Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПЛАНИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEDICAL CARE FOR CHILDREN / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / PREVENTION / PROCESS APPROACH / MEDICAL PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чолоян С. Б., Павловская О. Г., Екимов А. К., Трикоменас Н. Н., Шеенкова М. В.

Описаны подходы к анализу информации медицинской информационной системы о прикрепленном к медицинской организации детском населении (22950 детей) для выделения однородных групп с целью построения плана профилактической работы с каждой. Команда экспертов медицинской организации разработала электронный план работы для4 745 вариантов наблюдения ребенка, который реализуется в виде компьютерной программы, позволяющей автоматически перестраивать план. Он рассматривается как последовательность стандартных операционных процедур. Программа автоматически «перестраивает» календарный план работ с ребенком, позволяя выполнить пропущенные работы в приемлемые для ребенка и исполнителя сроки. Использование подобного планирования особенно необходимо для работы в условиях профилактики COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чолоян С. Б., Павловская О. Г., Екимов А. К., Трикоменас Н. Н., Шеенкова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF AN EFFECTIVE MODEL OF PREVENTIVE WORK WITH CHILDREN

The approaches to the analysis of the information of the medical information system about the child population attached to the medical organization (22,950 children) are described to identify homogeneous groups in order to build a preventive work plan with each. The team of experts of the medical organization has developed an electronic work plan for4,745 options for monitoring a child, which is implemented as a computer program that allows you to automatically rearrange the plan. It is considered as a sequence of standard operating procedures. The program automatically “restructures” the calendar plan of work with the child, allowing you to complete the missed work in an acceptable time for the child and the performer. The use of such planning is especially necessary for work in the conditions of prevention of COVID-19.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ»

С.Б. Чолоян,

д.м.н., профессор ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия, e-mail: sb433@mail.ru О.Г. Павловская,

к.м.н., доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия, e-mail: pavlovskaya-o@mail.ru А.К. Екимов,

экономист ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: ekimov_ak@mail.ru Н.Н. Трикоменас,

к.м.н., главный врач ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: natashatri@yandex.ru М.В. Шеенкова,

к.м.н., ассистент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет», г. Оренбург, Россия, Минздрава России, e-mail: ms_1301@mail.ru Е.Н. Байгазина,

программист отдела АСУ ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г. Оренбург, Россия, e-mail: elena311075@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

УДК 616-084-053.2 DOI 10.37690/1811-0185-2020-7-17-26

Чолоян С.Б, Павловская О.Г, Екимов А.К, Трикоменас Н.Н, Шеенкова М.В, Байгазина Е.Н. Современные подходы к построению эффективной модели профилактической работы с детьми (ГАУЗ «Детская городская клиническая больница» г. Оренбург, Россия; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург, Россия) Аннотация. Описаны подходы к анализу информации медицинской информационной системы о прикрепленном к медицинской организации детском населении (22950 детей) для выделения однородных групп с целью построения плана профилактической работы с каждой. Команда экспертов медицинской организации разработала электронный план работы для 4 745 вариантов наблюдения ребенка, который реализуется в виде компьютерной программы, позволяющей автоматически перестраивать план. Он рассматривается как последовательность стандартных операционных процедур. Программа автоматически «перестраивает» календарный план работ с ребенком, позволяя выполнить пропущенные работы в приемлемые для ребенка и исполнителя сроки. Использование подобного планирования особенно необходимо для работы в условиях профилактики COVID-19.

Ключевые слова: медицинская помощь детям, медицинская информационная система, профилактика, процессный подход, планирование медицинской деятельности.

С внедрением информационных технологий в медицине и здравоохранении появился новый инструмент повышения эффективности работы медицинских организаций (МО), основанный на всестороннем изучении различных аспектов деятельности МО с целью улучшения ее клинических, экономических, организационных и иных показателей [2, 8, 12, 13, 14, 15]. Наличие информационных ресурсов в МО позволяет выявить новые формы организационной работы с пациентами, при которых клиническая эффективность будет выше, чем при традиционно сложившихся формах работы МО. Максимальное использование особенностей каждого ребенка позволяет построить план работы с ним, при реализации которого будет получен наилучший результат. Можно выделить два недостатка традиционной реализации планов работы с детьми: 1) несвоевременность реализации намеченных мероприятий,

© С.Б. Чолоян, О.Г. Павловская, А.К. Екимов, Н.Н. Трикоменас, М.В. Шеенкова, Е.Н. Байгазина, 2020 г.

