Научная статья на тему 'Проблемы неполных отцовских семей и возможные пути их решения'

Проблемы неполных отцовских семей и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3759
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тулина Евгения Александровна

В статье дана характеристика понятия «неполная отцовская семья», проанализированы проблемы, с которыми сталкивается данная категория семей, разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с отцами-одиночками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы неполных отцовских семей и возможные пути их решения»

8. Социально-педагогическая помощь детям - жертвам семейного насилия : сб. науч.-метод, материалов / М. Н. Бородатая, И. И. Осипова, М. В. Злоказова [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Ершовой. — М. : Полиграф сервис, 2005. — 124 с.

9. Степанова О. В. Жестокое обращение с детьми в семье и его социальные последствия / О.В. Степанова // Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология : новые реалии и новые идеи». — СПб., 2000. — С. 261—264.

10. Уголовный кодекс РФ. Ст. 73. Условное осуждение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ukru.m>0глaвлeниe>03/73/mdex.htm. - Загл. с экрана.

Поступила 28.11.11.

ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНЫХ ОТЦОВСКИХ СЕМЕЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Е. А. Тулина

В статье дана характеристика понятия «неполная отцовская семья», проанализированы проблемы, с которыми сталкивается данная категория семей, разработаны рекомендации по совершенствованию социальной работы с отцами-одиночками.

Полной семьей принято считать семью с супружеской парой независимо от того, есть у них дети или нет. Хотя, например, А. И. Антонов полагает, что бездетную пару не следует считать в строгом смысле семьей, поскольку она не соответствует двум из трех видов родственных связей между членами семьи (супружество, роди-тельство и родство), которые он включает в свое определение семьи [1, с- 66].

Понятие неполной семьи нередко отождествляется с понятием семьи одинокой матери, что не совсем верно. Неполная отцовская семья характеризуется наличием главы семьи (отца) и ребенка либо нескольких детей. В некоторых случаях имеют место расширенные неполные отцовские семьи, они, как правило, отличаются совместным проживанием или ведением совместного хозяйства с близкими родственниками: бабушками, дедушками, тетями, дядями [10, с. 121].

В России в настоящее время насчитываются более ста тысяч отцов-одиночек. Больше всего мужчин-одиночек проживают в Алтайском крае. Только в Барнауле их насчитывается более 700 чел. [2]. Самый многодетный отец-одиночка Мордовии живет в Кадошкине. 53-летний Александр Ломакин в одиночку поднимает на ноги 7 детей [7, с. 6].

Вне зависимости от причины формирования неполные семьи, безусловно, сталкиваются с рядом проблем. При этом проблемы одиноких отцов, воспитывающих ребенка до 3 лет, существенно отличаются от трудностей тех, чьи дети находятся в подростковом возрасте. Проблемы отцовской неполной семьи специфичны:

— проблема в материальном обеспечении семьи. Большинство неполных семей, и в том числе отцовских, имеют один источник дохода и в связи даже с временной нетрудоспособностью отца финансовое благополучие семьи подвергается угрозе. Одинокие отцы к тому же лишены возможности пользоваться теми социальными гарантиями, которые есть у одиноких матерей, исключение составляют только выплаты по потере родителя, объем которых мало что меняет в позитивную сторону.

Как отмечает социолог И. Е. Калабихи-на, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» (в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины) и «зависимых от пособий» (семьи, где социальные пособия составляют более 25 % семейного бюджета). В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9 %, а доля «зависимых от пособий» — 18,9 % от их числа [6, с. 95];

© Е. А. Тулина, 2012

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 J № 1

— проблема совмещения социальной роли отца (главы семьи) и профессиональных ролей. Отцы вынуждены работать в нескольких местах для обеспечения необходимых средств на содержание ребенка. В данных семьях зачастую складывается ситуация, когда работающему родителю не с кем оставить ребенка, за которым требуется осуществлять присмотр, она к тому же может осложняться частыми болезнями детей. Родственники в этом случае могут оказать в основном временную помощь, а чтобы нанять специалиста, большинству мужчин не хватает средств;

— проблема поиска брачного партнера. У большинства одиноких отцов отмечается значительное затруднение в поиске нового брачного партнера. Состояние острого горя, вызванного потерей объекта привязанности, приводит мужчину к экзистенциальному кризису, который отражается на всех сферах его жизнедеятельности. Помимо этого имеются препятствия со стороны детей, которые испытывают серьезные психологические трудности в принятии новой жены отца (особенно если дети являются подростками);

