Научная статья на тему 'Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям'

Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучеренко В. З., Мысяков В. Б.

В статье представлены подходы к разработке региональных семейных программ. Показано, что в современных условиях неполные семьи должны стать первоочередными получателями медико-социальной помощи. Приводятся задачи отдельных служб и организаций по работе с неполными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кучеренко В. З., Мысяков В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к организации медико-социальной помощи неполным семьям»

© Кучеренко В.З., Мысяков В.Б., 2004 УДК 614+65.9(2)27

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ

В.З. Кучеренко, В.Б. Мысяков

Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова, Пензенский государственный институт усовершенствования врачей

В статье представлены подходы к разработке региональных семейных программ. Показано, что в современных условиях неполные семьи должны стать первоочередными получателями медико-социальной помощи. Приводятся задачи отдельных служб и организаций по работе с неполными семьями.

В переходный к рыночным отношениям период произошла резкая дифференциация доходов семей, усугубился кризис института семьи, возросла нестабильность браков, снижается роль семьи в воспитании детей [2, 3, 5]. В этих условиях особое значение имеют изучение состояния и сохранение здоровья такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья [1,

4].

Несмотря на это, в стране функции семейной политики не отработаны и целенаправленно не включены в систему деятельности органов власти и управления. В целях улучшения сложившейся ситуации необходимо принятие региональных семейных программ. Эти программы должны представлять собой комплекс мер экономического, правового, социального, информационнопропагандистского и организационного характера, разрабатываемых и проводимых органами местного самоуправления, преследующих цель создания наиболее благоприятных условий для реализации функций семьи и укрепления ее как социального института.

Необходимо добиться построения единой модели семьи - это семья с дву-

мя-тремя детьми, активно участвующая в экономической и культурной жизни, придерживающаяся легального социального партнерства с местными органами самоуправления и получающая от муниципальных властей гарантии в реализации своих семейных функций.

Основными целями семейных программ должны являться:

- укрепление авторитета семьи как социального института;

- поддержание жизнедеятельности семьи;

- обеспечение условий для реализации семьей своих общественных функций: репродуктивной, воспитательной, социальной, экономической;

- создание условий для самообеспеченности современной семьи в период коренных социальноэкономических реформ в стране.

Для реализации выше указанных

целей должны быть решены следующие задачи:

- создание и совершенствование условий для реализации прав семьи во всех сферах ее жизнедеятельности;

- осуществление социальных мер по оказанию адресной социальной и

экономической поддержки наиболее нуждающимся семьям, семьям с особыми проблемами, а также семьям, оказавшимся в экстремальных условиях;

- координация усилий различных структур исполнительной и представительной власти, общественных и иных организаций и объединений по реализации семейной политики;

- достижение высокого уровня экономической самообеспеченности большинства семей. Муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями должны проводиться следующие мероприятия по улучшению здоровья семьи:

- формирование установок на здоровый образ жизни;

- сохранение доступной медицинской помощи беременным и детям;

- развитие службы планирования семьи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья (пропаганда безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем);

- развитие и совершенствование медико-генетической службы и учреждений перинатальной охраны плода;

- обеспечение медико-социального

патронажа различных групп населения;

- осуществление контроля за питанием детей раннего возраста, беременных женщин и кормящих матерей;

- разработка и реализация мер по экологической безопасности семьи. Неполные семьи должны являться

первоочередными получателями социальной помощи, которая должна быть в виде:

- организации горячего питания для

школьников из неполных семей;

- организации оздоровительного отдыха для детей из неполных семей;

- обеспечения семей, имеющих детей в возрасте до двух лет, детским питанием;

- медико-социального патронажа неполных семей.

В результате на муниципальном уровне должны быть сформированы программы помощи неполным семьям (табл. 1). К работе с неполными семьями и детьми, проживающими в них, необходимо привлекать следующие службы и организации:

1. Территориальную службу по оказанию социальной помощи семьям, местную администрацию.

2. Родильные дома, женские консультация, службу «Брак и семья».

3. Медицинские лечебно-профилактические учреждения.

4. Юридические организации.

5. Правоохранительные органы.

6. Учреждения воспитания и образования.

7. Службы временного пребывания детей.

8. Службы психолого-педагогической помощи.

9. Учреждения психолого-педагоги-ческой коррекции.

10. Общественные организации.

11. Благотворительные организации, различные фонды, службы попечения, спонсоров.

12. Профсоюзные органы.

В организации работы с неполными семьями необходимо учитывать, что в большинстве это семьи юных матерей. Для этой категории семей также должна проводиться целенаправленная программа. Мероприятия программы помощи таким семьям представлены в табл. 2.

