Научная статья на тему 'Современные подходы к преподаванию иностранных языков в учреждениях высшего профессионального образования'

Современные подходы к преподаванию иностранных языков в учреждениях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1725
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие учебные заведения / методика преподавания / профессиональное образование / повышение эффективности / современные технологии / иностранные языки / учебно-познавательная компетентность / языковое образование / higher educational institution / methods of teaching / professional education / improving the efficiency / modern technologies / foreign languages / educational and cognitive competence / language learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валентина Максимовна Орешко, Дмитрий Валерьевич Ерохин

Рассмотрены ключевые тенденции в преподавании иностранных языков в современном учреждении высшего профессионального образования. Обоснована актуальность темы исследования, выделены проблемные области исследования данного направления. Проведено исследование современных технологий в преподавании иностранных языков как в зарубежных, так и российских образовательных учреждениях. Определены важнейшие тенденции в изучении иностранных языков в других странах, среди которых индивидуализация языковых программ, а также одновременное обучение студентов сразу нескольким языкам. Выделены ключевые направления повышения эффективности преподавания иностранных языков в вузе: комплексный подход к выбору методик преподавания, регулярное изучение передовых зарубежных технологий и их адаптация к российской специфике, повышение роли личности преподавателя в усилении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to Teaching Foreign Languages in Institutions of Higher Professional Education

The article considers the key trends in teaching foreign languages in a modern institution of higher professional education. The relevance of the research topic is substantiated, the problem areas of research in this direction are identified. A study of modern technologies in the teaching of foreign languages in both foreign and Russian educational institutions was conducted. The authors of the article identify the most important trends in the study of foreign languages in other countries including the individualization of language programs, as well as the simultaneous training of students in several languages at once. The key directions of increasing the effectiveness of teaching foreign languages at the university are highlighted: an integrated approach to the choice of teaching methods, regular study of advanced foreign technologies and their adaptation to Russian specifics, increasing the role of the teacher's personality in enhancing students' motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к преподаванию иностранных языков в учреждениях высшего профессионального образования»

УДК 372.881.1 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10224

Современные подходы к преподаванию иностранных языков в учреждениях высшего профессионального образования

Modern Approaches to Teaching Foreign Languages in Institutions

of Higher Professional Education

Валентина Максимовна ОРЕШКО,

ассистент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов

E-mail: www.valentinaoreshko@mail.ru

Дмитрий Валерьевич ЕРОХИН,

заместитель начальника отдела,

Научно-исследовательский институт специальной техники и связи Министерства внутренних дел Российской Федерации

E-mail: www.dmitrii.ru80@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены ключевые тенденции в преподавании иностранных языков в современном учреждении высшего профессионального образования. Обоснована актуальность темы исследования, выделены проблемные области исследования данного направления. Проведено исследование современных технологий в преподавании иностранных языков как в зарубежных, так и российских образовательных учреждениях. Определены важнейшие тенденции в изучении иностранных языков в других странах, среди которых индивидуализация языковых программ, а также одновременное обучение студентов сразу нескольким языкам. Выделены ключевые направления повышения эффективности преподавания иностранных языков в вузе: комплексный подход к выбору методик преподавания, регулярное изучение передовых зарубежных технологий и их адаптация к российской специфике, повышение роли личности преподавателя в усилении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: высшие учебные заведения; методика преподавания; профессиональное образование; повышение эффективности; современные технологии; иностранные языки; учебно-познавательная компетентность; языковое образование

В современных условиях развития учреждений высшего профессионального образования, усложнения образовательных стандартов преподаватели иностранных языков сталкиваются с рядом серьезных

Abstract. The article considers the key trends in teaching foreign languages in a modern institution of higher professional education. The relevance of the research topic is substantiated, the problem areas of research in this direction are identified. A study of modern technologies in the teaching of foreign languages in both foreign and Russian educational institutions was conducted. The authors of the article identify the most important trends in the study of foreign languages in other countries including the individual-ization of language programs, as well as the simultaneous training of students in several languages at once. The key directions of increasing the effectiveness of teaching foreign languages at the university are highlighted: an integrated approach to the choice of teaching methods, regular study of advanced foreign technologies and their adaptation to Russian specifics, increasing the role of the teacher's personality in enhancing students' motivation to learn a foreign language.

