Health Care Reforms
Реформы здравоохранения
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 614.2+658.511+005
Бравве Ю. И.1, Щепин В. О.2, Толстова К. С. 1, Латуха О. А.1
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕЙТИНГУ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
'ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 630091, г. Новосибирск; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,
г. Москва
В статье проанализированы современные подходы к рейтингу медицинских организаций по данным отечественной и зарубежной литературы, выявлены группы показателей, отвечающих за эффективность работы учреждений здравоохранения с точки зрения потребителей медицинских услуг и государственных органов управления здравоохранением.
В изученных источниках литературы рейтинговые оценки учитывают эффективность отдельных процессов, а не организации в целом, что послужило основанием к проведению научного поиска системы оценки, способной отразить результативность работы медицинской организации, способствующей ее устойчивому развитию. С 2012—2018 гг. в Новосибирском государственном медицинском университете было проведено исследование потенциала устойчивости развития учреждений здравоохранения: на основе нормативно-правового анализа, социологического и экспертного исследования мнений руководителей выделены ключевые направления деятельности, способствующие повышению эффективности работы медицинских организаций. В статье представлен авторский подход к сравнительной оценке учреждений здравоохранения, оказывающих разные виды помощи населению на основе концепции устойчивого развития с использованием метода анализа иерархий Т. Л. Саати.
Стратегия устойчивого развития предполагает достижение долгосрочных целей медицинской организации, среди которых не только показатели удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи и создание безопасной среды для их пребывания в учреждении здравоохранения, но и оптимизация всех процессов, рациональное ресурсное обеспечение, проведение мониторинга и анализа внутренней среды организации для непрерывного совершенствования работы, обучения персонала, внедрения организационных инноваций.
Авторами отмечено, что медицинские организации, реализующие в своей работе стратегию устойчивого развития, демонстрировали лучшие результаты в таких направлениях деятельности, как управление ресурсным обеспечением, повышение удовлетворенности потребителей качеством и безопасностью медицинской помощи, оптимизация процессов для повышения количества пролеченных пациентов. Таким образом, учреждения здравоохранения, имеющие четкий план действий и набор управленческих практик по достижению долгосрочных целей, приобретают способность к улучшению медико-социальных показателей, и, как следствие, показателей здоровья населения.
Ключевые слова: устойчивое развитие медицинской организации; рейтинговая оценка; стратегия; ключевые показатели деятельности.
Для цитирования: Щепин В. О., Бравве Ю. И., Толстова К. С., Латуха О. А. Современные подходы к рейтингу медицинских организаций на основе стратегии устойчивого развития учреждения здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(1):116—122. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-116-122
Для корреспонденции: Латуха Ольга Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, е-mail: latucha@mail.ru
Bravve Yu. I.1, Shchepin V. O.2, Tolstova K. S.1, Latukha O. A.1 THE MODERN APPROACHES TO RATING OF MEDICAL ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HEALTH CARE INSTITUTION
1The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Novosibirsk State Medical University" of
Minzdrav of Russia, 630091, Novosibirsk, Russia;
2N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia
The article analyzes modern approaches to medical organizations rating based on national and foreign literature, The groups of indices that are responsible for effectiveness of medical organizations from point of view of consumers of medical services and health care administration are established.
According analyzed publications, rating values consider effectiveness of single processes rather than organization in whole. This served as a basis for scientific search of evaluation system that can reflect performance of medical organization contributing to its sustainable development. In 2012—2018, the Novosibirsk State Medical University carried out a study of potential of sustainable development of health care organizations. On the basis of legal analysis, sociological and expert research of opinions of administrators the key directions of activity contributing to improving efficiency of medical organizations functioning were identified.
The article presents original approach to comparative assessment of health care organizations providing different types of medical care to population based on concept of sustainable development using the T. L. Saati hierarchy analysis methodology.
Реформы здравоохранения
The strategy of sustainable development supposes achievement of long-term goals of medical organizations, including not only indices of patient satisfaction with quality of medical care and organization of safe environment for their stay in health care facility, but also optimization of all processes, rational resource support, monitoring and analysis of internal environment of organization for continuous activity improvement, staff training, implementation of organizational innovations, etc.
