Научная статья на тему 'Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе'

Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВУЗ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / СТУДЕНТ / STUDENT / ДНЕВНИК РЕФЛЕКСИИ / REFLECTIVE DIARY / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / IСTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Елена Николаевна

В статье подчеркнуто, что инновации технологического подхода способны влиять на процесс обучения в целях его совершенствования и повышения эффективности. Технологии M-Learning, Web-Quest, Е-portfolio, OnlineDiary относятся к современным методам преподавания иностранных языков, т.к. обладают преимуществами и перспективами использования в вузовской практике преподавания. Одним из преимуществ описанных технологий является разнообразие форм и видов работы со студентами. Представлен процесс обучения иностранному языку c использованием рефлексивного дневника. В статье описывается использование дневника как средства организации и самоорганизации учебной деятельности студентов. Выделены определённые преимущества дневника саморефлексии при изучении иностранного языка как продуктивной и результативной формы сотрудничества студента и преподавателя. Отмечено, что использование интернета в учебном процессе вуза и разработка новых образовательных технологий с применением ИКТ должны способствовать совершенствованию иноязычных коммуникативных умений студентов и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Technologies Using ICT and Internet in ForeignLanguage Teaching at a Higher Educational Institution

The paper stresses that innovations of technological approach can influence the learning process with the aim of its improvement and increasing its efficiency.The technologies M-Learning, Web-Quest, Е-portfolio, Online-Diary can be treated as modern methods of teaching foreign languages because they possess advantages and prospects of the use in University teaching. One of the advantages of the described technologies is the variety of forms and types of work with students. The process of teaching foreign language by means of Reflective Diary is represented in the article. The paper describes how to use the Diary as a tool of organization and self-organization of students' educational activity. The article describes how to use the diary as a means of organization and self-organization of educational activity of students. It is stated that Reflective Diary offers certain advantages in foreign language study as a productive and effective form of cooperation between a student and a teacher. It is noted that the use of Internet in educational activities of a higher educational institution and the elaboration of new educational technologies with the use of ICT should contribute to the improvement of foreign language communicative skills of students and enhance the motivation to learn a foreign language.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 347-350. УДК 372.881.1

E.H.Воронова

Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе

В статье подчеркнуто, что инновации технологического подхода способны влиять на процесс обучения в целях его совершенствования и повышения эффективности. Технологии M-Learning, Web-Quest, Е-portfolio, Online-Diary относятся к современным методам преподавания иностранных языков, т.к. обладают преимуществами и перспективами использования в вузовской практике преподавания. Одним из преимуществ описанных технологий является разнообразие форм и видов работы со студентами. Представлен процесс обучения иностранному языку c использованием рефлексивного дневника. В статье описывается использование дневника как средства организации и самоорганизации учебной деятельности студентов. Выделены определённые преимущества дневника саморефлексии при изучении иностранного языка как продуктивной и результативной формы сотрудничества студента и преподавателя. Отмечено, что использование интернета в учебном процессе вуза и разработка новых образовательных технологий с применением ИКТ должны способствовать совершенствованию иноязычных коммуникативных умений студентов и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, вуз, иностранный язык, студент, дневник рефлексии, учебная деятельность

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 347-350.

E. N. Voronova

Educational Technologies Using ICT and Internet in Foreign Language Teaching at a Higher Educational Institution

The paper stresses that innovations of technological approach can influence the learning process with the aim of its improvement and increasing its efficiency.The technologies M-Learning, Web-Quest, E-portfolio, Online-Diary can be treated as modern methods of teaching foreign languages because they possess advantages and prospects of the use in University teaching. One of the advantages of the described technologies is the variety of forms and types of work with students. The process of teaching foreign language by means of Reflective Diary is represented in the article. The paper describes how to use the Diary as a tool of organization and self-organization of students' educational activity. The article describes how to use the diary as a means of organization and self-organization of educational activity of students. It is stated that Reflective Diary offers certain advantages in foreign language study as a productive and effective form of cooperation between a student and a teacher. It is noted that the use of Internet in educational activities of a higher educational institution and the elaboration of new educational technologies with the use of ICT should contribute to the improvement of foreign language communicative skills of students and enhance the motivation to learn a foreign language.