№7

2020

Менедже,

связанных с ребенком и 2) «разрушение» намеченного календарного плана работы с ребенком вследствие различных причин, не зависящих от медицинских работников (болезнь ребенка, выезд за границы зоны обслуживания МО, в условиях профилактики и снижения рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 и др.). Внедрение процессного подхода к управлению в МО позволяет в максимальной степени избежать отмеченных выше организационных недостатков работы с детьми [6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15].

Цель статьи - описать информационную составляющую, в построении формы организационной работы с детьми, максимально учитывающей в профилактической и диспансерной работе с детьми особенности каждого ребенка и реализующей работу с каждым ребенком на основе процессного подхода к управлению. В статье описываются подходы к анализу прикрепленного к МО детского населения, для выделения однородных групп с целью построения эффективного плана профилактической работы с каждой выделенной группой детей и реализацией выработанного плана на основе процессного подхода.

Существующие нормативные документы, регламентирующие работу медицинских организаций с детьми, предельно полно описывают условия выделения групп детей по степени их здоровья, а также последовательность медицинских мероприятий, реализация которых позволит сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка. Однако реализация имеющихся предписаний в условиях, когда в практике работы медицинского персонала МО имеется быстрая смена приоритетов в достижении локальных целей, а также высокая «социальная мобильность» детского контингента вносят значительные трудности в реализацию намеченных планов работы с каждым ребенком. Под социальной мобильностью здесь понимают выход ребенка из-под медицинского обслуживания МО, к которому прикреплен ребенок. Временная невозможность МО проводить плановое медицинское обслуживание ребенка связано либо с выездом ребенка за пределы населенного пункта, либо с невозможностью проводить некоторые медицинские мероприятия с ребенком ввиду его болезни или иных социальных причин, препятствующих реализации намеченного плана работы с ребенком. Предлагаемая работа с группой детей имеет следующие преимущества перед традиционным подходом к планированию работы с каждым ребенком и реализацией намеченного

плана. Поскольку каждая выделенная группа детей, имеющих одинаковый возраст и пол, а также единый «набор» заболеваний, рассматривается как единая «социальная единица» (СЕ) (Можно увеличить число признаков, выделяющих СЕ). Для каждой выделенной СЕ группой экспертов (а не одним участковым врачом) разрабатывается электронный план медицинской работы с выделенной СЕ до определенного возраста. Суть указанного электронного плана состоит в том, что формируемый план медицинских мероприятий составлен с учетом всех нормативных документов и учитывает пол, возраст и наличие конкретных заболеваний детей выделенной СЕ. Далее электронный план медицинской работы с выделенной СЕ реализуется в виде компьютерной программы, которая позволяет автоматически перестраивать план работы с каждым ребенком, при его невыполнении вследствие наличия факторов социальной мобильности. В случае, если у некоторого ребенка диагностируется новое заболевание, то компьютер относит указанного ребенка к новой СЕ, в которой дети соответствующего пола и возраста имеют такой же набор заболеваний.

Теория процессного подхода к управлению позволяет управлять как здоровьем отдельного ребенка, так и однородной группой детей, объединенных понятием «социальная единица детей» (СЕД). Однако использование понятия «управление здоровьем СЕД», являясь более крупной единицей анализа и управления, позволяет осуществлять управление здоровьем детей, используя более крупные объекты управления. Анализ СЕД за некоторый промежуток времени дает обобщенное описание региональных изменений состояния здоровья детей.

В статье на примере группы детей, прикрепленных к ГАУЗ «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга (ДГКБ), описывается последовательность анализа здоровья детей и выделения СЕД. Имеющаяся в медицинской информационной системе (МИС) ДГКБ информация о каждом ребенке (пол, возраст, особенности быта ребенка, имеющиеся у ребенка основные и сопутствующие заболевания) позволяет выделить группы детей с максимально похожими характеристиками, которые далее называются СЕД. На основе экспертных знаний для каждой СЕ можно построить последовательность профилактических и диспансерных мероприятий, в максимальной степени учитывающих особенности СЕ. Построенный на основе экспертных знаний план работ далее рассматривается как последовательность стандартных операционных