It is established that medical organizations implementing strategy of sustainable development demonstrated the best results in resource management, increasing of consumer satisfaction with quality and safety of medical care, optimization of processes to increase the number of treated patients, etc. Thus, health care institutions with clear-cut plan of actions and set of management practices to achieve long-term goals acquire ability to improve medical social indices and, as a result, population health indices.
Keywords: health care; sustainable development; medical organization; rating assessment; strategy; indicator.
For citation: Bravve Yu. I., Shchepin V. O., Tolstova K. S., Latukha O. A. The modern approaches to rating of medical organizations on the basis of strategy of sustainable development of health care institution. Problemi socialnoi gigieni, zdra-vookhranenia i istorii meditsini. 2022;30(1):116—122 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-116-122
For correspondence: Latukha O. A., candidate of economical sciences, associate professor of the Chair of Health Care Organization and Public Health of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Novosibirsk State Medical University" of Minzdrav of Russia. e-mail: latucha@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 18.04.2021 Accepted 26.06.2021
Введение
В настоящее время в здравоохранении активно обсуждаются вопросы повышения эффективности работы медицинских организаций для реализации национального проекта «Здравоохранение» и достижения целевых показателей общественного здоровья, влияющих на среднюю продолжительность предстоящей жизни [1, 2].
В отрасли здравоохранения государственное финансирование преобразовывается в показатели общественного здоровья путем организации доступности и преемственности оказания медицинской помощи, а также эффективной работы медицинских организаций (рис. 1) [3].
В нашем исследовании проанализированы существующие подходы к рейтинговой оценке эффективности деятельности медицинских организаций
на основе данных отечественной и зарубежной литературы.
Изучалась возможность оценить результативность внутренних процессов учреждений здравоохранения не только с позиции качества и доступности медицинской помощи для пациента, но и способности медицинской организации достигать долгосрочных целей устойчивого развития.
В отечественной и зарубежной литературе представлены подходы к рейтинговой оценке деятельности медицинских организаций на основе показателей:
— качества оказания медицинской помощи (доступное объяснение врачом рекомендаций и назначений, наличие осложнений после хирургических вмешательств и др.) [4—15];
— мониторинга и анализа эффективности затрат [1, 7, 8, 14, 16—20];
Щ ^
Экономические показатели
(Объем государственного финансирования)
L. i
Медико-социальные показатели
(уровень удовлетворенности пациентов, качество оказания медицинской помощи и др.)
Г Л
Показатели здоровья населения
(заболеваемость, инвалидность, смертность, рождаемость и др,[
Рис. 1. Процесс преобразования различных групп показателей, характеризующих работу системы здравоохранения.
Health Care Reforms
Устойчивое развитие медицинской организации
Стратегия и политика < ► Менеджмент устой чистого развит и л
Материалы и методы
Менеджмент Менеджмент
ресурсов процессов
Мониторинг, измерение, анализ и изучение
Улучшение, инновации и обучение
Рис. 2. Управленческие подходы к устойчивому развитию медицинской организации
(авторский подход).
— безопасности оказания медицинской помощи [7—9, 12, 14, 17, 21];
— удовлетворенности пациентов сервисными услугами (комфортные условия пребывания в стационаре, вежливый персонал и др.) [8—13 , 22];
— инфекционной безопасности (например, количество случаев инфекционных осложнений после хирургических вмешательств) [9—12];
— качества оформления медицинской документации [14];
— ресурсного обеспечения медицинской организации (кадровый состав, наличие лечебно-диагностического оборудования и др.) [12—14, 17, 23, 24].
Проанализированные показатели рейтингов медицинских организаций лишь частично дают представление о способности учреждения здравоохранения достигать поставленных долгосрочных целей.
В основном в рейтингах применяются критерии, важные для потребителей медицинских услуг: измеряются структурное качество и мнение пациентов, основанное на субъективном представлении о комфортности пребывания в медицинской организации.