Keywords: higher educational institution; methods of teaching; professional education; improving the efficiency; modern technologies; foreign languages; educational and cognitive competence; language learning

проблем, среди которых: повышение количества часов иностранного языка для обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; необходимость обучения иностранным языкам всех преподавателей современных

вузов; требования от языковых кафедр в некоторых учреждениях высшего образования по организации программ дополнительного профессионального образования и изучению иностранных языков внешних слушателей. Таким образом, преподаватели на языковых кафедрах вынуждены работать в условиях многозадачности и подбирать методики под различные запросы как самих студентов, так и преподавателей, руководства вузов, внешних потребителей языковых программ. Все это обусловливает актуальность поиска современных технологий преподавания иностранных языков, способных стать эффективным инструментом в достижении результата в максимально короткие сроки.

Методика обучения иностранным языкам представляет собой систему знаний о закономерностях процесса обучения неродному языку и о путях воздействия на этот процесс с целью его оптимизации [6]. Следует отметить, что анализу современных методик преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях посвящены работы ряда отечественных авторов, среди которых E.H. Воронова [1], E.H. Малюга [2; 3], В.В. Сафонова [7], Г.Л. Пар-никова [5], H.H. Сергеева [8], E.H. Соловьева [9], С.Г. Тер-Минасова [11], Л.Р. Сакаева, А.Р. Баранова [6] и др.

Так, E.H. Малюга [2, с. 121] в своих работах обращает внимание на важность профессионально ориентированного и коммуникативного подходов в изучении иностранного языка в неязыковом вузе. «Одной из целей, которую ставит перед собой преподаватель, является формирование личности, готовой к саморегуляции, и достижение этой цели становится возможным при переносе акцента с обучающей деятельности на познавательную, что в свою очередь подразумевает модификацию функций, выполняемых преподавателем. Эти функции варьируются в рамках каждого отдельного этапа проектной работы, где преподаватель выступает в роли советника, ассистента, контролера, источника информации, куратора. Основная функция преподавателя в данном случае состоит не в сообщении некоторого установленного знания, а в обучении методам работы, позволяющим приобрести это знание. Результатом применения таких педагогических практик становится стимуляция работы каждого отдельного субъекта образовательного процесса, основанной на развитии созидательной деятельности и инициативности».

С.Г. Тер-Минасова делает акцент на современных направлениях обучения иностранному

языку, главным образом, на повышении мотивации у обучающихся к самообучению [11].

E.H. Соловьева рассматривает проблематику преподавания иностранных языков в российских вузах [9].

В.В. Сафонова подчеркивает важность изучения вместе с иностранным языком культуры страны, таким образом, возникает необходимость воспитания в слушателях поликультурности и более глубокого проникновения в неродной язык [7].

В отечественной научной литературе все еще недостаточно проработанными остаются вопросы поиска универсальных методик преподавания для различных категорий обучающихся (студенты, аспиранты, преподаватели, внешние слушатели); отсутствуют специализированные подходы к программам обучения иностранным языкам для вузов в зависимости от их профиля (гуманитарный, технический и пр.); слабо рассмотрена практика применения передовых обучающих методик, в том числе зарубежных вузов.

Современные технологии в преподавании иностранных языков в российских вузах

Методология преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях насчитывает десятки различных обучающих методик. Как правило, среди традиционных методов выделяют: грамматико-переводной метод, прямой, аудиолингвальный, аудиовизуальный, коммуникативный метод и др. В настоящее время появляются новые обучающие методики, более или менее популярные в тех или иных учреждениях высшего образования.

Важно подчеркнуть, что сегодня в области методик преподавания иностранных языков сложилось несколько важных тенденций, среди которых особенно следует выделить следующие:

■ переориентация отечественных методик преподавания иностранных языков на международные образовательные стандарты в ряде вузов страны;

■ рост популярности модульных программ с целью построения дифференцированных учебных траекторий обучающихся [7];

■ повышение роли изучения иностранного языка при дистанционных и очно-заочных формах обучения;

■ тенденции ежегодного роста требований к преподавателям иностранных языков в области совершенствования подходов к преподаванию;

■ расширение информационных технологий в обучении иностранным языкам;

■ включение программ обучения иностранным языкам в концепцию «обучение в течение жизни». Среди современных технологий обучения иностранному языку можно выделить такие методы, как: эмоционально-смысловой метод, лин-гвосоциокультурный, проблемно-поисковой метод, метод «тихого обучения», интенсивные методы изучения иностранных языков, методика «портфеля студента» и др.

Суть эмоционально-смыслового метода, основы которого были положены еще болгарским психиатром Г.К. Лозановым, заключается в свободном языковом общении преподавателя с обучающимися. Занятия проводятся через игру, а студенты для общения в группе по изучению иностранного языка сразу же выбирают себе имя среди носителей.