енеджер № 7

здравоохранения 2020

процедур (СОП). Последовательность СОП, рассматриваемая как последовательность действий, необходимых для гарантированного достижения результата, далее выражается в виде компьютерной программы, которая позволяет исполнителям работ, владельцу процесса и лицам, имеющим доступ к оценке процесса, использовать информацию об объектах управления (детях) для выполнения работ и контроля за процессом гарантированного достижения результата на всех его этапах. Созданная компьютерная программа управления здоровьем каждого ребенка является динамическим календарным планом работ с ребенком, она делает работу с ребенком «абсолютно прозрачной». Имеются две отличительные особенности созданной системы работ с детьми от традиционных планов работ. Первая особенность состоит в полной информированности владельцев процесса и исполнителей работ о том, у какого ребенка, когда

и какое «событие» произошло или ему предстоит произойти в ближайшем или отдаленном времени. Вторая особенность, очень важная для исполнителя, состоит в том, что при невыполненной работе, причина которой обязательно указывается исполнителем работы, программа автоматически «перестраивает» календарный план работ с ребенком, позволяя выполнить пропущенные работы в приемлемые для ребенка и исполнителя сроки.

Далее в статье дается описание основных моментов, необходимых для построения формы организационной работы с детьми, максимально учитывающей особенности каждого ребенка, получающего медицинскую помощь в ДГКБ с 2009 по 2018 годы. В таблице 1 (А, Б) приведены данные о составе каждой группы здоровья, которую имели 22950 анализируемых детей при первой оценке группы здоровья. В таблице 2 (А, Б) показаны изменения в составах групп детей, отнесенных

Количество (А) и доля (Б) мальчиков и девочек возраста, когда была первая оценка группы здоровья

(частоты)

Возраст ребенка (лет) Мальчики Девочки Сумма по строке

До года 902 854 1756

1 1086 1057 2143

2 1080 1009 2089

3 909 803 1712

4 729 674 1403

5 684 617 1301

6 698 640 1338

7 630 602 1232

8 648 624 1272

9 633 578 1211

10 569 527 1096

11 498 470 968

12 479 453 932

13 516 461 977

14 579 456 1035

15 540 460 1000

16 454 394 848

17 323 314 637

Всего по столбцу 11957 10993 22950

(проценты)

Мальчики Девочки Средний процент по строке

7,54% 7,77% 7,65%

9,08% 9,62% 9,34%

9,03% 9,18% 9,10%

7,60% 7,30% 7,46%

6,10% 6,13% 6,11%

5,72% 5,61% 5,67%

5,84% 5,82% 5,83%

5,27% 5,48% 5,37%

5,42% 5,68% 5,54%

5,29% 5,26% 5,28%

4,76% 4,79% 4,78%

4,16% 4,28% 4,22%

4,01% 4,12% 4,06%

4,32% 4,19% 4,26%

4,84% 4,15% 4,51%

4,52% 4,18% 4,36%

3,80% 3,58% 3,69%

2,70% 2,86% 2,78%

100,00% 100,00% 100,00%

Таблица 1

С

#хс

(А)

(Б)

Менедже,

Таблица 2А

Количество детей в анализируемых группах здоровья в начале и конце анализа

Группа здоровья в начале Группа здоровья в конце анализируемого срока Сумма

анализируемого срока 1 2 3 4 5 по строке

1 1234 2459 877 6 9 4585

2 3954 4678 4779 39 97 13547

3 801 2402 1260 48 84 4595

4 2 14 30 5 66 117

5 0 8 13 10 75 106

Сумма по столбцу 5991 9561 6959 108 331 22950

Таблица 2Б

Доля детей (%) в анализируемых группах здоровья в начале и конце анализа

Группа здоровья Группа здоровь. я в конце анализируемого срока

в начале анализируемого срока 1 2 3 4 5 Сумма по строке

1 26,9% 53,6% 19,1% 0,1% 0,2% 100,0%

2 29,2% 34,5% 35,3% 0,3% 0,7% 100,0%

3 17,4% 52,3% 27,4% 1,0% 1,8% 100,0%

4 1,7% 12,0% 25,6% 4,3% 56,4% 100,0%

5 0,0% 7,5% 12,3% 9,4% 70,8% 100,0%

Средний процент по столбцу 26,1% 41,7% 30,3% 0,5% 1,4% 100,0%

к анализируемым группам здоровья, которые произошли в конце анализируемого периода, с учетом групп здоровья, которые имели дети при новой оценке группы здоровья.