Однако для решения поставленных стратегических задач развития здравоохранения нужно не только иметь необходимое оборудование и квалифицированный персонал, но и максимально эффективно выстраивать процессы, чтобы оказывать медицинскую помощь высокого качества большему количеству пациентов [14, 25—27].
Подобно тому, как врач лечит не болезнь, а больного, так и руководитель медицинской организации должен ориентироваться в своей работе не только на отдельно взятые показатели (жалобы пациентов, замечания контрольных органов, показатели выполнения государственного задания), но и на эффективность медицинских и вспомогательных процессов, которые отражаются на достижении долгосрочных целей медицинской организации в целом [25—27]. В настоящее время в доступных нам источниках литературы подходы к оценке деятельности учреждения здравоохранения как целостной системы не представлены.
В работе использовалась авторская методика интегральной оценки потенциала устойчивости развития учреждений здравоохранения, основанная на методе анализа иерархий Т. Л. Саа-ти и концепции устойчивого развития стандарта ISO 9004, а также данные анализа нормативно-правовой базы, социологического исследования, экспертного опроса руководителей, организационно-функциональное моделирование и методы научного анализа. Объем выборочной совокупности соответствует исследованию повышенной точности (t=2,5; q=0,98).
Результаты исследования
Исследование показало, что эффективность работы учреждения здравоохранения достигается комбинацией управленческих подходов к решению текущих и долгосрочных задач, поставленных перед организацией (рис. 2).
Для определения эффективности управленческих подходов к достижению долгосрочных целей организации на основе более 550 показателей была разработана методика интегральной оценки потенциала устойчивости развития учреждения здравоохранения с использованием метода анализа иерархий Т. Л. Саати и концепции устойчивого развития стандарта ISO 9004 (рис. 3).
Под устойчивым развитием медицинской организации понимается модель управления, направленная на достижение долгосрочных целей с учетом предупреждения рисков, внедрения организационных изменений и эффективного использования ресурсного обеспечения.
Метод анализа иерархий Т. Л. Саати позволяет оценивать систему управления медицинской организацией в диапазоне от 0 до 1 по каждому направлению и в целом по организации.
Перевод субъективного мнения в объективные математические данные дает возможность сравнительного анализа аналогичных видов деятельности в разных организациях, что существенно повышает сопоставимость полученных данных.
Сравнительный анализ устойчивости развития медицинских организаций проводился в три этапа:
— первый этап — определение базового уровня устойчивости на основе нормативных требований (2012—2016);
— второй этап — определение усредненного профиля устойчивости медицинских организаций в нашей стране (2012—2016);
— третий этап — рейтинговая оценка уровня устойчивости учреждений здравоохранения, оказывающих разные виды медицинской помощи населению в 2018 г.
Реформы здравоохранения
1, Менеджмент для достижения устойчивою успеха организации
1. Стадия развития системы менеджмента организации.
2. Устойчивый ^спех организации:
планирование деятельности организации; динамика токазателей эффективности деятельности организации.
3. Среда организации. 1
Заинтересованные стороны.
Устойчивое развитие организации
2.Стра поли егия и пика
Выработка стратегии а политики:
процесс планирования :тратегии и политики; стратегия и политика базируются на среды организации; результаты реализации стратегии и политики.
2. Развертывание стратегии и политики:
процесс реализации лратегии;
анэлизэффектиености и эезультэтивности развертывания стратегии 1 политики.
3. Передача
1н формации о стратегии \ политике.