Таблица 1

Программа помощи неполным семьям

№ п/п Направления помощи Службы помощи

1 Сбор и предоставление информации о положении неполных семей на территории, закрепленной за социальной службой 1, 2, 3, 5, 6, 7

2 Оказание помощи в получении различных льгот, пособий, контроль и предоставление информации о них 1, 4, 6

3 Помощь матери в частичной ее занятости на производстве, трудоустройстве, помощь в обеспечении работой на дому 1, 12

4 Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности 1, 10, 11, 12

5 Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки неполных семей 6, 8, 10, 11, 12

6 Психологическая помощь, поддержка одиноких родителей в стрессовых ситуациях (острые финансовые затруднения, развод, потеря близкого родственника, небрежное отношение к своим родительским обязанностям, конфликт с ребенком и т.д.) 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 12

7 Педагогический всеобуч родителей 2, 3, 4, 5, 6, 8

8 Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня, в школе или в детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультация и т.д.) 1, 3, 6, 8, 11

9 Всевозможная помощь одинокой беременной женщине (встреча с ее родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и матери, оказание помощи в различных вопросах при взаимодействии с центральной территориальной социальной службой и администрацией района) 1 2 4 5 7 ? ? ? ? / , 10, 11, 12

10 Помощь разводящимся в принятии решения о разводе (психологическая, педагогическая, юридическая и т.д.) 4, 5, 6, 8

11 Информационная помощь в решении юридических вопросов (развод, потеря кормильца, ребенок, рожденный вне брака, размен жилой площади и т.д.) 4, 6

12 Работа с семьей "трудного" подростка 4, 5, 6, 7, 8, 9

13 Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного внесемей-ного пребывания детей и подростков (интернаты, детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка и т.д.) 5, 6

14 Постоянное взаимодействие с родителями, родственниками ребенка и педагогическим коллективом службы в период пребывания ребенка во временных службах пребывания детей (детские приемники, приюты, стационары и т.д.) 5, 6, 7

15 Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей 1, 3, 4,5

16 Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья, помощь в организации совместного отдыха матери и ребенка. 1, 3, 10, 11, 12

17 Помощь в организации полезного семейного досуга, пропаганда здорового образа жизни 6, 10, 11

Таблица 2

Программа помощи семьям, имеющим в своем составе мать-подростка

№ п/п Направления помощи Службы помощи

1 Педагогическое образование родителей по половому воспитанию детей и подростков 2, 3, 6, 9

2 Профилактика конфликтов и помощь в их разрешении в семье 4, 6, 9

3 Охрана прав, здоровья юной матери 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

4 Раннее выявление неблагополучия в семье 3, 5, 6

5 Коррекция поведения членов семьи по отношению к юной матери и новорожденному 2, 3, 6, 9

6 Помощь в продолжении образования, трудоустройстве 1, 6, 7, 10, 12

7 Помощь юной матери в адаптации в семье, в коллективе сверстников, в обществе 3, 6, 9

8 Помощь и контроль за получением всех материальных льгот и пособий, предусмотренных государством 1, 4, 6

9 Содействие юной матери в выполнении ею воспитательных функций по отношению к ребенку (служба нянь, медицинский патронаж, педагогическая, медицинская, психологическая консультации и т.д.) 1, 3, 6

10 Всевозможная помощь одинокой матери-подростку (встреча с родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и будущей матери, оказание помощи в различных вопросах взаимодействия с центральной социальной территориальной службой и местной администрацией и т.д.) 1, 2, 3, 6, 7, 8

11 Привлечение спонсоров, попечителей, благотворительных фондов, общественных организаций для оказания всесторонней материальной помощи одинокой матери-подростку 1, 6, 10, 11, 12

12 Профилактическая психолого-педагогическая работа с будущей матерью-подростком по предупреждению отказа от ребенка 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9

Таким образом, в работе по медико-социальной поддержке неполной семьи кроме учреждений здравоохранения должны участвовать органы социальной защиты, юридические организации, правоохранительные органы, учреждения воспитания и образования, службы психолого-педагогической помощи, общественные организации, благотворительные организации, различные фонды, службы попечения, спонсо-

ры, профсоюзные органы и другие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруй Б.П. О некоторых медикодемографических и социальных аспектах развития подростков / Б.П. Бруй, В.И. Дмитриев, М.М. Балыгин // Здравоохранение Рос. Федерации. - 1999. -№2. - С. 41-47.

2. Ваганов Н.Н. Здоровье женщин России / Н.Н. Ваганов. - М., 1998. - 96с.

3. Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л.В. Гаврилова. - М., 2000. - 160с.

4. Состояние и перспективы охраны репродуктивного здоровья населения России / А. Д. Царегородцев, Л.В. Гаврило-

ва, Д.И. Зелинская и др. // Планирование семьи. - 1997. - №1. - С. 2-8.

5. Шарафутдинова Н.Х. Медико-биологические и социально-гигиенические аспекты рождаемости (на примере Уфы) / Н.Х. Шарафутдинова, Н.Г. Кульмуха-метова // Здравоохранение Рос. Федерации. - 2002. - №3. - С. 16-18.

THE MODERN APPROACHES TO ORGANIZATION OF THE MEDICO-SOCIAL HELP TO THE

INCOMPLETE FAMILIES

V.Z. Kucherenko, V.B. Mysyakov

In article the approaches to development of the regional family programs are submitted. It is shown, that in modern conditions the incomplete families should become the prime addressees of the medico-social help. The tasks of separate services and organizations on work with incomplete families are resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.