как они оба содержат значение «прекращение деятельности», однако, поскольку в других случаях актуализируемая сема применяется только по отношению к одушевленным существам, мы обратим внимание на первое значение, которое актуализируется и за счёт наращённой строки: «А к восьмому их посмертно примут в комсомол», - клаузула которой самая длинная в обоих вариантах.

Композиционное расположение песни является наиболее декларативным: оба варианта находятся в одном альбоме и следуют друг за другом (возможны и другие способы расположения: композиции могут находиться в разных альбомах; у автора может не быть альбома как жанрового образования; песни могут находиться в одном альбоме, но не следовать друг за другом) [1]. Такая структура, за счёт демонстрации авторской установки на циклизацию, усиливает и другие циклообразующие связи. Основываясь на анализе клаузул, мы можем утверждать, что варианты вступают в характерные для микроциклов диалогические отношения: значения первого варианта усиливаются во втором.

Композиция в рок-дилогиях, входящих в альбомы, двухуровневая, поэтому также важен и контекст альбома. Предшествующей композицией является «Медведь выходит», в которой описывается травля медведя собаками, однако он не умирает и «выходит на охоту душить собак». Следующая песня, «Деклассированным элементам», уже содержит в себе значение «смерть» («их посмертно примут в комсомол», «труп веков», «мёртвая стужа»), которое также актуализируется в финальной композиции на уровне изотопии через вариативность исполнительского сверхтекста (растягивание клаузул): длительность клаузул увеличивается в словах с семантикой пространства и уменьшается в слове с семантикой времени, что влечёт за собой снижение процессуальности композиции и, как следствие, актуализирует значение «смерть». Можно говорить о градации актуальности этой семы в двух вариантах, которая достигает максимальной значимости в последней, наращённой строке, что актуализирует диалогические отношения между песнями. Двукратное повторение анализируемой песни в конце альбома актуализирует его трагическое звучание.

Важной циклообразующей связью является и пространственно-временной континуум. Перед «Деклассированным элементам - 2» звучит автометапаратекст «раз-раз, давай», который можно интерпретировать как пробу микрофона при записи песни. Ю. В. Доманский отмечает «важность

58

такого элемента дилогии, <.> как граница между частями, которая является формальным и содержательным центром микроцикла, а пограничные компоненты (последняя строка первой части, интонационная или графическая пауза, заглавие и первая строка второй части) получают особый смысл» [1, с. 249]. Таким образом, повышается значимость данного авто-метапаратекста. Пробы микрофона не должно быть в чистовом варианте студийной записи, из чего можно заключить, что последняя песня является черновым вариантом, тем не менее, включённым в состав альбома; следовательно, хронология данной дилогии реверсивна. Кроме того, данный автометапаратекст позволяет интерпретировать второй вариант как концертный - проверка микрофона может также осуществляться перед выступлением. При такой интерпретации, от менее трагичного варианта Янка возвращается к композиции с актуализированным значением смерти либо выбирает именно её (при наличии альтернативы) для выступления, что в ещё большей степени усиливает безысходность: даже после временного отказа от предельно мрачного мировидения Янка вынуждена вернуться к нему или именно его она предлагает реципиенту как концертный. В такой трактовке варианты вступают в диалогические отношения.

Заглавие альбома коррелирует с текстом дилогии: отсутствие принадлежности к социальному классу «не положено» и влечёт за собой наказание, деклассированным элементам «по первому, по классу надо выдать всё». «Не положено» и «надо выдать всё» - безличные формы, обозначающие безличное же государство и его отношение к деклассированным элементам.

В рок-альбоме циклообразующими функциями может обладать исполнительский сверхтекст. В рассматриваемом микроцикле отметим его минимальные изменения, разумеется, учитывая, что два абсолютно одинаковых исполнения не возможны. Общность исполнения подчёркивается также и за счёт характерного распевания клаузул в словах «век», «дыра», «тюрьма» в первом варианте и в словах «поворот», «пустота», «вожди», «тюрьма», «комсомол» во втором, оно выполняет циклообразующую функцию.