Keywords: ICTs, higher educational institution, foreign language, student, Reflective Diary, educational activity

А ктуальная проблема использования // компьютерных технологий исследуется в обучении иностранному языку, обусловленная модификацией содержания обучения, увеличением объема изучаемого материала. Особое внимание уделяется инновационным методам обучения, в том числе с применением скайпа и блогов [1, с. 28-33]. Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментарием в образовательной области, т.к. предоставляют преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в более наглядной форме. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п. [2].

Одним из новых направлений применения компьютерных технологий и интернета в образовательной деятельности является технология M-Learning - это передача знаний на мобильное устройство с использованием WAP или GPRS технологий, wi-fi и 3G [3, с. 61-64]. В практике преподавания иностранного языка это означает использование потенциала имеющихся у учащихся гаджетов для работы с приложениями на иностранном языке, причём для всех платформ (IOS, Android, Simba). Одним из преимуществ M-Learning является разнообразие форм работы - от игр, квизов, видео роликов до подкастов и мини-сериалов.

Веб-квест в настоящее время относится к современным методам преподавания иностранных языков, т.к. обладает преимуществами использования в вузовской практике преподавания и может рассматриваться, наряду с Портфолио и кейс-технологией, как альтернативное средство оценки уровня достигнутых студентами результатов в их учебной деятельности и личностном росте [4, с. 182-186]. При использовании новых информационных технологий в рамках предметных уроков преподаватели должны знать дидактические возможности программно-прикладных средств, и, исходя из своего опыта и рекомендаций, «встраивать» их в учебный процесс. Например, целесообразна игровая форма выполнения Web-квестовых заданий при ролевом самоопределении учащихся, повышающая интерес к процессу учения [5, с. 51-53].

Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность использовать в учебном процессе такие методы и технологии, как метод Web-портфолио (web-portfolio), представляющий собой web-базированный ресурс (web-сайт), который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца [6]. В связи с популярностью использования термина «Е-портфолио» существует множество определений этого понятия. В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные

СМИ и услуги. В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать уровень компетентности. Данная технология применяется на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений. Стратегия формирования ИКТ-компетентных кадров может быть реализована через создание обучаемыми собственных информационных продуктов. Одним из таких продуктов является электронный портфолио (web-портфолио) [7].

Еще одним современным методам преподавания иностранных языков является метод Online-Diary. Основой самостоятельной учебной деятельности студентов является высокий уровень познавательной (когнитивной) самостоятельности студентов, формируемой преподавателем и представляющей собой целый комплекс компетенций, среди которых - рациональное изложение (устно или письменно) своих знаний [8]. Для этой цели может использоваться преподавателем в учебном процессе такая форма учебной работы, как дневник. Преимущества дневника как исследовательского метода, используемого в педагогике, отмечаются такими исследователями, как J.McDonough, S.McDonough, S.Peck, D.Block, Renata Suzuki и другими [9].

Автор данной статьи полагает, что график режима работы студента в форме разработанного им дневника изучения иностранного языка может выступать в качестве средства рациональной организации и самоорганизации учебной деятельности, в том числе деятельности студента по ОВЖ (организация времени жизни). В дневнике саморефлексии, который ведут студенты на протяжении всего курса изучения иностранного языка, отражена их индивидуальная рефлексивная деятельность. Он включает следующие графы для заполнения: 1) Содержание и тема задания;

2) Запланированная дата выполнения задания;

3) Реальная дата выполнения задания; 4) Причины невыполнения задания в срок; 5) Учебные цели; 6) Вид УД+время, затраченное на выполнение задания; 7) Трудности при работе и их причины; 8) Что не вызвало трудностей; 9) Продвижение (прогресс); 10) Форма оценивания (замечания) и оценка (самооценка, взаимооценка) за выполнение; 11) Выводы; что в этом направлении сделано.

Многолетний опыт внедрения в учебный процесс в вузе методики ведения рефлексивного дневника по изучению иностранного языка показал, что студенты с большим интересом относятся к практике ведения такого дневника, с энтузиазмом работают в течение года, так как это новый для них вид работы. Было замечено, что студенты учатся анализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности, способы достижения более высоких результатов. Более осознанной становится вся их деятельность по изучению иностранного

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

языка, а также ответственность за свой труд. Таким образом, у них создаётся целостная картина объективного продвижения в этой области. Самоанализ, отражённый в дневнике, проводится в конце каждого семестра и заносится в учебный "Портфель достижений" студента (пакет учебной образовательной продукции: Learning Educational Activities Packet = LEAP), работа над которым ведётся индивидуально.