3. Менеджмент ресурсов
.П панировал не иашип ресурсного »беспечения:
планирован № ре-ьуюнхо обедаччемя: а-ап/з ресурс-это обез:еие>-ля. !. Оинансовые ресурсы ^праЕле няеФ ккднаоеой ¡еятелыносгыо;
плз н/рован ге ф /ланооьк ресуэсо-ь, анал/а ф кнансовой деятели* ост*. . Работниш организации: связь кадровой голю/с со страте г/е/; под гото вса кздро в,
петент ность сот редкую в; обуен инфорчзцгей с г-ерсдааяоу. |. П Зртн еры и л оста вши «и содействие партнеров* гостаВЩУСОВ :остп*4н*ю стрзт«у.-е;е»с цел*? зрпмижрм;
оби^н гнфориацгей с пдоьграи* и >. Инфрк тру «тура:
ПЛ)НУрОШм»Ч П0Тр€$кССТ* «
структуре: гнфрэстру*турэ епоообгтеует :остк<енло стрэтел^-ессюс челе*. 1. Производственная среда. '.Знания,информации и технологии: уеьедхуент знану-й, ухфориа^н н ехнопопгй; обч-ен амфору а ц/ей. ¡. Природные ресурсы: уенеяхтент при родных ресурсов; опт* угз ацга кспользовз* га природ»-«* «сурсов.
4. РЛенедиадент процессов
1. Планирование и /правление процесс шли: процесс менеджмента; планирование процессов; ре зуп ьт зт и вн ост ь процессов; эффективность процессов. 2 Ответственность и полномочия, связанны ее процессами.
5. Мониторинг,измерение, анализ и изучение
1. мониторинг:
управление мониторингом; у ревень информации для лониторинга;
источники информации для лониторинга.
2. Измерение: ключевые показатели
деятельности; внутренние аудиты; самооценка; бенчмарки нг.
3. Анализ:
уровни анализа данных; летоды анализа данных; управление анализом данных; резупьтат анализа. Изучение информации, полученной в результате л они тори н га, измерения и анализа
процесс изучения информации; методика и учения информации; - резупьтат изучения информации,
6, Улучшения, инновации и обучение
. Улучшения: управление улучшениями; результат улучшений; нетодика улучшений.
2. Инновации: инновационный
1роцесс;
• результат внедрения инноваций; ■ степень внедрения шноваций.
3. Обучение: процесс обучения; методика обучения; результат обучения.
Направления деятельности по устойчивому развитию организации
Рис. 3. Ключевые направления оценки устойчивого развития медицинской организации (авторский подход).
На первом этапе был проведен анализ более чем 350 нормативных актов, регламентирующих деятельность учреждения здравоохранения, и определен базовый уровень устойчивости развития медицинской организации, в результате чего определен интегральный показатель устойчивости, равный 0,0790, что составляет 7,9% от максимального значения показателя.
На втором этапе методом социологического опроса 625 руководителей медицинских учреждений разной формы собственности был получен усредненный профиль устойчивости, который оказался выше нормативного в 2,19 раза и составил 17,3% максимального значения показателя (рис. 4).
По мнению респондентов, устойчивое развитие медицинской организации достигается системным подходом к управлению, интеграцией с основными участниками рынка медицинских услуг, синхронизацией всех основных и вспомогательных процессов, повышением качества и безопасности деятельности, эффективным использованием ресурсного обеспечения, непрерывным обучением кадров на основе мониторинга и сравнительного анализа деятельности, внедрением организаци-
онных улучшений в соответствии с долгосрочной целью развития, заявленной в стратегии.
В 2018 г. проведена апробация методики оценки потенциала устойчивости развития медицинской организации в трех крупных учреждениях здравоохранения г. Новосибирска.
Рис. 4. Оценка устойчивости развития медицинских организаций (данные социологического исследования и анализа нормативной базы).
Health Care Reforms
■ Оценка по законодательной базе
Оценка потенциала устойчивости развития ГБУЗ НСО «ККДП N227» Максимальное значение потенциала устойчивости по показателям Рис. 5. Оценка потенциала устойчивости развития ГБУЗ НСО «ККДП № 27».
•Оценка по законодательной базе
Оценка потенциала устойчивости развития ГБУЗ НСО «ГКБ №1» Максимальное значение потенциала устойчивости по показателям Рис. 6. Оценка потенциала устойчивости развития ГБУЗ НСО «ГКБ № 1».
Для анализа сопоставимости данных выбраны организации, оказывающие разные виды помощи населению, с отличающимися материально-техническим, ресурсным обеспечением и управленческими подходами к организации медицинской помощи населению.