Лингвосоциокультурный метод предполагает тщательное изучение не только языка, но и страны и социокультурного окружения. Таким образом, при использовании данной методики изучается не только язык, но и формируется умение понимать его носителей.

Следует отметить, что ускоренные методы обучения иностранным языкам имеют свою эффективность для первого периода — ознакомление с языком, но не показывают результативность при более глубоком в него погружении.

Проблемно-поисковой метод заключается в создании на уроке проблемных ситуаций, требующих решения, поощряется коллективное обсуждение и пр.

Метод «тихого обучения», предложенный К. Гаттеньо, представляет собой методику, при которой студент выступает в роли активного субъекта изучения иностранного языка и от него исходит большая инициатива, чем от преподавателя. Это способствует концентрации внимания, повышению мыслительной деятельности учащегося и в конечном итоге приводит к достаточно высоким результатам.

Интенсивные методы изучения иностранных языков сегодня популярны не только за рубежом, но и в некоторых вузах России. Многие из них возникли еще в середине прошлого столетия, но наиболее популярными стали значительно позднее. Среди первых интенсивных методов обучения иностранным языкам — методики Г. Лозанова, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петру-синского и др. (табл. 1).

Технологию «языковой портфель» («портфель студента», или пакет учебной образовательной продукции студента) активно применяют в ряде передовых зарубежных вузов и некоторых российских учреждениях высшего образования.

Таблица 1. Первые интенсивные методики обучения иностранным языкам

Название Автор Основные особенности метода

Интенсивный метод (экспресс-метод, лозановский метод) Г. Лозанов, болгарский психотерапевт Обучение должно быть в позитивном ключе при задействовании не только сознания, но и подсознания обучающегося

Интенсивный метод обучения устной речи взрослых Л.Ш. Гегечкори Последовательное чередование в процессе занятий циклов устного (речевая подготовка) и межцикловых этапов обучения (языковая подготовка)

Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения В.В. Петрусинский Управление обучаемым посредством кибернетических инструментов

Эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтер Уход от восприятия языка как статистической системы к обучению разговорной речи

Метод активизации возможностей личности Г.А. Китайгородская Акцент на личностно-ориентирован-ное общение и присвоение определенных ролей каждому обучающемуся (роли «директор», «менеджер», «бизнесмен»)

Источник: составлено авторами по материалам [10].

Суть данной методики заключается в постепенном сборе комплекта документов, самостоятельных работ студентов, которые демонстрируют усилия и достижения обучающегося. Данный подход является средством формирования самонаблюдения, размышления, инструментом самооценки собственного познавательного и творческого труда [1]. Портфолио студента, которое собирается в течение всего процесса обучения его в языковой группе, может состоять из оценочных листов, образцов контрольных работ, проектных заданий, поощрительных грамот за достижения в области изучения иностранного языка, листов самооценки и пр.

Кроме того, популярным в российских вузах стал метод кейсов (case-study — обучение на примере конкретных ситуаций), который с успехом зарекомендовал себя в изучении иностранных языков. Кейсы могут выполнять следующие задачи: обеспечивать обучающихся речевой составляющей, тренировать навык быстрого ориентирования в ситуации и нахождении решения, повышать способность в командной работе и пр. Кейсы могут быть представлены как в распечатанном виде, так и в аудио- или видеоформате. Особое значение методика обучения посредством кейсов носит при изучении делового иностранного языка.

Еще одним современным методом преподавания иностранного языка может рассматриваться квест-метод, который подразумевает поиск студентами в сети Интернет ответов на поставленные в задаче квеста вопросы. Задания могут быть разнообразными, а квест проходить в форме, например, журналистского расследования или творческого задания. Данная методика нацелена на отработку не только таких навыков, как чтение, письмо, аудирование, но и на отработку коммуникативно-речевых компетенций (краткое изложение прочитанного материала, умение делать выводы и аргументировать их).

Методы работы в командах над нестандартными заданиями также можно рассматривать как эффективную технологию преподавания иностранных языков. Данная методика предоставляет возможность развития коммуникативных компетенций, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения и доводить ее до членов группы. Одной из форм работы в команде можно назвать метод ролевых игр, которые способствуют повышению мотивации работы в группе, развивают ряд речевых навыков у обучающихся. Ролевая игра является активным способом обучения практическому владению иностранным языком, способствует преодолению

языковых барьеров, выступает в роли инструмента речевой практики.