При желании студентов такой дневник можно оформить в электронном виде - Online Reflective Diary. Преподавателю предоставляется возможность контроля учебных действий студента и их коррекции в течение всего учебного года.

В качестве перспективного направления можно рассмотреть создание студентами «Рефлексивного дневника учебной группы» по изучению иностранного языка - Reflective Group-Diary, в котором учащиеся могут фиксировать и анализировать, например, свою работу по изучению иностранного языка в форме групповых проектов. Этот дневник можно создать и в электронном виде - Online Reflective Group-Diary, где будут фиксироваться продвижения в выполнении различных проектов в разных группах, в том числе и Web-квест проектов, результаты выполнения которых потом будут сравниваться и анализироваться совместно преподавателем и студентами [10, с. 19-28].

Результаты внедрения рефлексивного дневника в образовательный процесс вуза как инструмента оценки личных и учебных достижений студентов позволили:

- формировать рефлексивные умения студентов;

- предоставить студентам инструмент, дающий возможность постоянно фиксировать динамику образовательных достижений;

- производить самостоятельное управление индивидуальной образовательной деятельностью [11].

Ведение дневниковых записей при обучении иностранному языку является результативной формой работы студента, т.к. способствует развитию различных языковых навыков, формирует положительную мотивацию, помогает преподавателю установить контакт со студентами [12, с. 110-116]. Замечено, что внедрение подобных форм учебной деятельности в учебный процесс вуза способствует как более активной работе студентов на занятиях, так и выполнению большего объёма учебного материала в качестве внеаудиторной самостоятельной работы.

В заключение необходимо отметить, что описанные образовательные технологии являются современными методами преподавания иностранного языка в вузе. Как показали опросы студентов и результаты внедрения описанных методов и форм работы в учебный процесс в течение многих лет, использование в вузовской практике этих технологий повышает эффективность учебного процесса, увеличивает уровень мотивации студентов и повышает интерес к изучению иностранного языка, способствует совершенствованию языковых навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Л.А., Архипова М.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №2 (1). С. 28-33.

2. Odinokaya M.A., Nedorubkova E.A. Role of the information and communication technologies in distance learning of a foreign language during university studies // Перспективы развития науки и образования: материалы XXII международной научно-практической конференции. Москва: ИП Туголуков А.В., 2017. С. 32-35.

3. Герасименко Т.Л., Ковальчук С.В., Мохова О.Л. Возможности и перспективы использования m-learning (мобильного обучения) в процессе изучения иностранного языка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. № 1. С. 61-64.

4. Воронова Е.Н. Потенциал технологии Веб-квест при обучении студентов иностранному языку // Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития: сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал; Под общей редакцией С.В. Мироновой, С.В. Напалкова. 2016. С. 182-186.

5. Напалков С.В., Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2(36). С. 51-53.

6. Laborda J. G. "Revisiting materials for teaching Languages for Specific Purposes" [Electronic resource] // 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2011. 17(1). Pp. 102-112. URL: https://www.researchgate.net/publication/229020389_ Revisiting_materials_for_teaching_languagesfor_specific_purposes (accessed January 12, 2018).

7. Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.

8. Могилевич Б.Р. Психолого-педагогический дискурс познавательной самостоятельности // Организация самостоятельной работы студентов / Сипакова И.Н., Александрова Е.А., Могилевич Б.Р., Базылева Р.М., Воронова Е.Н., Кубракова Н.А., Зайцева М.А., Саунина Е.В. Коллективная монография. Саратов: Изд-во «Техно-Декор»,2015.С. 32-51.

9. Renata Suzuki. Diaries as introspective research tools: From Ashton-Warner to Blogs [Electronic resource] // TESL-EJ, The Electronic Journal for English as a Second Language. Volume 8, Number 1 — June 2004. URL: http://www.tesl-ej.org/wordpress/ issues/volume8/ej29/ej29int/ (accessed January 12, 2018).

