Научная статья на тему 'Современные подходы к содержанию иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях'

Современные подходы к содержанию иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / CONTENTS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / HIGHER MILITARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / GLOBALIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнёва Наталья Евгеньевна

В статье проанализированы современные подходы к содержанию иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях. Подчёркнута необходимость отражать изменения в требованиях к иноязычному образованию, связанные с процессами глобализации, интеграции и технологизации всех сфер деятельности в обществе, включая военную, в содержании иноязычного образования, его коммуникативном и социокультурном компонентах с целью модернизации иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнёва Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches content foreign language education in the higher military educational institutions

The article analyzes the modern approaches to the contents of the foreign language education for higher military educational establishments. The importance of reflecting the changes in requirements to the foreign language education due to the processes of globalization, integration and technologization of all spheres of activity in the society, including the military one, in the content of the foreign language education, its communicative and sociocultural components aimed at modernization of the foreign language education in the higer military establishments is underlined.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к содержанию иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях»

ходимость разработки методики преподавания иностранного языка в рамках самостоятельной подготовки.

Ключевые слова: дистанционные технологии, методика, иностранный язык, самостоятельная работа, личностно-ориентиро-ванный подход.

SUMMARY

This article examines theoretical approaches to the implementation of distance learning technologies in studying a foreign language for students of non-linguistic universities and proves the necessity of developing methods of teaching foreign language in the framework of the self-study.

Key words/distance technologies, foreign language, independent work, student-oriented approach.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева Е. И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 2. -С. 23-24.

2. Мекеко Н. М. Обучение английскому языку слушателей заочного отделения (методологические проблемы). - М.: АЭБ МВД России, 2008. - 110 с.

3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Дистанционное образование. - 1998. - № 1. - С. 78.

Н. Е. Селезнёва

УДК 37.013

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

азвитие военного сотрудничества с зарубежными странами, связанного с преодолением кризисних ситуаций, интенсификация обмена специализированной военно-технической информацией, организация и проведение совместных учений и маневров, участие в миротворческих операциях, партнёрство в подготовке военных кадров порождают потребность в офицерах и специалистах, свободно владеющих иностранными языками.

В связи с этим в российских военно-учебных заведениях происходят значительные изменения с целью создания условий подготовки компетентного специалиста, способного активно участвовать в мероприятиях международного сотрудничества. В военно-учебных заведениях с 2011-2012 учебного года обучение стало проводиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам, в основу которых положен компетентностный подход к подготовке слушателей и курсантов. Он предполагает развитие у обучающихся способности ориентироваться в целом ряде сложных и непредсказуемых ситуаций, представлять последствия своей деятельности, а также нести за них ответственность.

В федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) закреплено требование о подготовке специалистов военно-технического профиля, которые способны решать на

международном уровне широкии круг задач по видам профессиональной деятельности [9]. Однако существующая в настоящее время в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) организация обучения курсантов и слушателей иностранным языкам, а также уровень сформированности их профессионально-коммуникативной компетентности не в полной мере отвечает современным требованиям. Эти факторы свидетельствуют о необходимости поиска путей модернизации системы иноязычного образования будущих специалистов военного профиля и формирования у них готовности к иноязычной коммуникации на международном уровне.

Таким образом, в данном контексте является необходимым всесторонне изучить современные подходы к содержанию иноязычного образования и определить оптимальные пути их применения для оптимизации процесса иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях Российской Федерации.

В различных трудах отечественных и зарубежных учёных актуализованы различные аспекты иноязычного образования. Общие вопросы теории и практики иноязычного образования в отечественной педагогике широко освещены в работах Е. Пас-сова, М. Ветчиновой, Е. Ковалевой и др. Большое значение для исследуемой проблемы имеют труды Е. Зиминой, О. Парахина в области языковой подготовки курсантов военно-морских высших учебных заведений, М. Рябовой в вопросе дополнительного лингвистического образования в военном вузе.