ГБУЗ НСО «Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27» (ГБУЗ НСО «ККДП № 27») внедряет в свою работу модель бережливой поликлиники, которая имеет стратегическое значение для повышения уровня доступности и качества оказания медицинских услуг в условиях ресурсосбережения и перераспределения потоков пациентов преимущественно в амбулаторное звено (рис. 5).
ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 1» (ГБУЗ НСО «ГКБ № 1») демонстрирует высокий потенциал устойчивости развития медицинской организации за счет четкого выстраивания стратегии и политики организации, работы профессиональной команды управленцев, непрерывной оценки и планирования рисков, выстраивания процессов с учетом заинтересованных сторон, долгосрочного планирования ресурсного обеспечения (рис. 6).
ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я. Л. Цивьяна» (ННИИТО) с 2004 г. внедрил в свою работу систему менеджмента качества стандарта ISO 9001, а затем, в 2012 г., начал активно реализовывать стратегию устойчивого развития стандарта ISO 9004, что позволило увеличить количество пролеченных пациентов на 56,8% при сохранении высокого уровня удовлетворенности пациентов (97,1%). В течение 5 лет организация продемонстрировала рост потенциала устойчивости в 3,5 раза, что позволило сделать высокотехнологичную помощь травматолого-ортопедического профиля более доступной для населения (рис. 7).
Сравнительная оценка устойчивого развития медицинских организаций по ключевым направлениям деятельности
Оценка по за- Средняя оценка по ре- Оценка Оценка ГКБ № 1
Показатель конодатель- зультатам социологиче- ККДП
ной базе ского исследования № 27
Оценка ННИИТО
Оценка ключевого элемента «Стратегия и политика»
Оценка ключевого элемента «Менеджмент для достижения устойчивого
успеха организации»
Оценка ключевого элемента «Менеджмент ресурсов» Оценка ключевого элемента «Менеджмент процессов» Оценка ключевого элемента «Мониторинг, измерение, анализ и изучение» Оценка ключевого элемента «Улучшения, инновации и обучение» Интегральная оценка устойчивости развития организации
0,009 0,024 0,166 0,11 0,11
0,028 0,043 0,09 0,142 0,144
0,011 0,031 0,09 0,092 0,156
0,010 0,02 0,08 0,099 0,166
0,016 0,04 0,08 0,102 0,145
0,005 0,013 0,1 0,077 0,156
0,079 0,173 0,622 0,625 0,88
Реформы здравоохранения
■ Оценка по законодательной базе
Оценка потенциала устойчивости развития ФГБУ «ННИИТО» Максимальное значение потенциала устойчивости по показателям Рис. 7. Оценка потенциала устойчивости развития ФГБУ «ННИИТО».
Сравнительная оценка исследуемых медицинских организаций показала, что, несмотря на разные уровни оказания медицинской помощи, потенциал устойчивости развития учреждений здравоохранения сопоставим не только по интегральному показателю, но и по оценкам ключевых направлений деятельности (см. таблицу).
Из таблицы видно, что, несмотря на близкие значения интегральных показателей, исследуемые медицинские организации используют разные комбинации управленческих моделей, что отражается в значениях ключевых направлений деятельности. Благодаря математической оценке можно провести сравнительный анализ деятельности и составить рейтинг учреждений здравоохранения.
Заключение
Для повышения уровня здоровья населения необходимо повышать эффективность работы медицинских организаций. Существующие отечественные и мировые подходы к рейтингу учреждений здравоохранения учитывают в основном параметры удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг и оценку ресурсного обеспечения, включая финансовые, материально-технические, кадровые и другие возможности медицинских организаций.
Однако существующие подходы к рейтингам медицинских организаций не дают представления о результативности внутренних процессов и способности достигать долгосрочных целей.