— проблема ассимиляции детьми паттернов полоролевого поведения. Неполная отцовская семья испытывает затруднение в усвоении паттернов полоролевого поведения в силу своей структурной неполноценности. Одним из благоприятных факторов для неполной отцовской семьи является преобладание женщин в кадровом составе таких институтов социализации, как детские сады, школы, вузы;

— проблема негативных стереотипов восприятия неполной отцовской семьи со стороны государства. Неполная материнская семья в отличие от неполной отцовской пользуется большей поддержкой со стороны социума и государства, следовательно, она имеет более проработанную систему социальной поддержки. Для неполной отцовской семьи система социальной поддержки практически не развита вследствие отсутствия знаний о структуре потребностей данных семей [5, с. 23].

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной отцовской семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [4,

с. 109].

Установлено, что дефекты в структуре родительской семьи усиливают ее криминогенный потенциал. Адъюнкт НИИ МВД РФ И. А. Двойменный и кандидат юридических наук, начальник отдела НИИ МВД РФ В. А. Лелеков проводили специальное исследование, чтобы изучить влияние семьи на преступность несовершеннолетних. Ими проанкетированы 1 340 семей подростков, совершивших преступление, в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях (основная группа), а также 150 семей старшеклассников Воронежской школы № 75 (контрольная группа). Выяснилось, что почти половина подростков, совершивших преступление, воспитывались в неполной семье [3, с. 54].

В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще (в 2 —4 раза), чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46 % воспитывались в неполной семье [8, с. 105].

В свете вышеперечисленных проблем (хотя ими ни в коем случае не исчерпываются все трудности неполной отцовской семьи) основная задача социальной поддержки данного вида семей видится в оказании адекватного социального содействия и активизации внутренних ресурсов адаптации к возникшим деструктивным условиям, а также в развитии адресной социальной поддержки.

В настоящее время социальная работа располагает широким спектром технологий, позволяющих оказывать оптимальную социальную поддержку всем видам и типам семей. Такая технология, как группа само- и взаимопомощи, получила широкое распространение на Западе как форма социальной поддержки неполной семьи. Организация подобных групп в условиях современной России позволит активизировать внутренние ресурсы адаптации неполной отцовской семьи при относительно небольших затратах на их поддержание.

Для неполных отцовских семей, образовавшихся в случае развода родителей, необходимо создать службу психологической послеразводовой реабилитации самих разводящихся и их детей. Их можно было бы организовать при судах. В этом случае социальный работник будет помогать бывшим супругам договариваться об участии матери и ее родственников в воспитании детей, а также содействовать одинокому родителю в урегулировании других вопросов, затраги-

Серия «Социологические науки»

вающих интересы ребенка (например, в размене жилья).

С целью предотвращения негативных последствий разводов для детей, возможно, следует разработать юридические меры привлечения к воспитанию отдельно проживающего родителя, если он уклоняется от выполнения своих родительских обязанностей. Быть может, именно социальный работник, тщательно изучив сложившуюся ситуацию, сумеет убедить мать в необходимости встреч с ребенком и поможет найти наиболее удобные для всех формы их общения.

Было бы правильно, если бы каждый одинокий отец смог обращаться к психоло-гу-консультанту по поводу проблем воспитания ребенка (пока эта возможность существует не во всех городах). В процессе такого консультирования специалист может не только скорректировать поведение отца в процессе воспитания, но и помочь ему осознать собственные личностные проблемы, которые обычно непосредственно отражаются на ребенке.

Значительную поддержку одиноким родителям оказывают различные формы организации свободного времени школьников: кружки, секции, клубы по интересам, а также группы продленного дня. Учитывая, что большинство одиноких отцов вынуждены работать, что называется круглосуточно, то развитие сети подобных учреждений было бы весьма кстати. Принимая во внимание тот факт, что большинство неполных отцовских семей относятся к категории малообеспеченных, можно сделать занятия в кружках бесплатными или со значительными льготами. В этом случае в обязанности социального работника входила бы помощь одиноким отцам устраивать детей в интересующие их секции и кружки, а также специалист социальной службы сам организовывал бы их как силами родителей, так и в школьных и дошкольных учреждениях.

