Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

501
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТВОРЧЕСТВО" / "ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ" / "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ" / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / "CREATIVITY" / "CREATIVE ABILITIES" / "DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES" / MODERN TECHNOLOGIES / CREATIVE PROCESS / INTELLECTUAL ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амерханова Гульнара Шаарановна, Амерханова Залихан Шаарановна

В статье рассмотрены вопросы развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии, современные технологии, развивающие творческий потенциал учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности учащихся, учитель должен использовать современные технологии, дающие положительные результаты по разносторонне развитой творческой личности школьника: работа с учебниками, работа с использованием ИКТ, иллюстрацией, картой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Амерханова Гульнара Шаарановна

Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, 364031, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, 33 Амерханова Залихан Шаарановна Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, 364031, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Киевская, 33

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии, современные технологии, развивающие творческий потенциал учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности учащихся, учитель должен использовать современные технологии, дающие положительные результаты по разносторонне развитой творческой личности школьника: работа с учебниками, работа с использованием ИКТ, иллюстрацией, картой.

Annotation. The article considers the development of students 'creative potential in technology lessons, modern technologies that develop students' creative potential based on a system-activity approach. To stimulate the creative activity of students, the teacher should use modern technologies that give positive results for the student's versatile creative personality: work with textbooks, work using ICTs, illustrations, maps.

Ключевые слова: «творчество», «творческие способности», «развитие творческих способностей», современные технологии, творческий процесс, интеллектуальная активность, познавательная активность.

Key words: "creativity", "creative abilities", "development of creative abilities", modern technologies, creative process, intellectual activity, cognitive activity.

Для определения перспективных подходов к развитию творческих способностей личности в условиях обучения необходимо рассмотреть категорию «творческие способности». Поисковыми ориентирами для определения категории творческие способности будут понятия «творчество», «творческие способности», «развитие творческих способностей».

Одна из главных особенностей современной эпохи заключается в стремительном развитии науки и техники. Соответственно, в подобных условиях развитие личности школьника становится важным элементом педагогического процесса и является основой обучения [2]. Исходя из вышесказанного, основные задачи, которые ставит перед собой общество на сегодняшний день - это создание необходимых условий для личностного развития каждого школьника, формирования его активной позиции, творческой активности учащегося в учебном процессе [1].

В словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой дается следующее определение дефиниции «творчества»: творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Развивая творческие способности обучающихся, особое внимание необходимо уделять развитию их мышления, способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности.

Как правило, современный образовательный процесс предполагает подготовку педагогических кадров нового поколения, которые должны быть пронизаны инновациями, современными технологиями, имеющие цель развить творческий потенциала, а также познавательную активность учащихся.

Важным для понимания сущности творчества является изучение структуры творческого процесса, так как он отражает внутренние закономерности творческой деятельности изобретателя, процессы, происходящие в его уме. Как и всякий процесс, творческий процесс имеет свою структуру, а также переход от одного этапа к другому. Именно в структуре проявляется сущность творчества и многие закономерности его динамики.

Развитию творческих способностей, по мнению многих исследователей, способствует интеллектуальная активность. Исследования в этой области показывают, что познавательная активность рассматривается как:

- самостоятельная деятельность по добыванию нужной информации, вычленения проблем и поиска пути их рационального решения, умения критически анализировать получаемые знания и применения их для решения новых задач;

- проявляемое учащимся отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достижения поставленной цели в пределах заданного времени.

Таким образом, познавательная активность составляет основу поисковой и познавательной деятельности, обеспечивает результативность творческого процесса, творческих способностей.

Понятие творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение, об этом упоминается в работах В.И. Андреева, Ю.Л. Козыревой, Ю.Н. Кудюткина и других педагогов. Такие исследователи как С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук предлагают рассмотреть понятие «творчество», не только через процессы, имеющие место в творческой деятельности, а через саму личность [3].

Теоретическое обоснование проблемы, определения критериев оценки результатов педагогической деятельности отражены в работах В.Р. Рогозиной, И.Д. Лушникова, Н.М. Сокольниковой, согласно которым объективной основой критериев являются практические действия и поступки, деятельность людей.

Субъективную основу критериев составляют мотивы этих поступков. Опираясь на результаты исследований данных авторов, в соответствии со структурой творческой познавательной активности мы выделили следующие критерии:

1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления учащихся о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий; производится качественная оценка знаний (осознанность, действенность, систематичность);

2. Мотивиционно-потребностный критерий характеризует стремление учащегося проявить себя как творческую личность;

3. Деятельностный критерий способствует качественной оценке способов познавательной деятельности; развивает умения, появившиеся в результате развития приемов умственной деятельности.