Вопросы эффективности, особенностей развития и функционирования иноязычного образования в контексте современных подходов к преподаванию иностранных языков в европейских странах рассматриваются в работах таких украинских исследователей, как О. Бочарова, В. Гаманюк, Т. Годованец, Л. Гульпа, О. Ильина, О. Кузнецова и М. Тадеева.

Значительный вклад в изучение содержания иноязычного образования внесли

исследования отечественных и зарубежных учёных в сфере коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку (А. Закота, М. Замятина, П. Вишневский, О. Кучерук, Г. Китайгородская, Е. Пассов и др.), формирования иноязычной языковой, речевой и коммуникативной профессиональных компетенций (В. Борисенко, Т. Ганни-ченко, О. Конотоп, О. Петрушенко, Т. Рукас и др.), лингвокульторологии (В. Гак, Е. Тарасов), содержания профессионально направленного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе (Т. Змеева, М. Озерова, Е. Орлова).

Значимыми можно считать результаты исследований в области иноязычного образования зарубежных учёных: дидактические и методические принципы преподавания языка (Д. Гармер); суть мультинациональ-ного компонента „lingua franca" в системе иноязычного образования (М. Клейн, А. Фирс и др.); принципы межкультурного воспитания личности (С. Кленз, Д. Рослер); развитие навыков и умений критического мышления и креативного общения на уроках иностранного языка (Л. Резник, Л. Клопфер и др).

Сегодня, когда не утихают споры о реформировании российского образования, и педагогическая наука разрабатывает новые подходы к обучению иностранным языкам, определяет новые позиции и рубежи, главное слово, конечно же, за преподавателем, кото-р ый должен находиться в постоянном поиске новых решений тех проблем, которые ставит перед ним жизнь. Проблем в иноязычном образовании накопилось много. На современном этапе развития иноязычного образования приоритетными должны стать повышение качества иноязычного образования в военно-учебных заведениях; улучшение процесса мониторинга иноязычного образования на национальном и международном уровне, реформирование системы иноязычного образования в соответствии с потребностью обеспечения беспрерывного характера данного образования; расширение международного сотрудничества и использование лучшего

отечественного и зарубежного опыта в сфере иноязычного образования с целью подготовки военных специалистов, способных к самообразованию, профессиональному росту и личному развитию в условиях технологического прогресса с целью достижения международных стандартов профессионального общения во время проведения совместных многонациональных миротворческих операций и международных учений.

Принимая во внимание экономические, социальные, политические изменения в сфере военного образования, сегодня крайне актуальным становится вопрос модернизации содержания иноязычного образования будущих военных специалистов и усовершенствования его научной базы. Постановка новых целей и задач обучения, отвечающих необходимости развития у студентов, курсантов и слушателей способности использовать язык как инструмент общения в контексте диалога культур в наибольшей степени соответствует требованиям развития общества на современном этапе.

В связи с активным развитием в XX-XXI веках процессов глобализации и всемирной и европейской интеграции существенно изменялось и отношение к изучению иностранных языков, его содержанию, а также непосредственно к толкованию понятий „обучение иностранным языкам", „иноязычная подготовка", „иноязычное образование", которые зачастую использовались как синонимичные, хотя анализ методической, психологической и педагогической литературы показывает, что понятие иноязычного образования значительно объёмнее. Оно охватывает не только процесс обучения, учения, овладения практическими навыками владения иностранным языком для достижения практической цели иноязычного общения, но и воспитание, развитие личности, готовой к осуществлению познавательной, мыслительной, творческой деятельности, к дальнейшему самообразованию в различных областях знания с помощью иностранных языков [2; 3; 4].

Исходя из определения понятия иноязычного образования, его целей и компонентов, а также проанализировав справочную и научно-методическую литературу, представляется целесообразным рассматривать содержание иноязычного образования как адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества; систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми обучающимся необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка [7; 8].

Как утверждает В. Асаева, исследуя философские аспекты модернизации образования в свете процессов глобализации и интеграции, „иноязычное образование получает всё больше популярности потому, что оно является тем связующим элементом общего образования человечества, которым можно овладеть в процессе коммуникации в культурологическом, психологическом, педагогическом и социальном аспекте" [1, с. 65]. Кроме того, язык необходимо рассматривать как важное средство межкультурного общения.