Мы говорили о том, что дефекты в структуре родительской семьи усиливают ее криминогенный потенциал. Исходя из этого утверждения, стоит пересмотреть формы работы с «трудными» подростками по месту жительства. Ситуацию отклоняющегося поведения необходимо тщательно проанализировать школьному психологу вместе с социальным работником по месту жительства, с тем чтобы попытаться устранить его причины: отсутствие у отца возможности в достаточной мере контролировать ребенка; проблемы во взаимоотношениях ребенка с отцом или со сверстниками; небрежное отно-

шение отца к своим родительским обязанностям и др.

Подросткам, воспитывающимся в неполных отцовских семьях, социальный работник может подыскать работу во вне-учебное время и особенно в период школьных каникул. Ведь по российскому законодательству подросток может начать официально работать с 14 лет (с согласия родителей). Заглянув на один из популярных интернет-ресурсов по поиску работы RABOTA.RU, мы можем увидеть, что самыми распространенными вакансиями для несовершеннолетних являются курьер, про-моутер и сотрудник ресторана быстрого питания [ 9 ].

На том же портале приведен опыт Германии по трудоустройству подростков. Его также можно взять на заметку нашим социальным службам. Так, в Германии несовершеннолетние могут работать с 13 лет (с согласия родителей), правда не больше 3 часов в день помогать в уборке урожая и не больше 2 часов, если разносят газеты или собирают мячи на теннисном корте. В 15 лет можно работать 4 недели подряд при условии каникул [9].

Возвращаясь к воспитанию трудных подростков, следует отметить, что иногда необходима корректировка поведения самих педагогов, которые «навешивают» на ребенка из неполной семьи ярлык «трудного», что в дальнейшем побуждает его вести себя в соответствии с такой «репутацией». Бывает и так, что отец дает убедить себя в том, будто все беды от нехватки женского* влияния, которого «ничем не заменишь». Это снижает его ответственность за возможность собственными усилиями компенсировать отсутствие матери в процессе воспитания ребенка.

Как можно материально помочь неполной отцовской семье? Сейчас и на республиканском, и на местном уровнях создаются различные фонды социальной поддержки населения.

Неполная отцовская семья может стать объектом помощи со стороны этих фондов на следующих основаниях: помощь семьям с низкими доходами, как это делается во многих зарубежных странах. На местном уровне такая помощь может включать целевые денежные выплаты (на питание, лечение), беспроцентные ссуды на приобретение жилья и мебели; натуральные выплаты — вещевые посылки, наборы пищевых продуктов и т. п.

Стоит также задуматься о введении специальной поддержки одиноких отцов с ма-

156

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1

ленькими детьми. В рамках такой программы они могли бы получать существенную помощь из местных бюджетов до достижения ребенком 3 лет, если у них в этот период нет возможности работать. Отдельно должна быть продумана социальная поддержка семей, где одинокий отец воспитывает двоих и более детей.

Важное направление материальной поддержки неполной отцовской семьи — обеспечение занятости главы семейства, по различным причинам лишившегося работы, или содействие в поиске работы с более высоким окладом. Так, одним из направлений помощи одинокому отцу могло бы быть обеспечение его работой в режиме неполной занятости.

На местном уровне должен быть решен вопрос о том, чтобы принимать в детские дошкольные учреждения в первую очередь детей одиноких родителей; (в том числе вдовых и разведенных). При таких учреждение ях можно сформировать дополнительные группы — вечерние или выходные. *

Следует принять во внимание, что одинокие отцы нуждаются в помощи профессиональных нянь. При этом институт нянь должен выйти из частного сектора и перейти в государственный. Более правильно было бы организовать его официально в системе народного образования или в создающихся ныне службах социальной защиты детей. В свою очередь под эгидой службы нянь социальный работник мог бы помочь одиноким отцам организовать различные формы кооперации по уходу за детьми (например, для того чтобы заниматься с ними по вечерам или встречать их после школы).

Служба нянь вполне может функционировать по принципу самоокупаемости при условии льготного налогообложения (или вообще без налогов), причем стоимость такого рода услуг для малообеспеченных се-

мей (значительную часть которых и составляют неполные отцовские семьи) может быть ниже за счет средств, получаемых от предоставления подобных же услуг состоятельным семьям. Вероятно, в условиях безработицы к такому роду деятельности можно будет привлекать и молодых мужчин.