Несмотря на широкое разнообразие различных методик обучения иностранным языкам, сегодня не существует универсальной методики, каждая из них имеет свои недостатки и преимущества перед другими. По этой причине важно комбинирование различных методик обучения при использовании как традиционных инструментов, так и более современных обучающих методик. Для преподавателей современных вузов представляется важным применение и передовых зарубежных технологий при грамотной адаптации их к российской специфике или особенностям преподавания в том или ином вузе.

Зарубежные тенденции в изучении иностранных языков в высших учебных учреждениях

В передовых зарубежных вузах применяются не только проверенные временем традиционные методики преподавания иностранных языков, но и самые современные технологии, ряд из которых был рассмотрен выше. Особую популярность получили за рубежом кейс-метод, квест-метод, коммуникативный метод, а также метод «языковой портфель».

В последнее время в зарубежном образовании в области изучения языков наметились две ключевые тенденции. Так, в первую очередь, следует выделить индивидуализацию образования — разработка индивидуального графика обучения языку того или иного обучающегося. Индивидуализация языкового образования при активном участии как отдельного индивида, так и преподавателей, сокурсников и представителей иных сообществ играет определяющую роль в успешности овладения иностранным языком. Как отмечают в своей работе [4, с. 65] «главными приоритетами современного обучения иностранному языку в вузе для преподавателя становятся приобщение студентов к самообучению, развитие их познавательного интереса, внедрение новых технологий, которые объединяют преподавателя со студентами в один творческий коллектив и реально повышают значение самостоятельной работы студентов. При этом важную роль в обучении иностранному языку играет личность преподавателя».

Еще одной тенденцией, которая наблюдается в западных вузах, можно назвать одновременное обучение студентов сразу нескольким языкам, что также доказывает свою эффективность на практике. Тем не менее, здесь следует учесть,

что исторически сложившаяся высокая мотивация европейцев к знанию иностранных языков обусловливает высокий уровень желания студентов к обучению языка как инструмента не только познания культур других народов, но в большей степени как инструмента профессиональной реализации в будущем, роста профессиональных контактов по всему миру, более успешной деловой коммуникации.

Таким образом, можно констатировать более высокую самостоятельность и зрелость в обучении студентов европейских учреждений высшего профессионального образования, чем, например, в российских неязыковых вузах, где два языка изучает меньшая доля студентов, а изучение трех иностранных языков является, скорее, исключением.

Разнообразные методики обучения иностранным языкам имеют своей целью предоставить обучающимся практическое владение языком, при котором понимается формирование умений и навыков понимания мыслей других людей и выражения своих мыслей как в устном, так и в письменном виде. Однако на сегодняшний день не существует универсальной образовательной методики, что подчеркивает актуальность комплексного подхода в обучении иностранным языкам.

Представляется важным, чтобы обучение языкам в современных учреждениях высшего профессионального образования было комплексным при использовании различных обучающих методов, инструментов и подходов. Так, к примеру, помимо традиционного формата работы в малых группах, важными становятся краткосрочные языковые стажировки; посещения лекций иностранных специалистов и преподавателей (на иностранном языке); привлечение к учебному процессу носителей языка; участие студентов и преподавателей в иностранных конференциях (как очных, так и заочных) и др.

Важное место в преподавании иностранных языков в вузе занимают личность самого преподавателя, его умение мотивировать студентов, развить интерес к изучению иностранного языка, выбирать наиболее оптимальные для той или иной группы обучающие методики. В системе работы каждого педагога должны использоваться как стандартные обучающие технологии, так и более современные методы, которые успешно

применяются в других учреждениях высшего образования.

Список литературы

1. Воронова E.H. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 189—194.

2. Малюга E.H. Метод проектов в обучении профессиональной коммуникации на иностранном языке в рамках МООК // Вестник МГОУ. Педагогика. 2016. № 4. С. 121.

3. Малюга E.H. Профессионально-ориентированный и коммуникативный подходы в изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2006. № 1. С. 32—37.

4. Миланова Т.М., Сырецкая ВА. Компетен-тностная направленность обучения иностранным языкам в вузе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6. Вып. 2. С. 63—67.

5. Парникова Г.Л. Основные направления развития методики преподавания иностранных языков в вузах // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 21—26.

6. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам. Казань, КФУ, 2016.

7. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Языки и культура. 2014. № 1 (25). С. 123—141.

8. Сергеева H.H. Иноязычная коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: модель и методика развития // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 147—150.

9. Соловьева E.H. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО. 2013. № 6 (33). С. 67—70.

10. Старяенко Д.В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, филология. 2011. № 5. С. 175—177.

11. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. 2015. № 15.2. С. 1—7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.