Таблицы, в которых анализируется процесс в терминах ДО-ПОСЛЕ, называются таблицами сопряженности. В таблицах сопряженности большое значение имеют ячейки на главной диагонали. Главная диагональ - это ячейки, имеющие одинаковый номер столбца и номер строки. В таблице 2Б это ячейки с номерами (строка 1, столбец 1), который содержит значение процента 26,9%, ячейка с номерами (строка 2, столбец 2), содержащая значение процента 34,5%, и далее до ячейки с номерами (строка 5, столбец 5), содержащей значение процента 70,8%. Все ячейки таблицы, расположенные правее или выше главной диагонали, характеризуют детей, у которых группа здоровья в конце анализируемого периода стала хуже, чем группа здоровья, установленная при первой оценке группы здоровья. Все значения, стоящие на главной диагонали, характеризуют долю детей, у которых группа здоровья, установленная при первой оценке группы здоровья, не изменилась при оценке группы здоровья в конце анализируемого

периода. Например, из таблицы 2Б можно установить, что в случае, когда у детей была установлена «вторая группа здоровья», у 34,5% детей группа здоровья не изменилась. Проценты правее ячейки на главной диагонали характеризуют процент детей, у которых группа здоровья улучшилась. Таблицы 2А и 2Б, в частности, характеризуют одну особенность процесса, анализируемого на длительном отрезке времени - его динамичность. За достаточно большой промежуток времени (2009-2018 гг.) часть детей перестала получать медицинскую помощь в ДГКБ, по возрастным и иным причинам, другая часть детей начала получать медицинскую помощь в ДГКБ. При этом как дети, перестающие получать медицинскую помощь в ДГКБ, так и дети, начинающие получать медицинскую помощь в ДГКБ имели свои группы здоровья. Важную информацию, позволяющую уточнить плановые работы с детьми, содержат «ориентированные деревья с оценками» [3, 4, 9], характеризующие историю детей, которые в конце анализа имели определенную группу здоровья. Далее, на рис. 7 будут показаны изменения оценок групп здоровья 108 детей, которые в 2018 году имели четвертую группу здоровья.

Менеджер № 7

здравоохранения 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные данные в таблице 1А, 1Б, описывающие детей через понятие «группа здоровья ребенка, установленная при первой оценке группы здоровья» имеют большое значение для оценки хода профилактической и диспансерной работы, которые проводят медицинские работники ДГКБ, однако они имеют небольшую ценность при построении планов текущей работы. Для построения планов профилактической и диспансерной работы с детьми необходимо оценить состояние здоровья детей в момент перед построением плана работы. Для построения планов эффективной профилактической работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья детей необходимо выделить среди всех детей максимально однородные группы с учетом пола, возраста ребенка и имеющихся у него основных и сопутствующих заболеваний. При оценке заболеваний, которые имели дети, не оценивался класс МКБ 18 (Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках), класс 19 (Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин), класс 20 (Внешние причины заболеваемости и смертности) и класс 21 (Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения). Ввиду малых частот встречаемости или их полного отсутствия, также не анализировались класс 15 (Беременность, роды и послеродовой период), класс 16 (Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде) и класс 17 (Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения).

Значительный объем информации о том, как менялись оценки здоровья каждого ребенка можно получить, применив к имеющимся в МИС данным математический аппарат ориентированных деревьев с оценками, применив его к последовательности оценок групп здоровья детей, взятых в обратном порядке относительно их хронологической последовательности. Такие деревья называются обратными ориентированными деревьями. Обратные ориентированные деревья с оценками позволяют, например, дать ответ на вопрос «Какие оценки групп здоровья имели дети в прошлом, если в настоящее время все они имеют четвертую группу здоровья?». Если хронологический ряд событий с1, с2, с3, с4, с5 назвать прямым рядом событий, то обратным рядом для данного ряда событий будет ряд с5, с4, с3, с2, с1, в котором самое первое событие хронологического ряда событий в обратном ряду становится

последним событием, а самое последнее событие в прямом ряду событий становится первым событием в обратном ряду событий. Обратные деревья оценивают процесс «из настоящего в прошлое» и отвечают на вопрос «Как менялись во времени оценки здоровья некоторой группы детей, если при последнем диспансерном осмотре все они имели одинаковую оценку группы здоровья?». Каждый узел дерева имеет две количественные оценки: количество детей, которые объединяет узел дерева и среднюю длительность (в годах), в течение которой выделенные дети имели указанную оценку группы здоровья. Обратные деревья читаются справа-налево. В верхней части обратного дерева содержится информация о детях, которые вначале имели более высокую оценку группы здоровья, чем та, которую выделенные дети имели в конце анализируемого срока. В нижней части обратного дерева содержится информация о детях, у которых была положительная динамика групп здоровья. На рис. 1 показана история изменений оценки группы здоровья детей, которые в конце 2018 года имели четвертую группу здоровья.