Минимальные изменения вербальной, музыкальной и акционной составляющих в вариантах дилогии следует считать минус-приёмом, поскольку сам факт существования варианта предполагает различия. Вместе с тем можно говорить и о корреляции формы и содержания: отсутствие во втором исполнении ожидаемых изменений создаёт художественный мир, в котором ничто не меняется, что увеличивает трагическое звучание песни.

Рассмотрим остальные альбомные варианты данной композиции: в альбоме «Деклассированным элементам» (1988, исполнитель - «Янка и Великие Октябри») также содержатся два варианта этой песни, в альбомах «Продано!» (1989) и «Домой!» (1989) - по одному. Прежде всего, отметим, что, в отличие от рассматриваемой нами дилогии, в данных вариантах изменяются аранжировки (а именно - темп, техника звукоизвлечения, а также количество инструментов, участвующих в записи), что подчёркивает значимость отсутствия изменений в аранжировке вариантов альбома «Не положено». Вербальная составляющая данных композиций идентична (в

59

отличие от «Деклассированным элементам» в «Не положено», после каждого катрена распевается гласная «а» (за исключением трёх случаев, когда распеваются звуки «о» и «м»)), наращений нет, все клаузулы распеваются, что также акцентирует значимость вышеперечисленных изменений в рассматриваемой дилогии. Декларативность «соседнего» расположения композиций в «Не положено» подчёркивается тем, что в альбоме «Деклассированным элементам» варианты песни отстоят друг от друга, они разделены четырьмя песнями. Значимым также представляется то, что во всех других вариантах композиции присутствует двуголосие (Янка Дягилева и Егор Ле-тов, кроме второго варианта альбома «Деклассированным элементам», где обе партии исполняются Янкой), что, в свою очередь, усиливает трагизм рассматриваемой дилогии, поскольку в данном контексте подчёркивает одиночество лирической героини. Художественные функции циклообразующих связей дилогии «Деклассированным элементам» альбома «Не положено» актуализируются на фоне других вариантов данной композиции.

Рассматривая дилогию «Деклассированным элементам - 1, 2» с позиции характерных для микроциклов циклообразующих связей, мы можем утверждать, что на диалогичное взаимодействие указывают изотопия (а именно актуализация значения «смерть»), композиция на уровне альбома и на уровне дилогии, пространственно-временной континуум (реверсивная хронология) и минус-приём (функционирующий как циклообразующая связь), поскольку изменения представляются тем более значимыми, чем меньше их внесено. Это, в свою очередь, так же усиливает трагичность и безысходность дилогии. Нарративные отношения, обусловленные заглавием дилогии и заглавием альбома, пространственно-временным континуумом и минус-приёмом, заключающимся в минимальном изменении вербальной, музыкальной и акционной составляющих, усиливают трагичность и безысходность дилогии, поскольку подчёркивают отсутствие изменений и цикличность происходящего.

Все рассмотренные циклообразующие связи, как универсальные, так и характерные для рок-альбомов и микроциклов (которые приобретают еще большую значимость при сравнении данной дилогии с другими вариантами композиции), выполняют функцию актуализации трагических мотивов дилогии «Деклассированным элементам - 1, 2», причём немаловажную роль здесь играют возможности рок-альбома и синтетического текста - корреляция исполнительского сверхтекста и изотопии, композиция альбома, - а также минус-приём - отсутствие ожидаемых изменений во втором варианте.

Литература

1. Доманский Ю. В. Микроциклы в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. - С. 237-252.

2. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 3. - С. 99-122.

60

3. Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва [Текст] / В. А. Гавриков. - Брянск: Типография «Ладомир», 2007. - 292 с.

4 Глембоцкая Я. О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии XX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Глембоцкая Я. О. - Новосибирск, 1999. - 12 с.

5. ГрОб-хроники. Янка - Не положено [Электронный ресурс] / ГрОб-хроники: сайт. - 2009. - Режим доступа: http://grob-hroniki.org/music/ еуо1и1юп/а1Ь_уа_перо.Ыш1#а1Ь_ге1 (дата обращения: 11.05.2018).

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Энциклопедии и Словари на Alcala.ru: сайт. - Режим доступа: http://alcala.ru/slovar-ozhegova/s1ovar-S/64160.shtm1 (дата обращения: 22.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.