Проведенное исследование показало, что устойчиво развивающиеся медицинские организации, используя различные комбинации управленческих подходов, формируя стратегию развития, предупреждая риски, внедряя организационные изменения, стремясь эффективно использовать ресурсное обе-
спечение, попутно достигают высоких показателей качества оказания медицинской помощи, повышают доступность медицинской услуги для населения, снижают число осложнений.
Проводя сравнительную оценку медицинских организаций, внедряющих стратегию устойчивого развития, мы получаем рейтинг эффективных учреждений здравоохранения, вносящий значительный вклад в потенциал общественного здоровья.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шамшурина Н. Г. Экономический анализ эффективности деятельности городской клинической больницы. Здравоохранение. 2015;(3):52—61.
2. Аликова З. Р., Анаева Л. А., Козырева Ф. У. Удовлетворенность родителей оказанием ам-булаторно-поликлинической помощи детям в условиях региона Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.
2019;(6):1022—6.
3. Коршевер Н. Г., Помошников С. Н. Исследование управляемости медицинских организаций Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;(6):1075—9.
4. Adjei E., Mensah M. Adopting total quality management to enhance service delivery in medical records Exploring the case of the Korle-Bu Teaching Hospital in Ghana. Records Manag. J. 2016;26(2):140—69. doi: 10.1108/RMJ-01-2015-0009
5. Alharbi T. S. J., Ekman I., Olsson L.-E., Dudas K., Carlstrom E. Organizational culture and the implementation of person centered care: Results from a change process in Swedish hospital care. Health Policy. 2012; 108(2—3):294—301. doi: 10.1016/j.health-pol.2012.09.003
6. Ingason H. T. Best Project Management Practices in the Implementation of an ISO 9001 Quality Management System. Proc. Soc. Be-hav. Sci. 2015;194:192—200. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.06.133
7. Jakkala L., Miraj M. On the role of clinical total quality management in clinical research and health care. Biosci. Biotech. Res. Commun. 2015;8(2):133—7.
8. Jarrett J. E. Total quality management (TQM) movement in public health. Int. J. Qual. Reliabil. Manag. 2016;33(1):25—41. doi: 10.1108/IJQRM-12-2013-0193
9. Goldman E., Dudley A. United States rural hospital quality in the Hospital Compare database — Accounting for hospital characteristics. Health Policy. 2008;1:112—27. doi: 10.1016/j.health-pol.2008.02.002
10. Slack C. W., Slack W. V. The United Countries of America: Benchmarking the Quality of US Health Care. Mayo Clin. Proc. 2011;86:788—90. doi: 10.4065/mcp.2011.0311
11. Григорьева Н. С. Оценка качества медицинских услуг и построение рейтингов медицинских организаций: опыт программы Medicare в США. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2016;(5):71—6.
12. Линденбратен А. Л., Лудупова Е. Ю., ДамдиноваГ. Х. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко 2016;(5):58—67.
13. Гуров А. Н., Гарина И. Б. Значение работы по определению рейтингов медицинских организаций для оценки качества и эффективности помощи населению в Московской области. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2015;(1):64—8.
14. Сибурина Т. А., Мирошникова Ю. В. Рейтинги медицинских организаций в системе управления здравоохранением. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014;(3):80—9.
Health Care Reforms
15. Таирова Р. Т., Берсенева Е. А. Медико-социологический мониторинг как стратегический элемент менеджмента качества медицинской помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;(2):111—4.