Необходимо проведение нестандартных типов уроков, таких как:

- урок-лекция с обратной связью;

- урок-дискуссия; урок-конференция;

- интернет-урок;

- урок-встреча;

- урок-состязание;

- урок-викторина;

- урок-круглый стол;

- урок-КВН;

- урок-экскурсия;

- бинарные уроки.

А также деловые и ролевые игры, которые охватывают несколько образовательных областей, различных творческих заданий, имеющие способность развивать творческое мышление и раскрывать творческие способности учащихся:

- сообщение интересных фактов деятельности ученых, известных конструкторов;

- выпуск стенгазет, составление кроссвордов;

- разработка тестов, технологических карт;

- сравнительный анализ различных конструкторских приемов;

- история появления и развития различных технологий, их инновационный эффект или причины его отсутствия;

- написание мини-исследований;

- выполнение реферативных работ;

- выполнение проектов.

Рассмотрим некоторые шаги к успешному развитию творческих способностей учащихся:

1. На уроках технологии реализуются такие способы стимулирования творческих способностей как:

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- обеспечение возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

2.Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

3. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты:

- учащиеся приобщаются к творческой работе;

- прививается интерес к творчеству, поиску;

- развиваются навыки созидания, самореализации.

Итогом выполнения работ являются: защита школьниками творческих проектов, рефлексия в обсуждении результатов и участие в выставках. Н.С. Лейтес выделял еще одну важную особенность развития личности - «перемещение центра внимания учащихся с педагога на товарищей по классу». Это объясняется типом ведущей деятельности школьников, которой, по определению И. Ю. Кулагиной становится личностное общение. В своем творчестве учащиеся стремятся не только к общению во время самой творческой деятельности, но и общению чрез результаты своего творчества, а это уже прямой путь к истинному творчеству.

Список литературы

1. Байбородова Л., Серебренников Л. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. / Под ред. Л.Байбородовой, Л.Сребренникова. - М., 2013. -176 с.

2. Григорьева Н. А. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации: учебное пособие/Под ред. Н.А. Григорьевой [и др.].- М.:Русайнс. - 2016.- 144 c.- (Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /66639.html. - ЭБС «IPRbooks»).

3. Амерханова З.Ш. Современный урок технологии - урок развития творческих способностей учащихся / «Известия ЧГПУ. - Гуманитарные и общественные науки» No1(25) 2019 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ.

Соловьева Наталья Геннадьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и гуманитарной культуры, доцент, Егорьевский технологический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Московский государственный технологический университет «Станкин», г. Егорьевск Московская область.

Педагогическое влияние преподавателя на изучение студентами иностранного языка огромно. Важны не только знания преподавателя, но и его коммуникативная деятельность, взаимодействия со студентами, а также организаторские способности.

Принципиальные положения педагогической технологии можно сформулировать следующим образом: сочетание требований с уважением к студентам, разумность и подготовленность педагогического воздействия, доведение его до конца. Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением таких компонентов педагогического мастерства как психико - педагогическая эрудиция, профессиональные способности и педагогической техники. [2]

Знание нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение по службе в разных сферах деятельности. [3] Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о владении иностранным языком. Все это предполагает обучение иностранному языку в школах, колледжах, в ВУЗах. В Вузе сначала изучается базовый курс грамматики, лексики иностранного языка, а затем идет специализация в зависимости от получения специальности. Сейчас активно используются новые информационные технологии на занятиях иностранного языка - например, дистанционное обучие, но без преподавателя, носителя языка, изучить иностранный язык невозможно. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности студента. [4]

В процессе исследования о влиянии роли преподавателя на процесс обучения иностранного языка студентами - экологами, которое проводилось в течение 2016 - 2019 г.г., был опрошен 241 студент Егорьевского технологического института. Опрос проводился в форме анкетирования студентов в разных группах. Так, при опросе студентов было выявлено, что мотивация возрастает на 40 % при работе студента с преподавателем, который легко и доступно объясняет материал. В таком случае студенты с удовольствием посещают занятия, выполняют домашние задания. Создание ситуаций, приближенных к естественным, обсуждение на иностранном языке таких тем как: «Загрязнение атмосферы», «Сточные воды», «Утилизация отходов» и др. - один из способов заинтересовать студентов, стимулировать изучение материала, активизировать знания особенностей общения. Это отмечают 48% опрошенных студентов,29% студентов хотели бы изучать технические темы, а всего 1% студентов желали бы изучать «Мир животных», поэтому преподавателю важно подобрать темы для обсуждения, темы должны быть понятны и интересны студентам (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.