На рис. 1, показана история формирования здоровья детей, которые в конце 2018 года имели четвертую группу здоровья. В начальном узле дерева (или узле дерева уровня 1п=0) содержится информация о том, что обратное дерево описывает историю формирования оценок групп здоровья 108 детей, которые в 2018 году имели четвертую группу здоровья. Узлы дерева уровня 1п=1 характеризуют оценки групп здоровья, которые имели дети перед последней оценкой группы здоровья в 2018 году. Анализ узлов дерева уровня 1п=1 показывает, что перед последней оценкой группы здоровья 3 ребенка имели первую группу здоровья, 20 детей имели вторую группу здоровья, 67 детей имели третью группу здоровья и 13 детей имели пятую группу здоровья. Самый нижний узел 4 уровня 1п=1 обратного дерева - круг с номером 4 в центре круга, приведен для справки, поскольку в дереве нет соседних узлов с одинаковыми оценками групп здоровья. Справочная информация об узле 4 показывает, что 5 детей в течение всего анализируемого периода имели четвертую группу здоровья, которая не менялась в течение всего времени. Важно отметить основное свойство оценок частот обратного дерева: сумма всех частот дочерних узлов дерева 1п=к-1 равна частоте родительского узла 1п=к. Из рис. 1 можно установить, что в головном узле 1п=0 содержится 108 объектов (детей). Для родительского узла дочерними узлами являются узлы

с

#хс

Менедже,

Рис. 1. Обратное дерево, характеризующее историю изменения оценок 108 детей, которые в конце 2018 года имели четвертую группу здоровья

1, 2, 3, 5. Сумма всех объектов дочерних узлов составляет 3+20+67+13=103. Сравнивая частоты узла уровня 1п=0 (родительский узел) и сумму частот дочерних узлов 103 делаем вывод, что у 5 детей оценка группы здоровья не менялась на протяжении всего анализируемого периода. Средняя длительность оценок всех 103 детей до получения оценки «четвертая группа здоровья» составила 2,43 года. Рассмотрим формирование узла 1 уровня дерева Ь=1 (содержащего 3 объекта), читая узлы дерева справа-налево. Один ребенок в течение 0,51 года имел 2 группу здоровья. Затем его оценку здоровья изменили на третью группу здоровья, длительность которой составила 2,05 года, после чего он попадает в родительский узел 1 уровня обратного дерева Ь=1. Первоначальной оценкой группы здоровья другого ребенка была вторая группа здоровья и через 1,01 год его оценка группы здоровья изменилась на первую группу здоровья. Один ребенок первоначально имел первую группу здоровья. Такова история формирования узла 1 уровня обратного дерева, изображенного на рис. 7. Рассмотрим формирования дочернего узла 5 уровня дерева Ь=1, который изображен в нижней части рис. 7. Первоначально

один ребенок формируемого узла 5 имел вторую группу здоровья. Далее через 0,17 года ему снизили оценку группы здоровья до третьей группы здоровья. В узле 3 уровня обратного дерева Ь=2 уже находились 2 ребенка. Через 0,61 года у всех трех детей узла 3 уровня обратного дерева Ь=2 снизили оценку группы здоровья до пятой группы здоровья. До этого в узле 5, уровня обратного дерева Ь=1, находились 10 детей, и в целом число объектов в узле 5 составило 13. Длительность перехода от узла 3 до узла 5 составила 6,31 года (в среднем). После у 13 анализируемых детей улучшили оценку группы здоровья до четвертой группы здоровья. Длительность перехода от узла 5 до узла 4 составила в среднем 2,43 года.