Таким образом, основными аспектами иноязычного образования являются познавательный или социокультурный (познание иностранной культуры и языка как её компонента, обучение межкультурному иноязычному общению в контексте диалога культур), развивающий (развитие всевозможных способностей и речемыслительных механизмов), воспитательный (воспитание нравственных качеств личности) и учебный (овладение умениями говорить, читать, писать, слушать на иностранном языке), а основными целями иноязычного образования - формирование у слушателей и курсантов коммуникативной и социокультурной компетенций.

Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку содержат все национальные программы европейских стран. Однако этот компонент, как считает О. Коваленко, „даётся ограниченно, без учёта требований времени и новых тенденций развития, поскольку программам всегда присущ определённый консерватизм" [5, с. 4]. В связи с этим необходимо системно и последовательно учитывать этот фактор при составлении учебных программ и планов, включая в программу изучения предметов „Иностранный язык" и „Иностранный язык профессиональной направленности" не просто страноведческую и лингвострановедче-скую тематику и материалы, но и специфические социокультурные компоненты военной и профессиональной деятельности будущих военных специалистов.

Не следует также забывать и о развивающем аспекте иноязычного образования, важность которого подчёркивают как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Известный американский психолог Х. Гарднер выделяет когнитивные способности человека XX века, которые помогут ему выжить и самоактуализоваться в информационном обществе: дисциплинарный разум, то есть способность овладеть базовыми науками и, по крайней мере, одной профессией; синтезирующий разум - способность интегрировать идеи из разных предметов или сфер в единое целое, а также донести созданное до других; креативный разум - способность находить новые проблемы, вопросы, явления и решить или объяснять их; уважительный разум -осознание и уважение к различиям между людьми; этичный разум, обеспечивающий выполнение обязанностей работника и гражданина [10].

Рассматривая идею развития интеллектуальных умений как самую главную цель образования, Резник и Клопфер выдвинули призыв к реформированию образовательных программ, в основе которого был переход на учебный план на основе обучения мышлению (Thinking Curriculum).

Основные положения их научной разработки заключались в том, что педагоги должны прийти к осознанию того, что любое настоящее обучение неотделимо от умения мыслить; мыслительным умениям можно обучить и им можно научиться; необходимо провести определённую работу по внесению последовательных изменений с тем, чтобы идея целенаправленного обучения мышлению получила распространение во всех звеньях образовательной системы. Наряду с предметным и ценностным аспектами обучение приёмам мышления причислено в системе образовательных учреждений Америки к функциональным компонентам содержания обучения. Эти три составляющие неотделимы друг от друга: развитие одного аспекта поддерживает или ведёт к развитию другого, поэтому специалистам в области преподавания иностранных языков предписывается сознательно планировать предметно-содержательный, лингвистический и когнитивный компоненты [11].

Следует учитывать, что при обучении иностранным языкам важна способность привлечения будущего пользователя языка к познавательной и творческой деятельности, необходимо понимание новых целей и функций иноязычного образования. Исходя из этого, самым важным условием в эффективном составлении учебного плана и учебного процесса нашего времени является учёт таких компонентов, которые не только соответствуют целям обучения, но и побуждают к изучению иностранных языков.

Содержание иноязычного образования определяется целями иноязычного образования, которые в общей формулировке определены в ФГОСах по различным профилям, поэтому учебная программа по дисциплине должна включать все предусмотренные стандартами компоненты в формате, ограниченном коммуникативными потребностями профессиональной деятельности. Основное внимание отводится материалам, относящимся к профессиональной сфере, а некоторое время посвящается основным коммуникатив-

ным ситуациям неофициального и официального общения. Так, например, в Черноморском Высшем военно-морском училище им. П. С. Нахимова дисциплина „Иностранный язык" изучается с первого по пятый курс по четырём специальностям, и с первого же курса наряду с тематикой бытового общения вводятся и материалы общепрофессионального характера, а с третьего курса начинается обучение специализированной узкопрофессиональной тематике по специальности.