16. Lapidus J. Private health insurance in Sweden: Fast-track lanes and the alleged attempts to stop them. Health Policy. 2017;121(4):442— 9. doi: 10.1016/j .healthpol.2017.02.004
17. Aslan I., ^ínar O., Ozen Ü. Developing Strategies for the Future of Healthcare in Turkey by Benchmarking and SWOT Analysis. Proc. Soc. Behav. Sci. 2014;150:230—40. doi: 10.1016/j.sb-spro.2014.09.043
18. Nuti S., Seghieri C. Is variation management included in regional healthcare governance systems? Some proposals from Italy. Health Policy. 2014;114(1):71—8. doi: 10.1016/j.healthpol.2013.08.003
19. Van der Wees P. J., Nijhuis-van der Sanden M. W. G., van Ginneken E., Ayanian J. Z., Schneider E. C., Westert G. P. Governing healthcare through performance measurement in Massachusetts and the Netherlands. Health Policy. 2014;116(1):18—26. doi: 10.1016/j.healthpol.2013.09.009
20. Veillard J., McKeag A. M., Tipper B., Krylova O., Reason B. Methods to stimulate national and sub-national benchmarking through international health system performance comparisons: A Canadian approach. Health Policy. 2013;112:141—7. doi: 10.1016/j.health-pol.2013.03.015
21. Van Schoten S., de Blok C., Spreeuwenberg P., Groenewegen P., Wagner C. The EFQM Model as a framework for total quality management in healthcare Results of a longitudinal quantitative study. Int. J. Operat. Product. Manag. 2016;36(8):901—22. doi: 10.1108/ IJOPM-03-2015-0139
22. Берри Л., Селтман К. Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации. Пер. с англ. А. Козлова. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо; 2013. 384 с.
23. Лудупова Е. Ю., Денисова М. А., Дугарова Р. В. Применение методики проектного управления при внедрении системы менеджмента качества в многопрофильном стационаре. Здравоохранение. 2015;(9):74—81.
24. Азаров А. В. Рейтинги медицинских организаций: подходы к формированию. Здравоохранение. 2015;(7):86—95.
25. Латуха О. А. Применение международного опыта бережливого производства в концепции устойчивого развития медицинской организации. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018;(1):239—54. doi: 10.15293/ 2226-3365.1801.15
26. Латуха О. А. Обучение менеджменту устойчивого развития руководителей организации. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018;(3):225—36. doi: 10.15293/2226-3365.1803.16
27. Двойников С. И., Архипова С. В. Современный подход к оценке деятельности бюджетных медицинских учреждений. Менеджмент в здравоохранении. 2014;(7):23—30.
Поступила 18.04.2021 Принята в печать 26.06.2021
REFERENCES
1. Shamshurina N. G. Economic analysis of the efficiency of the city clinical hospital. Zdravoohranenie. 2015;(3):52—61 (in Russian).
2. Alikova Z. R., Anaeva L. A., Kozyreva F. U. Parental satisfaction with the provision of outpatient care to children in the conditions of the region. Problemy socialnoj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2019;(6):1022—6 (in Russian).
3. Korshever N. G., Pomoshnikov S. N. Research of manageability of medical organizations. Problemy socialnoj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2019;(6):1075—9 (in Russian).
4. Adjei E., Mensah M. Adopting total quality management to enhance service delivery in medical records Exploring the case of the Korle-Bu Teaching Hospital in Ghana. Records Manag. J. 2016;26(2):140—69. doi: 10.1108/RMJ-01-2015-0009
5. Alharbi T. S. J., Ekman I., Olsson L.-E., Dudas K., Carlstrom E. Organizational culture and the implementation of person centered care: Results from a change process in Swedish hospital care. Health Policy. 2012; 108(2—3):294—301. doi: 10.1016/j.health-pol.2012.09.003
6. Ingason H. T. Best Project Management Practices in the Implementation of an ISO 9001 Quality Management System. Proc. Soc. Be-hav. Sci. 2015;194:192—200. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.06.133
7. Jakkala L., Miraj M. On the role of clinical total quality management in clinical research and health care. Biosci. Biotech. Res. Commun. 2015;8(2):133—7.
8. Jarrett J. E. Total quality management (TQM) movement in public health. Int. J. Qual. Reliabil. Manag. 2016;33(1):25—41. doi: 10.1108/IJQRM-12-2013-0193
9. Goldman E., Dudley A. United States rural hospital quality in the Hospital Compare database — Accounting for hospital characteristics. Health Policy. 2008;1:112—27. doi: 10.1016/j.health-pol.2008.02.002
10. Slack C. W., Slack W. V. The United Countries of America: Benchmarking the Quality of US Health Care. Mayo Clin. Proc. 2011;86:788—90. doi: 10.4065/mcp.2011.0311
11. Grigor'eva N. S. Assessment of the quality of medical services and construction of ratings of medical organizations: the experience of the Medicare program in the United States. Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2016;(5):71—6 (in Russian).