Анализ обратных деревьев, описывающих историю формирования групп детей, имеющих одинаковую оценку их здоровья при последнем диспансерном осмотре, дает много информации о том, какую тактику диспансерной работы необходимо применить для каждого ребенка, имеющего одинаковую оценку группы здоровья. Однако более важную информацию о здоровье ребенка получаем из анализа заболеваний, которые имеет каждый ребенок.

енеджер № 7

здравоохранения 2020

Для выделения групп детей, имеющих одинаковые значения пола, возраста и «набора» заболеваний применим математический аппарат теории конечных множеств с оценками [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 16]. Важными характеристиками конечных множеств с оценками являются количество объектов в множестве и состав элементов множества (заболевания, которые имеют выделенные дети). Пол, возраст (в годах) и перечень заболеваний, которые имеют выделенные дети, которые являются количественными и качественными

характеристиками групп детей, составляющих социальную единицу (СЕ). В рамках решаемой задачи оценки здоровья детей важными количественными характеристиками СЕ являются: количество детей, пол всех детей СЕ, возраст и заболевание (заболевания), которое имеют все дети группы. В таблицах 3-7 приводятся количественные характеристики множеств, которые были сформированы из 22 950 детей с учетом пола, возраста и имеющихся у каждого ребенка заболеваний.

Таблица 3

Распределение детей по количеству имеющихся у них заболеваний*

Количество заболеваний Число детей Доля имеющих указанное число заболеваний (%) |

Нет заболеваний 5 069 22,09

1 8 668 37,77

2 5 616 24,47

3 2 526 11,01

4 780 3,40

5 211 0,92

6 64 0,28

7 14 0,06

9 2 0,01%

Всего 22 950 100,0

*Примечание. В градацию «Нет заболеваний» вошли дети 21 класса МКБ «1».

Распределение детей определенного возраста по количеству диагностированных у них заболеваний

Таблица 4

Возраст ребенка Число заболеваний (з), которое наблюдается у ребенка Сумма

0 з ] з 2 з 3 з 4 з 5 з 6 з 7 з 8 з ? з по строке

До года 43,7 46,4 9,0 0,8 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

1 год 38,3 42,5 15,9 3,1 0,2 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

2 года 37,9 41,7 16,1 3,6 0,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

3 года 31,2 38,7 19,6 8,0 2,1 0,4 0,1 0,0 0,0 0,0 100,0

4 года 25,9 37,0 21,5 10,6 3,3 1,2 0,4 0,1 0,0 0,0 100,0

5 лет 21,5 35,7 21,5 13,5 5,4 1,8 0,5 0,2 0,0 0,0 100,0

6 лет 14,8 35,1 26,8 15,2 5,3 1,9 0,7 0,1 0,0 0,1 100,0

7 лет 17,3 36,3 28,9 11,7 4,0 1,3 0,5 0,1 0,0 0,0 100,0

8 лет 14,7 34,4 28,6 13,5 5,6 1,8 1,3 0,1 0,0 0,0 100,0

9 лет 14,9 32,6 29,3 14,2 6,3 1,7 0,4 0,5 0,0 0,1 100,0

10 лет 11,0 34,5 33,8 15,6 4,2 0,9 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

11 лет 12,5 34,0 31,7 17,1 3,5 0,8 0,3 0,0 0,0 0,0 100,0

12 лет 13,1 36,8 30,4 13,5 4,7 1,3 0,2 0,0 0,0 0,0 100,0

13 лет 11,0 38,2 29,5 15,9 4,2 1,0 0,3 0,0 0,0 0,0 100,0

14 лет 10,1 39,7 30,0 14,2 4,8 1,0 0,2 0,0 0,0 0,0 100,0

15 лет 6,5 34,1 33,4 19,1 5,6 1,1 0,2 0,0 0,0 0,0 100,0

16 лет 5,8 33,3 37,0 17,8 5,0 1,2 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

17 лет 6,8 34,7 35,3 17,4 4,6 0,8 0,3 0,2 0,0 0,0 100,0

С

#хс

Менедже,

Из таблицы 4 можно установить, что 48,1% детей (из 1 756 детей, см. табл. 7) возраста до года не имеют заболеваний. Дети возраста 1-15 лет чаще всего имеют одно заболевание. При этом доля детей, имеющих одно заболевание, снижается до возраста 9 лет от 42,5% в возрасте 1 год до 32,6% в возрасте 9 лет при одновременном росте доли детей,

имеющих два заболевания (от 15,9% в возрасте 1 год до 29,3% в возрасте 9 лет). Дети возраста 16-17 лет чаще всего имеют два заболевания. Также из таблицы 4 можно установить, что в основном дети имеют не более трех заболеваний. Общая доля детей, имеющих более трех заболеваний, растет от 0,1% у детей до года до 9,0% в возрасте 9 лет.