М. В. Озерова в своей статье подчёркивает, что дидактический потенциал иноязычного образования в неязыковом вузе определяется рационально отобранным и организованным содержанием и принципами его использования.

Оно должно включать „конкретные сферы, ситуации и темы общения, тексты, языковые и страноведческие знания, иноязычные навыки и умения речевого общения, коммуникативные и интеллектуальные умения" [6, с. 24]. Основными же критериями отбора тематического содержания иноязычного образования предлагается считать частотность и профессиональную значимость тем обучения.

В современной научно-методической литературе широко обсуждается проблема отбора содержания иноязычного образования для военно-учебных заведений в условиях глобализации, интеграции, технологизации и информатизации современного общества. Данный вопрос рассматривается с точки зрения антропологического, социокультурного, компетентностного, синергетического, лингвокультурного, личностно-ориентиро-ванного и других подходов, существующих на настоящий момент в педагогической науке. Несомненно, что все они вносят свой вклад в решение проблемы модернизации содержания иноязычного образования, однако перспективным нам видится использование наиболее конструктивного в каждом из подходов.

В условиях инновационных изменений в обществе всё больше получает развитие

инновационная парадигма образования, которая не противопоставляет, а объединяет различные подходы и системы образования.

Таким образом, в современных условиях при определении содержания иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях необходимо интенсивно использовать последние достижения в области педагогики, психологии, филологии и философии, а также передовые идеи зарубежных педагогов с целью повышения качества обучения иностранному языку и в целом модернизации иноязычного образования.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы современные подходы к содержанию иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях. Подчёркнута необходимость отражать изменения в требованиях к иноязычному образованию, связанные с процессами глобализации, интеграции и технологизации всех сфер деятельности в обществе, включая военную, в содержании иноязычного образования, его коммуникативном и социокультурном компонентах с целью модернизации иноязычного образования в высших военно-учебных заведениях РФ.

Ключевые слова: содержание иноязычного образования, модернизация образования, высшие военно-учебные заведения, глобализация, интеграция.

SUMMARY

The article analyzes the modern approaches to the contents of the foreign language education for higher military educational establishments. The importance of reflecting the changes in requirements to the foreign language education due to the processes of globalization, integration and technologization of all spheres of activity in the society, including the military one, in the content of the foreign language education, its communicative and sociocultural components aimed at modernization of the foreign language education in the higer military establishments is underlined.

Key words: contents of foreign language education, modernization of education,

higher military educational establishments, globalization, integration.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаева В. В. Фiлософiя модертзацц mobhoï нацiональноï освгга // Фiлософiя rpaHi. - 2012. - № 12 (92). - С. 64-67.

2. Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 2009. - 50 с.

3. Гульпа Л. Ю. Тенденции развития иноязычного образования в средних учебных заведениях Венгерской Республики: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Ивано-Франковск, 2007. - 20 с.

4. Ковалёва Е. А. Становление и развитие иноязычного образования в отечественной гимназии XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 21 с.

5. Коваленко О. Пвдготувати до життя (Модершзащя системи iншомовноï освгга в Украш) // 1ноземш мови в навчальних закладах. - 2003. - № 1. - С. 11-21.

6. Озерова М. В. Содержание профессионально направленного обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. - М., 2000. - 454 с.

7. Пассов Е. И. Иноязычное образование как условие развития цивилизации и культуры [Электронный ресурс]: материалы I Конгресса „Северная цивилизация, становление, проблемы, перспективы", 2004. -№ 3a. URL: http://journal.60parallel.org/ru/ journal/2004/11 .html.

8. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. - М.: „Большая Российская Энциклопедия", 1993.

9. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [Электронный ресурс]. URL : http ://www. edu.ru/db/portal/spe/archiv_ne w.htm.

10. Gardener H. Five minds for the future. -Boston, Massachusetts: Harvard Business School Press, 2007. - 196 p.

11. Resnick L., Klopfer L. Toward the thinking curriculum: An overview. In L. Resnick, L. Klopfer (Eds.), Toward the thinking curriculum: Current cognitive research. - Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1988. pp.1-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.