12. Lindenbraten A. L., Ludupova E. Yu., Damdinova G. H. Organization of internal quality control and safety of medical activities in a medical organization. Byulleten' Nacionalnogo nauchno-issledova-tel'skogo instituta obshchestvennogo zdorovya imeni N. A. Semashko. 2016;(5):58—67 (in Russian).
13. Gurov A. N., Garina I. B. The value of work on determining the ratings of medical organizations for assessing the quality and effectiveness of assistance to the population in the Moscow region. Byulleten' Nacionalnogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorovya imeni N. A. Semashko. 2015;(1):64—8 (in Russian).
14. Siburina T. A., Miroshnikova Yu. V. Ratings of medical organizations in the health care management system. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2014;(3):80—9 (in Russian).
15. Tairova R. T., Berseneva E. A. Medico-sociological monitoring as a strategic element of the quality management of medical care. Problemy socialnoj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. 2018;(2):111—4 (in Russian).
16. Lapidus J. Private health insurance in Sweden: Fast-track lanes and the alleged attempts to stop them. Health Policy. 2017;121(4):442— 9. doi: 10.1016/j.healthpol.2017.02.004
17. Aslan I., Qnar O., Ozen Ü. Developing Strategies for the Future of Healthcare in Turkey by Benchmarking and SWOT Analysis. Proc. Soc. Behav. Sci. 2014;150:230—40. doi: 10.1016/j.sb-spro.2014.09.043
18. Nuti S., Seghieri C. Is variation management included in regional healthcare governance systems? Some proposals from Italy. Health Policy. 2014;114(1):71—8. doi: 10.1016/j.healthpol.2013.08.003
19. Van der Wees P. J., Nijhuis-van der Sanden M. W. G., van Ginneken E., Ayanian J. Z., Schneider E. C., Westert G. P. Governing healthcare through performance measurement in Massachusetts and the Netherlands. Health Policy. 2014;116(1):18—26. doi: 10.1016/j.healthpol.2013.09.009
20. Veillard J., McKeag A. M., Tipper B., Krylova O., Reason B. Methods to stimulate national and sub-national benchmarking through international health system performance comparisons: A Canadian approach. Health Policy. 2013;112:141—7. doi: 10.1016/j.health-pol.2013.03.015
21. Van Schoten S., de Blok C., Spreeuwenberg P., Groenewegen P., Wagner C. The EFQM Model as a framework for total quality management in healthcare Results of a longitudinal quantitative study. Int. J. Operat. Product. Manag. 2016;36(8):901—22. doi: 10.1108/ IJ0PM-03-2015-0139
22. Berri L., Seltman K. Mayo Clinic Management Practice. Lessons from the world's best service organization [Praktika upravleniya Mayo Clinic. Uroki luchshej v mire servisnoj organizacii]. Moscow : Mann, Ivanov i Ferber; Eksmo; 2013. 384 p. (in Russian).
23. Ludupova E. Yu., Denisova M. A., Dugarova R. V. Application of project management techniques in the implementation of a quality management system in a multidisciplinary hospital. Zdra-voohranenie. 2015;(9):74—81 (in Russian).
24. Azarov A. V. Ratings of medical organizations: approaches to the formation. Zdravoohranenie. 2015;(7):86—95 (in Russian).
25. Latuha O. A. Application of international experience in lean production within the concept of sustainable development of healthcare settings. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin = Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. 2018;8(1):239—54. doi: 10.15293/2226-3365.1801.15
26. Latuha O. A. Training leaders of organizations in sustainable development management. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin = Vestnik Novo sibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018;8(3):225—36. doi: 10.15293/2226-3365.1803.16
27. Dvojnikov S. I., Arhipova S. V. Modern approach to assessing the activities of budgetary medical institutions. Menedzhment v zdra-voohranenii.2014;(7):23—30 (in Russian).