Таблица 5

Заболевания, которые имеют 50% детей, имеющих одно заболевание

МКБ заболевания Заболевание Частота встречаемости заболеваний у детей, имеющих одно заболевание

G93.8 Другие уточненные поражения головного мозга 15,1%

G93.4 Энцефалопатия неуточненная 7,2%

H52.1 Миопия 4,2%

H52.5 Нарушения аккомодации 4,1%

M21.4 Плоская стопа [pes planus] (приобретенная) 4,1%

I49.8 Другие уточненные нарушения сердечного ритма 3,4%

J31.1 Хронический назофарингит 2,3%

E01.8 Другие болезни щитовидной железы, связанные с йодной недостаточностью 2,2%

J35.2 Гипертрофия аденоидов 2,0%

K42.9 Пупочная грыжа без непроходимости или гангрены 1,6%

E66.0 Ожирение, обусловленное избыточным поступлением энергетических ресурсов 1,5%

I34.1 Пролапс [пролабирование] митрального клапана 1,4%

M21.0 Вальгусная деформация, не классифицированная в других рубриках 1,2%

Таблица 6

«Пары заболеваний», которые имеют 20% детей, имеющих два заболевания

МКБ первого заболевания МКБ второго заболевания Частота встречаемости заболеваний у детей, имеющих два заболевания

G93.8 G96.8 2,2%

G93.4 G93.8 2,0%

G93.8 D50.9 1,6%

G93.8 E01.8 1,5%

G93.8 G93.4 1,4%

H52.5 H52.1 1,3%

G93.8 I49.8 1,0%

G93.8 D18.0 0,9%

G93.8 M21.4 0,8%

G93.4 J31.1 0,8%

M21.4 G90.8 0,8%

G93.4 H52.5 0,7%

G93.8 K59.9 0,7%

M21.4 M21.0 0,7%

G93.4 K02.1 0,6%

I49.8 H52.5 0,6%

H52.1 H52.5 0,6%

G93.8 J40 0,6%

G93.4 E04.0 0,6%

H52.1 M21.4 0,5%

Менеджер № 7

здравоохранения 2020

Я

Таблица 7

«Тройки заболеваний», которыми болеют 20% детей, имеющих три заболевания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заболевание 1 Заболевание 2 Заболевание 3 Частота встречаемости заболеваний у детей, имеющих три заболевания

G93.4 K02.1 M21.0 1,6%

G93.8 G93.4 E34.8 1,5%

G93.8 G93.4 E03.8 1,5%

G93.4 G93.8 H52.5 1,3%

G93.8 G96.8 K02.0 1,1%

G93.4 M21.4 M21.0 1,1%

G93.8 L20 K02.1 0,9%

G93.4 L20.8 J35.2 0,9%

G93.4 J31.1 E67.8 0,9%

G93.8 L20.9 L20.8 0,9%

G93.4 K42.9 G93.8 0,8%

G93.4 M41.8 E04.0 0,8%

G93.4 H52.0 E01.8 0,8%

G93.4 J44.0 J35.2 0,8%

G93.4 D50 M21.4 0,8%

G93.4 H52.5 H52.0 0,7%

G93.4 E01.8 G93.8 0,7%

M21.4 G93.4 I49.9 0,6%

G93.8 E01.8 M21.1 0,6%

G93.8 D50.9 E34.8 0,6%

H52.1 G90.9 G90.8 0,6%

G93.4 G93.8 G56.1 0,6%

H52.1 E66.1 E66.0 0,5%

H52.1 E04.0 M21.0 0,5%

Далее доля детей, имеющих более трех заболеваний снижается до 5,8% у детей возраста 17 лет.

Проведенный анализ позволил выделить группы детей однородных по полу, возрасту и «набору» основных и сопутствующих заболеваний, которые имеет каждый ребенок выделенной группы. В МИС процедурой из программного модуля «Управление профилактической и диспансерной работой выделенных групп детей» все 22 950 детей были разделены на 4 745 групп детей (СЕ) однородных по полу, возрасту и имеющимся группам заболеваний с численностью детей в каждой группе от одного ребенка до групп численностью 443 ребенка.