10. Воронова Е.Н. Дневник саморефлексии как средство организации и самоорганизации учебной деятельности студентов по изучению иностранного языка // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «Техно-Декор»,2016. С.19-28.

11. Ваганова О.И., Царёва О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128-130.

12. Иванова Д.В., Саунина Е.В. Ведение дневниковых записей как вид самостоятельной работы // Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему ВПО: материалы докладов Региональной научно-практической интернет-конференции. Саратов: РИЦ «Студия развития лидерства», 2012. С.110-116.

1. Artamonova L.A., Arkhipova M.V. Innovations in teaching English to students of non-linguistic universities. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2012. no 2 (1). pp. 28-33. (in Russian)

2. Odinokaya M.A., Nedorubkova E.A. Role of the information and communication technologies in distance learning of a foreign language during university studies. Perspectives for the development of science and education: materials of the 22nd International Scientific and Practical Conference. Moscow: IP Tugolukov A.V., 2017. pp. 32-35. (in Russian)

3. Gerasimenko T.L., Kovalchuk S.V., Mokhova O.L. Opportunities and prospects for using m-learning (mobile learning) in the process of studying a foreign language. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2013. no. 1. pp. 61-64. (in Russian)

4. Voronova E.N. Potential of technology Web-quest for teaching students in a foreign language // Modern Web-technologies of educational purpose: perspectives and directions of development: a collection of articles of participants of the International scientific-practical conference. National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch; Under the general editorship of S.V. Mironova, S.V. Napalkov. 2016. pp. 182-186. (in Russian)

5. Napalkov S.V., Pervushkina E.A. Web-Quest as a Means of Development of Innovative Strategy of Education. Privolzhsky Scientific Herald. 2014. no. 8-2 (36). pp. 51-53. (in Russian)

6. Laborda J.G. "Revisiting materials for teaching languages for Specific Purposes" [Electronic resource] // 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2011. 17 (1). pp. 102-112. URL: https://www.researchgate.net/publication/229020389_ Revisiting_materials_for_teaching_languagesfor_specific_purposes (accessed January 12, 2018). (in Russian)

7. Smolyaninova O.G. Technology of electronic portfolio in education: Russian and foreign experience: monograph. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2012. 332 p. (in Russian)

8. Mogilevich B.R. Psychological and pedagogical discourse of cognitive independence // Organization of independent work of students / Sipakova I.N., Aleksandrova E.A., Mogilevich B.R., Bazyleva R.M., Voronova E.N., Kubrakova N.A., Zaitseva M.A., Saunina E.V. Collective monograph. Saratov, Publishing house "Techno-Decor", 2015. pp. 32-51. (in Russian)

9. Renata Suzuki. Diaries as introspective research tools: From Ashton-Warner to Blogs [Electronic resource] // TESL-EJ, The Electronic Journal for Russian as a Second Language. Volume 8, Number 1 - June 2004. URL: http://www.tesl-ej.org/wordpress/ issues/volume8/ej29/ej29int/ (accessed January 12, 2018). (in Russian)

10. Voronova E.N. Diary of Self-Reflection as a Means of Organizing and Self-Organization of Student Activity in Studying Foreign Languages. Organization of Student Self-Study: materials of the reports of the 5th International Full-time Scientific and Practical Conference. Saratov, Publishing house "Techno-Decor", 2016. P.19-28. (in Russian)

11. Vaganova O.I., Tsaryova O.S. Reflexive diary as a means of assessing the personal and educational achievements of students of a pedagogical university. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2015. no. 6. pp. 128-130. (in Russian)

12. Ivanova D.V., Saunina E.V. Maintenance of diary entries as a kind of independent work // Independent work of students in conditions of transition to the two-tier system of HPE: the materials of the reports of the Regional scientific and practical Internet conference. Saratov, RIC "Leadership Development Studio", 2012. pp.110-116. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторе Воронова Елена Николаевна

(Россия, Саратов) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных направлений и специальностей факультета иностранных языков и лингводидактики Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Information about the author

Voronova Elena Nikolaevna

(Russia, Saratov) PhD in Pedagogics, Associate professor of (the) Department of English Language for Humanities, Faculty of Foreign Languages and Language Teaching Methods Saratov National Research State University named after N.G.Chernyshevsky E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.