Однако помощь одиноким отцам и их семьям не может и не должна ограничиваться только материальной поддержкой. Такая семья нуждается в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений, в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, родственниками, знакомыми, сослуживцами, социумом в целом. Подобные ситуации предполагают консультативную и реабилитационную деятельность социальных служб, направленную на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности; выявление и преодоление затруднений.

Таким образом, можно сделать вывод, что неполные отцовские семьи сталкиваются с рядом проблем. Основные проблемы семей одиноких отцов — материальная; проблема совмещения профессиональной роли и роли домохозяина; проблема воспитания детей (особенно противоположного пола), проблема психологической адаптации к сложившейся ситуации. Подводя итог, хотелось бы отметить, что большая часть проблем неполных отцовских семей так и будет оставаться нерешенной до тех пор, пока в российском законодательстве официально не будет закреплено понятие «отец-одиночка». Проблемы одиноких отцов и их детей могут быть разрешены, если будет активно развиваться нормативно-правовая база, касающаяся соответствующих пособий и льгот.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд-во МГУ ; Изд-во Между нар. ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. — 304 с.

2. В России насчитывается более ста тысяч отцов-одиночек [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uisrussia.msu.ru/docs/http/demoscope.ru/weekly 023/strimir01 .php? QueryID=719316&HighlightQuery=2719316#24. - Загл. с экрана.

3. Двойменный И. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних (по материалам Центрально-черноземного региона) / И. А. Двойменный, В. А. Лелеков // Социол. исследования. - 1993. — № 10. — С. 54-59.

4. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социол. исследования. — 2001. — № 11. — С. 108—113.

5. Зачепило Е. Проблемы социальной поддержки неполной отцовской семьи / Е. Зачепи-ло // Человеч. ресурсы. — 2004. — № 1. — С. 21—25.

Серия 4Социологические науки» 1

6. Калабихина И. Е. Российская неполная семья : перспективы и реалии. Теоретический и практический аспект экономического развития / И. Е. Калабихина. — М. : ТЕИС, 1997. — 264 с.

7. Киреева Е. Семеро для одного... Самый многодетный отец-одиночка Мордовии живет в Ка-

дошкине / Е. Киреева // Столица С. — 2008. — № 8.

8. Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних / В. А. Лелеков, Е. В. Кошелева // Инновационные процессы в российском праве, экономике и исторической науке : сб. материалов Междунар. науч.-иракт. конф. : в 2 ч. Право. — Шадринск : ШГПИ. — 2009. -

Ч. 1. - С. 98-108.

9. Работа для несовершеннолетних // Портал RABOTA.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rabota.ru/guide/career/rabota_dIja_nesov егБЬеппо letnih.html. — Загл. с экрана.

10. Тюгашев Е. А. Семьеведение : учеб. пособие / Е. А. Тюгашев. — Новосибирск : СибУПК,

2006. - 194 с.

Поступила 28.11.11.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Е. А. Чапаева

В статье дана общая характеристика сущности и значения социального посредни-I чества как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инва-

лидов.

( В современной России многие катего-| рии семей могут быть отнесены к разряду \ социально уязвимых. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, входят в их число и объективно нуждаются в повышенной соци-! альной защите.

к

{ Инвалидность в детском возрасте — это | «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность | включения ребенка в адекватные возрасту ( воспитательные и педагогические процессы, | в связи с чем возникает необходимость в | постоянном дополнительном уходе за ним, [ помощи или надзоре» [3, с. 282]. Необхо-! димость повышенной заботы о ребенке-инва-] лиде влияет на личностные особенности | всех членов такой семьи и характер взаимо-\ отношений между ними, создавая специфи-( ческий микроклимат, порождая дефицит | общения, материальные затруднения, изме-| нение трудовой и социальной активности

I

взрослых и детей. Другими словами, семьи с детьми-инвалидами — это семьи с особым социальным статусом, со специфическим комплексом медико-социальных, социально-правовых , социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых и иных проблем.

В социальной работе с данными семьями применяются различные технологии: социальная диагностика, социальная профилактика, социальное консультирование, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная реабилитация и др. Одним из неотъемлемых элементов данной деятельности, ее важной функцией и технологией является также социальное посредничество.

В. И. Ожегов в своем знаменитом «Словаре русского языка» трактует посредничество как «...содействие соглашению, сделке между сторонами» [1, с. 522]. В других источниках, например, в «Современной энциклопедии социальной работы»

© Е. А. Чапаева, 2012

158

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 [ № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.