Экспертами для каждой из 4 745 социальных единиц (СЕ) были построены электронные планы работ с детьми, на основе которых далее были построены процессы управления диспансерной и профилактической работой с детьми каждой СЕ. В результате исполнители и владельцы процессов имеет полную информацию о проведенной работе

как с отдельным ребенком, так и группой детей в целом. Рассмотрение группы детей как единого объекта управления основано на том, что для всех детей группы имеются единые алгоритмы профилактической и диспансерной работы, основанные на учете возраста, пола и имеющихся основных и сопутствующих заболеваний, которые есть у каждого ребенка группы.

Сегодня использование подобного планирования особенно необходимо для работы в условиях профилактики и снижения рисков распространения новой короновирусной инфекции COVID-19.

Выводы

В медицине и здравоохранении появился новый инструмент повышения эффективности работы медицинских организаций, основанный на информационных технологиях.

Создание программных комплексов в МО, использующих идеи процессного подхода, позволяет

№7 Менеджер

2020 адравоохрвнвщ/т

сделать управление здоровьем детей полностью прозрачным.

Внедрение в МО медицинских информационно-аналитических систем (МИАС), используемых для управления, требует внедрения в программное обеспечение МИАС современных математических методов анализа и управления.

Использование процессного подхода в управлении МО позволяет повысить клинико-экономические характеристики работы МО.

Описана последовательность действий по созданию нового организационного механизма профилактической и диспансерной работы с детьми.

зЯо

1. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Часть 1. Начала теории множеств. - М.: МЦНМО, 2012. - 112 с.

2. Влияние деятельности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь детям, на экономику региона /С.Б. Чолоян [и др.] //Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 9. - С. 18-30.

3. Домнин Л.Н. Элементы теории графов. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007. - 144 с.

4. Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. М.: Наука. - Физ-матлит, 1990. - 384 с.

5. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. - 166 с.

6. Князюк Н.Ф, Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. Москва, 2013. - 312 с.

7. Леоненков A.B. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 719 с.

8. Методы и средства комплексного интеллектуального анализа медицинских данных / А.А. Баранов [и др.] // Труды ИСА РАН. - 2015. - Т. 65. - № 2. - С. 81-93.

9. Оре О. Теория графов. М.: Наука, 1980. - 336 с.

10. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.

11. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Система менеджмента качества в учреждении здравоохранения. Новосибирск, 2007. - 320 с.

12. Современное управление медицинской организацией на основе процессного подхода в российских научных публикациях /С.Б. Чолоян [и др.] //Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 8. - С. 14-24.

13. Современные подходы к анализу формирования патологии у детей /С.Б. Чолоян [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 3. - С. 13-22.

14. Управление медицинской организации на основе цепей Маркова с оценками / С.Б. Чолоян [и др.] //Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 2. - С. 14-22.

15. Формирование новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Обращения пациентов в поликлинику: анализ и моделирование /С.Б. Чолоян [и др.] // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 3. - С. 24-36.

16. Элементы теории множеств: Учебно-методическое пособие/ Сост.: Кулагина Т.В., Тихонова Н.Б. Пенза: ПГУ, 2014. - 32 с.

UDC 616-084-053.2

Choloyan S.B., Pavlovskaya O.G., Ekimov A.K., Tricomenas N.N., Sheenkova M. V, Baygazina E.N. Modern approaches to the construction of an effective model of preventive work with children (SAIH "Children's city clinical hospital" of Orenburg, Russia; FSBEI HE "Orenburg state medical University" of the Ministry of health of the Russian Federation, Orenburg, Russia)

Abstract. The approaches to the analysis of the information of the medical information system about the child population attached to the medical organization (22,950 children) are described to identify homogeneous groups in order to build a preventive work plan with each. The team of experts of the medical organization has developed an electronic work plan for 4,745 options for monitoring a child, which is implemented as a computer program that allows you to automatically rearrange the plan. It is considered as a sequence of standard operating procedures. The program automatically "restructures" the calendar plan of work with the child, allowing you to complete the missed work in an acceptable time for the child and the performer. The use of such planning is especially necessary for work in the conditions of prevention of COVID-19. Keywords: medical care for children, medical information system, prevention, process approach, medical planning.

енеджер № 7

здравоохранения 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.